Обряд имянаречение. Мужские и женские славянские имена и их значение. Обряд имянаречения у славян, мусульман и татар — древние и современные традиции Что такое имянаречение

  • Дата: 20.02.2024

Обряд имянаречения – это обряд введения в родную славянскую традицию под покровительство Светлых Богов и Предков, в ходе которого человек также проходит обряд Очищения и освобождается от любых пут: энергетических и религиозных. Таким образом, принимая гармоничное с природой славянское мировоззрение как образ жизни ответственного, здравомыслящего и осознанного человека он становится свободным и получает один из сильных – славянское имя.

Обряд Имянаречения проводится взрослым людям, которые осознано выбирают мировоззрение наших предков как путь к здоровой и гармоничной жизни со всем окружающим миром. И этот выбор должен быть основан на внутренней душевной потребности, а не потому, что это модно, красиво, чем-то выделяет меня от других, даёт силу и защиту или потому, что многие люди сейчас приходят в родную традицию. Для несовершеннолетних детей обряд имянаречения проводится с согласия родителей и самого ребёнка, также один из родителей должен быть сам введён в родную славянскую традицию через обряд имянаречения или проходит его совместно с ребёнком.

Обряд Имянаречения – это своеобразный переход из одного состояния в другое, отпускание старого, ненужного и принятие в свою жизнь нового. Символизирует этот переход сжигание старой одежды, которую человек носил не менее полугода, и одевание в конце обряда новой традиционной .

Важной составляющей обряда имянаречения есть получение . Духовный наставник перед проведением обряда проводит для имянарекаемого медитацию, в которой ведёт его в божественный мир Прави для общения с Богом-опекуном данного человека. В результате этого общения человек познаёт родное имя своей души и соединяется с ним. Затем в ходе обряда человек нарекается этим именем. Использование этого имени в повседневной жизни даёт человеку большую силу, защиту и поддержку от божественных сил –

После рождения обычно на третий день (но не позже чем на 16 день) родителями ребенка чаду давалось имя. Но нельзя было давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. Основывалось это правило на том, что у каждого человека есть свой Лег- хранитель (ангел — это слово греческое, на Руси же этих существ называли Леги от слова легкий прозрачный) в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них...

Вплоть до XVII — XVIII веков на Руси существовал и обычай давать ребенку, кроме официального, еще и потаенное имя, обычно это имя давалось волхвом или знахарем и держалось в строгой тайне. Мирское имя давалось жрецом исходя из задач ребенка которые он должен постичь именно в этой жизни, то есть это имя было временным, а тайное имя это настоящее имя его души которое сохраняется навсегда, в каких бы мирах не продолжал развиваться дальше человек. Поэтому при достижении детьми возраста от 9 до 16 лет, все зависело к какой касте (утвержденный богами союз) принадлежал ребенок (в девятый год нужно исполнить ритуал для будущего волхва, в двенадцатый для воина-княжича, в шестнадцатый для остальных), жрецом проводился обряд Имя наречения взрослым имением в соответствии с уже теми наклонностями, которые успели явно проявится и если родители ранее верно подмечали к чему предрасположено чадо, то данное ими имя не менялось, а добавлялось только тайное...

Ритуал имянаречения обычо совмещался с обрядом инициацией получения священной связи с богами и предками. Это церемония, когда волхв дает знание, открывающее духовное зрение чадам, посредством чего они могут приблизиться к Богам. Оба обряда связаны с открытием портала между мирами и требуют больших энергозатрат от Волхва...

Когда же подходил нужный срок проводили обряд имянаречения. Во время этого обряда смывались детские имена (обряд проходил в текучей воде) и вместо детского давались два взрослых имени одно из них общинное под которым чадо все знали, а второе тайное, оно хранилось в глубокой тайне и его не ведали даже отец и мать. Имени Волхва — следует быть полагающим счастье, князя-воина — полагающим защиту, у остальных — выражающим процветание или обозначающим службу. Имена женщин должны быть легко произносимыми, не выражать чего-либо ужасного, обладать ясным смыслом, быть благоприятными и благозвучными, и содержать выражение благословения...

И так после обряда имянаречения приступали к профессиональной подготовке чад, давая им соответствующую их профессии информацию и прививая определенные навыки. После обучения шел заключительный обряд ритуального посвящения в профессионалы выбранного вида деятельности.
Например, для воинов проводился такой обряд. В начале волхв отправлял сознание юношей воев в мир Нави, совершая над ними особый обряд вхождения в иномирье. Испытуемых укладывали на землю- навзничь и с ними никто не должен был разговаривать, кроме волхвов проводящих ритуал. После общения посвящаемых с Героями Пращурами их сознание возвращали в мир Яви. Над жертвенным огнем освящались воинские обереги и оружие. Затем будущие воины должны были подвергнуться четырем испытаниям. Волхв по одному поднимал их с земли и подводил к «огненной реке» — площадке из раскаленных угольев шириною 5-6м. Её нужно было преодолеть не очень быстрым шагом. Второе испытание заключалось в том, что будущий вой должен был с завязанными глазами дойти до дуба или родового столба. Третье испытание заключалось в проверке воина на сообразительность и умение решать сложные задачи. И наконец, на последнем испытание он должен был за определенный промежуток времени уйти от погони, спрятаться в лесу или в высокой траве, а затем пробраться через сторожевые заслоны к священному дубу, коснувшись рукой листьев. Только после всех этих испытаний человек мог считаться настоящим воином Перуна. После испытаний совершалась страва, на которой поминались все павшие в боях предки...

Имянаречение №2

Обряд ИмяНаречения - один из самых интересных и важных обрядов в славянской культуре. Он имеет и чисто утилитарный, и весьма глубокий сакральный смысл. Сегодня мы с вами коснемся его истинного предназначения и заглянем в его суть, так же мы рассмотрим, что стало с этим таинством в современном мире.

Для начала я предлагаю рассмотреть аналоги, известные в современном мире, чтобы позже вернуться к истокам обряда уже с пониманием сути вещей.

На сегодняшний день обряд ИмяНаречения, а точнее то, что от него осталось можно увидеть в любой христианской церкви, и называется он обрядом крещения. В библии сказано, что Иесуса (т.к. Иешуа) в возрасте 30 лет крестил в реке Иордан Иоанн Креститель. Но в ней совершенно не упоминается то, что обряд этот Иесус проходил еще в детстве, и назывался этот обряд как раз таки Обрядом ИмяНаречения, который провели для него трое Волхвов, пришедших с Севера. Теми же волхвами, что пришли, ведомые звездой, к младенцу Иесусу. Но подробнее об этом в другой статье….

Что происходит на современном обряде крещения? Почему дети чаще всего плачут во время этого обряда и сопротивляются? Давайте рассмотрим обряд с двух сторон, с физической и эзотерической, одновременно. Во-первых, людей в большом количестве вместе с маленькими и еще не сформировавшимися детьми заводят в небольшое и не вполне удобное помещение, где чаще всего тесно и душно. Это, помимо общего дискомфорта, позволяет индивидуальному фону энергии каждого человека раствориться в общей массе, на которую в дальнейшем любому священнику очень просто произвести влияние, пусть и неосознанное.

Далее, когда дети, еще зависящие от родителей, а многих из них крестят в том возрасте, в котором они не могут просто физически сказать что-либо против, полностью лишаются способа защиты, и это выражается в их нетерпеливости, нервозности и плаче, священник начинает обряд. Он проходит по каждому ребенку и накладывает на него «Крест», иными словами, можно просто хоронить. Потому что, рассекая его энергию вдоль, он отсекает половину энергетики его организма, и с этого момента новорожденное чадо до конца своих дней будет отдавать половину своей энергии в лона церкви, рассекая ее поперек, он отсекает ребенка от связи с космосом и ломает его защиту окончательно. Все это сопровождается троекратным погружением ребенка в емкость со святой водой, окроплением его святой водой, которая намолена именно на церковь, а значит, привязывает к ней еще больше.

