Подвижная игра божья коровка. Конспект открытой прогулки с детьми средней группы "божья коровка". Дидактическое упражнение «Сверху-снизу»

  • Дата: 31.12.2023

Здравствуйте! Лето самое лучшее время для подвижных игр, ведь большинство из них направлены на координацию и изучение пространства!
Сегодня я хочу начать новую рубрику, в которой буду рассказывать об играх для изучения пространства.
Ориентация в пространстве очень важна как для детей так и для взрослых. Вспомните, как вы учились водить машину. Так и ребенок, приходя в первый класс, осваивает азы ориентирования в учебнике, в тетради, в классе и школе. Чем лучше у него закреплены эти понятия на практике, тем проще ему освоиться в школьной жизни и новых предметах.
Сегодня поиграем в игру “Божья коровка”.

РАЗВИВАЕМ:
С помощью данной игры ребенок научиться ориентироваться в пространстве листа, закрепит понятия «лево-право», «верх-низ», улучшит память.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ:
В центре поля находится божья коровка, которой нужно выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда полетела божья коровка, а ты внимательно следи за ее перемещениями. Как только она вылетит за грани поля, сразу хлопай в ладоши, чтоб ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то пойманную божью коровку сажаем на цветок. Если божьей коровке удастся тебя запутать и вылететь из поля незаметно, то мы выпускаем ее в окно.
Всего у нас будет пять божьих коровок. Каждый раз божья коровка будет начинать свой полет из центра поля. Если в конце игры божьих коровок на окне окажется больше, значит, божья коровка оказалась проворнее тебя. Если божьих коровок окажется больше на цветке, значит соревнование выиграл ты. Начинаем!
Божья коровка полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок) вниз…

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЗРОСЛОМУ:

Старайтесь, чтоб ребенок следил за перемещением божьей коровки только глазами. Если у ребенка это не получается, то пусть ребенок помогает себе пальчиком или передвигает пуговицу, которая перемещается в клетку, в которой сейчас должна находится божья коровка.
Если ребенок хлопнул в нужный момент, божья коровка «садиться» на цветок. Если ребенок хлопнул, когда божья коровка еще не вылетела за поле или не успел хлопнуть, то божья коровка «улетает» в окно.
Если ребенок плохо ориентируется в пространстве листа, пометьте верх, низ, право, лево понятными для ребенка обозначениями (буквами или символами).
Постепенно ускоряйте темп и удлиняйте маршрут божьей коровки. Затем можно усложнить игру. Божья коровка будет делать все наоборот. Когда ей говоришь «налево» она летит «направо», когда ей говоришь «вниз» она летит «наверх» и т.д. Задача при этом, остается прежней: вовремя поймать божью коровку, не дать ей вылететь за пределы поля.
Освоив этот вариант, еще усложняем: взрослый садится напротив ребенка так, чтобы страница с игрой была повернута к нему лицом. Теперь ребенок диктует маршрут божьей коровки, а взрослый должен ее ловить. Здесь игра усложняется тем, что ребенку нужно помнить где правая рука, где левая рука именно у взрослого, т.е. мысленно нужно повернуть пространство и диктовать маршрут по отношению ко взрослому.
Еще более сложный вариант, следить за перемещением божьей коровки с закрытыми глазами, представляя маршрут мысленно.

Цель:

развивать познавательную активность детей через ознакомление с окружающим и развитие речи.

Задачи:

Обучающие : учить понимать слова, обозначающие временные понятия - «день-ночь», количественные - «один-много», слова-движения; учить ориентироваться в пространстве; учить находить части тела и лица; учить слушать потешку и понимать ее содержание.

Развивающие : расширять запас понимаемых слов; развивать координацию движений, общую моторику и мелкую моторику пальцев; развивать целенаправленное внимание; обогащать чувства детей,

Воспитательные : воспитывать любовь к окружающему миру, доброжелательность

Словарная работа: божья коровка, крылья, точки, высоко, низко, день, ночь, летать небушко, хлебушек, пятнышки.

Методическое обеспечение: игрушечная божья коровка, аудиозапись со спокойной музыкой; вырезанные из цветного картона божьи коровки по количеству детей; пуговицы небольшого размера.

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, к нам в гости прилетела божья коровка. Смотрите, какая она красивая! У нее красные крылья, на них много точек - они черного цвета. Божья коровка умеет летать высоко (показывает) и низко (показывает). Покажите, как божья коровка летает высоко на небе (дети поднимают руки), а потом она прилетит на землю - будет низко (присели). (Повторить несколько раз).

Физкультминутка «Божья коровка».

Воспитатель : давайте расскажем божьей коровке потешку.

Божья коровка,

Черная головка, (дети подносят руки к голове.)

Улети на небо, (машут руками, как крыльями).

Принеси нам хлеба,

Черного и белого, (машут кистями рук на себя.)

Только не горелого. (грозят пальчиком.)

Воспитатель : ребята, давайте превратимся в божьих коровок и будем летать. Днем летаем, а ночью - отдыхаем. Итак, один, два, три - в небо полетим!

Подвижная игра «Божьи коровки».

(Дети бегают за воспитателем по группе, машут руками - «летают»,

присаживаются на корточки - «отдыхают на цветке, спасаются от

петуха, который хочет их склевать, «засыпают»).

Воспитатель : пока мы с вами отдыхали, божья коровка куда-то спряталась. Она хочет, чтобы вы с ней поиграли в прятки и нашли ее. Давайте будем хлопать в ладоши и считать: один, два, три, четыре, пять - мы идем искать.

Игра малой подвижности «Прятки».

(Игрушка прячется в любое доступное взгляду детей место.

Игра повторяется несколько раз).

Воспитатель: посмотрите ко мне прилетело много маленьких божьих коровок. Я раздам

их вам. Они с вами поиграют

Обучающая игра «Приземление божьих коровок».

(Детям раздать шаблоны божьих коровок. У воспитателя - игрушка).

Воспитатель: полетели-полетели, на головку сели; полетели-полетели, на носик сели; полетели-полетели, на ножку сели и т.д. (Одновременно воспитатель показывает детям, как опустить божью коровку на заданную часть тела).

Дидактическая игра «Укрась божью коровку».

Воспитатель; а теперь внимательно посмотрите на свои божьи коровки. Чего им не хватает? Пятнышек. Давайте украсим их спинки разноцветными пуговицами.

(Перед детьми ставится коробка с пуговицами. Ребенку нужно

выкладывать их на спинку божьей коровке. Затем все пуговицы

собираются обратно в коробку.)

Воспитатель: вот какие красивы получились пятнышки! (отметить каждого ребенка). Теперь все сложим обратно в коробку - нет ни одного пятнышка.

Воспитатель : божьей коровке пора улетать. Она опять будет летать высоко и низко. А мы ей скажем: Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси нам хлебушка!

Исп. лит-ра: Колдина Д.Н.

Конспект игрового занятия для детей 2-го года жизни, тема: «Божья коровка и другие жуки»

Цели:

Дать детям элементарные знания о насекомых.
Закрепить знания детей о частях тела.
Познакомить детей со счетом до пяти.
Формировать устойчивые представления о понятиях «вверху-внизу», «один-много», «большой-маленький».
Упражнять в звукоподражании, рисовании карандашом, лепке из пластилина.
Развивать мышление, глазомер, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Оборудование:

Картонные силуэты божьих коровок с пятью точками, сороконожек, жуков (желтого и красного цветов), лесенок, капелек.
Мелкие игрушки-насекомые. Большая игрушка «Слон». Картонный домик.
Листья, цветные прищепки, пшено.
Счетные палочки.
Жук-игрушка, привязанный длинной нитью к палочке.
Цветные карандаши. Листы бумаги с нарисованным паучком.
Большой лист бумаги с нарисованными муравьями.
Черный пластилин, картинки с изображением божьих коровок без точек.

Ход занятия:

Приветствие «Веселые хлопушки»

Пусть стоят на месте ножки,
Только хлопают ладошки.
(Дети сидят или стоят, хлопают ладошками по столу)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,
Хлоп да хлоп перед собой.
(Хлопки перед собой)

А теперь скорей похлопай,
Да погромче, за спиной.
(Хлопки за спиной)

Выше, выше, выше хлопай,
Руки выше поднимай.
(Хлопая в ладоши, поднять руки вверх)

Ниже, ниже, ниже хлопай.
Руки ниже опускай.
(Хлопая, опустить руки)

А теперь махать руками
Можно целых пять минут.
(Произвольные махи руками)

Отдыхая вместе с нами,
Руки тоже отдохнут.
(Сложить ладони под щечку)

Сюрпризный момент «Кто в домике живет?»

Посмотрите, вот домик. А кто же в нем живет? Давайте постучим. Может дверь откроется и из домика кто-то выйдет? Дети стучат кулачками по столам. Из домика появляется божья коровка. Кто в этом домике живет? Божья коровка со своими друзьями - другими жуками. Вот с ними мы сегодня и поиграем.

Божья коровка

Рассматривание игрушечных божьих коровок.

Пятнышки есть у божьей коровки.
Давайте погладим ее по головке!
И пятнышки вместе мы посчитаем,
Сколько всего их сейчас мы узнаем:
Раз, два, три, четыре, пять!

Дидактическое упражнение «Сверху-снизу»

Вот сидит божья коровка, а с дерева упал листок и накрыл божью коровку. Листок вверху, а божья коровка внизу. А теперь сделаем наоборот: положим листок, а сверху на него посадим божью коровку. Божья коровка вверху, а листок внизу.

Дыхательное упражнение «Ветер уносит листья»

Вот подул сильный ветер и улетел наш листок.

Лепка барельефная «Сделай точки божьей коровке»

Дети отщипывают кусочки от пластилина, скатывают шарики и прижимают пальчиками к изображению божьей коровки.

Дидактическая игра «Полетели, на головку сели»


Полетели, полетели и на голову сели.

Божьи коровки, летите на небо.
Полетели, полетели и на носик сели.

Божьи коровки, летите на небо.
Полетели, полетели, на животик сели.

Божьи коровки, летите на небо.
Полетели, полетели, на ножку сели.

Муравьи

Дидактическое упражнение «Построй муравейник»

Давайте поможем муравьям построить муравейник. Из разноцветных счетных палочек дети строят «муравейник» - насыпают палочки горкой.

Игра «Спрячь муравья от дождика»

На большом листе нарисованы муравьи. Дети, сколько здесь муравьев? Много муравьев.
Вот пошел дождик, вот капельки сверху капают. Прямо на муравьев. Поднять руку с капелькой и накрыть ею муравья. Замерзли муравьи. Давайте вытрем капельки (смахнуть рукой) и согреем муравьев теплом своих ладошек (накрыть ладонями изображения муравьев). Сколько муравьев вы накрыли одной ладошкой? Одного муравья.

Дидактическая игра «Кто большой, а кто маленький?»

Вот у нас муравей. А это кто? Слон. Кто большой? Слон большой. А кто маленький? Муравей маленький.

Сороконожка

Дидактическая игра «Сапожки для сороконожки»

Детям раздаются картонные силуэты сороконожек с нацепленными снизу разноцветными прищепками. Дети должны снять прищепки, по возможности попробовать прицепить их обратно.

Вот красивые сапожки у большой сороконожки.
Вскоре у сороконожки очень заболели ножки.
Помоги сороконожке поскорее снять сапожки.

Динамическая пауза «Сороконожка»

Дети двигаются под музыку по коврикам, скамеечке, пролезают в обручи.

Паук

Рисование карандашами «Паутина для паука»

Между цветами решил паучок сплести паутину. Давайте ему поможем - нарисуем карандашом много паутинок.

Подвижная игра «Поиграй с паучком»

На доске нарисован паук и паутина. Дети кидают легкие мячи, стараясь попасть в паутину.

Жук

Игра «Отыщи жука»

Дети опускают руки в емкость с пшеном и выкапывают из него мелкие фигурки жуков.

Дидактическое упражнение «Жук и лесенка»

Жук залез на лесенку,
Распевает песенку:
«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я на лесенке сижу!»
С лесенки жучок упал
И сердито зажужжал:
«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я под лесенкой лежу!»
Мы жучка поднимем.
Ласково обнимем.

Дидактическая игра «Найди цветок для жука»

Вот жуки разных цветов. Этот жук красный, а этот желтый. А живут эти жуки в цветах. Желтые жуки живут на желтом цветке. Красные жуки живут на красном цветке.

Динамическая пауза «Поймай жука»

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга. Воспитатель показывает игрушечного жука, прикрепленную на палочку. Посмотрите, как летает жук и послушайте, как он жужжит. Давайте пожужжим, как жук: «ж-ж-ж». А теперь попробуйте поймать жука. Воспитатель поворачивается на месте, проводя палочкой с игрушкой над головами детей.

Кузнечик

Пальчиковая гимнастика «Два маленьких кузнечика»

Два меленьких кузнечика
Попрыгали на речку.
(«Прыгаем» по столу округленными и присобранными пальцами обеих рук)

Воды они боялись
И в речке не купались.
(Поглаживаем ладонями поверхность стола)

На скрипочках играли -
Всех рыбок распугали.
(Поочередно ребром одной ладони растираем поверхность другой ладони)

Динамическая пауза «Кузнечики»

Поднимайте плечики,
(Поднимать и опускать плечи)

Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
(Прыжки)

Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
(Присесть на корточки)

Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(Прыжки)

Музыкально-ритмическое упражнение «В траве сидел кузнечик»

Под одноименную песню дети отбивают ритм на металлофоне.

Игра-прощание «Передай по кругу»

Пришло время прощаться. Божье коровке пора уходить и она хочет сказать каждому из вас «до свидания».

Дети по очереди берут в руки игрушку, говорят ей «до свидания» и передают соседу.

Конспект беседы

во второй младшей группе «Божья коровка»

Цель: расширить и уточнить знания детей о божьей коровке, частей тела. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за божьей коровкой.

2. Разучивание потешки:

Ход ОД:

Ребята! А вы помните, какое у нас сейчас время года? (Лето). Правильно лето. И летом очень много летает и ползает насекомых.

Скажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете? (Ответы)

(передовая по кругу цветочек дети называют насекомых)

Точка, точка, два крючочка - это лапки у жука

Два блестящих лепестка

Раздвигаются слегка,

Справа точка, слева - точка

В черных крапинках бока

Я подую на жука -

Улетай за облака

Словно крошка вертолет.

Словно в небо он уйдет.

Ф. Грубин

О ком говориться в стихотворении? Правильно о божьей коровке

Ребята, к нам кто-то пришёл в гости (появляется игрушка божья коровка) .

Узнали? Кто это? (божья коровка) .

А давайте все вместе прочитаем потешку про божью коровку.

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Ребята, расскажите какая божья коровка (круглая, красная, красивая, с усиками).

Нравится ли она вам? Почему? (ответы детей) .

А давайте с вами полетаем как божьи коровки?

Подвижная игра «Божьи коровки».

(Дети бегают за воспитателем, машут руками - «летают») .

Устала божья коровка и села на красивую полянку.

Ой, ребята, а божья коровка не хочет улетать, наверно ей одной скучно. Давайте с вами развеселим нашу божью коровку и сделаем ей деток или друзей. Только ребята они должны быть на нее похожи.

Давайте из пластилина и ореховой скорлупки сделаем божьих коровок. Согласны? Тогда подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

Ребята, мы с вами сейчас сделаем божью коровку. Вот такую. (Показ выполненной поделки-образца).

Спинку божьей коровки (скорлупка) покроем тонким слоем красного пластилина - прием намазывания. Поверх которого, в рассыпную, наносим чёрные мелкие шарики, приплющивая их слегка.

Голову сделаем из кусочка пластилина чёрного цвета (уточнить её размер, относительно туловища). Скатаем большой кружочек и прикрепим к спинке.

Вот какие у нас получились замечательные божьи коровки.

Ребята, посмотрите какая у нас красивая, волшебная поляна, давайте, разложим наших божьих коровок на нашей волшебной поляне.

Какие замечательные божьи коровки у вас получились, теперь они похожи на свою маму - красные крылышки и черные точки!

Подготовила воспитатель 2 младшей группы "Б" "Дюймовочка"

Молчанова Ольга Васильевна

Сергеева Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Березка"
Населённый пункт: пос.Ибреси, Ибресинский район, Чувашская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие по познавательному развитию в младшей группе "Божья коровка"
Дата публикации: 31.01.2017
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ «Ибресинский детский сад «Березка»
Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Божья коровка » для детей 2 – 3 лет.
Составила воспитатель Сергеева С. П.
Программное содержание: Образовательные задачи: вызвать интерес к занятию по ознакомлению с окружающим миром. Развивающие задачи: развитие зрительного восприятия (цвет, форма); развитие речи, воображения; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле; развитие умения действовать соответственно правилам игры. Воспитательные задачи: Воспитывать в детях доброту, заботливое отношение к насекомым. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Подготовка к занятию и используемые материалы: Материалы: - музыкальное сопровождение (мелодия к песне Т. Морозовой «Лето»); - игрушечная божья коровка; - изображение божьей коровки без черных точек; - оборудование для рисования (краска гуашевая черного цвета, влажные салфетки) Предварительная работа: - дидактические игры: «Найди такого же цвета»; - разучивание подвижной игры «Божьи коровки и ветер»; - пальчиковые игры: «Дружба», «Замок», «Как живёшь?»; - речевая и дыхательная гимнастика; - упражнения на развитие сенсорного восприятия. Интеграция с образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие». Ход занятия. Воспитатель и дети заходят в группу находят игрушечную божью коровку в домике. - К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. Здравствуй, божья коровка! Ребята, давайте определим цвет, форму и величину игрушки, посмотрите, какая божья коровка красивая-красная, на ней много круглых черных пятнышек. - Ребята, а представьте, что наша божья коровка полетела. Ну-ка попробуем ее поймать! Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой одной рукой, другой рукой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку. Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки. - Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки! Дети вслед за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка. Воспитатель рассказывает потешку Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого! (ритмично покачивают ладонями, делают взмахи перекрещёнными кистями рук, машут кистями рук на себя, ритмично хлопают в ладоши, грозят указательным пальцем) - Замерзла божья коровка, не может лететь. Давайте ее согреем нашим дыханием. (Дышать на ладошки). - Согрелась божья коровка! Давайте сдуем ее с ладошки. (Дуть на ладошки, вдыхая через нос). - А теперь ребята, давайте поиграем! Представим, что мы сами превратились в божьих коровок! Покружились, покружились, в божьих коровок превратились! Поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». - Ребятки, а вот посмотрите, какая у меня божья коровка. Воспитатель показывает детям изображение божьей коровки без точек). - Вам не кажется, что чего у нее не хватает? Ей забыли нарисовать черные точки! Давайте поможем ей, нарисуем ей пятнышки на ее спинке! А рисовать мы будем пальчиком. Пойдемте за столы, я покажу вам как нужно рисовать. Дети садятся за столы. Воспитатель раздает краски, наглядно показывает процесс рисования. А теперь обмакнем в краску пальчик, вот так! (обмакивает его в черную краску) и приложим его на спинку божьей коровки, чтобы нарисовать пятнышко (прикладывание пальчика на рисунок). Воспитатель: «Божьей коровке» у нас очень понравилось, у нее стало много друзей. «Божья коровка» угощает детей сюрпризом, хвалит и прощается.

«БОЖЬЯ КОРОВКА»

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ

В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Цель:
способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе детей; способствовать развитию внимания, восприятия, речи и творческого воображения детей; способствовать развитию умения чувствовать и понимать другого; способствовать развитию координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Воспитывать способность детей к согласованному взаимодействию и индивидуальному самовыражению детей.
Оборудование:
магнитофон, фонограмма веселой музыки, стремительной и пения птиц; мячик; игрушка божья коровка; цветок – настроения; магнитная доска.
Ход занятия
Дети вместе с педагогом-психологом заходят в сенсорную комнату.

Педагог-психолог.
«Ребята, посмотрите сегодня к нам на наше занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети приветствуют гостей). Ребята, давайте с вами возьмемся за руки и сделаем круг. И поиграем в игру «Ласковушка». Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться. Назовите имя и ласковые имена какими вас называют дома. (Дети по очереди называют свои имена).
Педагог-психолог.
«Милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших – пригожих я приглашаю подойти к столу, на котором лежат разноцветные лепесточки. Пожалуйста, возьмите каждый по одному листочку и поместите его на магнитную доску. Таким образом, у нас получиться один большой и разноцветный цветок». (Дети подходят к столу на котором разложены разноцветные лепестки, они берут по одному лепестку и выкладывают на магнитной доске цветок – настроения).
Педагог-психолог.
«Ребята, посмотрите, какой разноцветный цветок у вас получился. А теперь давайте с вами присядем на подушки и поговорим, на что похоже ваше настроение. Вы по очереди будете передавать мячик и у кого он окажется, тот и будет рассказывать, на что похоже его настроение. (Дети присаживаются на подушки, педагог-психолог дает мячик первому ребенку и он начинает упражнение. И так до тех пор пока каждый не выскажется).
Педагог-психолог.
«Молодцы, ребята! У всех настроение разное, как и наш цветок – настроения». Педагог-психолог ставит перед детьми корзинку и достает из нее божью коровку. «Посмотрите и скажите кто это?» (Божья коровка).
Педагог-психолог.
«Правильно! Посмотрите, какая она красивая! Давайте, с ней поздороваемся». (Дети рассматривают божью коровку, приветствуют ее).
Педагог-психолог.
«Ребята, скажите, какой формы божья коровка? (Ответ детей). - А каким цветом у нее мордочка? (Ответ детей). - А каким цветом у нее ножки? (Ответ детей). - А каким цветом у нее спинка? (Ответ детей). - А что еще имеется у нее на спине? (Ответ детей). - Правильно кружки. А каким они цветом? (Черным). - Давайте сосчитаем кружочки на спине. (Дети вслух считают). - Молодцы! Ребята, а что еще есть у божьей коровки, посмотрите? (Дети: глаза, рот, нос).
- Правильно. А теперь представьте, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать! (Педагог-психолог делает вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют движения за педагогом).
Педагог-психолог.
«Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку. (Дети медленно разжимают кулачки).
Педагог-психолог.
«Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. (Дети соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка).
Педагог-психолог.
«Молодцы! Сейчас я расскажу вам потешку, а затем мы разучим с вами движения к ней. (Педагог-психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним). Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями. Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кистями рук. Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя. Черного и белого Ритмично хлопают в ладоши. Только не горелого! Грозят указательным пальцем.
Педагог-психолог.
«Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. (Дети подносят сложенные ладошки к губам и начинают в них дуть теплым воздухом).
Педагог-психолог.
«Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки. (Дети раскрывают ладошки и на выдохе сдувают воображаемого жучка).
Педагог-психолог.
«А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок. (Педагог-психолог произносит волшебные слова и показывает движения, а дети повторяют за ним). Мы вокруг себя кружились И в божьих коровок превратились. Кружатся. Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Показывают названные части тела. Ручки-крылышки, ножки, животики.

Педагог-психолог.
«Замечательно! А теперь мы с вами поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам, травке. (Звучит запись веселой музыки).(Дети на четвереньках ползают по полу. Как только веселая музыка прерывается стремительной музыкой, то это значит подул сильный ветер).
Педагог-психолог.
«Подул сильный, холодный ветер, перевернул жучков. (Дети ложатся на спину, шевелят расслабленными ногами и руками).
Педагог-психолог.
«Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться божьим коровкам. (Дети снова встают на четвереньки и ползают). Игра повторяется 2 -3 раза.
Педагог-психолог.
«теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух и они полетели. (Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками и жужжат).
Педагог-психолог.
«Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!» (Дети бегут в объятья к педагогу-психологу).
Педагог-психолог.
«Молодцы! Теперь предлагаю вам немного отдохнуть. Лягте на ковер, закройте глаза и расслабьтесь. (Звучит тихая, спокойная музыка.Педагог-психолог читает релаксационный комплекс «Волшебный сон»)
.

Педагог-психолог.
«Ребята, а сейчас пришло время нам прощаться. Давайте сделаем большой круг и с помощью улыбки попрощаемся. Скажем до свиданья божьей коровке и нашим гостям. (Дети берутся за руки, образуют круг и улыбаются друг другу).
Педагог-психолог.
«Я чувствую, что от ваших улыбок стало теплее и добрее вокруг. Пусть же ваши улыбки сияют и радуют окружающих людей как ват эти маленькие, яркие и добрые божьи коровки. (Педагог-психолог раздает детям по маленькой божьей коровке). До свиданья! Звучит спокойная музыка, и дети спокойно выходят из сенсорной комнаты.
Цель - помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи занятия: - способствовать преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; - создать положительный эмоциональный настрой у детей; - развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентацию в собственном теле; - снять эмоциональное и мышечное напряжение; - развивать умение действовать соответственно правилам игры; - формировать представление о цвете, форме, величине предмета; - закрепить понятие «один – много»; - развивать речь, память и внимание; - развивать речевое дыхание, звукоподражательные возможности; Подготовка к занятию и используемые материалы: 1.Создание сказочной поляны; 2. Материалы: - две – три ёлочки, грибы, цветы, травка; - узкая и широкая тропинки из клеёнки; - музыкальное сопровождение (мелодия к песне Т. Морозовой «Лето»); - нарисованный паровозик; - игрушечные божьи коровки (2 шт. разных размеров); - шапочки с изображением божьей коровки (по количеству детей); - небольшие пластиковые бутылочки с крышками (по количеству детей); - мелкие предметы (фасоль, горох); - коробочки для мелких предметов (по количеству детей); Предварительная работа: - дидактические игры: «Один – много», «Найди такого же цвета», «Открой крышку» - разучивание подвижной игры «Божьи коровки и ветер»; - пальчиковые игры: «Дружба», «Замок», «Как живёшь?»; - речевая и дыхательная гимнастика; - упражнения на развитие сенсорного восприятия; - беседы с родителями о том, «как надо вести себя с ребёнком, когда он впервые начал посещать детский сад», индивидуальные консультации; - подготовка памятки для родителей «Адаптация ребёнка к детскому саду». Ход занятия: Дети с воспитателем входят в игровую комнату, оформленную в виде лесной сказочной поляны. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте все вместе, дружно поздороваемся. Дети здороваются. Воспитатель: - Сегодня мы поиграем, а гости посмотрят. Мы с вами поедем на поезде в лес. Воспитатель показывает картинку с изображением паровозика.
Воспитатель: -Занимайте вагончики! (Дети встают друг за другом). Отправляемся в путь… Звучит мелодия к песне «Лето» Т.Морозовой. Воспитатель читает на фоне мелодии стихотворение Т.Волгиной «Паровоз». Загудел паровоз И вагончики повёз. Чох-чох-чох, чу-чу-чу! Далеко я укачу! Ту-ту-ту! - Давайте все вместе громко и протяжно погудим, как паровоз. Дети: - Ту-ту-ту! Ту-ту-ту! Воспитатель: Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят, Везут в лесок зелёный компанию ребят. - Вот и приехали мы в лес, выходите из вагончиков. Смотрите две тропинки. Одна узкая, а другая широкая. (Воспитатель показывает дорожки). Даша, покажи узкую тропинку. (Ребёнок показывает). Вика, покажи широкую тропинку. (Ребёнок показывает). Давайте сначала пройдем по узкой дорожке, а потом по широкой. Дети идут по тропинкам за воспитателем и поют песенку. Воспитатель: - Зашагали ножки топ, топ, топ! (Дети подпевают топ, топ, топ). Прямо по дорожке топ, топ, топ! Ну-ка веселее топ, топ, топ! Вот как мы умеем топ, топ, топ!. Воспитатель: - Посмотрите, кто это сидит под деревом? Это же божьи коровки! Посмотрите, какие они красивые – по форме круглые, спинки цветом красные с черными пятнышками! Дети рассматривают жучков. Воспитатель: - Ребята, а по размеру они одинаковые? Правильно, разные. Одна большая, вторая маленькая! (повторяет и показывает) Воспитатель: - Никита, покажи мне большого жучка. (Ребёнок показывает). - Даша, покажи мне маленького жучка. (Ребёнок показывает). - Юра, какого цвета спинка у божьей коровки? (Ребенок отвечает). Правильно красная. - Вика, сколько пятнышек на спинке у этого жучка? (Много). - Даниил, а у этой божьей коровки сколько пятнышек? (Одно). Воспитатель хвалит детей. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам называет цвет и форму игрушки. Воспитатель: - Ребята, представьте себе, что одна божья коровка полетела. Ну-ка попробуем её поймать! Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Воспитатель: - Давайте разожмём кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки. Воспитатель: - Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка. Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним. Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями. Улети на небо, Делают взмахи кистями рук. Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя. Чёрного и белого, Ритмично хлопают в ладоши. Только не горелого! Грозят указательным пальцем. Потешка с движениями повторяется ещё раз. Воспитатель: - Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием. Дети дышат на ладошки. Выполняя это дыхательное упражнение, воспитатель просит детей широко открыть рот и длительно произносить звук «Ха - а». Воспитатель: - Согрелась божья коровка, давайте сдуем её с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляя под струйки воздуха ладошки. На выдохе длительно произносится звук «Фу - у». Воспитатель: - А теперь ребята давайте сами превратимся в божьих коровок. Мы вокруг себя покружились Кружатся. И в божьих коровок превратились. Божьи коровки, покажите мне ваши Показывают, Головки, носики, ротики, Ручки - названные Крылышки, ножки, животики, части тела. Воспитатель хвалит малышей. Дети радостно хлопают в ладоши. Появляется Матрёшка. (Воспитатель в костюме Матрёшки). Воспитатель: - Ребятки, посмотрите какая красавица – Матрешка к нам идёт! Здравствуй Матрёшечка! Ребята, давайте поздороваемся. Дети здороваются. Матрёшка: - Здравствуйте ребята, как у вас здесь весело! Во что это вы играете? Воспитатель: - Матрешечка, мы играем в «Божьих коровок». Матрёшка: - Как интересно! А у меня тоже есть одна замечательная игра «Божьи коровки и ветер».
Хотите поиграть? Дети: - Да! Хотим! Матрёшка: - Давайте наденем шапочки божьих коровок. Воспитатель и матрёшка надевают детям шапочки. Матрёшка: - Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки ползают по полу. - Подул злой холодный ветер и перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками. Если у кого - то из детей наблюдаются скованные, резкие движения, воспитатель помогает ребёнку снять излишнее напряжение поглаживанием и лёгким встряхиванием. - Подул добрый, тёплый ветерок и помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают. (Игра повторяется два – три раза). Матрёшка: - Тёплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети, изображая полёт божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат. - Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Бегите к Елене Петровне! Дети бегут в объятия к воспитателю. Матрёшка: - Ребята, вам понравилась игра? Дети: -Да, понравилась! Матрёшка показывает малышам бутылочку с мелкими предметами внутри. Гремит ею. Матрёшка: - Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот она как громко гремит! Хотите, я научу вас делать «весёлые погремушки»? Матрёшка приглашает малышей к столу, на котором приготовлены бутылочки (по количеству детей). Матрёшка: - Ребятки, откройте, пожалуйста, крышки на бутылочках. Тем, кто затрудняется это выполнить, матрёшка помогает. Воспитатель раздаёт коробочки с мелкими предметами (по количеству детей). Матрёшка: - А теперь берите предметы по одному (двумя пальцами) и опускайте их в бутылочки.. После того, как дети положат предметы внутрь своих сосудов, матрёшка предлагает: - Закройте бутылочки крышками и погремите. Матрёшка хвалит малышей. Воспитатель: - Спасибо тебе Матрёшечка, за то, что научила наших ребяток делать погремушки. Мы теперь с ними пойдём гулять. Матрёшка: - И я пойду с вами гулять, а пока вы одеваетесь, подержу ваши игрушки – погремушки. (Берёт корзинку). Кладите их ко мне в корзинку. (Дети кладут игрушки и идут на прогулку).