Поверья на рождество: заговоры и приметы. Когда праздновать рождество 7 января православное рождество является

  • Дата: 21.08.2023

В плоть до начала двадцатого века в России не было принято праздновать Новый год в том виде, в котором мы его отмечаем сейчас. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово - праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя. Русское рождество несколько отличается от европейского своими традициями и датой празднования. Почему же русское рождество празднуют 7 января, а европейское – 25 декабря?

История праздника

В Древнем Риме было принято чествовать бога Сатурна в первый день года. Связано это было с солнечным циклом – самая длинная ночь в году оставалась позади, и день начинал расти. Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю.

С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии. С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям.

Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды».

Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе.

В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря.

Так почему Рождество празднуют 7 января?

Все дело в календаре. В шестнадцатом веке Римский Папа Григорий XIII перевел Рим на более точный календарь. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне.

Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати.

Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях. Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического – 7 января.

Традиции русского рождества

В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния.

Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений. У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей».

С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп. Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди.

Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии. Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т. к. это была вражеская традиция. Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний.

Рождественский стол

С окончанием Великого поста начинался охотничий сезон, и можно было резать домашнюю скотину. Поэтому рождественский стол в России традиционно ломился от мясных блюд. Непременным его атрибутом были домашние колбасы, заливное, бараний бок с кашей, запеченный поросенок, курица или фаршированный гусь. Много готовилось и закрытых пирогов с начинкой из мяса, грабов или капусты. Пеклись блины.

Но это непосредственно на Рождество. В Сочельник же пост еще продолжался, поэтому на столе можно было встретить только диетические блюда. Считалось, что постных блюд должно быть 12 как месяцев в году, чтобы весь следующий год жить в благости.

Непременными атрибутами Сочельника являются взвар и кутья . Взвар – это напиток из сухофруктов. Кутья же – постная каша из зерен пшеницы, меда и мака. Иногда в кутью добавляют орехи или изюм. Но первые три компонента неизменны, поскольку несут символическое значение. Пшеница символизирует жизнь. Мед – благополучие и сытость. Мак – достаток и богатство. Считается, что чем вкуснее кутья, тем удачнее для семьи пройдет год.

Кроме кутьи и взвара меню в канун Рождества могло включать в себя разваренный горох, голубцы, капустняк, постные пироги, блины, постный борщ, жареную или соленую рыбу, вареники с капустой, картошкой, грибами или фруктами и кашу.

Существовали и особые ритуалы в оформлении стола. Так обязательным условием сервировки было постелить под скатерть немного соломы. Это символизировало ясли, в которые Мария уложила божьего сына после рождения. Под столом же нужно было спрятать какую-нибудь железную вещь. Считалось, что прикоснуться к нему обязаны все гости застолья, чтобы год прошел в здоровье.

За столом положено было сидеть четному количеству людей. Если так не получалось, то нужно было поставить на стол еще один прибор.

Подарки

Обменивались подарками раньше прямо за столом. Это было принято делать после того, как все гости отведают основное блюдо.

Дарили на Рождество домашнюю утварь, сладости или мелкие сувениры. Дорогие презенты были неуместны в этот день.

С наступлением Рождества начинаются Святки – период, когда нужно возносить хвалу господу и праздновать рождение Спасителя. Длятся они до Крещения. На Святки принято ходить в гости, гулять и веселиться. В языческие времена это время считалось лучшим для гаданий и предсказаний, но православная церковь не одобряет этих действий.

Не зависимо от того, захотите вы отпраздновать Рождество по всем канонам или нет, мы желаем вам встретить этот праздник в теплом семейном кругу.

«Сайт о растениях» pro-rasteniya.ru Вернуться в раздел ЗАМЕТКИ

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит её принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел её впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал:

Вы действительно стихи пишете?
- Писала, печатали когда-то.
- Ну, хорошо, - сказал он, чтобы кончить это свидание, - прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

Так это вы написали? - воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время - библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.***

В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.***

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?***

Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок…
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.***

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине - приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Л. Бекман с семьей

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года - в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так: «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу - сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» - «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем - «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия «Ёлки» перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898 г.):


И с немецкой студенческой песней начала XIX века «Wir hatten gebauet ein stattliches Haus»:


Тем не менее, о «Ёлке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой ёлкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым - в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Почему мужчины предпочитают блондинок или эволюция идеала женской красоты Светловолосые, длинноногие, стройные — за феноменом привлекательности блондинок обнаруживаются...

  • СОЮЗ ПЕРЕВОДЧИКОВ РОССИИ приглашает преподавателей перевода на семинар по повышению квалификации на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПЕРЕВОДУ В ВУЗЕ» с...
  • На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

    В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

    Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

    Дата Рождества Христова

    Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам - это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

    Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

    Первый Вселенский собор и дата Пасхи

    Самый главный праздник в христианстве - это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

    Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

    Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

    Введение Григорианского календаря

    Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

    С одной стороны, проблема была решена, но с другой - ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

    Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

    Православные традиции

    В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

    В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

    В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

    Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

    Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 000 лет.

    Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

    С Праздником Рождества Христова!

    Прим. ред. - А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: - «Мама, он пишет диссертацию!». - «Лучше бы мусор выносил!»

    Католики, протестанты и некоторые православные общины празднуют Рождество 25 декабря, а православная церковь - 7 января.

    Sputnik Грузия рассказывает, почему католическое Рождество празднуют 25 декабря, а православное - 7 января, почему возникла эта разница в датах и как правильно встречать праздник.

    Рождество Христово

    Евангелие говорит, что Спаситель родился в иудейском городе Вифлеем, куда Дева Мария – мать Иисуса, вместе с мужем Иосифом, прибыла из Назарета для участия в переписи населения.

    В городских гостиницах свободных мест не оказалось и им пришлось остановиться в пещере, где пастухи от непогоды укрывали скот. Именно там и родился Сын Божий. Спеленав Богомладенца, Дева Мария положила Его в ясли - в кормушку для скота.

    На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, означавшая, по восточным пророчествам, время пришествия в мир Мессии - Сына Божьего, которого ждал иудейский народ.

    Первыми Иисусу поклонились пастухи, узнав от ангелов о рождении Спасителя мира, а затем волхвы, прибывшие в Вифлием, следуя за путеводной звездой.

    Древние мудрецы принесли Сыну Божьему в дар золото, ладан и смирну, имевшие глубокий смысл. Золото - как царю в виде дани, ладан - Богу, а смирну - человеку, который должен умереть. Умерших в те времена помазывали смирной.

    История праздника

    Праздник установили с первых веков христианства для прославления явления миру Сына Божьего во плоти. Рождество праздновали вместе с Крещением 6 января – праздник называли Богоявлением.

    Впервые Рождество от Крещения отделили в 337 году. Решение отмечать Рождество, как отдельный праздник 25 декабря, утвердил Папа римский Юлий I. Отцы церкви посчитали, что 25 декабря исторически более соответствует дню рождения Господа и хотели создать противовес языческому торжеству, которое праздновалось народом в это время.

    Из Константинополя традиция встречать Рождество 25 декабря распространилась по всему православному Востоку.

    С тех пор Рождество весь христианский мир встречает 25 декабря. Только Армянская Апостольская церковь по сей день отмечает 6 января, как единый праздник Богоявления.

    Рождество Грузинская, Иерусалимская, Русская, Сербская и Польская православные церкви также встречают 25 декабря, но по старому стилю - 7 января.

    Рождество 7 января отмечают монастыри на Святой горе Афон, некоторые протестанты, католики восточного обряда, придерживающиеся юлианского календаря, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, православные и греко-католики Украины, Македонии, Кыргызстана и Казахстана.

    Разница в датах празднования возникла у православных и католиков после проведения Римско-католической церковью календарной реформы в 1582-м.

    Православная церковь григорианский календарь или новый стиль, не признала и продолжала церковные праздники отмечать по-старому - юлианскому календарю.

    По григорианскому календарю в настоящее время живет большинство стран мира, в том числе и православная Грузия. После введения григорианского календаря, разница между новым и старым стилями в год составляла 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

    Как правильно встречать?

    Католики, чтобы правильно встретить Рождество, проходят определенные ритуалы. Один из них Адвент или период покаяния. Он начинается за четыре недели до праздника.

    Верующие католики, чтобы принять Причастие и правильно встретить Рождество, в это время исповедуются и участвуют в богослужениях.

    Католики на праздник Рождества совершают три церковных богослужения - в полночь, на рассвете и днем. Праздник начинается с восходом первой вечерней зари, возвестившей всему миру о рождения Сына Божьего и продолжается в течение восьми дней (октавы).

    Православному Рождеству предшествует рождественский пост, который длится 40 дней. Те, кто хотят правильно встретить Рождество, не должны пропустить Божественную литургию. По уставу, они должны накануне праздника, 6 января, присутствовать на утреннем богослужении. Затем прийти на Великое повечерие и утреню.

    Во время вечерни и утрени прославляется Христос, родившийся в Вифлееме. Основные богослужебные тексты и песнопения объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают прихожан, как правильно встретить праздник.

    Материал подготовлен на основе открытых источников

    В последнее время часто ведутся споры на счет даты празднования великого церковного праздника . Связано с тем, что после перехода на григорианский календарь, православные христиане стали отмечать его 7 января, а католики так и придерживаются прошлой даты – 25 декабря. Предложение по поводу определения одного дня вносят страны Европы.

    Почему есть две признанных даты, обозначаемых как Рождество Христово, ведь у человека может быть только одно день рождения? Тут нет подвоха, и основная причина связана с переходом на другой календарь, который признали не все. Католики и протестанты продолжают придерживаться старой традиции. Как бы не изменялись даты, в зависимости от используемого стиля, праздник будут отмечать всегда.

    Спорить о правильности выбранной даты – не стоит. Лучше углубиться в историю и разобраться, с чем конкретно это связано. Рассмотреть традиции и изучить приметы, работающие в этот светлый день. Мы мало знаем об этой дате, единственное, что понимают все – праздник семейный, поэтому встречать его надо в кругу родных, и соблюдать еще многие другие правила, о которых я ранее писала .

    Почему католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные 7 января

    Различается не дата празднования, а используемый календарь. Прихожане, отмечающие Рождество по старому стилю – 25 декабря, используют современный григорианский календарь. Другие также вспоминают о Рождении Сына божьего 25 декабря, но по Юлианскому стилю, и начиная с 20 века, дата стала приходиться именно на 7 января.

    Так было не всегда и число снова может поменяться, потому что разница между календарями постепенно растет, так как является изменяемой величиной. Юлианский календарь, разработанный группой астрономов, и используемый Юлием Цезарем включает 365 дней. Отчет начинается с первого января, при этом в високосном году, наступающем каждые 4 года – 366 дней. Но, этот календарь был неточным, потому что за 128 лет, собирается лишний день.

    В 1582 году произошли изменения, и календарь сменили более точным – Григорианским, названным в честь папы Григория. Согласно указу в 1582 году, после 4 октября сразу наступило 15 октября. Отказ от Юлианского календаря сперва затронул католические, а потом протестантские страны.

    В России Григорианский календарь ввели много позже, уже во времена советской власти. Но, из 15 автокефальных церквей по старому стилю существуют 4, а именно: Сербская, русская, Грузинская и Иерусалимская и Афонский монастырь. Оставшиеся 10 церквей работают по новоюлианскому календарю, сохраняющему свою актуальность вплоть до 2800 года.

    После этого ошибка с шагом в сутки, будет увеличиваться, и в 22 веке потомки будут справлять Рождество Христово не 7, а 8 числа, хотя сама дата остается неизменной. По мнению церкви, принявших Григорианский календарь, единственно верное и оправданное решение – оставшиеся 4 церкви и Афонский монастырь переходят на этот стиль.

    Внимание! Какого числа праздновать Рождество Христово – не столь важно, главное, относиться к этому празднику с пониманием, соблюдать его традиции.

    Все о празднике 7 января Рождество Христово

    Рождество – светлый праздник мира и добра, потому отмечают его не напыщенно и с размахом, а довольно скромно, в теплой семейной или дружеской атмосфере. Традиционно в этот день украшали дома и храмы хвойными, сосновыми или еловыми ветвями, сооружали вертеп. Что такое вертеп – тот самый хлев, в котором появился на свет младенец, являющийся Божьим Сыном Иисусом. По всем церквам проходит богослужение.

    До этого дня верующие соблюдали строгий 40-дневный пост для очищения мыслей и избавления от грехов. В этот день прихожане разговляются, готовят праздничный стол. День проводят в кругу семьи, близких и родных родственников. Есть некоторая необозначенная традиция – посещать в Рождество пожилых родителей, бабушек и дедушек. Но, главное – не стол и компания, а чистота и тела, потому каждый верующий в Бога христианин должен посетить храм, произнести молитву.

    Служба в церкви идет весь день 6 января и переходит в вечернюю и ночную, а затем утреннюю. По традиции большой обеденный стол накрывали прямо в церкви, за ним собирались священнослужители после молитв, кормили пожилых и одиноких стариков, бедных.

    7 января Рождество по какому календарю

    Православные церкви: Русская православная церковь, Афонский монастырь, католические и православные общины придерживаются старого, юлианского календаря, потому Рождество Христово для них наступает позже. Праздник справляют 7 января, а за сутки до того кончается многодневный Рождественский пост, наступает Сочельник.

    Правильно ли это? В отличие от стран Европы, в России праздничная Новогодняя ночь приходится на дни строгого поста. Это привносит свои ограничения, но истинно верующие прихожане готовы мириться с этим.

    Приметы и традиции на Рождество

    Приметы и обычаи, применяемые на Рождество Христово, могут различаться в зависимости от региона. Это связано с привычками людей и их общими устоями. Празднику Рождества выделяется особое значение – много примечательного происходит в эти дни. Рассмотрим основные приметы, связанные с погодой:

    • большой снежный покров на земле или сильная вьюга 7 января – к раннему потеплению, листочки на деревьях появятся уже в марте;
    • много звезд на небе в Сочельник – ждать хороший урожай;
    • праздник выпал на новолуние – урожай можно не ждать.

    Есть приметы, связанные с днем недели, на который выпал праздник:

    • понедельник – теплое и урожайное лето;
    • вторник – год благоприятный для заключения брака, жизнь молодоженов будет «медовым месяцем»;
    • среда – хороший год для рыболовов и охотников;
    • четверг – к затяжной зиме;
    • пятница – короткое и холодное лето;
    • суббота – объемный урожай зерновых и бобовых;
    • воскресенье – год будет очень благоприятным во всех сферах.

    Есть традиции и приметы, имеющие связь с праздничным столом:

    1. Главное блюдо – кутья, потому все хозяйки стараются ее правильно и вкусно приготовить. Если яство не получится, она будет тонкой – возможны потери.
    2. На столе должен быть хлеб и Кагор – к достатку и благополучию.
    3. Трапезу начинают после появления на небе первой звезды.
    4. Прежде чем сесть за стол, надо открыть на несколько минут входную дверь – так из дома уйдет все плохое.
    5. За рождественским столом все должны быть сытыми, надо подать все, что приготовлено.

    Внимание! Рождественским утром христиане совершали простой обряд, позволяющий узнать, будет ли грядущий год «здоровым». Для этого утром курочке протягивали горсть зерна и стакан водицы. Если птица сперва поест – год будет благоприятным, решит испить водицы – ждать болезней.

    Еще одна примета – не торопитесь огорчаться, пролив что-либо случайно на стол. Ничего плохого из-за этого не случится, напротив, маленькая оплошность обещает благополучие.

    Где празднуют Рождество Христово

    Отмечают великий религиозный праздник во многих странах, но традиции часто отличаются, причем даже не в пределах страны, а в черте города или в конкретной семье. Единственное, что остается неизменным – праздник семейный, потому даже молодежь отказывается от шумных гуляний в пользу уединенной «вечери» с родственниками.

    Обязательным ритуалом является посещение храма, ведь это духовный праздник. Человек предварительно очищает душу и тело за счет соблюдения строго поста, а затем исповедуется и кается.

    Для христиан это праздник – важнее, чем Новый год, потому все его традиции соблюдаются беспрекословно. Вся семья собирается за праздничным столом в Сочельник – 6 января, дожидается появления первой звезды, пробует кутью.

    Кто отмечает 7 января Рождество

    • Русская;
    • Сербская;
    • Грузинская;
    • Иерусалимская.
    • Россия, Беларусь и Украина;
    • Казахстан, Кыргызстан, Молдова;
    • Албания, Босния и Герцеговина;
    • Македония, Черногория и Сербия.

    Остальные православные страны: Болгария, Румыния и Греция, отмечают Рождество 25 декабря, потому что перешли на новый стиль.

    Внимание! В Молдавии много прихожан Румынской Православной Церкви, потому 25 декабря считается праздничным (выходным) днем. Это правило распространяется и на Беларусь – там, выходные дни в честь Рождества – 25.12 и 7.01 ежегодно.

    Почему Рождество отмечают 25 декабря и 7 января

    Папа Григорий XIIIутвердил григорианский календарь в 1582 году. Он стал достойной заменой юлианскому, который недостаточно точно давал поправку на високосные года из-за чего копилось отставание во времени. Постепенно его приняли многие европейские страны, и календарь стал окончательно верным в 20 веке.

    Российская империя пришла к революции в 1917 году со старым календарем, но имеющаяся власть откорректировала это – 26 января 1918 годы был утвержден, так называемый, «новый стиль».

    Не признала такого перехода Русская православная церковь и сохранила «старый стиль». Начиная с 1923 года Рождество стали отмечать дважды в разных странах: католики 24-25 января, а православные – 6-7 января.

    Что можно и что нельзя на Рождество Христово

    Рождество – религиозный праздник, потому в этот день принято обращаться с молитвой к Богу. Просить его о милости, снисхождении и благосклонности. По возможности прихожане могут посетить службу, зажечь свечу и прочесть молитву за здравие близких. По возвращению со службы, свечу стоит зажечь дома и установить у иконы. За стол лучше садиться после молитвы.

    Церковь никогда не налагала запретов на труд, вопреки всеобщему мнению, особенно если шитье, вязание и вышивка является не хобби, а полноценной работой. Есть еще один спорный запрет. Можно слышать, что церковь разрешает гадать 1, 14 и 19 января, но это – не правильно. Смотреть будущее без веления – не позволительно.

    Внимание! Основное число запретов – не более чем вымысел и церковь их существование опровергает.

    Не запрещены в это время походы по магазинам. Считается, что крупные или приятные покупки, сделанные на Рождество, не только поднимают настроение, но и помогают улучшить благосостояние семьи. Не стоит отказывать в милостыне, но подавать ее надо только людям, вызывающим доверие.

    Главные запреты на Рождество, связанные с приметами:

    1. Нельзя давать деньги в долг – весь год пройдет в денежных заботах.
    2. Ругань и скандалы – недопустимы в любой религиозный праздник. Ссоры, особенно между близкими родственниками отнимают у их предков шанс на спасение души.
    3. Гадания – это языческий обряд, запрещенный церковью. Не стоит омрачать им святой день.

    Интересен еще один запрет, не имеющий четкого обоснования и объяснения. Согласно ему, нельзя пить чистую воду на Рождество, лучше, если это будет напиток: сок, узвар, чай. По одной из версий, человек, испившей воды, весь год проведет в нужде и болезнях.

    Традиции празднования Рождества Христова остаются неизменными, несмотря на то, что праздник отмечается в разных странах в две даты – 25 декабря и 7 января. Связано это с использованием церковью разных календарей – юлианского и григорианского. Русская православная церковь отказалась переходить на новый стиль и не поддержала инициативу, распространяемую католиками и протестантами. Насколько это верно – судить сложно.

    Так когда же правильно отмечать Рождество? 25 декабря? 7 января? 19 декабря?.. А, может быть, 20 мая или 25 марта? Когда родился Иисус Христос?

    Отрадно, что теперь уже телеведущие не говорят о "католическом" или "православном" Рождестве, но "сегодня (25 декабря) католики отмечают Рождество Христово", а "для православных христиан Рождество наступит 7 января". Потому что это один и тот же день, только по разным календарям: григорианскому, новому, - по нему живет весь Западный и наш "светский" мир, и юлианскому, более древнему, по которому живет Русская и некоторые другие поместные Православные церкви (это то, что в календарях обозначается "по ст. стилю"; разница с новым - 13 дней).

    Когда же точно родился Спаситель, и в древности не было известно. В Древней Церкви дням рождения вообще не придавали особого значения: у мучеников праздновалисьдни их мученического рождения - в вечность (natalitiae), т.е. смерти; поэтому церковный календарный год и в первые века, и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, исключая Спасителя, Богоматерь и Иоанна Крестителя, да и те стали отмечаетсясравнительно поздно. Самыми первыми праздниками в честь Господа были Пасха и воскресный день. Потом возник праздник Богоявления (Крещения) (в III в.). И только к к. IV в. в отдельных областях начинает праздноваться Рождество Христово.

    Что же касается даты рождения Господа Иисуса Христа, то крупнейший исследователь церковных праздников М. Скабалланович прямо об этом пишет: "Когда праздник Рождества Христова был приурочен к 25 декабря, тогда этот день стали считать днем и самого события. До этого же вопрос о дне рождения Спасителя был спорным". Св. Климент Александрийский приводит 3 древних мнения на сей счет: одни приурочивали рождество к 25 дню египетского месяца пахона (=20 мая), другие - к 15 или 11 дню месяца туби (=10 или 6 января), третьи - к 28 марта. А надпись на статуе св. Ипполита Римского гласит, что Рождество Христово было 25 марта. В комментарии самого св. Ипполита на книгу прор. Даниила есть такие слова: "первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г...". И только в IV и V вв. Стали решительно защищать дату 25 декабря. Так, для свт. Иоанна Златоуста (Беседа на Рождество Христово; относится к первому празднованию его в Антиохии в 386 или 388 г.) правомерность праздника 25 декабря подтверждается, во-первых, хранящимися в Риме документами о переписи при Августе (о которых нам, впрочем, ничего не известно), во-вторых, зачатие Спасителя, по евангелисту Луке, (пишет свт. Иоанн) последовало через 6 месяцев после явления архангела Гавриила свящ. Захарии, что должно было быть в месяце тисри (=сентябре) в день принесения им жертвы очищения; т.е. зачатие было в марте, значит, рождение - в декабре. Надо сказать, не все придерживались этого мнения: св. Епифаний Кипрский отстаивал дату 6 января.

    Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января. Почему? А дело в том, что праздник Рождества Христова выделился из Богоявления (Крещения), получившего начало в III в. и широко распространившегося в IV-V вв. Для древних христиан событие крещения было важнее Его фактического рождения - ведь и христиане издревле празднуют свои именины, т.е. день крещения и наречения христианским именем, именем святого покровителя, а вовсе не день своего появления на свет. Интересно, что изначально в праздновании Богоявления воспоминались не только события собственно крещения Спасителя и, как мы уже отметили, Его рождения, но и чудо в Кане Галилейской (на Западе), и чудесное насыщение 5000 и даже воскрешение Лазаря; а блж. Августин в 6 словах на Богоявление говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти православного Востока, как отмечает М. Скабалланович, до к. IV в. Богоявление - праздник в честь... Рождества Христова. Из-за такого слишком уж сложного ряда воспоминаний позднее и выделилось в отдельный праздник Рождество Христово. Правда, как считают разные историки, сказались тут и другие причины: отчасти - прекращение эпохи мученичества, что позволило более ценить земную жизнь и ее начало; может быть, хотели противопоставить христианский праздник языческим, в честь декабрьского солнцеворота (знаменитые римские Сатурналии, приходившиеся на 17-23 декабря, за которыми следовал праздник "непобедимого солнца"; кроме того, в Александрии был праздник Кикеллий, были и другие языческие праздники в этот период); есть предположение, что на установление празднования Рождества Христова 25 декабря мог повлиять и иудейский праздник обновления храма в 25 день месяца тейвейс (=декабрь) .

    Раньше всех Рождество стала праздновать Римская Церковь. По одному из свидетельств, это произошло при папе Юлии (337-352 гг. правления). Точно можно сказать только, что произошло это 25 декабря и до 354 г. На Востоке праздник Рождества стал прежде всего известен в Каппадокии при свт. Василии Великом (ум. 379 г.), и можно предположить, что благодаря ему. Его друг, свт. Григорий Богослов (ум. ок. 390 г.) ввел празднование Рождества Христова в Константинополе: первый раз он отслужил праздничную службу 25 декабря 379 г., и это было первым актом восстановления Православия в столице после арианских притеснений императора Валента (правил с 364 по 378 гг.). В Антиохии праздник появляется благодаря свт. Иоанну Златоусту (в 386 или 388 г.). Однако еще долго после отделения Рождества Христова от Богоявления ему присваивается оба имени: так, свт. Григорий Богослов называет Рождество также и Богоявлением.

    Специальный пост, подготавливающий к празднику Рождества появляется на Западе в V в. Рождественский или Филиппов пост устанавливается повсеместно в VI-VIII вв.; первое упоминание о нем на Востоке (и именно с 15 ноября (по ст. стилю)) есть в коптском календаре VIII в.

    Поэтому для Православных Христиан 25 декабря старого стиля, или 7 января Рождество Христово является условной датой.

    Давайте сохраним свои Православные традиции праздновать Рождество Христово 25 дек с.ст / 7 янв н.ст.


    Материалы: М. Скабалланович. Толковый Типикон (М., 2004 г.) или см. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/

    Архим. Иоанн (Маслов). Конспект по литургике для 3-го класса/ гл. Господские праздники. Рождество Христово - http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4900.