Под чем целуются в америке на рождество. Омела, омела белая (Mistletoe)

  • Дата: 24.03.2023

Народные названия: ведьмино гнездо, ведьмина метла, птичья омела, птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц), зимние семечки, козьи орешки, птичьи орешки, дубовые ягоды, крестовая трава (по-французки, Herbe de la Croix, название отражает верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы), "панацея" (all-heal, английское), jемiоlа (польское), ацыстырва (абхазское), мгамурч (армянское), питри (грузинское).

Ботаническое название: Viscum album L.
Аптечное: трава омелы — Visci heiba (ранее: Herba Visci albi).
Родовое название: от латинского viscum — птичий клей; латинское albus — белый.
В старинных рукописях —
Планета: Земля.
Знак Зодиака: Телец, Весы.
Стихия: Воздух.
Аура: теплая.
Язык цветов: "поцелуй меня", привязанность, преодоление трудностей.
Основные свойства: плодородие, исцеление, удача, защита от зла.

Омела — сакральное растение древних европейцев

Еще одно растение, с которым связаны красивые рождественские поверья и ритуалы — омела. Омела — это сакральное растение и с незапамятных времен она была в Европе объектом суеверного поклонения.

Как следует из известного текста Плиния, ей, в частности, поклонялись друиды. Они считали это растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и защищать от зла. Особенно сильные качества они приписывали тем редким растениям, которые находили на дубе.

В древнеирландской письменности омела была знаком исцеления и развития духа. Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях.

Среди национальных названий омелы — "дубовые ягоды" в русском языке, трава распятья (Herbe de la Croix, отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы) во французском, а также птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.
Целебные свойства омелы

Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Долгое время омела применялась как лекарство от эпилепсии.

В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы.

Особенно популярна омела в качестве рождественского растения в Европе. Каждый год европейцы покупают изящную веточку омелы и, принеся ее в дом, подвешивают где-нибудь повыше. Прекрасная традиция, связанная с этим растением — целоваться каждый раз, проходя под ним.

Самый распространенный вид в западной и южной Европе — омела белая (V. album), растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. На севере и востоке Европы встречается омела окрашенная (V. coloratum Nakai), очень похожая на омелу белую, только с желто-оранжевыми ягодами. Каждая ягода омелы содержит только одно семя.

Омелы укореняются и разрастаются в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омелы берут из дерева, на котором растут, запуская свои корни глубоко под кору "хозяина".

Омелы предпочитают "поселяться" на яблонях, хотя их можно увидеть и на других деревьях с более мягкой корой: боярышнике, дубе, тополе, липе, рябине, каштане, березе и даже на некоторых хвойных. Зимой, когда листья фактически полностью облетают с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных ветвях.

Поцелуи под омелой

Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела была растением богини любви, красоты и плодородия Фрейи.

Встретившись под омелой воины-враги, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме — на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество.

В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха.

И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Омела, вечнозеленое растение, растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом. «...Два голубя сопровождают Энея в мрачную долину, в глубине которой, переливаясь золотыми лучами, вспыхивает на дереве Золотая ветвь. Так в холодных зимних лесах свежая зелень омелы и ее желтые ягоды оплетают ствол. Так смотрелось золото ее листьев на тенистом каменном дубе, так шуршали ее золотые листья под легким дыханием ветерка». (Дж. Фрэзер)

Кельтская традици отразилась и в христианской рождественской традиции поцелуев под ветвью омелы, предвещающих плодотворный союз. Этот обычай рассматривают как пережиток фаллических ритуалов или отражение некоторых архаичных свадебных обрядов. Двойные листья или ягоды омелы обычно символизируют высшую плодотворную потенцию, иногда небесных близнецов. Добывание омелы в канун Рождества и поныне является ритуалом, напоминающим друидский.

«Золотая ветвь» жизни, омела неожиданно становится орудием смерти в скандинавских и германских мифах о Бальдре, боге света, который был убит стрелой, сделанной из омелы. Эта инверсия охранительной символики может означать переход от жизни к смерти при помощи священного растения.

Древнейший элемент культа Дианы , покровительницы Латинского союза, в священной роще близ города Ариции — охрана священного дерева с «золотой ветвью» омелы. Стражем дерева выступал какой-нибудь беглый раб, которого называли «царем». Он сохранял этот статус, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому беглому рабу, претенденту на титул «царя». Дж.Фрезер предполагает, что раб, охранявший дерево Дианы, рассматривался как супруг Дианы, а сам культ символизировал священный брак царя леса с богиней леса. «Все сказанное об обитающем в скандинавских дубравах боге Бальдере с известными оговорками можно отнести и к жрецу Дианы, Царю Леса, из арицийской дубравы. Он, вероятно, олицетворял самого великого бога Юпитера, который во вспышке молнии соизволил спуститься с неба, чтобы занять свое место среди людей в виде омелы, „громовой метлы“ или Золотой ветви, растущей на священном дубе в лесистой долине».


