Проповедь на собор 12 апостолов. Православный календарь. Молитвы которые помогают всем и всегда

  • Дата: 27.04.2024

На следующий день после Петрова дня отмечается праздник, который в православии называется Собор двенадцати апостолов . В народной традиции этот праздник называется Двенадцать апостолов (12 апостолов), Полупетр, Поминки по весне, Макушка лета .

Когда отмечается праздник 12 апостолов

Собор двенадцати апостолов отмечается 13 июля (30 июня по старому стилю), на следующий день после празднования памяти Дня Петра и Павла , о котором подробнее читайте в Федерального агентства новостей .

Праздник в честь двенадцати первых учеников Христа отмечается в христианстве, начиная с IV века.

Кому посвящен праздник Двенадцать апостолов

Праздник посвящен двенадцати апостолам - первым ученикам Христа. Согласно евангельскому преданию, во время земной жизни Иисус Христос выбрал 12 ближайших учеников, которых называют апостолами от двенадцати.

Это апостолы, ставше свидетелями последних месяцев жизни Иисуса: Петр и его брат Андрей , Иоанн Богослов и его брат Иаков , Филипп , Матфей и его брат Иаков Алфеев , Варфоломей , Фома , Симон Канаит , Фаддей и Иуда Искариот . Когда Иуда предал Христа, его место занял апостол Матфий . Память каждого из двенадцати апостолов (в том числе Иуды Искариота) также чествуется отдельно в другие дни года.

По преданию все 12 апостолов, за исключением Иоанна и Иуды Искариота, умерли мученической смертью. Апостол Иоанн единственный, кто умер от старости.

Апостол Павел , который был призван после вознесения Иисуса Христа, также умер мученической смертью вместе с апостолом Петром. Павел не входит в число двенадцати апостолов, но является одним из наиболее почитаемых (первоверховных) апостолов в христианстве.

Народные традиции и приметы на 13 июля - Двенадцать апостолов

Двенадцать апостолов - это макушка лета, начало сенокоса и уборочной страды, когда в народной традиции принято справлять поминки по безвозвратно ушедшей весне. В этот день сельские жители, одевшись во все лучшее, шли на сенокос.

А потом, утомившись тяжелой летней страдой, кликали весну, умоляя ее вернуться обратно.

Закличка звучала так: «Двенадцать апостолов весну кличут, вернуться просят: Весна красна, ты когда, весна, прошла? Ты когда, весна, проехала? На кого, ты, весна, нас покинула, своих детушек, малолетушек?»

В этот день есть также традиция красить яйца, как на Пасху. Однако, есть и отличие. Пасхальные яйца, которые красят в разные цвета, но в народной традиции преимущественно в красный, а яйца на 12 апостолов красят только в желтый цвет - цвет солнца и лета.

Еще одна народная примета на 12 апостолов - если лещ после дождя «плавится», то есть высовывает из воды рыло, спинной плавник и хвост, - значит, вечер в этот день будет теплым.

По приметам, если на 12 апостолов кукушка продолжает куковать, то лето будет жаркое и долгое. А если в эти дни кукушка уже замолчала, значит, осень наступит рано, но затянется надолго, не пуская зиму.

Есть народный апокриф на эту тему. Как-то апостол Петр украл лошадь (на самом деле это народное «переосмысление» истории об ослике и самом Иисусе). Поступок Петра очень не понравился Иисусу, и он призвал своего ученика на суд. В качестве свидетелей Иисус пригласил ворону и кукушку, которые видели, откуда и Петра появилась лошадь.

Иисус спросил у птиц - купил или украл лошадь апостол Петр.

Кукушка, вероятно, понадеявшись на награду, решила выгородить Петра и закричала: «Ку-пил! Ку-пил!» А ворона честно закаркала: «Крал! Крал! Крал!»

Иисус наградил ворону за честность, разрешив ей каркать круглый год. А вруше-кукушке Христос позволил куковать только до Петрова дня или, в крайнем случае, до Двенадцати апостолов. О том, наказал ли господь вороватого ученика, легенда умалчивает.

С 14 в., с тех пор, как Москва стала духовным центром Руси, к северо-западу от Успенского собора находился двор московских митрополитов, а с 1589 г., после избрания на патриарший престол владыки Иова, патриархов. Здесь имелись жилые и хозяйственные постройки, управлявшие хозяйством приказные палаты, три церкви: Ризположенская - к западу от Успенского собора, Соловецких чудотворцев - к востоку от жилых палат и Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы "на патриарших сенях".

Как водится, все постройки двора не раз горели в пожарах, разорялись неприятелем, ветшали и часто перестраивались и поновлялись. Каждый новый владелец двора старался что-нибудь переделать по собственному вкусу, так что в целом обиталище владык выглядело скопищем разновеликих и разновременных построек, соединенных множеством внутренних и наружных галерей, лестниц, извилистых ходов и крылечек.
В середине 17 в., после того, как царь Алексей Михайлович, минуя жребий, назначил патриархом Московским и всея Руси своего любимца новгородского митрополита Никона, территория патриаршего двора подверглась особенно интенсивной перестройке.
Как писал современник архидиакон Павел Алеппский, "должно знать, что теперешний патриарх Никон имеет большую любовь к возведению построек, памятников и к благолепию... Здешний патриарший дом существует с очень древних времен, со времени святителя Петра, первого митрополита Московского. Он мал, тесен и не имеет двора... Нынешний патриарх, любя строить и обновлять, выпросил у царя двор, находящийся близ патриаршего дома... и приступил к возведению на нем огромного чудесного здания... Это здание поражает ум удивлением, так что, может быть, нет подобного ему и в царском дворце, ибо мастера нынешнего века, самые искусные, собранные отовсюду, строили его непрерывно три года".

С 1652 по 1655 г. на старом Патриаршем дворе и прилегающем к нему бывшем дворе Годунова соорудили трехэтажные жилые покои, парадную Крестовую палату и новую церковь на месте разобранного храма Соловецких чудотворцев. Потом еще около трех лет постройки интенсивно отделывались (для росписей храма пригласили известных мастеров из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с И. Владимировым и С. Ушаковым), но ссора Никона с царем летом 1657 г., отъезд патриарха в Новый Иерусалим и восьмилетняя его опала "заморозили" строительство. В 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана. Заканчивались работы в палатах и новой церкви только при патриархе Иоакиме. В 1680-1681 гг. церковь лишилась с южной стороны галереи и лестницы-схода, ведущей к Успенскому собору (с тех пор дверной портал храма повис над пустотой), зато с северной стороны обзавелась открытой галереей-папертью, украшенной ширинками и полихромными изразцами. В 1681 г. церковь освятили во имя Двенадцати апостолов.

Это был бесстолпный пятиглавый храм сдержанного для своего времени декора. Три главы были световыми, две - декоративными; под ними находились закрытые хоры, соединявшие церковное пространство с жилыми покоями патриарха, находившимися на третьем этаже палат. До наших дней не дошли ни росписи, ни иконостас. Тот, что стоит в храме сейчас - происходит из Вознесенского собора одноименного кремлевского монастыря и относится к 1680-м гг. Некогда иконостас церкви был увенчан большим "Распятием с предстоящими" - как считается, впервые в истории православного храма. Затем эта традиция установилась повсеместно.

В 1703 г. Петр Первый упразднил патриаршество, и через несколько лет в Патриарших палатах разместился Синодальный дом, в котором вплоть до переезда в Петербург в 1731 г. происходили заседания Священного Синода - нового коллегиального органа управления Церковью. На третьем этаже в жилых покоях патриарха была размещена знаменитая Патриаршая ризница.
В 1763 г. обветшавшую церковь Трех Святителей разобрали и перенесли из нее в Крестовую палату Синодального дома печь для приготовления церковного мира - ароматического масла, используемого в различных обрядах. С тех пор палату стали часто называть Мироваренной.
В 19 в. церковь Двенадцати апостолов заново расписали масляными красками и в ней установили новый иконостас. На протяжении всего 19 и начала 20 столетий в ней одной - из немногих кремлевских церквей - службы проводились ежедневно.
С 1918 г. в Патриарших палатах и церкви Двенадцати Апостолов производились ремонтно-реставрационные работы, в результате в ней появился иконостас из Вознесенского монастыря, а в алтаре - резная надпрестольная сень, стоявшая ранее в соборе Михаила Архангела кремлевского Чудова монастыря.

В настоящее время в здании Патриарших палат находится Музей прикладного искусства и быта России. Постоянная экспозиция, повествующая о русской культуре и быте 17 столетия, включает в себя около 1000 экспонатов. В двух залах дворца, где был полностью воссоздан первоначальный интерьер, представлены к просмотру старинные столы, кресла, сундуки и ларчики, настольные часы, шахматы, рукописные книги, первые учебники, драгоценная посуда, ювелирные украшения. Здесь встречаются работы как российских мастеров, так и иностранных.
В помещении церкви располагается экспозиция икон 17 века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи 17 века, которое делится на два этапа:
- Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы");
- Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.
В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца 17 века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.

Cегодня 13 июля (30 июня по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

** Собор 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведева, Иоанна Богослова, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иакова или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Благоверного царя великомученика Стефана Уроша третьего, Сербского (перенесение мощей, 1338; 1331). Святителя Софрония, епископа Иркутского (прославление 1918; 1771).
Мучеников Мелитона; Петра из Синопы; Перпетуи. Благоверной царицы Грузинской Динары (X). Мученика Михаила садовника Афинского (1770). Священномученика Тимофея пресвитера (1918); преподобномученика Феогена (Козырева) архимандрита, Алма-Атинского (1939). Икон Божией Матери Волынской (1709); Балыкинской (1711) и Горбаневской (XVIII).

Собор 12-ти апостолов

В этот день Святая Церковь прославляет двенадцать апостолов (греч. - «посол, посланник») - двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа, которые взвалили на свои плечи основную проповедь о наступившем Царстве Божием. Согласно евангельским данным, во время своей земной жизни Иисус Христос отделил 12 ближайших последователей из большого количества учеников, чтобы открыть им многие тайны Своего Воплащения. Их присутствие Господь допускал в Свои особенные личные минуты жизни. Деятельность апостолов частично изложена в Евангелии и книге Деяния святых апостолов (Деяния), которые входят в Новозаветный канон.

Каждому из святых 12 апостолов в течение года празднуется отдельно. Отпраздновав же первоверховным из них Петру и Павлу 29 июня, на следующий день Церковь празднует всем им вместе, и день этот называется днем Собора, то есть церковного собрания, или праздника двунадесяти, то есть 12 славных и всехвальных апостолов. Имена 12 апостолов следующие: Петр, Андрей, Иаков, сын Зеведеев, Иоанн, брат его, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, или Фаддей, Симон Зилот и Матфий. Частицы мощей святых апостолов Андрея, Филиппа, Иакова Алфеева, Фомы и Варфоломея находятся в Пантелеимоновом монастырском соборе на Афоне; а ап. Матфея - в Киево-Печерской лавре.

Преподобный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец

Преподобный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец, происходил из рода ханов Золотой Орды. Когда Отечество наше было под владычеством татар, то не только князьям, но и архипастырям нашим приходилось являться в Орду по разным делам. В 1257 г. пришлось там быть Кириллу, епископу Ростовскому, по случаю воцарения нового хана Бергая. Добрый хан с интересом внимал рассказу о чудесах при мощах первого святителя Ростовского Леонтия. Особенно внимал словам блаженного племянник хана. Он просил у матери разрешения отправиться в Россию вместе с епископом, а когда мать не позволила, тайно ушел и крестился. Однажды, во время соколиной охоты при Ростовском озере, явились ему во сне святые апостолы Петр и Павел, повелели создать храм во имя их при озере и дали три мешка денег на это. Царевич сообщил о видении епископу Ростовскому св. Игнатию и князю. Князь пожертвовал землю для храма, и скоро был построен храм и при нем монастырь. Царевич, по предложению князя и с благословения св. Игнатия, женился.
Князь побратался с ним в церкви в присутствии владыки. Царевич вел благочестивую жизнь. Овдовев в старости,постригся в монахи и по кончине, в 1290 г., был погребен в устроенной им обители.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
02.08.2019 -
03.08.2019 -
04.08.2019 -

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Поздравляем Вас с праздником Собора Двенадцати Апостолов!

В праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

В аши Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Двенадцати апостолов. На второй день после прославления имен первоверховных апостолов Петра и Павла мы молимся Двенадцати апостолам, ближайшим ученикам Спасителя, тем, которые, разойдясь по вселенной, провозгласили весть о Христе Воскресшем, были свидетелями Его Воскресения, Его посланниками, Его апостолами.

Эта весть дошла и до нашей земли. По преданию, один из Двенадцати, апостол Андрей, проповедовал в южных рубежах исторической Руси, и именно с его именем связывается становление христианства на территории исторической Святой Руси. И неслучайно мы сегодня совершаем Божественную литургию в Кремле, в Патриаршем дворце - исторической резиденции Патриархов Московских и всея Руси, где домовый храм посвящен памяти святых Двенадцати апостолов. Апостолы - основатели Церкви. Они заложили фундамент, на котором постепенно стало воздвигаться здание Вселенской Церкви.

Если бы те, кто жил в апостольское время, увидели совершаемую нами сегодня Литургию, они бы многого не поняли. Так, как облачено ныне духовенство, апостолы не облачались. Песнопения, которые мы совершаем, молитвы, которые мы произносим, были, за редкими исключениями, неизвестны апостольскому веку. Что же означает это последующее развитие церковной жизни? Может быть, мы что-то делали неправильно? Может быть, и не следовало облачать духовенство в ризы, а следовало оставаться на молитве в обычной одежде, как оставались апостолы, приходя с улицы в евхаристическое собрание?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что в определенный период времени некоторые христиане вознамерились вернуться к простоте апостольского времени. Отказались от богослужений - тех, что сложились на протяжении тысячелетий, от облачений, от канонического, то есть законодательного, порядка в жизни Церкви, думая, что подобным «приближением» к простоте апостольского века они обновятся, помогут людям понять Церковь, сделают ее более открытой, понятной, а в результате храмы наполнятся людьми.

Но произошло все с точностью до наоборот - люди стали уходить из этих храмов, потому что попытка восстановить I век в контексте века девятнадцатого, двадцатого, а тем более двадцать первого невозможна. И, наверное, если бы жили апостолы, они бы немедленно осудили такие попытки. Потому что уже тогда, в апостольское время, проповедуя Христа, они обращались к каждому со своим словом. «Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых», - говорит апостол Павел (1 Кор. 9, 22).

Чудо исторического бытия Церкви на протяжении 2000 лет, сопровождавшихся гонениями, расколами, разделениями, чудо того, что Церковь сегодня существует и мы собираемся для молитвы, для совершения Таинства Евхаристии, для причащения Тела и Крови Господних, - свидетельствует о том, что Сам Бог Духом Своим присутствует в той общине, которая именуется Церковью и основания которой были положены апостолами. Апостолы действительно заложили фундамент. Они не могли, да и не должны были пытаться предвидеть все последующее культурное, интеллектуальное развитие рода человеческого. И даже если бы они могли все это предвидеть, они бы никогда не смогли создать общину, актуальную для каждого последующего времени, а тем более для каждого народа и каждой культуры. Это сделать невозможно, и не к этому их призвал Господь. Он призвал их к тому, чтобы они шли и были свидетелями Ему, Воскресшему, даже до края земли; чтобы они учили народ тому, чему Он их научил (см. Мф. 28, 19-20). И на этом фундаменте сами же апостолы стали возводить здание Святой Единой Соборной и Апостольской Церкви. И нельзя сказать, что в то время это здание было недостроенным. Оно достроено в каждый момент времени. В каждый момент времени в Церкви - полнота Святого Духа; в каждый момент времени в ней - полнота истины, которую не могут преодолеть никакая человеческая лжемудрость и даже врата ада (см. Мф. 16, 18).

Так на фундаменте, заложенном апостолами, стали возводиться дивные храмы. Их созидание шло в соответствии со всеми законами культурного развития рода человеческого, потому что люди привносили в созидание Церкви лучшее, что они имели, - высочайшие образцы своей культуры, своих знаний. Неслучайно мы совершаем сегодня службы не в катакомбах, как первые римские христиане, не в частных домах, как апостолы, а в дивных храмах, которые народ наш и христиане по всему миру строили и строят для того, чтобы своими делами, своими культурными достижениями прославить Бога, воздать Ему должное.

Вот так мало-помалу и развивалась историческая жизнь Церкви - на едином фундаменте, положенном Самим Господом и святыми апостолами. Развивалась применительно к каждой последующей эпохе, к каждой культуре, к каждой нации. И сегодня Вселенская Церковь есть некое Божие чудо, где объединяются люди разных национальностей и культур, молодые и старые, где стираются границы между национальностями, возрастом, материальным положением, значением человека с точки зрения его отношения к власти. Все человеческое, вторичное стирается в Церкви, и сохраняется только то, что ведет человека ко спасению.

Богу было угодно словно завести этот дивный механизм, который работает на протяжении 2000 лет, никогда не находясь в благоприятной обстановке. Не было такой эпохи за 2000 лет, когда обстановка, в которой жили христиане и развивалась церковная жизнь, была бы абсолютно благоприятной. И через эти тернии, через тучи и облака люди устремлялись к цели, к звездам - и ведь достигали этих звезд! И достигают сегодня неба как символа Божественного Царства…

Верим, что врата ада никогда не поколеблют Церковь. Верим в то, что фундамент, созданный святыми апостолами, выдержит любые самые страшные землетрясения. Но, веря в это, мы должны принять и ответственность за то, чтобы Церковь, живущая ныне, сохранила свою духовную силу, способность обращаться к народам с апостольской проповедью. Это требует от верующих людей, всех от мала до велика, способности защищать Церковь, оберегать ее, активно участвовать в ее жизни, дабы через внутреннюю, в том числе умственную работу мы освобождали церковную жизнь от возможных недостатков, несовершенства, становясь общиной горячей веры, общиной единомышленников, продолжающих в истории служение святых апостолов. Верим, что их молитвами Господь благословит апостольское служение нашей Церкви. Аминь.


В этот день Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Спасителя , святых апостолов Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Избранные Христом на служение, Его ученики стали теми, кто донес до всех краев населенного мира весть о Христе и всей своею жизнью явили пример преданности вере христианской. Апостольское слово поныне согревает нас и дает нам мудрый отеческий совет.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за ним» (Мф. 4; 18-22).

«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем» (Лк.6, 12-16).

«Апостол» в переводе с греческого означает - «посланник», «слуга». Христос избрал себе первых двенадцать учеников, которые прошли с Ним весь Его земной путь, видели чудеса Его, слышали Его проповедь из самых уст Его. Они имели счастье быть при Нем, Им избранные. Но им же довелось вместе с Богоматерью, женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским пережить часы глубочайшей скорби, когда Он был распят, и потрясение святой радости, узнав о Его Воскресении. Им Он явился в Эммаусе перед тем, как вознестись к Своему Отцу. Они получили благодать Святого Духа проповедовать на разных языках, исцелять больных, изгонять бесов и до конца дней своих служили Ему так, как если бы Он был рядом во плоти. А Он - действительно всегда был рядом, как во все века после Рождества Христова находится рядом с каждым, кто уверует в Него и доверится Ему…

Их было двенадцать, и у каждого была своя судьба, о них сохранились разные по объему сведения - о ком-то больше, о ком-то меньше, но неразлучно они были связаны одним - пожизненным радостным и трудным служением Ему.

Вот их чудесные истории и имена их, в которых отразились частично их личности и судьбы.

Краткие жития апостолов Христовых

Андрей Первозванный
В переводе с греческого Андреас - «мужественный». Брат Симона (Петра), прозван в Священном Предании Первозванным, поскольку был учеником Иоанна Крестителя и стал первым, кого Спаситель позвал за Собой.
Он всем сердцем принял учение Христово, оставил суетную мирскую жизнь, отрекся и от супружества, предпочтя его радостям телесное целомудрие. Это его вместе с братом его Петром, называвшемся ранее Симоном, Господь призвал следовать за ним с берега моря Галилейского, он и пошел за Христом, чтобы никогда уже не свернуть с этого пути. По принятии Духа Святого он пошел по землям, назначенным ему жребием - Вифинийской 1 , Пропонтидской 2 с Халкидоном 3 и Византией, Фракии 4 и Македонии, по местам, которые лежали до Черного моря и Дуная. Он прошел Фессалию 5 , Грецию, Ахайю 6 , Аманитин, дойдя в апостольских странствиях до Днепра и Киевских гор. Близ Киева апостол водрузил крест, предрекая, что здесь и произойдет Крещение Руси… На долю его, как и на долю большинства апостолов, выпало много тяжких испытаний, но он продолжал свидетельствовать о вере Христовой, стяжая в Церковь Его новых и новых последователей, и окончил земной свой путь, как и Учитель его, - на кресте. Только доски того креста по-иному были сбиты - символ его светится на знамени моряков: косой белый крест на голубом поле. Это память о том, что Андрей Первозванный пересекал моря, стоя на плоском камне, - так велика и истинна была его вера.

Симон (Петр)
Симон, иначе - Шимон, «услышанный в молитве», сын Ионы, нареченный позже Петром. Греческое «петрос», по-арамейски «кифа», переводится как «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой: «И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Любовь Петра к Иисусу была горяча, но испытана искушением. Чтобы эта любовь была понята им самим, она укрепилась через труд совести, поскольку трижды Петр отрекался от Него, трижды горько раскаивался и трижды был прощен Им. Следуя за Христом, он сам вместе с другими учениками был свидетелем многих чудес Его, а после сошествия на него и других апостолов Святого Духа в своих проповеднических трудах, в своих двух соборных Посланиях оставил нам мудрое апостольское слово. Сила его чудодеяния была так велика, что там, где он проходил, «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5; 15). И когда Ирод заключил его в темницу, то Господь послал ангела Своего, и тот вывел волею Господней апостола из темницы. (Деян. 12, 1-17). Как и апостол Андрей, он был распят римлянами, но вниз головой, ибо счел дерзновенным уподобиться Спасителю на кресте, и преклонил в смертный час голову под ноги Его.

Иаков Зеведеев
Иаков, чье имя произошло от еврейского глагола «акав» - «побеждать», сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 - 44 гг. после Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего Алфеева его называют Иаковом старшим. Его брат - святой евангелист Иоанн и апостол Петр были среди самых близких Господу. Кроме его соборного Послания, о нем существует мало исторических сведений, но известно, что служение ему было назначено Господом в Испании. Известно также, что во время гонения на христиан, после своего возвращения в Иерусалим, где вновь провозглашал среди иудеев Христа как Божьего Мессию, он стал первым мучеником среди апостолов и был по приказу Ирода Агриппы обезглавлен мечом в период между 44-47 годами после Р.Х.

Иоанн Богослов, брат Иакова
Греческое имя Иоаннес происходит от еврейского Иоханан, «Господь милостив». Иоанн, также сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего, автор четвертого Евангелия, которое в богословии считается самым глубоким по духовно-философскому содержанию, и потому научаемым в вере его рекомендуется читать после изучения первых трех и некоторых книг Ветхого Завета, дабы оно было основательнее понято. Сам святой евангелист также, по Преданию, говорил, что в первых трех Евангелиях слишком много описания земного пути Христа и недостаточно о Божественном его происхождении. К тому же он добавил описание тех чудес и событий, которые не были до того упомянуты, и оттого некоторые факты из земной жизни Христа могли быть не слишком ясно истолкованы только лишь на основании сведений из первых трех Евангелий. Иоанн Богослов также является автором Откровения (Апокалипсиса). Он был особо любим Господом за исключительную доброту, мягкость нрава и душевную чистоту. Вместе с Петром он готовил Тайную вечерю на Пасху, был единственным из апостолов, который находился у Креста Господня на Голгофе. До 70 года он оставался в Иерусалиме, где руководил первохристианской общиной до самого Успения Пресвятой Богородицы, поскольку на него была возложена обязанность заботы о Ней. После Успения в 70 году после Р.Х. удалился в Малую Азию. Здесь он основал несколько церквей. Евангелие было им написано в г. Ефесе, когда уже были созданы первые три Евангелия - от Матфея, Луки и Марка. В отличие от своих 11 собратьев Иоанн Богослов стал единственным из них, кто окончил свои дни в своем доме, и последним на земле, кто воочию видел Господа (ок. 105-106 годов после Р.Х. в возрасте 100 лет и 7 месяцев). Он не был казнен, но также во время своего служения претерпел многие муки за веру.

Филипп из Вифсаиды
Филипп - в переводе с греческого «любящий лошадей», уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1; 44). Он имел хорошее образование - с детских лет родители отдали его обучаться грамоте. Читая книги Ветхого Завета, пророчества о пришествии Мессии, юный Филипп мечтал о встрече с Господом. Он был послан свидетельствовать о Боге в Галилее, затем среди язычников в Элладе, в его апостольском странствии с ним находилась его сестра - девица Мариамна. Здесь они подверглись гонениям, побиваниям камнями, но вдруг гонители ослепли, и только по молитвам апостола о них прозрели вновь. Он проповедовал далее в Эфиопии, Парфии, Аравии - южных областях Малой Азии и на территории Северной Африки. В путях по Малой Азии он и Мариамна встретились с апостолами Иоанном Богословом и Варфоломеем. Расставшись с Иоанном, вместе со святым Варфоломеем они пришли во фригийский город Иераполь. Языческие жрецы города, услышав проповеди апостолов, подали на них жалобу градоначальнику. Все трое были схвачены, и Филиппа, и Варфоломея распяли на крестах вниз головой, подобно Петру, около языческого капища. Но тут случилось страшное землетрясение, в котором погибли многие горожане. Испугавшись, горожане умолили начальника освободить апостолов. Однако Филипп к тому времени уже отошел ко Господу, а Варфоломей был жив.

Варфоломей (Нафанаил)
Варфоломей, что в переводе с арамейского означает сын Талмая, Нафанаил - от еврейского Нетанэл, «дар Божий», уроженец Каны Галилейской. О нем Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1; 47).

После похорон апостола Филиппа Варфоломей со святой блаженной девицею Мариамной пробыли еще какое-то время в Иераполе, основав там Церковь Христову. Затем пути их разошлись, и Варфоломей отправился в Индию и близлежащие к ней страны, проповедуя и исцеляя. Там он также устроил церкви и перевел на их языки Евангелие от Матфея, оставив им Евангелие и на еврейском языке. В Армении он исцелил дочь царя. Царь поднес ему великие дары, но апостол отказался от них, говоря, что главные его дары - это приобретенные для Христа души. Царь и многие его подданные уверовали, апостол и здесь основал Церковь. В городе же Альбанополе (ныне Баку) святого распяли на кресте, но и с креста он проповедовал Спасителя и возносил Ему хвалу. Тогда его вновь предали мучениям и отсекли голову.

