О сотворении адама. Сказание о сотворении богом адама О сотворении Адама

  • Дата: 28.11.2023

(...) Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту. И стал Господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный Сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму Господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного (в нечистотах); и разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: ’Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? будь ты проклят’, - и дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь Сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился Сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую У ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Iсус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он Сатане: ’Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?’ Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, Господу: ’Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь’. И прогнал Господь дьявола, и дьявол исчез, как тьму прогоняет свет, а все недуги обернулись в него (самого).

И послал Господь своего ангела, повелев ему взять ’аз’ на востоке, ’Добро’ на западе, ’мыслете’ на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем. И сказал Бог Адаму: ’Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады’. Господь Бог на востоке насадил Рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал Бог на Адама сон, и Адам уснул, и Бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел Он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам Господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся Господь...

Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. И водил Господь Адама в Раю и сказал ему: ’Адам, Адам, расскажи мне’. Но Адам сильно испугался, не смея рассказать Богу свой сон. И сказал ему Господь Бог: ’Адам, Адам!’ Адам же ответил ему: ’Господи владыко, я видел, что Тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики Твои - Петр в Риме и Павел в Дамаске - ходят и проповедуют Твое распятие и воскресение’. И сказал ему Господь: ’Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день; а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в Раю справа от Отца, - и ты о том поскорби, Адам’.

И был Адам в Раю семь дней, чем предсказывал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет - это ребенок, двадцать лет - юноша, тридцать лет - зрелость, сорок лет - средовечие, пятьдесят лет - седина, шестьдесят лет - старость, семьдесят лет - смерть.

И создал Господь Бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил Господь Бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет, и чтобы было просветление на тверди небесной - большой светильник, обозначающий начало дня, а другой - начало ночи. И звезды поместил Господь Бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И был вечер, и было утро - день четвертый.

Устроил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: ’Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах’. И как создал Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а некоторых благословил съедать, и сказал: ’Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею’.

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту. И стал господь бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного в нечистотах; и разгневался господь на дьявола, и стал говорить ему: «Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? Будь ты проклят!» И дьявол исчез сквозь землю как молния от лица господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Иисус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он сатане: «Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?» Тогда ответил дьявол, окаянный сатана, господу: «Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь». И прогнал господь дьявола, и дьявол исчез, словно тьма от света, а все недуги вернулись к нему.

И послал господь своего ангела, повелев ему взять «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему бог власть надо всем. И сказал бог Адаму: «Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады». Господь бог на востоке насадил рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал бог на Адама сон, и Адам уснул, и бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся господь...

Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. Увидел господь Адама, ходящего по раю, и сказал ему: «Адам, Адам, расскажи мне». Но Адам сильно испугался, не смея рассказать богу свой сон. И сказал ему господь бог: «Адам, Адам!» Адам же ответил ему: «Господи владыко, я видел, что тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики твои - Петр в Риме, и Павел в Дамаске, - ходят и проповедуют твое распятие и воскресение». И сказал ему господь: «Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день, а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в раю справа от отца, - и ты о том поскорби, Адам».

И был Адам в раю семь дней, чем предсказывал господь бог человеческую жизнь: десять лет - это ребенок, двадцать лет - юноша, тридцать лет - зрелость, сорок лет - средовечие, пятьдесят лет - седина, шестьдесят лет - старость, семьдесят лет - смерть.

И создал господь бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил господь бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет. И чтобы было просветление на тверди небесной - большой светильник, обозначающий начало дня, а другой - начало ночи. И звезды поместил господь бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.

И был вечер, и было утро - день четвертый.

Устроил господь бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал господь бог: «Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах».

И как создал господь бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а других благословил съедать их и сказал: «Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».

А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.

