Приобщение к воинству христову 7 букв. Воинство Христово: Сказки, рассказанные перед сном профессором Зельеварения Северусом Снейпом. Подготовила Наталия Бондаренко

  • Дата: 13.03.2024

Непобедимо воинство Христово

«В последнее время стало модным представлять христианство в виде этакого расплывчатого и безформенного мировоззрения, безвольно смиряющегося со всем происходящим вокруг. Сказано де: “Любите врагов своих”, “не противьтесь злому”, – а посему христианин должен якобы безмолвно мириться с любым беззаконием и святотатством. Подобные утверждения есть сознательная и злонамеренная ложь, распространяемая врагами Христа, Православной Церкви и нашего Отечества», – пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Учитывая актуальность слов Владыки, мы решили побеседовать на эту тему с кандидатом в мастера спорта по самбо есаулом Дмитрием Новоселовым.

В святоотеческих писаниях часто встречается понятие «Воинствующая Церковь». Как Вы его понимаете?
Церковь – это войско Божие в борьбе с силами зла. А каждый христианин должен как воин Христа неустанно сражаться на Его стороне. А что значит сражаться? Это значит бороться с помыслами и страстями внутри собственного сердца, а также противостоять диаволу и на деле, то есть когда помысел уже сразил христианина, но он из последних сил бьется, стараясь избежать падения, греха.
Кроме того, христианин обязан воевать с врагами Церкви Божией – различными лжеучениями, ересями и расколами. Исторически Церковь всегда обличала еретиков, боролась с арианами, монофизитами, латинянами, отстаивая чистоту Православия. Полемизировала с раскольниками, например, донатистами, кафарами, с так называемыми старообрядцами. Эта борьба продолжается и по сей день.
Воинствующей ратью Христовой назывались еще воины земного Православного Царя. Когда святой равноапостольный Константин, Царь благочестивый, пошел справедливой войной на зловерного тирана Максенция, Бог явил ему Свою чудесную помощь. Видя, что сила его войска невелика, Константин засомневался в успехе своего похода. На стороне Максенция же была бесовская сила, потому что много он проливал человеческой крови для совершения языческих обрядов, приносил в жертву бесам отроков, девиц и жен.
Зная это, Константин стал молиться Единому истинному Богу, Которого почитал весь род христианский. И в полдень, во время его усердной молитвы, явилось на небе изображение Креста Господня, сиявшее сильнее солнечного света, на котором была надпись: «Сим побеждай». Так Константин с помощью Божией одержал блестящую победу.

Слово редактора

Верность Истине

Приснопамятный владыка Иоанн (Снычев) в одной из своих проповедей рассказывал о древних подвижниках, которые иногда собирались, чтобы побеседовать на духовные темы. Однажды они сошлись и стали рассуждать, какая добродетель является наиболее важной для иночествующих и вообще для всех христиан. Выслушав всех, они решили, что таковой является рассудительность.
Во время той беседы преподобный Антоний Великий сказал, что не имея рассудительности, даже преуспевающий подвижник может пасть. При этих словах старцы вспомнили пустынника Ирона, собрата своего, который, подвизался в пустыне более 50 лет, но принял один тщеславный помысел и пал.
Как известно, в последние времена диавол особо изощренной хитростью и коварством попытается сбить с истинного пути и избранных. Он воздвигнет лжепророков, распространит ереси и расколы, будет цепляться за малейшее проявление страсти в душе человеческой, за каждый помысел, чтобы только оторвать человека от Бога, увести его со спасительного пути.
Святые Отцы говорили, что в последние времена устоявшие в Истине, не имея других добродетелей, окажутся выше в Царствии Небесном, чем многие древние подвижники. Современному христианину приходится выстаивать перед лицом страшных искушений, поэтому в наше время одно исповедание неповрежденного Православия уже является подвигом.
Преподобный Макарий Великий утверждал, что диавола можно победить только смирением. А смирение, в первую очередь, заключается в том, чтобы хранить неповрежденную веру, не взирая на совершающуюся на наших глазах апостасию. Главная наша цель – спасение, главное оружие – исповедание, а непобедимость наша – в верности Христу!

Православная Церковь 21 ноября празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - главный из всех православных праздников в честь святых Ангелов. Несмотря на то что этот мир невидим обычным человеческим зрением, он вовсе не так далек от нас, как кажется.

Установление празднества

В далеком IV веке стало распространяться ложное учение: среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии Поместный Собор. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как правителям мира и утвердил их православное почитание. Также было установлено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 21 ноября (8 ноября по ст. ст.).

Дата была выбрана не случайно. Ноябрь - это девятый месяц после марта, с которого в древности начинался год - в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым». Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь особенно подчеркнула, что Ангелы будут свидетелями перед Богом о нас на Страшном Суде.

Небесная иерархия

«Занятие Ангелов - славословить Бога», - пишет святитель Василий Великий. По своей природе Ангелы - это деятельные духи, имеющие разум, волю и знания. Слово «ангел» означает вестник. Много раз они являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда Бог посылал их к людям возвестить Свою Волю. Будучи бесплотными, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от расстояний и места. Они быстро проходят небесные пространства, появляясь там, где им следует действовать.

Господь учредил удивительный порядок в этом Небесном Воинстве, создав ангельскую иерархию. Все Ангелы разделяются на девять чинов по три чина в иерархии, где низшие подчиняются высшим. Святой Дионисий Ареопагит описал все девять Ангельских чинов в книге «О Небесной иерархии».

Первую, высшую триаду составляют Серафимы, Херувимы и Престолы . Эти Ангелы находятся в непосредственной близости к Богу, «как бы в преддверии Божества». Слово «Серафим» означает «пламенеющий». О Серафимах Церковь говорит, что они - «само небесное выражение Божественной любви». Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев. Красный цвет здесь как символ пламенной любви к Богу.

Слово «Херувим» в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Херувимы, обладающие высшей духовной мудростью, на иконах изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крыльями голубого или зеленого цвета. Херувимы предстоят Престолу Божию.

В этот же высший разряд входят Престолы - духовные существа, которых часто изображают держащими Престол, на котором восседает Сам Господь.

Среднюю ангельскую триаду составляют Господства, Силы и Власти. Эта иерархия особенно полно отражает принцип Божественного мировладычества.

Господства сообщают волю Божию, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими дурными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божиим. Из Предания нам известно, что именно Ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

В низшую ангельскую триаду входят Начала, Архангелы и Ангелы . Эта триада отличается непосредственной близостью к миру и человеку.

Начала управляют природной стихией. Они начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради Славы Божией и пользы ближних.

Архангелы благовествуют «о великом и преславном», открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Каждому христианину Бог дает при Крещении Ангела-хранителя, который невидимо помогает человеку во время всей его земной жизни. Ангелы хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Большинство искусствоведов и богословов объясняют, что крылья, которые мы видим у Ангелов на иконах, символизируют ту быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божией.

Главнокомандующий Небесного Воинства

Девять ангельских чинов возглавляет святой Архангел Михаил . В Православии его называют Архистратигом, что в переводе с греческого означает «главнокомандующий». Именно Архангел Михаил низринул с Неба возгордившегося Ангела Денницу (сатану) с другими павшими духами. А остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».

Из Церковного Предания, запечатленного в службе Архистратигу Михаилу, нам известно, что он принимал участие во многих судьбоносных моментах человеческой истории. Особенно Архангела почитают воины, потому что его деятельность всегда была направлена к утверждению мира и правды. Церковное предание гласит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное.

Из Священного Писания нам известны также Архангелы:

Гавриил - имя его означает «Крепость (сила) Божия». Архангел Гавриил - Божий благовестник. Пророку Даниилу он объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, святому пророку Захарии - о рождении святого Иоанна Крестителя.

Рафаил - «Врачевание Божие», целитель человеческих недугов, попутчик, наставник в пути.

Уриил - «Огонь или свет Божий, просветитель», просвещает умы людей откровением полезных для них истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, истребляет пагубные земные привязанности.

Селафиил - «Молитвенник Божий, побуждающий к молитве». Архангел Селафиил охраняет душу от всяких враждебных сил.

Иегудиил - «Славящий Бога», укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги.

Варахиил - раздаятель благословений Божиих на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии.

Иеремиил - «Высота Божия», посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил - в правой руке держит золотой венец, в левой - бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил - на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил - держит в руке весы.

В ангельском мире присутствует как доброе, так и злое начало. Господь не отнимает у нас свободы, и мы всегда сами решаем, какую сторону нам принять. Апостол Павел в своем послании к Евфесянам пишет: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но познавайте, что есть воля Божия (5 , 8–19). Прославляя светлые Божественные силы, мы просим их о помощи в нашей человеческой борьбе со злом. Для того чтобы мы могли мужественно уклоняться от бесплодных дел тьмы, будем же чаще взывать к неведомому для нас, но реальному Небесному воинству.

Подготовила Наталия Бондаренко

Кинохроника времен порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, - и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду…

И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти - в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.

Сила русского Православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Это - пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Это - лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, - и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Это - солдаты, которые сами едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками - и делились! - последним куском хлеба.

Помню рассказ настоятеля храма Кулич и Пасха протоиерея Виктора Голубева. Он был блокадным мальчишкой, его ранило во время артобстрела; чуть живого Витю принесли в госпиталь, и там солдаты - сами раненые, сами стоящие на грани смерти, - дали незнакомому ребёнку свою кровь.

Это были те, кто стоял на крышах , тушил зажигалки, не давал врагу сжечь город св. Петра. Как четко и чеканно определила Ольга Федоровна Берггольц:

Каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.

Добавим к этому, что пламенные раны - это образ, связанный со страданием Христа, но и Его прославлением. Он связан с уверением апостола Фомы, который осязал, как говорит Церковь, огненные ребра Вседержителя. Для нас, верующих, война - тайна народного страдания, тайна креста и воскресения. Это чувствовали лучшие люди эпохи. Вспоминаются стихи Ольги Федоровны Берггольц о блокадниках

Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты ее уста,
Доска в гвоздях - как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.

И всё это было Православие! Оно жило в сердцах наших воинов, оно двигало ими. Пусть оно не было выражено в дорогих всем нам чеканных формулах Никео-Цареградского Символа веры; наши солдаты по большей части не могли, не умели исповедать своё Православие словами, - но они исповедовали его делами. И пусть сегодня тот, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторит дела этих людей!

Есть расхожее выражение: «Красная армия стояла насмерть». Попробуйте вдуматься в него. Попробуйте представить себя на месте наших бойцов, - и вы поймёте, что стоять насмерть, просто повинуясь приказу командира, невозможно. Нужно нечто большее, чем приказ: нужно, чтобы в душе жила вера. Но вера во что? В передовые производительные силы и прогрессивные производственные отношения? В грядущее далёкое царство коммунизма? Нет… Наших дедов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело поистине правое, отражают наступление вселенского зла.

…Я бы сказал так: негоже нам, людям Церкви, величаться без меры, приписывать себе всю славу этой войны и утверждать, будто бы мы шли впереди войск с хоругвями. Чего не было, того не было. Но с другой стороны, братья и сёстры, - нам нечего стыдиться народной Победы! Не надо отворачиваться от великого подвига русского народа, русского духа, от Победы, проникнутой Духом Христовым, выстроенной на христианском понимании правды. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии - есть несомненный результат тысячелетней православной истории русского народа. Я уж не говорю о том, что наши воины вполне исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя».

Эту великую, небесную диалектику, которую мы постоянно встречаем в истории Великой Отечественной войны, я однажды попытался выразить в таком стихотворении:

Знали бы, где правда, а где правит грех,
Кто креститься мог, а кто не мог,
Но во имя Божье вы разбили тех,
Кто носил на пряжке «С нами Бог».

Что сейчас судьи нам мерить мантию?
Не такой была ли наша жизнь?
«Мама, я сейчас вступаю в партию -
За меня ты Богу помолись».

Воины - отважные, сердечные -
Кто из вас и не носил креста,
Мы помянем вас во веки вечные,
Ибо вы сражались за Христа.

Уже 68-й раз приходит для нас великий, славный и святой День Победы. По Промыслу Божьему он всегда приходит в пасхальные дни. В этом году он всего лишь на один день отличается от дня Пасхи Победы, которая пришлась на 6 мая 1945 года, день святого великомученика Георгия Победоносца.

Это совпадение неслучайно. Маршала Победы - человека верующего - также звали Георгий. Память Георгия Константиновича Жукова глубоко чтит ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны старец архимандрит Кирилл (Павлов). Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищали Брестскую крепость, остановили врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободили Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолетах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих. Как написала в 1944 году Анна Андреевна Ахматова:

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «“Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение”. Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».

Ответ от Ѓилл Смит Муслим[гуру]
Посылая Своих Апостолов на проповедь и зная, с какой злобой отнесется языческий мир к новому учению любви и милосердия, Иисус должен был предупредить их о предстоящих им опасностях. Тихая, спокойная жизнь их оканчивается с удалением Его от них. Когда они ходили, по Его поручению, проповедовать в Галилее и Иудее, то ничто не препятствовало им исполнить свое назначение; они ни в чем не нуждались, хоть не брали с собой ни мешка с деньгами, ни сумы с хлебом, ни запасной обуви. Теперь же, когда им предстоит идти к язычникам, они должны быть особенно заботливы, предусмотрительны и мужественны, тем более, что тогда уже не будет их Учителя. И если над Ним исполнится пророчество, и Его, распиная, причтут к злодеям, то чего же должны ожидать они, ученики Его? Неустойчивость в убеждениях, маловерие и слабохарактерность должны теперь смениться такой силой глубоко убежденной веры, какую и врата ада одолеть не могут, и таким мужеством в отстаивании этой веры среди всех испытаний и гонений, какое можно сравнить только с крепостью меча3.
Апостолы не поняли этих слов; они думали, что Иисус повелевает им вооружиться мечами, и с наивностью сказали Ему: Господи! Вот, здесь два меча (Лк. 22, 38).
Видя, что Апостолы не поняли Его, и намереваясь в последующей беседе нагляднее разъяснить им ту же мысль, Иисус прекратил этот разговор, с кроткой улыбкой сказав им: довольно.
Обращаясь опять к вопросу об отшествии Своем из этого мира и желая, чтобы Апостолы догадались, наконец, куда Он идет, Иисус сказал им: «Куда со временем пойдет за Мной Петр, пойдете и вы все; всем вам найдется место в доме Отца Моего, ибо в доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2)».
Слова - продай одежду свою и купи меч (Лк. 22, 36) - нельзя понимать буквально. Христос посылал Своих Апостолов распространять Его учение не силой меча, но словом и примером. Заповедав раньше не противиться злу злом же, а побеждать его добром, - запретив в эту же ночь Апостолам защищать Его силой и предупредив их, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52), - Господь не мог дать им теперь новую заповедь, противоречащую всему учению Его. Поэтому слова - купи меч - надо принять как иносказание. Кротостью и мудростью вооружил Господь Апостолов, посылая их с проповедью к своим же евреям, к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 6); они должны были нести евреям радостную весть о пришествии Желанного Избавителя, Мессии; и потому им не надо было брать с собой ни сумы с хлебом, ни запасной одежды, ни денег, ни обуви: все это они должны были найти у гостеприимных хозяев, которым они несут эту радостную весть. Теперь же не то; теперь им предстоит идти к язычникам, которые Мессии не ждут, которых нельзя порадовать вестью о пришествии Его; теперь им понадобится и сума с хлебом; и у кого ее нет, пусть продаст одежду свою (конечно, запасную) и купит ее, то есть суму с хлебом, как крайне необходимую в. путешествии по чужим странам; а главное, пусть, кроме мудрости и кротости, вооружится еще мужеством, стойкостью в перенесении всех гонений, таким мужеством, какое можно сравнить по силе и крепости с крепостью меча. Что не о мече в буквальном смысле этого слова говорил теперь Господь, видно еще из того, что на заявление Апостолов о двух имеющихся у них мечах, Господь сказал: Довольно! Это слово вовсе не означает, что двух мечей достаточно будет Апостолам для самозащиты; это значит: Оставьте! Довольно об этом говорить, если вы не понимаете Меня. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины (Ин. 16, 12, 13), то научит вас всему (Ин. 14, 26).

Ответ от Crystal [гуру]
Все что имеет земное происхождение имеет и небесную аналогию. Все земное есть прообразы небесного и повторение только в другом высоком духовном исполнении. Например меч. который был у Петра имеет отражение в небесном как слово Божье, которое рассекает человека до разделения духа от души и судит помышления сердечные. Слово и судит и обличает и прощает и лечит и вдохновляет. Вот о каком мече говорил Иисус.


Ответ от . . [гуру]
Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы
и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10:3-5)
"И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него. (Захария2:5)
И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. (Откр. 10:1-3)
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; (Откр. 20:1-3)

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Сегодня тема нашей передачи - «Христианин как воин Христов». Почему так много параллелей между духовной жизнью и военным делом? Мы говорим: воин Христов, небесное воинство, Архангела Михаила называем Архистратигом, а Богородицу - « Взбранной Воеводе». Почему такие параллели?

Вопрос очень глубокий. Невольно задумываешься… Начинается человеческая жизнь - и это борьба за существование. Особенно согласятся биологи; согласятся люди, которые сталкиваются с определенными трудностями. Но все это видимый результат нашей невидимой духовной жизни, которую простыми очами увидеть очень часто невозможно. Если человек начинает жить духовной жизнью, то эти параллели проводятся для того, чтобы особенно явственно, ощутимо почувствовать, что необходимо быть с Богом. С Богом возможно быть только тогда, когда ты осмысленно проходишь через трудности, искушения, через козни лукавого, который призван уничтожить род человеческий, из своего внутреннего дьявольского естества сделать так, чтобы человек не получал радости, призван завидовать человеческой радости в Боге. Он призван не Богом, а своей нелюбовью, чтобы человек не был с Богом. Поэтому каждый христианин является в определенном смысле воином Христовым.

Дело в том, что когда человек идет за Богом, он должен оставлять все, что мешает ему идти, - внутренние, внешние проблемы и дела, должен выбирать главное. Из этого главного вычленять самое необходимое, что нужно для того, чтобы быть рядом с Богом, быть в Царствии Небесном. Поэтому человеку приходится бороться, как бы стоять на страже, проявлять определенную духовную силу, чтобы отразить нападение врага - бесов, мыслей, которые посылаются бесами, противостоять всему тому, что мешает человеку соединиться с Богом. Вся жизнь является нашим духовным боевым поприщем, потому что Господь обещает нам в награду Царствие Небесное.

- К этому поприщу призван каждый христианин без исключения?

Конечно, человек, крестящийся во имя Отца и Сына и Святого Духа, как только надевает на себя оружие спасения - крест Христов (являющийся орудием нашего спасения), облачается в особые белоснежные одежды - тогда и нарекается (имярек) крещеный раб и называется Церковью Святой воином Христовым.

- Какие требования налагает на человека это звание?

Прежде всего особые требования. Параллель требований к будущему воину: допустим, чтобы человека взять в армию, куда-то его определить, в какое-то войско, группу войск, он должен соответствовать определенным требованиям (какое у него физическое, морально-психологическое состояние, какие качества). Потом уже проводится профессиональный отбор, и человек определяется в какую-либо группу войск, где несет определенное послушание, службу. Так и здесь. У нас, православных христиан, происходит, можно сказать, духовная селекция, которая определяется из людей верующих и неверующих. Мы, конечно, берем тех, кто верит во Христа, а неверующим проповедуем Христа. Такой человек должен обладать самым главным качеством - сродством души ко Христу, к Царствию Небесному. То есть человек должен иметь осознанный посыл изнутри - следовать за Церковью, за Христом ради вечного спасения, ради вечного пребывания с Богом в Царствии Небесном.

Вы сказали, что проходит как бы духовная селекция. Может ли человек с ограниченными способностями называться воином Христовым?

Конечно. Дело в том, что и человек с ограниченными способностями, возможностями, люди, которые страдают определенными физическими, психическими недугами, тоже могут быть воинами Христовыми, потому что воинство это не от мира сего. Те обязанности, которые человек должен нести, исполнять, имеют духовный характер, а именно чтобы душа человеческая хотела петь Божественную песню: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, как ангелы поют эту песню. Чтобы душа человеческая стремилась очиститься от грехов, которые имеет каждый человек, чтобы душа в конце концов хотела быть вместе со Христом. И совсем необязательно, если человек имеет определенные нарушения вследствие болезни, травмы, он может быть воином Христовым. Это духовное качество.

Господь нам говорит через Священное Писание, что человек уподобляется семени, которое умирает, и его сеют в землю, для того чтобы в определенный момент времени это семя взошло и принесло урожай. Чтобы это было новое растение - совершенное, со своим корнем, стеблем, листьями, своей системой определенных духовных совершенных ценностей, которые будут иметь вес в Царствии Небесном. Такой человек преображается. Любой человек - и красивый, и некрасивый, и тот, кто может что-то сделать по своим силам, и не может; человек совершенный и несовершенный с точки зрения человеческого рассуждения (физиологического, медицинского, если хотите) - в глазах Божиих стоит на определенной высоте. Господь силен сделать из самого несовершенного человека самого совершенного. Преображающая сила Божественной любви, благодати способна преобразить человека.

Но Господь требует от нас одного - отсечь всякую неправду, нечистоту, не следовать за темными силами, не следовать за бесами, за теми, кто отводит нас от Бога; не следовать путями, которые к Богу не ведут. А это определенная борьба, выбор, потому что очень часто человеку приходится отказываться от многих вещей, как ему кажется, хороших. Но эти «хорошие» вещи не являются нужными или полезными человеку, идущему в Царствие Божие.

Очень часто человек борется в этой жизни. Каждый день мы встаем, и нас уже начинают одолевать какие-то искушения, мысли, посылаемые часто от бесов, лень духовная, нежелание совершенствоваться в Боге, в Божьей истине. Все это носит определенный воинственный характер со стороны сил злобы поднебесной. Человек должен каждый день соприкасаться с этим состоянием духовного воина, настоящего христианина, который будет мечом правды, мечом слова Божия посекать то злое, что предлагает нам дьявол через своих приспешников.

- Как человеку бороться с духовной леностью и возгревать в себе воинский дух?

Апостол прежде всего советует каждому человеку, когда он восстает после сна, надеть на себя одежду правды, одежду, может быть, веселия, затянуть пояс потуже, который позволяет человеку стоять прямо, максимально оптимизировать свои духовные силы. Пояс - это молитва, это готовность служить Христу. Это всё духовные смыслы. Они носят, конечно, допустим, и у монаха определенный символический смысл, но под этим символическим смыслом есть духовный, главный, настоящий смысл того, что должен каждый человек. Монах все время находится в срачице - это белая одежда. Когда он надевает подрясник, он препоясывается кожаным поясом, берет четки (это меч, который отсекает все злое), надевает на голову клобук - шлем спасения, который позволяет все время думать о Боге, отсекать стрелы лукавого.

Все это носит определенный глубокий духовный смысл, для того чтобы человек, который и сам удостоился ношения этой духовной одежды, еще как бы, говоря гражданским языком, пропагандировал Царствие Божие, «рекламировал» его. Чтобы все больше и больше людей он посвящал и привлекал, чтобы люди тоже стремились в Царствие Божие, чтобы они более глубоко, осознанно, правильно понимали, что написано в Священном Писании. Ведь если образы из Священного Писания не будут живы, то будет искушение, что эти образы недействительны, люди их не будут понимать. Тогда зачем апостолы приводили эти образы? Для того, чтобы возбудить в людях любовь, стремление к Богу, для того, чтобы человек осознанно понимал и примерял эту одежду к самому себе.

И вот монахи особенно напоминают людям об этом, так чтобы и человек, вставая утром с постели, со своего одра, восхвалял имя Божие, одевался в эту одежду любви, милосердия. Чтобы он препоясывался также стремлением и желанием послужить Богу, брал меч духовный (молитвослов, тот же Патриарший календарь, где приводятся молитвы, определенные высказывания святых отцов, определенные чтения на каждый день - из Апостола, из Ветхого Завета, евангельских чтений). Все это является мечом духовным, чтобы человек определенным образом настраивал себя на духовную брань, которую он обязан нести.

- Что является главным оружием христианина как духовного воина?

Главным оружием, наверное, является любовь, которая должна покрывать и обезоруживать врага.

- Обезоруживать.

Да. Но апостол также советует: чтобы стяжать эту любовь - этот особый дар Божий, необходимо примерять к себе и изучение Священного Писания, определенным образом примерять к себе особые духовные одежды - благость, милосердие. Апостол также говорит: облекитесь в оружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней дьявольских, потому что наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. То есть против той, если хотите, информации, которая витает в воздухе. Человек, подверженный тому, чтобы заразиться бесовской идеей, дьявольским стрелянием, стрелами дроковыми, которые несут в себе опасное свойство зажечь поражаемый объект, - все это находится как бы в воздухе, в поднебесной.

Апостол говорит, что это такая духовная субстанция, с которой можно бороться только духовными методами, способами - молитвой, духовным разумением. Допустим, посещает человека какой-нибудь злой умысел. И тут уже начинается борьба в сердце человека. Он начинает размышлять при помощи своего ума. Если ум человека заострен на Священное Писание, то ему очень легко победить стреляния лукавого, легко защититься от них. Потому что меч этот настолько остр и щит настолько надежен, что дьявол не может поразить такого человека, так как он все время просит у Бога духовной поддержки, духовного заступничества, совершенствования в отражении дьявольских нападений. Поэтому апостол нас призывает не только одеться в эти внешние одежды, но быть внутренне готовыми отразить нападения лукавого, которые носят только духовный характер.

- И держать свой меч в боевом состоянии, острым.

Обязательно. Это означает все время молиться. У монаха всегда на руках есть четки, есть определенные монашеские правила, правила по четкам. Это определенный меч. У монаха всегда есть с собой Священное Писание. Многое монах может запомнить из Священного Писания. Очень часто монахи между собой общаются именно словами Священного Писания, для того чтобы исполнить также благословение апостолов, благословение Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не засыпать в ночи неправедной жизни. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он просил апостолов не спать, но поддержать Его молитвами, особенным своим духовным стоянием, духовной стражей, для того чтобы быть готовыми принять все то, что произойдет после. Потому что Господь пришел на землю совершить великую и спасительную миссию. Господь как бы их подготавливал еще с Гефсиманского сада, и мы помним, что случилось после того, как схватили Господа. Многие разбежались, потому что были в смятении, не было духовной поддержки, потому что спали, потому что легковерно отнеслись к словам Господа Спасителя. Когда Он молился, то кровавый пот, кровавые слезы из Его глаз проистекали. На апостолов, которые были рядом с Ним, даже это не подействовало, потому что сон, человеческая слабость взяли верх. Это тоже духовное состояние, воинственное. Когда воин Христов стоит на страже, он должен уметь нести и эту стражу своей духовной жизни, для того чтобы дьявол не воспользовался слабостью, той брешью жизни человека, христианина, чтобы нанести какой-нибудь удар, принести вред. Поэтому мы все время должны быть трезвенны. Священное Писание говорит: дух бодр, плоть же немощна.

- Что означает воинский долг, воинская честь и воинская слава в переводе на духовный язык?

Это всё красивые слова, которые человек должен хоть изредка вспоминать. Каждое из этих слов имеет определенный смысл и вес. Воинская слава - это конечно, красиво, грандиозно: когда идут парады военных, демонстрируется военная техника, красиво грохочут салюты, люди наслаждаются красотой и фееричностью, наблюдая за парадами военных, проходящими по улицам в тот или иной момент военного праздника. Но в деле христианина все по-другому. Воинская слава здесь переадресовывается от человека-воина в сторону Бога. Он должен все творить, бороться ради Бога во исполнение Божьих заповедей, Божьего благословения, для того чтобы быть трезвым, бодрым и называться именно тем, во имя Кого называют такого человека. Христианин - значит Христов.

Воинская честь для христианина должна иметь особый смысл и в нашей земной жизни, потому что человек должен быть честен. Не должен быть гордым, но должен быть честным, то есть знать честь, уметь правильно воздавать главному и отсекать второстепенное. Если он честен, то знает, что службу Божию надо править честно, всегда быть на определенной высоте и не опускать чести Божественной службы ниже того уровня, который ей свойственен.

Воинский долг - это когда человек должен исполнять свои обязательства. Ради чего он принял на себя звание христианина? Ради чего вступил в воинство Христово? Он ведь давал какие-то обеты - жить в Боге честной, непорочной жизнью, не творить беззакония, а творить добро, следовать за Христом. Этот долг прослеживается за каждым христианином, потому что очень часто христиане забывают, что этот долг числится за ними. Очень часто они думают, что если они облеклись в орудие правды и дали обещание, с них не будет взыскан ответ. А Господь взыщет с каждого человека. Господь покажет каждому человеку каждый момент жизни. Если будет найдено, что такой человек много обещал, но ничего не сделал, будет страшный ответ. Будет стыдно перед Богом давать ответ полный. А он будет очень серьезный, очень строгий. Поэтому человек, давая обещания перед Богом, должен помнить, что ему надо будет давать ответ.

Конечно, каждый воин Христов должен помнить, что он должен пожертвовать своей жизнью ради ближнего своего, потому что Господь говорит: нет больше той любви, когда человек пожертвует жизнь свою за ближнего. Каждый воин, идя на воинское поприще, на войну, знает, что в лучшем случае Господь помилует его. А как он думает в худшем случае? Господь примет его в Царствие Небесное, потому что человек, отдающий свою жизнь за другого, по слову Спасителя (а оно не может быть неисполнимым, потому что его дал Сам Господь Иисус Христос), идет на такое дело с уверенностью, превозмогая все свои сомнения, весь свой страх, все те мысли, которые посещают его в очень страшный и ответственный момент.

- Какова роль собранности и дисциплины духовной жизни? Как сочетаются дисциплина и свобода?

Вы хорошо сказали. Человек свободен, когда он собран, дисциплинирован. Такой человек свободен. Еще когда человек знает правила, - правила игры, правила наследования Царствия Небесного. Это тоже определенные правила. А Господь говорит правила очень простые. Десять правил (декалог) Он, Господь Иисус Христос, предоставил нам. Десять заповедей - это все правила. Также Господь еще говорит: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего своего, как самого себя. В этом кроется весь Ветхий Завет и пророки, по слову Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Это тоже правило. Также Господь нам говорил очень много притч, чтобы особенно легко и понятно до каждого человека донести правила, как не нужно поступать и что нужно делать, чтобы достичь Царствия Небесного.

Но также Священное Писание предостерегает нас, чтобы мы не действовали по букве этих правил, потому что буква хороша для тех, кто понимает смысл, дух Священного Писания. Но те, кто не понимает духа Священного Писания, не понимает смысла призыва Господа наследовать Царствие Небесное, такие люди очень часто попадают в ловушки лукавого, который захлопывает эту ловушку. Такие люди начинают возрастать в своей гордыне, тщеславии и непонимании, отдалении от Бога, Господа Иисуса Христа. Поэтому в жизни православного человека, христианина свобода заключается в том, чтобы исполнять все то, что сказал нам Господь Иисус Христос: иметь любовь, стремиться к любви, иметь все то, что привязывает нас к Царствию Небесному, - милосердие, благость, долготерпение, радость. Все это облачает нас в одежды, которые пригодны для брачного пира. Поэтому мы вместе с вами и со всеми людьми, которые идут ко Христу, за Христом, должны видеть в этих правилах определенную свободу, путь, если хотите, перила на высоком мосту, которые ограждают нас от пропасти. И, опираясь на них, нам не страшно идти вперед через эту пропасть.

В духовной жизни, как в бою, есть и поражения, и победы. Как должен христианин реагировать на духовные победы и духовные поражения?

Прежде всего как к определенному духовному опыту, потому что и в том случае, и в другом это положительный духовный опыт. Каждый человек узнает, как надо жить и как не надо. В жизни, наверное, каждого било током. Кто-то обязательно в детстве засовывал в розетку то шпильку, то вилку, то отвертку и получал определенную порцию ответной реакции из розетки. Хорошо это или плохо? Плохо, когда убьет, а хорошо, когда научит, что пальцы не нужно совать куда не надо. Это тоже жизненный опыт.

Духовный опыт научает нас тому, чтобы человек совершенствовался в положительном духовном опыте; чтобы, имея и отрицательный духовный опыт, он не повторял его. А людей, которые намерены совершить этот отрицательный духовный опыт, умел переубедить. Поэтому этот опыт носит только положительный характер. Господь дал нам ум, и ум должен быть заострен на духовное познание Бога, на духовное осмысление своей жизни. Когда человек имеет определенный опыт, он через осмысление рождает новый продукт, который нужен в Царствии Божием, который будет в Царствии Божием иметь вес.

Поэтому здесь нужно только посоветовать людям иметь для себя духовные ориентиры. Людям, которые живут в миру, - смотреть на определенный духовный ориентир. У нас очень любят сразу смотреть на Бога. Но не надо забывать, что Христос Своим ученикам сказал: на камне сем (то есть на вере человеческой) Я созижду Церковь Мвою, и врата ада не одолеют ее . Господь не говорит сразу: бегите обращайтесь к Богу, потому что, ища Бога, мы можем найти бога с маленькой буквы. Ища Бога не по правильным указателям, направлениям, мы можем найти бога, который будет удовлетворять только нас, которым может быть сам сатана. Человек может служить своим страстям и считать эти страсти, этот неправильный образ жизни за своего бога. Он будет думать, что это бог. Но Господь говорит, что нам необходимо следовать за Истинным Богом, причем с большой буквы, и пользоваться в жизни определенным алгоритмом через определенный жизненный ориентир - Церковь Христову и ее учеников, ее апостолов, священников. То есть здесь прослеживается Богом установленный институт Церкви, который способен нас ввести в Царствие Небесное. Это корабль, который зовет всех людей, желающих спастись в огромном океане различных житейских невзгод.

Что такое воинское искусство в переводе на духовный язык? Что такое в духовной жизни тактика и стратегия защиты и нападения?

Мы смотрели фильмы, которые показывают героические военные действия, когда наши отцы освобождали нашу землю от захватчиков, когда полагали свои жизни, чтобы нам было где жить, было где благодарить Бога, служить Богу, наслаждаться дарами Божественной любви. Здесь все понятно - тактика, стратегия, все было сделано для того, чтобы произвести победоносные действия правильным путем наименьших потерь и наибольшей эффективности.

