Проклятие — что делать, если услышали проклятие в свой адрес. Паисий святогорец о проклятии

  • Дата: 03.08.2023

Проклятия
Добавлено Дмитрий Анисимов 2 марта - Filled in Божье Слово - # - 172 просмотра

Проклятие из-за грехов наших предков. Как снять проклятие.

Библия также открывает нам, что грехи наших предков имеют пагубное воздействие на нас. Из Ветхого Завета мы узнаем, что грехи, совершенные отцами, переходят на детей. В книге Исход мы читаем: «Ибо Я Господь, Бог живой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня…» (Исх.20:5). Об этом так же можно прочесть в книге Исход 34:7, Числа 14:18, Второзаконие 5:9.

Из Библии мы видим, что грехи наших предков негативно сказываются на нашей жизни. Конечно, из-за их грехов мы не пойдём в ад, но качество нашей жизни может зависеть от того, как жили они. Мы имеем духовную связь со своими предками, через которую проклятия могут передаваться к нам.

Когда ребёнок появляется на свет, он уже унаследует проклятия, которые действуют в его роду. Нам это кажется несправедливым, в духовном мире есть свои законы. Когда дети подрастают, то чувствуют в себе потребность делать те же грехи, что и их предки. Они могут заболевать теми же заболеваниями, какими болели предки и т.д.

Давайте посмотрим что написано в книге Исход. «И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». (Исх.34:4-7)

Конечно, это не значит, что Сам Бог наказывает, или проклинает людей. Апостол Иаков сказал: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». (Иак.1:17). От Бога не исходит ничего злого. От Него приходит только доброе. Когда говорится о наказании, то имеется ввиду, что Бог оставляет нас, если мы грешим, и позволяет нам «насладиться» всеми последствиями греха, а так же нашим детям, внукам и правнукам. Это мы делаем выбор между жизнью под проклятием, и жизнью под благословением. Господь в Ветхом Завете сказал: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19). Бог хочет нам добра, поэтому предлагает нам выбор. Он не заставляет нас следовать за Ним и жить по Его принципам. Мы сами делаем свой выбор.

Бог не изменился, поэтому Его принципы, открытые в Ветхом Завете, действуют и в Новом. Его Законы неизменны. Некоторые верующие считают, что то о чём Бог говорил в Ветхом Завете, нам живущим в Новом не нужно. Но это не так. В 10 главе книги Исход Бог установил 10 заповедей. Разве сегодня Он отменил эти заповеди? Конечно же, нет.

Когда Павел писал Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16), то какое учение он имел ввиду? В то время ещё не был написан Новый Завет, поэтому христиане вникали в учение Ветхого Завета.

Во 2 послании к Тимофею Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». (2Тим.3:16). Апостол Павел ясно говорит, что всё Писание полезно для нас. Он не говорит, и нигде мы не найдём в Новом Завете такой мысли, что учение Ветхого Завета нам больше не нужны. Бог не открывает нам многих вещей в Новом Завете, потому, что Он уже открыл это в Ветхом.

Однажды Иисус и ученики шли и увидели человека от рождения слепого. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии». (Иоан.9:1-3). Почему ученики Иисуса спросили: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Потому, что они прекрасно знали, что такого рода болезни приходят из-за грехов предков. И Иисус не сказал, что такого не может быть.

«Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными». (Втор.28:58-59). Когда речь идёт о постоянных болезнях и болезнях злых, (т.е. речь идёт не о насморке), то речь идёт о проклятиях. Если верующий страдает от хронических болезней, то это говорит о том, что в его жизни действует какое-то проклятие. Многие верующие отвергают это, но почему-то продолжают болеть и даже умирать от болезней раньше времени. Это что благословение Божье?

Некоторые служители так и учат, что болезни – это Божье благословение. На самом деле, это заблуждение, потому что не согласуется с учением Библии. Возникает вопрос к людям, которые так считают: «Если болезнь – это воля Божья, то почему же тогда вы обращаетесь к медицине, чтобы лечиться? Зачем тогда вы всеми силами противитесь воли Божьей? Примите смирённо такую волю Божью для вас, и будь что будет». На самом такой подход неправильный.

Если мы посмотрим на служение Иисуса Христа, когда Он был на земле, то Он исцелял всегда и ВСЕХ, кто приходил к Нему за исцелением. Многие просто прикасались к Нему, и исцелялись. Он даже не молился за исцеление тех, кто верили, что если прикоснутся, то исцелятся. Они получали исцеление по своей вере. Служение Иисуса Христа показывает нам, что воля Божья всегда в том, чтобы мы были здоровы. (В скором будущем мы рассмотрим тему об исцелении).

Если же мы продолжаем болеть, и не получаем исцеление от Бога, то это говорит о том, что в нашей жизни действует какое-то проклятие, которое должно быть разрушено.

Ранее мы рассматривали признаки проклятия. Это не только болезни, но и трудности зачатия, выкидыши, эмоциональные и психические проблемы, разводы, постоянные финансовые трудности, склонность к несчастным случаям, неестественная преждевременная смерть. Ещё раз хочу сказать, что всё это не воля Божья для нас, поэтому нам не надо соглашаться с этим. Истина в том, что если мы соглашаемся с чем-то в своей жизни, то и Бог позволяет, чтобы это происходило с нами. Но если мы противостанем и не согласимся с делами дьявола, то тогда и Бог начинает действовать. Всё зависит от того, как мы реагируем на проблему.

Ложь дьявола заключается в том, чтобы мы игнорировали проблему родовых проклятий, и просто верили в то, что они не действуют на нас. Но такая вера не принесёт результата, потому, что не согласуется с учением Слова Божьего. Что же мы должны делать, чтобы наша вера принесла результат? Нам нужно согласиться, что наследственное проклятие есть в нашей жизни (если признаки явно указывают на это), и принять необходимые действия, чтобы Иисус Христос разрушил это проклятие в нашей жизни. Простое игнорирование проблемы не поможет.

Когда Христа вели на казнь, то он сказал плачущим женщинам: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лук.23:26-28). Иисус сказал, чтобы они плакали не только о себе, но и о детях своих. Это означает, что проклятие придёт и на их детей. Нигде в Новом Завете мы не можем найти утверждения Иисуса Христа, что проклятия не будут переходить на детей.

Церковь призвана учить людей о проклятиях, и выводить их на Божьи пути, где их ждут благословения, но в большинстве своём церковь не делает этого, поэтому сегодня так много людей, которые верят в Бога, но продолжают жить под проклятием. Как же снять или разрушить родовое проклятие? Прежде всего нужно знать, что сделал Иисус Христос для нас на кресте.

Иисус Христос, взойдя на Крест, взял на Себя наши проклятия, поэтому нам не нужно нести их на себе. Иисус понёс на Крест наши грехи, и их последствия – болезни, неудачи, нищету, стыд и проклятия. На Кресте произошёл обмен: всё, что мы заслужили своей греховной жизнью, Он взял на Себя, а взамен Он предлагает нам то, что Он заслужил безгрешной жизнью, как Сын Божий. Нам нужно научиться пользоваться этим обменом, и принимать от Бога прощение и благословения.

Многие люди не могут простить себя за прошлые грехи, поэтому не могут принять и Божьи благословения. Дух Божий через Апостола Иоанна говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он (Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Иоан.1:9). Если вы исповедали перед Богом свои грехи, то они прощены и забыты Богом.

Господь говорит нам через Своё Слово: «как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс.102:12). Если Вы покаялись в своих грехах, то Бог удалил их от вас. Теперь вам необходимо поверить в это и принять Божье прощение и любовь. Бог прощает ваши грехи, какими бы они ни были страшными в ваших глазах. Иисус Христос умер за все грехи человечества, и нет такого греха, которого Он бы не простил.

Чтобы исповедать свои грехи, необязательно обращаться к служителям церкви. Давид сказал: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего». (Пс.31:5). Перед кем мы должны исповедовать грехи свои, чтобы Бог простил нас? Перед Господом нашим. Мы имеем полное право перед Богом исповедовать свои грехи в любом месте, ибо Бог вездесущ. Кто-то сегодня учит, что отпускать грехи может только священник, но это не согласуется с учением Библии.

Чтобы проклятия остановились в нашей жизни и не передавались нашим детям, нужно исповедать не только свои грехи, но и грехи предков перед Богом. В Библии мы видим примеры такой духовной практики. В книге Неемии говорится о том, как Неемия просил прощения за свои грехи, грехи своих предков, и грехи своего народа. «Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я и дом отца моего». (Неем.1:4-7). Бог всегда отвечал на подобные молитвы и снимал проклятия, после исповедания грехов предков. Эти принципы действуют и сегодня.

Мы не можем знать всех грехов, какими грешили наши предки, но, скорее всего, если они были неверующими, то нарушали все 10 заповедей. 4 поколения назад, это 30 наших предков. Какой образ жизни они вели, можно только догадываться. Но я думаю, что они делали те же грехи, какие делают люди и сегодня. Поэтому, мы можем покаяться в основных грехах.

До того, как мы с женой узнали истину о наследственных проклятиях, у нас долгое время не было ребёнка, хотя мы хотели его. Но когда мы покаялись в грехах своих предков, и разрушили проклятие, вскоре появилась на свет наша дочь. Некоторые проклятия действуют именно так. Если в жизни человека есть проклятие, то это не значит, что у него обязательно не будет детей. Есть разные проклятия, которые действуют в разных сферах нашей жизни. Например, есть такое проклятие, которое проявляется в болезнях, другое проявляется, как гордость. Есть такой вид проклятия, когда человек всех ненавидит, и ему никого не жалко. Есть проклятие, которое разрушает семейные отношения и отношения между родными. Другое действует на финансовую сторону жизни и т.д.

Предлагаю вам помолиться следующей молитвой.

«Отец Небесный! Я прошу Тебя, отождествляя себя с грехами моих предков до 4 поколений назад. Прости нас за то, что мы поклонялись идолам и лжебогам. Прости нас за оккультную деятельность. Прости нас за сексуальные грехи. Прости за аборты. Прости нас за убийства и самоубийства. Прости за непослушание и бунт. Прости за подавление слабых и беззащитных. Прости за антисемитизм. Прости за воровство, ложь и зависть. Прости нас за все проклятия, которые мы говорили на себя и на других людей. Прости нас за атеизм, за отречение от Тебя. Я полностью и, безусловно, прощаю моих предков за все, что они сделали, и что причинило мне вред. Я отрекаюсь от всей негативной наследственности во имя Иисуса Христа.

Отец Небесный, я благодарю Тебя за то, что Иисус Христос умер за мои грехи, и грехи моих предков. Спасибо Тебе за то, что мне не нужно нести на себе последствия грехов моих предков. Как дитя Божье, я провозглашаю, что сила Крови Иисуса освободила меня от всех грехов моих предков, и их негативных последствий. Я провозглашаю свободу от всех провозглашений, которые влияли на мою жизнь. Я провозглашаю свободу от наследственных болезней и свободу от воздействия на меня любого из грехов. Я провозглашаю это во имя Иисуса Христа, Который умер Голгофе за меня, чтобы я мог стать свободным. Аминь».

Теперь благодарите Иисуса Христа за свободу от наследственных проклятий, и примите верой, что Он разрушил их действие в Вашей жизни. Мы получаем от Бога по вере своей. Если верим, что Он исполняет то, что обещал нам, то получаем это. Но если мы будем продолжать верить после того, как помолились молитвой отречения от наследственных проклятий, что они продолжают действовать в нашей жизни, то так и будет. Всё зависит от того, во что Вы будете верить.

Библия говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Иоан.1:9). Бог обещает простить нас, если мы исповедуем грехи. Вы исповедали грехи своих предков, поэтому верьте, что Он простил эти грехи, и снял их тяжесть и последствия с Вас.

Будьте благословенны!
Взято с христианского сайта.

Один человек спросил меня: «Почему мы поем в Великую Четыредесятницу: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли»? Ведь это же проклятие». Я ответил ему: «Когда варвары ни с того ни с сего идут войной на какой-то народ, желая его уничтожить, и народ молится, чтобы их постигло зло - то есть, чтобы сломались их колесницы, заболели их лошади, чтобы им что-то помешало, то хорошо это или плохо? Священное Писание имеет в виду именно это - чтобы они встретили препятствие на своем пути. Это не проклятие. Геронда, а когда проклятие имеет силу? - Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую - страдающую – или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть, если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло.

А как можно освободиться от проклятия?

Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», - и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он - Бог.

А наказание постигает только того человека, на которого направлено проклятие, или же и того, от кого оно исходит?

Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. Однако же, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик - убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла.

Проклятие, исходящее от человека, который прав, имеет немалую силу. Особенно сильно проклятие вдовы. Помню, у одной старухи была лошадка, и она оставляла ее пастись на опушке леса, а поскольку лошадь была неспокойная, привязывала ее крепкой веревкой. Однажды три соседки из этой же самой деревни пошли в лес нарубить дров. Одна была богатая, другая - вдова, а третья- сирота, и очень бедная. Увидев привязанную лошадь, они сказали: «Давайте возьмем веревку и свяжем ею дрова». Они разрезали веревку на три части, и каждая взяла себе отрезок - чтобы стянуть вязанки дров. А лошадь-то и ушла. Пришла старуха, не нашла лошади и стала возмущаться. Начала везде искать - пока нашла вся измучилась Наконец, найдя ее, она с негодованием сказала: «пусть на той самой веревке поволокут ту, кто ее взяла!». Прошло какое-то время, и однажды брат богатой соседки баловался с оружием, (которое осталось от итальянцев), думая, что оно не заряжено. Но оно оказалось заряжено, произошел выстрел и пуля попала богатой женщине в шею. Надо было нести ее в больницу. Решили нести на деревянной лестнице – как на носилках, а чтобы раненая не упала, надо было привязать ее к лестнице. Нашли тот ворованный кусок веревки, но его не хватило. Побежали по соседям, принесли еще два ворованных куска, привязали несчастную к лестнице и понесли в больницу. Так исполни- лось проклятие старухи: и ее «поволокли на той самой веревке». В конце концов, несчастная умерла - упокой ее, Господи. Видите, на кого подействовало проклятие: на богатую, которая не испытывала материальной нужды. Две другие женщины были бедные и поэтому имели некоторые смягчающие вину обстоятельства.

Болезни и несчастные случаи, происходящие от проклятия

Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что-разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть. Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нес его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с пятнадцатилетнего возраста и мучается вот уже восемнадцать лет. «Но разве - такое может учиться ни с того ни с сего? - подумал я. Быть такого не может, здесь скрыта какая-то причина».

Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На одной остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и встали возле него. «Встань, - сказал ему кто-то,- уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда - не сможешь сидеть». И это проклятие подействовало. Видишь как - юноша-то был с наглецой. «А чего я, - говорит, - буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты - пятнадцатилетний юноша - расселся. «Вот от этого-то все и произошло, - сказал я ему.- Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров.

А сколько нынешних бед происходит от проклятия, от негодования! Знайте: если в какой-то семье многие умирают или гибнет вся семья, то причина этому или в несправедливости, или в колдовстве, или в проклятии. у одного отца был сын, который то и дело уходил из дома и шатался неизвестно где. Однажды отец в приступе раздражения сказал ему: «Ты у меня доходишься - придешь раз и навсегда!» И вот в тот же самый вечер, когда паренек возвращался домой, прямо напротив их подъезда его насмерть сбила машина. Он как упал, так и остался лежать, потом друзья взяли его тело и принесли домой. После его отец приехал на Святую Гору и пришел ко мне в каливу. Он плакал и говорил: «Мой ребенок убился прямо на пороге моего дома». Начал рассказывать, а потом говорит: «Я ему перед этим сказал кое-что». - «Что же ты ему сказала» - «Он гулял по ночам неизвестно где, я разгневался и сказал ему: «Ты у меня придешь раз и навсегда!» «Может быть, от этого и произошла беда?» - «Ну а от чего же еще? - ответил я - Постарайся покаяться поисповедоваться». Видите как: ты, говорит, на этот раз придешь раз и навсегда, и ребенка приносят мертвым. А отец давай потом волосы на себе рвать да плакать… Родительское проклятие действует очень сильно. Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь - одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Происходит то, о чем говорит Святой Исаак: «Вкушает своей геенны», то есть страданиями здесь, в этой жизни, он уменьшает свою адскую муку, потому что страдание в этой жизни есть вкушение адской муки. То есть, когда вступают в силу духовные законы, человек несколько освобождается от геенны, от мучения.

Но и те родители, что словами «посылают» своих детей к диаволу, «посвящают» их ему. После этого диавол имеет права на таких детей, он говорит: «Ты посвятил их мне». В Фарасах жили муж и жена. Их ребенок был очень плаксивым, и отец постоянно говорил: «Да чтоб тебя нечистый забрал» Ну и что же: отец так говорил младенцу и по попущению Божию тот стал исчезать из колыбели. Потом несчастная мать шла к Хаджефенди (Так звали преподобного Арсения Каппадокийского жители Фарас). «Благослови, Хаджефенди! Моего ребенка утащили бесы». Хаджефенди шел к ним в дом, читал молитвы над колыбелью и младенец возвращался. И так продолжалось без конца. «Хаджефенди, благослови!» - снова и снова говорила несчастная женщина и спрашивала: «Чем же все это закончится?» - «Мне, - отвечал ей Святой, - к вам ходить нетрудно. А тебе разве сложно приходить и звать меня? Значит, когда-нибудь диаволу это надоест, и он оставит твоего сына в покое». С того самого дня ребенок перестал пропадать. Но когда он вырос, его прозвали «дьявольское отродье». Он баламутил все село - не давал покоя никому. Как же мучился от этого мой отец. Этот малый сперва шел к одному поселянину и говорил: «Такой-то сказал про тебя то-то», потом шел к другому и говорил ему то же самое. Люди ссорились между собой, доходило даже до потасовок. Потом, пони- мая, что на каждого из них возвели напраслину, они договаривались схватить клеветника и расправиться с ним. Но тот ухитрялся сделать так, что в конце-концов оба просили у него прощения! Настолько он преуспел в коварстве! Настоящее «дьявольское отродье»! Бог попустил это для того, чтобы, увидев продолжение истории с исчезновением младенца, люди образумились, сдерживали себя и были очень внимательны. О том, как будет судить этого человека Бог, мы сейчас не говорим. Понятно, что смягчающих вину обстоятельств у него много.

Величайшее сокровище для людей, живущих в миру,- родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение». Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «умру, - говорила, - от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них» Она была вдовой, ее дети - сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, мо лился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», - подумал я. «На нас, - говорили ее дети, - навели порчу». - «Да нет, - говорю, - это не от порчи, порчу видно… А может быть ваша мать проклинала вас?» -«Верно, отче, - отвечают,- в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» - «Идите,- говорю, - к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности чтоб она пришла в чувство, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас. И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная мало того, что была вдовой, но еще и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала.

А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия?

Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в свое время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то все у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.

И меня, Геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители…

Такие проклятия - единственные из всех - становятся благословением.

«Благородное проклятие»

Геронда, а правильно ли, когда обижают, говорить про обидчика: «Бог ему воздаст за его зло?»

Тот, кто так говорит, делает себя посмешищем лукавого. Такой человек не понимает, что, говоря так, он «благородно» проклинает других. Некоторые говорят о себе, что они люди чуткие, имеют любовь и душевную тонкость и терпят несправедливости, которые делают им другие. Но вместе с тем они говорят о тех, кто их обижает: «Да воздаст им Бог за их зло». В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы перейти в иную, вечную жизнь - в рай. Помысл говорит мне, что такое «благородное проклятие» находится ниже духовного проходного бала и христианину оно непозволительно. Ведь Христос не учил нас любви такого рода. «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят»- вот какой любви учит Он. А кроме того, лучшее благословение из всех, это когда нас незаслуженно проклинают, и мы молча, с добротой это принимаем. Если люди поверхностные или лукавые - те, кто имеют злобу и извращают истину, - оклевещут нас или поступят с нами несправедливо, постараемся, если можем, не искать себе оправдания в том случае, когда несправедливость касается лично нас.

И слов: «Да воздаст им Бог»- говорить не будем, потому что это тоже проклятие. Хорошо, если мы от всего сердца простим наших обидчиков, попросим Бога укрепить нас понести тяжесть клеветы и будем, насколько возможно незаметно, продолжать духовную жизнь. И пусть те, чьим типиконом является суждение и осуждение других, поступают с нами несправедливо, ведь таким образом они без устали готовят нам золотые венцы для истинной жизни. Конечно, люди, живущие с Богом, никогда не проклинают других, потому что в них нет злобы, но лишь доброта. Зло, которым бросают в этих освященных людей другие, освящается - каким бы оно ни было. А сами живущие с Богом при этом переживают великую, невидимую другим радость.

Отвечает священник Анатолий Коньков, настоятель храма во имя святителя Луки, архиепископа Крымского, исповедника

Я общалась с человеком, который говорил, что он священнослужитель, и мне написал следующее: «Господь прощает всех, но не постоянно, этого не забудь... Если у тебя есть „твое” мнение, то оно, однозначно, дьявольское, потому что только Бог и сатана в духовном мире, и если мнение,твое” не совпадает со Священным Писанием, то оно идет вразрез с Божьим… А по отношению ко мне советую быть поосторожнее, священство под защитой Всевышнего, и проклятие нечестивым за злословие Священства Бог не отменял. Советую покаяться и найти Церковь, проповедующую Евангелие Иисуса Христа, пока не поздно». Скажите, разве проклятия — это не грех? Ирина

Уважаемая Ирина! Не совсем понятно из Вашего письма, как Вы общались с этим человеком. Если по Интернету, то в его обширных пространствах можно встретить и увидеть все что угодно. У меня лично вызывает большие сомнения факт, что Вы общались с православным священником — судя по тому, что он Вам написал.

О том же, что такое проклятие, можно сказать следующее.

Проклятие в библейском, Божественном смысле — провозглашение наказания за грехи, следствие лишения благословения. Также проклятием называются последствия грехопадения прародителей. Святитель Филарет Московский в Пространном Катехизисе дает следующее определение проклятия: «Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божиим, а также осуждение зла на земле, происшедшего в наказание людям от их греха».

Божественное проклятие не следует понимать как ярость, раздражение Бога, т.к. Бог — Всеблагой и Вседовольный; такие выражения в Библии следует рассматривать как антропоморфизмы (в Библии такие описания свойств и деяний Божества, в которых Он наделяется человеческими чертами).

Что же касается греха проклятия — проклятия, произносимого человеком, то о нем так говорится, например, в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «Христианство и модернизм»: «Святой апостол Павел не только заповедует христианам, но и умоляет их: благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12 , 14). Самое страшное из проклятий — это проклятие духовного отца, а затем — родителей. Священник, который проклинает своих обидчиков и врагов, превращается в убийцу, который держит в одной руке крест, а в другой топор. Родители, проклинающие своих детей часто по пустякам, а иногда по привычке,— это змеи, кусающие ребенка ядовитыми зубами. Проклятие — это молитва диаволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку, был преткновением на путях его, стал болезнью в теле его, взял как добычу сердце его, чтобы Ангел-хранитель отошел от человека и Бог отвернулся от него».

Мой муж не хочет исповедоваться священнику. Мы часто разговариваем на эту тему, и муж сам чувствует и понимает, что ему нужно покаяться, но он не может исповедоваться священнику. В прошлом он совершил много нехороших поступков, связанных с криминальной деятельностью, и раскаивается в этом, но говорит, что он не хочет каяться молодому священнику, совершенно неизвестному человеку, о духовности которого ничего не знает, и спрашивает, почему он не может исповедоваться своему близкому человеку. Я не знаю, как ему объяснить. И что делать? Может быть, нам следует съездить к старцу, который объяснил бы мужу и исповедовал его первый раз? Только сейчас даже не представляю, где искать старца. Помогите, пожалуйста. Ольга

Уважаемая Ольга! Проблема Вашего супруга, скорее, не в том, перед кем ему не хотелось бы открывать свои грехи.

Главное другое — нужно уяснить суть Таинства Покаяния. Вы открываете грехи не священнику, а Богу. Хотя Ему Ваши поступки и без того ведомы, но Господь ждет осознания этих грехов, раскаяния, твердого намерения кающегося более не совершать подобное. Священник является свидетелем Вашего покаяния и молится Господу о прощении тех грехов, которые Вы называете. Это видно из наставления, читаемого священником перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Современный русский перевод таков: «Вот, чадо, Христос здесь невидимо стоит, принимая исповедь твою; не стыдись и не бойся, и ничего не скрой от меня, но, не уклоняясь, открой все, что сделал ты,— и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то впадешь в двойной грех. Итак, будь внимателен,— ибо ты пришел в лечебницу — чтобы не уйти тебе неисцеленным».

Покаяние сравнивается с лечебницей. Разница в том, что Лекарь один — Господь Бог, врачующий души, а священник — лишь тот, кто может помочь найти верный путь к этому Врачу.

Можно ли поздравлять священника с днем рождения, или священников поздравляют только с днем Ангела? Людмила

Рождение человека — тайна Божия. День, когда маленький человечек впервые видит свет Божий,— особенный день. И забывать о нем не следует никогда и никому. Есть хорошая традиция в день рождения, как и в день Ангела, посещать богослужение в храме, причащаться. Кто-то, возможно, не отмечает особым образом день рождения, но при этом помнит о том, что в этот день Господь даровал ему жизнь. Как правило, не отмечают дней рождения монашествующие, потому что при постриге человек полностью отрекается от мирской жизни. Поэтому поздравить священника, если Вы знаете друг друга, с днем рождения, особенно если он не монах, вполне допустимо.

Отвечал священник Александр Домовитов, ключарь Свято-Троицкого собора Саратова

Стоит ли сохранять брак, если муж 12 лет находится в секте евангелистов? Я против этого, данную секту не посещаю, на этой почве постоянно конфликты. Евгения

Уважаемая Евгения! На Ваш вопрос — стоит или не стоит сохранять брак с мужем, который находится в секте евангелистов,— можно однозначно ответить: стоит. По всей видимости, Ваш муж является человеком, ищущим Бога, но немного заблудившимся, сбившимся с пути Богопознания. Вашему супругу просто необходима Ваша молитвенная помощь. Ведь человек «заблудившийся» достоин сострадания и сожаления. А именно в сострадании и выражается наша любовь к ближнему своему. Вы любите своего супруга, а он также любит Вас, иначе Вы не смогли бы жить вместе столь продолжительное время. Семейная жизнь является «испытательным полигоном», на котором испытываются все наши добродетели и страсти в отношении к самым близким людям. Если мы не научимся любить самого близкого человека (а самые близкие люди находятся в нашей семье), мы не сможем любить и других людей. Что касается конфликтных ситуаций, то они неизбежны, но всё же старайтесь с мудростью преодолевать эти испытания. Если возможно, то попросите супруга не касаться в вашей жизни вопросов веры, и в то же самое время молитесь за него Богу. Пусть Сам Господь избавит его от заблуждения и приведет к Свету истинному. Вам же, Евгения, желаю познавать свою родную православную веру, участвуя в таинствах и богослужениях церковных. Желаю Вам терпения и помощи Божией.

Здравствуйте. Мне посоветовали перекреститься другим именем, так как имя Роман проклято, что я и сделал. Но сейчас я думаю, что это грех. Что мне теперь делать? Роман

Уважаемый Роман, Ваше имя не является и не может быть проклятым. Это имя носили такие святые, как преподобный Роман Сладкопевец, благоверный князь Роман Угличский, благоверный князь Роман Рязанский. В переводе с греческого это имя означает «крепкий». Именно в честь святых угодников Божиих и давались имена новорожденным младенцам на всю жизнь, чтобы святой угодник Божий был покровителем, защитником, молитвенником перед Богом. У человека был достойный пример для подражания — жизнь его святого покровителя.

Таинство Крещения является таинством духовного рождения, которое совершается в жизни человека один единственный раз, так как и само рождение человека в жизнь земную бывает один раз.

То, что Вы крестились второй раз, говорит о том, что Вы не знали этой истины о единственности Крещения, иначе бы Вы такой ошибки не совершили. Ваша совесть права — это действительно грех.

В настоящее время люди в основном «перекрещиваются», когда их просят о том некие целители, гадалки, парапсихологи и пр., для того, чтобы продолжить «курс лечения» над пациентом. Но все это является обманом. Человек обращается к таким «помощникам» в состоянии отсутствия внутреннего мира, когда ищет душевного спокойствия. А внутренний мир отсутствует у человека из-за грехов, которые тяготят его душу. Для человека в таком состоянии необходимо примирение с Богом, которое возможно только через покаяние, т.е. через признание своих ошибок, грехов перед Богом. «Целители» же никогда не скажут человеку о покаянии и исправлении своей жизни.

Также существует поверье, согласно которому человек, крестившийся второй раз с другим именем, «обманывает» диавола, чтобы избежать скорбей и страданий в своей жизни. Это поверье также является неправдоподобным. Во-первых, разве может человек обмануть самого главного лжеца — диавола (в переводе означает «лжец, клеветник»)? А во-вторых, скорби необходимы человеку для спасения своей души. Об этом ясно говорит Господь Иисус Христос: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33) Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие (ср.: Деян. 14, 22). А если человек старается избежать скорбей, то он не желает быть наследником жизни вечной и является человеком слабовольным. Для человека слабого характерно стремление к легкости жизни и нежелание терпеть скорби и преодолевать их.