Фома (Дидим)
Фома - арамейское Тома, по-гречески Дидим, что означает «близнец», в народе его еще прозвали Фома неверный (неверующий), поскольку он известен тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, когда тот, встретив Спасителя по пути в Эммаус, усомнился в Нем. Однако он также был предан Господу и Слову Его во днях пребывания с Ним. По жребию Фоме выпал путь в Индию, к язычникам, о чем Фома опечалился. Однако ему во сне явился Господь и обещал быть с ним. После чего Фома прошел до Индии через Персию, Парфию, Мидию, где претерпевал также страдания и гонения, а в Индии принял мученическую смерть.

Левий Матфей
Это имя - греческое, но восходит к древнееврейскому Маттафия (Маттатия) - «дар Господень». Автор первого Евангелия до прихода ко Христу, исполнял ненавидимую всеми должность мытаря - сборщика податей. Он стал двенадцатым апостолом вместо предателя Иуды Искариота. Грешный человек, но, как гласит Предание, он был лучше, чем высокомерные, полные гордыни фарисеи. Когда Господь позвал его за собой, он бросил на дорогу мешок с податями и последовал за Ним. В той радости Матфей приготовил в своем доме угощение, и Господь пришел к нему. Восемь лет по Вознесении Христа он пробыл в Иерусалиме. Перед уходом своим из Иерусалима он записал для христиан города дела и учение Его. Так возникло Евангелие от Матфея - первая книга Ветхого Завета. Тут же оно было переведено на греческий язык, предположительно автор перевода - Иоанн, епископ Иерусалимский. Проповедуя Истину Христову, Матфей прошел Македонию, Персию, Парфию, Мидию, Эфиопию, побывал в Сирии. Около 60 года после Р.Х. первый евангелист принял мученическую смерть.

Матфий
Носящий то же имя, что и Левий Матфей, чаще называемый Матфий, он сразу принял учение Христово, ушел из мира и странствовал вместе с Учителем. Он вел свои проповеди в Иудее, Малой Азии, Эфиопии. В средине 60-х годов после Р.Х. по возвращении в Иерусалим он снова благовествовал о Христе как о Мессии. Первосвященник по имени Анан подал на него жалобу, обвинив в богохульстве. После рассмотрения доноса апостола вывели за городскую стену и забили камнями, как до него - первомученика Стефана.

Иаков, брат Господень
Иаков младший, сын Алфеев, которого прозвали еще братом Господним, потому что его мать Мария была сестрой Матери Господа (Ин. 19; 25), то есть он состоял с Иисусом Христом в двоюродном родстве. Еще его звали - «семя Божественное» за то рвение, с каким он сеял в народах Слово Божие, веру и призывал к благочестию. Он разорял языческие капища, сокрушая идолов с их престолов, волей, данной ему Господом, исцелял людей и изгонял бесов. На первом Иерусалимском соборе первым встал в знак своего согласия с тем, что христиан-неизраильтян надо освободить от следования Моисееву закону. Кроме проповеди в Иудее, благовествовал в Сирии, Месопотамии и Египте, где был распят на кресте, подобно многим из его собратьев-апостолов.

Иуда Фаддей, Иаковлев
Иуда - от еврейского Йехуда, «восхваление Господа», а Фаддей - еврейское «похвала», брат апостола Иакова младшего. Ему, как брату Господа по плоти, было сложно убеждать людей в том, что Иисус - Мессия. Но тем не менее он усиленно проповедовал против язычества, утверждая людей в Христовой вере. Его соборное Послание обращено к новопосвященным, в нем он призывает к соблюдению нравственных законов, наставляет в Христовой Истине. Известно, что проповедал он в Иудее, Самарии, Идумее; вместе с апостолами Павлом и Силою проходил по Антиохии, затем посетил Персию и Армению. В Армении, предположительно около 80 года после Р.Х., был схвачен, распят и пронзен на кресте стрелами.

Симон Кананит, или Зилот
Второе имя апостола - Кананит происходит от еврейского «канай», или в переводе на греческий - «зелотос», что значит «ревнитель». Родом из Галилейского города Каны, по Преданию, был тем женихом, на бракосочетании которого находился Иисус Христос с Его Матерью и где Спаситель претворил воду в вино (Ин. 2:1-11). Уверовав в Христа, он оставил молодую невесту и прямо с брачного торжества последовал за Христом. Зилот - ревнитель - прилагал многие усилия в своих свидетельствах и обратил в истинную веру многих язычников. Он шел с проповедью по Месопотамии, Египту, Мавритании (Северная Африка). Есть сведения, что вместе с одним из 70 апостолов Аристовулом проповедал и в Британии, где принял мученическую смерть.

Другие апостолы, история установления празднества
Также к ближайшим апостолам принято причислять апостола Павла, родом из киликийского города Тарса. Прежде - жестокого царя Саула, который предпринимал весьма серьезные гонения на христиан. Его имя, которое по-еврейски звучит как Шавл - «испрошенный у Бога», верно описывает его историю появления среди апостолов, ибо он чудесным образом был призван к служению самим Господом (Деян. 9; 1-20). Имя Павел - от латинского Паулюс, меньший, было принято им, чтобы было удобней проповедовать среди населения Римской империи. Его Послания к народам - величайший кладезь апостольской мудрости, ибо одно только определение любви как величайшего Божественного человеческого приоритета есть развернутое, вдохновенное отражение евангельской мудрости о том, что Бог - есть Любовь…

Также апостолами называют еще 70 избранных Богом, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Лк. 10;1). Его латинское имя - Луций или Луциан, что переводится как «светлый». Также причислен к апостолам и святой евангелист Марк - латинское «молот».

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн, как мы знаем, именуются евангелистами, Петр и Павел - первоверховными. Среди святых есть те, кто посвятил себя распространению христианского учения среди язычников и другой деятельности, связанной с благовествованием о Христе, их называют равноапостольными - например, святой равноапостольный царь Константин Великий и святая равноапостольная царица Елена.

Несмотря на то что установлены дни празднования каждого из 12 апостолов, с древности, приблизительно с IV века, установлен День памяти Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, который Русская Православная Церковь отмечает 30 июня/13 июля. Тогда же святой царь Константин Великий воздвиг в Константинополе храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Символ веры
Святым апостолам мы обязаны кратким изложением христианских догматов - Символом веры, который они, как считается, сложили перед тем, как разойтись на благовествование. Его еще иначе называют - Апостольский Символ веры. Он звучал так: «Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь».

Ныне Православная Церковь не использует начальный вариант, который принят в богослужениях Римско-католической, протестантской и других западных церквей. В богослужениях мы читаем иной, Никейский Символ веры, принятый на Первом Никейском соборе в 327 году, созванном Константином Великим после посрамления ариан и признания Бога-Сына - Единосущным Отцу.

Вот эти слова, которые мы, православные христиане, произносим уже семнадцать веков в русифицированном переводе:
«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь».

Храмы России, воздвигнутые во имя Двенадцати апостолов
В Патриаршем доме Московского Кремля расположена Церковь Двенадцати апостолов. В Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе есть придел в честь Двенадцати апостолов. На окраине г. Тулы в 1898 г. был поставлен первый деревянный храм в честь Святых Двенадцати апостолов. Храм Двенадцати апостолов - часть большого комплекса храмовых построек села Холмогоры Архангельской области. В Крыму в селе Уютное под Феодосией также располагается действующий храм, посвященный Двенадцати апостолам.

Краткая иконография
Иконография действительно будет краткой. Известных широко изводов этой иконы немного - три или четыре. На них представлены все 12 апостолов. Евангелисты из 12, Матфей и Иоанн, изображены с Евангелиями в руках. Все изображения - византийской школы, самое древнее относят примерно к IV веку, когда началось всеместное прославление апостолов. Также к этим изображениям можно отнести и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостольский подвиг благовествования продолжается ежедневно и будет вечно идти, не прекращаясь до скончания времен. Иоанн Златоуст так пишет о них в своих «Творениях»: «Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю. Они (т.е. апостолы) были рыбарями, они и умерли, но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежедневно получающих спасение. Они были виноградарями, и, по их смерти, виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом» 7 .

__________________________________________
1 Вифиния— древнее государство, существовавшее на севере Анатолии (ныне Турции) с V века до н. э.
2 Пропонтий - древнее название Мраморного моря.
3 Халкидон - древний греческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э.
4 Фра́кия - историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне часть ее относится к Болгарии
5 Фессали́я - так называлась территория на северо-востоке Греции, побережье Эгейского моря.
6 Аха́йя - область на севере Балканского полуострова.
7 Святой Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. СПб., 1897. С. 863.