Оскар Уайльд «Кентервильское привидение. Материалистическое и идеалистическое понимание истории

  • Дата: 17.12.2023

Оскар Уайльд. Кентервильское привидение

Материально-идеалистическая история

Когда мистер Хайрам Б. Отис, американский посол, решил купить

Кентервильский замок, все уверяли его, что он делает ужасную глупость,- было

достоверно известно, что в замке обитает привидение.

Сам лорд Кентервиль, человек донельзя щепетильный, даже когда дело

касалось сущих пустяков, не преминул при составлении купчей предупредить

мистера Отиса.

Нас как-то не тянуло в этот замок,- сказал лорд Кентервиль,- с тех

пор как с моей двоюродной бабкой, вдовствующей герцогиней Болтон, случился

нервный припадок, от которого она так и не оправилась. Она переодевалась к

обеду, и вдруг ей на плечи опустились две костлявые руки. Не скрою от вас,

мистер Отис, что привидение это являлось также многим ныне здравствующим

членам моего семейства. Его видел и наш приходский священник, преподобный

Огастес Дэмпир, магистр Королевского колледжа в Кембридже. После этой

неприятности с герцогиней вся младшая прислуга ушла от нас, а леди

Кен-тервиль совсем лишилась сна: каждую ночь ей слышались какие-то

непонятные шорохи в коридоре и библиотеке.

Что ж, милорд,- ответил посол,- пусть привидение идет вместе с

мебелью. Я приехал из передовой страны, где есть все, что можно купить за

деньги. К тому же молодежь у нас бойкая, способная перевернуть весь ваш

Старый Свет. Наши молодые люди увозят от вас лучших актрис и оперных

примадонн. Так что, заведись в Европе хоть одно привидение, оно мигом

очутилось бы у нас в каком-нибудь музее или в разъездном паноптикуме.

Боюсь, что кентервильское привидение все-таки существует,- сказал,

улыбаясь, лорд Кентервиль,- хоть оно, возможно, и не соблазнилось

предложениями ваших предприимчивых импресарио. Оно пользуется известностью

добрых триста лет,- точнее сказать, с тысяча пятьсот восемьдесят четвертого

года,- и неизменно появляется незадолго до кончины кого-нибудь из членов

нашей семьи.

Обычно, лорд Кентервиль, в подобных случаях приходит домашний врач.

Никаких привидений нет, сэр, и законы природы, смею думать, для всех одни -

даже для английской аристократии.

Вы, американцы, еще так близки к природе! - отозвался лорд

Кентервиль, видимо, не совсем уразумев последнее замечание мистера Отиса. -

Что ж, если вас устроит дом с привидением, то все в порядке. Только не

забудьте, я вас предупредил.

Несколько недель спустя была подписана купчая, и по окончании

лондонского сезона посол с семьей переехал в Кентервильский замок. Миссис

Отис, которая в свое время - еще под именем мисс Лукреция Р. Тэппен с 53-й

Западной улицы - славилась в Нью-Йорке своей красотой, была теперь дамой

средних лет, все еще весьма привлекательной, с чудесными глазами и точеным

профилем. Многие американки, покидая родину, принимают вид хронических

больных, считая это одним из признаков европейской утонченности, но миссис

Отис этим не грешила. Она обладала великолепным телосложением и совершенно

фантастическим избытком энергии. Право, ее нелегко было отличить от

настоящей англичанки, и ее пример лишний раз подтверждал, что теперь у нас с

Америкой все одинаковое, кроме, разумеется, языка. Старший из сыновей,

которого родители в порыве патриотизма окрестили Вашингтоном,- о чем он

всегда сожалел,- был довольно красивый молодой блондин, обещавший стать

хорошим американским дипломатом, поскольку он три сезона подряд дирижировал

немецкой кадрилью в казино Ньюпорта и даже в Лондоне заслужил репутацию

превосходного танцора. Он питал слабость к гардениям и геральдике, отличаясь

во всем остальном совершенным здравомыслием. Мисс Вирджинии Е. Отис шел

шестнадцатый год. Это была стройная девочка, грациозная, как лань, с

большими, ясными голубыми глазами. Она прекрасно ездила на пони и, уговорив

однажды старого лорда Билтона проскакать с ней два раза наперегонки вокруг

Гайд-парка, на полтора корпуса обошла его у самой статуи Ахиллеса; этим она

привела в такой восторг юного герцога Чеширского, что он немедленно сделал

ей предложение и вечером того же дня, весь в слезах, был отослан своими

опекунами обратно в Итон. В семье было еще двое близнецов, моложе Вирджинии,

которых прозвали "Звезды и полосы", поскольку их без конца пороли. Поэтому

милые мальчики были, не считая почтенного посла, единственными убежденными

республиканцами в семье.

От Кентервильского замка до ближайшей железнодорожной станции в Аскоте

целых семь миль, но мистер Отис заблаговременно телеграфировал, чтобы им

выслали экипаж, и семья двинулась к замку в отличном расположении духа.

Был прекрасный июльский вечер, и воздух был напоен теплым ароматом

соснового леса. Изредка до них доносилось нежное воркование лесной горлицы,

пестрая грудь фазана. Крошечные белки поглядывали на них с высоких буков, а

кролики прятались в низкой поросли или, задрав белые хвостики, улепетывали

по мшистым кочкам. Но не успели они въехать в аллею, ведущую к

Кентервильскому замку, как небо вдруг заволокло тучами, и странная тишина

сковала воздух. Молча пролетела у них над головой огромная стая галок, и,

когда они подъезжали к дому, большими редкими каплями начал накрапывать

На крыльце их поджидала опрятная старушка в черном шелковом платье,

белом чепце и переднике. Это была миссис Амни, домоправительница, которую

миссис Отис, по настоятельной просьбе леди Кентервиль, оставила в прежней

должности. Она низко присела перед каждым из членов семьи и церемонно,

по-старинному, промолвила:

Добро пожаловать в замок Кентервилей! Они вошли вслед за нею в дом и,

миновав настоящий тюдоровский холл, очутились в библиотеке - длинной и

низкой комнате, обшитой черным дубом, с большим витражом против двери. Здесь

уже все было приготовлено к чаю. Они сняли плащи и шали и, усевшись за стол,

принялись, пока миссис Амни разливала чай, разглядывать комнату.

Вдруг миссис Отис заметила потемневшее от времени красное пятно на

полу, возле камина, и, не понимая, откуда оно взялось, спросила миссис Амни:

Наверно, здесь что-то пролили?

Да, сударыня,- ответила старая экономка шепотом,- здесь пролилась

Какой ужас!- воскликнула миссис Отис. - Я не желаю, чтобы у меня в

гостиной были кровавые пятна. Пусть его сейчас же смоют!

Старушка улыбнулась и ответила тем же таинственным? шепотом:

Вы видите кровь леди Элеоноры Кентервиль, убиенной на этом самом

месте в тысяча пятьсот семьдесят пятом году супругом своим сэром Симоном де

Кентервиль. Сэр Симон пережил ее на девять лет и потом вдруг исчез при

весьма загадочных обстоятельствах. Тело его так и не нашли, но грешный дух

его доныне бродит по замку. Туристы и прочие посетители замка с неизменным

восхищением осматривают это вечное, несмываемое пятно.

Что за глупости!- воскликнул Вашингтон Отис. - Непревзойденный

Пятновыводитель и Образцовый Очиститель Пинкертона уничтожит его в одну

И не успела испуганная экономка помешать ему, как он, опустившись на

колени, принялся тереть пол маленькой черной палочкой, похожей на губную

помаду. Меньше чем в минуту от пятна и следа не осталось.

- "Пинкертон" не подведет! - воскликнул он, обернувшись с торжеством к

восхищенному семейству. Но не успел он это досказать, как яркая вспышка

молнии озарила полутемную комнату, оглушительный раскат грома заставил всех

вскочить на ноги, а миссис Амни лишилась чувств.

Какой отвратительный климат,- спокойно заметил американский посол,

закуривая длинную сигару с обрезанным концом.- Наша страна-прародительница

до того перенаселена, что даже приличной погоды на всех не хватает. Я всегда

считал, что эмиграция - единственное спасение для Англии.

Дорогой Хайрам,- сказала миссис Отис,- как быть, если она чуть что

примется падать в обморок?

Удержи у нее разок из жалованья, как за битье посуды,- ответил

посол,и ей больше не захочется.

И правда, через две-три секунды миссис Амни вернулась к жизни. Впрочем,

как нетрудно было заметить, она не вполне еще оправилась от пережитого

потрясения и с торжественным видом объявила мистеру Отису, что его дому

грозит беда.

Сэр,- сказала она,- мне доводилось видеть такое, от чего у всякого

христианина волосы встанут дыбом, и ужасы здешних мест много ночей не давали

мне смежить век.

Но мистер Отис и его супруга заверили почтенную особу, что они не

боятся привидений, и, призвав благословенье божье на своих новых хозяев, а

также намекнув, что неплохо бы прибавить ей жалованье, старая

домоправительница нетвердыми шагами удалилась в свою комнату.

Всю ночь бушевала буря, но ничего особенного не случилось. Однако,

когда на следующее утро семья сошла к завтраку, все снова увидели на полу

ужасное кровавое пятно.

В Образцовом Очистителе сомневаться не приходится,- сказал Вашингтон.

Я его на чем только не пробовал. Видно, здесь и в самом деле поработало

привидение.

И он снова вывел пятно, а наутро оно появилось на прежнем месте. Оно

было там и на третье утро, хотя накануне вечером мистер Отис, прежде чем

уйти спать, самолично запер библиотеку и забрал с собою ключ. Теперь вся

семья была занята привидениями. Мистер Отис стал подумывать, не проявил ли

он догматизма, отрицая существование духов; миссис Отис высказала намеренье

вступить в общество спиритов, а Вашингтон сочинил длинное письмо господам

Майерс и Подмор касательно долговечности кровавых пятен, порожденных

преступлением. Но если и оставались у них какие-либо сомнения в реальности

призраков, они в ту же ночь рассеялись навсегда.

День был жаркий и солнечный, и с наступлением вечерней прохлады

семейство отправилось на прогулку. Они вернулись домой лишь к девяти часам и

сели за легкий ужин. О привидениях даже речи не заходило, так что все

присутствующие отнюдь не были в том состоянии повышенной восприимчивости,

которое так часто предшествует материализации духов. Говорили, как потом мне

рассказал мистер Отис, о чем всегда говорят просвещенные американцы из

высшего общества; о бесспорном превосходстве мисс Фанни Давенпорт как

актрисы над Сарой Бернар; о том, что даже в лучших английских домах не

подают кукурузы, гречневых лепешек и мамалыги; о значении Бостона для

формирования мировой души; о преимуществах билетной системы для провоза

багажа по железной дороге; о приятной мягкости нью-йоркского произношения по

сравнению с тягучим лондонским выговором. Ни о чем сверхъестественном речь

не шла, а о сэре Симоне де Кентервиле никто даже не заикнулся. В одиннадцать

вечера семья удалилась на покой, и полчаса спустя в доме погасили свет.

Очень скоро, впрочем, мистер Отис проснулся от непонятных звуков в коридоре

у него за дверью. Ему почудилось, что он слышит - с каждой минутой все

отчетливей - скрежет металла. Он встал, чиркнул спичку и взглянул на часы.

Был ровно час ночи. Мистер Отис оставался совершенно невозмутимым и пощупал

свой пульс, ритмичный, как всегда. Странные звуки не умолкали, и мистер Отис

теперь уже явственно различал звук шагов. Он сунул ноги в туфли, достал из

несессера какой-то продолговатый флакончик и открыл дверь. Прямо перед ним в

призрачном свете луны стоял старик ужасного вида. Глаза его горели, как

раскаленные угли, длинные седые волосы патлами ниспадали на плечи, грязное

платье старинного покроя было все в лохмотьях, с рук его и ног, закованных в

кандалы, свисали тяжелые ржавые цепи.

Сэр,- сказал мистер Отис,- я вынужден настоя-тельнейше просить вас

смазывать впредь свои цепи. С этой целью я захватил для вас пузырек

машинного масла "Восходящее солнце демократической партии". Желаемый эффект

после первого же употребления. Последнее подтверждают наши известнейшие

священнослужители, в чем вы можете самолично удостовериться, ознакомившись с

этикеткой. Я оставлю бутылочку на столике около канделябра и почту за честь

снабжать вас вышеозначенным средством по мере надобности.

С этими словами посол Соединенных Штатов поставил флакон на мраморный

столик и, закрыв за собой дверь, улегся в постель.

Кентервильское привидение так и замерло от возмущения. Затем, хватив в

гневе бутылку о паркет, оно ринулось по коридору, излучая зловещее зеленое

сияние и глухо стеная. Но едва оно ступило на верхнюю площадку широкой

дубовой лестницы, как из распахнувшейся двери выскочили две белые фигурки, и

огромная подушка просвистела у него над головой. Времени терять не

приходилось и, прибегнув спасения ради к четвертому измерению, дух скрылся в

деревянной панели стены. В доме все стихло.

Добравшись до потайной каморки в левом крыле замка, привидение

прислонилось к лунному лучу и, немного отдышавшись, начало обдумывать свое

положение. Ни разу за всю его славную и безупречную трехсотлетнюю службу его

так не оскорбляли. Дух вспомнил о вдовствующей герцогине, которую насмерть

напугал, когда она смотрелась в зеркало, вся в кружевах и бриллиантах; о

четырех горничных, с которыми случилась истерика, когда он всего-навсего

улыбнулся им из-за портьеры в спальне для гостей; о приходском священнике,

который до сих пор лечится у сэра Уильяма Галла от нервного расстройства,

потому что однажды вечером, когда он выходил из библиотеки, кто-то задул у

него свечу; о старой мадам де Тремуйяк, которая, проснувшись как-то на

рассвете и увидав, что в кресле у камина сидит скелет и читает ее дневник,

слегла на шесть недель с воспалением мозга, примирилась с церковью и

решительно порвала с известным скептиком мосье де Вольтером. Он вспомнил

страшную ночь, когда злокозненного лорда Кентервиля нашли задыхающимся в

гардеробной с бубновым валетом в горле. Умирая, старик сознался, что с

помощью этой карты он обыграл у Крокфор-да Чарлза Джеймса Фокса на пятьдесят

тысяч фунтов и что эту карту ему засунуло в глотку кентервильское

привидение. Он припомнил каждую из жертв своих великих деяний, начиная с

дворецкого, который застрелился, едва зеленая рука постучалась в окно

буфетной, и кончая прекрасной леди Статфилд. которая вынуждена была всегда

носить на шее черную бархатку, чтобы скрыть отпечатки пяти пальцев,

оставшиеся на ее белоснежной коже. Она потом утопилась в пруду, знаменитом

своими карпами, в конце Королевской аллеи. Охваченный тем чувством

самоупоения, какое ведомо всякому истинному художнику, он перебирал в уме

свои лучшие роли, и горькая улыбка кривила его губы, когда он вспоминал

последнее свое выступление в качестве Красного Рабена, или

Младенца-удавленника, свой дебют в роли Джибона Кожа да кости, или

Кровопийцы с Бекслейской Топи; припомнил и то, как потряс зрителей

всего-навсего тем, что приятным июньским вечер

ом поиграл в кегли своими костями на площадке для лаун-тенниса.

И после всего этого заявляются в замок эти мерзкие нынешние американцы,

навязывают ему машинное масло и швыряют в него подушками! Такое терпеть

нельзя! История не знала примера, чтоб так обходились с привиде-нием. И он

замыслил месть и до рассвета остался недвижим, погруженный в раздумье.

На следующее утро, за завтраком, Отисы довольно долго говорили о

привидении. Посол Соединенных Штатов был немного задет тем, что подарок его

отвергли.

Я не собираюсь обижать привидение,- сказал он,-г и я не могу в данной

связи умолчать о том, что крайне невежливо швырять подушками в того, кто

столько лет обитал в этом доме. - К сожалению, приходится добавить, что это

абсолютно справедливое замечание близнецы встретили громким хохотом. - Тем

не менее,- продолжал посол,- если дух проявит упорство и не пожелает

воспользоваться машинным маслом "Восходящее солнце демократической партии",

придется расковать его. Невозможно спать, когда так шумят у тебя под дверью.

Впрочем, до конца недели их больше не потревожили, только кровавое

пятно в библиотеке каждое утро вновь появлялось на всеобщее обозрение.

Объяснить это было. непросто, ибо дверь с вечера запирал сам мистер Отис, а

окна закрывались ставнями с крепкими засовами. Хамелеонопо-добная природа

пятна тоже требовала объяснения. Иногда оно было темно-красного цвета,

иногда киноварного, иногда пурпурного, а однажды, когда они сошли вниз для

семейной молитвы по упрощенному ритуалу Свободной американской реформатской

епископальной церкви, пятно оказалось изумрудно-зеленым. Эти

калейдоскопические перемены, разумеется, очень забавляли семейство, и каждый

вечер заключались пари в ожидании утра. Только маленькая Вирджиния не

участвовала в этих забавах; она почему-то всякий раз огорчалась при виде

кровавого пятна, а в тот день, когда оно стало зеленым, чуть не

расплакалась.

Второй выход духа состоялся в ночь на понедельник. Семья только

улеглась, как вдруг послышался страшный грохот в холле. Когда перепуганные

обитатели замка сбежали вниз, они увидели, что на полу валяются большие

рыцарские доспехи, упавшие с пьедестала, а в кресле с высокой спинкой сидит

кентервильское привидение и, морщась от боли, потирает себе колени. Близнецы

с меткостью, которая приобретается лишь долгими и упорными упражнениями на

особе учителя чистописания, тотчас же выпустили в него по заряду из своих

рогаток, а посол Соединенных Штатов прицелился из револьвера и, по

калифорнийскому обычаю, скомандовал "руки вверх!". Дух вскочил с бешеным

воплем и туманом пронесся меж них, потушив у Вашингтона свечу и оставив всех

во тьме кромешной. На верхней площадке он немного отдышался и решил

разразиться своим знаменитым дьявольским хохотом, который не раз приносил

ему успех. Говорят, от него за ночь поседел парик лорда Рейкера, и этот

хохот, несомненно, был причиной того, что три французских гувернантки леди

Кентервиль заявили об уходе, не прослужив в доме и месяца. И он разразился

самым своим ужасным хохотом, так что отдались звонким эхом старые своды

замка. Но едва смолкло страшное эхо, как растворилась дверь, и к нему вышла

миссис Отис в бледно-голубом капоте.

Боюсь, вы расхворались,- сказала она. - Я принесла вам микстуру

доктора Добелла. Если вы страдаете несварением желудка, она вам поможет.

Дух метнул на нее яростный взгляд и приготовился обернуться черной

собакой - талант, который принес ему заслуженную славу и воздействием коего

домашний врач объяснил неизлечимое слабоумие дяди лорда Кентервиля,

достопочтенного Томаса Хортона. Но звук приближающихся шагов заставил его

отказаться от этого намерения. Он удовольствовался тем, что стал слабо

фосфоресцировать, и в тот момент, когда его уже настигли близнецы, успел,

исчезая, испустить тяжелый кладбищенский стон.

Добравшись до своего убежища, он окончательно потерял самообладание и

впал в жесточайшую тоску. Невоспитанность близнецов и грубый материализм

миссис Отис крайне его шокировали; но больше всего его огорчило то, что ему

не удалось облечься в доспехи. Он полагал, что даже нынешние американцы

почувствуют робость, узрев привидение в доспехах,- ну хотя бы из уважения к

своему национальному поэту Лонгфелло, над изящной и усладительной поэзией

которого он просиживал часами, когда Кентервили переезжали в город. К тому

же это были его собственные доспехи. Он очень мило выглядел в них на турнире

в Кенильворте и удостоился тогда чрезвычайно лестной похвалы от самой

королевы-девственницы. Но теперь массивный нагрудник и стальной шлем

оказались слишком тяжелы для него, и, надев доспехи, он рухнул на каменный

пол, разбив колени и пальцы правой руки.

Он не на шутку занемог и несколько дней не выходил из комнаты,- разве

что ночью, для поддержания в должном порядке кровавого пятна. Но благодаря

умелому самоврачеванию он скоро поправился и решил, что в третий раз

попробует напугать посла и его домочадцев. Он наметил себе пятницу

семнадцатого августа и в канун этого дня допоздна перебирал свой гардероб,

остановив наконец выбор на высокой широкополой шляпе с красным пером, саване

с рюшками у ворота и на рукавах и заржавленном кинжале. К вечеру начался

ливень, и ветер так бушевал, что все окна и двери старого дома ходили

ходуном. Впрочем, подобная погода была как раз по нем. План его был таков:

первым делом он тихонько проберется в комнату Вашингтона Отиса и постоит у

него в ногах, бормоча себе что-то под нос, а потом под звуки заунывной

музыки трижды пронзит себе горло кинжалом. К Вашингтону он испытывал особую

неприязнь, так как прекрасно знал, что именно он взял в обычай стирать

знаменитое Кентервильское Кровавое Пятно Образцовым Пинкертоновским

Очистителем. Доведя этого безрассудного и непочтительного юнца до полной

прострации, он проследует затем в супружескую опочивальню посла Соединенных

Штатов и возложит покрытую холодным потом руку на лоб миссис Отис,

нашептывая тем временем ее трепещущему мужу страшные тайны склепа. Насчет

маленькой Вирджи-нии он пока ничего определенного не придумал. Она ни разу

его не обидела и была красивой и доброй девочкой. Здесь можно обойтись

несколькими глухими стонами из шкафа, а если она не проснется, он подергает

дрожащими скрюченными пальцами ее одеяло. А вот близнецов он проучит как

следует. Перво-наперво он усядется им на грудь, чтобы они заметались от

привидевшихся кошмаров, а потом, поскольку их кровати стоят почти рядом,

застынет между ними в образе холодного, позеленевшего трупа и будет так

стоять, пока они не омертвеют от страха. Тогда он сбросит саван и, обнажив

свои белые кости, примется расхаживать по комнате, вращая одним глазом, как

полагается в роли Безгласого Даниила, или Скелета-самоубийцы. Это была очень

я роль, ничуть не слабее его знаменитого Безумного Мартина, или

Сокрытой Тайны, и она не раз производила сильное впечатление на зрителей.

В половине одиннадцатого он догадался по звукам, что вся семья

отправилась на покой. Ему еще долго мешали дикие взрывы хохота,- очевидно,

близнецы с беспечностью школьников резвились перед тем, как отойти ко сну,но

в четверть двенадцатого в доме воцарилась тишина, и, только пробило полночь,

он вышел на дело. Совы бились о стекла, ворон каркал на старом тисовом

дереве, и ветер блуждал, стеная, словно неприкаянная душа, вокруг старого

дома. Но Отисы спокойно спали, не подозревая ни о чем, в храп посла заглушал

дождь и бурю. Дух со злобной усмешкой на сморщенных устах осторожно вышел из

панели. Луна сокрыла свой лик за тучей, когда он крался мимо окна фонарем,

на котором золотом и лазурью были выведены его герб и герб убитой им жены.

на него с отвращением.

Вдруг ему почудилось, что кто-то окликнул его, и он замер на месте, но

это только собака залаяла на Красной ферме. И он продолжал свой путь,

бормоча никому теперь не понятные ругательства XVI века и размахивая в

воздухе заржавленным кинжалом. Наконец он добрался до поворота, откуда

начинался коридор, ведущий в комнату злосчастного Вашингтона. Здесь он

переждал немного. Ветер развевал его седые космы и свертывал в неописуемо

ужасные складки его могильный саван. Пробило четверть, и он почувствовал,

что время настало. Он самодовольно хихикнул и повернул за угол; но едва он

ступил шаг, как отшатнулся с жалостным воплем и закрыл побледневшее лицо

длинными костлявыми руками. Прямо перед ним стоял страшный призрак,

недвижный, точно изваяние, чудовищный, словно бред безумца. Голова у него

была лысая, гладкая, лицо толстое, мертвенно-бледное; гнусный смех свел

черты его в вечную улыбку. Из глаз его струились лучи алого света, рот был

как широкий огненный колодец, а безобразная одежда, так похожая на его

собственную, белоснежным саваном окутывала могучую фигуру. На груди у

призрака висела доска с непонятной надписью, начертанной старинными буквами.

О страшном позоре, должно быть, вещала она, о грязных пороках, о диких

злодействах. В поднятой правой руке его был зажат меч из блестящей стали.

Никогда доселе не видав привидений, дух Кентервиля, само собой

разумеется, ужасно перепугался и, взглянув еще раз краешком глаза на

страшный призрак, кинулся восвояси. Он бежал, не чуя под собою ног, путаясь

в складках савана, а заржавленный кинжал уронил по дороге в башмак посла,

где его поутру нашел дворецкий. Добравшись до своей комнаты и почувствовав

себя в безопасности, дух бросился на свое жесткое ложе и спрятал голову под

одеяло. Но скоро в нем проснулась былая кентервильская отвага, и он решил,

как только рассветет, пойти и заговорить с другим привиде-нием. И едва заря

окрасила холмы серебром, он вернулся туда, где встретил ужасный призрак. Он

понимал, что, в конце концов, чем больше привидений, тем лучше, и надеялся с

помощью нового сотоварища управиться с близнецами. Но когда он очутился на

прежнем месте, страшное зрелище открылось его взору. Видно, что-то недоброе

стряслось с призраком. Свет потух в его пустых глазницах, блестящий меч

выпал у него из рук, и весь он как-то неловко и неестественно опирался о

стену. Дух Кентервиля подбежал к нему, обхватил его руками, как вдруг - о,

ужас! - голова покатилась по полу, туловище переломилось пополам, и он

увидел, что держит в объятиях кусок белого полога, а у ног его валяются

метла, кухонный нож и пустая тыква. Не зная, чем объяснить это странное

превращение, он дрожащими руками поднял доску с надписью и при сером

утреннем свете разобрал такие страшные слова:

ДУХ ФИРМЫ ОТИС Единственный подлинный и оригинальный призрак

Остерегайтесь подделок! Все остальные - не настоящие!

Ему стало все ясно. Его обманули, перехитрили, провели! Глаза его

зажглись прежним кентервильским огнем; он заскрежетал беззубыми деснами и,

воздев к небу изможденные руки, поклялся, следуя лучшим образцам старинной

стилистики, что, не успеет Шантеклер дважды протрубить в свой рог, как

свершатся кровавые дела и убийство неслышным шагом пройдет по этому дому.

Едва он произнес эту страшную клятву, как вдалеке с красной черепичной

крыши прокричал петух. Дух залился долгим, глухим и злым смехом и стал

ждать. Много часов прождал он, но петух почему-то больше не запел. Наконец

около половины восьмого шаги горничных вывели его из оцепенения, и он

вернулся к себе в комнату, горюя о несбывшихся планах и напрасных надеждах.

Там, у себя, он просмотрел несколько самых своих любимых книг о старинном

рыцарстве и узнал из них, что всякий раз, когда произносилась эта клятва,

петух пел дважды.

Процесс развития общества называется историей , поэтому одной из важнейших частей социальной философии является философия истории (историософия ). Термин «философия истории » был введён в середине 18 в. Ф. Вольтером. В отличие от истории историософия занимается не изучением конкретных исторических событий, их причин и следствий, а более масштабными вопросами: есть ли у истории смысл? какова цель истории? Какие существуют движущие силы исторического процесса? Является ли история случайным набором событий или ей присуща определённая закономерность? При философском рассмотрении исторического процесса также достаточно чётко проявляются особенности миропонимания, заложенные в трёх главных направлениях философии: объективном и субъективном идеализме, а также в материализме.

Объективные идеалисты полагают, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Объективно-идеалистическая философия истории может существовать как в религиозном, так и в нерелигиозном варианте.

Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина , изложенная им в труде «О граде Божием ». Вся история, по Августину, есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага и справедливости. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Каждое событие следует рассматривать с финальной эсхатологической точки зрения – конца мира и страшного суда как осуществляемое по Божественному провидению приближение к конечному торжеству справедливости. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям. Вся история человечества делится Августином на 7 этапов, границей между которыми являются важнейшие события в отношениях между Богом и человечеством (грехопадение, потоп, пришествие Спасителя и пр.). Существование человеческого общества предстаёт, по Августину, как борьба небесного (Божьего) и земного (дьявольского) градов, сообществ.



Нерелигиозным вариантом объективно-идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля . В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух , который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре, и тем самым, движет общество вперёд. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего собственного совершенствования.

Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа в истории: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе . На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот) – все остальные, даже вельможи, по своей сути являются рабами владыки. В античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство. Гегель выдвигает учение о хитрости мирового духа , который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этих благ, исторические деятели выполняют незаметно для самих себя предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона во главе войск, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели полностью выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены. Гегель делил народы на исторические и неисторические; к сожалению, славян Гегель предвзято относил ко второй группе народов.

Субъективно-идеалистические представления о ходе истории характеризуются признанием того, что историязависит от сознания людей и определяется им. Одной из форм субъективно-идеалистических воззрений на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей . Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Самыми яркими представителями волюнтаризма в философии истории могут считаться английский философ и историк Томас Карлейль (1795 – 1881) и русский мыслитель-народник Н. К. Михайловский (1842 – 1904). Так, Т. Карлейль создал культ героев, которых объявил единственными творцами истории. К героям Карлейль причислял тех, кто отличался яркостью индивидуальности, активной духовной деятельностью и способностью влиять на людей. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером.

Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю ») утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими закономерностями, носящими объективный (не зависящий от сознания личностей) характер. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение.

Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Среди историков уже несколько веков бытует шутка, восходящая к одному из афоризмов Б. Паскаля: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Попытайтесь аргументированно согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Но изменило ли бы это глобальный ход истории? Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения. Случайность в историческом процессе служит лишь выражением исторической необходимости, вытекающей из законов развития общества.

Одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории был Л. Н. Толстой , критиковавший в романе «Война и мир», в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка. Тогда спасителем России следовало бы объявить камердинера, не удосужившегося за несколько дней до сражения подать императору непромокаемые сапоги. Толстой полагал, что ход истории определяется строго детерминированными закономерностями, проявляющимися в народных массах. По настоящему великие исторические деятели (каким Толстой представлял М. И. Кутузова) понимают эти процессы и стараются им не препятствовать. Мнение Наполеона или Александра I, что они управляют ходом истории, – не более чем их собственное заблуждение. Подобные деятели – только блестящая радужная пена на поверхности.

Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний , борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром ». Люди принимают решения и свершают поступки, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук . Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства.

Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории определяется объективными материальными факторами, не зависящими от сознания людей. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества.

Разновидностями материалистического понимания истории можно считать географический и экономический детерминизм. Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью и агрессивностью по отношению к соседям, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье . В 19 в. в числе последователей этого направления могут быть названы английский историк Томас Бокль (1821 – 1862) и русский культуролог Лев Ильич Мечников (1838 – 1888), автор известной работы «Цивилизация и великие исторические реки». Однако стоит заметить, что влияние природных (географических) факторов на развитие человечества было значительным на заре истории, когда зависимость людей от природы была весьма сильной. Ход развития общества на высоком уровне обособленности от природы, достигнутом цивилизаций, уже географическими факторами объяснён быть не может.

Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм , нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей.

К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил и возникающих на их основе производственных отношений. Кпроизводительным силам Маркс относил 1. самого человек а с его физическими и интеллектуальными способностями, 2. Средства труда – орудия, с помощью которых осуществляется деятельность человека, 3. Предметы труда – то, на что направлена деятельность человека (вспахиваемая земля, добываемая руда и пр.) Средства труда и предметы труда объединялись Марксом в понятие «средства производства ». На основе производительных сил возникают производственные отношения – отношения между людьми, возникающие в процессе производства. Главным из производственных отношений марксизм объявляет отношения собственности на средства производства и на продукты, получаемые в результате процесса производства. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом .

На основе базиса возникает надстройка , в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Считалось, что в конечном итоге все эти отношения зависят от степени развития производительных сил и соответствующих ей производственных отношений. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис.

К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, (а базис является более динамичным, чем надстройка). Это в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки и замене их на новые, соответствующие новому уровню производительных сил.

Тип общества, основывающийся на определённом уровне развития производительных сил и соответствующих производственных отношениях, называется Марксом социально-экономической формацией. Марксистами выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Вся история человечества представляется К. Марксу и его последователям как история борьбы классов, групп людей, определяемых по их отношению к собственности на средства производства и по роли, которую эти группы играют в общественном производстве. К числу основных классов относятся рабовладельцы и рабы (рабовладельческая формация), феодалы и зависимые крестьяне (феодализм), буржуазия и пролетариат (капиталистическая формация). Первобытнообщинная и коммунистическая формации являются бесклассовыми обществами с отсутствием частной собственности.

Как правило, переход от старой формации к новой, считают марксисты, сопровождается обострением борьбы классов, в конечном итоге, выливающуюся в революцию, резкое скачкообразное насильственное изменение социально-экономического и политического строя. Марксизм настаивал на общности исторического пути развития всех стран, развивающихся по одним и тем же объективным социальным законам.

Материализм и идеализм - противоположные способы понимания всякого вопроса

Материализм и идеализм не являются двумя абстрактными теориями о природе мира, мало касающимися простых людей, занятых практической деятельностью. Они являются противоположными способами понимания всякого вопроса, и, следовательно, они выражают различный подход к этим вопросам на практике и ведут к самым различным выводам из практической деятельности.

Нельзя также употреблять термины «материализм» и «идеализм», как некоторые это делают, для выражения противоположных взглядов в области морали; идеализм - как выражение возвышенного, материализм - как выражение низменного и эгоистического. Если мы будем употреблять эти термины таким образом, мы никогда не поймем противоположности между идеалистическим и материалистическим философскими воззрениями; потому что этот способ выражения, как говорит Энгельс, означает не что иное, как «непростительную уступку филистерскому предрассудку против названия «материализм», предрассудку, укоренившемуся у филистера под влиянием долголетней поповской клеветы на материализм. Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими» .

Прежде чем пытаться дать общее определение материализма и идеализма, рассмотрим, каким образом эти два способа понимания вещей выражаются по отношению к некоторым простым и знакомым вопросам. Это поможет нам понять различие между материалистическим и идеалистическим воззрениями.

Для примера возьмем такое природное и знакомое всем явление как гроза. Что вызывает грозы?

Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога, который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-то человечество.

Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных сил природы. Например, древние материалисты считали, что грозы вызываются ударом друг о друга материальных частиц, находящихся в облаках. И дело не в том, что это объяснение, как мы сейчас понимаем, ложное, а в том, что это было попыткой материалистического, в отличие от идеалистического, объяснения. Сегодня, благодаря науке, мы знаем о грозах значительно больше, но тоже далеко не все, чтобы считать это природное явление хорошо изученным. Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков. Внутри этих облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом, которые так пугали древних людей.

Мы видим, что идеалистическое объяснение пытается связать объясняемое явление с некоторой духовной причиной - в данном случае с гневом господним, а материалистическое объяснение связывает рассматриваемое явление с материальными причинами.

В настоящее время большинство людей согласится принять материалистическое объяснение причин грозы. Современная наука шагнула далеко вперед, в значительной степени вытеснив из мировоззрения людей идеалистическую составляющую. Но, к сожалению, это касается не всех сфер общественной жизни людей.

Возьмем другой пример, на этот раз из общественной жизни. Почему существуют богатые и бедные? Это вопрос, который волнует многих.

Наиболее откровенные идеалисты отвечают на этот вопрос просто, что, мол, бог создал людей такими. Воля бога такова, что некоторые должны быть богатыми, другие бедными.

Но гораздо больше распространены другие объяснения, тоже идеалистические, только более тонкие. К примеру, такие, которые утверждают, что некоторые люди богаты потому, что они старательны, предусмотрительны и экономны, в то время как другие потому бедны, что они расточительны и глупы. Люди, которые придерживаются такого рода объяснения, говорят, что все это - следствие извечной «человеческой природы». Природа человека и общества, по их мнению, такова, что необходимо возникает различие между бедными и богатыми.

Еще объяснение из той же идеалистической «оперы», что мол, бедные потому бедные, что они мало и плохо работают, а богатые потому богаты, что трудятся «не покладая рук». Причина, якобы, все та же — чисто идеалистического характера — врожденные качества человека – у одних лень, у других – трудолюбие, которые изначально и определяют достаток человека.

Как в случае объяснения причины грозы, так и в случае объяснения причины существования бедных и богатых идеалист ищет некую духовную причину - если не в воле бога, божественном разуме, то в определенных врожденных чертах человеческого ума или характера.

Материалист, напротив, ищет причину существования богатых и бедных в материальных, экономических условиях общественной жизни. Он видит причину разделения общества на богатых и бедных в способе производства материальных благ для жизни, когда одна часть людей владеет землей и другими средствами производства, в то время как другая часть людей должна работать на них. И как бы упорно неимущие ни работали и как бы ни копили, ни экономили, они все равно останутся бедными, в то время как имущие будут богатеть и богатеть, благодаря продуктам труда бедных.

Таким образом, мы видим, что различие между материалистическим и идеалистическим взглядами может быть очень важным, и не только в теоретическом, но и в самом что ни есть практическом смысле.

Так, например, материалистическое представление о грозах помогает нам принять меры предосторожности против них, такие, как устройство на зданиях громоотводов. Но если мы объясняем грозы идеалистически, то все, что мы можем сделать, чтобы избежать их, это молиться богу. Далее, если мы соглашаемся с идеалистическим объяснением существования бедных и богатых, то нам ничего не остается как принять существующее положение вещей, смириться с ним — радоваться своему господствующему положению и предаваться умеренной благотворительности, если мы богаты, и проклинать свою судьбу и просить милостыню, если мы бедны. Напротив, вооруженные материалистическим пониманием общества, мы можем найти способ изменения общества, а, следовательно, и своей собственной жизни.

И хотя некоторая часть людей в капиталистическом обществе заинтересована в идеалистическом объяснении происходящего, в интересах огромного большинства других людей крайне важно научиться объяснять явления и события материалистически, чтобы правильно их понять и получить возможность изменить свою жизнь.

Энгельс писал об идеализме и материализме: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию… Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» .

Идеализм - это такой способ объяснения, который считает духовное предшествующим материальному, в то время как материализм считает материальное предшествующим духовному. Идеализм считает, что все материальное якобы зависит от чего-то духовного и определяется им, в то время как материализм утверждает, что все духовное зависит материального и определяется им.

Материалистический способ понимания вещей, событий и их взаимосвязей противоположен идеалистическому способу понимания.И это их принципиальное различие проявляется как в общих философских представлениях о мире в целом, так и в представлениях об отдельных вещах и событиях.

Наша философия называется диалектическим материализмом, говорит Сталин, «потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория- материалистической» . При этом мы должны понимать, что материализм не является догматической системой, это - способ понимания и объяснения всякого вопроса.

Идеализм

В своей основе идеализм - это религия, теология. «Идеализм есть поповщина» , - говорил Ленин. Всякий идеализм является продолжением религиозного подхода к решению любого вопроса, даже если отдельные идеалистические теории и сбросили свою религиозную оболочку. Идеализм не отделим от суеверий, веры в сверхъестественное, таинственное и непознаваемое.

Напротив, материализм стремится объяснить эти вопросы исходя из материального мира, при помощи факторов, которые можно проверять, понимать и контролировать.

Корни идеалистического представления о вещах, следовательно, те же, что и религии.

Представления о сверхъестественном и религиозные идеи обязаны своим происхождением беспомощности людей перед силами природы и их невежеству. Силы, которые люди не могут понять, олицетворяются в их представлении с силами неких духов или богов, т.е. со сверхъестественными существами, которых нельзя познать.

Например, незнание людьми действительных причин такого устрашающего их явления, как грозы, привело к тому, что их причины были объяснены фантастически — гневом богов.

По той же причине к деятельности духов было отнесено такое важное явление, как выращивание урожаев зерна — люди стали верить, что зерно произрастает под действием особой духовной силы, заключенной в нем.

С самых первобытных времен люди олицетворяли подобным образом силы природы. С возникновением классового общества, когда действия, поступки людей стали вызываться господствующими над ними и непонятными для них социальными отношениями, люди придумали новые сверхъестественные силы. Эти новые сверхъестественные силы явились дублированием существовавшего тогда общественного порядка . Люди придумали богов, возвышающихся над всем человечеством, подобно тому как короли и аристократы возвышались над простым народом.

Всякая религия и всякий идеализм содержат в своей основе подобное удвоение мира . Они дуалистичны и выдумывают идеальный, или сверхъестественный, мир, господствующий над реальным, материальным, миром.

Очень характерны для идеализма такие противопоставления, как душа и тело; бог и человек; небесное царство и царство земное; усваиваемые разумом формы и идеи вещей и мир материальной действительности, воспринимаемый органами чувств.

Для идеализма всегда существует высший, якобы более реальный нематериальный мир, который предшествует материальному миру, является его конечным источником и причиной и которому материальный мир подчинен. Для материализма, напротив, существует только один мир - материальный мир, тот, в котором мы живем.

Под идеализмом в философии мы понимаем всякое учение, которое считает, что вне материальной действительности существует иная, высшая, духовная действительность, исходя из которой и должна быть объяснена материальная действительность.

Некоторые разновидности современной идеалистической философии

Почти триста лет назад в философии появилось и до сих пор существует одно направление, получившее название «субъективный идеализм» . Эта философия учит, что материальный мир вообще не существует. Ничто не существует, кроме ощущений и идей в нашем сознании, и им не соответствует никакая внешняя материальная действительность.

Этот род идеализма стал сейчас очень модным. Он пытается выдать себя за современное «научное» мировоззрение, которое якобы «преодолело ограниченность марксизма» и является более «демократичным», поскольку каждую точку зрения считает правильной.

Не признавая существования внешней материальной действительности, субъективный идеализм, выдвигаемый в качестве учения о познании, отрицает, что мы можем знать что-либо об объективной реальности вне нас, и утверждает, например, что «у каждого из нас своя правда», что абсолютной истины не существует, и истин столько, сколько людей.

Аналогичным образом один из популярных сегодня в России идеологов «поповщины» А.Дугин, например, заявляет, что фактов вообще не существует, а существуют только множество наших представлений о них.

Когда капитализм был еще прогрессивной силой, буржуазные мыслители считали, что возможно все в большей и большей степени познавать реальный мир и, таким образом, контролировать силы природы и безгранично улучшать положение человечества. Теперь, в современной стадии капитализма, они стали утверждать, что реальный мир непознаваем, что это область таинственных сил, выходящих за границы нашего понимания. Нетрудно видеть, что мода на подобные учения - это лишь симптом разложения капитализма, предвестник его окончательной гибели.

Мы уже говорили, что в своей основе идеализм - это всегда вера в два мира, идеальный и материальный, причем идеальный мир первичен и стоит выше материального. Материализм, напротив, знает лишь один мир, материальный мир, и отказывается придумывать второй, воображаемый, высший идеальный мир.

Материализм и идеализм непримиримо противоположны. Но это не мешает многим буржуазным философам пытаться примирить и сочетать их. В философии существует немало различных попыток найти компромисс между идеализмом и материализмом.

Одна из таких попыток компромисса хорошо известна под именем «дуализма» . Эта философия, подобно любой идеалистической философии, считает, что существует духовное, которое независимо и отлично от материального, но в отличие от идеализма она пытается утверждать равнозначность духовного и материального.

Так, она толкует мир неживой материи чисто материалистически: в нем, с ее точки зрения, действуют только естественные силы, а духовные факторы находятся и действуют за его пределом и не имеют к нему никакого отношения. Но когда доходит дело до объяснения сознания и общества, здесь, заявляет эта философия, уже область деятельности духа. В общественной жизни, утверждает она, надо искать идеалистического, а не материалистического объяснения.

Этот компромисс между материализмом и идеализмом, следовательно, равносилен тому, в сущности, что такие философы и их сторонники остаются идеалистами, поскольку во всех наиболее важных вопросах о человеке, обществе и истории они продолжают придерживаться идеалистических взглядов в противоположность материалистическим.

Подобная двойственность мировоззрения в буржуазном обществе свойственна, например, технической интеллигенции. Профессия заставляет ее представителей быть материалистами, но только на работе. В вопросах же, касающихся общества, эти люди часто остаются идеалистами.

Другая компромиссная философия известна под именем «реализма» . В своей современной форме она возникла в противоположность субъективному идеализму.

«Реалистические» философы говорят, что внешний, материальный, мир действительно существует независимо от наших восприятий и некоторым образом отражается в наших ощущениях. В этом «реалисты» соглашаются с материалистами в противоположность субъективному идеализму. В самом деле, нельзя быть материалистом, не являясь последовательным реалистом в вопросе о реальном существовании материального мира. Но утверждать только, что внешний мир существует независимо от нашего восприятия его, еще не значит быть материалистом. Например, известный католический философ средних веков Фома Аквинский в этом смысле был «реалистом». И по сей день большинство католических теологов считает ересью что бы то ни было, кроме «реализма» в философии. Но в то же время они утверждают, что материальный мир, который действительно существует, был создан богом и поддерживается и управляется все время силой бога, духовной силой. Поэтому они фактически идеалисты, а вовсе не материалисты.

Более того» словом «реализм» буржуазные философы сильно злоупотребляют. Считается, поскольку вы признаете, что то или иное является «реальным», вы можете называть себя «реалистом». Так, некоторые философы, считая, что реальным является не только мир материальных вещей, но что существует также вне пространства и времени реальный мир «универсалий», абстрактных сущностей вещей, тоже называют себя «реалистами». Другие утверждают, что хотя и не существует ничего, кроме восприятий в нашем сознании, но, поскольку эти восприятия являются реальными, значит они тоже «реалисты». Все это лишь показывает, что иные философы весьма изобретательны в употреблении слов.

Основные положения идеализма и материализма и их противоположность

Главные положения, выдвигаемые всякой формой идеализма, могут быть сформулированы следующим образом:

1. Идеализм утверждает, что материальный мир зависит от духовного.

2. Идеализм утверждает, что дух, или разум, или идея может и действительно существует отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является чистой иллюзией.)

3. Идеализм утверждает, что существует область таинственного и непознаваемого, «над», или «за пределами», или «позади» того, что может быть установлено и познано посредством восприятий, опыта и науки.

В свою очередь, основные положения материализма можно изложить так:

1. Материализм учит, что мир материален по самой своей природе, что все существующее появляется на основе материальных причин, возникает и развивается в соответствии с законами движения материи.

2. Материализм учит, что материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и что духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все духовное или сознательное, является продуктом материальных процессов.

3. Материализм учит, что мир и его законы являются полностью познаваемыми и что, хотя многое может быть непознанным, нет ничего, что невозможно познать.

Как можно видеть, все основные положения материализма полностью противоположны основным положениям идеализма. Противоположность материализма идеализму, выраженная теперь в наиболее общей форме, является не противоположностью абстрактных теорий о природе мира, а противоположностью между различными способами понимания и истолкования всякого вопроса. Вот почему она имеет такое важное значение.

Здесь следует указать, что марксистско-ленинская философия (философия рабочего класса) характеризуется своим исключительно последовательным материализмом в решении всех вопросов тем, что она не делает никаких уступок идеализму .

Рассмотрим некоторые наиболее обычные способы проявления противоположности между материализмом и идеализмом.

Например, идеалисты убеждают нас не полагаться «слишком» на науку. Они уверяют, что наиболее значительные истины лежат за пределами достижений науки. Поэтому они убеждают нас не думать о вещах на основании очевидности, опыта, практики, а принимать их на веру от тех, которые претендуют на то, что знают лучше и обладают неким «высшим» источником информации.

Таким образом, идеализм является лучшим другом и надежной опорой любой формы реакционной пропаганды. Это философия капиталистических СМИ и масс-медиа. Она покровительствует суевериям всякого рода, мешает нам думать самим и научно подходить к моральным и социальным проблемам.

Далее, идеализм утверждает, что самым главным для всех нас является внутренняя жизнь души. Он убеждает нас в том, что мы никогда не разрешим своих человеческих проблем иначе, как неким внутренним возрождением. Это, кстати, любимая тема речей сытых людей . Но такие идеи встречают понимание и сочувствие и у рабочих. Они убеждают нас не бороться за улучшение условий своей жизни, а совершенствовать свою душу и свое тело.

В нашем обществе подобная идеология тоже не редкость. Наши читатели тоже, вероятно, встречали все эти рассуждения о том, что «совершенное общество состоит из совершенных людей, а значит нужно начинать с самосовершенствования, улучшать себя, ибо этим мы улучшим и все общество». Все эти психологические тренинги и общественные организации, выступающие за «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ), все это есть не что иное, как скрытая пропаганда идеализма, призванная отвлечь российских трудящихся от проблем современной жизни, показывающая им ложный путь борьбы с ними. Буржуазные идеологи, активно распространяющие подобные концепции, не говорят нам, что лучший способ своего материального и нравственного усовершенствования - это примкнуть к борьбе социализм, за переустройство существующего общества.

Далее, идеалистический подход нередко встречается среди тех, кто искренне стремится к социализму. Например, некоторые наши граждане считают главным пороком капитализма то, что при капитализме товары распределяются несправедливо и что если бы мы только могли заставить всех, включая капиталистов, принять новые принципы справедливости и права, то можно было бы покончить со всеми негативами капитализма – все люди были бы сыты и счастливы. Социализм для них не что иное, как осуществление абстрактной идеи справедливости . В основе такой позиции лежит ложная идеалистическая концепция, что якобы идеи которых мы придерживаемся, определяют образ нашей жизни и способ организации нашего общества. Они забывают искать материальные причины, которые являются корнем и причинами всех общественных явлений. Ведь способ распределения продуктов в капиталистическом обществе, когда богатством пользуется одна часть общества, в то время как другая и большая часть общества живет в нищете, - определяют не идеи о распределении богатства, которых придерживаются люди, а тот материальный факт, что этот способ производства основан на эксплуатации рабочих капиталистами. И пока этот способ производства будет существовать, до тех пор в нашем обществе будут сохраняться крайности – богатство на одной его стороне и нищета на другой, а социалистические идеи справедливости будут противостоять капиталистическим идеям справедливости. Следовательно, задача всех людей, стремящихся к социализму, заключается в том, чтобы организовать борьбу рабочего класса против класса капиталистов и довести ее до завоевания им политической власти.

Все эти примеры убеждают, что идеализм всегда служит оружием реакции и что если искренние борцы за социализм попадают в объятия идеализма, они всегда и неизбежно оказываются под влиянием буржуазной идеологии. На протяжении всей своей истории идеализм был оружием угнетающих классов. Какие бы прекрасные идеалистические системы ни сочинялись философами, они всегда использовались для оправдания господства эксплуататоров и обмана эксплуатируемых.

Это не значит, что под идеалистическим покровом не высказывались те или иные истины. Конечно, они встречались и у идеалистов. Люди часто облекают свои мысли и чаяния в идеалистические одеяния. Но идеалистическая форма всегда является помехой, препятствием в выражении истины - источником путаницы и ошибок.

Да, прогрессивные движения в прошлом принимали идеалистическую идеологию и боролись под ее знаменем. Но это говорит только о том, они либо уже тогда содержали в себе семена будущей реакции, поскольку выражали стремление нового эксплуататорского класса к захвату власти. Например, великое революционное движение английской буржуазии XVII в. проходило под идеалистическими, религиозными лозунгами. Но то же обращение к богу, которое оправдывало Кромвеля в казни короля, с легкостью оправдывало и подавлении им народного восстания.

Идеализм является по существу консервативной силой - идеологией, помогающей защите существующего положения вещей и сохранению в умах людей иллюзий об их действительном положении.

Всякий действительный социальный прогресс - всякое увеличение производительных сил и прогресс науки - необходимо порождает материализм и поддерживается материалистическими идеями. Потому вся история человеческой мысли была, по сути, историей борьбы материализма против идеализма, историей преодоления идеалистических иллюзий и заблуждений.

КРД «Рабочий Путь»

Материал подготовлен в рамках обучающего курса «Основы марксизма-ленинизма»

OCR -=anonimous=-

Оскар Уайльд.

Кентервильское привидение.

Материально-идеалистическая история

Когда мистер Хайрам Б. Отис, американский посол, решил купить
Кентервильский замок, все уверяли его, что он делает ужасную глупость, -
было достоверно известно, что в замке обитает привидение.
Сам лорд Кентервиль, человек донельзя щепетильный, даже когда дело
касалось сущих пустяков, не преминул при составлении купчей предупредить
мистера Отиса.
- Нас как-то не тянуло в этот замок, - сказал лорд Кентервиль, - с тех
пор как с моей двоюродной бабкой, вдовствующей герцогиней Болтон, случился
нервный припадок, от которого она так и не оправилась. Она переодевалась к
обеду, и вдруг ей на плечи опустились две костлявые руки. Не скрою от вас,
мистер Отис, что привидение это являлось также многим ныне здравствующим
членам моего семейства. Его видел и наш приходский священник, преподобный
Огастес Дэмпир, магистр Королевского колледжа в Кембридже. После этой
неприятности с герцогиней вся младшая прислуга ушла от нас, а леди
Кентервиль совсем лишилась сна: каждую ночь ей слышались какие-то
непонятные шорохи в коридоре и библиотеке.
- Что ж, милорд, - ответил посол, - пусть привидение идет вместе с
мебелью. Я приехал из передовой страны, где есть все, что можно купить за
деньги. К тому же молодежь у нас бойкая, способная перевернуть весь ваш
Старый Свет. Наши молодые люди увозят от вас лучших актрис и оперных
примадонн. Так что, заведись в Европе хоть одно привидение, оно мигом
очутилось бы у нас в каком-нибудь музее или в разъездном паноптикуме.
- Боюсь, что кентервильское привидение все-таки существует, - сказал,
улыбаясь, лорд Кентервиль, - хоть оно, возможно, и не соблазнилось
предложениями ваших предприимчивых импресарио. Оно пользуется известностью
добрых триста лет, - точнее сказать, с тысяча пятьсот восемьдесят
четвертого года, - и неизменно появляется незадолго до кончины кого-нибудь
из членов нашей семьи.
- Обычно, лорд Кентервиль, в подобных случаях приходит домашний врач.
Никаких привидений нет, сэр, и законы природы, смею думать, для всех одни
- даже для английской аристократии.
- Вы, американцы, еще так близки к природе! - отозвался лорд
Кентервиль, видимо, не совсем уразумев последнее замечание мистера Отиса.
- Что ж, если вас устроит дом с привидением, то все в порядке. Только не
забудьте, я вас предупредил.
Несколько недель спустя была подписана купчая, и по окончании
лондонского сезона посол с семьей переехал в Кентервильский замок. Миссис
Отис, которая в свое время - еще под именем мисс Лукреция Р. Тэппен с 53-й

Когда мистер Хайрам Б. Отис, американский посол, решил купить Кентервильский замок, все уверяли его, что он делает ужасную глупость, — было достоверно известно, что в замке обитает привидение. Сам лорд Кентервиль, человек донельзя щепетильный, даже когда дело касалось сущих пустяков, не преминул при составлении купчей предупредить мистера Отиса.

— Нас как-то не тянуло в этот замок, — сказал лорд Кентервиль, — с тех пор как с моей двоюродной бабкой, вдовствующей герцогиней Болтон, случился нервный припадок, от которого она так и не оправилась. Она переодевалась к обеду, и вдруг ей на плечи опустились две костлявые руки. Не скрою от вас, мистер Отис, что привидение это являлось также многим ныне здравствующим членам моего семейства. Его видел и наш приходский священник, преподобный Огастес Дэмпир, магистр Королевского колледжа в Кембридже. После этой неприятности с герцогиней вся младшая прислуга ушла от нас, а леди Кен-тервиль совсем лишилась сна: каждую ночь ей слышались какие-то непонятные шорохи в коридоре и библиотеке.

— Что ж, милорд, — ответил посол, — пусть привидение идет вместе с мебелью. Я приехал из передовой страны, где есть все, что можно купить за деньги. К тому же молодежь у нас бойкая, способная перевернуть весь ваш Старый Свет. Наши молодые люди увозят от вас лучших актрис и оперных примадонн. Так что, заведись в Европе хоть одно привидение, оно мигом очутилось бы у нас в каком-нибудь музее или в разъездном паноптикуме.

— Боюсь, что кентервильское привидение все-таки существует, — сказал, улыбаясь, лорд Кентервиль, — хоть оно, возможно, и не соблазнилось предложениями ваших предприимчивых импресарио. Оно пользуется известностью добрых триста лет, — точнее сказать, с тысяча пятьсот восемьдесят четвертого года, — и неизменно появляется незадолго до кончины кого-нибудь из членов нашей семьи.

— Обычно, лорд Кентервиль, в подобных случаях приходит домашний врач. Никаких привидений нет, сэр, и законы природы, смею думать, для всех одни — даже для английской аристократии.

— Вы, американцы, еще так близки к природе! — отозвался лорд Кентервиль, видимо, не совсем уразумев последнее замечание мистера Отиса. — Что ж, если вас устроит дом с привидением, то все в порядке. Только не забудьте, я вас предупредил.

Несколько недель спустя была подписана купчая, и по окончании лондонского сезона посол с семьей переехал в Кентервильский замок. Миссис Отис, которая в свое время — еще под именем мисс Лукреция Р. Тэппен с 53-й Западной улицы — славилась в Нью-Йорке своей красотой, была теперь дамой средних лет, все еще весьма привлекательной, с чудесными глазами и точеным профилем. Многие американки, покидая родину, принимают вид хронических больных, считая это одним из признаков европейской утонченности, но миссис Отис этим не грешила. Она обладала великолепным телосложением и совершенно фантастическим избытком энергии. Право, ее нелегко было отличить от настоящей англичанки, и ее пример лишний раз подтверждал, что теперь у нас с Америкой все одинаковое, кроме, разумеется, языка. Старший из сыновей, которого родители в порыве патриотизма окрестили Вашингтоном, — о чем он всегда сожалел, — был довольно красивый молодой блондин, обещавший стать хорошим американским дипломатом, поскольку он три сезона подряд дирижировал немецкой кадрилью в и даже в Лондоне заслужил репутацию превосходного танцора. Он питал слабость к гардениям и геральдике, отличаясь во всем остальном совершенным здравомыслием. Мисс Вирджинии Е. Отис шел шестнадцатый год. Это была стройная девочка, грациозная, как лань, с большими, ясными голубыми глазами. Она прекрасно ездила на пони и, уговорив однажды старого лорда Билтона проскакать с ней два раза наперегонки вокруг Гайд-парка, на полтора корпуса обошла его у самой статуи Ахиллеса; этим она привела в такой восторг юного герцога Чеширского, что он немедленно сделал ей предложение и вечером того же дня, весь в слезах, был отослан своими опекунами обратно в Итон. В семье было еще двое близнецов, моложе Вирджинии, которых прозвали «Звезды и полосы», поскольку их без конца пороли. Поэтому милые мальчики были, не считая почтенного посла, единственными убежденными республиканцами в семье.

От Кентервильского замка до ближайшей железнодорожной станции в Аскоте целых семь миль, но мистер Отис заблаговременно телеграфировал, чтобы им выслали экипаж, и семья двинулась к замку в отличном расположении духа.

Был прекрасный июльский вечер, и воздух был напоен теплым ароматом соснового леса. Изредка до них доносилось нежное воркование лесной горлицы, упивавшейся своим голосом, или в шелестящих зарослях папоротника мелькала пестрая грудь фазана. Крошечные белки поглядывали на них с высоких буков, а кролики прятались в низкой поросли или, задрав белые хвостики, улепетывали по мшистым кочкам. Но не успели они въехать в аллею, ведущую к Кентервильскому замку, как небо вдруг заволокло тучами, и странная тишина сковала воздух. Молча пролетела у них над головой огромная стая галок, и, когда они подъезжали к дому, большими редкими каплями начал накрапывать дождь.

На крыльце их поджидала опрятная старушка в черном шелковом платье, белом чепце и переднике. Это была миссис Амни, домоправительница, которую миссис Отис, по настоятельной просьбе леди Кентервиль, оставила в прежней должности. Она низко присела перед каждым из членов семьи и церемонно, по-старинному, промолвила:

— Добро пожаловать в замок Кентервилей! Они вошли вслед за нею в дом и, миновав настоящий тюдоровский холл, очутились в библиотеке — длинной и низкой комнате, обшитой черным дубом, с большим витражом против двери. Здесь уже все было приготовлено к чаю. Они сняли плащи и шали и, усевшись за стол, принялись, пока миссис Амни разливала чай, разглядывать комнату.

Вдруг миссис Отис заметила потемневшее от времени красное пятно на полу, возле камина, и, не понимая, откуда оно взялось, спросила миссис Амни:

— Наверно, здесь что-то пролили?

— Да, сударыня, — ответила старая экономка шепотом, — здесь пролилась кровь.

— Какой ужас!- воскликнула миссис Отис. — Я не желаю, чтобы у меня в гостиной были кровавые пятна. Пусть его сейчас же смоют!

Старушка улыбнулась и ответила тем же таинственным? шепотом:

— Вы видите кровь леди Элеоноры Кентервиль, убиенной на этом самом месте в тысяча пятьсот семьдесят пятом году супругом своим сэром Симоном де Кентервиль. Сэр Симон пережил ее на девять лет и потом вдруг исчез при весьма загадочных обстоятельствах. Тело его так и не нашли, но грешный дух его доныне бродит по замку. Туристы и прочие посетители замка с неизменным восхищением осматривают это вечное, несмываемое пятно.

— Что за глупости!- воскликнул Вашингтон Отис. — Непревзойденный Пятновыводитель и Образцовый Очиститель Пинкертона уничтожит его в одну минуту.

И не успела испуганная экономка помешать ему, как он, опустившись на колени, принялся тереть пол маленькой черной палочкой, похожей на губную помаду. Меньше чем в минуту от пятна и следа не осталось.

— «Пинкертон» не подведет! — воскликнул он, обернувшись с торжеством к восхищенному семейству. Но не успел он это досказать, как яркая вспышка молнии озарила полутемную комнату, оглушительный раскат грома заставил всех вскочить на ноги, а миссис Амни лишилась чувств.

— Какой отвратительный климат, — спокойно заметил американский посол, закуривая длинную сигару с обрезанным концом. — Наша страна-прародительница до того перенаселена, что даже приличной погоды на всех не хватает. Я всегда считал, что эмиграция — единственное спасение для Англии.

— Дорогой Хайрам, — сказала миссис Отис, — как быть, если она чуть что примется падать в обморок?

— Удержи у нее разок из жалованья, как за битье посуды, — ответил посол, и ей больше не захочется.

И правда, через две-три секунды миссис Амни вернулась к жизни. Впрочем, как нетрудно было заметить, она не вполне еще оправилась от пережитого потрясе ния и с торжественным видом объявила мистеру Отису, что его дому грозит беда.

— Сэр, — сказала она, — мне доводилось видеть такое, от чего у всякого христианина волосы встанут дыбом, и ужасы здешних мест много ночей не давали мне смежить век.

Но мистер Отис и его супруга заверили почтенную особу, что они не боятся привидений, и, призвав благословенье божье на своих новых хозяев, а также намекнув, что неплохо бы прибавить ей жалованье, старая домоправительница нетвердыми шагами удалилась в свою комнату.

Материально-идеалистическая история «Кентервильское привидение»

Другие сочинения по теме:

  1. Всю ночь бушевала буря, но ничего особенного не случилось. Однако, когда на следующее утро семья сошла к завтраку, все снова...
  2. Четыре дня спустя после этих удивительных событий, за час до полуночи, из Кентервильского замка тронулся траурный кортеж. Восемь черных коней...
  3. Здание бывшего Павловского дворца, известное нынче под названием Инженерного замка, пользуется дурной славой. Со времен императора Павла, который увидел тень...
  4. Американский посол Хайрам Б. Отис покупает замок у лорда Кентервиля. Лорд предупреждает, что в замке водится привидение, попортившее кровь многим...
  5. К Шерлоку Холмсу обращается миссис Меррилоу, владелица пансиона. Недавно к ней приехала женщина по имени миссис Рондер, выложившая хорошие деньги...
  6. Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет...
  7. Вместе с Адрианом сходит с ума и вся культура. За способности гения у него отнята способность любить, а вместе с...
  8. «Холодный дом» — один из тех редких случаев, когда по-журналистски чуткая отзывчивость на злобу дня превосходно согласовалась с художественным замыслом...
  9. В дом состоятельного сквайра Олверти, где он живет со своей сестрой Бриджет, подкидывают младенца. Сквайр, несколько лет назад потерявший жену...
  10. События происходят в Англии в самом начале XVIII в., во время правления королевы Анны — последней из династии Стюартов. У...
  11. Лорда Стратта, богатого аристократа, семья которого издавна владела огромными богатствами, приходский священник и хитрец стряпчий убеждают завещать все его имение...
  12. «Севастопольские рассказы» создавались Толстым по свежим следам событий. В Севастополе Толстой оказался впервые в самом конце 1854 г., через несколько...
  13. М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь...
  14. Этой теме посвящен ряд как обзорных, так и более углубленных аналитических исследований советских и зарубежных ученых. Из их числа нужно...