Дорогой Роман, желаю Вам быть человеком сильным и крепким духом. А для того чтобы Вам исповедовать свой грех повторного крещения, Вам нужно подготовиться к таинствам Покаяния и Причащения, о чем Вам расскажет любой священник в храме.

Здравствуйте. Хотел бы поинтересоваться, как Церковь относится к внетелесному опыту, к выходу из тела в астрал, и можно ли это вообще делать человеку — практиковать выходы из тела? Заранее спасибо. Алексей

Уважаемый Алексей, к подобному опыту Церковь относится отрицательно! Попытки «выхода в астрал», то есть самовольного выхода души из тела, -- это попытки «с черного входа» проникнуть в мир духовный, а он наполнен не только светом и добром, святыми и Ангелами. Это также мир, в котором явно присутствуют падшие духи. Душа человека, покинувшая самовольно собственное тело, порой не возвращается назад в свою храмину, в таком случае душа обречена на погибель. Время земной жизни дается человеку Богом для подготовки к Вечности, для покаяния, для Богопознания. Человек, не подготовившись к строительству дома, не сможет и построить этот дом. Господь на самом деле очень сильно жалеет человека, когда его душа, облеченная плотью, пребывает здесь на земле. Весь смысл этой земной жизни человека заключается в том, чтобы очистить свою душу от страстей, чтобы не было у человека ничего общего с миром злых духов. Грех, страсть — это та сила, которая дает власть нечистым духам над душой человеческой. И когда душа греховная, страстная вторгается в мир духовный, то ее непременно встречают падшие духи (почитайте книгу о мытарствах).

Все эти желания, связанные с выходом из тела, связаны, прежде всего, с непомерной гордыней самого человека, что уже является страстью. Если Вы помните из книги Бытия — когда Бог сотворил первых людей, то дал им единственную заповедь: а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Змей же обольстил Еву, сказав: не умрете, и вы будете, как боги (Быт. 3, 5). Ева же ела эти плоды, не спрашивая Бога, и ими же накормила Адама. Люди захотели стать богами без участия Самого Бога. Именно это желание руководит зачастую людьми, стремящимися проникнуть в мир духовный без Бога.

Как сказал однажды Тертуллиан: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Обо жение человека возможно только лишь с участием Самого Бога. Бог является Начальником жизни. Только Он дает право человеку жить здесь, на земле, и Он же имеет право прекращать эту временную жизнь тогда, когда человек более всего готов к переходу в Вечность.

Алексей, вы ищете встречи с Богом, сами того не осознавая. Об этом говорит Ваш вопрос. Желаю Вам искренне этой встречи, но только после соответствующей подготовки — после того как Вы станете хорошим, добрым и верным учеником Христовым.

Отец моего мужа ушел из семьи. С тех пор мать против общения отца с сыном. Муж продолжает общаться с отцом, но когда свекровь узнала об этом, прокляла всю нашу семью. Мы молимся о ее здравии, об избавлении ее души от злобы и ненависти, но душевного покоя нет. Посоветуйте, как избавиться от материнского проклятия. Говорят, что оно самое сильное.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Проклятие - лишение благословения и осуждение на бедствия. Власть эта принадлежит исключительно Богу. Однако еще в древнейшие библейские времена Господь дал особую духовную власть некоторым праведником благословлять или проклинать. Такая власть была у патриархов, а затем у пророков.

Родителям Господь дал особую духовную и нравственную власть над детьми. По мнению святителя Иоанна Златоуста, она предполагается самим происхождением детей. «Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения» (Восемь слов на книгу Бытия. Слово IV). Основанием этой власти является также сугубая ответственность родителей за воспитание детей. Их отношения должны строиться по образу наших отношений с Богом. Цель нашей духовной жизни - быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»(Гал. 4: 7). Мы, люди Нового Завета, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Слово «авва» арамейского языка соответствует нашему «папа» - доверительному обращению детей к отцу.

На этой родительской власти, правильно применяемой, основано духовно-нравственное воспитание детей. Без этой власти родители не могут выполнить свои обязанности перед детьми. Архимандрит Кирилл (Павлов) в слове «О почитании родителей» говорит: «Известно немало историй, подтверждающих реальную силу власти родителей над детьми. Множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот, проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных. Блаженный Августин, епископ Иппонийский, рассказывает один случай. Некогда в одном из городов его епархии такому проклятию подверглось целое семейство. Мать девятерых сыновей, старушка, однажды была сильно огорчена своим старшим сыном, который не только устно ее оскорбил, но и дерзнул нанести ей побои. Оскорбленная, огорченная таким поступком старшего сына, мать скорбела и на прочих своих сыновей: почему они не удержали его и не помогли, не защитили ее, когда он наносил ей удар? И вот в порыве такого негодования, гнева она всех их без разбора прокляла. И суд Божий, суд неизбежный совершился. Старший сын в тот же день был поражен параличом. Руки его, а затем и все члены тела стали дрожать. Он пришел в полное изнеможение, не мог даже ходить. Такая же участь постигла и всех остальных сыновей в течение одного только года. Так что они, не вынося стыда, не терпя позора от своих сограждан, ушли из этого города и где-то скитались по всей Римской империи. Вот наглядный пример, очевидный пример, как в скорости суд Божий совершается над дерзкими непочтительными детьми. Этот пример убеждает нас еще и в том, что грешат и матери, которые вот так дерзают произносить столь безрассудные проклятия на своих детей. И вдвойне грешат дети, которые вынуждают своих родителей на такие крайние поступки - проклятия».

Имея немало примеров исполнившихся проклятий, нельзя думать, что власть родителей над детьми абсолютна, и тем более недопустимо приписывать словам отца или матери магическую силу. Как неразумное благословение, так и родительское проклятие, противоречащее Божественной правде, Господь не исполняет. В Священном Писании сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26: 2). Псалмопевец также обращается ко Господу: «Они проклинают, а Ты благослови» (Пс. 108: 28). Родительское недоброе слово не составляет исключения из этой истины.

Многие родители, к сожалению, находятся в неверии и слепоте. Другие, хотя и считают себя верующими, но имеют поврежденную духовность. Для детей было бы великим бедствием, если бы проклятия, содержащие зложелательство, достигали своей цели. Если дети не живут в грехе, исполняют заповеди, важнейшая среди которых - «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12), милосердный и всеблагой Бог не только не исполнит худого слова таких родителей, но и защитит детей.

Господь наш Иисус Христос принес в этот мир благословение. Своей крестной смертью Он победил проклятие. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 1). Поэтому новозаветное Священное Писание запрещает проклинать: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14). Проклинающий совершает тяжелый грех. «Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя, и кто молится за врага, молится за себя, а не за него» (святитель Иоанн Златоуст).

Если все же отец или мать в злобе, гневе и слепоте проклянут кого-то из детей, то надо, прежде всего, усиленно молиться о мире как великой драгоценности и родителях, чтобы они имели дух мирный. Молитва примиряет людей. Человек, на которого произнесено проклятие, должен очень внимательно испытать свою духовную и внешнюю жизнь: не было ли причины для такого искушения, которую человек мог не увидеть по нечуткости и невниманию. «Берегитесь, христиане, оскорблять родителей своих, дабы не испытать на себе карающую руку Божию. После Бога нет у нас больших благодетелей, как родители наши. Страшно быть неблагодарным к ним! Притом знай: каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: в нюже меру мерите, возмерится вам! (Мф. 7: 2)» (святитель Тихон Задонский). Нередко бывает, что человек считает себя правым, но в беседе с ним убеждаешься, что в поведении его правота была внешняя, формальная. В отношениях не было ни любви, ни истинно христианского смирения. Без этого невозможно выполнить заповедь «почитай отца твоего и мать твою». В Священном Писании не сказано: «хорошего отца» или «хорошую мать». Заповедь не предполагает от детей послушания, противоречащего их христианской совести, но запрещает в отношении их злобу, неприязнь и даже просто равнодушие. Подпавший под родительское проклятие также должен, не откладывая, подготовиться и приступить к полной исповеди. Исполнив все это (почитая родителей, молясь за них, очищаясь регулярно от грехов, живя в благодатном опыте Церкви), человек должен освободиться от всякой боязни и спокойно совершать свой спасительный путь.

«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3: 8-9).

«В гневе и раздражении высказанные пожелания: “Будь ты проклят!”; “Чтоб тебе пусто было!”; “Чтоб ты сдох (подавился, провалился)”; “Чтоб у тебя руки отсохли!” и т. п. - очень распространены. Часто проклинают друг друга родственники. Правда ли, что материнское проклятие, проклятие свекрови особенно тяжелые? И есть ли такое понятие, как родовое проклятие?»

Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что - разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть! Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нес его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с 15-летнего возраста и мучается вот уже 18 лет. «Но разве такое может случиться ни с того ни с сего? - подумал я. - Быть этого не может, здесь скрыта какая-то причина».

Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и стали возле него. «Встань, - сказал ему кто-то, - уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда - не сможешь сидеть».

И это проклятие подействовало. Видишь как - юноша-то был с наглецой. «А чего я, - говорит, - буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты - подросток - расселся. «Вот от этого-то все и произошло, - сказал я ему. - Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров.

Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую - страдающую - или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло.

Тот, на кого направлено проклятие, мучится в этой жизни. Тем не менее тот, от кого исходит проклятие, мучится в этой жизни и будет мучиться в жизни вечной, потому что если он не покается и не исповедается, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик - убивать его ты не имеешь права.

Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла. Освободиться от проклятия можно покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, исповедались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такуюто и такую-то несправедливость. Прости меня!» - и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на Исповеди священнику, то Бог простит кающегося, ведь Он - Бог.

Паисий Святогорец

По материалам сайта Петро-Павловского кафедрального собора