Развитие самосознания мировоззрения юношеском возрасте. Особенности формирования личности в юношеском возрасте. Мировоззрение, самоопределение, определение смысла жизни в юношеском возрасте. Младший школьный возраст

  • Дата: 09.09.2024

Юность - это этап формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Юность как стадия развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Личностное развитие в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Нравственное развитие в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2 Ценности и мировоззрение в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Формирование мировоззрения в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глоссарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение

Работа содержит 1 файл

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя, по имеющимся данным, все юноши начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я», это характерно тем что молодой человек, не сделав еще окончательного выбора, в попытках «найти себя» как бы примеривает различные роли, занятия, знакомится с реальностью, приобретает знания и навыки «про запас». Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами, когда молодой человек начинает воспринимать себя как сформировавшуюся личность, как социально значимого индивида. В период личностного развития и роста молодые люди сталкиваются с некоторыми сложностями. Первой из них является формирование собственного образа, стиля жизни. Молодые люди занимаются саморазвитием, выбирают свою социальную роль, становятся взрослее и начинают лучше понимать себя. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме. В ходе личностного развития юноши и девушки постепенно достигают социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь), наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, они своей внутренней позицией обращены в будущее, в самостоятельную жизнь.

В сущности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание - вовлечение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. 1

  • 1.3 Нравственное развитие в юности

  • Нравственное развитие является неотъемлемой частью образования и обучения человека в период юности. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

    Юношеский возраст считается решающим временем в нравственном становлении человека. В этот период возникает немало трудностей и проблем. На еще не окрепшее моральное сознание обрушивается поток жизненных противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Постоянно сталкиваясь, эти противоречия осложняют моральный выбор личности и могут приводить к неожиданным результатам: стеснительности, развязности, потребительству, цинизму, легкомыслию и др. 1

    Моральный контроль со стороны сверстников помогает избегать подобных «неожиданных результатов». Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношении. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношении, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчёмной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.

    Велика роль моральных принципов в нравственном развитии юношей и девушек. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщения их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

    Воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

      • определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
      • мировоззрения;
      • поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). 1

    Вместе с тем, нравственность следует определить как установку внутренних норм поведения человека с усилением сознательных мотивов на основе чувства долга, честности, и правдивости.

    В плане нравственного развития юность характеризуется и расширением круга личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, приобщением к нравственным ценностям общества, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. К проблемам нравственности в юности особый интерес. Юноши и девушки живо и охотно откликаются на любые предложения обсудить моральные проблемы. Особенно привлекает их разговор о человеке, о духовных качествах личности, о нормах взаимоотношений между людьми.

    Для юности особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей - оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, «полноты жизни», чувство собственной значимости и принадлежности к ней.

    Сформировавшаяся система знаний, так же как возникающие на ее основе мировоззренческие установки, духовно-нравственные ценности, мораль, правила поведения и т.п., в той или иной степени «присваиваются» каждым членом общества и становятся существенной частью его индивидуального сознания, во многом определяют его. 1

    В юности моральное сознание обеспечивает ориентации на все явления жизни и на выбор стиля поведения. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, либо начинает сознательно стремиться к духовному росту. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, в способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

    Именно в юности человек делает один из принципиально значимых для себя выборов: следовать сформулированным для себя ценностям, прилагая для этого всю свою волю, все душевные силы, или следовать велению возникающих страстей. В юности человек способен дать себе отчет в том, на какой стадии моральных ориентаций находится: стадии аномии, когда отсутствуют определенные нормы и ценности, регулирующие нормативное поведение человека; стадии конвенциональной морали; стадии автономии, когда личность способна самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своих ориентаций в жизни, самостоятельность становится сущностной ценностью.

  • 2 Ценности и мировоззрение в юности
  • 2.1 Формирование мировоззрения в юности

  • В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. 1

    Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В этот период происходит непросто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в этом направлении наблюдаются у всех - они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда - устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего, существования и развития всего человечества.

    Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий. В содержании планов, существует ряд противоречий. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

    Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность. 1

    Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

    – самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

    – мировоззрение - целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

    – мировоззренческий поиск - социальная ориентация личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Но мировоззрение - это не только система взглядов, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности проблем смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

    Становление мировоззрения, само по себе, ни что иное как стремление свести многообразие усвоенных знаний в более или менее стройную систему взглядов на мир как нечто целостное и закономерное, когда проявляется тяга к обобщениям. Иногда это выражается в попытках создать свою систему мироустроиства, иногда в участии в различного рода социальных движениях.

    С мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение. Решая вопросы выбора жизненного пути, юноша исходит из складывающихся у него основных жизненных позиций, убеждений, нравственных идеалов, ценностных ориентации. Становление мировоззрения, морального и профессионального самоопределения осуществляется, таким образом, в тесном переплетении друг с другом.

    Остается чрезвычайно важной и та сторона жизни, что связана с общением. В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект - заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет значение не только для решения вопросов собственного самоопределения; это еще и новый аспект отношения - отношения к близкому взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере выступающему носителем соответствующего идеала.

    Юность - первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то что мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, является центральным возрастным новообразованием юности.

    Юность - это определенный этап развития человека, лежащий между детством и взрослостью, Данный переход начинается в отроческом (подростковом) и должен завершиться в юношеском возрасте. Переход от зависимого детства к ответственной взрослости предполагает, с одной стороны, завершение физического, полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.

    Критериями взрослости социологи считают начало самостоятельной трудовой жизни, приобретение стабильной профессии, появление собственной семьи, уход из родительского дома, политическое и гражданское совершеннолетие, службу в армии. Нижней границей взрослости (и верхней границей юности) является 18-летний возраст.

    Взросление как процесс социального самоопределения многомерен и многогранен. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

    Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

    Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

    Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и когнитивные, и эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора.

    Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Они могут, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды.

    Часто взрослые приписывают данные позиции недостаткам обучения и воспитания. Польский психолог К.Обуховский справедливо замети потребность в смысле жизни, в том: «чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл - одна из важнейших потребностей личности». В юности, когда человек впервые ставит перед собой вопрос о сознательном выборе жизненного пути, потребность в смысле жизни переживается особенно остро.

    Мировоззренческий поиск, включает в себя социальные ориентации личности, осознание себя как части социального целого, с превращением идеалов, принципов, правил этого общества в личностно принимаемые ориентиры и нормы. Юноша ищет ответа на вопросы: для чего, ради чего и во имя чего жить? Ответить на эти вопросы можно лишь в контексте социальной жизни (даже выбор профессии сегодня осуществляется по иным принципам, чем 10-15 лет назад), но с осознанием личных ценностей и приоритетов. И, наверное, самое сложное - построить свою систему ценностей, осознать, каково соотношение «Я» - ценностей и ценностей общества, в котором ты живешь; именно эта система будет служить внутренним эталоном при выборе конкретных способов реализации принимаемых решений.

    В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.

    Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности.

    На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Форм деятельности много, и заранее нельзя сказать, где человек найдет себя. Жизнь слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать ее каким-то одним видом деятельности. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение).

    Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл, - такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

    Это не значит, что рефлексия и самоанализ - «излишество» человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле.

    Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично. Причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

    Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа.

    Трудности юношеского понимания жизненных перспектив заключаются в соотнесении ближних и дальних перспектив. Расширение жизненных перспектив на общество (включение своих личных планов в происходящие социальные изменения) и во времени (охват длительных периодов) являются необходимыми психологическими предпосылками постановки мировоззренческих проблем.

    Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Но совмещение ближней и дальней перспективы, дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.

    Юность прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

    Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

    Психологу важно знать, представляет ли юноша свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

    Взгляд на будущее как продукт собственной, совместной с другими людьми деятельности - установка деятеля, борца, который счастлив тем, что уже сегодня работает ради завтрашнего дня. Представление, что будущее «само придет», что «его не избежать» - установка иждивенца, потребителя и созерцателя, носителя ленивой души.

    Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной. Еще Гегель отмечал это противоречие: «До сих пор занятый только общими предметами и работая только для себя, юноша, превращающийся теперь в мужа, должен, вступая в практическую жизнь, стать деятельным для других и заняться мелочами. И хотя это совершенно в порядке вещей - ибо, если необходимо действовать, то неизбежно перейти и к частностям, однако для человека начало занятия этими частностями может быть все-таки весьма тягостным, и невозможность непосредственного осуществления его идеалов может ввергнуть его в ипохондрию».

    Единственное средство снять это противоречие - творчески-преобразующая деятельность, в ходе которой субъект изменяет как самого себя, так и окружающий мир.

    Жизнь нельзя ни отвергать, ни принимать целиком, она противоречива, в ней всегда идет борьба старого и нового, и каждый, хочет он того или нет, участвует в этой борьбе. Идеалы, освобожденные от элементов иллюзорности, свойственной созерцательной юности, становятся для взрослого человека ориентиром в практической деятельности. «Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в практической деятельности; только от неистинного, от пустых абстракций должен отделаться человек».

    Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

    Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

    Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы, «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Почти все юноши на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, отвечали утвердительно. Но у большинства эти планы сводились к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.

    Юноши пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: он может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

    Жизненные планы юношей, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе, весьма различны.

    В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду. Эта иждивенческая установка социально опасна и чревата личными разочарованиями.

    Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов юношей. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение собственной квартиры, машины и т. д.), учащиеся чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, проявляя тем самым недостаточную готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

    Главное противоречие жизненной перспективы, в юношеском возрасте недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Подобно тому, как в определенных условиях зрительного восприятия перспективы, отдаленные объекты кажутся наблюдателю более крупными, чем близкие, отдаленная перспектива рисуется некоторым юношам более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих.

    Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышления юноши становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, реальная оценка своих возможностей, умение оценить временные перспективы реализации поставленных целей. В отличие от мечты, которая может быть, как активной, так и созерцательной, жизненный план - это всегда план деятельностный.

    Чтобы построить его, юноша должен более или менее четко поставить перед собой, следующие вопросы: 1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха? 2.Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто? 3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

    Вместе с тем формирование таких планов у большинства юношей происходит стихийно, без сознательной работы. При этом достаточно высокий уровень потребительских и социальных притязаний не подкрепляется столь же высокими личностными устремлениями. Подобная установка чревата разочарованиями и социально неадекватна. Такое положение может быть объяснено естественным оптимизмом юношеского возраста, однако, это еще и отражение сложившейся системы обучения и воспитания. Образовательные заведения не всегда учитывает стремление юношей к самостоятельной творческой работе, большая часть претензий, учащихся сводится именно к тому, что в ней недостает инициативы и свободы. Это касается и организации учебного процесса, и самоуправления. Вот почему профессионально организованная психологическая помощь находит самый положительный отклик у юношей.

    Таким образом, взросление как процесс социального самоопределения многогранен. Наиболее отчетливо его трудности и противоречия проявляются в формировании жизненной перспективы. Поиск своего места в жизни неразрывно связан со становлением мировоззрения личности. Именно мировоззрение завершает процесс освобождения человека от бездумного подчинения внешним воздействиям. Мировоззрение интегрирует, сводит в единую систему различные потребности человека и стабилизирует мотивационную сферу личности. Мировоззрение выступает в виде устойчивой системы нравственных идеалов и принципов, которая опосредует всю жизнедеятельность человека, его отношение к миру и самому себе. В юности складывающееся мировоззрение проявляется, в частности, в самостоятельности и само определённости. Самостоятельность, само определённость - ведущие ценности современного общественного устройства, предполагающие способность человека к само изменению и к поиску средств для его достижения.

    Формирование отдельных жизненных планов - профессиональных, семейных - без связи их с мировоззрением останется лишь ситуативным решением, не подкрепленным ни системой целей, ни даже собственной готовностью их реализовывать независимо от индивидуальных или социальных проблем. Другими словами, разрешение проблем личности должно идти параллельно со «связыванием» их с мировоззренческой позицией личности. Поэтому любая работа психолога с юношеской категорией должна быть направлена, с одной стороны, на разрешение конкретной проблемы, а с другой стороны - на упрочение (или коррекцию) мировоззренческой позиции.

    Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует:

    1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

    2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

    3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы. Юношеский возраст представляет собой как бы "третий мир", существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

    1) открытие своего внутреннего мира;

    2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях.

    3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические,



    4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого-сексолога, "юноша не любит женщину, к которой его сексуально физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства".

    53)Новообразования в юношеском возрасте.

    Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение (личностное самоопределение, выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, с понять себя и свои возможности).

    Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии.

    Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.



    Ранняя юность - это период формирования жизненных планов.

    Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

    Юноши принадлежат не только к детскому, но и к взрослому миру. Они не только находятся в процессе взросления, но по многим существенным параметрам уже ведут себя как взрослые и фактически являются таковыми.

    Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношение к труду и морального сознания. Юношеское жизнетворчество обнаруживает себя, прежде всего как страстное желание что-то начать. Человек в эти годы «всё приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему и странно – об этом мало заботится к чему, как, как будто совершенно уверен, что само найдётся».

    Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

    Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными предпосылками мировоззрения являются усвоение определённой и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные социальные знания не складываются в единую систему. Это система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

    Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

    Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразные винегрет, в котором перемешано всё что угодно. Серьёзные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течении одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Юноши склонны утверждать, что всегда говорят и думают одно и тоже.

    Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле – это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский, потребность в смысле жизни в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определённое направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

    Мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идёт активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело с человеком, мировоззренчески более или менее определившимся, со взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.

    Воззрения на мир современной юности определяются наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто раньше традиционно выступал в качестве носителей единого мнения для старших школьников, - родители и учителя – сами сейчас находятся в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разных, изменчивых и противоречивых мнений, спорят с друг другом, меняют свои взгляды.

    Такая социально-психологическая ситуация имеет положительные и отрицательные аспекты. Положительное в ней состоит в том, что отсутствие единственного и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих собственную точку зрения готовых её отстаивать. Самостоятельно с проблемой социально-политического самоопределения в ранней юности справляются далеко не все дети. Те, кому это удаётся, действительно развиваются, уходят вперёд, намного обгоняя остальных, однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные мировоззренческие вопросы, задерживаются в своём развитии, остаются инфантильными долгие годы жизни, а иногда и до конца дней. В целом же неизвестно, выигрывает ли от этого общество или проигрывает.

    В самом затруднительном положении оказываются те, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор. Сложнее всего юношам и девушкам разобраться в политике, экономике, самоопределиться в этих сферах человеческих отношений.

    Под влиянием бурно развивающихся рыночных отношений понятие «экономическое мировоззрение» на равных правах с другими вошло в наш быт. Поэтому наряду с традиционными общеобразовательными предметами включать в качестве обязательных в школьную программу курсы по экономике, политике, праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна только культурно образованным и интеллектуально развитым людям.

    Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти её личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно моё место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности?

    На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путём. Форм деятельности много, а заранее нельзя сказать, где человек найдёт себя. Да и жизнь слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать её каким-то одним видом деятельности, как бы он ни был важен. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное само определение).

    Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

    Но совмещение ближней и дальней перспективы даётся человеку не легко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, т.к. является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.

    1. Теории морального развития.

    Наиболее часто упоминаемой в литературе из существующих теорий является теория морального развития Лоуренса Колберга. Эта теория не является идеальной, но отличается наибольшей проработанностью и стройностью. Во многом она опирается на личный жизненный опыт автора и на теорию становления морали Пиаже. По Колбергу моральное становление человека происходит в три стадии:

    1) ДОКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (дошк. и мл. шк. возраст) На этом этапе поступки диктуются страхом наказания или желание получить награду.

    2) КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (после 12-ти лет)

    Поступки человека определяются тем, что положено по закону или по неписанным правилам жизни (общественное мнение)

    3) ПОСТКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ (после 18-ти лет)

    Человек делает свой выбор на основе своих внутренних убеждений, которые могут не совпадать с общественным мнением или законом, даже если цена за этот выбор очень велика.

    Переход от одной стадии к другой сложен и противоречив. Формирование нравственной личности зависит от уровня умственного развития человека (способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки) От эмоционального развития, т.е. способности к сопереживанию и также от личного опыта, и, конечно от социальной среды (окружения)

    2. Морально-нравственное развитие личности в ранней юности.

    Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

    Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными.Часто отвергаются ценности родителей, но вместо этого дети не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными . Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений.Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Ведьстаршеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах - в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками.