Почему февронию можно считать образцом для подражания. Как тут думаешь, почему Петр и Феврония стали на руси святыми? «Болезнь во благо»

  • Дата: 03.04.2024

8 июля (25 июня по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII‑XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни; считалось, что они своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.

История жизни Петра и Февронии много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. В XVI веке историю любви Петра и Февронии подробно и красочно описал в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии" талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного, священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм). Исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV веке.

Согласно Житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час ‑ 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято‑Троицком женском монастыре в Муроме.

В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше ‑ о семейном согласии. День Петра и Февронии считается в народе счастливым для любви. Также, по народным приметам с этого дня следует ждать сорок жарких дней.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника 8 июля в День покровителей святых князей Петра и Февронии ‑ "Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья". Первое празднование пройдет 8 июля этого года в Муроме, на родине святых Петра и Февронии.

Внимание! Опрос только для женщин! Примкнувших к нему мужчин легко определить по синему цвету!

В дневниках звучат недоумения: «Что же теперь — немытого бомжа подбирать?»
Может, и так. Когда князь Пётр пришёл в Февронии лечиться, вряд ли он выглядел привлекательно и импозантно. Но главное — всё же это был князь, за которого замуж захотела выйти Феврония.

Что же было для неё важно? Почему она не сделала того же в отношении какого-нибудь мужика или солдата? Богатство, власть и влиятельность князя как вариант отставляем в сторону: Феврония легко перенесла изгнание, да и нападки со стороны бояр к ней, простолюдинке, не были приятными.

Какие же мотивы управляли этой женщиной? Любовь к красивому князю? Да какой же он красивый, когда пришёл болезненным… То, что он герой, а женщины любят героев? Может быть, и так, но вряд ли для Февронии это было важно.

Самое дорогое, что она сама же озвучила — был для неё супруг. И вот здесь вытекает самый главный вопрос к нашим азбуковчанкам: а вам слабо? Или муж будет на втором месте после кошки, собаки, ребёнка, мамы с папой, квартиры, машины?

А слабо устоять перед соблазном поиграть в любовь с чужим воином, пока муж не видит? И кому она говорила слова: «Зачерпни воды с левого борта, а потом с правого?» Наверняка знала Феврония правильный ответ. И не воину она это говорила, а сама себе — скорее всего! Сегодня в простонародии на матерном языке это звучит примерно так: «Что-то на что-то менять — только время терять!» Надеюсь, понятно, о чём я?

Роли в семье князя и Февронии были распределены чётко: он занимался мужскими делами, она — женскими. Вряд ли Феврония просила мужа помочь ей по дому, равно как он не звал её думать над вопросами государственной важности (тогда княжества были отдельными государствами). В-общем, каждый в семье конкретно исполнял свою роль. И, как видим, это семье было только на пользу, а бардак обычно начинается там, где каждый начинает лезть не в своё дело: жена учит мужа, как вести машину, а он наставляет её, как варить щи.

Друг без друга, либо себя рядом с кем-то — супруги даже представить не могли. И это — самое главное! В этом смысл опубликованного ниже вопроса, ответ на который важен для тех мужчин, которые пришли на «Азбуку» найти спутницу жизни. От того, что пишут женщины в комментариях, всецело зависит мнение читающих это мужчин! Ну… и наоборот, конечно! Нас выбирают, мы выбираем… Как это часто не совпадает…

В очередной раз обращаю внимание женщин: Феврония первой предложила Петру на ней жениться! Князь наверняка ошалел от такой наглости, но… именно это сыграло решающую роль! Итак, уважаемые дамы, есть ли среди вас способные на подобный подвиг?

И, наконец, способны ли мы, сегодняшние мужчины и женщины, на верность, любовь, преданность друг другу? Слабо? Или как? Или со смартфоном или ноутом в руках считаем, что появление супругов в одном гробу после смерти — подделка? Настолько мы маловерны, что считаем это сказкой? Есть ли здесь те, кто верит в это — кроме меня?

Способны ли мы продолжать любить друг друга
, когда станем морщинистыми, седыми, лысенькими, худющими или толстенными, к сексуальным отношениям непригожими?

Почему именно они стали почитаться как покровители супружества? Этот «вопрос с подвохом» задают не только атеисты - верующие тоже временами удивляются: «Они же, возможно, даже бездетны!». А уж неверующие резвятся, бывает, кто во что горазд. Один известный политик и журналист не так давно сыронизировал, назвав Февронию шантажисткой, а Петра - безвольным. Разумеется, со злорадным выводом: странный, мол, образец для подражания для современных семей.

Но reductio ad absurdum - метод аргументации неплохой, наглядный. И автор, обвиняющий святую Февронию в шантаже, невольно оттенил для меня причины, по которым святые Петр и Феврония действительно могут быть образцом, и именно в наши дни.

На самом деле для нас крайне важно то, что святые вступают в брак еще совсем не будучи святыми. Петр - как ни крути - солгал Февронии. Феврония «своего не упустила». Есть благочестивая трактовка ее поведения: будущая княгиня, мол, духовным оком провидела, что князь без ее влияния погибнет, и вот потому-то начала ставить условия, а не излечила князя просто так…

Но, как это ни странно, для современных молодых супругов куда полезнее принять мысль, что благоверные князь и княгиня действительно во времена своей юности были людьми не без недостатков. Но они эти недостатки друг другу простили, покрыли любовью - и любовь их расцвела до готовности отречься от славы и почестей ради любимой.

Мы ведь сейчас просто насквозь промаринованы идеями о безупречности, идеальности всего того, что мы можем «впустить» в свою жизнь. Современная свобода в выборе спутника жизни играет с людьми злую шутку. Кажется: раз уж ты больше не связан авторитетом родителей и сословными барьерами (а кто-то не связан и моральными табу) - так уж можно выбрать себе супруга, как пиджак — «впору». Перемерять полмагазина и найти самый-самый, чтоб вообще без недостатков.

Где-то на уровне слов человек вроде бы понимает, что «недостатки есть у всех», но в глубине души надеется, что ему-то уж точно повезет, он же умнее других! И вот проходит полгода (год, пять лет…), и молодой супруг, супруга восклицает: «Да, недостатки есть у всех, но чтоб ТАКИЕ!». И попробуй кто из рядом стоящих возразить, что «ничего особенного, ничего смертельного, ты тоже не слишком ангел»!

Часто только очень горький опыт убеждает человека в том, что недостатки - и весьма серьезные - есть действительно у всех. И от них не умирают, а даже живут долго и счастливо, если вовремя поняли, как с чужим недостатком обходиться.

Как традиционно многие супруги поступают с недостатками друг друга? Бегут оглашать их вслух мамы, подруги/друга, а то и статусу вКонтакте доверяют - зачем мелочиться… А сами все глубже в эти слабости и недостатки всматриваются, анализируют, мысленно взвешивают и структурируют… Пока сами себя не убедят, что всё - «пора разводиться»…

Супруги - как два воина с не залатанными на спине кольчугами в бою против искушений мира сего. Могут стать в обороне спина к спине - и выстоят. А могут начать вертеться, разглядывая спину друг друга с надменным хохотом: «Ну ты даешь! Как в таком виде воевать собрался, олух?!». Вряд ли только долго просмеются.

Супружеская верность, среди прочего, выражается в том, чтобы стремиться прикрывать немощи второй половины не только от посторонних глаз, но и от собственной раздражительности. Речь не о каких-то тяжких грехах, разрушающих брак в принципе, а именно о немощах. Лень, безалаберность или излишний педантизм, вспыльчивость или эмоциональная сухость - с ними вполне можно ужиться, пока не начнешь выращивать из мухи слона. Ну, вот пришел муж уставший, не в духе. Как же трудно жене вынести это спокойно! Не начать «раскручивать» вспыльчивость супруга упреками и расспросами, а подождать, пока само пройдет.

Как сложно от наших собственных придирок и упреков защитить родного человека… Как легко впасть в раздражительность и скрупулезное изучение чужих недостатков через осколок от зеркала тролля, который, как вы помните, «был сам дьявол».

Князь Петр и княгиня Феврония в браке очень быстро научились «стоять спина к спине», прикрывая слабости друг друга от мира и собственных немощей. И показали нам, что путь этот плодотворен, что слабости - это не навсегда. А навсегда - только любовь. Надо лишь сохранить ее…

Почему именно Петр и Феврония?

Эти святые прославляются Церковью не как преподобные, хотя они и приняли в конце своей жизни схиму, не как мученики и исповедники, хотя они и были изгнаны из своего города. Пост и молитва были частью их семейной жизни, а унижениям и опасностям они подвергались за то, что хранили верность друг другу. Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.

Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет, убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”. Они воистину стали покровителями христианского брака.

Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Тем самым святые Петр и Феврония включены в величественную картину по-христиански понятой истории мира, они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Комментарий Священника

Протоиерей Андрей Ефанов:

«О жизни святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу.

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистника князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

Сегодня День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак. Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине - не значит в одиночестве.

Телесюжет о праздновании дня Семьи, Любви и Верности в Самаре

Петр и Феврония Муромские - русские православные святые, которые почитаются как покровители семьи и брака. Их брак в православии считается образцовым. Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Есть и другая версия этой истории. Изложена она Д. С. Лихачевым так: "Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана. Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти". Суть у этой истории, как видно, та же. Какая из них была в реальности - неизвестно, так как Повесть о Петре и Февронии была записана Летописцем Ермолаем Прегрешным по заказу митрополита Макария в 16 веке. Пётр и Феврония были канонизированы в 1547 году. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля по новому стилю) .