Преподобный Давид Гареджийский. Xpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево. Преподобный давид серпуховской В чем помогает чудотворный образ

  • Дата: 19.11.2023

(† 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской. Основатель Давидовой в честь Вознесения Господня муж. пуст. О святом повествуют предания, зафиксированные в лит-ре начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении Д.- о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же кн. Даниилом Ивановичем Вяземским (Токмаков . С. 6-7). По преданию, Д. в молодых годах поступил в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где принял монашеский постриг от прп. Пафнутия Боровского († 1477). При постриге подвижник был назван в честь прп. Давида Солунского. Спустя нек-рое время Д. с 2 монахами и 2 мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впосл. эта икона находилась в келье святого).

Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57), 31 мая 1515 г. преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского (кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. (Зимин А . А . Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети ХVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507). На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

Об иноческих трудах Д. известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий († 9 сент. 1515) посетил Давидову пуст. на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в совр. росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба Д. и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском мон-ре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

В монастырском синодике 1602 г. кончина Д. отнесена к 19 сент. 1529. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что «преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день» (Барсуков . Источники агиографии. Стб. 144). Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь к-рого Д. принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти Д. маловероятен. По др. сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической лит-ре XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина) , М. В. Толстого , Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 окт. 1520. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно.

Д. был погребен на территории пустыни, впосл. над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение», о к-рой в монастырской описи XVII в. говорится: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный» (Холмогоров В ., Холмогоров Н . Ист. мат-лы о церквах и селах XVII-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7. С. 140-141). В 30-х гг. XVIII в. над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под к-рой в 1740 г. устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1867-1870 гг. на месте разобранной колокольни со Знаменской ц. был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному (Прп. Давид Серпуховский. С. 6, 8; Токмаков . С. 4-5).

23 мая 1997 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей Д. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти Д. в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 окт., 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день тезоименитства Д. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому было установлено в 2001 г.

Служба и акафист Д. были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пуст. архим. Германом (Хапугиным; настоятель в 1995-2005). Служба начинается с малой вечерни, в конце к-рой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей Д. Канон службы имеет акростих: «Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман». В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого. Д. посвящен храм на подворье Давидовой пуст. в с. Талеж, построенный в 1997 г.

Ист.: Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003.

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 1; СИСПРЦ. С. 72; Строев . Списки иерархов. Стб. 235; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 143, 144; Описание о российских святых. С. 230; Леонид (Кавелин) . Св. Русь. С. 152-153; Зверинский . Т. 2. С. 121; Токмаков И . Ф . Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Голубинский . Канонизация святых. С. 321; Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003р; Ефремов А . Обитель прп. Давида // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 42-44; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042.

Архим. Макарий (Веретенников)

Иконография

Известно, что существовали иконописные изображения Д. По описи 1745 г., в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» над местом погребения святого - «образа Вознесения Господня и преп. Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» (Виноградов . С. 36). Однако не уточняется, был ли это образ Д. или его тезоименитого святого - прп. Давида Солунского. В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. Д. упомянут под 18 окт. без описания внешнего облика (РНБ. Погод. 1931. Л. 50).

Поясной образ святого был включен в программу росписи 70-х г. XIX зап. части храма Христа Спасителя, возле композиции «Сретение Владимирской иконы Божией Матери». В группе подвижников XVI в. он представлен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-е гг. XX в.).

В часовне Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста (принадлежала Давидовой пуст.) находилось печатное изображение Д. (сер. XIX в.). Одна из литографий с фигурой преподобного в виде старца с округлой бородой средней длины, в мантии, епитрахили и куколе (левая рука на груди), на фоне монастырских построек опубликована в 1892 г. (см. илл. в кн.: Токмаков . Между с. 2 и 3). Основой для многочисленных икон и росписей кон. XX - нач. XXI в. стал иконописный образ Д., воспроизведенный в 1915 г. (Виноградов . С. 10). Святой, сухощавый, немного смуглый, с седой, острой на конце бородой, представлен в рост, фронтально, облачен в рясу, мантию и схиму с куколем на голове, в правой руке - игуменский посох, в левой - свиток.

В кон. XX - нач. XXI в. для Давидовой пуст. написаны иконы Д. разных изводов - ростовые и поясные изображения преподобного в виде старца с длинной седой бородой, в монашеском одеянии и в куколе, с благословляющей десницей и посохом (у раки - под образом Вознесения Господня, 1998), или с посохом и свитком (мозаика на зап. стене Вознесенского собора с внешней стороны, 2002-2003). Иконы выполнены как в канонической древнерус. стилистике, так и в традициях академической живописи и поздней иконописи. На иконе 2003 г. из местного ряда иконостаса собора Всемилостивого Спаса святой изображен фронтально в рост на фоне обители (на свитке текст: «Братия моя, всех молю имейте страх Божий и чистоту душевную»), на неск. иконах 1999 г. (ризница мон-ря, частное собрание) Д. представлен с непокрытой головой, в молении Богородице (тип «Знамение») в облачном сегменте, с панорамным видом обители в нач. XX в., на полях - преподобные Герман Аляскинский и Пафнутий Боровский. На крышке раки Д. находится его образ в схиме, с закрытыми глазами и сложенными на груди руками (1999).

На зап. стене трапезного храма Всех святых Давидовой пуст. в росписях 2003 г. изображены: Д. на коленях молится накануне основания обители пред иконой Божией Матери «Знамение» (висит на стволе дерева, за спиной Д.- 2 монаха и 2 «простых мужа»); посещение Давидовой пуст. прп. Иосифом Волоцким и беседа с Д. (во время трапезы прп. Иосиф благословляет и поучает братию). Икона Д. с 16 клеймами жития, написанная в 2001 г. для иконостаса Вознесенского собора, содержит традиц. порядок клейм от рождества святого до посмертных чудес и обретения св. мощей.

Лит.: Токмаков И . Ф . Историко-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892. Ил.; Виноградов Н . П ., диак . Вознесенская второкл. общежит. Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 10, 11, 36; Мостовский М . С . Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 2. С. 91-92; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042. С. 2, 7-8, 24, 32-33.

И. А. Волков

Пре-по-доб-ный Да-вид Га-реджий-ский при-шел по по-ве-ле-нию Бо-жи-ей Ма-те-ри в Гру-зию из Си-рии в се-ре-дине VI ве-ка вме-сте с пре-по-доб-ным в чис-ле его 12 уче-ни-ков.

В пер-вое вре-мя свя-тые от-цы по-се-ли-лись на го-ре Зе-да-зе-ни, неда-ле-ко от Мц-хе-ты. Через 3 го-да пре-по-доб-ный Иоанн разо-слал сво-их спо-движ-ни-ков в раз-ные кон-цы Гру-зии. Пре-по-доб-ный Да-вид со сво-им уче-ни-ком Лу-ки-а-ном по-се-лил-ся в окрест-но-стях Тби-ли-си на го-ре Мта-Цмин-да («Свя-тая Го-ра»).

На-до ска-зать, что са-ма Гру-зия бы-ла кре-ще-на бо-лее чем за 200 лет до это-го свя-той Ни-ной.

Но за всю ис-то-рию Гру-зии она ис-пы-ты-ва-ла силь-ное дав-ле-ние со сто-ро-ны Пер-сии. Бы-ло мно-же-ство на-ше-ствий пер-сов, Гру-зия под-вер-га-лась опу-сто-ше-нию, по-жа-рам. Мно-гое вре-мя на-хо-ди-лась в осад-ной за-ви-си-мо-сти от са-мих пер-сов.

Ес-ли сна-ча-ла пер-сы пы-та-лись хри-сти-ан-ство вы-тра-вить ме-чом, то по-том ста-ли дей-ство-вать весь-ма хит-ро. Они ста-ли всю-ду на-саж-дать маз-де-изм, то, что в про-сто-на-ро-дье у нас на-зы-ва-ет-ся ог-не-по-клон-ством. И тем ре-мес-лен-ни-кам, куп-цам ко-то-рые при-ни-ма-ли маз-де-изм, пер-сы да-ва-ли мно-же-ство все-воз-мож-ных льгот.

До-шло до то-го, что ка-пи-ща ог-не-по-клон-ни-ков ста-ли рас-по-ла-гать-ся пря-мо око-ло вхо-дов в хри-сти-ан-ские хра-мы.

По-то-му при-ход от-цов-си-рий-цев в Гру-зию мож-но на-звать вто-рым кре-ще-ни-ем.

Каж-дый чет-верг пре-по-доб-ный спус-кал-ся в го-род и на-став-лял жи-те-лей в ос-но-вах хри-сти-ан-ской ве-ры. Мно-гие жи-те-ли ста-ли воз-вра-щать-ся в ло-но хри-сти-ан-ской Церк-ви. Есте-ствен-но, жре-цам-ог-не-по-клон-ни-кам это не нра-ви-лось, и жре-цы под-ку-пи-ли од-ну пад-шую де-ви-цу, чтобы она окле-ве-та-ла пре-по-доб-но-го, чтобы она на-зва-ла его ви-нов-ни-ком ее гре-ха.

Бу-дучи вы-зван жи-те-ля-ми на суд, пре-по-доб-ный по-до-шел к этой де-ви-це и, кос-нув-шись по-со-хом ее чре-ва, спро-сил: «Я ли твой отец?» Из утро-бы раз-дал-ся го-лос: «Нет», и был на-зван ис-тин-ный ви-нов-ник ее па-де-ния. И по-сле это-го на гла-зах удив-лен-но-го на-ро-да она ро-ди-ла ка-мень.

В па-мять о та-ком див-ном небес-ном за-ступ-ни-че-стве пре-по-доб-ный ис-про-сил у Гос-по-да на той го-ре це-леб-ный ис-точ-ник, к ко-то-ро-му до сих пор при-бе-га-ют гру-зин-ки в сво-их жен-ских немо-щах.

По-сле это-го пре-по-доб-ный Да-вид вме-сте с Лу-ки-а-ном по-ки-ну-ли окрест-но-сти Тби-ли-си и уда-ли-лись на юго-во-сток в пу-стын-ную мест-ность Га-реджи. Здесь по-движ-ни-ки ис-ко-па-ли се-бе в го-ре ке-лии и по-се-ли-лись в них. Поз-же око-ло них ста-ли се-лить-ся и дру-гие пу-стын-но-жи-те-ли и об-ра-зо-ва-лась зна-ме-ни-тая .

Неза-дол-го до сво-ей кон-чи-ны пре-по-доб-ный Да-вид от-пра-вил-ся для по-кло-не-ния на Свя-тую Зем-лю. И вот, взой-дя на го-ру, с ко-то-рой уже от-кры-вал-ся вид на Свя-той Град, пре-по-доб-ный ска-зал сво-им спут-ни-кам, что он не до-сто-ин сво-и-ми но-га-ми топ-тать те ме-ста, где сту-па-ла но-га Спа-си-те-ля.

Он по-про-сил по-мо-лить-ся за него у Гро-ба Гос-под-ня, а сам с мо-лит-вой взял с зем-ли три кам-ня, по-ло-жил их в ко-том-ку и по-вер-нул об-рат-но. В это вре-мя иеру-са-лим-ско-му Пат-ри-ар-ху явил-ся Ан-гел, ко-то-рый ска-зал, что воз-люб-лен-ный Бо-жий Да-вид за-брал всю бла-го-дать Гро-ба Гос-под-ня, и ве-лел сна-ря-дить ско-ро-хо-да, ко-то-рый за-брал бы у Пре-по-доб-но-го два кам-ня.

Тре-тий же ка-мень пре-по-доб-ный при-нес в свою лав-ру, и он со-хра-нил-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни. Сей-час он хра-нит-ся в со-кро-вищ-ни-це но-во-го Тро-иц-ко-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Тби-ли-си.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Да-вид, при-ча-стив-шись Свя-тых Да-ров, 7/20 мая 604 го-да в чет-верг по Воз-не-се-нии. По-это-му па-мять его и со-вер-ша-ет-ся в этот день, а 7/20 мая со-вер-ша-ет-ся па-мять всех 13-ти от-цов-си-рий-цев.

Молитвы

Тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Дави́де о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Давид, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

По́двигов по́том срастворе́ннаго пото́ками сле́з, ны́не в моле́нии предстои́ши Го́сподеви на́шему, я́ко слеза́ми се́ял и ра́достию пожина́еши плоды́, в пусты́не возрожденные. О, Дави́де, сия́ние ми́ра и предста́телю ду́ш на́ших.

Перевод: Потом подвигов, растворенным с потоками слез, сейчас в молении ты предстоишь Господу нашему, так как слезами сеял и с радостью пожинаешь плоды (), возрожденные в пустыне. О Давид, свет миру и заступник душ наших.

Кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От сири́йских исто́чников возше́л еси́, звездо́ пресве́тлая, и пусты́ню Гареджийскую сия́нием Ду́ха озари́л еси́; я́ко прише́ствием свои́м и́ноческий рай соде́лал еси́, произрасти́в в пусты́не слове́сный вертогра́д. Сего́ ра́ди не оставля́й храни́ти его́, Дави́де возлю́бленный.

Перевод: От сирийских источников ты взошел, преяркая звезда, и пустыню Гареджийскую озарил ты сиянием Духа, так как приходом своим ты создал монашеский рай, вырастив в пустыне духовный сад. Потому не переставай сохранять его, Давид возлюбленный.

Ин кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От Междуре́чия взоше́л еси́, звездо́ всесве́тлая, и преше́л в пусты́ню Гареджи, и отону́ду явле́нием твои́м, я́ко ра́й, от насажде́ний святы́х прозяба́ют насажде́ния слове́сныя, о ни́хже не преста́й моли́теся, Дави́де блаже́нне.

Перевод: От Междуречья ты взошел, преяркая звезда, и пришел в пустыню Гареджи, откуда, благодаря явлению твоему, как в раю, от святых насаждений произрастают духовные насаждения, о них же не переставай молиться, Давид .

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесве́тле, богохва́льне а́вва Дави́де, свя́тче Бо́жий! Ты си́лою блага́го Законоположи́теля яви́лся еси́ нам, ко́знями лука́ваго свя́занным и обурева́емым, я́ко наста́вник в покая́нии и помо́щник в моли́тве. Того́ ра́ди дано́ тебе́ мно́го даро́в благода́ти и чудотворе́ния, разреше́ния грехо́в на́ших и прегреше́ний оставле́ние, боле́зней исцеле́ние и диа́вольских наве́тов отгна́ние. Те́мже твое́ю оте́ческою ми́лостию в богоца́рственном разуме́нии, многотру́дными моли́твами и моле́ньми твои́ми, наипа́че же непреста́нным твои́м заступле́нием о нас, да возста́вит Госпо́дь Бог ны, во грех впа́дшия, си́лою Свое́ю непобеди́мою на вся́каго ви́димаго и неви́димаго врага́, да́бы благодаря́ще соверша́я святу́ю па́мять твою́, жела́нием возжела́ли мы покланя́тися Преве́чному Бо́гу в Тро́ице Еди́ному, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И в Соборе Московских святых

В миру Даниил, родился в начале 1450-х годов. О святом повествуют предания, зафиксированные в литературе начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках.

Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении преподобного - о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же князем Даниилом Ивановичем Вяземским .

В начале 1470-х годов поступил в Пафнутьев-Боровский монастырь , где принял постриг с именем в честь Давида Солунского у основателя обители, преподобного Пафнутия Боровского .

Спустя некоторое время Давид с двумя монахами и двумя мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери "Знамение" с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впоследствии эта икона находилась в келье святого).

Об иноческих трудах преподобного Давида известно очень мало. Считается, что преподобный посадил первые деревья в липовой роще за стеной пустыни. Согласно преданию, незадолго перед кончиной прп. Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) посетил Давидову пустынь на праздник Успения Богоматери. Это событие запечатлено в современной росписи монастырского трапезного храма в честь Всех святых. Возможно, духовная дружба прп. Давида и прп. Иосифа зародилась еще в Боровском монастыре (до ухода из него прп. Иосифа в 1479).

В монастырском синодике 1602 года кончина прп. Давида отнесена к 19 сентября года. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что "преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день" . Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь которого преподобный принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти преподобного маловероятен. По другим сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической литературе XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина), М. В. Толстого, Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 октября года. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно.

Прп. Давид был погребен на территории пустыни, впоследствии над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери "Знамение", о которой в монастырской описи XVII в. говорится: "В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный" . В 1730-х над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под которой в году устроена церковь в честь иконы Божией Матери "Знамение". В 1867-1870 годах на месте разобранной колокольни со Знаменской церковью был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному .

23 мая года по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей прп. Давида. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти преподобного в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 октября, 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день его тезоименитства. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых , празднование которому было установлено в 2001 году.

Служба и акафист прп. Давиду были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пустыни архим. Германом (Хапугиным) . Служба начинается с малой вечерни, в конце которой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей преподобного Давида. Канон службы имеет акростих: "Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман" . В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого.

Преподобному Давиду посвящен храм на подворье Давидовой пустыни в с. Талеж , построенный в 1997 году.

Литература

  • Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003.
  • ИРИ. Т. 4. С. 1;
  • СИСПРЦ. С. 72;
  • Строев. Списки иерархов. Стб. 235;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143, 144;
  • Описание о российских святых. С. 230;
  • Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153;
  • Зверинский. Т. 2. С. 121;
  • Токмаков И. Ф. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 321;
  • Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915;
  • Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003;
  • Ефремов А. Обитель прп. Давида // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 42-44;
  • Вознесенская Давидова пуст.: История и современность / Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2004.

Использованные материалы

  • Архим. Макарий (Веретенников). "Давид Серпуховской" // Православная энциклопедия, т. 13, с. 555-557

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Давиде отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4:

Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес-ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле-довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо-настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре-рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по-стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя-щенным Писанием и житиями святых.

Особое его восхищение вызывали святые столпники Си-меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин-дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по-зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж-ник терпеливо переносил лю-бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч-ной опоры, которую имели свя-тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет-ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз-носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий.

Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав-лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави-ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да-вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова-нии и благодарственных песнопениях.

Прп. Давид непрестанно молился, ни на что не отвлекаясь, и стяжал еще большую благодать и милость у Бога. Однажды ночью воины, которые несли службу на городских стенах, уви-дели, что из окна кельи святого вырывается пламя. Наутро они пришли к нему и с изумлением увидели, что келья не-вредима, а человек Божий жив и здоров. Это чудо повторя-лось часто, и весь город мог свидетельствовать о нем. Один из жителей, Палладий, многократно присутствовавший при удивительном явлении, говорил: «Если Господь дарует Сво-им служителям такую славу, то что же Он уготовал им в буду-щем веке, когда их лица будут сиять подобно солнцу?» И он ушел в Египет, чтобы стать монахом.

Божественная слава, которую преподобный Давид созерцал, да-ровала ему силу изгонять бесов. Он также возвращал зрение слепым и исцелял всякую болезнь, призывая имя Христово, так что весь город почитал его своим Ангелом-Хранителем.

В это время орды славян и аваров, уже заполонившие и разо-рившие почти всю Македонию, угрожали гор. Сирмию, ко-торый был резиденцией префекта Иллирика. Тогда префект написал митрополиту Солунскому Аристиду, прося его отпра-вить с посольством к императору Юстиниану какого-нибудь добродетельного человека, чтобы умолить последнего пере-нести резиденцию префекта в Фессалонику, окруженную не-приступными для варваров стенами. Епископ собрал знатных людей и духовенство, и все они в один голос воскликнули, что только святой отшельник Давид может быть их достойным представителем перед императором. Преподобный, ссылаясь на преклонный возраст, сначала отказался, но затем, вспом-нив о посещении Ангела, подчинился. Он предсказал, что умрет по возвращении, за несколько стадий до своей кельи.

Когда подвижник вышел из кельи, горожане, увидев его, простерлись на земле: волосы и борода покрывали его с голо-вы до пят, а лик, подобный лику праотца Авраама, излучал си-яние славы. Вместе с двумя учениками он отплыл в Констан-тинополь, но когда они прибыли, императора не оказалось во дворце, и святого приняла императрица Феодора. Она про-сила его молиться о спасении империи и города. Когда импе-ратор Юстиниан вернулся и узнал, что при дворе находится некий человек Божий, он собрал сенат, чтобы выслушать его просьбу. Тогда прп. Давид взял голыми руками раскаленные угли, возложил на них фимиам и кадил перед императором и всем сенатом около часа, причем руки его нисколько не бы-ли обожжены . Император был поражен и милостиво принял прошение митрополита, принесенное прп. Давидом. Он согла-сился перенести в Фессалонику резиденцию префекта Иллирика (535) и отправил святого на родину с большими почестями.

Когда корабль приближался к Солунскому маяку, отку-да уже был виден монастырь прп. Давида, святой возвестил ученикам, что настал его час. Обменявшись с ними поцелу-ем мира, он вознес последнюю молитву Господу и предал Ему свою блаженную душу (540). Хотя дул сильный ветер, корабль остановился. Повсюду распространилось благоуха-ние и послышались небесные голоса. Когда видение исчез-ло, корабль снова поплыл. Митрополит и все жители горо-да встретили святого на берегу и, согласно последней волей подвижника, похоронили в монастыре.

Через сто пятьдесят лет игумен обители, желая взять ча-стичку мощей святого, приказал открыть его могилу, но ле-жащий на ней камень разбился на тысячу кусочков. Через тридцать лет следующий игумен сумел поднять гроб и обрел святые мощи прп. Давида нетленными. В 1222 г., во времена латинского владычества, святыня была перенесена в италь-янский гор. Павию и возвращена в Фессалонику в 1978 г. На протяжении столетий от мощей прп. Давида происхо-дят многочисленные чудеса.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря