Отношение христианина к окружающему миру природе. Отношение христианина к природе Антонина Сергеевна Матвиенко. Работа с интерактивной доской

  • Дата: 21.01.2024

Слайд 1

Христианское отношение к природе.
Урок основы православной культуры. 4 класс Учитель высшей квалификационной категории Фролова Наталья Яковлевна ЯНАО г. Лабытнанги

Слайд 2

Как Бог создал Землю?
В течение шести дней задумал и сотворил Бог землю, животных и людей. Седьмой день Бог благословил как выходной, в который по христианской традиции не стоит заниматься физическим трудом, а нужно посвящать Богу.

Слайд 3

Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир.
Для лучшей доли мир наш сотворён. Был к людям бесконечно щедр Всевышний: Во всё, что на земле растёт и дышит, Вложил свою Любовь и Мудрость Он. «Совесть» В. Гусев-Тульский

Слайд 4

М.Ломоносов: «Бог дал людям две книги»
Книга природы
?
Библия

Слайд 5

Безопасный мир … Так ли это?

Слайд 6

Слайд 7

Настоящие чудеса. притча

Один человек приехал издалека, чтобы лично убедиться в способностях прославленного старца, но ничего необычного не увидел и спросил кого-то из его учеников: - Где же хваленые чудеса, которые творит твой Учитель? Смотря что ты называешь чудесами. В твоей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же чудом считают, если кто-то исполнит волю Бога

Слайд 8

Современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защищать её от нас.

Слайд 9

Правила леса.
Не рубить деревья Не ломать ветки» «Не рвать цветы» «Не разорять птичьи гнезда» «Не брать из леса диких животных и их детенышей» «Не лови насекомых» «Нельзя шуметь в лесу»

Слайд 10

Игра «Выбери правило вежливости»
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастет. 3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешаешь. 4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. 6. Всякие звери важны - всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Слайд 11

Вопросы и задания:
1. Как Бог создал Землю? 2. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом? 3. Что Бог вложил в книгу природы? 4. Почему природа в опасности? 5. Какие правила поведения в природе вы можете назвать? 6. Что означают слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу - значит охранять Родину». Дома нарисуйте правила поведения в лесу.

Тема: "Отношение христианина к природе".

Тип урока: урок введения нового знания.

Цели и задачи :познакомиться с христианским отношением к природе, как к Божьему творению; понять, почему сохранение и бережное отношение к природе является христианским служением; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы; обучение умению делать выводы из предложенной в учебнике информации.

Оборудование: фигурки животных и людей, игрушечный корабль (из конструктора ЛЕГО), музыкальные записи

П.И.Чайковского "Времена года", листы белой бумаги, цветные карандаши, учебник А.В.Кураева "Основы православной культуры".

Проект урока .

1.Организационный момент .

Слайд № 1 (Русская природа).

Что вы ждёте от этого урока?

2 . Актуализация нового знания.

Слайд № 2.(Планета Земля в космическом пространстве).

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету» - это совет маленького принца из повести-притчи французского писателя Антуана Экзюпери. Вот как по-детски ясно и просто обозначена суть одной из самых глобальных проблем, возникших на исходе

двадцатого столетия и требующих единения людей разных национальностей и разных вероисповеданий.

Звучит музыкальный фрагмент "Апрель" из произведения П.И.Чайковского "Времена года". Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально

приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.

Слайд № 3 (картины русской природы в цветном и чёрно- белом вариантах).

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить на этом уроке? Слайд №4(Сотворение Мира).

4. Решение учебной задачи.

Работа по учебнику, с.84-85.

Чтение текста по частям с обсуждением каждой части, выявление главной мысли.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Слайд № 5.(Ноев ковчег).

Учитель читает ВРЕЗКУ на с.85.

Работа в группах.

1.Дети моделируют в ролевой игре плавание на Ноевом ковчеге.

2.Дети моделируют ситуацию, когда шумная компания после отдыха на природе оставляет после себя мусор и порубленные деревья.

Обсуждение разыгранных ситуаций.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».

