Проповедь на воздвижение креста господня патриарха. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение Креста Господня: история

  • Дата: 16.09.2024

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления!

Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.

Други наши! “…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия” (1Кор.1,18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.

Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва - крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.

Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви - даже до смерти и смерти крестной - приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги.

Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. А живые примеры силы сей, являющиеся во все времена, вызвали к жизни особое правило почитания Креста, установленное на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.

73-е правило его гласит: “Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения”.

Первый - это страшный и славный Крест Господень, из орудия казни ставший орудием силы и славы. Это Крест, вознесший от земли на небо невинного и добровольного Страдальца Христа Спасителя и с Ним пригвоздивший грехи всего мира. Крест, политый Его чистой кровью и ею омывший всякую греховную скверну. Крест, вобравший в себя множество злобных взоров, насмешек и хулений. Крест, у подножия которого плакали всего лишь два человека: Матерь Распятого, Коей Самой сердце прошло оружие Креста, и единственный ученик, любовь которого не спугнул ужас страданий.

Этот Крест вознесся над миром на краткое время, чтобы потом надолго злобой человеческой сокрыться в земле. Но этого малого времени было достаточно Животворящему Кресту, чтобы покорить мир себе и оживотворить его.

Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, но несравненно дольше продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Он принес Себя в жертву за грехи мира. Славой Распятого исполнились уже все концы вселенной, а Животворящее Древо Креста, в неведении и бесславии сокровенное, еще три столетия ожидало своего часа.

Уже Крест увенчал Церковь Христову, уже крестное знамение силой распятого на нем Христа укрепляло человеческую немощь первых христиан, шедших на мучения за веру свою, а единственное Животворящее и Спасительное Древо все еще таилось от взоров людских.

Христианство ширилось и крепло. Уже и сильные мира сего задумывались о Божественном происхождении Распятого и Вознесенного на Крест. Император Константин Великий сподобился со всем своим воинством видеть Божие знамение - из звезд светящийся на небе Крест и сияние надписи вокруг него: “Сим победиши”. И знамение Креста дало ему путь ко многим победам во бранех.

Такими явлениями оживала в сознании христиан память о первом Кресте Господнем, а с ней и вера, что не могла эта великая святыня погибнуть. Церковь к этому времени наполнилась уже многими живыми свидетельствами подвигов крестоношения, и ей так не хватало для торжества, и славы, и радости того единственного Креста, с которого воссияла победа над смертью. И труд по поиску Креста Господня приняла на себя восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина. Дух Святой внушил этой царице (впоследствии названной равноапостольной), к славе Распятого и к радости православных христиан, приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.

Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.

И вот теперь царица-христианка искала следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев.

И как велика сила и власть Божия, можете судить сами: на вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: “Где предки ваши утаили Крест Христов?” - они указали ей на некоего ветхого иудея Иуду, который на повторный вопрос, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: “На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа”.

Иуда предал Христа на Крест, а через триста лет другой Иуда пособствует явлению славы Христа.

После удаления капища еще долго длились поиски, и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам.

Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дщица с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте.

Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: “Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя”.

Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни.

Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но и этого удостоверения оказалось мало для славы Животворящего Крестного Древа. Промыслу Божию угодно было, чтобы слава Креста Господня воссияла и тем, которые не хотели ее признавать, чтобы силою Честного Древа сокрушено было неверие и врагов Креста Господня.

Возвращаясь из дома исцеленной на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего.

Весть о совершенном чуде, потрясшая присутствующих, во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. И бесчисленное множество людей желало хотя бы издали увидеть чудесное Древо.

Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвизали Честной Крест елико возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Народ же, объятый благоговейным трепетом, восклицал во множестве: “Господи, помилуй!”

Сила воздействия Животворящего Древа была столь велика, что иудеи во множестве крестились, и в их числе и старец Иуда, указавший место сокрытия Креста Господня, получивший в крещении имя Кириак и ставший милостию Божией на исходе жизни епископом Иерусалимским, и за краткий срок жизни в христианстве сам восшедший на свой мученический крест в царствование Юлиана Отступника.

Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова.

“Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, - говорит в своем слове на Воздвижение святитель Ростовский Димитрий, российский Златоуст, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов”.

После обретения Животворящего Креста Господня равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Храм строился десять лет и был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день Крест Господень был воздвигнут в храме, и в этот день было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

А Церковь впервые в этот день запела: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!”

И в этот же день вспоминается еще одно, третье событие, связанное с жизнью Креста Господня.

С 614 года по 628 год Честное Древо претерпевало пленение от персов. Промысел Божий хранил Древо и там, на чужбине. Язычники, пораженные чудесами, сопровождавшими ковчег с Крестом, не смели дерзко прикоснуться к христианской святыне. Победа греческого императора Ираклия над персами вернула Крест в Иерусалим. И возвращение Креста, и воздвижение его над Гробом Господним совершилось именно в день праздника Воздвижения Животворящего Древа Креста Господня.

Так, дорогие мои, три разновременных события из жизни Креста Господня освещают сей день. И повторяю в напоминание вам - это и обретение Крестного Древа, и построение храма Воскресения Господня на Голгофе, и внесение Животворящего Креста в этот храм, и последнее возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на Голгофе, на своем первоначальном месте.

Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть.

И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство - так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних - богоборцев - он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Скорби и страдания земной жизни - удел всех земнородных. Для других - последователей Христа - крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе.

Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим - на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста.

Не пойдем в глубь истории за примерами, возьмем живые примеры наших дней. Какую злобу и неприятие Креста являют сейчас все отшедшие от Православной Церкви Христовой, и особенно протестанты и сектанты, хулящие Крест Христов, наше крестное знамение и обвиняющие православных в идолопоклонстве за почитание Креста. Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - хранитель и утверждение в истине каждого человека - для них не существует.

А с отвержением Креста они отвергают и сам путь спасения, путь шествия вослед Христа. И становятся они игралищем бесов на пути в погибель.

А вот и еще пример. В 1992 году любовь ко Христу собрала паломников со всего мира в Иерусалим на празднование Светлого Христова Воскресения. И не угас еще благодатный огонь в лампадах, а в сердцах трепетное, только что пережитое чудо о схождении Божией благодати и пасхальной воскресной радости, и Пасхальная неделя, как единый день, ликовала в Церкви Божией, а богохульное, дерзкое сердце, дышащее злобой, уже готовило акт страшного кощунства. В субботу Светлой седмицы преступная рука с корнем вырвала Святой Крест, веками стоящий на Голгофе.

Но Бог поругаем не бывает. Кощунники же ругаются себе. Господь же зрит с высоты Своей славы эту борьбу, и непобедимая победа - Крест Христов - до последнего дня мира, до дня славного и страшного второго пришествия Господня дан верным как оружие на враги, видимые и невидимые.

И явление Господа Славы на земле откроется не иначе как великим знамением на небе Креста Господня, который увидят все народы земли, который увидит каждый. Увидят, и восплачут, и вострепещут.

И это будет третье величайшее явление Креста в преддверии явления Спасителя на Страшный Суд.

Утвердим же, дорогие, наше помышление животворящею силою Креста Христова, устремим к нему благоговейное наше внимание и наипаче в нынешний день его праздника вознесем и прославим его в душах и телесах наших; преклонимся пред Крестом в умилении сердец и в сокрушении духа, ибо невозможно достойно прославить и непостижимую силу, и величие Креста Господня.

И чтобы хоть в малой степени быть нам готовыми к восприятию этого непостижимого явления, Святая Церковь своим Уставом заповедует нам: “В день Воздвижения сыра, и яиц, и рыбы никакоже дерзнем коснутися”, так как почитание Креста состоит в умерщвлении плоти.

Милосердный Господи, непобедимою и Божественною силою Креста Твоего сохрани, благослови и спаси нас! Аминь.

