Презентация на тему мифы славян. Мифы древних славян. Имя происходит от слов «доля» и «дать»

  • Дата: 19.12.2023

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с технологией создания проекта по славянской мифологии.
  2. Обучать коллективной работе.
  3. Развивать устную речь; умение работать с различными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, ресурсами Интернет.
  4. Развивать творческие способности в учениках.
  5. Воспитывать уважительное отношение к культуре древних славян.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура, СD проигрыватель, презентации учителя и учеников, выполненные к уроку.

Работа проходит в конференц-зале гимназии. Класс заранее поделен на группы, к работе над проектом ребята готовились самостоятельно и в группах.

Ход работы.

1. Слово учителя.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей- то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество , т.е. «народная вера» («народ»- это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

Cалькова Светлана Ивановна, Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №9 города Аткарска Саратовской области

Учебный проект

Славянская мифология

Предмет, группа

литература, 6 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект рассматривает основы мифологии древних славян. Предметом исследования являются славянские языческие божества, мифы, с ними связанные, обряды древних славян, дошедшие до наших дней. Отголоски славянской мифологии в русском фольклоре. Цель проекта: изучая славянскую мифологию, убедить детей в том, что знание истоков родной культуры необходимо, т.к. в них истоки культуры современной, современного менталитета, мировосприятия, речевых особенностей нации.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Является ли славянская мифология предтечей культуры современной России?

Проблемные вопросы:

1.Зачем нужно изучать славянскую мифологию?

2.Боги древних славян и "сфера их влияния".

3.Злые божества, их функции и назначение.

4.Какие языческие обряды живы до сих пор? История каких праздников уходит корнями в язычество?

5. В каких фольклорных жанрах литературы мы находим героев славянской мифологии?

Учебные вопросы:

1. Что такое мифология?

2. Мифология какие народов мира вам известна?

3 Кто такие славяне? 4. Славянские божества?




Верховным среди них считался Перун, грозный бог - громовержец, повелитель вселенной, бог войны и в то же время носитель доброго начала. Он был покровителем князя и его боевой дружины. Перед статуей Перуна воины давали клятвы, заключали мирные договоры и соглашения. Его изображали обычно высоким, плечистым, большеголовым, черноволосым и златобородым. В руках он держал палицу, топор, лук, а за плечами у него - колчан со стрелами. Обитал Перун в Верхнем мире, мире светлых сил.






Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный юноша. Его называли предком русичей. Он хранил ключи земные, закрывал землю на зиму и отдавал ключи птицам, которые уносили их в вырий (юрий) - - летнее царство, страну ушедших душ. Это теплая страна у моря или за морем, куда улетали души умерших праведников. Она доступна только птицам и змеям. Весной птицы возвращали ключи, и Даждьбог открывал землю.


Бог небесного огня Сварог, Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшений. Сварога представляли в облике молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого.






Мокошь (Макошь) богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище нар авне с кумирами других богов. Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядет», прясть и ткать в святой день Мокоши пятницу нельзя. Пятница ходит «исколотая иглами и изверченная веретёнами», потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день.Пятница Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе.








Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне. Домовой. В домах их редко называли "домовыми", предпочитая ласковое "дедушка".


Банник Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену все это проделки банника. Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.




Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд (плутов, неслухов, проказников). Вий самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущей под землей, поэтому руки и ноги его -что корни дерева, весь он в земле. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, он исчезает с третьими петухами. Считалось, что Вий насылает ночные кошмары и привидения, особенно тем, у кого нечиста совесть.


Зимой леших в лесу заменя­ли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»): Морозко, Трескунец, Карачун. Выходя из дома, человек настраивался на борьбу с непредвиденными обстоятельствами, немилосердными стихиями. Дед Моро́з в славянской мифологии олицетворение зимних морозов. Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Снегурочки у мифологического Морозки никогда не было. Её придумал А.Н.Островский.




С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства - - Кощей. Его представляли живым остовом (скелетом). «Кошь» - - кость, костлявый. Он символизировал окостенение, оцепенение от мороза всей природы в зимнюю пору.


Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан с зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. По ночам он дико кричит, свищет и хохочет в лесной чаще; встретив путника, старается сбить его с дороги и заставить поплутать.


Водяной всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой, в шапке из куги 1. Лапы с перепонками вместо рук, хвост рыбий, горящие раскаленными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде. Рассердится плотины рвет, мельницы рушит, животных и людей в воду тащит.


Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом. Их боялись. Ночью русалки выходят из воды и греются в лунном свете; нападают на прохожих и щекочут их до смерти. В особо опасную русальную неделю перед Иваном Купалой (конец июня) вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- «одежду», чтобы задобрить русалок.


Лихо -- злая баба- великанша, пожирающая людей. Она одноглазая, ростом выше деревьев. Живет Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо деревья валит, горы рушит, реки-озера засыпает. Имя Лихо стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье».


Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка в плохонькой одежонке, сморщенная, с кикой 2. Днем сидит невидимкою за печкой, а проказит по ночам: сжигает кудель 3, стучит, старается выжить людей, выстригает у овец шерсть, вредит курам.


«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, отдает ее во власть холоду осенью и зимой. Далеко- далеко, на востоке, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.


Заря-заряница - - красная девица. Заря -- сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной Красотою, царевною - - золотой косою, непокрытой красою; живет она в золотом царстве, на краю света белого - - там, где ясное солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной - - морской царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода.



Cлайд 1

Cлайд 2

Славянская мифология- это мифологические представления о мире древних славян, времени их единства, то есть до конца I тысячелетия н.э. До наших дней дошла в основном в поверьях, земледельческом календаре и в обрядовых, игровых ритуалах, проводимых во время праздников.

Cлайд 3

Также некоторые сведения о мифологии славян получено из летописей, созданных славянскими авторами (служителями церкви, монахами), и средневековых хроник путешественников, написанных на латинском или немецком языке. Отдельные фрагменты славянской мифологии представлены в произведениях византийских и арабских средневековых писателей.

Cлайд 4

В IX веке Русь приняла христианство. Языческие верования было запрещено, поэтому записи славянских мифов на Руси беспощадно уничтожали. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среды, соединила праздники поклонения языческим богам с культами христианских святых. Праздник Купала, персонажа летнего праздника солнцестояния был заменен в день Иоанна Крестителя, бога грозы Перуна- в день Ильи Пророка. Так шел постепенный процесс замены язычества православием.

Cлайд 5

Некоторые люди и сейчас верят в домовых и леших - богов низшего уровня славянского пантеона. Память об этих божеств сохранилась в обрядах и сказках. Но главные герои сказок, дошедших до нашего времени- это уже богатыри- христиане, хотя некоторые из них носят древние языческие имена (например, Добрыня Никитич).

Cлайд 6

Cлайд 7

Древние славяне верили, что существовал первый бог, который начал все. Они называли его Всевышним. Он создал своим мнением яйцо, из которого появился Род. Род начал творить мир. Многие слова происходят от имени этого бога: "родной", "родить", "природа". Род родил Сварога, бога неба и огня.

Cлайд 8

Бог грома Перун Величайшим богом у славян считался Велес, его называли сыном Сварога, братом бога грома Перуна. Существовал миф о том, что благодаря Велесу земля, создана его отцом, начала двигаться. Бог плодородия и богатства Велес

Cлайд 9

Некоторые исследователи древности утверждают, что у славян была "Велесова книга", в которой была изложена история славян и других народов к IX в. Также в ней содержались молитвы и заклинания. До настоящего времени она не дошла. Интересный факт:

Cлайд 10

Cлайд 11

В славянской мифологии существуют высшие и низшие боги. Высшие управляли природными явлениями и стихиями. Их уважали и боялись, пытались умилостивить жертвоприношениями и молитвами. На Руси было три похожих бога Солнца - Дажьбог, Хорс и Ярило. Каким образом они различались? Дажьбог был богом дневного света, в любую погоду светит в нашем мире. Он противостоял темноте. Одна из самых коротких молитв, которые дошли до нас, и с которой славяне обращались к Дажьбога: "Дай Бог!"

Cлайд 12

Хорс- бог солнечного диска. От его имени происходят слова "хороший" и "хоровод". Ему поклонялись земледельцы.

Cлайд 13

Ярило был богом весеннего света, тепла и возрождения жизни. Его праздник отмечался в апреле. В этот день парня с рыжими волосами одевали в белые одежды и плели ему венок из первых полевых цветов.

Cлайд 14

Стрибог - бог ветра. Он родился с дыхания Рода. Этот бог управлял ветром и мог вызвать и унять бурю.

Cлайд 15

Древние славяне считали землю живой и называли ее матушкой сырой землей. Ее представляли в виде человека с волосами (трава, деревья, цветы), костями (скалы, камни), кровью (реки) и жилами (корни деревьев). Ураган означал, что она сердится, солнечный и погожий день - радуется. Люди приходились к земле, чтобы набраться сил. БОГИНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Cлайд 16

Богиня Жива олицетворяла весну, красоту и юность. Люди считали кукушку воплощением Живы. Она может сказать, сколько осталось человеку жить на земле, девушки узнавали, удачное будет в них замужество. Этот ритуал сохранился и поныне. Люди, приходя в лес, обязательно спрашивают у кукушки: "Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?" - И считают, сколько раз она прокует.

Творение мира Была сначала везде вода; бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Бог велит ей выхаркнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она выхаркнула, и стала везде ровная земля. Только немножко она во рту утаила. И почала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». «Ну, не ладно делать нечего, выхаркивай остальную». Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.


Дерево мира Ось мира есть святое дерево ясень, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун. Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй на восток, третий тянется к северу, а четвёртый к западу. Мелкие серёжки в его ветвях солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, кото- рая оздоровляет и воскрешает из мёртвых.


Как человек добыл огонь Первый огонь к нам прилетел с Перуном. Да с этим огнём не везло никому, пока одному старому колеснику не пришла счастливая мысль выстругать ясеневый клинок, приставить его к веретену, сильно прижимаючи, и начать смычком тереть то сюда, то туда. Глядь, пошёл дым с веретена, да так заполыхало, как от костра..


Легенда о солнце Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать- Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои. Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света жизнь и томящая нега разлились по недрам её... Из недр её вылетали поднебесные птицы, выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился.


Перун Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Перуну было посвящено животное дикий тур. Было у Перуна и своё дерево дуб, и любимый цветок ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.


Даждьбог Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.




Ярила Ярила бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.


Белбог Само название этого божества созвучно слову «благо». Его считали хранителем и подателем добра, удачи, справедливости, счастья. Древние славяне для установления виновности или невиновности человека использовали испытание железом. Подозреваемому давали в руки раскалённый кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредима, признавали правым. Отсюда понятие «клеймённый железом» издревле было равнозначно «клеймённый позором».


Чернобог Это ужасное божество считалось началом всех злоключений. С ним, властителем подземного мира, связаны такие понятия, как «чёрная душа», «чёрный день». Изображался Чернобог облачённым в броню, с лицом, исполненным ярости, с копьём в руке, готовый к нанесению всяких зол.


Лада и ее дети Лада богиня любви, красоты и очарования. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Богиня Дидилия хранительница рода и детей также из семейства Лады.




Кощей, Кикимора, Баба-яга Кощей символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Кикимора божество сна, ночных видений, страхов. Баба-яга очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась положительным божеством славян хранительницей (берегиней) рода и традиций. Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.


Лешие, Водяные, Домовые, Русалки Лешие считались обитателями и хранителями лесов. Водяные духи живут в глубоких местах рек, в великолепных домах. Домовые живут в домах и дворах. Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы. Русалки первоначально в славянской мифологии были берегинями, помогавшими странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. Позднее стали считать, что это утопленницы и что они особенно опасны для людей в русальную ночь перед Иваном Купалой.