Протоиерей георгий шмид. описание иконы рождества христова. Икона "Рождество Христово": описание, значение О чем молятся иконе рождество христово

  • Дата: 21.11.2023

Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды - Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией - Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей.

Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые, искренние души. Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый» . Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом» . Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему » (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» . Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества - изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола. Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения. Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру

ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю - 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества - приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу.
В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время, так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.
Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона.

Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».
В руководстве по иконографии, «Иконописном подлиннике С.Т.Большакова (1903 г.), приведен канон: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождество Христово пишется: 3 ангели зрят на звезду, у предняго риза лазорь, а у двух ангел бакан, ангел благовестит пастырю, риза киноварь, испод лазорь, на пастухе риза бакан, Пречистая лежит у вертепа, риза багор, Спас млад во яслех лежит повит, ясли вохра, вертеп черн, а в него глядит конь до половины, а с тругую сторону корова видит, до половины, три ангела над вертепом, гора вохра с белилом, с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада Власьева, в шапке, риза празелен, испод киноварь, вторый средний брада Козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь, третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод дичь лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохряна, под ними гора, а в горе вертеп, Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, в руке три костыли, а другую ко Иосифу протянул, за ними пастырь млад, риза киноварь, а гонит козыи козлы черны и белы и полосаты. В пол горы седит баба Соломия, риза спущена до пояса, испод белила, руки голы, а держит Христа рукою, а другую руку в купель, риза киноварь, испод лазорь».
Итак, в композиции иконы Рождества Христова представлены такие события: Богоматерь возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (или лошадь и корова). Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа вверху традиционно изображены ангелы (или один ангел), благовествующие пастухам (реже - одному пастуху); слева три ангела - олицетворение сил небесных; ниже часто следует сцена поклонения волхвов. Еще ниже - повитуха с Младенцем на руках или две повивальные бабки, омывающие младенца. Тоже внизу - сомневающийся Иосиф с предстоящей ему фигурой.
На иконе могут изображаться и иные события: сцена избиения младенцев (царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду), благовещение Иосифу, бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по наущению ангела), явление ангела волхвам, шествие волхвов, спасение младенцев Иоанна Предтечи и Нафанаила и другие.

БОГОРОДИЦА
В центре композиции иконы Рождества Христова - Богоматерь. Обычно Она представлена перед входом в пещеру лежащей на ярко-красном ложе (вне зависимости от того, в какую сторону Она обращена), что подчеркивает реальность Рождества и тем самым - Боговоплощения. Согласно католической традиции, Богородицу изображают сидящей, склонившейся над яслями, делая таким образом особый упор на непорочности, девстве Богородицы (обычное Ее именование - Дева Мария). В Православной церкви Мария чаще именуется Матерью Божией, Богородицей. Православию важна реальность Рождества, а следовательно, реальность Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы (с XVII в. под влиянием западной традиции Богоматерь иногда начинают изображать и сидящей у яслей).
Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце правды» - Христос.

ЯСЛИ
Рядом с Девой Марией - Богомладенец, лежащий в яслях. Голова его в крестчатом нимбе - обычном иконографическом атрибуте Христа.
Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот - предстояние ангелов.
Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел (часть всемирного поклонения, тварь поклоняется Творцу). Они не упоминаются в Евангелии. Традиционно в качестве библейского источника приводится пророчество Исайи, в котором сведены вол, осел и ясли в отношении к Господу: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол (всю жизнь проводящий в ярме) - это символ евреев, Израиля (живущих в рамках Закона), а осел - символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, который приемлет и тех, и других и освобождает их из-под ярма: одних - из-под ярма закона, других - поклонения идолам.
На русской почве из-за утери понимания смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на привычных в сельском обиходе корову и лошадь.

ЗВЕЗДА
Вверху изображается полукруг неба со звездой, из которой исходит луч, падающий на лежащего в яслях Младенца (иногда три луча - по образу Троицы). Именно Вифлеемская звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента - Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».
По словам св. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.

ПАСТУХИ
На иконе Рождества непременно изображаются два-три пастуха - молодые и старец (реже - один пастух). Старец - одна из наиболее любимых русскими иконописцами фигур, на иконах XV-XVI вв. его именуют «пастырем», а на некоторых иконах XVII в. - Аненом. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые души, «ничтожные мира сего». Господь в своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же (выше) изображается и благовестие им ангелов.

ВОЛХВЫ
Ведомые Вифлеемской звездой волхвы - старец Гаспар, юноша Мельхиор и средних лет Валтасар - первые язычники, пришедшие поклониться Христу и принесшие ему дары (три возраста подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта).
Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они -ученые люди, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.
Дары волхвов Богу - золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов признание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).

АНГЕЛЫ
В верхней части композиции представлено ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей.

ОМОВЕНИЕ ХРИСТА
В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины (реже - одна). Повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, Саломею, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании (Псевдо-Матфей): «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея».
Сцена омовения Христа Саломеей появляется в Рождественских композициях позднее самих изображений Рождества, одними из первых искусствоведы называют киворий из собора Сан-Марко в Венеции (V в.) и кафедру Максимилиана (550 г.). Вторая женщина (обычно изображена льющей воду в купель) иногда именуемая Зеломией.
Изображение купания Младенца вновь подчеркивает истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.

ИОСИФ ОБРУЧНИК
Последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим - Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим - пророком Исайей, предсказавшим рождение Младенца Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над его головой), четвертым - воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование самое распространенное. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

http://www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16400

Как складывалась иконография ? К какому веку установился канон в написании иконы? Какие иконописцы, иконописные школы в этом участвовали? Какие богословские трактаты брались за основу?

Об истории и значении иконографии Рождества Христова ПРАВМИР побеседовал со специалистом в иконописи иеромонахом Амвросием (Тимротом).

Иконография Рождества складывалась прежде всего на основе евангельских текстов, которые, как известно, относятся к I веку. О событии Рождества Христова писали евангелисты Матфей и Лука. Их параллельные повествования дополняют друг друга, создавая полный рассказ о воплощении Бога-Слова.

Конечно, догматическое осмысление этого события произошло позже, чем начала складываться иконография. Впрочем, Православная Церковь учит, что догматы существуют в жизни и вере Церкви изначально, то есть они не придуманы и не введены кем-то, но могли лишь быть по-новому словесно оформлены. Если говорить о догмате воплощения, то это эпоха христологических споров (V-VII вв.). А догматическая работа Церкви влияла также на иконографию.

Собственно иконография этого праздника начала складываться очень рано. Ее первые образцы мы находим в катакомбной живописи, прежде всего в катакомбах Рима. Эти фрески приблизительно датируются III-IV веками. В катакомбах довольно распространены изображения Девы с Младенцем, часто встречается сцена поклонения волхвов. Можно сказать, что мотив поклонения волхвов был отправной точкой для сложения позднейшей иконографии Рождества. Изначально поклонение волхвов изображалось следующим образом: Дева сидит с Младенцем на престоле, а волхвы подносят дары.

С художественной точки зрения катакомбная живопись очень проста, ее главный смысл символический: изобразить основные события, связанные с христианской верой.

_______________________________

Когда закончились гонения на христианство и оно стало признанной религией, в главных городах Римской империи были построены базилики, украшенные мозаиками. Наиболее ранние из сохранившихся – это мозаики римской церкви Санта Мария Маджоре. Это одна из известнейших базилик V века. Ее мозаики датируются примерно серединой этого столетия.

Здесь в сцене поклонения волхвов, безусловно, прослеживается преемственность с катакомбной живописью. Однако мастера, трудившиеся над украшением базилики, были опытными императорскими мозаичистами, и это уже не та доморощенная живопись, которую мы видели в катакомбах. Здесь и более сложная композиция: Младенец Христос восседает на престоле, рядом , сзади – ангелы, над головой Христа горит Вифлеемская звезда. Мы видим также град Вифлеем в виде некоего здания справа. Волхвы изображены в специфических персидских одеждах, основной особенностью которых были штаны: в античности такую одежду носили только в Персии. Поэтому волхвы всегда изображаются в штанах, сапожках, роскошных верхних одеждах и фригийских шапочках, наподобие турецкой фески.

— Кто такие волхвы? Почему они изображаются в виде людей разного возраста или национальности? Почему их трое?

— Евангелие не говорит, сколько волхвов пришло на поклонение Христу. Традиция же свидетельствует о трех волхвах, хотя на более ранних изображениях мы подчас видим и большее их число. Все же чаще их трое, так как это говорит о трех возрастах: молодость, средний возраст и старость. Также такое число волхвов может напоминать о трех ветвях потомства Ноя: семиты, хамиты и яфетиды. Последнее особенно ярко проявляется в живописи Возрождения, где один волхв изображен чернокожим, другой – европейского вида, а третий – азиатского. Символически приход волхвов означает обращение ко Христу языческих народов из далеких стран.

— Поклонение волхвов и пастухов произошло в разное время?

— О поклонении волхвов говорит только евангелист Матфей, у евангелиста Луки центральным моментом становится явление ангела пастухам, которые пасли скот на Вифлеемском поле. Оно до сих пор сохранилось и называется «Поле пастушков». Сейчас там стоит церковь в воспоминание о том, как ангел возвестил пастухам о рождении Христа. Они первыми услышали рождественскую песнь небесных воинств и пришли поклониться Богомладенцу в самую ночь Рождества.

А вот приход волхвов состоялся значительно позже. Во-первых, согласно Евангелию, волхвы увидели Младенца и его Мать уже в доме, а не в пещере, Младенец уже не лежал в яслях. Исследователи предполагают, что волхвы могли прийти к Младенцу на поклонение в течение временного промежутка до 2 лет. Из евангелия от Матфея мы знаем, что царь Ирод приказал избить младенцев до двух лет после того, как волхвы, не возвратившись к нему, вернулись к себе на родину. Конечно, Ирод исходил только из того, что рассказали ему волхвы о времени явления звезды.

Установлено, что она явилась за два года до Рождества. Но волхвам нужно было время на то, чтобы исследовать древние книги, понять, что означает небесное знамение, чтобы собраться вместе и из Вавилонии или даже из Персии добраться до Палестины.

— Известно, что проводились астрономические изыскания по поводу природы Рождественской звезды…

— Что касается природы самой Рождественской звезды то, начиная с Иоганна Кеплера, была выдвинута гипотеза, что это была собственно не звезда, а сближение планет: Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Такое явление, по астрологическим представлениям, предвещало рождение великого царя. Это произошло в 6 году до нашей эры и было хорошо известно ученым всего тогдашнего мира.

Впрочем, все это только гипотеза. Многие из святых отцов говорят о том, что небесное явление, которое увидели волхвы, было ангелом в образе звезды.

Если быть более точным, то упомянутое сочетание планет имело место за шесть лет до 1 года н.э., а рождество Христово произошло раньше 1 года н.э. В этом несоответствии конечно «виноваты» не евангелисты, а средневековые ученые, прежде всего монах Дионисий Младший, который в VI веке синхронизировал таблицы библейской истории и античные исторические хроники. У него так получилось, что царь Ирод умер за четыре года до рождения Христа, если исходить из нашей современной хронологии. Таким образом, Христос не мог родиться позже 4 года до н.э., поэтому дата 1 год н.э. – абсолютно условна.

— Есть ли особенности изображения Рождественской звезды на иконах?

— На иконах всегда изображается сегмент неба, то есть как часть окружности, от которой идет луч, разделяющийся натрое, что, конечно символизирует свет Триединого Божества.

— Вернемся к нашей беседе об иконографии Рождества…

— Эта фреска из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (здесь – фрагмент. – М.Г.) датируется VII-VIII веком. Если рассмотреть всю изображенную сцену, то мы увидим, что она уже содержит в себе все элементы позднейшей иконографии: Мария, лежащая на ложе, ясли с Младенцем, сидящий Иосиф, омовение Младенца: повивальная бабка держит Его на коленях, а служанка льет воду в сосуд; Ангел, в возвещающий пастухам о Рождестве, стадо, деревья. Все это изображено на фоне гористого пейзажа, ясли стоят в пещере. Согласно очень раннему преданию, которое было впервые зафиксировано св. Иустином Философом во II веке, Рождество Христово совершилось в уже известной тогда пещере. Видимо, она находилась под домом и в ней держали скот, поэтому там и стояли ясли. Сейчас в этой пещере поставлена копия яслей, установлен православный престол, латинская надпись под которым гласит, что на этом месте Дева Мария родила Иисуса Христа.

Таким образом, к VII-VIII веку формируется изображение иконы Рождества в достаточно полном варианте.

___________________________

Теперь обратимся к классическим византийским изображениям этого праздника. Византийская иконография всех двенадцати главнейших праздников окончательно складывается в послеиконоборческую эпоху, примерно к IX веку. Рассмотрим сначала более раннюю синайскую икону Рождества Христова, которая датируется VII-IX веком. Это икона провинциальная, написанная, видимо в самом монастыре св. Екатерины в эпоху упадка живописного искусства, поэтому она такая яркая, несколько примитивная, напоминает образцы народной живописи.

Здесь мы видим почти все те же элементы, кроме волхвов. Помимо овечек, которые изображают стадо пастухов, изображены вол и осел, которые фланкируют ясли. Появление этих животных на иконе объясняется двумя библейскими текстами. Во- первых это место из книги пророка Исайи (1. 3): «Вол знает хозяина своего, и осел – ясли Господина своего». Хотя у Исайи эти слова употребляются совершенно в другом контексте, о Рождестве здесь речи не идет, а говорится о неверности Израиля. Во-вторых это стих из книги пророка Аввакума (3. 2), где в греческом переводе есть такие слова «Ты будешь познан посреди двух животных».

_____________________________________

Теперь мы перенесемся на несколько веков вперед, в поздний XII век.

Здесь мы видим классическое византийское изображение Рождества. Эта икона из полиптиха, поэтому она небольшая и иконография здесь не самая развернутая. На иконе изображено только самое необходимое: Мария, Младенец, Вифлеемская звезда, луч которой падает на Христа, в ясли смотрят вол и осел, сзади – горы и четыре ангела, праведный Иосиф. Интересно, что Мария не смотрит на Младенца, а Иосиф вообще отвернулся в сторону. Почему? Думаю, в ту эпоху этим вопросом не задавались, просто такое расположение фигур позволяло лучше скомпоновать всю сцену.

Сама сцена довольно сложная, она соединяет в себе ряд разновременных событий на одной плоскости. Это, вообще, является одной из основных особенностей иконописи. Здесь мы также видим классический стиль византийской живописи, золотой фон и высокое качество исполнения.

— Что означает золотой фон на иконе?

— Золотой фон появляется в византийском искусстве благодаря тому, что он не изображает свет, а сам является светом. Таким образом, золото – наиболее адекватное изображение света в живописи.

Теперь мы оказываемся в XV веке, это эпоха Палеологов, поздневизантийское искусство. В это время стиль изображений становится более мягким, подчас более многословным и повествовательным. Напомню, что к позднепалеологовскому искусству относился Андрей Рублев с его школой. Это время, когда Русь уже давно была православной страной. Вместе с христианством она получила технику иконописания, традиции и иконографию.

Здесь мы видим опять все те же элементы. Интересно, что ангелы стоят за горой, а один из них возвещает пастуху благую весть. Об этом так и сказано в Евангелии: сначала явился один ангел, а лишь потом все воинство Небесное воспело песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Пейзаж приобретает форму горы, в отрогах которой помещаются отдельные события истории Рождества, разделенные во времени и пространстве.

— Как связано изображение разновременных событий на иконе с ощущением иконописцами категории времени?

— Иконописец рассматривает события с точки зрения не земной, а небесной, Божественной. А Бог, как мы знаем, существует вне времени и над временем, никаких временных границ для Него нет. Поэтому вполне законно на одной доске изобразить разновременные события. Кроме того, это связано и с литургической составляющей, поскольку праздник Рождества, как и любой другой праздник, представляет собою переживание заново празднуемого события, настолько сильное и явственное, что все как бы происходит перед нашими глазами.

В одном из самых известных песнопений Рождества говорится: «Дева днесь Пресущественного раждает», то есть «Дева сегодня рождает Того, Кто выше всякого существа». Икона Рождества является центром празднования и выкладывается на аналой в центр Храма, она все время находится перед глазами, вокруг нее разворачиваются многие важные моменты службы, особенно всенощной. Верующие ощущают, что это происходит, действительно, днесь, не две тысячи лет назад, а именно сегодня, сейчас.

_____________________________

Что касается русских изображений Рождества Христова, то они всем более известны. Вот, например, икона из Благовещенского собора Московского Кремля, ранее она приписывалась Андрею Рублеву, сейчас его авторство оспаривается. Но точно можно сказать, что это икона рублевского времени или чуть более позднего периода.

Это русское классическое изображение данного праздника. Здесь мы видим очень мало иконографических отличий от византийских икон. Есть лишь одно небольшое: ангелы, поклоняющиеся Младенцу перед яслями. Естественно, имеется в виду невидимое поклонение, потому что ангелы невидимы глазу человеческому до тех пор, пока, по воле Божией, не откроются наши духовные очи. Об этом событии в Евангелии не сказано, но говорится во многих богослужебных песнопениях. Вероятно, иконописец вводит этот элемент ради симметрии. Вообще, русские иконы, в отличие от византийских, тяготеют к симметрии, к силуэтности, а колориту свойственно сопоставление открытых ярких цветов.

В верхней части иконы мы видим едущих на конях волхвов. Здесь, в согласии с историей, они изображаются только подъезжающими к и взирающими на звезду. С другой стороны, в паре с волхвами изображены ангелы, один из которых благовествует двум пастухам, которые находятся в среднем регистре. Предполагается, что остальные три ангела поют небесную песнь.

Надо отметить, что для русского иконописца горы – это что-то сказочное, он их никогда не видел. То же касается и архитектуры: если грек изображал те самые античные здания, которые сохранились с дохристианских времен, то русский их просто копировал с образцов. Со временем «античные» здания на русских иконах стали по своему внешнему виду более похожими на наши родные деревянные хоромы.

В нижней части – две сцены. Иосиф с престарелым пастухом и омовение Младенца. Между ними – овечки и деревья. Это тоже характерная черта русских икон: они не любят пустоты. Что касается престарелого пастуха, некоторые, с легкой руки князя Евгения Трубецкого, одного из первых исследователей русских икон, считают, что этот пастух своими беседами искушает Иосифа, заставляя его усомниться в истине бессеменного Рождества Иисуса Христа. Однако, это противоречит иконографии, так как на многих иконах этот пастух изображается отдельно от Иосифа. Так что, между этими двумя образами в иконографии не прослеживается никакой устойчивой связи. Это, скорее всего, была просто какая-то легенда иконописцев, которой Трубецкой решил объяснить чисто жанровый сюжет.

Иконы Рождества XV и раннего XVI века очень близки к тому, что мы только что видели, и различаются лишь в деталях.

На иконе тверской школы из Кашина мы видим, что ангелы и волхвы поменялись местами.

__________________________

Чем позже, тем искусство становится многословнее. Иконы начинают включать в себя, помимо основного события Рождества, дополнительные сюжеты: откровение Иосифу о бегстве в Египет, волхвы перед Иродом, самое бегство в Египет, избиение младенцев и другие. Нередко эти события изображались в достаточно случайном порядке. Но это исправлялось тем, что иконы, которые даже называли «книгами для неграмотных», подробно растолковывались каким-нибудь грамотеем, всем, кто сам не мог прочитать Евангелие. И, видимо, благодаря таким «книгам» евангельские события очень хорошо запоминались.

Начиная с середины XVII века, на Руси появляется большое количество западных гравюр и мастеров из Украины и Белоруссии, которые работали под сильным влиянием католических живописцев. На Руси появляются и стилистические нововведения, и новые иконографические мотивы. Например, эта икона для современного зрителя может казаться более понятной, чем те, которые мы видели. Мария указывает пастухам на Младенца, а пастухи в благоговении сняли шляпы совершенно западного образца. Мы видим, что скот, как и деревья, изображены более натурально. Также, согласно западноевропейской традиции, вертеп на иконе изображен справа в виде полуразрушенного хлева, хотя исторически это была пещера.

В дальнейшем иконы все более напоминают картины религиозного содержания. Подобные иконы писались в эпоху барокко и классицизма, и пишутся до сих пор. Но сейчас у нас полная свобода, поэтому все больше возрождается стремление писать икон в традиционном православном стиле.

— Можно ли говорить о символике цвета в иконе Рождества Христова?

— Одежды Божией Матери воспринимаются современным зрителем как коричневые, как указание на ее скромность и непритязательность. На самом деле это пурпур, царственный цвет. Таким образом, Она изображена как Царица Небесная в пурпурном мафории (платок, который накидывается на голову и закрывает фигуру почти до колен). На одеждах Богоматери изображаются золотые каймы. Это объясняется словами псалма 44, где говорится о браке сына Царя, невеста которого «рясны златыми одеяна и преиспещрена». Рясны – это фестоны или бахрома. На лбу Божией Матери и плечах изображаются три звезды, которые символизируют Ее приснодевство: она Дева до Рождества, в Рождестве и после Рождества.

Пелены Младенца всегда белые, ложе Богородицы красное, вероятно, в связи с постояннно звучащим сравнением Ее с Неопалимой купиной. Но в выборе цвета одеяния других персонажей иконописец был достаточно свободен. Так что не следует увлекаться произвольным символическим толкованием всех цветов в иконе.

Среди знаменитых художественных композиций, представленные зарубежными и русскими авторами с момента зарождения и последующего развития всей православной культуры, существует одна, которая с давних времен является особенно починаема среди разных представителей православного общества. Она называется Икона «Рождество Христово».

В России, а также и во всем мире, рождественская икона является художественным произведением, истинный восторг от которого получают все православные верующие. В настоящее время, икона Андрея Рублева, в которой наглядно продемонстрировано появление главного спасителя Иисуса Христа, является одной из самых известных и уникальных иконописных работ во всем мире.

История иконы

Согласно древним историческим сведениям, написание иконы рождение Христа относится к периоду «средней античности», включающий в свою хронологическую последовательность начало 15 века. Тогда, в основе её изготовления, автором использовалась липовая доска. До нашего времени, рождение Иисуса Христа удалось сохранить в утраченном, но тем не менее подлинном и целостном состоянии.

В 1960 году данная святыня подверглась серьезной опасности, которая проявлялась в её дальнейшем уничтожении. Однако во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло. Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России. Доставленная экспозиция была долгое время скрыта под замаскированным слоем тонкой краски, пока в один прекрасный момент московскими реставраторами не стала известна такая информация.

Описание иконы и изображенных на ней фигур

В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая контуры главных героев в более правдоподобном виде.

В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.

В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.


Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.

Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.

Следует помнить, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев.

В чем помогает икона Рождество Христово

Данная святыня имеет колоссальное значение для православных верующих, которые нуждаются в помощи Господа Бога. Икона Рождество Христово помогает людям справиться с любыми возникающими жизненными трудностями. Поскольку на иконе изображено рождение Небесного Царя.

Обратиться к иконе с молитвами можно с целью избавления от различных тяжелых болезней, или для предотвращения душевных переживаний

Празднование

Праздник Рождества Христова является поистине великим и самым известным во всем мире.

Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств. В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.

Молитва иконе

Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:

Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.

Автор Вера Всеволодовна Донец - искусствовед, лектор, автор ряда монографий и статей об истории русского изобразительного искусства. Ее лекции в Третьяковской галерее неизменно пользуются огромной популярностью.

В пещере показаны ясли (кормушка для скота) со спеленатым Младенцем, причем сияющая белизна пелен новорожденного явно противопоставлена темноте пещеры и пространства самих яслей, со всей очевидностью напоминающих гробницу.

Снова и снова в иконе явлена мысль о том, какую великую радость торжества над смертью несет миру Рождество Христа, Его грядущая Искупительная Жертва. Кроме того, мрак пещеры символизирует тленный мир, в котором воссияло Солнце Правды - пришедший на землю Спаситель.

В ясли с возлежащим Младенцем заглядывают вол и осел, символы иудейского и языческого народов, которым равно принес спасение Христос. Образы этих животных соотносятся с пророчеством Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Вол и осел являют собой не только слушание проповеди Христовой, но и трогательно показывают служение всякой твари своему Творцу - склонившись над Младенцем, животные греют Его своим дыханием.

Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или, иногда, пешие) волхвы - первые язычники, поклонившиеся Христу. Их, как правило, ведет ангел, указывая на путеводную Вифлеемскую звезду, к ней же устремлены взгляды и радостно вскинутые руки волхвов. Ее лучи осеняют Младенца Христа, возлежащего в пещере, словно указывая на Того, Кому спешат поклониться и люди, и ангелы. Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в «земли свои». Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Как образ ликующего человечества, представала чуть ниже, справа, фигура юного безбородого пастуха, трубящего в рожок и словно возвещающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) - Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). Волхвы представляли три возраста, а по некоторым толкованиям, и три земных расы, в единстве славящих Господа: на иконах изображали умудренного старца Каспара, зрелого мужа Балтазара и юношу Мельхиора.

В нижней части краткого иконописного варианта Рождества Христова изображали погруженного в задумчивость Иосифа Обручника и, правее, - сцену омовения Младенца двумя служанками. Перед Иосифом стоит и беседует с ним некий старец, называемый пастырем (пастухом): «стоит пастырь сед и плешат [плешив], - гласит старинное руководство для иконописцев, - риза козлятина мохната, в руке костыль, а другую к Иосифу протянул».

Есть несколько версий, истолковывающих эту довольно странную фигуру: в старце видят то одного из пастухов, то пророка Исайю, предсказавшего Рождение Спасителя, то злого духа, искушающего Иосифа сомнениями в непорочности Девы Марии (а кривой посох в таком случае символизирует лживые домыслы).

На некоторых иконах обозначено имя старца - Анень, что аналогично латинскому «аноним» и означает «некто», или «никто». Сцена омовения Младенца весьма выразительно дополняет беседу старца с Иосифом - образ купели, провозвестие будущего Крещения, становится знаком победы над грехом, очищения человеческих душ от всяких сомнений и скверны. Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом, и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор совершенно иным, светлым содержанием).

РАЗВЕРНУТЫЙ ИЗВОД ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Развернутый извод иконы Рождества Христова, помимо уже перечисленных сцен, показывал и другие сюжеты, связанные с рожественской историей. Сложные многофигурные композиции состояли из множества сюжетов, объединенных в единое целое в пространстве иконы, но читающихся вполне самостоятельно.

Здесь могли быть сцены поклонения волхвов и принесения ими даров, их сон, в котором им явился ангел и повелел уходить из Вифлеема другой дорогой, не возвращаясь к царю Ироду. Нередко изображался и сон Иосифа, в котором ангел известил его о намерении Ирода избить младенцев в Вифлееме и повелел скрыться с Младенцем Христом и Матерью Его в Египте. С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет. В нижней части композиции были представлены трагические сцены избиения младенцев и праведников царем Иродом, иногда слева изображали, как царь обсуждает свой зловещий замысел с советниками-книжниками под сенью дворцовых палат. Справа также изображали сень - там, в храме, разворачивалась сцена убийства священника Захарии, отца пророка Иоанна Предтечи. Иоанн был старше Христа на полгода и тоже должен был быть убит по приказу Ирода, повелевшего уничтожить всех младенцев младше двух лет. Мать Иоанна, праведная Елизавета, успела убежать с сыном в пустыню, и на иконах Рождества часто показывают, как она спасается в пещере, преследуемая воином. Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: «Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 17-18).

Рождество Христово с преподобными Дием и Евдокией на полях. Гуслицы. Конец XIX в. Дерево, левкас, темпера. 165х125 см. // Икона принадлежит к развернутой иконографии Рождества Христова, включающей многие эпизоды до и после этого события. Вверху - сцена Рождества, трактованная скорее как Поклонение Младенцу. Перед пещерой изображена Богоматерь, на ложе, развернутом вертикально. В среднем регистре явление ангела спящему Иосифу и бегство Cвятого Cемейства в Египет. Нижняя часть иконы - избиение младенцев в Вифлееме. На боковых полях - святые, обращенные в молении к Богоматери и младенцу Христу из главной сцены Рождества, слева - преподобный Дий, справа - преподобная Евдокия. Расширенная иконография Рождества Христова, подобная представленной на этой иконе, в русском искусстве популярна с XVI в. Изображение Рождества Христова как Поклонения младенцу Христу в русской иконописи получает распространение с середины XVII в. под влиянием западноевропейской иконографии. В.М. Сорокатый. ()

При всей праздничной, певучей яркости развернутых рождественских композиций, главной темой таких икон стала жертвенность - Богочеловека и человека-праведника, но безвинные жертвы ведут ко спасению, к райской радости, ею и дышит лучезарное пространство икон Рождества Христова.

Рождество Христово. 17 век. Нижний Новгород. Дерево, левкас, темпера. 91,5х59,5 см // Иконография принадлежит к развернутому варианту "Рождества Христова", включающему многочисленные сцены, сопровождаемые надписями, исполненными черной краской. Повествование о путешествии волхвов состоит из нескольких сцен. В сцене омовения младенца Христа подписано имя няньки: "Соломония". Редкой подробностью является надпись "аннинъ" - имя пастыря, стоящего перед Иосифом. Это имя соответствует представлениям о том, что данный пастырь является тем самым книжником Аненом, который обнаружил, что Мария беременна, и сообщил об этом первосвященникам. Ниже помещена сцена явления спящему Иосифу ангела, предупредившего его об угрожающей младенцу опасности. Правее - сцена бегства святого семейства в Египет, с водой на первом плане, по-видимому, изображающей Нил. Слева внизу царь Ирод в богатых палатах, перед ним "вельможи". В правом нижнем углу сцена убийства Захарии, отца Иоанна Предтечи, в алтаре храма. Выше - плачущая Рахиль и лежащий под деревцем спеленутый младенец. Над сценой избиения младенцев две сидящие в палате со спеленутыми младенцами "жены" утирают слезы платочками. Подобные детальные изображения Рождества особенно широко распространились во второй половине XVII в. Многие иконы Рождества данной иконографии и этого времени связаны своим происхождением с Поволжьем, в частности, с Ярославлем и Костромой. Композиция иконы хорошо уравновешена. Большую роль в ней играет пейзаж, в котором ритмично размещены отдельные сцены и группы персонажей. Зигзагообразные мазки, обозначающие лещадки, образуют орнаментальное заполнение пространства вокруг них. Броня воинов, части одеяний волхвов и Ирода, ясли, сосуды, крылья ангелов и кровли зданий исполнены по серебряной подложке черной штриховкой, напоминающей гравировку. Стиль иконы позволяет датировать ее второй половиной столетия. Она возникла в несколько консервативной среде. Краски иконы, их консистенция и цветовая композиция в целом напоминают об иконописи Нижнего Новгорода. Вероятно, памятник принадлежит искусству этого художественного центра. Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность. ()

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тесно связаны с сюжетом Рождества Христова иконы, называемые

«Собор Пресвятой Богородицы» - это празднество свершается на следующий день после Рождества (26 декабря/8 января). Оно было установлено на VI Вселенском соборе (681 г.) и объединило прославление Иисуса Христа, «нашего ради спасения сшедшаго с небес», и восхваление родившей Его Богоматери.

Собор Богоматери; Россия. Тверь; XV в.; местонахождение: Россия. Москва. Дом-музей П.Д.Корина ()

Несмотря на то, что композиция «Собора Богородицы» издавна была известна в Византии, полное ее иконографическое воплощение появилось именно на Руси .

Сюжет иконы восходит к тексту Рождественской стихиры: «Что Ти принесем Христе, яко явился еси на земли яко человек?.. [Каждый] благодарение Тебе приносит: Ангели - пение, небеса - звезду, волсви - дары, пастырие - чудо, земля - вертеп, пустыня - ясли, мы же - Матерь Деву».

На иконах Богородица с Младенцем на руках представлена в полный рост, восседающая на троне в сиянии небесной Славы. С двух сторон к Ней обращены пастухи и волхвы с дарами, в верхней части иконы изображены ангелы, приносящие дар пения. В нижних углах показаны в порывистом движении фигуры, олицетворяющие «пробудившиеся» земные стихии - Землю (с пещерой-вертепом) и Пустыню с яслями. Иногда здесь же помещали персонифицированные изображения морей, ветров и сторон света.

Внизу, под престолом Богоматери, изображен человеческий собор, символизирующий Церковь земную. Пречистую Деву славят пророки и преподобные, весь земной род, представленный в соборном единении с миром небесным, с ангельским родом. Эту полноту Церкви, земной и небесной, олицетворяет Богородица, через почитание которой объединилась вся Божественная Вселенная.

И та всеобщая радость о Господе, которой наполнены рождественские песнопения, дышит в красках икон: «Радуйся, вся земле, и вси радуйтеся, праведнии...»

Собор Богоматери. Изображение воспроизводится по изданию: Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art. М.: Прогресс, 1994. ()