Видение Гюльви
Отрывок

Высокий отвечает: «Надо поведать и о событиях, что еще важнее для асов. Начинается сказ с того, что Бальдру Доброму стали сниться дурные сны, предвещавшие опасность для его жизни. И когда он рассказал те сны асам, они держали все вместе совет, и было решено оградить Бальдра от всяких опасностей. И Фригг взяла клятву с огня и воды, железа и разных металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда и змей, что они не тронут Бальдра. А когда она это сделала и другим поведала, стали Бальдр и асы забавляться тем, что Бальдр становился на поле тайга, а другие должны были кто пускать в него стрелы, кто рубить его мечом, а кто бросать в него каменьями. Но что бы они ни делали, все было Бальдру нипочем, и все почитали это за великую удачу.

Как увидел то Локи, сын Лаувейи, пришлось ему не по нраву, что ничего не вредит Бальдру. Он пошел к Фригг, в Фенсалир, приняв образ женщины. А Фригг и спрашивает, ведомо ли той женщине, что делают асы на поле тинга. Та отвечает, что все, мол, стреляют в Бальдра, но это не причиняет ему вреда. Тогда промолвила Фригг: «Ни железо, ни дерево не сделают зла Бальдру. Я взяла с них в том клятву». Тут женщина спрашивает: «Все ли вещи дали клятву не трогать Бальдра?». Фригг отвечает: «Растет к западу от Вальгаллы один побег, что зовется омелою. Он показался мне слишком молод, чтобы брать с него клятву». Женщина тут же ушла.

Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хед стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: «Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?». Тот отвечает: «Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия». Тогда сказал Локи: «Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут». Хед взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей.

Многим из нас известна традиция вешать омелу под потолком или же на дверные рамы в Рождество. Это своеобразная отметка "мест для почелуев". Но откуда берет свое начало эта традиция?

Существует всего несколько растений, более глубоко связанных с древним фольклором и мифологией, чем омела. И немногие растения несут элементы этой мифологии и по сей день. Но на Рождество миллионы людей целуются под омелой, будь она настоящей или искусственной.

Почему омела имеет такое важное значение

Истоки фольклора, связанного с омелой, найти нетрудно. Зимними днями можно было увидеть пышные кусты омелы, украшенные белыми ягодами, которые растут прямо на ветках деревьев и как будто бы не имеют собственных корней. У людей складывалось впечатление, что они походят из другого мира.

Омела стала мощным символом непрерывности жизни. Она оживляла зимний пейзаж, который без нее бы выглядел мертвым. Постепенно омеле начали приписывать экстраординарные свойства, такие как возвращение погибшего к жизни и исцеление от неизлечимых болезней. Верили, что омела могла указывать место, где был зарыт клад, и даже отпугивать ведьм.

Символ плодородия

Бело-молочные ягоды стали неразрывно связывать с плодородием. Во многих местах начали проводить сложные ритуалы, которые должны были обеспечить плодородие сельскохозяйственных культур и скота в течение года. Во время таких ритуалов пучки или ветки омелы переплетали с боярышником и сжигали. Дым от этих кустов и служил предзнаменованием на следующий год. К примеру, горящий куст необходимо было перенести через двенадцать борозд, оставшихся от первого посева этого года. Если же огонь гаснул, прежде чем ритуал был завершен, это считалось очень плохим предзнаменованием. Такие обряды сопровождались пиром с алкоголем и, конечно же, поцелуями. Скорее всего, именно поэтому омела и поцелуй на Рождество оказались тесно связанными между собой.

Как она распространяется

Белые плоды омелы оказываются непривлекательными для многих птиц, которые предпочитают красные, оранжевые, синие или черные ягоды. Чуть ли не единственными птицами, которые их употребляют, оказались дрозды. Пары дроздов очень часто защищают свою территорию, на которой остался запас ягод. Однако они не очень эффективно распределяют семена омелы. Дрозды едят плоды целиком, вместе и семенами, которые впоследствии могут оказаться далеко от мест, подходящих для их прорастания.

Гораздо более эффективными оказываются черноголовки. Они едят кожицу и мякоть, но оставляют семена, вытирая свой клюв о кору деревьев. Это идеально подходит для омелы, создавая хорошее условия для ее прорастания. В последние годы увеличилось количество черноголовок, которые мигрируют на зиму в места произрастания омелы. Это может быть очень полезным для растения.

Существуют доказательства, что омела растет только в определенных местностях, и это может быть связано с тем, что там обитают черноголовки. Хотя это может быть и комбинация факторов, к примеру, в некоторых регионах лучше защищают сады от омелы, чем в других.

Продукт питания

Всего несколько других видов животных используют омелу в качестве пищи. И это неудивительно, учитывая токсичные алкалоиды, которые содержаться в этом растении.

Омелой питаются восемь видов беспозвоночных, шесть из которых употребляют только ее ягоды. Это несколько жуков и долгоносиков, однако самой известной является мраморная моль. Это маленький мотылек с пятнистыми крыльями, места обитания которого ограничены юго-западной частью Англии и Уэльсом, где омела больше всего распространена. Хотя окраска этого мотылька является очень красивой, но она служит эффективным камуфляжем.

Если почётное звание королевы Нового года бесспорно занимает статная красавица-ель, то принцессой Рождества (разумеется, католического) можно назвать омелу. О западной традиции целоваться под украшенной веткой этого растения мы начали узнавать пару десятилетий назад из голливудских фильмов. И пусть исторически этот обычай не наш, он всё равно остаётся очень красивым и романтичным. Поэтому сегодня, в этот католический праздник, мы хотим немного подробнее рассказать об этом растении и связными с ним легендами.

Омела - что это за растение

Для начала расскажем немного об омеле, как об очередном представителе флоры нашей планеты.

Род омелы включает в себя около 70 видов, которые расположены от тропической до юга лесной зоны. В нашей стране омелу можно встретить на деревьях даже Ленинградской и Калининградской областей.

Легенды об омеле

Несмотря на то что омела не представляет собой особой ценности как растение, с ней связано большое количество легенд и суеверий. В античные времена омелу почитали как символ жизни: так в Древнем Риме считалась, что женщина, выбравшая своим талисманом это растение, может быстрее зачать и с лёгкостью родить здорового ребёнка. Кроме того, на протяжении долгих лет омела считалась сильным магическим лекарством, которое может спасти от любой болезни.

По одной из легенд омела появилась, когда в дуб ударила молния. Поэтому дом, где есть омела, никогда не будет поражён этим природным явлением. Из других волшебных свойств - помощь в поиске кладов и способность открывать любые замки. Считалось, что дом, где хранят омелу, защищён от потустороннего вмешательства. В «Энеиде» Вергилия герой пересекает царство мёртвых, неся с собой, как оберег, ветвь омелы.

А на территории скандинавских стран омелу считали символом мира: гостеприимные жители вешали её на дверь дома, чтобы показать, что они всегда рады приютить случайного прохожего. Рядом с деревом, на котором рос этот кустарник, нельзя было ссориться, и даже самые давние враги находили под ним примирение и складывали оружие. Поэтому особой иронией обладает древнегерманская легенда о том, как коварный бог Локи убил светлого бога Бальдра дротиком из ветки омелы. Кстати, именно эта легенда стала одной из основ традиции целоваться под растением.

Откуда взялась традиция целоваться под омелой

Обычай целоваться под омелой принадлежит Англичанам. Считается, что им они обязаны друидам, которые имели полноценный обряд по сбору и раздаче драгоценных магических ветвей растения.

Есть и другая версия о происхождении традиции. В Древнем Риме в день зимнего солнцестояния, который сегодня приходится на 22 декабря, был обычай проводить массовые гуляния - сатурналии. Этот праздник длился на протяжении недели, и в это время любой имел право поцеловать кого угодно, даже абсолютно незнакомого ему человека, занеся над головой веточку омелы. Со временем такой поцелуй стал одним из элементов бракосочетания.

Омела была основным и единственным украшением дома в зимнюю пору до тех пор, пока в XIX веке в моду не вошло более привычное для нас новогоднее растение - ёлка.

Заключение

Как вы уже поняли, омела - не символ рождества, а, скорее, символ зимнего солнцестояния. Тем не менее из-за близости дат традиция украшать дом этим растением пришлась именно на новогодние праздники. Так что не стоит огорчаться, если вы исповедуете не католицизм, ведь связанные с омелой традиции не имеют особого отношения к религии. Относитесь к ней, как к способу создать атмосферу праздника и романтичную атмосферу в доме.

Обложка статьи: