Пресвитер иоанн письмо. В поисках христианской шамбалы. Пресвитер Иоанн и Эфиопия

  • Дата: 19.11.2023

Сведения о проповеди апостола Фомы веками вселяли веру в то, что в далекой и таинственной Индии существует большое христианское государство, которым управляет пресвитер Иоанн. Эта легенда дошла и до Руси, где легендарный царь-священник превратился в «царя и попа Ивана».

Первым упоминанием пресвитера Иоанна принято считать запись в «Хронике о двух градах» Оттона Фрейзингенского. Под 1145 годом Оттон рассказывает, что услышал в Риме от епископа Габалы историю о христианском правителе из дальних земель Востока. Во второй половине XII в. легенда о пресвитере Иоанне получает распространение благодаря псевдоэпиграфическому посланию византийскому императору Мануилу Комнину (1143-1180) от Пресвитера Иоанна. Под «Индией», правителем которой считался пресвитер Иоанн, понималась полулегендарная страна, помещавшаяся в разных частях ойкумены, поскольку в средневековой Европе бытовало представление о «трех Индиях»; как правило, царство пресвитера Иоанна отождествлялось с «Великой Индией». В исходном тексте послания пресвитер Иоанн назывался правителем всех трех Индий (в том числе и той, где находится гробница апостола Фомы) и повелителем семидесяти двух царей. Земли пресвитера Иоанна наполнены всевозможными диковинами и населены множеством народов. Когда пресвитер Иоанн идет на войну, то перед ним несут огромные кресты. Каждый год он совершает паломничество на могилу пророка Даниила в Вавилонской пустыне. В течение всего XIII века путешественники, миссионеры и послы из Европы (Иоанн Плано Карпини и Гильом де Рубрук, Марко Поло) пытались найти в Азии потомков пресвитера Иоанна.

Старославянский вариант послания пресвитера Иоанна византийскому императору Мануилу - «Сказание об Индейском царстве» появился на Руси в XIII-XIV веке. «Царь и поп Иван» назван в нем «поборником по православной вере Христовой». В «Сказании» присутствует описание фантастических существ, очевидно, взятых из византийского «Физиолога».

Во время монгольских завоеваний легенда получила новую жизнь. До Европы и Ближнего Востока в первой четверти XIII века доходили слухи о походах Чингисхана. Под их влиянием Яков де Витри прилюдно проповедовал после взятия крестоносцами египетского города Дамиетты в ноябре 1219 года, что Давид, правитель обеих Индий, грядет со своими свирепыми воинами, чтобы помочь христианам уничтожить сарацин. В «Повести о Давиде, христианском царе Татар» рассказывалось о деяниях Давида, сына пресвитера Иоанна (или имя Иоанна просто заменялось на «Давида»). Новости из Святой Земли вызвали в Европе прилив надежд на монголов как силу, способную оказать поддержку крестоносцам. Но разорение Батыем русских княжеств изрядно повредило идеалистическим представлениям о монголах как воинах «царя Давида». За этим последовало опустошение Венгрии Батыем в 1241-1242 годах. Поскольку монголы «дискредитировали» себя в глазах европейцев, легенде о пресвитере Иоанненеобходимо было вновь измениться, чтобы выжить. И очень быстро возник новый ее вариант, согласно которому монголы восстали против пресвитера Иоанна и убили его, после чего и начали творить недостойные деяния.

Не обнаружив царства пресвитера Иоанна в Азии, европейцы с конца XIII века начинают искать его в Африке, где должна была находиться «Третья Индия» (или «Дальняя Индия»).

В 1321-1324 годах миссионер-доминиканец Журдэн де Северак, посещавший Африку и Азию, в сочинении «Описания чудес» уже отождествлял правителя Эфиопии с пресвитером Иоанном. На соотнесение пресвитера Иоанна с царем эфиопов, вероятно, повлияла и апокрифическая традиция. Согласно ей, один из ветхозаветных волхвов (Бальтазар) считался чернокожим правителем Сабы и, таким образом, наследником царицы Савской.

В XV веке Колумб предпринял свое путешествие во многом из-за стремления обнаружить «Великую Индию», где, по легенде, правил пресвитер Иоанн. Тогда же стремление найти царство таинственного пресвитера побуждало португальского инфанта Генриха Мореплавателя поощрять своих подданных на новые географические открытия.

Португальцы проникают в Эфиопию и действительно обнаруживают там христианское государство. Однако оно мало соответствовало той картине сказочных богатств, которую рисовала легенда о пресвитере Иоанне.

Позже, в связи с ухудшением положения Эфиопии из-за успешных завоеваний имама Ахмада аль-Гази эфиопы сами начинают нуждаться в военной помощи со стороны португальцев. Эфиопия постепенно перестает отождествляться с землей пресвитера Иоанна.
К 1530 году относится последняя волна распространения по Европе «посланий пресвитера Иоанна», которые, однако, не нашли особого отклика. Но в европейской картографии царство пресвитера Иоанна приживается на неожиданно долгое время. Вплоть до 17 века нидерландские и португальские картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или империи пресвитера Иоанна», расположенной в Восточной Африке. Отсылки к легенде о пресвитере Иоанне можно найти в самых разных произведениях: от романа Умберто Эко «Баудолино» до песен Бориса Гребенщикова и современных комиксов.

Сведения о проповеди апостола Фомы веками вселяли веру в то, что в далекой и таинственной Индии существует большое христианское государство, которым управляет пресвитер Иоанн. Эта легенда дошла и до Руси, где легендарный царь-священник превратился в «царя и попа Ивана».

Первым упоминанием пресвитера Иоанна принято считать запись в «Хронике о двух градах» Оттона Фрейзингенского. Под 1145 годом Оттон рассказывает, что услышал в Риме от епископа Габалы историю о христианском правителе из дальних земель Востока. Во второй половине XII в. легенда о пресвитере Иоанне получает распространение благодаря псевдоэпиграфическому посланию византийскому императору Мануилу Комнину (1143-1180) от Пресвитера Иоанна. Под «Индией», правителем которой считался пресвитер Иоанн, понималась полулегендарная страна, помещавшаяся в разных частях ойкумены, поскольку в средневековой Европе бытовало представление о «трех Индиях»; как правило, царство пресвитера Иоанна отождествлялось с «Великой Индией». В исходном тексте послания пресвитер Иоанн назывался правителем всех трех Индий (в том числе и той, где находится гробница апостола Фомы) и повелителем семидесяти двух царей. Земли пресвитера Иоанна наполнены всевозможными диковинами и населены множеством народов. Когда пресвитер Иоанн идет на войну, то перед ним несут огромные кресты. Каждый год он совершает паломничество на могилу пророка Даниила в Вавилонской пустыне. В течение всего XIII века путешественники, миссионеры и послы из Европы (Иоанн Плано Карпини и Гильом де Рубрук, Марко Поло) пытались найти в Азии потомков пресвитера Иоанна.

Старославянский вариант послания пресвитера Иоанна византийскому императору Мануилу — «Сказание об Индейском царстве» появился на Руси в XIII-XIV веке. «Царь и поп Иван» назван в нем «поборником по православной вере Христовой». В «Сказании» присутствует описание фантастических существ, очевидно, взятых из византийского «Физиолога».

Во время монгольских завоеваний легенда получила новую жизнь. До Европы и Ближнего Востока в первой четверти XIII века доходили слухи о походах Чингисхана. Под их влиянием Яков де Витри прилюдно проповедовал после взятия крестоносцами египетского города Дамиетты в ноябре 1219 года, что Давид, правитель обеих Индий, грядет со своими свирепыми воинами, чтобы помочь христианам уничтожить сарацин. В «Повести о Давиде, христианском царе Татар» рассказывалось о деяниях Давида, сына пресвитера Иоанна (или имя Иоанна просто заменялось на «Давида»). Новости из Святой Земли вызвали в Европе прилив надежд на монголов как силу, способную оказать поддержку крестоносцам. Но разорение Батыем русских княжеств изрядно повредило идеалистическим представлениям о монголах как воинах «царя Давида». За этим последовало опустошение Венгрии Батыем в 1241-1242 годах. Поскольку монголы «дискредитировали» себя в глазах европейцев, легенде о пресвитере Иоанненеобходимо было вновь измениться, чтобы выжить. И очень быстро возник новый ее вариант, согласно которому монголы восстали против пресвитера Иоанна и убили его, после чего и начали творить недостойные деяния.

Не обнаружив царства пресвитера Иоанна в Азии, европейцы с конца XIII века начинают искать его в Африке, где должна была находиться «Третья Индия» (или «Дальняя Индия»).

В 1321-1324 годах миссионер-доминиканец Журдэн де Северак, посещавший Африку и Азию, в сочинении «Описания чудес» уже отождествлял правителя Эфиопии с пресвитером Иоанном. На соотнесение пресвитера Иоанна с царем эфиопов, вероятно, повлияла и апокрифическая традиция. Согласно ей, один из ветхозаветных волхвов (Бальтазар) считался чернокожим правителем Сабы и, таким образом, наследником царицы Савской.

В XV веке Колумб предпринял свое путешествие во многом из-за стремления обнаружить «Великую Индию», где, по легенде, правил пресвитер Иоанн. Тогда же стремление найти царство таинственного пресвитера побуждало португальского инфанта Генриха Мореплавателя поощрять своих подданных на новые географические открытия.

Португальцы проникают в Эфиопию и действительно обнаруживают там христианское государство. Однако оно мало соответствовало той картине сказочных богатств, которую рисовала легенда о пресвитере Иоанне.

Позже, в связи с ухудшением положения Эфиопии из-за успешных завоеваний имама Ахмада аль-Гази эфиопы сами начинают нуждаться в военной помощи со стороны португальцев. Эфиопия постепенно перестает отождествляться с землей пресвитера Иоанна.
К 1530 году относится последняя волна распространения по Европе «посланий пресвитера Иоанна», которые, однако, не нашли особого отклика. Но в европейской картографии царство пресвитера Иоанна приживается на неожиданно долгое время. Вплоть до 17 века нидерландские и португальские картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или империи пресвитера Иоанна», расположенной в Восточной Африке. Отсылки к легенде о пресвитере Иоанне можно найти в самых разных произведениях: от романа Умберто Эко «Баудолино» до песен Бориса Гребенщикова и современных комиксов.

Пресвитер Иоанн как царь Эфиопии

Пресви́тер Иоа́нн , в русской литературе также царь-поп Ива́н - легендарный правитель могущественного христианского государства в Центральной Азии . Личность, эпоха и местонахождение пресвитера Иоанна и его царства во многочисленных рассказах и свидетельствах на разных языках интерпретируются по-разному, иногда указывая на реальные, а иногда на вымышленные персонажи, причём нередко с фантастическими подробностями.

Возникновение легенды [ | ]

Письмо пресвитера Иоанна [ | ]

С 1165 года в Европе стало распространяться письмо от пресвитера Иоанна - царя Индии императору Византии Мануилу I Комнину . В письме упоминалось, что царство несторианских христиан до сих пор существует. Письмо было переведено на несколько языков, включая иврит . Сохранилось несколько сотен копий письма. Среди рыцарей-крестоносцев во время второго крестового похода было распространено верование, что пресвитер Иоанн окажет поддержку крестоносцам и поможет отвоевать Палестину у мусульман.

Сам Елюй Даши несторианином не был. Воспитание он получил конфуцианское. Мусульманский автор Ибн аль-Асир называет его манихеем . Свои послания к мусульманским правителям гурхан предварял исламской формулой: «Во Имя Бога, милостивого, милосердного ». Достоверно известно, что незадолго до смерти Елюй Даши перед своими полками приносил серого быка и белую лошадь в жертву небу, земле и предкам, а это явно акт древнемонгольской «чёрной веры». Впрочем, возможно, Елюй Даши (подобно Чингисхану и первым Чингизидам) отличался религиозным равнодушием и совершал языческие обряды в угоду части своей армии. Остается невыясненным, почему Елюй Даши в легенде назван Иоанном. Несториан среди кара-киданей было не меньше, чем язычников, а имя Иоанн в несторианских общинах Центральной Азии было очень популярным.

Тем не менее, вопрос о личности пресвитера Иоанна до сих пор остаётся открытым.

Другие теории [ | ]

Разные исследователи помещали Пресвитера Иоанна в разные уголки мира.

Возможным прототипом христианского государства могло быть киданьское царство каракитаев. Другой версией предполагается, что этим государством была Эфиопия , одно из старейших христианских государств Африки.

Пресвитер Иоанн в художественной литературе [ | ]

  • В греческом литературном произведении «Сказание о Индийском царстве» (XII век) царь Иоанн предстает властителем сказочно необъятной и богатой страны, полной всяческими чудесами, а при этом также «ревнителем по православной вере Христовой».

Пресвитер Иоанн собирается вторгнуться будто с соседней планеты и покарать грешников и басурман, избавить от страданий братьев и сестриц, изнывающих под ударами магометан, и злых князей, и бояр. Подобного весёлого и радостного Царя и Короля Смеха ждут простые (и не простые люди) во все времена.

Король оспы
Мы не можем начать расследование истории и геософии далёкого Царства Пресвитера Иоанна без понимания, что такое Царство для людей вообще. Его места в головах людей и в мифологии наших народов.

Для примера возьмём родную Русь.

Русский мир, его общество живут самодостаточной жизнью, как и любое другое человеческое общество. В идеале социум старается не соприкасаться ни с какой иной-прочей частью мира, словно корабль, плывущий в океане.

Россия существует в своей посконной «земляной» сфере Русской Равнины. Есть у неё своя «красная» элита, потомки древних благородных родов. Но, время от времени, Равнине приходится сталкиваться с Иным. Чем-то отдельным - с другими этносами, культурами, технологиями. Как сталкиваться, что ей делать – наша Равнина не знает. Поэтому Равнина берёт сыворотку из Иного, чужого мира, из возможного источника болезни, из субстанции угрозы, так как делают прививку от оспы.

Оспа это Чужое и Иное, стремящееся уничтожить организм. А прививка от оспы – царская власть, которая приходит на Равнину всегда Извне.

Согласно «дедушке этнографов» Фрэзеру и русским сказкам – появляется молодой царевич из иной земли, из Тридевятого королевства. Он приходит в наше царство и получает по итогам различных подвигов царевну и пол-царства в придачу. «Иной царевич» несёт в себе не только «печать чужого», впереди него играет удивительная мелодия, шелестит свежий бриз С-Той-Стороны.
Согласно структуралисту Рене Жирару «священное», попадая в наш мир, всегда раздваивается, троится. Иное, священное многолико, поэтому «Оттуда» царствовать прибывают братья.

Повелитель Оспы
- Священный царь может ничего не делать. У африканских племён он просто ест-пьёт и совершает аморальные безобразные поступки. То, что никогда не позволит себе ни один обыватель королевства, живущий по чётко отмеренным правилам и законам. Поэтому царь священен, сакральность его связана с Иным, он – «сыворотка Иного» в живом организме страны.

Он может однажды проснуться и приказать всех развесить по деревьям. И все ему угодливо помогают, потому что понимают, что царь это - вулкан, его кратер наполнен лавой! Льву ревущему, царю могучему приносятся жертвы.

Жрец решил. Народ, согласный

С ним, зарезал мать мою:

Лев пустынный, бог прекрасный,

Ждет меня в степном раю.

Мне не страшно, я ли скроюсь

От грозящего врага?

Я надела алый пояс,

Янтари и жемчуга.

Вот в пустыне я и кличу:

«Солнце-зверь, я заждалась,

Приходи терзать добычу

Человеческую, князь!

Дай мне вздрогнуть в тяжких лапах,

Пасть и не подняться вновь,

Дай услышать страшный запах,

Темный, пьяный, как любовь».

Как куренья, пахнут травы,

Как невеста, я тиха,

Надо мною взор кровавый

Золотого жениха.

(Николай Гумилёв «Невеста льва»)

И русская власть всегда приходила извне.

Это Рюрик с «братьями», Чингизиды, потомки прусских князей Балтики – Романовы, а также Владимир Ильич Ленин, приехавший на Русскую Равнину из Швейцарии и буквально вобравший в сумасшедшие революционные годы архетип «красного царя» в себя. Но сложный организм общества и народов, страну населяющих, рассматривает царскую функцию именно, как прививку от Иного. Поначалу варяжские князья, и монголы, и большевики Равнину грабят и реструктурируют, потом мобилизуют её жителей и защищают от Иного.

Субъект инопланетного вторжения

Несторианская былина о Пресвитере Иоанне, о «царе-попе индийском» вполне вписывается, как в русский, так и в любой иной этнический стереотип Сказочного Царства. В золоте и жемчугах Оттуда шумно катят миллионы колесниц.

Мы немного знаем о делах Пресвитера по его «личным письмам» к византийскому императору Мануилу Комнину.

Царство - это вселенская выставка грёз Человечества, таинственный остров, нерождённых ещё детей, Рай на Земле, Зазеркалье.

Есть у меня палата золотая, а в ней - правдивое зеркало; оно – стоит на четырех золотых столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил с юности своей. Вблизи того зеркала есть другое зеркало, стеклянное. Если мыслит кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит бледным, как бы неживым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо его в зеркале сияет как солнце. А во дворце моем сто пятьдесят церквей; одни сотворены богом, а другие человеческими руками.

(Из письма Пресвитера Иоанна)

Точка Энантиодромии (*). Страна-Навыворот. Песенка ребёнка перерастает в львиный рык. Многие желали бы Туда попасть. И некоторые попадают (иначе было бы неинтересно). А кое-кто и дожидается прихода незнакомой Силы Оттуда. Ведь это бесконечный взаимный процесс: мы стремимся Туда, ну а Царь-Оттуда – едет к нам!

(Продолжение следует)

(*) Энантиодромия - предрасположенность любых поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность.

Проповедь о Царстве Пресвитера Иоанна Романа Багдасарова и Павла Зарифуллина в галерее «Триумф» к 100-летию Льва Николаевича Гумилёва

, арабами , индийцами , армянами и всеми европейскими народами, участвовавшими в крестовых походах ; период развития легенды занимает около 400 лет. В русскую древнюю письменность легенда проникла под именем «Сказания об Индейском царстве» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что в основании слуха лежал действительный факт успеха несторианского христианства среди племён Средней Азии, записанный у Абу-ль-Фараджа ; легендарный же элемент сказания о царстве, полном всех благ мира, и о царе-священнике, идущем на защиту христиан от неверных, создался благодаря угнетению восточных христиан турками и сарацинами . Первое известие о пресвитере Иоанне находится в летописи Оттона Фрейзингского от 1145 года , откуда оно переходит в другие хроники. Изначально считалось, что государство пресвитера Иоанна находится в Индии , чему способствовали легенда о путешествии туда апостола Фомы , и слухи о существовании в Индии христианских общин (см. Малабарская православная церковь и Сиро-яковитская православная церковь). Таким образом, пресвитер Иоанн считался наследником апостола Фомы на Востоке .

Письмо пресвитера Иоанна

Сам Елюй Даши несторианином не был. Воспитание он получил конфуцианское. Мусульманский автор Ибн аль-Асир называет его манихеем . Свои послания к мусульманским правителям гурхан предварял исламской формулой: «Во Имя Бога, милостивого, милосердного ». Достоверно известно, что незадолго до смерти Елюй Даши перед своими полками приносил серого быка и белую лошадь в жертву небу, земле и предкам, а это явно акт древнемонгольской «чёрной веры». Впрочем, возможно, Елюй Даши (подобно Чингисхану и первым Чингизидам) отличался религиозным равнодушием и совершал языческие обряды в угоду части своей армии. Остается невыясненным, почему Елюй Даши в легенде назван Иоанном. Несториан среди кара-киданей было не меньше, чем язычников, а имя Иоанн в несторианских общинах Центральной Азии было очень популярным.

Тем не менее, вопрос о личности пресвитера Иоанна до сих пор остаётся открытым.

Другие теории

Разные исследователи помещали Пресвитера Иоанна в разные уголки мира.

  • Herbelot считает Ван-ханом, вождём кераитов ,
  • Жербильон - одним из тибетских царей,
  • Фишер - несторианским католикосом .
  • Густав Опперт и Царике отожествили его с Елюй Даши , правителем Западного Ляо ,
  • Брун - с грузином Иване, жившим при Димитрии I, из династии Багратионов.

Возможным прототипом христианского государства могло быть киданьское царство каракитаев. Другой версией предполагается, что этим государством была Эфиопия , одно из старейших христианских государств Африки.

Пресвитер Иоанн в художественной литературе

  • В греческом литературном произведении «Сказание о Индийском царстве» (XII век) царь Иоанн предстает властителем сказочно необъятной и богатой страны, полной всяческими чудесами, а при этом также «поборником по православной вере Христовой».
  • У Вольфрама фон Эшенбаха имя пресвитера Иоанна упоминается в самом конце поэмы «Парцифаль». Там сказано, что пресвитер Иоанн был сыном Фейрефица, сводного брата Парцифаля, и что от него пошли все христианские короли на Востоке.
  • Альбрехт фон Шарфенберг (XIII век) посвятил свою поэму «Новый Титурель» царю Иоанну и роли Грааля в Индии.
  • В поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» описывается держава христианского царя Сенапа, расположенная в Африке . Прообразом царства Сенапа послужили легенды о пресвитере Иоанне, помещавшие его владения в Эфиопии.
  • В «Гаргантюа и Пантагрюэле » Франсуа Рабле в книге «Пантагрюэль, король Дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» о пресвитере Иоанне говорится как о царе Индийском, на дочери которого будто бы женился Панург .
  • Мишель де Монтень в 48 главе I книги «Опытов» пишет о пресвитере Иоанне как о государе абиссинцев.
  • Сервантес в предисловии к Дон Кихоту упоминает пресвитера Иоанна Индийского (Preste Juan de las Indias) в связи с преданием, согласно которому тот был «отменным стихотворцем».
  • Мифическое государство пресвитера Иоанна упоминается в историко-философском романе Умберто Эко «Баудолино ».
  • Отсылкой к Иоанну Пресвитеру является король Престер Джон из эпопеи Тэда Уильямса «Память, Скорбь и Терн ».
  • Мифическое государство пресвитера Иоанна и он сам являются в романе Кристофера Сташефа «Маг-Крестоносец» (седьмая книга серии «Маг» о приключениях Мэтью Ментрелла).
  • Один из романов известного британского автора Джона Бакана (John Buchan) называется «Пресвитер Иоанн» (Prester John).
  • Царство Пресвитера Иоанна упоминается в начале романа Артура Конан Дойля «Белый отряд » аббатом Бергхершем, перечислявшим главному герою романа Аллейну Эдриксону страны, лежащие далеко на востоке за землями московитов, Иерусалимом и Святой землей.
  • Престера Джона упоминает Борис Гребенщиков в песне «Господу видней», альбом «Лошадь белая» 2008 г. («Можно выйти одному в поле И знать, что ты вооружен Можно идти по пути, В конце которого стоит Престер Джон» ).

Примечания

Библиография

  • «Послания из вымышленного царства» (СПб., );
  • Pauthier , «Les pays de Tenduk et descendants du prètre Joan»;
  • Gr. Oppert , «Der Presbyter Johannes» in Sage und Geschichte" (Б., );
  • Zarncke , «Der Priester Johannes» (Лпц., 1876);
  • Брун , «Странствования царя - пресвитера Иоанна» («Записки Новоросс. унив.», т. V); «Путешествие генуэзцев вокруг Африки в царство попа Ивана» («Вест. И. Р. Геогр. Общ.», , кн. 5);
  • Баталин Н.Н. «Сказание об Индейском царстве» // «Филологические записки », Воронеж, .
  • В. Бартольд , «О христианстве в Туркестане в домонгольский период» («Зап. Вост. Отд. И. Р. Археолог. Общ.», т. VIII вып. 1-й).
  • (англ.)
  • (англ.)
  • The Letter of Prester John in modern English (abridged) (англ.)

См. также

  • Неподтверждённые или вымышленные иудейские государства

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Легенды
  • Христианство
  • Вымышленные государства
  • Вымышленные правители
  • Христианство в Средней Азии

Wikimedia Foundation . 2010 .