6.Итог урока.

Слайд № 6.-Какова же позиция христиан в отношении к мировому движению за сохранение природных богатств и разумное использование даров Божьих в природе?

Ответы детей.

Без всякого сомнения можно сказать, что христиане должны быть самыми активными друзьями природы. Ведь для христианина природа - это величественное творение Божие.

В чём может заключаться ваше участие в деле охраны и бережного отношения к природе?

7.Домашнее задание.

Принести семейные фотографии (с разрешения родителей).

Придумать и записать правила разумного использования природы

священник Константин Пархоменко

Прихожанка рассказала: «Стою на Всенощном бдении и вдруг вижу, что по солее (возвышенная площадка перед алтарем) идет мышь. Прошла через всю солею и юркнула под хоры. Думаю: “Вот, грязь развели, мыши у них прямо во время богослужения бегают… И вдруг запели: “Всякое дыхание да хвалит Господа…” И мне так стыдно стало…».

Недавно мне позвонили из одной газеты и попросили прокомментировать следующий случай. Один человек жестоко мучил собаку. Когда его стали увещевать, он сослался на… православие. «Я, – сказал этот человек, – ничего не делаю против веры. Сама Церковь учит властвовать над животными. Поэтому животное для человека – только тварь, и отношение к ней должно быть соответствующее».

Я объяснил журналистке, что на самом деле Церковь совершенно иначе относится к животным: бережно, уважительно, и что за мучение животных Церковь может отлучить человека от Причастия. «Удивительно! Я никогда об этом не подозревала!» – воскликнула девушка.

Каким же должно быть отношение христианина к природе и конкретно к живым существам?

Напомню некоторые вещи, о которых на страницах этой книги уже говорилось:

Самое первое и базовое определение этого вопроса мы встречаем в первой книге Библии, во второй главе книги Бытие, где говорится от сотворении Богом человека и о взаимодействии человека с сотворенным миром.

Вот есть мир. Он прекрасен, а говоря библейскими словами, «добр зело» (слав.). Вот есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию.

Хотя природный мир несет в себе отблеск Божественной красоты – он творение Премудрого Художника,. а любое произведение несет на себе отпечаток души автора, – но человек имеет ряд черт, совершенно роднящих его с Творцом и Отцом Небесным.

Вот они стоят друг против друга. Каковы, по мысли Бога, должны быть их отношения?

Об этом нам сообщает Священное Писание. Бог приводит к человеку животных, чтобы человек нарек им имена (Быт. 2, 19-20). Нарекать имя, в представлении людей того времени, имел право только хозяин (например, хозяин раба) или отец ребенка. То, что Бог повелевает человеку наречь имя твари, значит, что человек – владыка, господин творения.

Это владычество человека Библия еще раз настойчиво подтверждает словами: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Но как возделывать? Жестоко подчинять? Или находиться с природой в иных отношениях?

Слово «возделывать» часто понималось в смысле подчинять, насиловать. Однако точный перевод древнееврейского кабаш – «попирать ногами». Современные филологи говорят, что это выражение эквивалентно нашему «наложить руку». В этом слове нет и намека на грубое вмешательство в жизнь Божьего творения. В это слово вложен смысл оберегания, взращивания земли, что удачно переведено русским «возделывать».

Еще одно Божье слово, обращенное к новосозданному человеку и раскрывающее заданное ему Богом отношение к творению, мы находим в первой главе книги Бытие. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,], и над птицами небесными …и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).

Здесь слово «владычествуйте» (древнеевр. радах) несет смысл нежного управления творением. Как отмечает немецкий библеист Е. Зенгер: «Это слово означает, собственно, заботу пастуха о своем стаде. Он выводит своих животных на сочные луга, защищает перед лицом любой опасности, охраняет от хищников».

Но какова задача человека в отношении к природному миру? Просто ли пользоваться, питаться им, поставить себе на службу?

Человек был поставлен в центр Вселенной, как «священник творения».

Прежде всего, человек должен был строить правильные отношения с Богом и, воспринимая Его благодать, освящаться.

