Презентация на тему "Антропологический материализм Л. Фейербаха". Понятие «материя» и «дух». Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме социальное – высшая форма движения материи

  • Дата: 06.12.2023

Введение……………………………………………………………………...........3

I. Материализм и идеализм:

1. Понятие материализм…………………………………………………….4

2. Понятие идеализм………………………………………………………...8

3. Различия между материализмом и идеализмом……………….…….12

II. Исторические формы материализма:

1. Античный материализм………………………………………………...13

2. Метафизический материализм Нового времени………………………14

3. Диалектический материализм………………………………………….15

III. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом…16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Введение

Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли.

История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.

Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось всё многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии. Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу; лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.

С точки зрения сторонников материализма, материя, т.е. основа всего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому справедлив материалистический взгляд на мир. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую реальность.

Цель данной работы – изучить особенности материализма и идеализма .

Для достижения цели были поставлены следующие задачи : 1) изучить теоретический материал по теме; 2) рассмотреть особенности философских течений; 3) сравнить и выявить различия между указанными течениями.

Формы материализма и идеализма многообразны. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический, диалектический, исторический и античный материализм.

I Материализм и идеализм.

1. Материализм

Материализм – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления. Таким образом, в его содержании заключено то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с его формой связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма.

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоёв общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, он способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков, и неоспоримо доказывается его истинность. Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Материализм прошёл в своём развитии 3 этапа .

Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего материализма состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего. В античности еще Фалес Милетский считал, что всё возникает из воды и в неё превращается. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).

В средние века материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога». В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Вруна и другие) часто был облечён в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в её целостности и во многом напоминал материализм античности – это было время второго этапа развития материализма. В 16-18 веках, в странах Европы – второй этап развития материализма - Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17-18 веков связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 века стали рассматривать последние элементы природы как неодушевлённые и бескачественные. Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, французские философы (Дидро, Гольбах и другие) рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 века. Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, у французских материалистов 18 века выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы материализма на западе был «антропологический» материализм Фейербаха, в котором наиболее ярко проявилась созерцательность.

В 1840-х годах Карл Маркс и Фридрих Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма – это было начало третьего этапа развития материализма. В России и странах Восточной Европы во второй половине 19 века дальнейшим шагом в развитии материализма явилась философия революционных демократов, которая стала производным от соединения гегелевской диалектики и материализма (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и другие), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и других. Одна из особенностей развития диалектического материализма - обогащение его новыми идеями. Современное развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе с тем, развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии материализма. Последнее происходит в постоянной борьбе материализма с новейшими разновидностями идеалистической философии.

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм , исторический материализм , метафизический материализм Нового времени и диалектический материализм .

Понятие идеализм

Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального.

Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад. Термин «идеализм» появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Дидро назвал идеализм «… самой абсурдной из всех систем».

Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. В условиях классового общества идеализм возникает как наукообразное продолжение мифологических и религиозно-фантастических представлений. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем, отдельные представители идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьёзно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, он возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры.

Историческими истоками идеализма являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализму дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования - необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота – вот гносеологические корни идеализма». Эти гносеологические корни идеализма закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, при котором «… сознание в состоянии эмансипироваться от мира...». С формированием рабовладельческого общества идеализм становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией.

В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы : объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно.

В период общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения - главные разновидности идеализма середины 20 века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления на мелкие эпигонские школы. Главными социальными причинами многообразия форм современного идеализма (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и другие) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма.

Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма возникли уже в Древней Греции. Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Ее особенность - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале нашей эры, в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма ещё сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма, произведённая, прежде всего, Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

В средневековой философии идеализм представлял схоластический реализм, в новое время его крупнейшими представителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 века: Дж. Беркли и Д. Юма.

Начиная с Декарта, в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов всё больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с другой - объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм.

Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии, обосновавшей и развившей идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм.

3. Различия между материализмом и идеализмом
Эти два философских направления конкурируют между собой на протяжении практически всей истории философии. Материализм - философская ориентация, которая в противоположность идеализму исходит из того, что:
1) мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания;
2) материя первична, а сознание - свойство материи;
3) предметом познания является познаваемая объективная реальность.

По своим социальным корням идеализм в противоположность материализму выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия.

Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими , истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики.

«Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

Исследуя разницу между материализмом и идеализмом полезно обратиться к учениям известных философов, особенно тех, которые стали «отцами» основных направлений данных течений. Демокрит считается родоначальником философского материализма . Суть его учения состоит в том, что мир состоит из атомов, т.е. материальных вещей. Платон считается родоначальником идеализма . Главная мысль его учения: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут.

