Послание апостола павла к тимофею. Первое послание к Тимофею. Смотреть что такое "Первое послание к Тимофею" в других словарях

  • Дата: 18.11.2023

Построение 1 Тим., в существенном, параллельно построению Тит. Послание начинается с обращения, тоже обычного типа, но на этот раз краткого (1:1-2), за которым следует главная часть послания (1:3-6:22 а), формулирующая поручение, возлагаемое Апостолом на Тимофея.

Первый отрывок, 1:3-20, обосновывает то увещание, которое Павел поручает Тимофею. Деятельность Тимофея связана ближайшим образом с Ефесом, где Павел его оставил, отбыв в Македонию (1:3). Сохранилось предание о Тимофее, как епископе Ефесском. Но из дальнейшего будет ясно, что деятельность Тимофея, даже по мысли Павла, не ограничивалась Ефесом. Да и в Ефесе его поручение имело временный характер: до возвращения Павла (ср. 3:14-15; 4:13). Как уже отмечалось, Ефесская Церковь, с первых же лет ее существования, заняла выдающееся место в ряду других христианских Церквей. Это значение Ефеса возрастало с каждым годом, и к концу Апостольского Века Ефесская Церковь была жизненным центром всего христианского мира. Неудивительно поэтому, что в своем попечении об основанных им Церквах, которое он поручал своему любимому ученику Тимофею, Павел, прежде всего, направил его в Ефес.

Положительная цель увещания, возлагаемого Павлом на Тимофея, указана в ст. 5: это - "любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры". О значении веры ап. Павел говорит и дальше (ср. стт. 19-20). Но с особым вниманием он останавливается не на положительной, а на отрицательной стороне увещания. Тимофей должен предостерегать против "басен и родословий бесконечных". Это указание ст. 4 раскрывается в стт. 6-11. Под именем "пустословия" в ст. 6, по всей вероятности, обличается эта же склонность к "басням" и "родословиям", которая была отмечена в ст. 4, и которая может относиться к гностическим системам. У гностиков была своя мифология, и под "родословиями" мы можем разуметь гностическое учение об эманации. Но упоминание закона в стт. 7 и слл. заставляет думать, что и те гностики, с которыми приходилось иметь дело Тимофею, были гностики иудаистического толка. В противовес злоупотреблению законом, которое наблюдалось со стороны лжеучителей, ап. Павел ограничивает сферу "законного" (ср. ст. 8) употребления закона, теми проявлениями греха, против которых он направлен. Закон поставлен для ограждения "здравого учения" (ст. 10 б), и такое его понимание находится в согласии с тем благовестием, которое вверено Павлу. Упомянув о своем благовестии, Павел приносит благодарение Господу Иисусу Христу, призвавшему на служение его, бывшего гонителя (стт. 12-17). В призвании Павла явлено долготерпение Божие в прощении верующих (стт. 15-16). Но в плане 1 Тим. самосвидетельство1:12 и слл. есть подкрепление того учения, которое Апостол влагает в уста Тимофея по долгу служения, вверенного ему. В стт. 19-20 поручение, возлагаемое на Тимофея, подкрепляется еще раз призывом к вере и доброй совести и предостерегающим примером Именея и Александра, потерпевших кораблекрушение в вере.



Гл. 2 содержит распоряжения о молитве. Прежде всего, Апостол хочет, чтобы совершались всякие молитвы - и просительные, и благодарственные - о всех людях, в том числе и в особенности, о носителях власти (стт. 1-7). Он мотивирует это пожелание тем, что в промыслительном плане Божием спасение распространяется на всех людей. Обращение ко Христу носителей власти есть подразумевающаяся цель молитвы. Единый "Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус" (ст. 5), предал Себя за всех (ст. 6). Ап. Павел и поставлен на служение этому благовестию спасения (ст. 7). В ст. 8 он подводит итог сказанному: он хочет, чтобы молитвы - очевидно, те, о которых только что была речь, - возносились на всяком месте, и устанавливает те условия, которым они должны удовлетворять. Речь идет, несомненно, об общественной молитве, и потому "всякое место" выводит нас за пределы одной только Ефесской Церкви. Поскольку распоряжение об общественной молитве "на всяком месте" ал. Павел дает Тимофею, мы приходим к неизбежному заключению, что он не думает ограничивать его служения Ефесом. В том же ст. 8 молитва определяется, как молитва мужей. Это указание должно подчеркнуть, что дальнейшие распоряжения будут касаться женщин (ср. стт. 9-15). В контексте гл. 2 эти распоряжения должны прежде всего относиться к поведению женщин во время общественной молитвы (ср. ст. 9), но они имеют и более общее значение (ср. стт. 10 и слл.). Ап. Павел ставит здесь вновь тот же вопрос, который он ставил по специальному поводу в 1 Кор. 11:3-16 (ср. еще 14:34-35). Он оправдывает подчиненное положение женщины (стт. 11-12), как порядком творения (ст. 13), так и порядком грехопадения (ст. 14): первым сотворен Адам, и первою согрешила Ева. Спасение женщины (ст. 15): Понимание "деторождения" в смысле Боговоплощения, как предлагают некоторые толкователи (усматривая в Пресвятой Богородице Вторую Еву, подобно тому, как Христос есть Второй Адам), вряд ли отвечает мысли ап. Павла. По всей вероятности, он имел в виду подвиг материнства.

В гл. 3 ап. Павел определяет те условия, которым должны удовлетворять поставляемые на священное служение. Мы возвращаемся с большими подробностями к теме Тит. 1:5-9. Но, наряду со служением "епископским" (стт. 1-7), Павел дает указания и касательно служения диаконского (стт. 8-13). Параллельное упоминание епископов и диаконов заставляет нас вспомнить заголовок Филипп. (1:1) и требует, по всей вероятности, тожественного толкования. Мы видели, что и в Тит. 1 ап. Павел употребляет термины "епископ" и "пресвитер", как синонимы. Упоминаемые в ст. 11 "жены" толкуются в русском переводе, как жены диаконов. Это толкование представляется вероятным, поскольку в ст. 12 Апостол возвращается к диаконам. Но без восполнения "их", указание ст. 11 может относиться и к женскому служению в Церкви, о котором будет речь в главе 5. Если упоминаемый в ст. 13 высшая степень надо понимать в смысле высшей степени иерархии, что принимается далеко не всеми толкователями, 1 Тим. 3 заключало бы ясное указание и на лествичное восхождение по ступеням священства. Условия поставления священнослужителей, вообще говоря, совпадают с теми, которые указаны в Тит. 1, но развиты с большими подробностями. И от епископа, и от диакона требуется, чтобы они хорошо управляли своим домом (стт. 4, 12). Для епископа это требование оправдывается тем, что он призван к попечению о Церкви Божией (ст. 5). Епископы не должны быть из новообращенных (ст. 6) и должны иметь доброе свидетельство от внешних (ст. 7). Поставляемые в диаконы должны подвергаться предварительному испытанию (ст. 10), которого мы, однако, не имеем достаточно оснований понимать в смысле формального экзамена.

В гл. 4 Апостол вооружает Тимофея для борьбы с ересями (стт. 1-11). Фактические сведения об этих лжеучениях, предсказанных Духом Святым и вызванных духами-обольстителями, мы почерпаем из стт. 1-5. Отрицание брака и крайнее пищевое воздержание, которому ап. Павел противополагает свое убеждение, что "всякое творение Божие хорошо", показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом (ср. новое предупреждение в ст. 7 против мифов). Этот дуализм приводил, в истории гностицизма, к двоякой практике - к крайнему аскетизму или, наоборот, к крайнему либерализму, предельной распущенности. Из 1 Тим. 4 вытекает, что те гностические течения, о которых ап. Павел осведомляет Тимофея, отличались аскетическим характером. Вооружая Тимофея для борьбы с лжеучениями, Апостол предостерегает его и против преувеличенной оценки аскетизма (ср. ст. 8).

В большом отрывке 5:1-8:2 а, имеющем параллель в Тит. 2, ап. Павел указывает Тимофею, каково должно быть его отношение к разным категориям верующих. После краткого указания об отношениях к лицам старым и молодым, обоего пола (5:1-2), Павел с особым вниманием останавливается на служении вдовиц (стт. 8-16). Из того, что он пишет о вдовицах, можно заключить, что он считал необходимым вести в каждой общине список вдов, которым предоставлялось бы содержание за счет общины. Условия зачисления в этот список и составляют главное содержание отрывка (ср. стт. 9 б -10, а также стт. 8 и 16). Молодым вдовам ап. Павел отказывает в зачислении в этот список и предпочитает, чтобы они вступали в брак (стт. 11-15, ср. стт. 5-7). С другой стороны, и из старых вдов право на общественную помощь имеют только те, которые не получают помощи от своих (стт. 3-4, 8, 16). Из ст. 10 представляется возможным заключить, что вдовы, находившиеся на содержании Церкви, могли быть привлекаемы к несению обязанностей в области общественного призрения. Тем самым, каково бы ни было толкование 3:11, 1 Тим. позволяет говорить о наличности женского служения в Церкви. Стт. 17-20 (ср. еще ст. 22) касаются отношения к пресвитерам. Речь идет о содержании их за счет общины (стт. 17-18), о суде над пресвитерами (ст. 19) и о порядке их обличения (ст. 20). Стт. 6:1-2а- касаются отношения рабов к господам. Особенно подчеркиваются обязанности рабов-христиан к господам-христианам.

Отрывок 6:2 б -21 имеет значение общего заключения послания. Павел подкрепляет последними наставлениями преподанное им учение и утверждает Тимофея в "здравых словах Господа нашего Иисуса Христа" (ст. 3). Особую опасность и "корень всех зол" (ст. 10) Апостол видит в сребролюбии, против которого усиленно предостерегает Тимофея (ср. стт. 5-12). С предостережением против сребролюбия связан и последний призыв увещевать богатых (стт. 17-20). Торжественный завет, который ап. Павел дает Тимофею (стт. 13-16), сохраняет, по мнению многих современных толкователей, отзвук древнего крещального символа (ст. 13). Несомненно, во всяком случае, что этот последний завет имеет резко выраженное эсхатологическое ударение (ср. стт. 14 и слл.). Послание кончается предостережением против "лжеименного знания", увлечение которым грозит уклонением с пути веры (стт. 20-21 а), и обычною подписью с благословением, которое в лучших рукописях ап. Павел преподает не одному Тимофею, а так же точно, как и в Тит., некоей группе, имеющей Тимофея в своей среде (ст. 21 б: "благодать с вами"). После того, что было сказано, эту группу естественно искать, в первую очередь, в Ефесе. Но в руках Тимофея подпись ст. 21 б сообщала посланию значение верительной грамоты. "Лжеименное знание" есть система учения, которая провозглашает себя знанием, но не имеет на то оснований. "Гносис" или "гностицизм" и стали принятыми в науке названиями этих и подобных религиозных систем I и особенно II века нашей эры.

Но предложенный обзор не исчерпывает всего содержания 1 Тим. На протяжении послания наблюдаются личные отступления, которые были оставлены нами без разбора, потому что они до известной степени нарушают связь мысли. Но ап. Павлу они были необходимы, как средство подчеркнуть важность поручения, возлагаемого им на Тимофея. Одно из этих отступлений представляет и очень значительный догматический интерес. В 4:12-16 Апостол напоминает Тимофею о лежащей на нем ответственности. Юность Тимофея есть понятие относительное (ст. 12). Ему было не менее тридцати лет, когда Павел писал к нему свои послания (ср. еще. 2 Тим., 2:22). Но отношение Павла к Тимофею было всегда отношением отца к сыну (ср., например, Филипп. 2:22). В 4:14 Павел говорит о рукоположении, чрез которое Тимофею был сообщен благодатный дар . Из ст. 13 вытекает, что поручение, возложенное на Тимофея, имело временный характер; в 5:21-25 Апостол тоже дает Тимофею указания личного характера (ср., например, ст. 23), но предостережение против поспешного возложения рук (ст. 22) имеет и общецерковное значение и может быть поставлено в связь с распоряжениями стт. 17-20, касающимися пресвитеров. Но особое значение имеет отступление 3:14-16, содержащее догматическое учение большой важности. Церковь Бога Живого, в которой Тимофей призван служить в отсутствие ап. Павла, есть дом Божий, столп и утверждение истины (ст. 15). Представление о Церкви, как о доме, и одновременно, как о столпе, показывает, что ап. Павел в своем стремлении догматически осмыслить тайну Церкви подходил к ней с разных сторон. Мы знаем, что ему было дорого представление о Церкви, как о Теле Христовом. Но надо помнить, что рядом с ним, и в том же Ефес. (ср. 2:19), стоит образ семьи, теснейшим образом связанный с учением о спасении, как усыновлением спасаемых Богу, в котором сотериология ап. Павла достигает своей кульминационной точки. Хранимая в Церкви великая благочестия тайна (ст. 16) есть тайна Боговоплощения, которую ал. Павел выражает трехстишием, может быть, заимствованным из литургического гимна. В каждом его стихе звучит противоположение, которое должно показать космическую полноту спасения во Христе. Мы узнаем учение послания из уз, в частности, Ефес. 4:8-10.

1 Тим., по содержанию и по плану, обнаруживает даже в кратком обзоре большую близость с посланием Титу. Но мы не можем отрешиться от впечатления, что деятельность Тита, по мысли ап. Павла, теснее связана с Критом, чем деятельность Тимофея с Ефесом. Это наблюдение приводит нас к выводу, что поручение, возлагаемое ап. Павлом на Тита, вытекает из нужд Критской Церкви, а поручение, возлагаемое на Тимофея, отражает Павлов идеал пастырства, конечно, не без внимания к особым потребностям данного исторического момента. Существенное совпадение, которое наблюдается между наставлениями обоих посланий, должно быть признано не только естественным, но даже неизбежным, поскольку, в данных исторических условиях, идеальные требования, предъявляемые к пастырю, не могут не отвечать действительным потребностям каждой отдельной Церкви.

Особое значение 1 Тим. и Тит. заключается в том, что они дают нам сведения о иерархическом строе Церкви в первую половину шестидесятых годов. Терминология степеней священства все еще лишена необходимой точности. Но трехстепенная иерархия, несомненно, уже существует. 1 Тим. 3 ясно говорит о существовании диаконов, очевидно, в пашем смысле слова, - существовании, вытекающем и из Филипп.1:1. Термины "епископ" и "пресвитер" употребляются, очевидно, как синонимы, для обозначения второй, по-нашему: пресвитерской, степени священства. Это вытекает из Тит. 1, но с не меньшим основанием и из 1 Тим., и при том не только из сопоставления епископов и диаконов в гл. 3, но и из совпадения характеристики пресвитеров, "достойно начальствующих" и "трудящихся в слове и учении", в 5:17 с тем, что сказано о епископе в гл. 3 (ср. особенно стт. 4-5 и 2 б). Епископами в нашем смысле слова являются в Пастырских посланиях сами Тимофей и Тит. Как продолжатели дела Павла, они не только имеют власть управлять и учить, но им предоставляется и право рукоположения (1 Тим. 5:22, ср. Тит. 1:5 и все распоряжения 1 Тим. 3). В иерархии Пастырских посланий они являются представителями третьей, высшей степени священства, хотя бы с этою степенью и не было связано никакое наименование.

Первое послание к Тимофею.

Тимофей и Тит были ближайшими сподвижниками Павла. Послания к ним интересны именно в этом аспекте.

Тут меньше проповедей, но больше дружеских советов и даже отцовских наставлений.

«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. И не занимались и родословиями безконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание…»

В Ефесе жили Акилла и Присцилла - старые приятели, в которых Павел вряд ли сомневался.

Это семейство сумело перековать такого харизматика, как Аполлос, но с агитацией, которую повели иерусалимские, в одиночку было не совладать. И Павел послал подкрепление - Тимофея.

«От чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие. Желая быть законоучителями, но, не разумея ни того, о чем говорят, ни о того, что утверждают…»

Ну, да, школа Иакова с Иоанном. Закон превыше всего! Закон Моисея, понятное дело.

«Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц».

Вот так. Если вы, ребята, так держитесь за Закон, то всем становится понятно, что вы из себя представляете.

Сюда же попадает и Пётр, на чьей совести были жизни неофитов иерусалимской общины. И который бросил семью.

Противостояние идеологий было острым - Павел сравнивает его с войной.

«Преподаю тебе, сын Тимофей, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ним, как добрый воин…»

Имена противников, с которыми надо воевать, Павел не стесняется называть, ведь Тимофей - его доверенное лицо.

«Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».

Вот и агенты влияния, которые разоблачены Павлом, но ещё не ушли с игровой площадки.

«Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков…»

Кроме тех, разумеется, которые уже «преданы сатане».

«За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную…»

Курс партии остаётся прежним - демонстрация правящему классу своей лояльности.

Как-то не вяжется эта идеология со страшными историями о том, как римские власти преследовали христиан.

Неужели буйные галлы, которым Клавдий даровал гражданство и привилегии, оказались милее императорскому сердцу, чем законопослушные христиане?

И если Нерон устроил гонения на тех же галлов, то христиан он должен был бы приветить.

И уж, в любом случае, Светоний, который нашёл место на страницах жизнеописаний цезарей для рассказа о гонениях на галлов, должен был бы упомянуть о репрессиях против христиан.

Но он почему-то не сделал этого.

Вернёмся к Павлу.

«Итак желаю, чтобы на всяком месте мужи произносили молитвы… Чтобы так же и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою…

Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью… А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии…»

Павел несколько раз возвращался к этому вопросу. Видимо, в этом была необходимость.

Тимофей, кажется, был послан в Ефес не только для пресечения идеологических диверсий, но и для наведения уставного порядка и решения кадровых вопросов.

«Если кто епископствовать желает, доброго дела хочет… Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен… Хорошо управляющий домом своим…»

Одним словом, епископ должен быть примером для подчинённых, образцом, идеалом, к которому надо стремиться всем остальным. Но если таков образец, то каковы были все остальные?

«Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».

Надо полагать, кто-то из новообращённых уже успел проявить себя на этом поприще.

«Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание…»

«Диаконы тоже должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы… И таких надо прежде испытывать, а потом, если беспорочны, допускать до служения…»

Если человек любит выпить, врёт на каждом шагу, избивает коллег, имеет десяток жён и столько же любовниц, приворовывает, берёт взятки (но, каков типчик вырисовывается!), то не бывать ему ни епископом, ни диаконом.

Максимум, что светит такому красавцу - рядовое неофитство в христианской церкви города Ефеса.

Представляете, что за компания там собралась?

«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе… Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием…»

Павел, обосновавшись в Риме, решил совершить поход на Асию и Иерусалим? Похоже на то.

«В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским…

Через лицемерие лжесловесников, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные вкушали с благодарением…

Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением…»

Кто же они - эти лжесловесники? Известно, кто.

«Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа… Негодных же и бабьих басен отвращайся, но упражняй себя в благочестии… Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно… Проповедуй сие и учи…

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных… Доколе не приду, занимайся чтением, учением, наставлением… Вникай в себя; занимайся сим постоянно…»

Павел словно опасается, что Тимофея в Ефесе совратят.

«Старца не укоряй, но увещевай, как отца… Стариц, как матерей… Вдовиц почитай, истинных вдовиц…

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они пусть прежде учатся почитать свою семью…

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного…»

Петру бы это понравилось. Да и самому Иисусу, если на то пошло. Но Иисус для Павла уже стал знаменем, а Пётр не стал.

«Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях день и ночь… А сластолюбивая заживо умерла… Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь, желают вступать в брак…

Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно… Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны…»

Опять женский вопрос. А ведь Павел не просто так об этом пишет. Значит, была причина. Если учесть, что в Ефесе стоял храм Афродиты и культ этой богини был очень силён…

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь… Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях…»

Похоже, Павел решил поискать союзников в противном лагере - подготовить почву для своего возвращения.

«Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели…»

Нет, основная функция Тимофея - полицейский надзор.

«Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах…»

Вот интересный совет.

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов…»

И снова идеология.

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего… Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям, словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения…

Пустые споры между людьми поврежденного ума, которые думают, будто благочестие служит для прибыли… Удаляйся от таких…»

Ефес, город ювелиров. Богатые дары и подношения. Когда упали доходы храма Артемиды, Павла чуть львам не скормили. С тех пор прошло не так много времени - настроения остались.

«Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не сможем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

Это уже почти стоицизм. Поговаривают о переписке Павла с Сенекой. Вряд ли она имела место на самом деле, но, в любом случае, Павел жил, как и проповедовал, а Сенека был консулом, жил в роскоши и постоянно влезал в дворцовые интриги.

А ещё Сенека был воспитателем Нерона, что само по себе о многом говорит.

«Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти… Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры…

Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде… Богатых увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога… Чтобы они благодетельствовали, были щедры и общительны…»

Интересный подход. Деньги - безусловное зло, но без них никуда. И пусть богатые будут «щедры и общительны».

«О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры».

Лжеименное знание. Что это значит? Это значит - христианство, которое таковым не является - по мнению Павла. Речь идёт о внутрипартийной склоке - в этом нет сомнений.

Из книги ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ автора Завет Новый

автора Безобразов Кассиан

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Первое послание к Тимофею Содержание 1:1–20 Павел и Тимофей1:1–2 Приветствие1:3-11 Евангелие и подделки1:12-17 Личный опыт Павла в познании Христа1:18-20 Завещание Тимофею2:1-15 Богослужение и женщины2:1-8 Общая молитва2:9-15 Советы христианкам3:1-13 Требования к церковным

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Первое послание к Тимофею. Тимофей и Тит были ближайшими сподвижниками Павла. Послания к ним интересны именно в этом аспекте.Тут меньше проповедей, но больше дружеских советов и даже отцовских наставлений.«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

§ 18. Первое Послание к Тимофею 1 Тим. имеет много общего с Тит. Это вполне понятно, так как Тимофею предстояло такое же поприще управления Церковью, что и Титу, - только в другом месте, скорее всего, в Ефесе (см. 1 Тим. 1, 3). Более того, между 1 Тим. и Тит. больше общего, чем между

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ АПОСТОЛА ПАВЛА, 4:1-5 IV (1) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, (2) через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, (3) запрещающих вступать в брак [и]

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Первое послание апостола Павла Тимофею Первое послание апостола Павла Тимофею (как и второе) относится к числу тех, которые принято называть Пастырскими по той причине, что в них немало говорится о характере и обязанностях служителей церкви. Давно справедливо замечено,

Из книги Новый Завет автора Религиоведение Автор неизвестен -

Первое послание к Тимофею Глава 1 1 павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего, 2 тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. 3 Якоже умолих тя пребыти во

Из книги НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ автора

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

19. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ Эфес * Именей

Из книги Библия (на цсл. гражданским шрифтом) автора

Первое послание к Тимофею Глава 1 1 павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего,2 тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего.3 Якоже умолих тя пребыти во

Из книги Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета автора Библия

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 1 1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.3

Обычно называют пастырскими посланиями, потому что в них содержатся наставления, актуальные не только для адресатов, но и для всех пастырей Церкви.

История

Точная датировка послания затруднена. Очевидно, что послание было написано после освобождения Павла из первых римских уз, вероятнее всего в - , уже после того, как освободившись от уз, апостол Павел предпринял с Тимофеем поездку на Восток, и оставил Тимофея в Эфесе епископом .

Подлинность послания подтверждена, в частности, древними переводами и упоминаниями у Иринея Лионского , Оригена и других древних писателей.

Основные темы

Из послания видно, что в середине 60-х годов главной проблемой Эфесской церкви было нашествие многочисленных учителей, проповедников самых разнообразных ересей , в основном гностического характера. Главные темы послания - борьба со лжеучителями и увещевания о достойной христианской жизни. Также из послания видно, что в Эфесской церкви уже чётко выделялись саны епископов и диаконов .

  • Приветствие (1:1-2)
  • Увещевания против лжеучений (1:3-11)
  • Свидетельство Павла о своём служении (1:12-20)
  • О вознесении молитв (2:1-8)
  • О женской скромности (2:9-15)
  • О епископах (3:1-7)
  • О диаконах (3:8-13)
  • Церковь и тайна благочестия (3:14-16)
  • Последние времена и лжеучителя (4:1-5)
  • Наставления лично для Тимофея (4:6-16)
  • Наставления Тимофею о разных группах в Церкви (глава 5)
  • Ещё о лжеучителях (6:1-10)
  • Последние увещевания Тимофею (6:11-21)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Первое послание к Тимофею" в других словарях:

    Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Деян.16:1 Отк.1:4 …

    Павел приветствует Тимофея. «Увещевай некоторых, чтобы они не учили иному». «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Павел завещевает Тимофею сохранить веру и противостоять богохульникам … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Кол.1:27 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    По славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено. 1Фес.2:4 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, Деян.9:15 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии; Гал.1:13 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. 1Кор.15:10 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Мат.9:13 Мар.2:17 Лук.5:32 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Но для того я [и] помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Первое послание святого Апостола Павла к Тимофею , П.Ф. Полянский. Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею сравнительно со всеми другими посланиями, имеет особое содержание, а потому и особое значение. В этом послании раскрывается по преимуществу учение…

Послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 1, стихи 15-17.

Апостолы, то есть ученики Иисуса Христа, были людьми разными - и по характеру, и по степени своей образованности. Тем не менее, все они посвятили себя служению Богу и Церкви, но осуществляли проповедническую деятельность в разном ключе. Кто-то из апостолов занимался исключительно устной проповедью учения Христа, а кто-то в дополнение к ней направлял тем или иным христианским общинам послания. Так поступали, например, апостолы Петр, Иаков, Иоанн Богослов. Но наиболее плодовитым писателем из числа учеников Христа стал апостол Павел. После себя он оставил четырнадцать посланий, которые стали частью новозаветного раздела Библии. В своих посланиях, адресованных христианским общинам разных городов, а также частным лицам, Павел разъясняет особенности христианского вероучения и призывает последователей Христа быть достойными своего Божественного Учителя. В своих посланиях апостол Павел проявляет себя как очень искренний и честный человек. Он не пытается скрыть своего прошлого, когда он был не апостолом Христа, а наоборот гонителем учеников Спасителя. Биография Павла являет нам пример кардинального жизненного переворота, который воспринимается ни как иначе, кроме как чудо. О своем обращении в христианство, как о ярком доказательстве участия Бога в жизни каждого человека апостол Павел рассуждает в Первом послании к Тимофею, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.

Сын мой Тимофей, 1.15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. 1.16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. 1.17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Тимофей, которому адресовано прозвучавшее послание, был одним из ближайших учеников апостола Павла. Тимофей сопровождал Павла во время его миссионерских путешествий, а затем стал главой христианской общины Эфеса. Это было не самое простое место служения. В Эфесе середины первого века по Рождестве Христовом был очень силен языческий культ Артемиды Эфесской. Наличие агрессивного языческого окружения подталкивало некоторых эфесских христиан к тому, чтобы делить людей на «своих» и «чужих», относиться к язычникам с некоторой долей враждебности. Направляя послание Тимофею, апостол Павел призывает своего ученика, а через него и всю Церковь Эфеса вспомнить о том, что Христос, как Он Сам об этом постоянно говорил, пришел в наш мир спасти не праведников, а грешников. Одним из тех грешных людей, ради которых Сын Божий умер на Кресте, Павел в послании прямо называет себя. Павел, которого в молодости звали Савлом, до обращения в христианство был одним из самых жестоких гонителей учеников Спасителя. Считая христианство ересью, Савл как убежденный иудей, пытался внести вклад в полное уничтожение Церкви. Однако по дороге в город Дамаск, в котором Савл хотел устроить гонение на христиан, ему явился Сам Спаситель. Пораженный чудом Савл превратился в Павла, ставшим самым усердным проповедником учения Христа. Свое перерождение Павел всегда вспоминал с большим трепетом и приводил в пример тем, кто презрительно относился к иноверцам или грешникам. Апостол прямо утверждал, что Бог видит тайные стороны человеческого сердца и если есть в нем что-то доброе и светлое, то Господь обязательно воззовет к этим добрым качествам. В свое время Христос увидел в гонителе Савле горячего и неудержимого апостола Павла, в мировой истории можно найти множество подобных примеров, когда лютые грешники становились святыми. Необязательно по средством чуда, как это было в случае с Павлом. Довольно часто обращение происходило благодаря жизненному примеру находившихся рядом христиан, которые проявляли любовь и терпение даже к иноверцам и явным грешникам, что подчас становилось основной причиной коренного перелома в их жизни и обращения к Богу.

Первое послание Тимофею было написано апостолом Павлом (1:1).

Дата написания: Послание было написано в 62–66 гг. н.э.

Цель написания: Павел писал Тимофею, чтобы ободрить его в ответственности за наблюдением за деятельностью церкви в Эфесе и, возможно, другими церквями в провинции Азии (1:3). Это письмо закладывает основу для рукоположения старейшин (3:1–7), а также предоставляет руководство для привлечения людей в качестве служителей церкви (3:8–13). По сути, 1 Тимофею является руководством лидерам по церковной организации и управлению.

Ключевые стихи: 1 Тимофею 2:5: «Ведь Бог один, и один посредник между Богом и человечеством – сам Человек, Христос Иисус».

1 Тимофею 2:12: «Я не разрешаю женщине учить или руководить мужчиной. Пусть молчит!»

1 Тимофею 3:1–2: «Верно говорится: если кто стремится к руководству, то желание его похвально. Итак, руководителем церкви должен быть человек безупречной жизни, женатый не больше одного раза, трезвомыслящий, рассудительный, степенный, гостеприимный, способный учить».

1 Тимофею 4:9–10: «Вот верные слова, достойные быть принятыми. Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук, ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он – Спаситель всех людей, особенно верующих».

1 Тимофею 6:12: «Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван! Ведь ты достойно исповедал свою веру перед многочисленными свидетелями».

Краткое резюме: Это первое письмо, написанное Павлом Тимофею, молодому пастору, который помогал Павлу в его работе. Его мать была еврейкой, а отец – греком. Павел был больше, чем просто наставник и лидер для Тимофея – он был ему как отец (1:2). Апостол начинает письмо, призывая Тимофея к осмотрительности относительно лжеучителей и лжеучений. Кроме того, значительная часть письма относится к пасторскому поведению. Павел наставляет Тимофея в богослужении (глава 2) и развитии зрелых лидеров церкви (глава 3). Большая часть письма говорит о поведении пастора, предупреждает о лжеучителях и об ответственности церкви по отношению к своим согрешившим членам, вдовам, старикам и рабам. На протяжении всего письма Павел призывает Тимофея сохранять твердость, настойчивость и оставаться верным своему призванию.

Связи: Интересной ссылкой на Ветхий Завет в 1 Тимофею является цитата Павла в контексте обсуждения оснований для «двойного вознаграждения» церковных старейшин и уважения, когда дело доходило до обвинений в нарушениях (5:17–19). Второзаконие 24:15; 25:4 и Левит 19:13 говорят о необходимости оплачивать работнику заработанное ним и делать это своевременно. Часть закона Моисеева требовала наличие двух или трех свидетелей при выдвижении обвинения против человека (Второзаконие 19:15). Евреи-христиане в церкви, которой руководил Тимофей, было хорошо осведомлены об этих связях с Ветхим Заветом.

Практическое применение: Иисус Христос представлен Павлом в качестве посредника между Богом и человеком (2:5), Спасителем для всех, кто верит в Него. Он – Господь Церкви, и Тимофей служил Ему, заботясь о Его пастве. Таким образом, мы находим основное применение первого послания Павла к его «сыновьям по вере». Павел наставляет Тимофея в вопросах церковных доктрин, церковного руководства и церковной администрации. Мы можем использовать те же указания для руководства нашей местной общиной сегодня. Кроме того, работа и служение пастора, качества старейшин и дьяконов так же важны и соответствуют сегодняшним условиям, как и в дни Тимофея. Первое послание Павла к Тимофею является руководством для лидеров, администраторов и пасторов местных церквей. Инструкции в этом письме относятся к любому действующему или потенциальному руководителю Церкви Христовой и одинаково актуальны сегодня, как и во времена Павла. Для тех, кто не был призван на роли лидеров в своей церкви, книга по-прежнему сохраняет практичность. Каждый последователь Христа должен подвизаться за веру и избегать ложных учений. Каждый последователь должен сохранять твердость и настойчивость.