Пророк валаам толкование согласно торе. Значение слова валаам в библейской энциклопедии никифора. Надпись из Дейр Алла

  • Дата: 21.11.2023

Иудейских преданий.

Уроженец «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), Мадиама (Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21-22), или Эдома.

Валаамова ослица (Чис., 22:1-35). Когда о человеке говорят, что он - «Валаамова ослица», то имеют в виду, что он молчалив, несмел, не решается спорить с кем-либо. Валаам, пророк из Месопотамии, был вызван царем Моава для того, чтобы тот проклял Израиль, угрожавший его царству. Пророк уселся на ослицу и отправился в дорогу. Трижды перед пророком вставал ангел - ослица видела его и каждый раз останавливалась. Валаам же не видел и сердился на животное, бил его. И тогда ослица спросила пророка человеческим голосом: «Зачем ты бьешь меня?» И вот тогда ангел явился Валааму и повелел: не проклинать Израиль, а наоборот - благословлять.

Валаам был приглашен моавитским царем Валаком, испуганным прибытием вышедших из Египта израильтян в Иорданскую долину. (Чис. 22-24), чтобы тот наложил ритуально-магическое проклятие на народ Израиля. Бог (Яхве) воспретил, однако, Валаму произносить это проклятие. Валака слал новые, еще более почетные приглашения, и колеблющийся Валаам отправился в путь. По пути ослица В. увидела незримого для В. грозящего ангела, трижды преграждавшего ей путь, и заупрямилась, а затем обрела на миг дар речи, чтобы предупредить о воле бога (мотив заговорившей валаамовой ослицы носит отчетливые черты древних мифологическианимистических представлений). Глаза Валаама тогда открылись, и он узрел ангела, стоящего перед ним с обнаженным, мечом. Прибыв на место, В. поднимается на священную гору («высоты Вааловы»), откуда может видеть часть израильского стана, после принесения жертвы уединяется особенно высоко, а затем в пророческом экстазе изрекает не проклятие, а благословение. Валак велит еще дважды повторить церемонию, выбирая для нее различные места, но благословения В. во второй и в третий раз (фольклорный мотив троекратности) становятся все выразительнее. Валак гонит от себя В., который в заключение изрекает пророчество: «Вижу его, но его еще нет; зрю его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава» (Чис. 24, 17) (впоследствии иудейская, а также христианская эксегеза чаще всего относила это пророчество к царству мессии, соответственно Иисуса Христа). Обращение Валаама при видении ангела считалось прообразом явления Христа апостолу Фоме - потому этот сюжет занял столь важное место в христианском искусстве. Его можно отыскать главным образом в декоративном убранстве романских и готических церквей. В более позднее время он встречается реже.

В других библейских текстах Валаам предстает как злой маг, тщившийся соблазнить израильтян и в конце концов убитый ими (Иис. Нав. 13, 22, Чис. 31, 8, 16 и др.). Позднейшие легенды иудаизма подхватывают и развивают этот мотив. Само имя Валаам интерпретируется в манере т. н. народной этимологии как «без-народа», «погубитель народа» или «поглотитель народа» (талмудический трактат «Санхедрин» 105 а и др.).

Вдохновитель всех врагов Израиля:

в Египте он подал фараону совет умерщвлять еврейских младенцев мужского пола (талмудический тракт «Сота» 11 а; «Санхедрин» 106 а),

после исхода Израиля из Египта подстрекал амаликитян к нападению;

сама чрезмерность его вынужденных благословений была злонамеренной.

Это он подал мадианитам совет вовлечь израильтян в «любодейство» с языческими девицами, что привело к гневу Яхве и к мору в израильском стане («Санхедрин» 106 а; ср. христ. отражение этой традиции в Апок. 2, 14).

Изображается величайшим из семи пророков, данных язычникам (Наряду со своим отцом Беором, а также Иодом и его четырьмя друзьями) Но за его порочность и злую волю дух пророчества был отнят у него (вместе с ним от язычников вообще). К концу жизни он превращается в заурядного волшебника, калеку, хромого на одну ногу и кривого на один глаз. Перед гибелью искал спасения в магической левитации, но был побежден произнесением имени Яхве (Ср. христианскую легенду о Симоне маге).

Христианство

Для раннего христианства - прообраз лжепророка и лжеучителя, растлевающего умы неопытных учеников ради гордыни и корысти (2 Петр. 2, 15-16).

Из еврейской энциклопедии.

Билеам (Валаам),

в Библии - сын Беора и пророк из Петора, города в Месопотамии. Согласно библейскому рассказу о Б. (Числ., 22-24), моавитский (моабитский) царь Балак отправил послов к нему, как к пророку, с просьбою придти к нему и проклясть израильтян, с которыми он тогда воевал. С помощью всесильного проклятия этого ясновидца Валак надеялся одолеть своих врагов. Его глубокая вера в Б. следующим образом выражена в Библии: «Я знаю - велит он своим послам передать Валааму - кого ты благословишь, тот будет благословен, кого ты проклянешь, тот будет проклят» (Числ., 22, 6). Но Господь запрещает Б. пойти к моавитянам, и Б. отправляет послов назад с отказом, несмотря на богатые подарки, которые ему при-слал Валак. И вот Валак вторично направляет к Б. послов, еще более почтенных и знатных, нежели первые, через которых он обещает ему высшую награду и почести, если тот явится к нему на помощь и проклянет израильтян. Несмотря на сильное желание исполнять просьбу Валака, В., однако отказывается преступить повеление «его» Бога, даже в том случае, если бы Валак предложил ему в награду дворец полный золота и серебра. Однако, на этот раз Господь разрешает ему отправиться к царю, с тем, впрочем, что В. будет поступать так, как Он ему прикажет (Числ., 22,20). В сопровождении моавитских послов В. уезжает к Валаку верхом на ослице. Несмотря на разрешение, данное Господом В., Он все-таки высылает ангела на путь его с обнаженным мечем в руке, чтобы внушить ему больше страху и воспрепятствовать в исполнении злокозненных замыслов Валака. Б. не видит этого ангела, но его видит ослица и не хочет идти вперед. Рассерженный Б. трижды бьет ее, и вот после третьего раза ослица получает вдруг дар речи и указывает ему на то, что он несправедливо бьет ее и что не она в этом случае виновата. В это время Б. прозревает и узнает ангела Божия. Пристыженный последним, он сознается в своей жестокости в отношении ослицы и готов, дабы загладить вину свою перед ангелом, вернуться назад, если тот этого потребует. Ангел, однако, настаивает на том, чтобы он продолжал свое путешествие к Валаку, но в свою очередь ставит ему условие, чтобы он говорил только то, что он, ангел Божий, ему скажет (Числ., 22, 35). - В дальнейшем рассказывается о встрече Б. с Валаком и о тех благоприятных пророчествах, которые произносит Б. относительно израильтян. Всех пророчеств, связанных с именем В., четыре. В первый раз он произносит речь с высот «Бамот-Ваал», откуда виден весь израильский стан «до конца его». По повелению Бога, Б. славит израильтян и предсказывает им великое будущее: «Кто исчислит прах Якова и сочтет множество Израиля? Пусть и моя душа умрет смертью праведных, а мой конец да будет подобен его (Израиля) концу» (Числ., 23, 10). Разгневанный Валак переводит Билеама на другое место- на вершину горы Писги, откуда также открывается вид на весь израильский лагерь, и ждет, чтобы Б. теперь проклял его врагов. Но и на этот раз, по повелению Господа, Б. предсказывает этому народу славное будущее, изображая его, как племя смелое и воинственное, которому, вместе с тем, свойственно чувство справедливости и честности (Числ., 23, 18-25). Царь Валак сердится на В., что он не только не проклинает его врагов, но еще благословляет их, и переводит его на третье возвышенное место - на гору Пеор, но и там его ждет горькое разочарование: снова благословляет их В. в великолепной по красоте речи, начинающейся словами: «Как прекрасны шатры твои, Яков, и обиталища твои, Израиль!» (Числ., 24, 5). Здесь он говорит о богатстве и могуществе израильтян, сравнивает их с львом и львицей и в заключение восклицает: «Благословен благословляющий тебя и проклят да будет проклинающий тебя» (ibid., 24, 9). Наконец, уже отправляясь назад, в свою страну, В. сам просит Валака выслушать последнее его пророчество об Израиле, относящееся «к концу дней». И здесь он рисует победы израильтян над Эдомом и Моабом, Амалеком и кенитами, но вместе с тем говорит также о страданиях, ожидающих их, из которых они выйдут возрожденными, тогда как угнетатели их погибнут (Числ., 24, 16 - 24). После этого В. удаляется в свою страну, а Валак - в свою. В некоторых местах Библии особое внимание уделяется благословениям и предсказаниям Б. (Иош., 24, 9, 10; Миха, 6, 5; Нехем., 13, 2), тогда как личность его как бы обволакивается тенью и он с течением времени начинает выступать в роли гнусного развратника, склоняющего других людей к грехам. Таким Б., изображается, напр., в позднейших еврейских преданиях (Иосиф Флавий, Древн., IV, 6, §§ 6, 7), и в христианских (II Посл. Петра, II, 16; Апок. Иоанна, II, 14). Такого рода отношение к его личности основано на сообщении книги Числ (31, 16), согласно которому Б. дал совет моавитянам и мидианитянам привлечь израильтян к служению Баал-Пеору, развратный культ которого мог бы загрязнить их и, таким образом, навлечь на них гнев Бога, за что он был убит израильтянами вместе со многими мидианитами во время войны с последними (Числ., 31, 8). По-видимому, уйдя от Валака, он остался жить у мидианитян, с которыми моавитяне были в союзе, и здесь он был убит израильтянами. -

В агадической литературе.

Агада считает Б. одним из семи языческих пророков; остальные шесть: отец Б-а, Иов и его четыре друга (Баба Батра, 15б). Лишь постепенно Б. занял такое же положение среди язычников, какое занимал Моисей среди израильтян: сначала он был лишь толкователем снов, затем - чародеем-прорицателем и, наконец, настоящим пророком (Bemid. rab., XX, 1, 7). Впрочем, свое пророческое вдохновение Б. получал только ночью, во время сна; это в одинаковой степени относится и ко всем другим языческим пророкам (там же, XX, 12). В отличие от обыкновенных смертных Б. обладал даром, который давал ему возможность точно определять моменты Божьего гнева, продолжающиеся лишь одно мгновение. Б. намеревался проклясть израильтян именно в один из таких моментов; но Бог все это время умышленно подавлял свой гнев, и злой пророк не был в состоянии проклясть избранный народ (Бер, 7а). Во время Синайского откровения, рассказывает р. Элиезер из Модиина, глас Божий раздался от одного конца света до другого. Все цари земли были объяты страхом и трепетом. Встревоженные, они собрались к Б. и спросили его о причине сильного грома, а также не грозит ли земли новый потоп? - О нет, ответил Б., Бог поклялся Ною, что потопа уже не будет. - Не будет водяного потопа, но ведь бывают потопы огненные! Не бойтесь, ответил Б., Бог поклялся, что Он не истребит рода человеческого.-Но какой же это гром? - Драгоценное сокровище хранится у Бога спокон веков и Он теперь передает его своему народу. Этот гром знаменует не разрушение, а мир и благоволение.-Тогда все цари хором запели (Псал., 29, 11) «Господь дает силу народу Своему, Господь благословляет его ми-ром» (Зебах., 116а). - Хотя Б. признается пророком, но имя его часто сопровождается в Талмуде эпитетом «Раша», /// (нечестивец). Он изображается всегда кривым на один глаз и хромым на одну ногу (Санг., 105а). «Завистливый глаз, гордый дух и ненасытные вожделения - вот три отличительных признака последователей» Б. (Абот, V, 19). Талмудисты делают Б. ответственным за нарушение целомудрия израильтянами в Шиттиме и за постигшее их наказание в форме эпидемии, жертвами которой пали 24000 человек (Числ., 25,1-9). Когда «чародей» Б. убедился, что он не в силах подвергнуть сынов Израиля проклятию, он посоветовал Валаку испытать последнее средство, а именно - разными соблазнами довести евреев до нарушения целомудрия и таким путем до идолопоклонства. «Бог этого народа ненавидит разврат, а сам народ очень падок до красивых тканей. Устрой им по всему протяжению границы твоего царства базар для продажи тканей и пусть продажа производится исключительно женщинами; посади старух снаружи палаток, а молодых внутри; снабди каждую палатку изваянием бога „Пеора“ и кувшином доброго аммонитскаго вина. Старухи завлекут целомудренных евреев товаром, а молодые довершат дело вином»… (Санг., 306). Агадисты усматривают намек на гу- бительный совет Б. уже в самом его имени: //// = ///, буквально: «уничтожил народ» (там же, 105а). Враждебное отношение талмудистов к Б. выражается также в следующей беседе по поводу убиения его во время войны израильтян против мидианитян под предводительством Пинехаса (Числа, 31, 8). Один саддукей спросил р. Ханину: «Не слыхал ли ты, сколько лет было Б. в день его смерти»? - «Об этом ничего не написано», ответил тот; «но полагаю, что ему было около 33- 34 лет, ибо сказано: „Люди крови и коварства не доживают до половины своих дней“ (Псал.. 55, 24). „Это верно“, возразил тот, по-видимому иронически, „я сам лицезрел записную книжку и там написано: 33 года было хромоногому Билеаму, когда его убил разбойник Пинехас“ (Санг., 1066). - Ср. Jew. Enc., П, 467. 3.

Упоминается ли именно Билеам в Коране, в точности пока не установлено.

Комментаторы относят к нему, хотя и с оговорками, сказанное в сур VII, 174: „И расскажи им (евреям) историю того, кому мы даровали знамения наши, но который отказался от них; тогда Сатана последовал за ним, и он впал в заблуждение. И если бы мы пожелали, мы бы вознесли его над ними; он, однако, питал влечете к земли и следовал своим собственным желаниям; его внешность была внешностью пса: если вы дразните его, он задыхается, а когда оставляете его в покой, он все-таки задыхается.“

Мусульманские комментаторы сообщают, в пояснение этих слов Корана, что Б. был ханаанеем, обладавшим знанием содержания некоторых священных книг. Его соплеменники просили его проклясть Моисея и тех, кто были с Моисеем, но Б. сказал: „Как мне проклясть того, кого охраняют ангелы“? Однако, ханаанеи все-таки настойчиво просили Б. об исполнены их желания, пока он, действительно, не проклял израильтян. Вследствие этого последние и странствовали 40 лет по пустыне. Когда Б. проклял Моисея, его язык выпал у него изо рта и свесился ему на грудь и Б. начал задыхаться, как собака.

Предание в той редакции, в какой его передает Табари (Летопись, изд. Де-Гуй, I, 508 и сл.), несколько ближе к библейскому рассказу. Б. обладал знанием Неизречённого Имени Божия и все, чего бы он ни просил у Бога, исполнялось. Затем подробно рассказывается история с ослицею. Когда дело дошло до произнесения проклятия, Бог „поверну л язык его“, так что проклятие обрушилось на единоплеменников В., а благословение было произнесено над Израилем. После этого у Б. язык выпал и повис на груди. В конце концов Б. посоветовал своим единоплеменникам разукрасить и и принарядить жен своих и послать их к израильтянам с целью обольщения последних. Непосредственно затем рассказывается история с поражением у Баал-Пеора и о Козби и Зимри (Числ., 25, 14, 15).

По варианту, сообщаемому тем же Табари, Б. был израильским вероотступником, обладавшим знанием Неизречённого Имени Божия и явившимся к ханаанеям, влекомый желанием вкусить от благ мира сего. Аль-Талаби („Kisas al-Anbijah“) при-совокупляет к этому, что Б. был потомком Лота. Он сообщает также случай с сновидением, во время которого Бог запретил Б. проклинать израильтян.

По другой версии, Балак, царь Балха, побудил Билеама применить Неизреченное Имя Господне против израильтян. Проклятие это было произнесено Б. бессознательно и Моисей, предварительно узнав, когда оно будет произнесено, просил Бога лишить Б. его знания Имени Божия. И действительно, Б. лишился своего дара, причем из уст его вылетел белый голубь.

Другие толкователи относят вышеприведенный текст Корана к Умейе б. Аби ас-Сальт ат-Такафи, одному из религиозных деятелей середины 7-го века, знакомому с священными книгами и стремившемуся к роли всеми ожидаемого пророка. Он отказался принять ислам, в результате чего и был произнесен помещенный в суре VIIтекст (Herbelot, Bibliot. Orient.).

Некоторые ученые видят в фигуре баснописца Локмана арабскую параллель Билеаму. . 4.

Критическая точка зрения.

Нисколько трудную задачу поставил новейшим критикам библейской рассказ о Б., так как особенно в 22 гл. имена Бога Jahwe и Elohim столь перемешаны, что не легко выделить в раз-сказе, что принадлежит Элогисту и что-Ягвисту. Поэтому многие новейшие библейские критики принимают, что главы 22-24 книги Числ относятся к смешанному списку Элогиста-Ягвиста (JE). В 22 главе Ягвист (J) рассказывает о том, как к Б. явились послы от Валака с просьбою прибыть в царство моави-тян и проклясть израильтян, которые наводят на них страх и которых моабитяне не могут победить. Б. готов идти, но не в силах, как уверяет Балака через его послов, преступить повеление Иеговы, даже если бы тот „дал ему дворец полный золота и серебра“ (Числ., 22, 18). Элогист (Е) же разсказывает, что послы Балака убеждали Б. пойти, но тот не соглашался это сделать, пока Господь (Элогим) не явится ему во сне и не даст на то разрешения (22, 19-21). Рассказ о путешествии Б. к Балаку (22, 22 и сл.) принадлежит всецело Ягвисту. Сравнение глав 23 (Элогиста) и 24 (Ягвиста) показывает, что рассказ Ягвиста гораздо более картинен и художествен, нежели Элогиста, и свободен от вычурностей и витиеватости, свойственных редакции последнего. Весьма сомнительным, в виду этого, представляется также и то, чтобы четыре поэтических отрывка (пророчества н предсказания Б.) принадлежали Ягвисту и Элогисту только потому, что они находятся в 23 и 24 главах. Более вероятно, что в основание рассказов Элогиста и Ягвиста легло древнее предание о Б., которое уже позднейший редактор разделил так, как мы это видим теперь. - Что касается времени происхождения этих рассказов (списков), то ядро их, очевидно, должно быть отнесено к сравнительно позднему времени, когда израильтяне уже приобрели господствующее значение и власть над всеми остальными ханаанейскими народами. Рассказ о говорящей ослице, по-видимому, не что иное, как фольклорный сюжет, вставленный в повествование для красоты. Далее, критики полагают, что три небольшие предсказания Б., приведенный уже в конце этого повествования (24, 20-24), являются вставкой писателя более позднего по времени, нежели тот, который написал четыре основные пророчества. Из намека на Б. во Второзаконии (23, 4-5; ср. Нехем., 13, 2) явствует. что Б. был нанят для проклинания израильтян, но Господь изменил проклятия на благословения и что Б. не мог исполнить желание Балака, дабы не ослушаться Господа (ср. также Иош., 24, 9). - Существует несколько мнений относительно происхождения и значения имени Б. Большинство ученых склоняется к тому, что это название составлено из двух имен-„Веl“ и „Am“, принадлежавших двум семитическим божествам. Взятые вместе эти два имени могут обозначать: или „Ам есть Бог“ и наоборот, или „Ам есть владыка“, если слово „Бел“ переводить его обычным значением - „владыка“.

Билиография

G. Моеbius, Historia prophetae Bileami, 1676;

Bauer, Geschichte, d. alttestamentl. Weissagung, I, 329 и сл.;

Volck, в Real-encycl. Herzog’a, II, 474 и сл.

Kuenen. Theolog. Tijdschrift, 1884, XVIII, 497-540;

Van Hoonacker. Observations critiques concernant Bileain, в Le Muse’on, 1888;

Hale’vy, Revue Se’mitique, 1894, 201-209;

Delitzsch, Zur neuesten Literatur u»ber den Abschnitt Bileam, в Zeitschrift der kirchlichen Wissenschaft, 1888;

Cheyne, в Expository Times, 1899, X, 392-402;

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

прорицатель - прориц’атель (Втор.18:10 ; Нав.13:22 ; 1Цар.6:2 ; Ос.9:7 ; Зах.13:3 ,4; Деян.16:16) лжепророк, поставленный в законе рядом с гадателем и ворожеем, которых народ Божий должен избегать и из своей среды удалять. Валаам прорицатель во 2Пет.2:16… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626 Валаам (ивр. בִּלְעָם‎, Биль‘ам), в Пятикнижии прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком (Балаком) проклясть израильтян, расположившихся… … Википедия

Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

Валаам: Валаам остров в северной части Ладожского озера, входящий в Валаамский архипелаг. Валаам библейский прорицатель из города Птор. Валаам мужской хор из Санкт Петербурга. Валаам лагерь инвалидов второй мировой войны… … Википедия

СЕРАФИМ - (Иаков Мещеряков), митр. (1861–1937), рус. правосл. церк. деятель и писатель. Род. в Пензенской губ. в семье крестьянина. Окончил СПб.ДА (1885) и был рукоположен во иеромонаха. Состоял инспектором Холмской ДС и ректором Тифлисской ДС. В 1889… … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим. Митрополит Серафим (в миру Яков Михайлович Мещеряков; 18 марта 1860, село Хлыстовка, Краснослободский уезд, Пензенская губерния 7 мая 1933, Ростов на Дону) епископ Русской… … Википедия

Серафим (в миру Яков Мещеряков, родился в 1861 году) епископ острожский, второй викарий волынской епархии, воспитанник Санкт Петербургской духовной академии. Написал: Прорицатель Валаам. Книга Чисел XXII XXV главы (Санкт Петербург, 1899,… … Биографический словарь

Валаам

Валаам (евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа" ), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5) . Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22) . Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Чис 22:6) . В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возм., моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более "знаменитых" посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему (ст. 20). Однако В. прельстился обещанными дарами (2Пет 2:15; Иуд 11) , чем навлек на себя гнев Божий. На пути В. встал ангел Господень (Чис 22:22) . Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (ст. 23-30; 2Пет 2:16) . "И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке" (Чис 22:31) . Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Чис 23:7-10,18-24; 24:3-9,15-24) . Господь использовал В. в ка-честве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Чис 24:1) . Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Чис 31:16) , и самому Ва-лаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Чис 25) . В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Чис 31:7 и след.; Нав 13:22) . Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в к-ром предсказал восхождение звезды от Иакова (Чис 24:17) , и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Чис 23:10) . В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Валаам" в других словарях:

    Крупнейший остров Валаамских островов в северо западной части Ладожского озера, на территории Карелии (см. Карелия). Всего островов в архипелаге более 50. Площадь острова Валаам 28 кв. км. Ближайший город Сортавала (Сердоболь) в Карелии. На… … Географическая энциклопедия

    Билеам (др. евр. Bilĕam), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), или Мадиама (ср. Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21 22), или Эдома … Энциклопедия мифологии

    - (Билеам) в иудейских преданиях маг иноземец и пророк. В Библии рассказывается, как царь Моава Валак пригласил Валаама, чтобы тот изрёк ритуально магическое проклятие против народа Израиля, только что пришедшего из Египта. Однако бог Яхве… … Исторический словарь

    Жемчужина Ладоги Словарь русских синонимов. валаам сущ., кол во синонимов: 2 жемчужина ладоги (1) … Словарь синонимов

    Б и л е а м (др. евр.), в иудейских преданиях иноплеменный маг и пророк. Сын Веора (Беора), уроженец какой то «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23:4), или Мадиама (срв. Числ. 31:8, Ис. Нав. 13:21 22), или Эдома. По… … Энциклопедия культурологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Валаам (значения). Валаам … Википедия

    Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

    Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

    Валаам - Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. Валаам () в иудейских преданиях маг… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Валаам и Валак

И пошел Валаам с князьями Валаковыми.

Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на самой границе.

И сказал Валаам Валаку:

Вот, я и пришел к тебе, но могу ли я тебе что-либо от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить.

Пошли Валаам с Валаком в Кириаф-Хуцоф. Там заколол Валак волов и овец, и устроил барбекю Валааму и князьям, которые были при нем.

На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа Израилева.

Валаам сказал Валаку:

Устрой-ка здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов.

Валак сделал все, как говорил ему Валаам.

А теперь, - сказал Валаам, - постой у всесожжения твоего, а я пойду с Богом побалакаю, может, откроет мне что-нибудь.

Встретился на возвышенном месте Валаамом с Богом.

Детали той встречи неизвестны, но результат был ясен. Спустившись с горы Валаам произнес притчу свою:

Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, и просил: «Прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!»

Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. А с такой протекцией, сыны Израиля кого хошь задавят!

Вот, народ, как львица встает и как лев поднимается. Не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых.

И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак - несолоно хлебамши - также пошел своею дорогою.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 40 ВАЛААМ Эта глава основана на Книге Числа 22-24 гл. Покорив Васана и вернувшись к Иордану, чтобы приготовиться к немедленному вторжению в Ханаан, израильтяне расположились у реки, недалеко от того места, где она впадает в Мертвое море, как раз напротив Иерихонской

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Зачем моавитский царь Валак позвал волхва Валаама и что из этого вышло? Когда возглавляемые Моисеем евреи после сорокалетних странствий в пустыне направились к Ханаану, они по пути остановились на территории хананейского государства Моав. Хотя моавитский царь Валак

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Валаам Валак, царь моавитянский, увидел, что сделал народ израильский с аммонитянами и аморреями, и устрашился. В то время пришли к нему старейшины моавитянские и сказали: «Слышал ты о израильтянах? Этот народ поедает теперь всё вокруг нас, как вол поедает траву полевую.

Из книги Валаам автора Зайцев Борис

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

Из книги Книга волховских толкований автора Черкасов Илья Геннадьевич

ВАЛААМ - ЗЕМЛЯ ВЕЛЕСОВА Влх. ВелеславВалаам - земля ВелесоваВидел я, будто въяве:1. Седая земля в тумане - насколько охватывал взор.2. И будто острова плыли по небу - призрачные, словно птицы Ирийские из детских снов моих.3. И будто были они - как бы вверх корнями, и корни

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

2). Валаам (2:15,16) Валаам, пророк, который работал за мзду, вероятно, был знаком читателям Петра. В Ветхом Завете не только рассказывается довольно подробно его история (Чис. 22:2 - 24:5; 31:16), но он также постоянно упоминается как личность, которой следует остерегаться (Втор. 23:4;

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

а) Валаам возлюбил мзду неправедную Петр уже отмечал это побуждение, поскольку в греческом тексте «возмездие за беззаконие» (2:13) и «мзда неправедная» - это одно и то же выражение: misthos adikias. Этот повторение подчеркивает тот факт, что Валаам был человеком, который совершал

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Царь Моава и пророк Валаам 2 Балак, сын Циппора, узнал обо всем, что сделал Израиль с амореями, 3 и устрашились жители Моава нашествия этого народа, ведь он был так многочислен!Страх перед сынами Израилевыми обуял моавитян, 4 и они обратились к старейшинам Мидьяна: «Это

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Валак призывает Валаама 1 Исраильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у реки Иордана напротив города Иерихона. 2 Валак, сын Циппора, царь Моава увидел всё, что Исраил сделал с аморреями. 3 Моавитяне очень испугались народа, потому что их было очень много. Они были

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Валак призывает Валаама 1 Израильтяне двинулись на равнины Моава и остановились у Иордана, напротив Иерихона.2 Валак, сын Циппора, увидел все, что Израиль сделал с аморреями. 3 Моав очень испугался народа, потому что их было так много. Они были полны ужаса перед

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Валаам Завоевания израильтянами Есевона и Васана оказалось достаточным, чтобы моавитяне встревожились. И хотя их собственная территория нападению не подверглась, не было никакой гарантии, что вскоре не наступит их черед. Кроме того, моавитяне едва ли могли отказаться от

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Валаам, Бог и говорящая Ослица Валаамова Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.Вот и пойми этого капризного старикана: то иди, то не

Из книги Избранное автора Зайцев Борис

VIII. Валаам Валаам представляет собой одну из замечательнейших личностей в библейской истории по той раздвоенности духа и смеси в нем истины и заблуждения, которые он обнаруживает в своих действиях. Он происходил из города Пефора, лежавшего на берегу Евфрата, в северной

Из книги автора

Валаам Путевой очерк

Из книги автора

Приезд на Валаам Пароходик с туристами и паломниками недолго стоял у пристани Сердоболя. Свистнул и отвалил, двинулся ежедневным путем среди мелких заливов Ладоги. Берега холмисты и красивы, дики. Леса да скалы, слой гранита и луды, выпирающие под косым углом, заросшие

; гематрия - 142), в Пятикнижии - прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

По библейскому рассказу, царь Валак узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян , так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]