II Исторические формы материализма

1. Античный материализм

Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма. Наиболее чётко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер. Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения первоначал – атомов (бытие) ведут к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов – переходу их в пустоту (небытие). Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение - важнейшее свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотно, множественно, определено своей внешней формой. Атом - абсолютно плотный, не имеющий в себе пустоты, не воспринимаемый чувствами из-за маленьких размеров. Материалистические идеи Демокрита плодовито разрабатывал его младший соотечественник Эпикур, а также последователь двух великих греков римский философ Лукреций Кар.

Атомисты-геоцентристы считали, что земля удалена одинаково от всех точек оболочки космоса, неподвижна. Живое на земле возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. Главный закон мироздания: «ни одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости».

2. Метафизический материализм Нового времени

Метафизический ( или механический) материализм – это материализм: 1) противоположный диалектическому материализму; 2) отрицающий качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.

Метафизический материализм 17-18 века характеризуется тем, что наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.

Метафизический материализм наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя есть бытие, принципиально непознаваемое. («Кто говорит, что материя - не вещь в себе, тот тем самым идеалист» (Шопенгауэр)). Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе.

3 Диалектический материализм

Диалектический материализм диамат ») - учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. Для него характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, так, что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диалектику, что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.

«Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение конца девятнадцатого столетия; название «материализм» часто употребляют при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).

Диамату характерна строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными и предупреждающая их превращение в абсолют.

IIIРазличие между метафизическим и диалектическим материализмом

1. Сторонники метафизического материализма (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк) сводили разнообразие форм движения к механическому движению . Сторонники диалектического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Плеханов, В.И. Ленин) считали, что существует 5 видов движения:
1) биологическое;
2) химическое;
3) физическое;
4) психологическое;
5) социальное – высшая форма движения материи.
2. Французские материалисты 18 века (Фейербах) считали, что мир есть материя , принципиально непознаваемая . Марксистская теория, напротив, признавала, что мир познаваем в принципе.
3. Философия, и метафизический материализм в частности, постепенно отделяются от науки. Диалектический материализм служил основой для науки.
4. Представители механистического материализма считали, что истина всегда объективна и не зависима от нашего сознания. Представители диалектического учения придерживались мнения, что всё в мире субъективно , т.к. непознаваемо.

Заключение.

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.

Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения.

Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны.

Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.

Список использованной литературы

1. КОПРы по философии.

2. Главные философские направления / Под ред. Т.И. Ойзермана. - М., 1971.

3. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и др. – М.: Мысль, 2001. Том 2. С. 508.

4. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблёва. – М.: ИНФРА-М, 1998. С. 260.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. 4-е изд. С. 445.

6. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. 4-е изд.

7. Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. № 7. С. 8 – 13.

8. Полное собрание сочинений / Под ред. В.И. Ленина. Том 29. 5-е изд. С. 322.

9. Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. С. 30.

«Философское понимание природы» - Жизненное начало. Древняя Японская культура. Природа с точки зрения философии и науки. Представление о природе в философии Нового времени. Милетская философия. Жизнь. Собирательская (присваивающая) цивилизация. Учение о природе. Представление о природе. Возникновение жизни. Учёный. Способ бытия человека.

«Схоластика» - Индивидуальность материальных объектов. Крупнейший христианский философ. Патристика. Методы схоластики. Онтологическое доказательство. Виды богословия. Абеляр. Другие доказательства. Природа индивидов. Фома (Томас) Аквинский. Схоластика. Надматериальный принцип. Религиозные ордена. Бытие как совершенство.

«Трансцендентальная философия» - Шкала времени. Аналогии опыта. Трансцендентальная эстетика. Аналитические суждения. Синтетические суждения в математике. Общая схема. Предмет опыта. Память упорядочена во времени. Юм и Кант. Науки опираются на опыт. Изменяющиеся во времени объекты. Основные сочинения. Вопросы. Возможность априорных синтетических суждений.

«Философия как тип мировоззрения» - Религиозное мировоззрение. Философия как тип мировоззрения. Аксиология. Праксиология. Гносеология. Основной вопрос философии. Социальная философия. Историческая переориентация философии. Онтология. Философия в системе мировоззрения. Этимология. Мировоззрение. Философское мировоззрение. Функции философии.

«Путеводитель растерянных» - Схема Якобсона. Рамбам. Контекст. Ибн Рушд. Наставление. Великие тайны. Свойства высказывания. Ибн Сина. Лотман. Аль-Фараби. Комментарий Рамбама. Предисловие. Мудрецы. Государство. Ложь. Послание родственникам и друзьям. Доказательство несостоятельности буквального смысла. Спорные пункты. Послание. Причина.

«Религия и философия» - Мировая религия. Отношение религии и теологии. Магия. Влияние тотемизма. Религия как предпосылка возникновения философии. Значение анимизма. Вопросы для самопроверки. Анимизм. Философия и религия. Основные положения ислама. Виды тотемизма. Христианство. Религия. Одна из ранних форм человеческого мышления.

Всего в теме 14 презентаций

«Сознание» - Психика есть свойство высокоорганизованной материи, возникшее в результате эволюции. Нервная клетка. Простейшие. низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Значение. Знак. Наличие интеллектуальных схем Способность к коммуникации при помощи знаковых систем. Смысл. Психика, сознание, бессознательное.

«Воображение» - Свойства воображения: Обобщенность Целостность Определение общественной природы человека. Воображение как способ получения нового знания. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Связь воображения с чувственным и рациональным познанием. Роли воображения: Познавательная Эвристическая (= творческая) Прогностическая Планирующая.

«Восприятие» - Стратегии управления впечатлением. 5. Управление впечатлением. Повторяемый внешний раздражитель привлекает внимание в большей степени, нежели единичный. Иллюзии восприятия. Ощущение и восприятие. Характеристики наблюдателя. Объяснение перцептивной защиты. Составляющие управления впечатлением: Формы перцептивной защиты.

«Сознание человека» - 1. Физическое тело. 2. Эфирный двойник (называемый низшим астральным телом). Постановка задачи: Анонс работы: Гипотеза объединения многомерности сознания разных традиций 7 + 4 = 11. Но фактически и в действительности нет ничего абсолютно неподвижного во Вселенской Душе». Бессмертная триада. Многомерность сознания.

«Общественное сознание» - Как формируется и в чем особенность общественного сознания? Сравните категории общественной психологии и идеологии. Отражает окружающий мир в виде закономерностей и теорий. В чем относительность характера общественного сознания? Формирует религиозную мораль. Формирует эстетическое сознание. Религия.

«Философия сознания» - Осознанное отражение. Философская категория. Биологическое отражение. Сознание – продукт развития общества. Сознание объясняется с двух разных позиций. Типы отражения. Сознание – не только чудо мироздания. Материалистическая трактовка сознания. Психика. Пассивное отражение. Великий благостный дар человеку.

НАУКА* - специализированная
когнитивная деятельность сообществ
ученых, направленная на получение и
использование в практике нового
научного знания о различного рода
объектах, их свойствах и отношениях.
*Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов

Материализм и идеализм в науке

1. Система, теоретических, объективных
знаний о действительности.
2. Вид общественной деятельности.
3. Как социальный институт регулирующий
научную деятельность.
4. Общественная функция.*
А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев Краткий философский словарь

Материализм и идеализм в науке

Научное знание должно отвечать
определенным критериям:
Предметности;
Воспроизводимости;
Объективности;
Эмпирической и теоретической
обоснованности;
Логической доказательности;
Полезности.

Материализм и идеализм в науке

Материализм – от лат. materiales
вещественный
Теоретическая основа сводится к сведению
сущего к материи.
Все что существует материально, хотя и
необязательно вещественно.
Бытие определяет сознание.

Материализм и идеализм в науке
МАТЕРИЯ
1) любая объективная реальность как все то, что находится вне
человеческого сознания;
2) такая объективная реальность, которая принципиально
может быть зафиксирована (отражена, дана) с помощью
человеческих ощущений (чувственных анализаторов);
3) объективный субстрат в виде вещества, т. е. то, что обладает
свойствами иметь химическую структуру, вес, протяженность,
способность к превращениям, движению и т. д.;
4) содержание сознания, полученное в результате внешнего
опыта, в ходе взаимодействия чувственной ступени познания с
внешним миром, с миром «не-Я»;
5) физическая реальность, то есть аспект бытия, знание о
котором может быть получено с помощью использования
физических методов и средств познания.

Эпикур Фалес Демокрит

Материализм и идеализм в науке
Эпикур
Фалес
Демокрит

Дени Дидро Джон Толанд Поль Анри Тири Гольбах

Материализм и идеализм в науке
Дени Дидро
Гольбах
Джон Толанд
Поль Анри Тири

Материализм и идеализм в науке

Людвиг Бюхнер
Людвиг Фейербах
Фридрих Энгельс

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Карл Маркс В.И. Ульянов (Ленин)

Материализм и идеализм в науке
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Карл Маркс
В.И. Ульянов (Ленин)

Материализм и идеализм в науке

ДИАЛЕКТИКА
Философское учение о всеобщем характере
развития, его основных закономерностях и их
проявлении в различных сферах (мышлении,
природе, обществе, духе).
Это понимание диалектики было введено и
систематически развито Гегелем, а
впоследствии было закреплено в
марксистско-ленинской философии.

Материализм и идеализм в науке

Основные положения диалектики Гегеля:
1. Развитие может быть представлено в форме
снятия, когда антитезис снимает тезис.
. Отрицание;
. Сохранение;
. Подъем на более высокий уровень.
2. Труд выступает в качестве взаимного изменения
человека и природы.
3. История трактуется как взаимный процесс
формирования природы человека.

Материализм и идеализм в науке

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Система мировоззрения, в основу которой положено понятие
общественно-исторической практики, система деятельности по
производству и воспроизводству жизни во всех ее социальных
аспектах и проявлениях.
Первичным является господствующий в обществе способ
материального производства, то есть тот или иной уровень развития
производительных сил и производственных отношений.
Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к
господствующему способу материального производства и так или
иначе (адекватно или менее адекватно) обслуживают и выражают
его (государство, политические и правовые институты общества,
формы общественного сознания и мировоззрения - философия,
религия, мораль, искусство и др.).

Материализм и идеализм в науке

1. Закон единства и борьбы
противоположностей.
2. Закон перехода количественных
изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.

Материализм и идеализм в науке

Идеализм – от лат. idea идея
Теоретическая основа сводится к
первооснове духовного миру природы и
всего сущего.
Сознание определяет быте.

Классическая форма идеализма есть философия Платона. Особенность идеализма Платона, сводится к религиозно-мифологическими представления

Материализм и идеализм в науке
Классическая форма идеализма есть
философия Платона.
Особенность идеализма Платона,
сводится к религиозномифологическими представлениями.
В эпоху кризиса античного общества,
развивается неоплатонизм,
сросшийся не только с мифологией,
но и с крайним мистицизмом. Эта
особенность идеализма выражена в
эпоху средневековья, когда
философия полностью подчиняется
теологии.
Платон

Материализм и идеализм в науке

Августин Блаженный
Фома Аквинский

Рене Декарт Иммануил Кант Дэвид Юм Джордж Беркли

Материализм и идеализм в науке
Рене Декарт
Иммануил Кант
Дэвид Юм
Джордж Беркли

Материализм и идеализм в науке

Материализм и идеализм в науке
Используемые источники:
1. С.А. Лебедев Философия науки: Словарь основных терминов / М.:
Академический Проект, 2004. - 320 с.
2. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев Краткий философский словарь / М.: ТК
Велби, Из-во Проспект, 2004. - 496 С.
3. Г. Скирбекк, Н. Гилье История Философии / Перевод с англ. С.Б.
Крымского. - М.: ВАЛДОС, 2003. - 800 С.
4. Е.В. Ушаков Введение в философию и методологию науки. / М. :
Кнорус, 2008. - 592 С.
5. Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм. /
Изд. 2-е. Ред. Коллегия: А.Д. Макаров и д.р. М., 1971 . 335 С.

Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом,а идеальное вторичным Материализм признает существование единственной субстанции материи; все сущности образованы материей, а явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей..










Суть древнего материализма Признание материальности мира, его существования независимо от сознания людей Поиск в общего первоначала всего существующего и происходящего Создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу Влияние мифологической идеологии


Гераклит. 5 доктрин 1. Огонь - первоначальная материальная причина мира. 2. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. 3. Всё есть поток (Теория потока) 4. Тождество противоположностей. 5. Нарушение закона противоречия. н ения людские - детские забавы. Гераклит Эфесский


Учение Гераклита Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Души состоят из огня Души состоят из огня Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Мир есть вечно-живой огонь, Мир есть вечно-живой огонь, Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир.


Демокрит. Анатомический материализм «Атом» неделимая частица вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей Конечность делимости материи Тела это комбинации атомов «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении сладкое, в мнении горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»




Эпикур Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Атомизм Демокрита Атомизм Демокрита Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Не бойся смерти: пока ты жив её нет, когда она придёт, тебя не будет.


Анаксимен Анаксиме провозглашает воздух началом сущего Мир возникает из «беспредельного» воздуха Мир возникает из «беспредельного» воздуха Боги происходят из воздуха Боги происходят из воздуха Душа воздушная, жизнь – дыхание Душа воздушная, жизнь – дыхание Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе «Знания увеличивают незнание».


Анаксагор Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок»


Фалес Милетский Созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент Луна светит отражённым светом Объяснил затмения Солнца создал «математический метод» в изучении движения небесных тел Большой вклад в геометрию Земля плавает в воде Все рождается из воды Космос одушевлен и полон божественных сил Вселенная находится внутри человека - в его умственном творчестве.