Далее все еще страшнее. Проходит обряд миропомазанья. Нанесение на важные энергетические центры человека «святого» масла, которое блокирует восприятие и связи со внутренней и внешней энергией. Мира наносится на запястье, блокируя выход энергии во вне, на плечи, в места, где находятся каналы Рода, и которые связывают ребенка с родителями и всем его родом, и на лбу в районе, так называемого, третьего глаза ставится крест, который окончательно лишает ребенка всех его энергетических возможностей или, как бы сказали современные ученые, паранормальных способностей.

Но и этого оказывается еще мало. Вы когда-нибудь задумывались, что такое имя? Ваше имя есть символ вашего образа, и, зная его, любой человек, осознанно или нет, может влиять на вас, накладывать проклятия и порчи, питаться вашей энергией и прочее.

Священник во всеуслышанье называет имя ребенка, а сейчас уже имя, которое ребенку дали родители, главное чтобы оно совпадало с именами святых, и отныне каждый, кому представят этого ребенка, или кому он скажет свое имя, может производить любое влияние на него же.

Ну и напоследок немного Вудуизма. Прядь волос ребенка заворачивается в воск и бросается на несколько часов в святую воду. Обряд Детоубийства, а по-другому я не могу его назвать, завершен. Теперь ребенок «чист», и принадлежит церкви. Он в действительности становится Рабом церкви, в которой его крестили, и священник называет вас и детей рабами божьими не в переносном смысле, а в самом, что ни на есть прямом.

Теперь вы знаете смысл и суть современного обряда.
В этой статье я недвусмысленно, негативно отзываюсь о современной церкви, и это не спроста. Я не имею ничего против любой веры, и каждый в праве сам выбирать то, что ему ближе. И будь это христианство, буддизм или еще что-либо - все это несет лишь пользу. А Слепое подчинение современной церкви, прохождение их обрядов, изуродованных и исправленных до неузнаваемости со временем, несет лишь вред. Если вам близко христианство, то читайте библию, а лучше тексты откровений остальных 10-ти апостолов, которые признаны апокрифами, то есть запретными к чтению, и в них вы найдете именно то, что истинно несет в себе вера в Христа, а не то, что продвигают в качестве бренда современные церковники, набивая свои карманы и пользуясь незнанием своей паствы.

Эту статью я скопировала несколько лет назад, автора не помню, но мне она понравилась. А Вам совет, разберитесь кто кого клеймил, Вас или Вы.

Имянаречение новорожденных

Сразу после рождения ребенка его мыли и при этом три раза говорили: «Матушка Богиня Рось, небесная Богородица, своего сына Тарха -Даждьбога мыла да парила и тебе чадо божье (имя реч.) водушки оставила». Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной молоком матери. Забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и создает энергетический барьер, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного. Когда помоют ребенка, то говорили: «Чисто платьице на плечо, здоровье, баса и краса в телеса». Так же после первой бани, чтоб у младенца не было грыжы мать делала ритуал «загрызания»: «Сама рожу, сама ношу, сама загрызаю, у младенца все муки снимаю. Ныне и присно и от века до века». Надо было три раза сказать. Все суставчики погрызть тихонечко, нажимая губами...

Новорожденного сразу надо было на вывернутый тулуп положить - тогда считалось он богатым будет. Это связано с почитанием Бога Велеса- Волоса, который был ответственен за богатство, а также был покровителем зверей.

После этого отец с матерью на десятый или двенадцатый день исполняли обряд Наречения новорожденного детским именем. Но нельзя было давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. - Основывалось это правило на том, что у каждого человека свой Лег- хранитель (ангел - это слово греческое, на Руси же этих существ называли Леги от слова легкий прозрачный) в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.

Родители нарекали новорожденного детским именем, до проведения взрослого обряда имянаречения в 12 лет, когда волхв и Боги давали повзрослевшему чаду уже общинное и тайное имя. Кроме этого этот обряд защищал ребенка от различных неблагоприятных воздействий со стороны (как у христиан крещение).

Имянаречение в данном случае провести просто: в обряде могут участвовать: двое; четверо; шесть; восемь; десять; двенадцать; шестнадцать (тут вы уже сами прикинете, а вообще - сколько Богов в пантеоне) человек. Участниками могут быть дедушки, бабушки, РОДители, а так же те, кого называют «вторыми РОДителями» — будущие кумовья (их, кстати, может быть до восьми человек, но им стоит помнить - после этого обряда они, в отличие от КРЕСТНЫХ у христиан, становятся истинными ВТОРЫМИ РОДителями - кумовьями, как было в древние суровые времена, когда, к примеру, во время набега кочевников, РОДные могли погибнуть - тогда вторые РОДители забирали ребенка в семью, и он не оставался сиротой - да, такое могло быть только на нашей земле! Поэтому - нужно после этого ОБЩАТЬСЯ и РОДичаться!).

Каждый учавствующий в обряде обращался к определенному зараннее Богу или Богине с просьбой наделить и одарить новорожденного присущими этому Богу качествами, способностями и т.д.

Так же стоит пРОДумать, ГДЕ будет проходить обряд: на приРОДе или в помещении (если в нем, то места должно быть много).
Все становятся в КОЛО (круг).
Мать держит ребенка в руках и первая произносит:
Богиня Жива, Я (мы) нарекаю дочь (сына) именем /имя/, будь так добра к ней и одири её.... (далее мать
Высказывает, чем может одарить Жива, например — здоровье и долголетье, нежность и т.д.)
Передает рчадо отцу, он говорит:

Батюшка, Даждьбог, Я (Мы) нарекаю дочь (сына) именем /имя/, будь благсловен к ней и одари её .....(далее высказывает, чем может одарить Даждьбог, например - РОДовыми знаниями и своим светом в душе).

Потом ребенок передается Бабушке:
Матушка Лада, Я (Мы) нарекаю внучку…
Потом чадо передаётся Дедушке:
Великий Сварог, Я нарекаю внучку…
(Пусть Всем богам и богиням ребенок будет внучкой).

Женщины и мужчины в круге должны чередоваться — женщина передает ребенка на руки мужчине, тот нарекает, просит дар и передает женщине, и т.д.…

После родных в обряд вступают кумовья и все происходит также пока круг (коло) не заверщится…
После того, как обряд прошел, все негромко говорят:

Именем Бога РОДа, да будет так…

Примерный перечень качеств которыми могут наделять чадо наши Боги
обладание светлыми силами - Бог Отец РОД-Породитель наш!
благословеностью, счастьем и добром - Государыня, ЛАДА-Матушка, Мать Небесная, Богородица!
совестью - великий бог СВАРОГ!
чистым светом жизни - бог СВЕТОВИТ!
Волей, решимостью, смелостью - Бог ПЕРУН!
ПЕРУН дарует так же удачу, и укрывает от обмана, от тьмы и дурмана! От Чернобожьих пороков, от чужеземных оброков!
спокоствием и умиротворением - Мать Сыра Земля!
всяческими благами, счастьем и благополучием -ТАРХ ДАЖДЬБОГ!
обладанием древними знаниями - БЕЛОБОГ Охранитель!
победами - Бог РУЕВИТ, Бог Поревит, Бог Яровит, Бог Поренут!
успехом - Бог СПЕХ!
умением постигать тайные значения -Бог ЗНИЧ! Хранитель Священного Небеснаго Огня!
защитой - Бог ЧУР Охранитель!
открытой судьбой - Бог ВАРУНА!
способность выполнения своего предназначения - богиня КАРНА!
Умением находить путеводную нить жизни - Бог-Управитель ВОДАН!
умением различать Врагов и друзей- Бог ОРЕЙ, Наш Покровитель!
силой и отвагой - Бог ТОУР Многомудрый!
открытием духовных очей - бог ОДИН Великий!
мощью - Бог ВОЛХ, Воин-Защитник!
умением контролировать свои помыслы, желания и чувства - СТРИБОГ наш Могучий!
умением все видеть в ясных образах, - Бог ВИЙ, Хранитель Светлых границ!
Умением определять Пути жизни - Бог ТРАЯН!
Обережной силой -Богиня ВАЛЬКИРИЯ, Родов Наша Хранительница!
гармонией и согласием -ЛАДО-Бог Наш Покровитель!
достатком - Солнечный Бог ХОРС!
Силой Веры и Любви - Богиня МЕРЦАНА, Заря-Зареница!
Яростью духа - ЯРИЛА Трисветлый!
Хорошей судьбой-долей - ДОЛЯ Богиня Небесная!
Чистым Светом Благодати - Богиня ЛЕЛЯ!
Способностью соединяться с богами и предками - Богиян ЙОГИНЯ- Матушка!
Способность управлять стихиями -Бог КУПАЛА!
Способностью очищаться - Огнебог СЕМАРГЛ!
способностью меняться к лучшему - Бог КОЛЯДА!
мудростью - КРЫШЕНЬ Великий!
благими мыслями - Бог РОДОМЫСЛ!
умениями, силой, богатством и здоровьем - великий ВЕЛЕС Бог-Покровитель!
осознанием многомерности и бесконечности жизни - МАРЕНА- Матушка
великой жизненной силой и здоровьем - ДЖИВА -Матушка!
умением познать Веды - ИНДРА бог!
умением разрешать все споры - ВЫШЕНЬ Великий!
счастливой и укладной судьбой -МАКОШЬ Матушка!

Имянаречение новорожденных
Млад (Сергей Игнатов)

В последнее время у вновь создающихся общин возникает масса вопросов по поводу проведения различных обрядов. В связи с этим, участники Круга Языческой Традиции, имеющие определенный опыт, разработали данные методики, которые предлагается рассматривать в качестве подсобного материала, методических рекомендаций, но ни в коей мере как мертвую инструкцию.

Мы придерживаемся мнения, что не может быть двух одинаково проведенных обрядов, хотя бы уже в силу того, что участники разные. Обряд - это не научный опыт, это магия, это творчество.

Однако есть несколько общих моментов, на которых бы хотелось заострить внимание. Есть некий каркас, на который предлагается нанизать специфику общины, ее будущего жреца или волхва.

Перед тем как приступить к описанию проведения обрядов, хочется внести еще следующие пояснения. Во время проведения таких обрядов как имянаречения или раскрещивания, многие делят эти обряды на светлые и темные. Нужно сразу отметить, что эти обряды не бывают светлыми или темными, они вообще не имеют никакой окраски, да и свести их можно под одно название - имянаречение! Почему? Да потому, что сам обряд предусматривает символическое закрепление полного духовного обновления человека.

Почему эти обряды не имеют окраски? Да потому, что этот обряд служит для того, чтобы вернуть человека в родную нашу национальную веру, подключить его к предкам, к Роду, поэтому, когда человеку дается ИМЯ в честь одного из Богов, Предков, Героев он просто связывается с ними, а уже потом, вновь обращенный выбирает свой путь, свою дорогу. Не стоит давать имя, полностью тождественное Богу-Предку-Герою, это налагает на имянарекаемого подчас непосильную ношу. Однако, ни для кого из язычников не секрет, что смыслообразующие части имени - корни - несут в себе то же чередование звуков, что и в имени Бога или Предка — например, Светловид - имя в честь бога Световита, как и женское имя Светлана; а подчас в соответствии с родом деятельности имянарекаемого — например, Ратимир или Руяр, это воинские имена, а Добромысл — имя ученого мужа...

Для того, чтобы сделать правильный выбор, лучше всего конечно проконсультироваться с кем-то из жрецов или волхвов, и сделать это надо до прохождения обряда имянаречения, накануне. Не худо привлечь к выбору имени и других членов рода.

Так как с этого обряда начинается весь дальнейший путь в язычестве, начнем с него и мы.

Кто может проводить такой обряд? Волхвы или жрецы, а если нет посвященных, то обряд может проводить руководитель общины - верховода. Обряд имянаречения можно условно разбить на четыре основные части. Прежде всего о том, какие типы обрядов мы выделяем:

1) Обряды, которые проводятся на постоянно действующем капище - место, где установлены столбы Богов и жертвенные камни - Алатыри.

2) Обряды, проводящиеся на выбранных для этого местах, где нет капищ.

Эти обряды значительно отличаются друг от друга, поэтому в нашем описании будут приводиться оба вида.

Обряд имянаречения на постоянно действующем капище
для новорожденного мальчика.

Мальчика на капище приносит отец (или мужчина, старший в роду по мужской линии) и отдает его жрецу или волхву или верховоде. Пока жрец проводит подготовительные действия, отец и мать приносят жертвы Роду и тому, Богу или Предку, у которого просят для новорожденного особого покровительства, в честь кого хотели бы наречь ребенка. Если родители считают, что сын их сам выберет себе покровителя и стезю, они должны предложить имя отвлеченное, связанное с тем, что они ожидают от сына — например, Ждан (т.е. долгожданный), Радим (т.е. родной), или же даже в честь тотемного зверя, который будет оберегать сына — Волчок, Медведко... и т.д. Имя рождается родителями малыша, как оно придет к ним — долгими раздумьями вразговоре с волхвом или прозрением — это другой вопрос.

По поводу жертвы стоит отметить, что на общих обрядах, открытых, в жертву приносят только - пиво, брагу, сурью, мед, творог, хлеб, зерна злаковых растений, хлеб, цветы. Нужно сразу пояснить, что из этого списка родители сами выбирают, что приносить в жертву. Все сразу не нужно.

Жрец берет мальчика, распеленывает его (в случае такой погоды, которая не угрожает здоровью младенца) и подносит его к столбу Рода и представляет нового члена рода, например:

Великий Боже, отец Богов и народов, взгляни на мужа славного, возродившегося вновь, чтобы имя твое возвеличить, чтобы славу твою множить и крепить. Обрати свой могут взгляд на него, силу жизни всели в него, на продолжение рода благослови. Дары наши прими!

Помощник жреца приносит Роду благодарственную жертву. Затем жрец переходит к столбу того Бога или Предка, в честь которого имянарекается мальчик, но хочу предупредить, что малыш получает детское имя, которое он будет носить до обряда юношеской инициации. Жрец обращается к богову столпу.

Например:

— Перуне взгляди на младенца (чадо), народившегося (еся), дай знаки свои, имя нареки, громом скажи, молниями-перуницами освяти, дождем награди.

Жрец приносит жертву и ждет знака, имени. Жрец услышит и увидит. Настоящий Жрец!!!

Мальчик получает первое свое имя, детское. После этого жрец вместе с родителями мальчика подходят к родовым чурам. Здесь у родовых чуров, жрец вместе с родителями и старейшинами представляют чурам (родовым духам, оберегателям, хранителям) нового члена рода (общины). Чурам также приносится угощение по родовому устою и просят их:

Деды - прадеды, бабки-прабабки, навьи, рода хранители, примите подарки жертвенные..

Взгляните на родовича нового, мужа грозного, добытчика удачливого, воя хороброго, смелого и верного, силу и мудрость дайте ему, поклонитесь Макоши- матери, чтобы узнал - услышал он СутьБу.

На мой взгляд и здесь стоит пояснить — не “судьбу”, не христианское - суд божий, а именно Суть Бу, или точнее Суть Бо, суть божию, и никогда, никогда не путайте эти понятия.

Русичи, вятичи, поляне, полабы, бодричи..., одним словом, предки наши славяне, да и не только славяне - язычники вообще - не ищут прижизненного суда богов, незачем им это, ибо живут они вечно и идут дорогой своей. Эта дорога и есть то, что называют СутьБа, через всю свою жизнь они постигают мудрость.

После предоставления новорожденного мальчика, уже имеющего свое первое имя, уже члена рода, связанного с Богами и чурами - пращурами, отдают в семью для воспитания до определенного возраста, когда он уже сможет выполнять мужскую работу. Все действо заканчивается пиром - угощением, выставляемым родителями (родом, семьей, общиной) - это один из обрядов, где имеется постоянное капище.

Обряд имянаречения младенца (мальчика) - на месте,
где нет постоянно действующего капища.

Этот обряд подразумевает под собой определенные сложности и ответственность, потому, что во-первых нужно очень тщательно подобрать место проведения. Ни на этом месте, ни рядом не должно быть ни каких захоронений, ни каких связей с потусторонним миром, младенец только вышел в жизнь, ему только подарили Солнце, не обрекайте его на страдания, не навлекайте на себя гнев Богов, не сделайте так, чтобы они от вас отказались, не заменяйте собой Богов, не отнимайте у новорожденного его пути, его воли. Не отнимайте у него его дороги, его пути познания. Он сам вырастет, наберется мудрости и выберет свой путь - светлый, темный или серый. Все пути на Перекрестке миров пересекутся. Ваша забота в том, чтобы он вырос настояшим мужчиной, сохраняющим верность традиции.

Так вот, место должно быть тщательно подобрано. Оно должно нравиться всем присутствующим на обряде.

Во-вторых, - на этом месте должен быть проведен очистительный обряд, который не только очистит это место, но и защитит его от темных воздействий.

В-третьих - на этом месте должны быть установлены столбы Богу покровителю и чурам (принесены домашние чуры). В другом случае можно использовать только священно-жертвенный костер.

Четвертый момент - совершенная обрядовость имянаречения.

Обрядовость очищения местности, постановки столбов, принесение жертв будут описаны позднее. Сейчас речь только о детском имянаречении.

Когда все подготовлено, ведущий обряд берет в руки жертву Богам и произносится закликание Роду (пример выше) и божеству (предку, герою), в честь которого имянарекается ребенок. Следует заметить, что при отсутствии чуров жертвы приносятся огню и всам огонь и все действия обрядовые проводятся только вокруг огня обрядового костра и через него.

Только после того, как жертвы принесены(!), жрец фиксирует их окончание специальным словом к Роду, чей пламень горит в душе каждого родовича. Стоящие у огня родовичи подхватывают эти слова.

Затем жрец берет ребенка на руки, проносит его трижды вокруг костра, прося Богов и предков принять ребенка в круг стоящих здесь родичей, признать родовичем, нарекает именем.

Родители малыша индивидуально приносят благодарственные жертвы чурам (обязательно кладут или льют ее, т.е. расстаются с ней), прося их взять ребенка под свою родовую защиту, пари этом лучше, если ребенка держит пред ликом чура не тот, кто приносит жертву непосредственно.

Обряд завершается угощением, родители потчуют всех присутствующих.

При плохой погоде распеленывание не обязательно, достаточно касания запеленутого младенца столпа.

Здесь предлагается один из вариантов, который ни в коем случае не является установочной формой и законом, у каждой общины или рода свои устои.

Конечно, мы понимаем, что младенцу ой как еще не скоро до всего того, что перечислено, но это слова не только для имянарекаемого, а, конечно, и слова воздействия на отца и мать, что стоят тут же и все слышат. Просить надо также здоровье, чтобы рос сильным, умным, честным, родителям на радость.

Опыт подсказывает, что главное - сделать предварительно очистительную уборку найденного места. Это важно для всех, кто проводит мероприятия вблизи городов. Место очищается от мусора, выметается все до земли. Убираются все склянки, пробки, окурки, бумажки. Затем либо отсыпают большой круг заранее заговоренной солью. Либо можно поставить квадратом 4 небольших костра и оставить гореть, это очищает пространство между ними. Либо, действительно, очерчивается большой круг (мечом или топором, в крайнем случае волховским ножом). Но при этом тот, кто очерчивает, должен визуализировать, представить, что при очерчивании возникает свечение (обычно сине-неонового цвета). При этом идет подача энергии от того, кто чертит.

После рождения согласно традициям уже на третий день (не позднее 16 дней) родители своему ребенку давали имя. Категорически запрещалось давать ему имя отца, брата, сестры либо другого человека, который также проживает с ним в одном доме.

Правило базировалось на то, что у каждого человека имеется персональный Лег — хранитель (ангел — греческое слово, но на Руси также их называли Леги от определения легкий, прозрачный), в зависимости от имени. Если в доме несколько человек носят одинаковые имена в его честь, считалось, что он неспособен сразу всех уберечь.

Обряд имянаречения — наиболее значимый в жизни каждого славянина и в славянской культуре в целом.

Он подразумевает одновременно несколько смыслов:

  • утилитарный;
  • сакральный.

Помимо этого, имянаречение у славян несет за собой и другие особенности, о которых крайне важно знать.

Понятие имянаречения

Обряд имянаречения у славян подразумевает обретение нового человеческого имени, так сказать новой стези по жизни.

Справка: имя должно быть подобрано осознано, в четком соответствии с качествами человека и обладает персональным значением, а не просто буквенный набор и красивое звучание.

Нередко имя может быть подобрано во время общения с Родными Богами и Предками, из-за чего ритуал должен проходить в осознанном и старшем возрасте, а не в новорожденном.

Имянаречения был невозможен без выбора уникального имени. Среди наиболее распространенных вариантов, которые присваивались в любом возрасте, были те, которые могли в полной мере отображать род деятельности:

  • волховские или жреческие;
  • боярские;
  • княжеские;
  • купеческие;
  • воинские;
  • ремесленные;
  • крестьянские.

Церемония имянаречения могла быть проведена и в случае с иными именами, которые подразумевали под собой нечто большее, чем просто социальный статус.

Среди них встречались такие имена, как:

  1. благословляющие;
  2. мирские;
  3. защитные (имена-обереги) и другие.

Имя, которое подбиралось в соответствии со славянскими традициями либо же приходящее в качестве божьего дара или пожелания предков, могли выполнять следующие немаловажные задачи:

  • олицетворять персональные качества;
  • выступать в качестве мотивации для самосовершенствования;
  • обеспечивать надежную защиту от потусторонних взглядов;
  • сохраняющие духовную силу.

Традиции имянаречения Руси предусматривали возможность присваивать несколько имен:

  1. одно было тайным;
  2. второе — явным.

Первый тип нес за собой задачу по обеспечению защиты человеку таким образом, чтобы никто не смог оказать на него воздействие и вызвать на помощь темную силу. Оно было известно исключительно богам и жрецу, который и брал на себя обязанность по проведению обряда.

Второй было непосредственно тем, у которого наблюдалось особое значение не только для самого носителя, но и окружающих его лиц. Основная задача заключалась в отображении личности, предоставленной природой, а также способное подчеркнуть целенаправленность.

Справка: говоря о том, что значит имянаречение для ребенка, то детям они значат/означают начало новой жизни, которая должна находиться под защитой светлых сил.


Мгновенно после появления на свет ребенка, его трудно было мыть. Во время этого требовалось несколько раз проговорить:

“Матушка Богиня Рось, небесная Богородица, своего сына Тарха-Даждьбога омывала да парила и тебе ребенок, чадо божье (нужно называть присвоенное имя) водички оставила”

Чтобы исключить вероятность порчи, первый раз его необходимо помыть в воде, которая ранее была забелена молоком матери.

Справка: такая вода не только считается полезной для кожи, но и способна сформировать хороший энергетический барьер, благодаря чему можно избежать многочисленных неприятностей, пускай даже и небольших.

После того, как чадо было искупано, согласно обряду, его вытирали и при этом говорили:

  • “Чисто платьице на плечо, здоровье, баса и краса в телеса”

Помимо этого, по завершению обряда принятия первой в жизни бани, чтобы исключить вероятность возникновения грыжи, мама должна была провести еще один ритуал — “загрызание”. В частности необходимо было несколько раз проговорить:

  • “Сама я рожаю, сама вынашиваю, у ребенка все муки убираю”

В этот момент нужно было несильно прикусывать все без исключения суставчик.

По завершению обряда необходимо было сразу же положить свое чадо на вывернутый тулуп, поскольку подобный ритуал, согласно поверьям, смог принести в дом богатство и успех. Во многом это связано с почитанием Бога Велеса-Волоса, несущего прямую ответственность за гармонию — считался покровителем зверей.

Только после проведенного такого рода обряда, родители, придумав славянское имя (подобрав/ выбрав имя согласно традициям), выбранного по всем правилам, интересовались тем, как осуществить имянаречение.

Согласно традициям, обряд имянаречения невозможно было провести, если ребенка назвали также, как и:

  1. брата/сестру;
  2. иного человека, проживающего совместно с ним в одном доме.

Как отмечалось ранее, во многом это было связано с тем, что в доме каждый ангел-хранитель оберегал только одного человека и не был способным защитить второго.


Стоимость обряда

Обряд именаречение у славян проводился без какой-либо оплаты. Однако в современном мире без этого невозможно обойтись.

Итоговая цена во многом зависит от региона проживания.

В среднем стоимость подобных услуг составляет:

  • 3 тысячи рублей для взрослых;
  • 1,5 тыс. руб. — для несовершеннолетних детей.

Высокая цена наблюдается в крупных мегаполисах.

Традиции имянаречения на Руси

Обряд имянаречения у славян выступал в качестве так называемой возрастной инициации, которая могла быть возможной исключительно по достижению чадом 12-летнего возраста. До указанного периода его называли только “чадом”, не разделяя при этом по половому признаку.

Справка: различать на мальчика и девочку согласно традициям, можно было только после проведения обряда имянаречения. До этого времени допускалась возможность применения только детского прозвища — его в дальнейшем смывали водой, причем в большинстве случаев в речке. После этого присваивалось взрослое.

Согласно обряд имянаречения подразумевал под собой достаточно серьезное дальнейшее отношение к своему прозвищу. Оно было олицетворением судьбы конкретного человека, а также:

  1. указывало выбранное направление своего жизненного пути;
  2. могло служить амулетом с целью защиты от воздействия темных сил, порчи, сглаза. Ни для кого не является секретом тот факт, что для сглаза либо же наведения порчи вполне достаточно знать прозвище конкретного человека. С целью защиты от многочисленных недугов у славян использовалось еще одно прозвище — тайное.

В последнем случае необходимо помнить о том, что прозвище после (имянаречения) обязательно должно было заменяться на иное.

Справка: в современных реалиях, во время проведения обряда имянаречения, в нынешней интерпретации крещения, нужно это делать таким образом, что покровитель в полной мере совпадал с данными, указанными в свидетельстве о рождении.

Нюансы получения благословения на имянаречение

Говоря о том, как получить благословение, то получение возможно только у:

  • жрецов;
  • волхов;
  • старейшин — если они были в поселении;
  • глав либо же родноверческих общин — в случае их наличия.

Одновременно с этим допускалась возможность нарекать прозвищем во время обряда имянаречения и повитухам либо главам своего рода, среди которых:

  1. большак;
  2. большуха;
  3. деды.

Местом для проведения обряда выбиралось неслучайно. Среди распространенных вариантов, выделяют:

  • большие древние камни;
  • святые источники;
  • вблизи деревьев;
  • на вершине гор ил больших холмов;
  • на курганах.

При этом допускалась возможность проведения обряда и в специально отведенных капищах, церквях и храмах, святых рощах.

Предусмотрено также и дополнительное место для проведения обряда имянаречения — банный порог либо же в самой бани, в том числе и вблизи печи.

Перед участием в подобном ритуале крайне важно воздержаться от употребления всевозможной пищи либо же максимально ограничить себя в этом, например, принимая только постную еду.

Помимо этого, важно не забывать о регулярных духовных практиках — обязательное обращение по утрам и каждым вечером к Родным Богам и предкам в частности.

После этого обязательно нужно принять баню, чтобы очиститься, умыться родниковой водой с одновременным обращением к ней за помощью.

Справка: славянская одежда является обязательной для всех участников процесса.

Тайна ключа имени в чем смысл имянаречения

О прозвище было сложено немало примет. В большинстве случаев, под ними подразумеваются забытые языческие традиции, которые после прихода на нашу землю христианства быстро смешались с новыми ритуалами и обрядами, продиктованные церквями.

Не было принято рассказывать о прозвище, которым наделено ребенка. Причем запрет действовал как до крещения, так и после него. До момента проведения обряда новорожденные уязвимы к сглазам и порчам.

Категорически запрещалось давать не только то прозвище ребенку, которое уже носит человек, проживающий совместно с ним, но признанный умершим. Во многом это связано с предсказаниями, согласно которым чадо может переманить на себя его судьбу.

Особенно плохой подобная примета признавалась в случае, если у умершего человека была недолгая жизнь либо же он был несчастлив, приносил много бед окружающим его людям.

Наши предки с особой осторожностью и боязнью в частности относились к утопленникам. Только в качестве исключения можно было присваивать новорожденным их прозвища — только если была прожита счастливая жизнь.

В целом же насчитывается немало примет относительно прозвищ, которые могут быть присвоены младенцам.

Но, не стоит забывать о том, что славянские традиции существенно отличались от нынешних. Несмотря на это, они практически полностью сохранены, в частности есть те люди, которые уважительно относятся к своим предкам.

Практически во всех без исключения мировых культурах верят по сей день, что к процессу выбора наиболее подходящего прозвища, необходимо относится максимально ответственно. И не зря, поскольку от этого зависит судьба своего чада.

Сейчас вступление ребенка во взрослую жизнь принято затягивать, юноши и девушки долгое время считаются детьми. У славян же все было иначе. Когда же раньше дети становились самостоятельными? Совпадал выход в самостоятельную жизнь с проведением обряда имянаречение. Как же он проходил? Давайте вместе разберемся.

В славянской традиции имя, которое давали ребёнку при рождении, имело значение только первые года жизни, да и то было прозвищем. До определённого возраста не делали различий между мальчиками и девочками, и называли ребёнка «чадо». А вот потом, когда природа брала своё, дети уже обретали пол, становились взрослыми и несли ответственность за свои поступки. Именно в это время наши предки проводили обряд «имянаречение». Имянаречение проводилось в девять лет для ребёнка, показавшего способности магические, в двенадцать лет - способности воинские, и в шестнадцать лет - способности к мирному труду. Посмотрим на название и поймём, что после такого обряда человеку давали имя. Очень серьёзно славяне подходили к этому вопросу, потому что имя - это не только судьба человека, но и его оберег.

Как выбирали имя ребенку?

Обряд имянаречение проходил так: жрец вводил ребёнка в состояние медитации-кудес, чтобы он самостоятельно определил своё жизненное предназначение. Волхв так же входил в транс, чтобы помочь ребёнку правильно понять увиденное, он как бы следовал за ним в этих «странствиях». В конце пути и открывалась истина, ребёнок получал два имени: общее, и тайное, которое мог знать лишь он и его родитель противоположного пола. А общее имя отныне становилось личным именем, так человека и называли до конца жизни. Во время обряда часто случались чудеса, но итог всегда был один - полученные имена помогали определить судьбу и предназначение человека. Имянаречение- важнейший этап в жизни наших предков.

Как мог выглядеть обряд имянаречения?

Этот обряд так описан в книге “Магия Славянских Рез Рода”:

Имянаречение - праздник большой, один раз по осени проводится. Начали в Яреньгу - она самое большое поселение в тех местах - собираться отцы, матери да девчонки-мальчишки для имянаречения. Событие это раз в год проводили обычно, ближе к празднику урожая. В это время, конечно, и свадьбы гуляли, словом, на душе у многих было весело, радостно, но опасливо. Ведь такие события в жизни, как имянаречение иль свадьбы, всегда людей на мысли наводят, размышления о будущем бередят. «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет», - всем интересно. Дней много, а всё впереди.

Вот и крутятся все праздники около осеннего дня, когда день становится равен ночи, и Авсень, Бог Осеннего Солнца, принимает руководство миром у Купало, что заботится о мире с летнего Солнцеворота. Авсень ведь ещё и Бог-Первопроходец, строитель мостов в Будущее, так что всё тут завязано одним узелком. Да ещё и с урожаем почти закончили, грибов насобирали, солений заготовили, рыбы наловили, самое время отдохнуть да попраздновать. Матери такое большое собрание для дела используют, присматривают женихов для дочерей да невест для сыновей. Отцы, ясно дело, к старосте в избу собираются, мужичьи разговоры разговаривать да вместе в баньке попариться. На завтра было вот что. Собрались на большой площади многие, все в белых одеждах, волхвов не меньше шести появилось. Обычно одного на много вёрст хватает, но тут-то событие особое. Держатся вместе, ждут самого старшего. Потворники, помощники волхвов, затемно к капищу ушли, живой огонь трением дерево о дерево добывать. Тут и наш Наследник с отцом. Меньшая сестрёнка тоже с ними увязалась.

Ой, кажется все волхвы собрались, зовут нас к себе. Ну, я пошёл.

Девушки озорно пели вслед ушедшим:
- Коровам - сена клок,
Детятям - сливок в рот,
Девкам - пы венцу,
Ребятам - пы кольцу.