В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его,

Создати въ земли Мадиамстей челов Ђ ка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - т Ђ ло, 2) отъ камени - кости, 3) отъ моря - кровъ, 4) отъ солнца - очи, 3) отъ облака - мысли, 6) отъ св Ђ та - св Ђ тъ, 7) отъ в Ђ тра - дыхание, 8) отъ огня - оттепла. И поиде господь богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде господь ко Адаму и восхот Ђ очи вложити во Адама, и вид Ђ его мужа измазанна; и разгн Ђ вася господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради челов Ђ ку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», - и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори господь собаку, и см Ђ сивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ вс Ђ хъ сквернъ, и постави собаку и повел Ђ стрещи Адама, а самъ господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые сотона и восхот Ђ на Адама напустити злую скверну, и вид Ђ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убояси вельми сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же сотона, вземъ древо, и истыка всего челов Ђ ка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и вид Ђ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече сотон Ђ : «Проклятый дияволе, что сотворилъ челов Ђ ку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отв Ђ ща дияволъ, окаянный сотона, господу, глаголя: «Аще приидетъ кая бол Ђ знь челов Ђ ку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма св Ђ томъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла господь ангела своего, повел Ђ взяти «азъ» на востоц Ђ , «добро» на запад Ђ , «мыслете» на с Ђ вер Ђ и на юз Ђ . И бысть челов Ђ къ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори богъ во Адам Ђ 345, и бысть Адамъ царь вс Ђ мъ землямъ и птицамъ небеснымъ и зв Ђ ремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему богъ. И рече господь Адаму, глаголя: «Теб Ђ работаетъ солнце и луна и зв Ђ зды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади господь богъ рай на востоц Ђ , и вел Ђ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи господь богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро л Ђ вое, и въ томъ ребр Ђ протяже руц Ђ и ноз Ђ и главу, и совда ему жену въ шестый день, и показа ему господь свою смерть и распятие и воскресение, и провид Ђ вознесение за полшесты тысящь л Ђ ть. И вид Ђ Адамъ господа распята, а Петра въ Рим Ђ ходяща, а Павла въ Дамасц Ђ учаща народъ и пропов Ђ дующе твое воскресение, и вознесеся господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужас Ђ велиц Ђ о провид Ђ нии. И вожда господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, пов Ђ ждь ми», Адамъ же убояся велми, не см Ђ я богу пов Ђ дати того вид Ђ ния. И рече ему господь богъ: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, тебе вид Ђ хъ на крест Ђ распята во Иерусалим Ђ , а ученики твоя вид Ђ хъ ходяща - Петра въ Рим Ђ , а Павла въ Дамасц Ђ , пропов Ђ дующе твое распятие и воскресение». И рече ему господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а тыже не пов Ђ дай никому же вид Ђ ния сего, дондеже увидиши мя въ раю с Ђ дяща одесную отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

И бысть Адамъ въ раи 7 дний, прообразуя господь богъ житие челов Ђ ческое: десять л Ђ тъ исполнится рожение, 20 л Ђ тъ - юноша, 30 л Ђ тъ - свершение, 40 л Ђ тъ - средов Ђ чие, 50 л Ђ тъ - с Ђ дина, 60 л Ђ тъ - старость, 70 л Ђ тъ - скончание.

И сотвори господь богъ всю тварь, море и р Ђ ки и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь л Ђ тъ. И постави господь богъ дв Ђ св Ђ тил Ђ велиц Ђ на тверди небесн Ђ й осв Ђ тити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и л Ђ та, а будетъ просв Ђ щение на тверди небесн Ђ й: св Ђ тила великая въ начатокъ дни, второе св Ђ тило - въ начатокъ нощи. И зв Ђ зды постави господь богъ на тверди небесн Ђ й, яко св Ђ тити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и св Ђ томъ.

И бысть вечеръ и бысть утро - день четвертый.

Постави господь богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облац Ђ хъ, еже пущати дожди, и громи, и молния челов Ђ комъ всея земли просв Ђ щати древа плодовитая. И рече господь богъ: «изведу воды живыхъ во в Ђ ки, птицъ перящеся по заводемъ на тверди небесн Ђ й».

И бысть, яко сотвори господь богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 л Ђ тъ за всю 7000 л Ђ тъ, и осмой тысящи н Ђ сть конца, еще есть безконечный.

Въ нед Ђ лю, день рекомый нед Ђ ля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день господь на облац Ђ хъ судити всему миру, иже не имать конца св Ђ та, и воздастъ комуждо по д Ђ ломъ его.

За вид.: Апокрифы. Сказание, как сотворил бог Адама / Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980. - С.149-153.

Підготовка тексту М.В.Рождєственської .

Текст подається в уривках за виданням А.Н.Пипіна в «Памятниках старинной русской литературы», вип. 3. СПб., 1862, с.12-14.

АПОКРИФЫ

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

Создати в земли Мадиамстей человека, взем земли горсть ото осьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камени - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - очи, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - оттепла. И поиде господь бог очи имати от солнца и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный сотона ко Адаму и измаза его калом и тиною и возгрями. И прииде господь ко Адаму и восхоте очи вложити во Адама, и виде его мужа измазанна: и разгневася господь на диавола и нача глаголати: "окаянне диаволе, проклятый, но достоит ли твоя погибель? Что ради человеку сему сотворил еси пакость, измаза его? и проклят ты буди", - и диавол исчезе, аки молния, сквозь землю от лица господня. Господь же, снем с него пакости сотонины, и в том сотвори господь собаку и смесив со Адамовыми слезами и теслою очисти его, аки зерцало, от всех скверн и постави собаку и повеле стрещи Адама, а сам господь отъиде в горний Иерусалим по дыхание Адамлево. И прииде вторые сотона, и восхоте на Адама напустити злую скверну, и виде собаку при ногах Адамлевых лежаща, и убояся вельми сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же сотона, взем дерево, и истыка всего человека Адама, и сотвори ему в нем 70 недугов. И прииде Исус из горнево Иерусалима, и виде Адама древом исколота, и милосердова о нем и рече сотоне: "проклятый диаволе, что сотворил человеку сему, почто вложил недуги сия?" - Тогда отвеща диавол, окаянный сотона, господу, глаголя: "аще приидет кая болезнь человеку сему, да не постигнет, до скончания всего тобя не помянет; аще ль поболит, кой недуг в нем постраждеть, тогда всегда тебя имать на помощь призывати в недузех сих". - И отгна господь диавола, и исчезе диавол, прогна[н] аки тма светом, и обороти вся недуги в него.

И посла господь ангела своего, повеле взяти азъ на востоце, добро на западе, мыслете на севере и на юзе. И бысть человек в душу живу, нарече имя ему Адам. А костей сотвори бог во Адаме 345, и бысть Адам царь всем землям, и птицам небесным и зверем земным и рыбам морским, и самовласть дасть ему бог. И рече господь Адаму, глаголя: "тебе работает солнце и луна, и звезды, и птицы небесныя, и рыбы морския, и птицы, и скоты, и гади". - И насади господь бог рай на востоце и веле Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи господь бог сон во Адама, и успе Адам, и взят его ребро левое, и в том ребре протяже руце и нозе и главу, и созда ему жену в шестый день, и показа ему господь свою смерть и распятие и воскресение, и провиде вознесение за полшесты тысящь лет. И виде Адам господа распята, а Петра в Риме ходяща, а Павла в Дамасце учаща народ и проповедующе твое (siс!) воскресение, и вознесеся господь...

И воста Адам от сна своего и трепетен бысть во ужасе велице о провидении. И вожда (siс!) И господь Адама в раи ходящя и рече ему: "Адаме, Адаме, повеждь ми". Адам же убояся вельми, не смея богу поведати того видения. И рече ему господь бог: "Адаме, Адаме!" - Адам же рече ему: "господи владыко, тебе видех на кресте распята во Иерусалиме, а ученики твоя виде[х] ходяща - Петра в Риме, а Павла в Дамасце, проповедующе твое распятие и воскресение". - И рече ему господь: подобает ми тебе ради снити на землю и распяту быти и в третий день воскреснути; а ты же не поведай никомуже видения сего, дондеже увидиши мя в раю седяща одесную отца, и ты о том поскорби, Адаме". И бысть Адам в раи 7 дний, прообразуя господь бог житие человеческое: 10 лет исполнится рожение, 20 лет - юноша, 30 лет - свершение, 40 лет - средовечие, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - скончание...

Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке . Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде вкладывает в их речь схожее сказание.

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав с слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт Еву и одновременно «предсказал Господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение ».

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Скаволини (баскетбольный клуб, Песаро)
  • Сказка о Прыгуне и Скользящем (альбом)

Смотреть что такое "Сказание о сотворении Богом Адама" в других словарях:

    Адам - У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם‎) … Википедия

    Первый человек - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    АДАМ - (евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены из его ребра: « … Энциклопедия мифологии

    ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II - Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия

    ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

    ПЯТИКНИЖИЕ - (слав.Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ветхозав. *канона. Название сборника есть перевод греч. слова PentЈteucoj, «Пять свитков», и впервые встречается в *Послании Аристея к Филократу (ок.200 до н.э.). В христианской Церкви оно … Библиологический словарь

    ГРЕХОПАДЕНИЕ - («Адам и Ева в раю»), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест запретный плод и даёт его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемского (в древнерусском языке… … Энциклопедия мифологии

    ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ - [или «прародительский»; лат. peccatum originale], 1) первый грех, совершенный Адамом и Евой; 2) последствия этого греха. Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блж. Августином. Для описания греха первых людей вост. отцы Церкви это… … Православная энциклопедия

    «грехопадение» - Адам и Ева. Адам и Ева. Фреска Рафаэля. 1508. Рим, Ватикан. Станца делла Сеньятура. «грехопадение» («Адам и Ева в раю»), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи («змея»), ест… … Энциклопедия мифологии

    "Грехопадение" - ГРЕХОПАДÉНИЕ (Адам и Ева в раю), библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи (змея), ест запретный плод и даёт его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемского (в… … Энциклопедия мифологии