Презентация на тему философия канта. Презентация на тему "кант иммануил". Текст этой презентации

  • Дата: 27.11.2023

Биография Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергский Университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в, он разработал и опубликовал свою космогеническую гипотезу происхождения Солнечной системы. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. В 1770 году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин философских, математических, физических. К этому временивызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач.


Три задачи Канта: что я могу знать? (метафизика); что я должен делать? (мораль); на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача что такое человек? (антропология).


Этапы творчества Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический»: I этап (годы) разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.) выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.


Работы философа: Критика чистого разума; Критика чистого разума; Критика практического разума; Критика практического разума; Критика способности суждения; Критика способности суждения; Основы метафизики нравственности; Основы метафизики нравственности; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения; Всеобщая естественная история и теория неба; Всеобщая естественная история и теория неба; Мысли об истинной оценке живых сил; Мысли об истинной оценке живых сил; Ответ на вопрос: что такое просвещение? Ответ на вопрос: что такое просвещение?




Вопросы Иммануила Канта: Что я могу знать? Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё. Что я должен делать? Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. На что смею надеяться? Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек? Человек высшая ценность.


Кант о конце сущего В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия. Три варианта конца: естественный по божественной мудрости сверхъестественный по непонятным для людей причинам противоестественный по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.



Cлайд 1

Cлайд 2

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

Cлайд 3

Философия И.Канта Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Cлайд 4

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Cлайд 5

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

Cлайд 6

Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Cлайд 7

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) - вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

Cлайд 8

2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

Cлайд 9

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Cлайд 10

Категории рассудка: 1. Категории количества: Единство Множество цельность 2.Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение

Cлайд 11

3.Категории отношения: Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействие 4.Категории модальности: Возможность и невозможность Существование и несуществование Необходимость и случайность

Cлайд 12

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

Cлайд 13

Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

Cлайд 14

Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное понятие выше и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях, антиномиях разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия.

Cлайд 17

Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

Подобные документы

    Краткая биография и этапы творчества Иммануила Канта. Его философские воззрения о познании и человеке. Нравственное учение и проблема религии, об абсолютной морали и доброй воле. Этика, эстетика и категорический императив Канта. Идея права и государства.

    реферат, добавлен 21.11.2010

    Изучение жизненного пути и становления как философа И. Канта. Характеристика его философской системы. Его мысли о бытии и познании, о человеке и конце всего сущего. Нравственное учение и проблема религии. Идея права и государства. Теория познания и этика.

    реферат, добавлен 14.05.2013

    Развитие философской мысли в Германии в XVIII-XIX вв. Основной вопрос философии, отношение между мышлением и бытием. Сущность категорического императива Канта. Моральный закон в человеке и учение о долге. Различие между учениями Канта и Гегеля.

    реферат, добавлен 04.10.2012

    Основные факты биографии и особенности философии Канта. Учение о свободе как основе морали. Рассмотрение априорных и апостериорных форм познания. Три идеи разума, антиномии, феномены и ноумены философа. Гипотетический и категорический императивы.

    контрольная работа, добавлен 19.11.2012

    Иммануил Кант – немецкий философ, ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Начало философии, космогония Канта. Критика чистого разума - категория познания, источники и границы знаний. Философия религии, этика и эстетика, искусство Канта.

    реферат, добавлен 06.10.2017

    Краткая биография Иммануила Канта. Критическая философия Иммануила Канта – задачи, основные проблемы и понятия. Проблема соотношения основания познания и основания бытия в трудах философа. Категорические императивы Канта, проблема Бога, веры и религии.

    реферат, добавлен 23.03.2010

    Особенности мировоззрения и философского учения немецкого философа Эммануила Канта, анализ его основных работ. Категорический императив Канта. Главная сущность этика Эммануила Кант. Детерминированность мира по Э. Канту. Основная идея феномена и ноумена.

    реферат, добавлен 14.11.2008

    Иммануил Кант (1724–1804) как основоположник немецкой классической философии. Этические основы учения И. Канта о праве и государстве. Основные политико-правовые взгляды Канта, учение о "вечном мире". Основные положения учения И. Канта о государстве.

    реферат, добавлен 29.10.2017

    Общая характеристика немецкой классической философии. И. Кант о бытии и познании. О человеке в философии И. Канта. Нравственное учение и проблема религии. Идея права и государства в учении Канта. О конце всего сущего и вечном мире по философии И. Канта.

    реферат, добавлен 11.01.2009

    Этика И. Канта, его роль в понимании философии как особого рода науки. Императивы Иммануила Канта. Структура категорического императива как объективного принципа воли. Понимание закона у И. Канта. Понятие максимы. Исходные начала кантовской этики.

Выполнили: студенты группы ДГС-101 Вишневская К.,

Саськов А.

Кант, Иммануил

Иммануиил Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой

классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтиз ма. (1724-1804)

Главное философское произведение Канта

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума».

Исходной проблемой для Канта

является вопрос

возможно

знание?».

Критика чистого разума

«Критика чистого разума» - основополагающий философский труд Иммануила Канта , изданный в 1781 году в Риге.

Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В течение 1790-х годов вышло ещё несколько изданий, но их отличия от второго были уже незначительны.

Эта работа была первой из «Критик», за ней последовали «Критика практического разума и «Критика способности суждения». К «Критике чистого разума» идейно примыкают «Пролегомены» (1783).

Критика чистого разума (Содержание)

Основную тему книги составляет понятие трансцендентального , которое раскрывается в трёх частях работы:

Трансцендентальная эстетика (о пространстве и времени как формах априорного созерцания)

Трансцендентальная логика (о рассудочных категориях)

Трансцендентальная диалектика (об антиномиях разума)

Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология.

Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений . Он выделяет суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные .

Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.

Аналитическими называются суждения которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.

Трансцендентальное

исследование

Связь опыта Кант относит к необходимой априорной деятельности рассудка. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием .

«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами познания предметов, поскольку познание должно быть возможным априори».

Теория познания

Наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

Опыт

чувственн

рассудочн

ый синтез

ый синтез.

Кант выделяет

Категории

количества

– Единство

– Множество Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом творческой деятельности

рассудка.

Здесь возникает новый вопрос:

«Немецкая классическая философия» - Вклад Канта в философию. Критика способности суждения. Кант выступает как эмпирик. Знание. Звездное небо. Немецкая классическая философия. Механика Ньютона. Иммануил Кант. Знания, предшествующие опыту. Гипотетические императивы. Критика практического разума. Характер долженствования. Основные идеи. Учение о явлениях.

«История философии» - Способы приближения к благу. Основные характеристики немецкой классической философии. Философское знание Древней Греции. Тип мировоззрения - теоцентрический. Антифеодальная направленность. Философия Нового времени 17-19 вв. История философии. Задача философа в Индии. Тип мировоззрения - космоцентризм.

«Философия эпохи Возрождения и Нового времени» - Бертран Рассел. Периодизация. Франческо Петрарка. Основные идеи политической философии. Николай Коперник. Джордано Бруно. Фрэнсис Бэкон. Новое время. Эпоха Возрождения. Представители натурфилософии. Наиболее известные философы. Джон Локк. Реформация. Томас Гоббс. Рене Декарт. Основные направления философии Возрождения.

«Современная философия» - Экзистенциализм – философия кризиса. Проблемы постпозитивизма. Постпозититвизм. Л. Фейербах. А.Шопенгауэр (1788-1860). Неопозитивизм. «Второй позитивизм». О. Конт. Три стадии развития человечества. Современная философия. Одна для всех врожденная ошибка – это убеждение. Плюрализм – характеристика современной философии.

«Конец классической немецкой философии» - Философия религии. Отчуждение труда. Понятие материального производства. Фейербах и Маркс. Историческое развитие. Карл Маркс. Классы как субъекты закономерной деятельности. Буржуазное общество как общество тотального отчуждения. Люди сами делают свою историю. «Субстанция» или «самосознание». Противоречие между системой и методом Гегеля.

«Философия 20 века» - Тень. Главный вывод Фрейда. Западная философия XX века, её основные направления. Структура психики человека (по З.Фрейду). Психика человека – арена постоянной борьбы. Персона. Неопозитивизм. Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Учение З.Фрейда о бессознательном. Герменевтика.

Всего в теме 17 презентаций