В духовной жизни примерно все так же, но есть свои отличия. Искусство воинского делания, воинской христианской жизни должно прежде всего начинаться с того, чтобы человек почувствовал определенную потребность в Боге. Такой человек должен знать, для чего он хочет сделать это, ради чего он должен защищаться и от кого должен защищаться. Для того чтобы защищаться от врага, надо знать, кто твой враг. В нашей жизни, наверное, враг будет тот, кто хочет причинить тебе ущерб, завладеть твоим имуществом, может быть, и жизнью. Такой человек будет нам врагом, то есть он хочет стоять супротив тебя и пожить за счет тебя. Причем нарушая все границы, договоренности, правила и законы. Человек всегда увидит, что с тем, кто является ему врагом, ему не по пути. Церковь и предлагает нам определенное искусство молитвы, искусство постижения воли Божией.

А воля Божия - всем человекам спастись, как говорится в Священном Писании. Через эту волю Божию мы вместе с вами должны изучать закон Божий, постигать, что такое добро во Христе, радость во Христе, что такое Царствие Небесное и чем нужно жертвовать, чтобы попасть в это Царствие Небесное. То есть должна быть определенная ценность, которую каждый человек должен бояться потерять. Какую ценность боится потерять воин? Он знает, что за ним Родина-мать, дети, есть какая-то ценность, которую надо защитить. Так и православный человек, христианин, должен знать, что есть ценность, которую нельзя потерять. Если человек ее потеряет, то система ценностных координат будет нарушена. Такой человек уже будет потерян во времени и пространстве и представлять что-либо ценное как единица в этом мире уже не будет. Воин ценен тогда, когда умеет защищать эти ценности, когда о них знает. Православный христианин должен помнить, что эта ценность - Господь Иисус Христос, через Которого спасение; это наши святыни, храмы, наша вера святая, которая спасает человека как верующего, так и тех, за которых верующий человек молится.

Тактика и стратегия нашего спасения, которая постигается через воинское духовное искусство, - это умение прислушиваться к Матери Церкви, к ее Предстоятелю - Святейшему Патриарху; к епископам Церкви, священникам. А самое главное - участвовать в таинствах Церкви. Все это тактика и стратегия спасения каждого человека. Бесы, бывает, действуют на человека напрямую, а бывает - опосредованно, через кого-то. Они могут пленить, захватить, поработить, они могут на человека подействовать, чтобы он подействовал на верующего. Может, убедить этого человека потерять ориентиры в Церкви, чтобы ценность Церкви упала в глазах человека, чтобы духовный сан также был уничтожен («священники - такие же люди, Церковь слушать не надо, все, что говорится в Церкви, не имеет никакого веса…»).

Для чего это делается? Потому что идет война. Когда человек теряет систему ценностей, его бери в плен и делай с ним что хочешь. Это все, чем занимается враг рода человеческого испокон веков. Дьявол именно этим и занимается. Каждый человек должен об этом помнить. И каждый человек должен помнить, что если он не будет иметь эту ценность, этот маячок спасения, то ничего у него не получится. К Иоанну Кронштадтскому обратились с вопросом, спасутся ли в других религиях. Он ответил: не знаю. Знает! Он сказал самое главное: «В православии только могу я спастись» (он про себя говорил). Это был призыв к каждому человеку, чтобы каждый смотрел прежде всего внутрь себя и стремился спастись именно в православии, потому что это та вера, то средство, которое передано Самим Господом Иисусом Христом роду человеческому, чтобы через эту истинную, чистую веру постичь Царствие Небесное.

- А что касается нападения и защиты?

Нападения с чьей стороны? Со стороны врага или со стороны носителя духа?

- Со стороны носителя духа. В какой момент он защищается, а в какой нападает?

Прежде всего мы должны помнить, что воин - это человек, который способен нести мир, любовь, изначально быть просвещенным этим миром и любовью и способен подарить этот мир и любовь окружающим людям. Иногда нужно людей заставить полюбить. Иногда людей нужно заставить просветиться. Но когда нападают на воинство, защищающее свои границы, нужно дать отпор оружием. В духовном смысле такое тоже бывает. Но здесь должны быть духовные методы. Если нападают, нужно защищаться молитвой, верой. Вы помните, не зря же указан у нас псалом 90 («Живый в помощи…»), когда мы просим Бога. У нас есть молитвы, обращенные к небесным силам бесплотным, к Архангелам Михаилу, Гавриилу и всему небесному воинству, для того чтобы они помогли нам отсечь стрелы лукавого.

Конечно же, мы должны нападать на лукавого, когда боремся со своей ленью, нежеланием изострить свой меч, то есть почитать молитвы, Священное Писание. Когда мы должны свою духовную жизнь сделать наиболее эффективной, чтобы проникнуть в Царствие Небесное. Царство Божие силою нудится. Поэтому мы должны нападать на свои страсти, разделываться с ними таким образом, чтобы от них и следа не оставалось, нападать на страсти в обществе. Мы должны защищать общество молитвами и умением противостоять тому разрушительному действу, которое может возникнуть в том или ином обществе. Может быть, не силой оружия - силой молитвы, слова, убеждения и полного полагания на всепреобразующую, вселюбящую благодать нашего Бога.

- Какими качествами должен обладать христианин как воин Христов?

Я, наверное, скажу, как апостол говорит:

Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (2 Тим. 2, 1-4).

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова