Шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, предшественник второго позитивизма (эмпириокритицизма, махизма), экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Биографии, истории, факты, фотографии Дэвид

  • Дата: 14.12.2023

Hume, 1711-1776) - англ. философ. Развивая идеи эмпирической психологии, основы которой были заложены Дж. Локком, Ю. выступал против признания существования души как субстанционального носителя сознания: существуют только впечатления и их бледные копии (идеи) как единицы сознания. Оба класса явлений сознания бывают простыми и сложными. Сложные явления образуются на основе суммации простых. Работа сознания, по Ю., подчиняется определенным общим закономерностям, которые действуют столь же непреложно, как и в природе (течение мыслей, напр., происходит не через произвольное и случайное комбинирование мыслей, а по ассоциативным связям, приобретенным в прошлом опыте).

Ю. выделял ассоциации по сходству (контрасту), по смежности в пространстве и в времени, по причинности. Распространив принцип ассоциации на объяснение всех познавательных процессов, Ю. сыграл существенную роль в становлений ассоцианизма и развитии "естественнонаучной" парадигмы в психологии. (Е. Е. Соколова.)

ЮМ Дэвид

Великий английский психолог и философ Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии, городе Эдинбурге. Его отец был небогатым дворянином, занимался юридической практикой. И отец и мать Юма хотели, чтобы он пошел по родительским стопам и также стал юристом, но Давид рано осознал, что его абсолютно не интересует данного рода деятельность. Уже будучи подростком, он поставил в известность своих родителей, прямо заявив им, что чувствует огромное отвращение к любому занятию, кроме литературы, философии и психологии. Но для этого требовалось получить образование, которое стоило больших денег, которых у отца Юма не было. Несмотря на это, Давид все же начал посещать Эдинбургский университет, где он жадно читал труды по психологии и философии. Но вскоре ему все же пришлось пойти в коммерцию, чтобы добывать средства к существованию. Для этого Юм поехал в Бристоль, где и попробовал себя в роли коммерсанта. Как коммерсант Давид потерпел полное фиаско. К этому времени отец его уже умер. Давид принял решение отправиться во Францию, чтобы там продолжить образование. Мать не возражала против этого. И в 1734 г. Давид Юм поплыл во Францию, где пробыл три года, из которых большую часть прожил в городе Ля-Флеш (в этом городе когда-то учился Декарт). Сначала Юм решил посвятить свою жизнь литературе, но за то время, пока жил во Франции, он написал не какой-нибудь роман или повесть, а свою первую крупную работу, которая называлась он «Трактат о человеческой природе» и состояла из трех книг. Давид опубликовал его в Англии, в Лондоне; он вышел в свет в 1738-1740 гг. Первая книга этого трактата была посвящена развитию теории познания, вторая - психологии человеческих аффектов, а третья - проблемам теории морали. В этом трактате содержится практически уже полностью созревшая знаменитая теория Юма. Сразу чувствовалось, что данное сочинение писал оригинальный и талантливый автор, хотя, конечно, на Юма повлияли труды Локка, Ньютона, Беркли, Цицерона, Бейля, Бэкона, Монтеня, Шефтсбери, Хатче-сона и других ученых. Этика Юма - это не второй план его учения, а вторая, и главная, его часть. В ней изучение «человеческой природы» достигает своего апогея. Юм больше всего сил в своей жизни отдал развитию психологии морали. Юм считал, что человеческая природа неизменна по своей сути, и все поступки человека подчинены жесткому детерминизму. Он соглашается с Хатчесоном и Шефтсбери в том, что этика является делом чувства и интуиции, а отнюдь не размышления. «Правила морали, - пишет Юм, - не являются заключениями нашего разума... Ценность наших поступков не состоит в их согласии с разумом, так же как их предосудительность не заключается в противоречии последнему». Момент иррациональности, который присутствует в этих установках, Юм объясняет так: «Там, где разбужены аффекты, нет места для свободного воображения. Человеческий ум, будучи по своей природе ограничен, не может проявить свои способности сразу одновременно, и чем больше преобладает активность одной из них, тем меньше остается у него возможности для проявления других». Своеобразно подойдя к учению Исаака Ньютона о гравитации, Юм толкует «симпатию» как некий вид притяжения между людьми. У Гоббса он почерпнул полное отрицание какой бы то ни было сверхъестественной морали, хотя бы она и имела, по мнению некоторых, божественное происхождение. Но один из основных пунктов учения Юма составляют выявленные и описанные им многочисленные факты человеческой психики, ее эмоционального содержания, т.е. «рефлексии». Второй том «Трактата о человеческой природе» составляет изучение аффектов желания и отвращения, радости и печали, злобы и благожелательности, униженности и гордости, отчаяния и надежды и т.д. и их ассоциативных взаимодействий. Юм уверен, что этика должна быть превращена прежде всего в психологию аффектов или хотя бы на нее опираться, для того чтобы стать научной дисциплиной. Исходя из его теории, можно сказать, что и добродетель и порок не являются чем-то объективным. Все моральные оценки не ложны и не истинны, они просто являются данностью, так же как взгляды, побуждения и поступки людей. Юм видит главный способ мышления в ассоциациях посредством чувственных образов. Он выделял три вида ассоциативных связей: по сходству, по смежности в пространстве и времени, по причинно-следственной зависимости. В пределах этих видов ассоциируются впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности к продолжению переживаний, которые возникали ранее. Надо сказать, что данный труд читатели не поняли и не приняли. Вероятно, Юм опередил свое время, и общество пока еще не было готово к принятию его теории. Сам Юм говорил о данном явлении так: «Едва ли чей-нибудь литературный дебют был менее удачен, чем мой «Трактат о человеческой природе». Он вышел из печати мертворожденным, не удостоившись даже чести возбудить ропот среди фанатиков. Но, отличаясь от природы веселым и пылким темпераментом, я очень скоро оправился от этого удара...» Первый трактат Юма явился главным сочинением его жизни; написан он был достаточно простым для понимания обывателя языком, но общая структура его была не так проста. Вдобавок почему-то распространились слухи о том, что Юм - атеист. Это обстоятельство потом не раз мешало ученому на протяжении всей его жизни и служило препятствием к получению должности преподавателя в университете, хотя он прилагал большие усилия к этому в своем родном городе Эдинбурге и в Глазго. В начале 1740-х гг Юм делает попытки популяризировать свою теорию, написав для этого «Сокращенное изложение...». Однако и эта работа у читателей успеха не имела. В те годы Юм наладил связи с важными представителями шотландской духовной культуры. Он подружился с Адамом Смитом и Хатчесоном. В 1741 - 1742 гг. Юм опубликовывает свой новый труд, который называется «Моральные и политические очерки». В этой книге он рассматривает различные общественно-политические проблемы. Данная книга была написана живым, ярким языком и имела успех у публики - после ее выхода Юм стал широко известен. За свою жизнь Юм написал около 50 очерков, которые затем многократно переиздавались. Среди них знаменитые эссе «О бессмертии души», «Эпикуреец», «О самоубийстве», «Стоик», «Скептик», «Платоник». В середине 40-х гг. XVIII в. Юм опять начал испытывать финансовые проблемы, вследствие чего он становится сначала ком- паньоном некоего душевнобольного маркиза Анэндала, а потом - секретарем генерала Сен-Клера, вместе с которым Юму пришлось участвовать в военной кампании в Канаде, а затем находиться в составе военных миссий в Турине и Вене. В Италии Юм переделал первую книгу «Трактата о человеческой природе» в «Исследование о человеческом познании». Этот труд вышел в свет в Англии в 1748 г., но по прихоти судьбы опять-таки не имел успеха у читателей. Не оправдал надежд и сокращенный вариант третьей книги «Трактата...», вышедший под названием «Исследование о принципах морали». Однако сам Юм считал его лучшим из всего, что он написал за свою жизнь. Юм возвращается в родную Шотландию. В 1752 г Общество юристов выбирает его своим библиотекарем. Эта должность не приносила Юму практически никаких доходов, но зато давала возможность пользоваться обширной библиотекой. В это время он пишет свой знаменитый труд «История Англии», первый том которого вызвал у англичан бурю негодования. Но следующие тома были встречены публикой более благожелательно. Всего вышло 6 томов. Сочинение имело успех и на материке и было переиздано во Франции. После этого Юм писал: « …я сделался не только обеспеченным, но и богатым человеком, вернулся на родину, в Шотландию, с твердым намерением более не покидать ее...» Но эти безоблачные планы Юма вскоре изменились благодаря неожиданным событиям. В 1763 г. закончилась война между Францией и Англией из-за колоний, а после этого Юма пригласили занять пост секретаря английского посольства во Франции И в течение двух лет он находился во Франции на дипломатической службе. В Париже, в отличие от Британии (где в течение многих лет Юм незаслуженно не пользовался популярностью), он был окружен общим почитанием и восхищением Он даже думал остаться там навсегда, но от этой идеи его отговорил Адам Смит. Юм активно переписывался с Монтескье и Гельвецием, дружил с Д Аламбером, переписывался с Вольтером. В приятельских отношениях он находился с Гольбахом и Руссо. Французские просветители высоко ценили его труд «Естественная история религии», которая вышла в свет в 1757 г. Особенно активно эту работу на материке популяризировал французский историк-просветитель Шарль де Бросс. В 1766 г. Юм возвращается в Британию. В течение двух лет он занимает пост помощника государственного секретаря. В 1769 г. Юм выходит в отставку и наконец возвращается в свой родной город. Он начинает воплощать свою давнюю мечту - собирает вокруг себя талантливых в разных областях искусства и науки людей. Юм становится секретарем Эдинбургского философского общества и активно занимается просветительской деятельностью. В начале 1770-х гг. Юм много раз возвращался к работе над своим последним значительным трудом «Диалоги о естественной религии». Данный труд он при жизни опубликовать не захотел, поскольку опасался преследований со стороны церкви. Но в 1775 г. у Юма обнаружились признаки серьезной болезни, и он решил позаботиться о посмертной публикации данного сочинения. Давид Юм умер в августе 1776 г., когда ему было всего 65 лет.

Давид Юм (1711-1776) – выдающийся английский философ-эмпирик. Основной задачей философии считал всестороннее изучение человека с позиции эмпиризма. Философии Юма присущи идеи сомнения и скептицизма. Одно из центральных мест в его философии занимает проблема причинности. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний источник ощущений. Основные произведения Давида Юма: «Трактат о человеческой природе», «Исследования о человеческом познании», «Исследование о принципах морали».

По мнению Юма, предметом философии должна быть человеческая природа. Он убежден, что «наука о человеческой природе» является более важной, чем физика, математика и остальные науки, потому что все эти науки «в различной мере зависят от природы человека». Если бы философия смогла бы полностью объяснить «величие и силу человеческого разума», то люди сумели бы добиться огромного прогресса и во всех других областях знания.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Юм исключил из опыта весь внешний мир и связал опыт с восприятиями. Восприятия он делит на два вида – впечатления и идеи. Впечатления – это «образы внешних объектов, сообщаемые уму нашими чувствами, а также аффекты и эмоции». Впечатления делятся на внутренние (аффекты или эмоции) и внешние (восприятия или ощущения). Всё состоит из впечатлений. Идеи же являются слабыми и тусклыми восприятиями, поскольку образуются из размышлений о каком-либо чувстве или объекте, которого нет в наличии.

По мнению Юма, в самой природе человека заложено тяготение к социальной жизни, одиночество мучительно и невыносимо. Так, с точки зрения Юма, к возникновению общественных связей ведут родительские, родственные отношения между людьми.

Юм предлагает такое понимание социального развития. На первой его ступени складывается семейно-общественное состояние, в котором действуют определенные нормы морали, но нет органов принуждения, нет государства. Второй его ступенью является общественно-государственное состояние. Оно возникает в результате «увеличения богатств и владений», которое вызывало столкновения и войны с соседями.

Юм в своей философии показал, что знание, основанное на опыте, остается всего лишь вероятностным и никогда не может претендовать на необходимость и общезначимость. Всякое знание, по Юму, может быть лишь вероятностным, но не достоверным.

Философия Юма имела большое влияние на дальнейшее развитие европейской философии.

Философия Иммануила Канта.

Великий ученый и исследователь был убежден, что у философии есть только одна задача – дать четкий ответ на четыре вопроса, формирующих всю сущность человеческого разума и жизни:

1. Что я могу знать? Рассуждения по этому вопросу изложены в труде «Критика чистого разума». По мнению Канта, знание, доступное человеку, носит всегда субъективный характер, так как он может познать лишь то, что может себе представить, что доступно его разуму. На самом же деле вещи непознаваемы. Таким образом, нельзя ничего точно знать, можно лишь иметь собственное мнение и собственную веру во что-то.

2. Что я должен делать? Ответы на этот вопрос Кант убежден, что любой поступок человек зависит от трех факторов: долга, страха и склонности. Разум каждого индивидуума сам назначает мерки его нравственности и руководит действиями. Но при этом самые нравственные поступки – это те, которые совершаются из чувства долга. В таком случае все сводится лишь к одной дилемме: как совершать поступки, следуя голосу разума и склонности, но при этом, не нарушая долга и оставаясь счастливым?

3. На что я могу надеяться? Подразумевается – действительно ли можно что-то получить взамен нравственного поведения и исполненного долга? Рассуждения по поводу морали, личного счастья, религии, просвещения и свободы выбора.

4. Что такое человек? Чтобы дать ответ на этот последний вопрос, Кант обращается к антропологии. На основе его труда можно сделать вывод, что человек может быть и даже бывает нравственным, не уклоняющимся от выполнения своего долга, несмотря на все свои слабые стороны, недостаток мужества и силы воли. Более того, при всем этом он все-таки может жить счастливо. Также Кант делает интересные выводы по поводу поведения мужчин и женщин, анализирует явление «мода», напрямую связывая его с тщеславием.

В чем сложность философии Канта

Труды Канта, его умозаключения и рассуждения всегда были сложны для восприятия публике, во все времена. Отчасти ввиду путаных речевых оборотов, не сглаживаемых даже переводами с оригинального языка, отчасти из-за большого объема. Даже в сокращенном варианте трактаты Канта насчитывали до тысяч страниц.

Философские взгляды Фихте.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера. В них излагалась «практическая философия», в которой он пытался определить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.

Опираясь на философию Канта, Фихте хочет выяснить, в чем состоит сущность науки. И Фихте создает, по существу, философию науки, наукоучение, исходным пунктом которой является сознание «Я». Первое основоположение наукоучения заключается в самосознании, которое в словесной форме фиксируется, как Я есть, Я есть Я . «Я есть» - это нечто уникальное в том смысле, что оно само себя порождает. Действие самосознания – это самопорождение.

Второе основоположение вводит категорию отрицания: "не-Я" не есть "Я" . "Не-Я" существует лишь постольку, поскольку оно полагается "Я". "Всякая противоположность, как таковая, – пишет Фихте, – существует лишь в силу действия Я, а не по какому-либо другому основанию. Противоположность полагается вообще только силою «Я». Фихте вынужден допустить существование чего-то, находящегося вне сознания и даже противоположного ему. Оказывается, что существование чистого "Я" невозможно без допущения "Не-Я".

Третье основоположение . Теперь речь у Фихте идет о конкретных предметах и эмпирическом человеке. Чистое "Я" – это что-то сверхчувственное. Эмпирическое Я – это чувственное, земное, временное.

Фихте стремился понять реальное взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания. Он рассматривал взаимодействие Я и не-Я. По его мнению, понять деление Я на «абсолютное» и «эмпирическое» и их взаимодействие с не-Я позволяет «наукоучение». Именно «наукоучение» позволяет проникать в надындивидуальный, сверхчеловеческий, мировой дух, который он называет «духовной субстанцией».

В философском творчестве Фихте различают два периода: период философии деятельности и период философии Абсолюта. Под деятельностью Я Фихте понимает, прежде всего, нравственное поведение субъекта. Стать свободным и достичь благодаря этому своей активности – нравственный долг человека. Фихте приходит к важному выводу, что к осознанию свободы как высшей ценности люди приходят в определенных исторических условиях, на определенной ступени общественного развития. Вместе с тем Фихте считал свободу неотъемлемой от знаний и возможной лишь при достаточно высоком уровне развития духовной культуры человека.

Важнейшим достижением философии Фихте этого периода является разработка диалектического способа мышления. Он пишет о противоречивости всего сущего, единстве противоположностей, предлагает рассматривать противоречие как источник развития. Для Фихте категории – это не совокупность априорных форм рассудка, а система понятий, вбирающих знания, которые развиваются в ходе деятельности Я.

Практическая философия Фихте – это, прежде всего, его учение о нравственности, праве и государстве. Понятие свободы, обращенное к праву, государству и этике, под влиянием И. Канта (а также социальных идей Ж.Ж. Руссо) стало для Фихте центральным при рассмотрении этики, права и государства. Свобода состоит в подчинении человека законам через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. Государство же обязано обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир – это, по Фихте, мир буржуазной частной собственности. Государство – это организация собственников. Это положение Фихте содержит глубокую догадку об экономической и социальной природе государства.


Английский философ, историк и экономист Давид Юм (1711 - 1776) как бы подытожил эволюцию британской философии от тяготеющего к материализму эмпиризма к субъективному идеализму Беркли. Он стал прародителем большей части философских учений двух последующих столетий. Основной труд Д. Юма “Трактат о человеческой природе” (1739 - 1740). В течение ряда лет он находился на дипломатической службе. В Париже им был найден благосклонный прием со стороны французских материалистов в 1763 - 1766 гг.

Юм как философ испытал влияние со стороны идей Беркли. Однако в отличие от Беркли - воинствующего поборника идеализма и религии, Юм - скептик. Эдинбургский мыслитель стремится избежать крайностей философии Беркли и открытого конфликта с выводами естествознания.

Как и Беркли, Юм исходит из того, что источник познания - в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество. При этом он ссылался на то, что никакой человеческий опыт не может доказать существование божества. Между тем для Юма неприемлемо и представление материалистов, по мнению которых ощущения являются результатом взаимодействия человека и объективного мира. Он утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. Юм полагал, что человек не в состоянии установить какое-то соотношение между образом и породившим ᴇᴦο объектом.

Что касается причинной связи явлений, то она, по ᴇᴦο мнению, в случае если и существует, то непознаваема. Он полагал, что источником знаний о порядке вещей служат не теоретические изыскания, а вера. Согласно Юму, результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума. Недооценка значения научного знания и преувеличение роли здравого смысла со стороны эдинбургского мыслителя - своеобразная реакция на чрезмерные претензии разума, науки в эпоху просвещения, когда затем обнаруживается, что они не могут исполнить обещания.

Скептическая философия Юма делает уступку агностизму, отвергающему познание мира или сомневающемуся в том, что человек способен иметь знание о мире.

Историческое значение философии Д. Юма состоит в том, что ᴇᴦο скептицизм заставил философов, живших после него, продолжить осмысление теории и психологии познания, а также направлять усилия на исследование проблем этики.

Читайте также

  • - Развитие в Англии идей Локка в идеалистическом направлении: Джордж Беркли (1686–1753) и Давид Юм (1711–1776).

    Джордж Беркли (1686–1753) -английский философ, ­яркий противник материализма и атеизма. Его идеи в значительной мере определили и мировоззрение Д. Юма как в области философии в целом, так и в области психологии. Джордж Беркли родился и получил образование в Ирландии. Он был...

  • Английский историк, философ, экономист. В "Трактате о человеческой природе"

    (1748) развил учение о чувственном опыте (источника знаний) как потоке

    "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа

    считал неразрешимой Отрицал объективный характер причинности и понятие

    субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. Учение Юма - один из источников

    философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

    Дэвид Юм родился в 1711 году в столице Шотландии Эдинбурге, в семье небогатого

    дворянина, занимавшегося юридической практикой Близкие маленького Давида

    надеялись, что и он станет юристом, но, еще будучи подростком, тот заявил им,

    что испытывает глубочайшее отвращение к любому занятию, кроме философии и

    литературы. Однако отец Юма не имел возможности дать своему сыну высшего

    образования И хотя Давид начал было посещать Эдинбургский университет, ему

    вскоре пришлось отправиться в Бристоль попробовать свои силы в коммерции Но на

    этом поприще он потерпел неудачу, и мать Юма, на которую после смерти мужа легли все заботы о сыне, не стала препятствовать его поездке во Францию, куда он и отправился в 1734 году, чтобы получить образование. Дэвид жил там в течение трех лет, из которых значительную часть провел в иезуитском колледже Ля-Флеш, где когда-то

    учился Декарт. Любопытно, что оба эти воспитанника иезуитов стали главными

    выразителями принципа сомнения в новой философии

    Во Франции Юм написал "Трактат о человеческой природе", состоявший из трех книг,

    рассматривались вопросы теории познания, во второй - психология человеческих

    аффектов, а в третьей - проблемы теории морали.

    К главным для своей философии выводам Юм пришел сравнительно рано - в 25-летнем

    возрасте. Вообще все собственно философские работы, если не считать популярных

    очерков, были написаны им до 40 лет, после чего он посвятил себя истории и

    просветительской деятельности

    В трактате почти нет точных ссылок на отечественных авторов, ибо он писался

    вдали от больших британских библиотек, хотя латинская библиотека в иезуитском

    колледже в Ля-Флеш была довольно большой. Труды Цицерона, Бейля, Монтеня,

    Бэкона, Локка, Ньютона и Беркли, а также Шефтсбери, Хатчесона и других

    английских моралистов, которые Юм изучал в юности, оказали на него очень большое

    влияние. Но Юм стал вполне оригинальным философом.

    Поразительно рано созревшая и казавшаяся современникам во многом странной

    философия Юма сегодня признана неотъемлемым звеном в развитии английского

    эмпиризма (направление, которое считает чувственный опыт единственным источником

    знания) от Ф. Бэкона к позитивистам, которые считают знание лишь совокупным

    результатом специальных наук, а исследование мировоззренческих проблем, по их

    мнению, вообще не нужно.

    Юм, придав решающее значение данным органам чувств в познании реальности,

    остановился в сомнении перед вопросом о бытии реальности, поскольку не верил в

    пределами и., вся творческая сила ума сводится лишь к способности соединять,

    перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувством и

    опытом". Это свидетельствует об эмпирическом характере его философии.

    Юм, как и предшествующие ему эмпирики, доказывал, что принципы, из которых

    строится познание, имеют не врожденный, а эмпирический характер, ибо получены из

    опыта. Однако он выступает не только против априорных допущений, врожденных

    идей, но и не верит органам чувств Иными словами, Юм сначала сводит все знания о

    мире к опытному познанию, а затем психологизирует его, сомневаясь в

    объективности содержания чувственных впечатлений. В "Трактате о человеческой

    природе" Юм пишет, что "скептик продолжает рассуждать и верить, хотя и

    утверждает, что не может защищать свой разум при помощи разума; в силу тех же

    причин он должен признавать и принцип существования тел, хотя и не может

    претендовать на доказательство его истинности с помощью каких бы то ни было

    аргументов..."

    Читающая публика не поняла оригинальности труда Юма и не приняла его. В своей

    автобиографии, написанной им за полгода до смерти, Юм высказался об этом так:

    "Едва ли чей-нибудь литературный дебют был менее удачен, чем мой "Трактат о

    человеческой природе" Он вышел из печати мертворожденным, не удостоившись даже

    чести возбудить ропот среди фанатиков Но, отличаясь от природы веселым и

    пылким темпераментом, я

    очень скоро оправился от этого удара и с большим усердием продолжал мои Занятия

    в деревне".

    Главное философское сочинение Юма было написано, пожалуй, не таким уж трудным

    для понимания языком, но нелегко было разобраться в общей структуре

    произведения. "Трактат" состоял из неясно связанных друг с другом отдельных

    очерков, и чтение его требовало определенных умственных усилий. К тому же

    Последнее обстоятельство впоследствии не раз мешало Юму получить

    преподавательскую должность в университете - как в родном Эдинбурге, где он в

    1744 году тщетно надеялся занять кафедру этики и пневматической философии, так и

    в Глазго, где преподавал Хатчесон.

    В начале 1740-х годов Юм попытался популяризировать идеи своего главного

    произведения. Он составил его "Сокращенное изложение...", но и эта публикация не

    вызвала интереса читающей публики. Зато Юм в это время установил контакты с

    наиболее значительными представителями шотландской духовной культуры. Особенно

    важное значение для дальнейшего имели его переписка с моралистом Ф. Хатчесоном и

    тесная дружба с будущим знаменитым экономистом А. Смитом, который встретился с

    Юмом, еще будучи 17-летним студентом.

    очерки (эссе)". Она представляла собой сборник размышлений по поводу широкого

    круга общественно-политических проблем и наконец-то принесла Юму известность и

    За Юмом утвердилась слава писателя, умеющего в доступной форме разбирать

    сложные, но животрепещущие проблемы. Всего за свою жизнь он написал 49 очерков,

    которые в различных сочетаниях еще при жизни их автора выдержали девять изданий.

    В их число вошли также и очерки по экономическим вопросам, и собственно

    философские эссе, в том числе "О самоубийстве" и "О бессмертии души", а отчасти

    морально-психологические опыты "Эпикуреец", "Стоик", "Платоник", "Скептик".

    В середине 1740-х годов Юму, чтобы поправить свое финансовое положение, пришлось

    сначала исполнять роль компаньона при душевнобольном маркизе Анэндале, а после

    этого стать секретарем генерала Сен-Клера, который отправился в военную

    экспедицию против французской Канады. Так Юм оказался в составе военных миссий в

    Вене и Турине.

    Находясь в Италии, Юм переделал первую книгу "Трактата о человеческой природе" в

    "Исследование о человеческом познании". Это сокращенное и упрощенное изложение

    теории познания Юма, пожалуй, наиболее популярное его произведение среди тех,

    кто изучает историю философии. В 1748 году эта работа была издана в Англии, но

    она не привлекла к себе внимания общественности. Не вызвало у читателей большого

    интереса и сокращенное изложение третьей книги "Трактата...", которое под

    названием "Исследование о принципах морали" вышло в свет в 1751 году.

    Непризнанный философ возвратился на родину в Шотландию. "Вот уже семь месяцев,

    как я завел свой собственный очаг и организовал семью, состоящую из ее главы, то

    есть меня, и двух подчиненных членов - служанки и кошки Ко мне присоединилась

    моя сестра, и теперь мы живем вместе. Буду-

    чи умеренным, я могу пользоваться чистотой, теплом и светом, достатком и

    удовольствиями. Чего вы хотите еще? Независимости? Я обладаю ею в высшей

    степени. Славы? Но она совсем нежелательна. Хорошего приема? Он придет со

    временем. Жены? Это не есть необходимая жизненная потребность. Книг? Вот они

    действительно необходимы; но у меня их больше, чем сколько я могу прочесть".

    В автобиографии Юм говорит следующее: "В 1752 году Общество юристов избрало меня

    своим библиотекарем; указанная должность не приносила мне почти никаких доходов,

    но давала возможность пользоваться обширной библиотекой. В это время я принял

    решение написать "Историю Англии", но, не чувствуя в себе достаточно мужества

    для изображения исторического периода продолжительностью в семнадцать веков,

    начал с воцарения дома Стюартов, ибо мне казалось, что именно с этой эпохи дух

    партий наиболее исказил освещение исторических фактов. Признаюсь, я был почти

    уверен в успехе данного сочинения. Мне казалось, что я буду единственным

    историком, презревшим одновременно власть, выгоды, авторитет и голос народных

    предрассудков; и я ожидал рукоплесканий, соответствующих моим усилиям. Но какое

    ужасное разочарование! Я был встречен криком неудовольствия, негодования, почти

    ненависти: англичане, шотландцы и ирландцы, виги и тори, церковники и сектанты,

    свободомыслящие и ханжи, патриоты и придворные - все соединились в порыве ярости

    против человека, который осмелился великодушно оплакать судьбу Карла I и графа

    Страффорда; и, что обиднее всего, после первой вспышки бешенства книга была,

    казалось, совсем забыта".

    Юм начал издавать "Историю Англии" с томов, посвященных истории дома Стюартов в

    XVII веке, и в полном соответствии со своей этикой не мог всецело стать на одну

    сторону. Сочувствуя парламенту, он не одобрял и жестокой расправы в 1640-х годах

    над лордом Страффордом и Карлом I. Историю Юм рассматривает как своего рода

    прикладную психологию, объясняющую события переплетением индивидуальных

    характеров, воли и чувств, причем устойчивость ходу событий придает, по его

    мнению, привычка. Самое возникновение государства - результат упрочения

    института военных вождей, которым народ "привыкает" повиноваться.

    Психологический подход Юма был непривычен для английской историографии XVIII

    века, ограничивавшейся партийно-пристрастной оценкой фактов Лучше его подход

    вписывался в шотландскую историографическую традицию, в которой он предвосхитил

    позднейший романтико-психологический историзм Вальтера Скотта и других историков

    и писателей. (Между прочим, Юм всегда подчеркивал свою принадлежность к

    шотландской нации и никогда не стремился избавиться от заметного шотландского

    акцента.) Как уже говорилось, первые тома "Истории Англии" были встречены

    английской публикой и правившей в 1750-х годах партией вигов сдержанно.

    Определенную роль в этом сыграл также скепсис Юма в отношении религии.

    Этот скепсис, хотя и направленный только против дохристианских религий,

    истории религии". Там он исходит из того, что "мать благочестия - невежество", а

    кончает тем, что "народ без религии, если такой найдется, стоит лишь немногим

    выше животных". Религиозные "истины" никогда

    не могут быть познаны, в них можно только верить, но они с психологической

    необходимостью возникают из потребности чувств В Англии, которая к тому времени

    уже стала в основном протестантской страной, объективный подход Юма к роли

    католиков в событиях XVII века вызывал подозрения Юм поименно перечислял всех

    крупных деятелей католической и роялистской стороны, не упуская их заслуг, равно

    как и прегрешений Это противоречило тому, что было принято в историографии

    вигов, изображавшей противников как сплошную косную и в основном безымянную

    Всего Юмом было написано шесть томов, два из них были им переизданы

    Уже второй том "Истории Англии" (1756) встретил более благоприятный прием, а

    когда вышли в свет последующие ее тома, издание нашло довольно много читателей,

    в том числе и на континенте Тираж всех книг разошелся полностью, это сочинение

    было переиздано и во Франции Юм писал " я сделался не только обеспеченным, но и

    богатым человеком Я вернулся на родину, в Шотландию, с твердым намерением более

    не покидать ее и приятным сознанием того, что ни разу не прибегал к помощи

    сильных мира сего и даже не искал их дружбы Так как мне было уже за пятьдесят,

    обосновался в Эдинбурге, превратив свой дом в своего рода философско-

    литературный салон

    Если на более раннем этапе своей деятельности он всемерно подчеркивал роль

    свободы как высшей и абсолютной ценности, то теперь в публикуемых им очерках по

    истории, морали, искусству (Юм - один из родоначальников жанра свободного очерка

    в английской литературе) все чаще проскальзывает мысль о большем значении

    законности по сравнению даже со свободой и о том, что лучше пойти на ограничение

    свободы, чем на отклонение от установившегося порядка Таким образом, сочинения

    Юма являли собой платформу для национального примирения либералов и монархистов,

    вигов и тори Книги Юма переводили на немецкий, французский и другие европейские

    языки, он стал самым известным за пределами Англии британским автором того

    Однако с восшествием на английский престол в 1760 году Георга III ситуация

    изменилась В 1762 году завершился 70-летний период правления вигов, а Юм с его

    объективной и подчас скептичной позицией стал восприниматься как "пророк

    контрреволюции"

    В 1763 году окончилась война Англии с Францией из-за колоний, и Юм был приглашен

    на пост секретаря британского посольства при Версальском дворе В течение двух с

    половиной лет, до начала 1766 года, он находился на дипломатической службе во

    французской столице, причем в последние месяцы исполнял обязанности британского

    поверенного в делах В Париже Юм был сторицей вознагражден за свои былые

    литературные неудачи - его окружили всеобщее внимание и даже восхищение, и

    философ даже подумывал о том, чтобы позднее остаться здесь навсегда, от чего

    отговорил его Адам Смит

    Возник своеобразный социально-психологический парадокс и французские

    просветители-материалисты, и их идейные антиподы из придворно-арис-тократической

    клики горячо приветствовали труд Юма по истории Великобритании Королевский двор

    был благосклонен к Юму потому, что тот в своих

    трудах частично реабилитировал Стюартов, и эта благосклонность неудивительна

    позднее, в годы французской реставрации, она проявится вновь Луи Бональд горячо

    XVIII в Париже был издан новый перевод "Истории Англии"

    Вольтер, Гельвеции, Гольбах восприняли скептицизм Юма как революционное учение,

    как деизм (учение о Боге, сотворившем мир и далее не вмешивающемся в его дела)

    или даже атеизм Гольбах называл Юма величайшим философом всех веков и лучшим

    другом человечества О своей любви к Юму и о почитании его писали Дидро и де

    Бросс Гельвеции и Вольтер превозносили Юма, приписывая ему авансом больше

    заслуг, чем их действительно у него было они надеялись, что от скептицизма и

    агностицизма в вопросах религии он перейдет к атеизму, и поощряли его к этому

    радикальному шагу

    Наиболее дружеские отношения установились у Юма с Ж Ж Руссо, и Юм, возвращаясь в

    Англию, пригласил его в гости Однако по приезде в Лондон и затем в поместье Юма

    (1766) Руссо не смог примириться с чопорными британскими нравами, стал

    подозревать Юма в высокомерии, в пренебрежении к его сочинениям, а затем (и это

    была уже болезненная мнительность) в слежке за ним в угоду Гольбаху и другим -

    опять-таки мнимым - его врагам, в попытке похитить и присвоить его рукописи и

    даже в желании удержать его против воли в Англии пленником Юма, которому

    импонировало свободомыслие Руссо, теперь отпугивала резкость его отрицания

    цивилизации, науки, даже искусства, его готовность заменить монархию (столь

    удобную, с точки зрения Юма, для достижения межсословного компромисса)

    республикой в духе позднейшей якобинской

    Юм так и не стал материалистом В письме к Э Милляру, своему издателю, философ

    признавался, что предпочитает пойти на мировую с церковниками, чем вслед за

    Гельвецием ввязаться в опасную перепалку с ними В апреле 1759 года Юм писал

    Адаму Смиту, что книгу Гельвеция "Об уме" прочитать стоит, но "не ради ее

    философии" Известны иронические высказывания Юма о деизме Вольтера и еще более

    критические его замечания о "догматизме" "Системы природы" Гольбаха Что касается

    дружеских связей Юма с плебейским идеологом Ж Ж Руссо, то история их отношений

    чрезвычайно характерна былые приятели превратились во врагов

    В 1766 году, по возвращении на Британские острова, Юм получил пост помощника

    государственного секретаря Яркие страницы дружбы Юма с французскими

    просветителями быстро потускнели в его памяти, зато он скоро оживил свои

    служебные связи с английскими дипломатами, что и помогло ему достичь столь

    высокого положения

    В 1769 году Юм уходит в отставку и возвращается в родной город Теперь он

    наконец-то смог осуществить свою давнишнюю мечту - собрать вокруг себя группу

    талантливых философов, литераторов и знатоков искусств, любителей естественных

    наук Юм стал секретарем созданного в Эдинбурге Философского общества и занялся

    просветительской деятельностью Деятели науки и искусств, который сплотились

    вокруг Юма в эти годы, составляли славу Шотландии В этот кружок входили

    профессор моральной философии Адам Фергюсон, экономист Адам Смит, анатом

    Александр Монро, хирург Уильям

    Каллен, химик Джозеф Блэк, профессор риторики и литературы Хьюдж Блейр и

    некоторые другие известные в те времена, в том числе на континенте, деятели

    культуры

    Культурный расцвет Эдинбурга во второй половине XVIII века во многом был обязан

    деятельности этого кружка выдающихся ученых, послужившего базой для создания в

    1783 году Адамом Смитом и историком Уильямом Королевского научного общества в

    Шотландии.

    В начале 70 годов XVIII века Дэвид Юм не раз возвращался к работе над своим

    последним крупным произведением "Диалоги о естественной религии", первый

    набросок которых относится еще к 1751 году Предшественником этих "диалогов"

    была, по-видимому, выпущенная в свет Юмом анонимно в 1745 году брошюра по

    вопросам религии Эта брошюра до сих пор не найдена Юм так и не решился

    стороны церковных кругов. К тому же эти преследования уже давали о себе знать:

    начиная с 1770 года профессор из Эбердина Джемс Битти пять раз публиковал

    антиюмовский памфлет "Опыт о природе и непреложности истины: против софистики и

    скептицизма" Весной 1775 года у Юма обнаружились признаки серьезного заболевания

    печени (оно в конце концов и свело его в могилу) Философ решил позаботиться о

    посмертной публикации своего последнего сочинения и включил в завещание особый

    пункт об этом. Но еще долго его душеприказчики уклонялись от выполнения его

    воли, ибо опасались неприятностей для себя

    Юм скончался в августе 1776 года в возрасте 65 лет. Адам Смит за несколько дней

    сообщение о том, как Юм провел свои последние дни По утверждению Смита, философ

    остался верен себе и в последние часы жизни он делил их между чтением Лукиана и

    игрой в вист, иронизировал над сказками о загробном воздаянии и острил по поводу

    наивности собственных упований на скорое исчезновение у народа религиозных

    Дэвид Юм: кратко о философе и философии

    Дэвид Юм родился в 1711 г. в семье небогатого дворянина в Эдинбурге. Когда ему было два года, его отец умер, и все заботы о Дэвиде, его брате и сестре легли на плечи матери. В возрасте 12 лет Дэвида отправили в Эдинбургский университет. Там он по-настоящему полюбил классические науки и следующие три года изучал философию и пытался создать собственное учение.

    Учеба требовала от Юма серьезного напряжения сил, и это начало сказываться на его психологическом здоровье. Юм некоторое время работал клерком на одного из импортеров сахара, а затем, когда здоровье его немного поправилось, переехал во Францию, где продолжил работать над развитием своего философского направления. В 1734-1737 гг., живя во французском Ла-Флеше, Юм создал одну из самых важных своих философских работ - «Трактат о человеческой природе»[Юм Д. Трактат о человеческой природе. - Мн.: Попурри, 1998.]. Позже, в 1739-1740 гг., она была опубликована в Англии в трех томах, однако Юм убрал оттуда некоторые части, которые тогда могли быть расценены неоднозначно (например, размышления о чудесах).

    Юм надеялся, что сможет работать в академической системе Англии. Но его «Трактат» был воспринят не очень хорошо, и, хотя его следующий двухтомник «Моральные и политические очерки»[Юм Д. Моральные и политические очерки (1741-1742) // Юм Д. Сочинения: в 4 т. - М., 2000-2006.] был принят относительно благожелательно, репутация атеиста и скептика не позволила Юму сделать академическую карьеру.

    «Трактат о человеческой природе»

    Самый значимый труд Юма состоит из трех книг и охватывает широкий круг философских тем.

    Книга I. О человеческом познании

    Юм придерживается теории эмпиризма: все знания являются следствием чувственного опыта. Он считает, что идеи мало чем отличаются от чувственного опыта, поскольку сложные идеи - следствие более простых, которые, в свою очередь, сформированы на основании впечатлений, полученных человеком от органов чувств. Кроме того, Юм утверждает: если что-то «само собой разумеется», это должно познаваться органами чувств и к этому нельзя прийти путем логического заключения.

    С этой позиции Юм рассматривает вопросы существования Бога, души и божественного создания мира. Поскольку люди не могут воспринять Бога, божественное создание или душу непосредственно органами чувств, нет причин верить в их существование.

    В своей первой книге Юм представил метафору трех инструментов, которые нужно использовать для философских исследований: «микроскоп», «бритва» и «вилка».

    . «Микроскоп». Чтобы понять идею, сначала ее необходимо разложить на более мелкие составляющие.

    . «Бритва». Если какое-то понятие нельзя вывести из идеи, которая раскладывается на более простые составляющие, то это понятие лишено смысла. Юм использует метафору бритвы, чтобы отсечь метафизику и религию.

    . «Вилка». Метафора того, что истину можно разделить на два типа. Один утверждает, что если идеи (например, аксиома в математике) доказаны, то они всегда остаются доказанными. Второй относится к тому, что происходит в реальном мире.

    Книга II. Учение об аффектах

    Свою вторую книгу Юм посвящает изучению эмоций и психологических состояний человека, которые называет аффектами (например, любовь, ненависть, горе, радость и т. д.). Юм классифицирует аффекты так же, как и идеи и впечатления. Сначала он делит впечатления на первичные - получаемые с помощью органов чувств - и вторичные - которые следуют из первичных и источником которых служит сам человек.

    Первичные впечатления - внутренние, у них есть физический источник. Они проявляются в форме физического удовольствия или неудовольствия и бывают новыми для человека, так как происходят от физического источника. Согласно учению Юма, аффекты - следствие вторичных впечатлений. Юм выделяет прямые аффекты (горе, страх, желание, надежду, радость и отвращение) и косвенные (любовь, ненависть, гордость и смирение).

    Юм утверждает, что добродетель не основана на разуме, так как моральные решения влияют на действия, а исключительно рациональные решения - нет. Убеждения по поводу причины и следствия связаны со взаимоотношениями между предметами, которые воспринимает человек. Действия человека управляются эмоциями, только когда объекты, которые он воспринимает, его интересуют. А интересуют его они в том случае, если способны причинить страдание или доставить удовольствие.

    Юм утверждает, что удовольствие и страдание мотивируют человека и создают аффекты. Аффекты - чувства, стимулирующие действия, и разум должен подчиняться им. Разум может влиять на поведение человека двумя способами: направлять аффекты, чтобы они сфокусировались на объектах, и раскрывать взаимосвязи между событиями, которые будут вызваны аффектами.

    Книга III. О морали

    На основе идей, изложенных в первых двух книгах, Юм рассуждает о принципах морали. Во-первых, он проводит различие между добродетелью и пороком. Юм утверждает, что эти моральные отличия - впечатления, а не идеи. Впечатление от добродетели - удовольствие, впечатление от порока - страдание. Моральные впечатления - следствие поступков человека и не могут вызываться неодушевленными объектами или животными.

    Юм утверждает, что характеризовать поступки человека как моральные или аморальные можно только на основе того, как они влияют на других (а не на самого человека), исключительно с социальной точки зрения. Опираясь на это утверждение, Юм заявляет, что основа моральных обязательств человека - симпатия.

    Добродетель не является качеством человека по умолчанию, которое следует из его опыта. Юм использует в качестве примера ситуацию с убийством. Если бы человеку нужно было изучить убийство, он не испытывал бы неудовольствия; следовательно, это не было бы пороком. Он бы просто обнаружил свою неприязнь к убийству. Это показывает, что добродетель относится не к категории разума, а к категории аффектов.

    Благодаря критике философских теорий, идей и методологий на основе рационализма Дэвид Юм стал одной из самых значимых фигур в истории западной философской мысли. Он затронул многие философские темы, включая религию, метафизику, личность человека, добродетель и концепцию причинно-следственных отношений.

    .....................................................................................