Отец с гордостью посмотрел на своего ладного сына. Вон он, идёт первым из ребят, прямо за четвёртым волхвом. Самый старший волхв, красивый, убелённый сединами старец, только для торжественности опиравшийся на большой жезл, размеренно шагает
впереди. За ними человек десять ребят, потом три девчонки, две беленькие, одна рыженькая. Замыкают шествие ещё трое волхвов, пожалуй, помоложе. Заиграли на рожках.

Ну, подождём. Скоро узнаю про сына, какая ему судьба Макошью навязана. Два имени человеку даётся. Одно явное, чтобы люди способности человека видели, а второе тайное, чтобы сам человек своё предназначение знал! - объяснил атаман совсем ещё маленькой дочке, подкрутил усы и удобно устроился на скамье под деревом.

Пришли. Капище было устроено, как полагается. Холм был заметен в округе издалека, и, похоже, здесь границы между мирами были особенно тонки - вокруг него звенела тишина, и воздух мерцал туманами. Торжественным ходом поднялись к середине холма, где вдоль верхушки, кругом, был насыпан невысокий вал. Поверх вала был устроен деревянный частокол с красивыми воротами на точёных вереях. Впереди идущий Волхв остановился и протянул две руки вверх, к вырезанному знаку Рода на самом верху ворот.

Живе и здраве, Род-Отец всего Сущего!
- Живе и здраве, - покатилось по цепочке на разные голоса, белыми птицами взлетали руки в приветствии тому, кто создал этот мир и продолжает заботиться о нём.

Зашли, по-прежнему друг за другом. Капь-капище внутри частокола оказалось почти круглым, похожим на яйцо, чей острый конец был шагах в двадцати от входа. Там величественно высились семь Чуров из берёзы, в два роста, потемневших со временем, но, может быть, именно поэтому имевших строгий и торжественный вид. После ворот спустились в ров и прошли семь шагов, поднявшись к серёдке капи. «Как мне мать-то объясняла, - вдруг вспомнилось Наследнику, - Капь огорожена частоколом в виде яйца и похожа на мир, созданный Родом. Частокол - это скорлупа, ров - это Навь, вон в нём отдельно чур Велеса стоит, и огни с тёртым огнём горят. Там, где пятеро Богов и шестым Даждьбогом во главе - там Правь, ну а мы сейчас перед камнем писаным, покрытым рукосечным узорочьем, это мы в Яви находимся».

Примите, Боги, мою требу, - загремел, казалось, отовсюду сразу, голос Волхва. Дальнейшее Наследник помнил плохо. Вроде бы все, прибывшие на имянаречение, выстроились полукругом, лицом к Богам, горели огни, тонко и печально играли свирели, исток с ключевой водой обдавал ноги прозрачными каплями. К каждому, по очереди, подходили волхвы, обмахивали воскуренными пучками трав, пели - заговаривали, подходили-отходили, и эта торжественная круговерть наполняла всё тело теплотой, тяжестью и лёгкостью одновременно, голова становилась похожей на лёгкий белый одуванчик, а мысль отправлялась в сказочные дали.

И нарекаю тебя явным именем Скородум! Это значит, имеешь быстрые мысли и чародейным образом владеешь своим умом и телом, - вдруг произнёс красивый голос волхва над головой.

Сказка - и славянская магия в одной книге!

Это лишь отрывок из новой сказки. Скородума ждут опасные приключения и встреча с его суженой-ряженой. Как пройдёт имянаречение суженой Скородума? Чем закончится волшебная история, как помогут героям Славянские Резы? Спасут ли они страну Северную?

Все это в новой сказке из нашей книги «Магия Славянских Рез Рода».

Желаем вам обрести ваше собственное имя и познать свое предназначение!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

Оценка информации


Записи на схожие темы

Внешнему звучанию имени своему внутреннему миру, и носят свое имя с ощущением одежки... других Пространств и Миров. Следующий Обряд Имянаречения проводился при Освящении Семейного Союза... фамилии, и со временем трудно найти общий язык с ребенком. Учитывайте...

Где же нам найти такого человека сегодня? ... не сохраняющие верность своим любимым и своим семьям, убивающие и...Выбирая имя , мы выбираем судьбу. В славянстве сегодня, обряд имянаречения проводит... черного жреца - БезКорыстие, Славянская Душа, или во что...


Лес встречает каждого шелестом листвы и звенящей тишиной. Только чуткий охотник услышит в этой тишине звериный рык, учует опасность, не дрогнет. Лес кормилец, но хозяин он суровый, коли забрал что, нужно отдать что-то равноценное взамен. Коли кто жаден, того обойдёт стороной хорошая дичь, не видать ему зверья, а коли бесновать начнёт, то и погибель свою в лесу найдёт. Лес справедлив, как и боги его. Благослав вырос здесь, ещё мальчишкой бегал за отцом на охоту. Учился стрелять из лука, и не было в деревне никого, у кого был бы глаз острее, чем у него. Вот и вырос он знатным охотником, всегда с полными руками домой возвращался. Но Благослав помнит заповедь отцов и предков своих: берёшь у леса, умей отдавать взамен. Ни разу за эти годы не нарушил он этого священного обета, исправно приносил жертвы и требы лесным духам и богам. Замечал Благослав и иное — к нему зверьё словно само тянулось. Не раз из чащи к нему волки сами выходили, ластились, как щенки к руке, медвежата копошились у его ног. Ни разу не тронул от детёнышей и их матерей, уважал он чужую жизнь. Вожаков стай тоже не убивал, чтобы не пропала без защитника вся стая. Благослав справедлив был, убивал не ради забавы, и дичью своей в деревне делился с теми, кто в нужде был. Честным и добрым слыл он, вот и судьба благосклонна к нему была. Жена у Благослава была Леда красавица и мастерица. Хозяйка отменная, подруга его верная и сердечная. Горе одно у них одно лишь было — детки в доме не бегали. И вот, наконец, пришла весть радостная и в его дом. Тяжёлой стала Леда, день ото дня всё трудней ей ходить, видать богатырь настоящий в утробе растёт. Только неспокойно на душе отчего-то Благославу. Мечется, всё мысли дурные лезут в голову. Да и имя, коим наречёт первенца своего, не придумал он ещё.

Пришёл охотник в лес, только безоружен — он совета пришёл просить. Смотрит он ввысь в небо в кронах деревьев вековых и могучих. И нежданно слышит он хруст ветвей. Обернулся, а перед ним дева, красоты неписанной и несказанной. Косы смоляные до пят, глаза калёным янтарём блестят, да кольчуга поверх платья багрового. За спиной притаился колчан со стрелами, да лук, а на поясе меч чудной, да заговорённый. Ошеломлённо выдохнул только охотник » Ягиня» и на колени упал. А богиня знай улыбается в ответ.

— Встань, негоже сыну Святобора, да Деваны перед мной на коленях стоять.

— Как же это получается? — Благослав ушам своим не верит.

— А ты думал просто так лес тебя как родного принимает? В жилах твоих, кровь хозяев его течёт. Хоть и внуком далёким ты родичам моим приходишься, да только кровь нашу, водой не разведёшь.

Благослав с колен поднялся и во все глаза уставился на Ягиню Виевну.

— Думы тяжёлые тебя одолевают, вижу, как неспокойно твоей душеньке. Не кручинься, то бесы пытаются к тебе подобраться. Родит в срок жёнушка твоя, здоровых и ясноликих. Будет у тебя сын желанный, но первенцем в твой дом войдёт дочь. Не затаи тоску в сердце своём. Нареки сына как душе твоей угодно, а дочери дай имя Гордея.

— Как же так богиня Ягинюшка?! Как же кровиночке своей, дочке имя молодецкое дать? — взмолился Благослав.

— Не спорь с богами, хоть и кровь их в тебе и течёт. Небеса ведают больше твоего. Быть твоей дочери Гордеей, коли наречёшь иначе, хворь заберёт её.

Призадумался охотник. Вот незадача, и вроде не хочет он дочери имя мужское давать, а волю богов преступить не может. Коль сказано назвать так, значит воля на то Светлых, не ему смертному спорить.

— Да будет так. Я последую воле Рода,- молвил он.

— Благославлён ты мудростью предков своих Благослав. Да будет дом твой стоять крепко и нерушимо, и пусть дети твои, род твой прославлять будут. Дочь твоя великою станет, и гордиться ты ею будешь безмерно. Много детей будет у тебя ещё, но Гордея отрадою твоей главной станет. Сыновья её ратичами станут славными и станут они величаться сыновьями Гордеевыми. Так и род новый начнут они. А теперь прощай сын Святоборов.

Поклонился в самые ноги Благослав богине. Выпрямился только, а никого рядом уже и нет. Пошёл он дорогой узкой к дому своему и думам предался. Коль имя выбрано уже, то он часа своего подождёт. И впрямь как нужда велика имя по нраву подобрать ребёнку. В имени том вся жизнь и смысл её. Благослав вздохнул полной грудью. Он наконец был спокоен.

У каждого из нас, просто уйма документов: паспорт, водительские права, свидетельство о рождении и многое другое. И там, помимо всякой прочей информации, неизменно указаны наше имя, фамилия и отчество. Этот набор — наш идентификатор личности. Мы — это наше имя. В него вкладывается куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд. В целом, когда приходит черёд придумать имя для ребёнка, родители руководствуются разными «вдохновителями». Кто-то называет детей в честь бабушек и дедушек, кто-то, являясь фанатом сериалов, называет своих детей в честь главных героев, кто-то хочет выделиться и даёт ребёнку мудрёное, заморское имя. Так можно продолжать до бесконечности. В итоге родители обычно выбирают, что-то более благозвучное и сочетающееся с фамилией, так, чтобы звучало гордо. Это всё о сегодняшнем, но что касается древности, наших истоков, то тут, у наших предков к выбору имени был иной подход. Древние славяне выбирали имя не просто, потому, что оно было красивым. Имя для наших предков несло посыл о самом человеке, о его личности, и его жизненном предназначении.

В целом, все обряды наших предков носили глубинный, сакральный смысл. Каждый праздник, каждый обычай был направлен на определённый спектр души. Духовность для древних славян всегда стояла на первом месте, а волхв, что заведовал всеми духовными знаниями и путями, ценился всеми. Даже само слово «обряд» происходит от соединения двух слов — «оба» и «рядом». То есть, речь идёт о том, что человек всегда при решении самых важных вопросов советовался с волхвом, и просил у него не только мудрого совета и наставления, но и помощи в осознании собственного пути. Неудивительно, что при рождении ребёнка, и при выборе имени для него, родители тесно взаимодействовали с волхвом. Имя, выбранное для ребёнка, обозначало его сущность, его жизненное направление и предназначение. То есть, имя для древних славян было своего рода компасом по жизни. Обряд имянаречения относился к числу самых сакральных праздников, то есть он подразумевал участие самого человека и волхва. Процесс и сама суть обряда должна была оставаться для остальных тайной.

Дать имя – не реку переплыть.

При изучении особенностей древнеславянских языческих обрядов, многие исследователи склонны называть обряд имянаречения, обрядом инициации. Такой обряд и вправду существовал у многих народов, и подразумевал собой этап взросления мальчика, и его перехода из статуса ребёнка в статус полноправного мужчины. Но славянский обряд имянаречения не совсем инициация. Этот обряд подразумевал собой дать ребёнку имя, которое стало бы его оберегом и проводником по жизни. У взрослого славянского мужчины могло быть до двенадцати имён, и каждое из них было дано в соответствующем возрасте, для определённой цели. Вот, например, то имя, которое выбирали для своего ребёнка родители, являлось актуальным вплоть до двенадцати лет. Затем наступала пора получить новое имя, которое смогло бы помочь подростку осознать свой дальнейший путь и суть взросления в целом.

До двенадцати лет, ребёнок в представлении древних славян должен был полностью находиться под опекой родителей и родичей, так, как он не имел достаточного сознания для того, чтобы принимать какие-то решения и делать какие-то выводы. Здесь нужно уточнить, что ребёнок не воспринимался, как нечто неразумное, но как нечто, сильно нуждающееся в защите и покровительстве. Дети возрастом до двенадцати лет именовались древними славянами, как чадо. Особых половых различий между детьми не делали. То есть и девочка, и мальчик воспитывались в равных условиях. Им в основном прививались базовые знания о жизни в целом. После того, как ребёнок достигал возраста двенадцати лет, древние славяне верили, что именно с этого возраста ребёнок начинал воспринимать окружающий мир осознанно, более по-взрослому. Именно с этого возраста ребёнок начинал осознавать, себя как личность, свою причастность к общине и роду, и в конечном итоге он начинал задумываться о своём жизненном пути и предназначении. Именно тогда имя, данное при рождении, теряло свою функцию, и проводился обряд имянаречения.

Имя новое, как рубаха белая – как нарекались славяне.

С достижением нужного возраста проводился сам обряд. Как это выглядело? Ребёнок оставался наедине с волхвом, который вводил его в особый транс. Находясь в таком состоянии, к ребёнку приходили разные видения. Каждый из них нес в себе сакральный смысл о предназначении человека, о его будущем. Не всегда правда, ребёнку удавалось до конца самому осознать тайный смысл таких видений. Для того, чтобы помочь все ещё чаду, постигнуть истину, волхв и сам погружался в транс, и входил в сознание ребёнка, становясь таким образом созерцателем видений. После того, как заканчивались видения, и их смысл становился ясным для обоих участников, наступал решающий момент, когда волхв, основываясь на увиденном, должен был дать ребёнку два имени. Отсюда, первое имя было личным, и должно было храниться в строжайшем секрете ото всех. Его могли знать только сам носитель и волхв. Второе имя становилось общественным достоянием, и так начинали называть после обряда подростка. Личное имя отображало душу человека, тогда, как общее имя служило путеводителем по жизни.

Суть проведения обряда состояла в том, чтобы человек заглянул вглубь себя. На самом деле душа, которая приходила в явный мир, под силой многих факторов забывала о том, кто она, и каково её истинное предназначение. Во время того, как волхв вводил ребёнка в медитативное состояние, открывался поток памяти и человеку становились доступными воспоминания его души, которые были блокированы смертной плотью. Возвращая на момент обряда ребёнку память о его настоящей духовной сущности, волхв помогал определить ему свой путь. Помощь волхва была неоценима в этом деле, так, как только он знал какие духовные потоки энергии нужно задействовать в обряде, и как именно их закрыть. Закрытие духовной памяти в дальнейшем, являлось просто необходимым, так, как душа не должна была быть обременена знанием и опытом прошлого, во время своего пребывания в явном мире. Конечно человек интуитивно принимал какие-то решения, чувствовал опасность — всё это являлось всплесками духовной памяти на интуитивном уровне. Тем, более бывали случаи, когда волхв сталкивался с тем, что на самом деле ребёнок являлся воплощением своего уже умершего предка. В этом случае, сущность давала волхву знания о том, почему она вновь вернулась в явный мир, а не последовала по Золотому пути в другие измерения. Сущность могла назвать своё имя, или попросить о том, чтобы её назвали иначе. После этого, волхв должен был закрыть поток памяти, для того чтобы избежать смятения в детском разуме, которое могло не совладать со всем этим.

Но стоит упомянуть и о том, что иногда возраст проведения обряда имянаречения мог зависеть от определённых факторов. Например, от того, какие именно таланты проявляли дети. Если девочка проявляла склонность к врачеванию, или её посещали видения, то всем окружающим становилось ясно, что это будущая врачевательница и ведунья. Так, как обучение подобному делу и набор опыта требовал много времени, то обряд имянаречения в таком случае проводился намного раньше обычного. В среднем, девочки и мальчики, проявившие себя как будущие волхвы и ведуньи, проходили обряд в возрасте девяти лет. Если дети, кстати в независимости от половой принадлежности, проявляли интерес к воинскому делу, то над такими чадами обряд проводился в возрасте двенадцати лет. К этой же категории относились и дети из княжеских родов, к которым должна была перейти власть. Обучение и воинскому делу, и делу управления требовала более зрелого физического и умственного состояния от чада. Последователи остальных профессий, проходили обряд в возрасте шестнадцати лет.

Обычно обряд имянаречения проводился во время осеннего равноденствия. До того, как дать ребёнку новое имя, необходимо было избавиться от старого имени, смыть его. Для этого использовалась водная стихия. Происходило «смывание» имени обычно в ближайшей реке, после чего волхв проводил над очищенным и безымянным чадом, непосредственно сам ритуал. В зависимости от предназначения, увиденного в видениях ребёнка, волхв должен был дать уже подростку соответствующее имя. Вот, например, для будущих волхвом и ведуний подбирались те имена, которые ассоциировались с такими понятиями, как удача, счастье, знания и мудрость. Так же имена таких отроков, должны были показывать его неотрывную связь с тем богом, служение которому он должен был себя посвятить. Примерами таких имён являются: Велимудр, Ярослава, Мечислав, Боголюба и многие другие. Имена, которые давались будущим воителям и воительницам должны были быть связаны с понятием воинской доблести, победы и славы. Вот так, например, известными именами для прекрасных славянских воительниц были: Бронислава, Мстислава, Станислава и другие. Имена, которые давались остальным детям, которые в будущем могли стать скотоводами, кузнецами, рыболовами, охотниками, земледельцами и прочими ремесленниками, обычно обозначали самую выдающуюся черту характера ребёнка. Пример таких имён: Миролюб, Голуба, Светлан, Умила и другие.

Имянаречение в современности и особенности

Обряд имянаречения был перенят и нынешними староверами, как попытка возвращения к истинным истокам своей веры. Современные люди всё чаще чувствуют себя потерянными в круговороте материальных благ и навязанных стереотипов. Поэтому, многие верят в то, что их основная проблема заключается в том, что они не познали своей истинной сути поэтому соответственно и не могут найти именно своё место в этой жизни. Корень всех проблем, таким людям видится в своём собственном имени. Поэтому они прибегают сегодня к обряду имянаречения. Автор, данной статьи не будет рассуждать о том, насколько правильно так поступать, а насколько нет. Автор считает, что каждый человек должен оставить за собой право на выбор. Так, что если вы верите в этот обряд, то — это ваше законное право и никто не вправе оспаривать его истинность. Давайте — ка погорим о том, как проходит обряд имянаречения в современном мире.

Итак, если человек получил при рождении исконно славянское имя, то староверы утверждают, что такому человеку не нужно проходить обряд имянаречения, так, как он уже носит своё истинное имя. А вот, если человеку было дано иноземное имя, то вот для него этот обряд просто необходим. Желающий пройти обряд стоит лицом к священному огню. Тем временем, волхв трижды окропляет его лицо и тело родниковой водой, приговаривая при этом, чтобы лицо, мысли и имя человека было таким же чистым, как и эта вода. Здесь прослеживается связь со старинным обрядом «смывания» имени в реке, о которой мы говорили ранее. Затем, волхв берёт ножницы и отрезает у посвящаемого человека прядь волос, после чего она предаётся свящённому огню. Вместе с этим, волхв очень тихо, почти шёпотом, произносит новое имя человека, которое до окончания обряда не должно разглашаться даже среди самых близких родственников человека. Уже после окончания обряда, волхв трижды громко произносит имя человека, так, чтобы его услышали другие, а затем он вручает посвященному человеку в руки горсть зерна, для того чтобы он принёс старым богам требы. После окончания обряда, человек, который обрёл новое имя, обязан помянуть своих предков.

Нежели человек, крещён в иной религии и рос в иной вере, для того, чтобы пройти обряд имянаречения, ему для начала необходимо пройти обряд очищения. Расскажем читателю, немного и о нём. Итак, человека, который хочет пройти очищение, ставят на колени на колодку. Сам ритуал может проводить один, или сразу три жреца. Так вот жрец, или жрецы обходят человека по замкнутому кругу, который ранее был начертан на земле ножом. Этот нож остаётся воткнутым в землю до тех пор, пока не будет закончен сам обряд. Человек, над которым проводят очищение, должен оголиться по пояс. Таким образом жрецам удаётся получить прямой контакт с сердцем человека и его душой. Кстати, до того, как начать непосредственно сам обряд очищения и присвоения нового имени, волхв должен решить насколько человек достоин всего этого. Делается это следующим образом: волхв трижды проносит над головой человека топор, таким образом, чтобы он слегка касался его волос. После этого, топор бросается за спину, и волхв оборачивается посмотреть, как именно упал топор. Если топор упал таким образом, что его лезвие обращено в сторону человека, то это означает, что он достоин того, чтобы получить новое истинно славянское имя. Если же, топор упал иначе, то обряд откладывают до тех, пока человек не станет «достойным».

Если человеку выпала честь пройти обряд, то его голову для начала омывают родниковой водой. Затем, вокруг головы посвящаемого проводят сосудом с огнём, и движение происходит согласно движению солнца, то есть в посолонь. Затем на голову человека сыплется зерно, и волхв начинает производить руками очистительные действия. После всего этого, волхв, или волхвы обходят человека по кругу. При этом, они должны держать свои правые руки над головой посвящаемого человека. Они громко произносят трижды слово «Гой». Затем наступает время наречения нового имени. Имя произносится достаточно громко, и трижды. Имя заранее выбирается волхвом и должно быть одобрено общиной.

Вместе с огромным потоком информации, которую любой желающий может найти на просторах интернета, автору удалось выудить и несколько интересных фактов, которые касаются непосредственно самого ритуала имянаречения. В первую очередь этот обряд обязателен для того, чтобы человек оборвал все свои связи с Навьим миром. Суть в том, что после того, как душа приходит в явный мир, всё ещё продолжается её связь с загробным миром. От этого она может страдать, как тело новорождёного ребёнка не способна вместить в себя знания прошлого, видения существ загробного мира. Так же, душа может подвергаться нападкам нечистых и бесовских сил, так как ребёнок без имени, не находится под покровительством рода и богов. С приобретением имени, все связи с миром извне отсекаются, точно лезвием, и вот уже душа находится под защитой своих богов и предков. Обычно обряд имяннаречения необходимо провести до того, как новорождённый перешагнёт отметку в сорок дней. Если вспомнить, то в это самое время дети наиболее восприимчивы и эмоциональны. Это явление находит объяснение в том, что новорождённый подвергается воздействию нечестивых сил.

Когда человек является взрослым, и проявляет желание вернуться в исконную славянскую веру своих предков, то в таком случае, обряд имянаречения ещё называют и Радением. Так и слышится в этом названии слово «радость», от того, что человек в истинную веру возвращается. Вообще подготовка к обряду начинается задолго до того, как родится сам ребёнок. Волхв должен обязательно знать, когда примерно был зачат ребёнок. Немаловажным фактором является и то, к кому именно обращались с просьбой о продлении рода муж и жена, к какому именно богу, или предку. Для того, чтобы выбрать для ребёнка имя, волхв должен определить под каким же небесным созвездием он был рождён. Стоит учитывать при выборе имени и тот факт, к какому времени годового круга относится дата рождения ребёнка — к светлому, или тёмному. После всего этого, волхв может выбрать для новорождённого истинное имя славянина, которое позволит ему занять своё место на древе рода. Родители тоже выбирают для ребёнка общинное имя, и по значению оно должно быть родственным родовому имени.

Обряд имянаречения входит в число родильных обрядов. Перед тем, как проводить этот обряд, шествует череда других немаловажных событий. Это непосредственно сами роды, затем выбор для ребёнка общинного имени. После следует обряд, когда новоиспечённая мать нарекается Богородицей. Далее следует ритуал по выбору кумовьев. Далее следует обязательный обряд, который подразумевает приобщение энергетики ребёнка, к энергетике его родного дома. После это проводится обряд, чтобы закрыть врата Навьего мира, который подразумевает купание ребёнка, и разрыв всяческих связей с потусторонним миром. После всего этого и следует обряд имянаречения, который обязательно нужно провести не раньше, чем после девяти дней от рождения, и не позднее, чем сорок дней от рождения. Замыкает круг родильных обрядов уже известный нам обряд постриг. Кстати, обряд для мальчиков советуется совершать в день бога Перуна, а девочек в день богини Макоши, соответственно в четверг и в пятницу.