Затем человек должен был привести к Богу и освящению весь мир, который был ему вручен. Мир должен был восходить от духовной силы в силу, к Богу, обоживаться, освящаясь.

Мы знаем, что произошло Грехопадение. Оно нарушило Богоданные отношения человека с миром. Человек и мир стали врагами. Человек стал мучить, жестоко подчинять себе природный мир, тот стал враждовать против человека.

Но то, что произошла эта катастрофа, не значит, что злые отношения стали нормой. Они – аномалия, ошибка. Человек призван строить отношения с окружающим миром иначе, на основах добра, милосердия, уважения, по-Божески.

Несмотря на грех, Бог не санкционирует мучить животных. Они – Божии. «Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс. 49, 10-11).

Как люди прославляют Бога, так и звери, больше того, все мирозданье, все стихии… Разве не об этом возвышенный гимн – 148-й псалом: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые»

Человек должен бережно пользоваться трудом животных. День субботнего покоя (4-я заповедь из знаменитых 10 заповедей Божьих), заповеданный на все времена, включает в число «отдыхающих» и животных: «Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой» (Исх. 20, 10).

Звери не только в мире сем с нами, они будут и в преображенном мироздании, в Царствии Небесном: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 6-9).

Пророку Исаие вторит пророк Осия: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2, 18).

И уже в Новом Завете это же утверждает апостол Павел: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19-22).

Апостол Павел имеет в виду, что творение (в нашем переводе тварь) мучается в грехе, ожидая прославления и преображения человека. Тогда и все творение будет приобщено к вечности и преображено.

Вот мысль Священного Писания…

Но, может быть, это все в прошлом? И Церковь устами святых отцов, подвижников учила жестокою рукой править живым миром?

Этого не может быть, потому что Священное Писание неотменимо и учение Церкви не может никак противоречить Писанию.

И в самом деле: хотя в истории и случались искажения этой мысли, Церковь всегда хранила и заповедовала христианам бережное уважение к животным.

Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.

Так, по повелению св. Антония Великого лев выкопал могилу для преп. Павла Фивейского, основателя монашества в Египте (Житие 30 января).

То же произошло и после смерти преп. Марии Египетской. К ее останкам пришел лев и выкопал для святой могилу. Свидетель этого, старец Зосима, был поражен увиденным (Житие 14 апреля).

К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (Житие 15 сентября). Подобные истории каждый вспомнит и из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

А вот что читаем в житии мученика Неофита:

«Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которого, по их словам, они поймали в пустыне пять дней тому назад и вовсе не давали пищи. Обрадованный правитель повелел ввести этого льва внутрь ристалища, где Святой мученик ногой был привязан к столбу. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.

Мучитель, исполненный страха и ужаса и не зная, что еще делать, повелел убить мученика. Там стоял один звероподобный и свирепого нрава иноплеменник, имевший в руках копье. Он бросился на святого и, ударив его копьем в грудь, проколол насквозь. Так Святой мученик Неофит, закланный как агнец, предал свою душу в руки Господа своего в 21 день января, прожив от рождения своего пятнадцать лет и четыре месяца...» (Житие 3 февраля).

О том, как мученики были отданы на растерзание диким животным, а те не только не причинили святым вреда, но сами отдали за них жизнь, читаем во многих житиях, из них сразу приходит на память житие св. великомученика Пантелеимона.

Древние легенды?.. Тогда приведу выдержку из Жития современного подвижника преп. Иоанна Нового Хозевита. Он современник наших бабушек и дедушек. Родился в 1913 году, почил в 1960-м. Его Житие написано людьми, близко знавшими святого.

Когда подвижник умер, братия монастыря пришла к пещере, чтобы похоронить его. Среди них был игумен монастыря и духовник преп. Иоанна. Вот что он сообщает о похоронах святого:

«Пришли мы к 10 часам и начали совершать отпевание. В этот момент вдруг слетелось в пещеру его бесчисленное множество разных птиц. Мы решили, что они прилетели за сухарями, которыми обычно кормил их святой Иоанн, и стали бросать им оставшиеся сухари и изюм. Но они даже не притронулись к ним, только летали над его святым телом, садились на голову, на грудь, на руки и ноги его и кричали, все вместе и порознь. Они мешали нам петь и читать, тушили свечи, перелетая постоянно с места на место, закрывали нам своими крыльями книги. Как будто не хотели они, чтобы покидал их этот праведник…

После отпевания мы положили тело блаженного в глубь пещеры, в один старый гроб, который он заранее себе приготовил… Сверху гроба положили доски, обмазали их грязью из песка и земли. И только после этого удалились птицы».

Какой век мы ни возьмем, мы никогда не встретим разрешения мучить животное. Для христианина это «меньший брат», а разве брата можно обидеть?..

Передо мной книга – Сборник вопросов, которые задавались кающемуся на исповеди. Это древний сборник, вопросы на исповеди русских людей XI–XVI веков. И тут мы встречаем: «не бил ли скота?», «не мучил ли скот?» и прочие, подобные. За эти проступки людей наказывали епитимьей, отлучали от Причастия. Оказывается, даже в самые «темные» века, когда, как кажется, уважения к животным не было вовсе, Церковь проповедует и утверждает бережное и нежное отношение к животным.

Постараемся и мы также: в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божиим творением. И вместе с ним войдем в прославленную и преображенную Вселенную, в вечность.

Санкт-Петербургский государственный университет

"Образ природы в христианстве и его интерпретация"

Введение

Проблема интерпретации Библии в настоящее время так же остается весьма актуальной. Есть распространенное мнение, что Библию каждый человек понимает по-своему. Наверное, поэтому и возникает очень много противоречивых точек зрения на те или иные вопросы, освещенные в ней, в том числе и на такой важный вопрос, как интерпретация образа природы в Библии и связь его с современным экологическим кризисом.

Целью исследования является рассмотрение различных точек зрения на образ природы в Библии, анализ глав Нового и Ветхого Завета, касающихся этого вопроса, поиск соответствий и несоответствий в мнениях о влиянии христианства на современную экологическую ситуацию в мире и составление собственной точки зрения относительно этой проблемы.

Экологический кризис, поиск его причин и последствий в современном мире является острой проблемой. Рассматривается много версий о вкладе и значении той или иной причины в глобальной деградации биосферы. Одной из причин рассматривается пагубное влияние христианского учения, которое провозглашает главенство человека над природой. Рассмотрим это утверждение поподробнее.

С одной стороны в Библии есть много отрывков, которые поощряют человечество господствовать над природой и в действительности чрезмерно эксплуатировать ее, особенно, например, в ранних главах Книги Бытия (первая книга Ветхого Завета): "И вас должны страшиться и бояться каждый зверь на земле, и каждая птица в воздухе, и все, что движется по земле, и все рыбы моря, они передаются в ваши руки" (Книга Бытия, 9:2); или "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и подчиняйте ее; господствуйте над рыбой в море и над птицей в воздухе..." (Книга Бытия 1:28). Однако интерпретация данных отрывков весьма неоднозначна. "Плодитесь и размножайтесь" - это призыв, который, кажется, дает явное указание на христианскую поддержку политики увеличения показателей рождаемости. Но эта интерпретация является полностью ложной! Факт состоит в том, что пророк произнес эти слова в то время, когда евреи были высланы в Вавилон и переживали свой второй период изгнания. Теряя веру и убежденные в том, что Яхве их покинул, они оставляли надежду, спрашивая, какой смысл в борьбе, поскольку они все равно осиротели. Именно на этом драматическом фоне пророк пытался убедить этот народ, который спрашивал, какой смысл в том, чтобы иметь детей, если они снова будут порабощены, отбиваться, говоря им не терять.

"Господствуйте над рыбой…" - термин "господство", бесспорно, подразумевает что-то очень негативное для стороны, над которой господствуют. Но с другой стороны, в контексте Библии, господство предполагает не только безграничную власть над всем, но и большую ответственность. Соответственно, когда Бог говорит человеку "господствовать" над природой, это подразумевает как привилегии, но так же и обязательства.

В мире Библии действительно человек выше животных. Но человек - не высшая инстанция власти; человек не может поступать самоуправно. Но выше человека - Бог. Бог ставит человека как Своего наместника выше мира: "И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). Более того, этот труд возделывания природы и мира человек должен совершать перед лицом Бога: "Господь Бог образовал из земли всех животных… и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их (Быт. 2, 19)". Бог проверяет человека, сможет ли он вместо кличек дать имена? Сможет ли он увидеть во всей остальной твари те смыслы, которые видит в ней Творец, или нафантазирует что-то свое, уродующее Божий замысел, т.е. будет ли он с уважением относиться к животным. Человек не может самовольно распоряжаться в мире, не может все свои действия и позывы согласовывать лишь со своими желаниями, но должен стремиться исполнить волю Божию, которая не может состоять в истреблении части Его творения. Человек становится ответственным не только за себя, но и за то над чем он повелевает.

Еще одним спорным эпизодом из Библии (Нового Завета) является иссушение Христом дерева - смоковницы. Существует немало мнений о том, что это действие Христа является примером не экологичного поступка и призывает верующих христиан к вероломству и уничтожению природы. Но это не так. Во-первых, в Библии это единственный эпизод, когда Христос совершил совсем не христианский поступок. В том же язычестве животных убивают сотнями и даже тысячами, принося их в жертвы богам. Во-вторых, стоит так же упомянуть о цели, которую преследовал Христос, проклиная смоковницу. Главной целью было показать ученикам и иудеям, что он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает себя на распятие и не иссушает их.

Да, христианство считает, что у природы нет души. Индусы и другие язычники считают иначе - но вот только самые страшные экологические катастрофы происходят именно в странах "третьего мира". А такой ритуал у индуистов, как купание в реке, в которой они к тому же стирают свое грязное белье и справляют свои телесные нужды, совсем не показывает нам экологическую ответственность последователей индуизма перед природой.

Христианство действительно привило западному человечеству его высшее положение, относительно природы и жажду большего: "Сколько же лучше человек овцы!" (Мф. 12, 12); "Взгляните на птиц небесных… Вы не гораздо ли лучше их?"(Мф. 6, 26). Казалось бы, отсюда логично заключить, что именно в результате такого развития и появилась западная жажда все большего и большего потребления и жажда расширения своего жизненного пространства, что в конце концов и обернулось экологическим кризисом. Но эта логика страдает одним изъяном: она напрямую связывает христианскую проповедь с нынешним кризисом, забывая, что их отношения опосредованы кризисом самого христианства.

По мере развития западного общества постепенно утрачивалось значение первоначальной, традиционной христианской религии, появляются новые течения, религии, секты. Эпоха индустриализма XVIII-XIX вв. продолжила отодвигать христианство и саму религию на второй план. В моду начинают входить "просвещение" и атеизм. Человек захватывает и обрабатывает все большие площади земель, уничтожает все большее количество животных и растений. Если рассматривать эпоху коммунизма, которая явился пиком негативного антиэкологичного воздействия человека на природу, то в течение этого периода христианство и вообще любую религию притесняли, провозглашали ее ложность и бесполезность. Из всего этого видно, что отнюдь не христианство явилось причиной все возрастающего экологического кризиса, а кризис общества и мысли.

Так же хочется рассмотреть современный период и отношение современной христианской церкви к проблеме экологического кризиса. Хочется отметить несколько публичных выступлений и призывов, которые могут служить доказательством того, что христианство отнюдь не является врагом природы, а как раз наоборот является ее хранителем. Например, на конференции по поводу человека и окружающей среды в декабре 1971 года, кардинал Вилло, который тогда был госсекретарем Ватикана, заявил, что любое нападение на Творение представляет собой оскорбление Творца. Патриарх православной церкви Димитриос I (Варфоломей) провозгласил первое сентября каждого года "Днем творения".

Заявления и другие призывы делаются все чаще и чаще либо руководящими религиозными фигурами и мыслителями, такими как Иоанн Павел II или Карл Ф. Фон Вайцзекер, либо конференциями епископов, такими как конференция на Филиппинах, которая осудила опустошение тропических лесов, либо Церковными движениями, такими как Путь Христов. Эти призывы все больше сопровождаются разного рода практической деятельностью.

природа библия христианство экологический

Заключение

Рассмотрев все аспекты поставленной проблемы, и выполнив все цели исследования, можно сделать вывод, что интерпретация христианского учения, как негативно и антиэкологично относящегося к природе в корне не верно. Важно отметить, что обвинения христианства в пропаганде насильного и потребительского отношения к природе, скорее всего связаны с неправильным истолкованием Библии и сути христианского учения. Христианство, наоборот, провозглашает бережное и ответственное отношение ко всем живым существам на Земле, ко всему, что было сотворено Богом и потом человеком. Христианство, возвышая человека над природой, в свою очередь, говорит о том, что выше человека Бог и что человек должен относиться к природе так, как к ней относился бы Господь.

Отношение к природе в христианской культуре

Преображаясь, обретая чистоту души, посредством покаяния и молитвы смиряя свою душу и освобождаясь от гордости, христианин укрепляется в любви к Богу и Его творению. Это также, по мысли преп. Иустина, является неотъемлемой частью и видимым проявлением христианской культуры. В Богочеловеческой культуре обращение человека к природе обнаруживается в разумном, щадящем её использовании и хранении. В пример преп. Иустин Попович приводит святых угодников Божьих, которые, победив в себе страсти и преобразив свою душу, стали способны освящать и преображать окружающую их природу. Общение с природой у святых "молитвенно, мягко, кротко, сострадательно". В чём выражается их внутреннее душевно-сердечное отношение ко всему, что сотворено Богом. "Размягчённое молитвенной любовью человеческое сердце, - пишет преп. Иустин, - печалится и сострадает воздыханием раненой твари, которую человек сделал больной и несчастной до слёз. Такая личность живет и болезненно ощущает свою человеческую ответственность пред оскорбленной и униженной тварью. И стыдится пред Богом за всех людей, истязающих и мучающих богоданную тварь". То есть человек христианской культуры смотрит на природу уже не на как дикое чудовище, которое необходимо всячески немилосердно укрощать и порабощать, но как на больного, за которым надо ухаживать и целить любовью. Ибо природа для христианина представляет собой не бездушный материал для грубого использования и бесконтрольного расточения, а величественную тайну Божию, в которой всякая тварь имеет непреходящую ценность и занимает свое подобающее место в "логосной гармонии мира".

Добровольное усвоение христианской культуры как особенность её распространения

Еще очень важный момент, который затрагивает преп. Иустин Попович, рассматривая свойства и особенности Богочеловеческой культуры. Само её созидание и распространение невозможно осуществить внешним, насильственным, механическим навязыванием, она может быть воспринята только лишь через внутреннее, добровольное, личное усвоение Господу Иисусу Христу в непрестанном подвиге евангельских добродетелей. Чем созидается Царствие Божие на земле, но не внешнее царство как земное господство, а невидимое, внутреннее, духовное, которое создаётся Богом в душе человека. Поэтому христианская культура это, прежде всего состояние души, её внутреннее духовное устроение о котором Спаситель сказал, что Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17, 20-21) отсюда ценность человеческой души, её значимость и достоинство.

Таким образом, в своем учении о христианской культуре преп. Иустин Попович нам показывает, что забота о состоянии своей души есть "единое на потребу" для каждого разумного существа на земле. И Богочеловеческая культура, следуя своему призванию, в синергийном соработничестве с Творцом преображает человека, ведёт его к тому, чтобы в благодатном обожении он обрёл свой Первообраз, свою абсолютную значимость, свою бесконечность, свое бессмертие и вечность. Этим она и отличается от эгоистичной обособленности и приземлённости европейской гуманистической культуры, замкнутой лишь на проблемах телесной жизни, заботе о сугубо земном благополучии, оставляя без внимания духовную жизнь и потребности человека.