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. В день Воздвижения Животворящего Креста Господня, мы слышим слова Апостола Павла из его 1-го послания к Коринфянам, эти слова помогают нам понять саму суть христианства. Апостол Павел говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова. Ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а дня нас, спасаемых, — Сила Божия» . В этих словах апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну Крестной жертвы Спасителя.

Если попытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь, Его страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов, ценностей, то все это, действительно, кажется безумием. Вот почему эллины, которые основывались на философии, на мудрости, на человеческой мудрости считали проповедь о Кресте безумием.

Иудеи также, но они основывались не на философии или науке. У иудеев была вера в Бога, но они свое спасение связывали в первую очередь с освобождением от римлян, от языческого ига римлян. Иудеи долго страдали под этим языческим игом и считали, что спасение возможно только, когда придет Мессия и изгонит римлян. И потому для иудеев проповедь о Христе, о Крестной смерти, о поругании Мессии, была великим соблазном, она никак не сочеталась с их чаяниями, с их надеждами, их идеалами устроения земной жизни, т. к. задачу Мессии видели в устроении земной царствия, а не Царства Небесного.

И в самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на миссию Христа Спасителя: на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания и Его смерть, как все это кажется далеко и от современных идеалов бытия.

Нам только кажется, что мы понимаем смысл, совершенного Христом, ибо мы уже знаем историю и знаем, что произошло после Крестной смерти Спасителя, но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, кто жил во время проповеди Спасителя, разве бы мы поняли, какое избавление может быть от слабого человека, у которого нет денег, нет власти, который не обладает светской языческой мудростью, философией. Какое избавление может быть от человека, который ходил в окружении своих бедных учеников — рыбаков с Галилейского озера, — а не в окружении легионов воинов. Наверное и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как отнеслись древние. Потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей. Вот, почему она, одновременно, безумие и соблазн для нас.

Апостол Павел, осознавая это колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов, целей от проповеди Христа, говорит о том, что Он был послан проповедовать не в премудрости слово, потому что всякая человеческая премудрость, исходящая от ценностей мира, не способна в полноте оценить то, что совершил Христос.

Спасение через пришествие в мир Сына Божия, через Его восшествие на Крест, претерпение поношения и скорби действительно выходит за рамки человеческой логики. И что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ, образ Спасителя и образ Креста, образ Крестных страданий так притягателен? Потому что, несмотря на то, что Его система ценностей столь высока, несмотря на то, что принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, тем не менее уже две тысячи лет образ Спасителя является притягательным для всех людей. И эта притягательность в том, что дела Спасителя, слова Спасителя — это дела и свершения Бога, Бога, создавшего всю сущность.

Мы не можем понять глубины силы Божественной мысли и Божественного действия, человеческий разум ограничен и Божественное мы не можем охватить. Мы можем только открыть свое сердце на встречу вот этим Божественным мыслям и Божественным действиям, которые мы увидели в земной жизни Спасителя. И, открывая сердце, вдруг начинаем понимать и начинаем понимать не на уровне мудрования, мудрствования, не на уровне каких-то отточенных богословских формулировок, ибо никакие формулировки не смогут открыть Божественный замысел. И только лишь сердцем мы сможем понять, что есть Христос для каждого из нас! Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и Его Божественного действия пробуждается и сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Христа и к объяснению таких страданий — это любовь! Ни долг, ибо Бог никому ничего не должен, ни какая-то волшебная сила, ибо Бог никого не может спасти автоматичести, без желания человека, а только лишь любовь!

Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий. Мы понимаем вот эту причину Креста и Крестных страданий еще и потому, что в своей жизни находим очень близкие и понятные аналогии: когда человек способен пожертвовать ради другого? Только лишь, когда он любит этого человека. В каком случае человек способен пожертвовать своей жизнью ради Родины, только лишь, если он любит свою Родину. Никаким долгом, ни какой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого, лишь только тогда это осуществляется людьми, когда есть и в сердце, и в уме любовь, лишь тогда человек может добровольно пожертвовать собой и даже жизнь свою отдать. Вот почему и говорит Господь, что: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя » .

Значит и тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрования человеческие, как у эллинов, не через политические ожидания, политические чаяния, как у иудеев, и как и сейчас у многих из нас, но вот только лишь изнутри человеческой природы — из человеческого сердца.

Почему так? Да потому, что Бог создал нас по образу Своему и по подобию. Он вложил в нас Свой Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, то человек чистым сердцем понимает Бога, слышит Его, так как человек создан по образу и подобию. И когда человек перестает понимать Бога и человечество в целом, когда перестает понимать Бога, вот тогда, по-видимому, и наступает конец.

Легко или тяжело быть верующим человеком, христианином, учеником Христа Спасителя? С одной стороны это легко и очень легко, потому что это соответствует природе человека, природе человека как образа и подобия Божия. Идти против Бога, значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божия, который вложен в каждого из нас, и в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим, эта жизнь легкая, полноценная и радостная.

Но одновременно и трудно быть христианином, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно иные цели, и они исповедуют другие ценности. И опасность современного, переживаемого нами времени, в котором мы сейчас находимся (по промыслу Божию мы помещены именно в это время), состоит в том, что именно эти происходящие не от Божьего замысла ценности становятся господствующими и эти ценности, не исходящие из Божественного закона, из Божественных заповедей, предлагаются всему роду человеческому в качестве некоего нового идеала устройства человеческой жизни.

Эти ценности кажутся духовными, ясными, комфортными, понятными, когда ценность счастливой внешне жизни, комфортной, жизни в удовольствии, в потреблении, жизни долгой, жизни, наполненной радостями плоти и чувств. Происходит это потому, что грех помрачил природу человека, омрачает разум и искажает жизненные ориентиры и Божественные законы, и Божественные заповеди затмеваются, и появляются эти новые цели, эти новые заповеди человеческого существования.

Слова апостола Павла показывают нам (вот эти слова, с которых я начал: слова из первого послания Коринфянам) всю конфликтность, всё противоречие: для одних слово о Кресте — это безумие, для других — соблазн, а дня нас, спасаемых, — это Сила Божия.

И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор будут спасаться люди, хотя бы часть их. Несмотря на все слабости, на все падения, на свою греховную природу, у христианина природа такая же греховная, как и у любого другого человека, несмотря на это, вот эти люди, которые будут слышать весть о Кресте и будут понимать, что в этом спасение, до тех пор люди будут идти ко Христу будут преклоняться перед Его жертвой, перед Его Крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Иеромонах Симеон (Кулагин)

27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме священномученика Климента, папы Римского. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, отец Леонид! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех нас сердечно поздравить с двунадесятым праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и с освящением храма священномученика Климента, папы Римского, в Москве.

Этот храм относится к числу наиболее известных и во всех отношениях наиболее прекрасных храмов столицы. Выражаю сердечную благодарность и отцу настоятелю, и всем, кто потрудился, восстанавливая этот храм.

Освящение совпало с праздником Воздвижения. Всем известно, что этот праздник установлен в связи с тем, что после обретения Креста Господня Животворящего у Голгофы по повелению императрицы Елены, матери Константина Великого, этот Крест был воздвигнут Патриархом Иерусалимским, по всей вероятности, над большой человеческой толпой, как свидетельство о том, что Крест обретен и возвращен людям, но не как орудие пытки и казни, а как символ их спасения. И поэтому богослужение в праздник Воздвижения в первую очередь посвящается самому Кресту, осмыслению того, что есть Крест для жизни людей, для проповеди о Христе, для дела спасения.

Именно поэтому в сей день читается отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам, в котором содержатся удивительно мудрые, проникнутые Божественной правдой слова о Кресте: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти мир (см. Кор. 1:21).

Это по-настоящему потрясающие слова. В них вся история человечества, история мучительных поисков Бога, Божественной правды, когда лучшие умы пытались понять, что же такое эта сверхъестественная сила, присутствие которой в жизни так или иначе ощущает каждый человек, когда люди пытались найти Бога, порой впадая в страшные заблуждения, приписывая Божественную силу проявлениям природы или даже произведениям искусства.

Но ведь были на этом пути богоискательства и удивительные умственные прозрения, когда философы-язычники умом начинали постигать наличие чего-то, что превышает их и всякий другой человеческий разум. Про таких уже святые отцы говорили, что в них было семя Божественного слова. Они не были еще этим Словом оплодотворены, но семена Божественной истины присутствовали в их мыслях, в их поисках Божественного. И тем не менее ни примитивный страх человека перед окружающим миром и грозными явлениями природы, ни обожествление этих грозных проявлений природы, ни обожествление самого себя, что также происходило на пути богоискательства, ни даже те философские прозрения, о которых великие христианские умы говорили, что в них, как в семени, содержалось Божественное слово, не привели людей к истинному Богу.

Вот об этом и говорит апостол Павел одной фразой. Но эта фраза покрывает собой тысячелетие напряженных и мучительных поисков Бога. И когда человечество на этом пути, напрягая все свои силы, не нашло Бога, в том числе и в высочайшей мудрости, в высочайшей по тому времени науке, то Богу было угодно юродством проповеди спасти мир.

А что такое юродство? Это вид безумия. В христианской традиции ему приписываются особые благородные великие черты, и мы знаем, что среди святых были юродивые. Но апостол Павел говорил о другом юродстве. Он говорил о глупости, о невероятной интеллектуальной слабости, о том, что для одних было соблазном, а для других — безумием. Как можно было основывать попытку человека познать Бога на человеческой слабости, почти на безумии? Что такое была проповедь о Христе? Иудеи не могли понять ее; это, действительно, был некий соблазн: как это так ― человек казнен как преступник самой позорной казнью, что от него может быть доброго? Какая сила может исходить? От крестов шарахались в сторону. Это был самый страшный образ уничижения, слабости, поражения и наказания.

Можно провести какие-то параллели с современной жизнью. Это как если бы кто-то вдруг стал говорить о том, что камера пожизненного заключенного несет в себе спасение, да не для одного человека, что возможно, но для всего мира. Как бы мы отнеслись к такой проповеди? Соблазн для одних и безумие для других. Вот чем была проповедь о Кресте!

И возникает самый глубокий, может быть, и принципиальный вопрос: почему Господь избрал уничижение, которое безумием представляется каждому здравомыслящему человеку? Почему Он избрал такой способ спасения? Только с одной целью ― чтобы всем стало ясно, что Бог спасает человека, и никакая человеческая мудрость к этому не имеет никакого отношения, как никакого отношения к этому не имеет и человеческая сила.

Из этого следует очень важный вывод: с опорой на силу невозможно штурмовать небеса. Сила это не тот инструмент, не то средство, которым можно обрести спасение. А ведь очень многие в языческой древности так и думали, что только герои становятся небожителями: надо быть вначале героем, чтобы потом взойти на языческий Олимп.

Проповедь о Кресте свидетельствует о полном отказе Бога от всякой человеческой силы в деле спасения людей. И Господь избирает Крест ― символ уничижения, символ слабости, символ поражения, соблазн для одних и безумие для других, чтобы с этого Креста явить всему миру спасение.

Наверное, сегодняшние слова апостола Павла ― это самый сильный удар по критикам Евангелия, которые ищут какие-то культурные, философские источники Евангелия, какие-то заимствования в древних культах, и говорят о естественном происхождении христианства. Не могло появиться в мире естественным образом ничего, что противоречит здравому смыслу. А спасение через Крест не просто противоречит человеческому здравому смыслу, это был вызов человеческой разумности.

Кто бы, измышляя религию, рискнул бы так подставить себя под удар? Если бы это исходило от человека, то такого рода проповедь разлетелась бы на мелкие части под ударом логики философов того времени и, что еще важнее, в результате полного неприятия и отказа от такой идеи всеми, кто к ней прикоснулся бы. Но весть о Христе живет две тысячи лет. Именно эта весть преобразовала мир, потому она не человеческая, а Божественная. За ней Сам Бог, Который через Крест, обращаясь к нам говорит: не силой ума и силой знаний, ни человеческим положением, ни деньгами, ни властью, ни всем тем, с чем люди связывают свое спасение в этой жизни, вы не обретете вечного спасения, а значит и полноты жизни, а значит и своего собственного счастья; вы Мне должны поверить, Я вас спасаю через Крест, через это безумие для многих.

И мы знаем, что спасает Господь, что Крест ― «хранитель всея вселенныя», Крест ― торжество Церкви. Опора для народов и государств ― Крест славы Божией. И в этом уже опытном восприятии силы Креста ― вся наша вера в правоту Божественного откровения о том, что не силой человеческой, но силой Божией мы спасены. А если так, если спасение от Бога, а не от человека, то что же самое главное в жизни? Самое главное ― служить Богу, Спасителю нашему, Тому, Кто это спасение принес для всех народов, для всех эпох и для всех континентов, Кто открыл объятия роду человеческому. И нам немногое осталось ― ответить на это Божественное действие, ответить на действие спасающей благодати Божией своим послушанием, своим доверием к словам Господа, к Его Божественным заповедям. И если мы все усвоим великую истину о том, что нас спасает не наша сила, а Бог, то очень многое изменится в нашей жизни. Мы сумеем правильно расставить жизненные приоритеты, мы сможем пройти путями своей жизни мирно, спокойно и спасительно. И пусть Крест Христов освящает этот наш жизненный путь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в кафедральном соборном . После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам, которые помогают понять саму суть христианства. Апостол говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова; ибо слово о Кресте для иудеев — соблазн, для эллинов — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см. 1 Кор. 1:17-18, 23). Апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну крестной Жертвы Спасителя.

Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.

В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя — на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, — как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам только кажется, что мы понимаем смысл совершенного Христом, — ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после Крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, — разве бы мы поняли? Какое избавление может быть от слабого Человека, Который не имеет ни денег, ни власти, Который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какое избавление от Того, Кто ходил вокруг в окружении Своих учеников — малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера? Наверное, и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как древние, потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей — вот почему она безумие и соблазн одновременно. И апостол Павел, сознавая колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов от проповеди Христа, говорит о том, что был послан благовествовать не в премудрости слова — потому что всякая человеческая премудрость, исходящая из ценностей мира, неспособна оценить во всей полноте то, что совершил Христос.

Спасение через пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что Его система ценностей, принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому, что все то, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. «Мысли Мои — не ваши мысли, и дела Мои — не ваши дела, говорит Господь» (см. Ис. 55:8).

Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действа. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам, и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не покроешь Божественного замысла, а сердцем — чтО есть Христос для каждого из нас. Именно от этого восприятия человеком Божественного слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, а только любовь. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий.

Мы понимаем эту причину Креста еще и потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13).

Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Бог вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя и не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, с теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир.

Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жизнь в соответствии с законом Божиим — это жизнь в соответствии с естеством человеческим. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. И опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте — соблазн, для других — безумие, а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ПРОПОВЕДЬ

НА ВОЗДВИЖЕНИЕ

КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Святая равноапостольная Елена, мать царя Константина, чудом Божиим нашла в святой Земле Жи­вотворящий Крест Христов. Патриарх Иерусалим­ский Макарий найденный Крест поднимал вверх, чтобы люди могли видеть его и молитвенно к нему прикасаться. С того времени Церковь празднует Воз­движение Креста Господня. С того времени звучит в Православной Церкви песнь: «Кресту Твоему покло­няемся, Владыко, и святое Воскресение Твое сла­вим».

Как тогда в городе Иерусалиме, а позже в Царьграде, так и теперь во всех православных храмах в день Воздвижения Креста Господня поднимается и износится на поклонение верующим людям святой Крест. И богобоязненные христиане с благоговени­ем, со слезами и умилением, преклоняя колена сво­их сердец, лобызают Животворящий Крест, воздают благодарение на нем распятому Господу нашему Ии­сусу за Его любовь и за совершенное Им на Кресте спасение! Льется повсеместно в этот день песнь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Чем же для нас, христиан, является святой Крест Христов? Почему мы воздаем ему поклонение? Почему благочестиво, трепетно лобызаем его и призываем на себя его животворящую спасительную силу?

Для нас, верующих людей, Крест - это прежде все­го знамя нашей жизни. Войско имеет свое знамя. Это знамя является символом, объединяющим всех воинов. Каждый полк бережет как святыню, свое знамя, хранит его до последней капли крови последнего сол­дата. Нет большего позора и бесчестия, чем потерять знамя своего полка! Для нас, верующих христиан, знаменем христианской правды является Крест Христов. Так определил Сам Спаситель: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следу за Мной» (Мк.8,34). Верующие люди берут крест в момент святого Крещения. Крестом христиане ос­вящают свои мысли, чувства; крестом освящаются движения ума и сердца; крестом освящается вся наша жизнь, наши труды, наши победы и поражения, наши радости и скорби, наши болезни и земное благополучие. Крест святой предшествует каждой цер­ковной процессии. Крест святой венчает храмы Бо­жий. Крестом святым Церковь многократно благос­ловляет верных во время богослужений. Крестом ос­вящаются вещи и предметы Крест дается в руки по­койнику как символ победы и знамя христианской верности. Крестом осеняется последний путь «всея земли». Крест венчает могилы верующих людей в ознаменование того, что здесь лежит последователь Христов.

Крест Христов является для нас утешением в борьбе и терпении. В момент, когда нас обуревают грех, зло, досада, осуждение, зависть, ревность или другие непотребства, необходимо посмотреть на Крест и вспомнить слова на нем Распятого: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11,29). Кто делает так, тот всегда выйдет победителем в борьбе со всяким искушением и грехом.

Если наш жизненный крест бывает подчас слиш­ком тяжелым, если мы изнемогаем, - в силе Креста наша сила. Сила Креста Христова в любых житейс­ких трудностях есть верная наша помощь. Каким бы крест земной у человека ни был, учат преподобные отцы, нужно помнить, что его несет в первую очередь Спаситель, а потом уже ты, человек. Поэтому верь и надейся - сила Господня всегда будет с тобой. При такой уверенности не погибнешь, а будешь иметь жизнь вечную.

Крест Христов является для нас знаменем наших побед, и временных, и вечных. Им мы побеждаем врага. Враг нашего спасения, по учению святой Церкви, боится креста и трепещет, не смея взирать на силу его. Знамение Креста явится на небе в послед­ний день, когда Христос придет судить живых и мер­твых. Огненный Крест на небосклоне будет знамени­ем вечной славы Христа и Его победы. Тогда все, представшие пред Лицом вечной Правды - и почитав­шие в земной жизни Крест, и не почитавшие - будут судимы силою Креста, знамением вечной правды и вечной победы. Блаженны тогда будут почитавшие Крест Христов, ибо они получат «мзду многу на небесех», подобно апостолу Павлу, который любил повторять: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6,14). Крест есть знамя нашей жизни, утешение в борьбе и терпении, знамя наших побед. Это размышление пусть укрепит нас в глубоком почитании Животворя­щего Креста. Ибо если мы с Крестом родились, то, естественно, -с Крестом нам жить и умирать. А если с Крестом будем жить и умирать, тогда и победим с Крестом. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим. Аминь.