О посте без совершения намаза. Принимается ли пост, если человек не совершает намаз и не выполняет иные религиозные обязанности? Принимается ли рамадан без намаза

  • Дата: 06.04.2023

ВОПРОС: Ассаламу Алейкум Брат Мейрам!

1)Я вот держу пост по понедельникам и четвергам! Но не читаю намаз. Будет ли мне какое то вознаграждение на том или этом свете?ИншаАлла будут читать намаз!

2)Скажите я знаю что нужно кушать до утреннего намаза,потом не кушать до вечернего.Вопрос, а во сколько вечерний намаз начинается?Везде по разному.

3)Магриб называется вечерний намаз?

4)Если допустим солнце взошло, но немного виден красный оттенок на горизонте,тогда уже начался вечерний намаз?Т.е. можно кушать?

5)Так же считаюсь ли я мусульманином, если не читаю намаз?У меня нет просто напросто возможности.Но я учу аяты и каждый день перед сном их читаю!

6)А можно ли вообще круглый год держать пост по понедельникам и четвергам?Ну кроме Рамадана?Расскажите более подробно о моих вопросах.

С уважением, Данияр

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Брат Данияр!

1) Всевышний Аллах сказал: «...воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного ...» (29:45). Всевышний Аллах говорит об обитателях Ада:

«Что завело вас в Ад? Скажут они: Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняка, и мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью День Суда » (74:42-46). В хадисе сказано: «Намаз является первым деянием, за которое отчитывается каждый раб в День Суда, и если отчет пройдет успешно, то все его деяния также будут засчитаны, если же намаз не будет принят, то и все другие деяния не будут засчитаны » (Табарани). Так что, брат мой, поторопитесь с началом намаза и не откладывайте на завтра, ведь у вас нет гарантий, что доживете да завтрашнего дня! А вот за свой пост, иншааЛлах, получите соответствующее вознаграждение.

2)3)4)Вечерний намаз называется магрибом и начинается с того момента, когда солнце скрывается с горизонта. Вы должны воздерживаться от еды и воды с утреннего намаза до магриба. Время утреннего намаза заканчивается, когда начинает появляться первые признаки рассвета на горизонте.

5)Если вы признаете Аллаха и все столпы Ислама и имана, вы являетесь мусульманином.

6)Если есть желание и возможности, то можете в течение года поститься по понедельникам и четвергам. Но в то же время не насилуйте себя чрезмерно. Аллах сказал: «Желает Аллах для вас легкости и не желает для вас затруднения» (2:185). «Когда бы Посланнику Аллаха ни представлялась возможность выбора одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если, конечно, не было в этом греха» (Бухари). Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашел в мечеть и увидел там привязанную меж двух столбов веревку, и когда он спросил, для чего это сделано, ему сказали, что таким образом одна из молящихся поддерживает себя, когда начинает уставать от совершения молитв. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел: «Отвяжите (эту веревку), и пусть каждый из вас совершает молитвы, пока будет сохранять бодрость, и пусть оставляет их, когда станет уставать » (Бухари). Другим примером крайне неодобрительного отношения шариата к чрезмерности являются слова Пророка(мир ему и благословение Аллаха), сказанные им в ответ на похвалу одной из женщин, которая столь сильно изнуряла себя дополнительными обрядами поклонения, что едва ли не полностью выбивалась из сил. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел прекратить хвалить эту женщину и сказал: «Должны вы делать лишь то, что вам по силам! И клянусь Аллахом, Аллах не устанет (от вашего поклонения), пока вы сами не устанете » (Бухари). Когда спрашивали, какие деяния Всевышний Аллах любит больше всего, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отвечал: «Те, которые, совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало » (Бухари).

Надеюсь брат мой, довёл до вас свои ответы.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!

Доводов этому много в Сунне.

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» ” аль-Бухари 553.
И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: «Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?» То следует сказать: «Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого»” (аль-Худжурат 49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 43.
Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому, что эти люди перестают соблюдать и пост!
Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:
Вопрос: “Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: “Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву”.
Ответ: “Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то тот, то же является неверным в соответствии с правильным мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал Всевышний Аллах: «Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным все, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 88).
Однако не велят такому оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии. Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию за это” . См. “Фатауа ас-Сыям” 68.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!

Доводов этому много в Сунне.

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» ” аль-Бухари 553.
И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: «Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?» То следует сказать: «Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого»” (аль-Худжурат 49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 43.
Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому, что эти люди перестают соблюдать и пост!
Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:
Вопрос: “Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: “Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву”.
Ответ: “Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то тот, то же является неверным в соответствии с правильным мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал Всевышний Аллах: «Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным все, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 88).
Однако не велят такому оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии. Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию за это” . См. “Фатауа ас-Сыям” 68.

Аудио версия настоящей статьи:

Принимается ли обязательный пост в месяц Рамадан у того, кто не совершает ежедневную пятикратную молитву? Являются ли положения религиозной практики взаимосвязанными друг с другом, когда невыполнение одного положения ведет к бесполезности других?

Подобные вопросы, задаваемые сегодня, очень похожи на те, что задавались многие века назад. С одной стороны, это указывает на определенные закономерности человеческого развития, что, в свою очередь, подтверждает тождественность времен и проблем. С другой же стороны, мы видим, что проходят века, меняются внешние проявления, атрибуты, но усилия Дьявола неустанны, а суть их и цели остаются прежними - сводить людей с пути веры, ввергать человека в многочисленные сомнения, сделать его пассивным, апатичным и безответственным.

Но что же можно сказать о взаимосвязи положений религиозной практики? «По данному вопросу в истории исламского богословия было несколько мнений. И немало ученых говорили о том, что человек продолжает быть му’мином (обладателем веры) и мусульманином (покорным Богу) до тех пор, пока верует во Всевышнего Творца, верит в истинность пророческой миссии Его последнего Посланника и согласен со всеми обязательными религиозными положениями, не отрицает их и не сомневается в них. Эти авторитетные ученые считали, что человек, не выполняющий какую-то часть обязательной религиозной практики, является грешником (фасиком). Такое мнение наиболее справедливо, верно и близко духу веры и Священного Корана. Если человек по лени своей, слабости воли или характера, нерадивости и беспечности обязателен лишь в некоторых положениях религиозной практики, забывая о других постулатах, то это указывает на слабость его веры и недостаточную покорность Всевышнему. Вера такого человека находится в некоторой опасности, и так будет до тех пор, пока он не начнет развивать себя в плане набожности и религиозной практики (совершенствоваться интеллектуально, физически и духовно).

Необходимо подчеркнуть и отметить неоднократно упоминаемое в Коране положение о том, что ни одно благое деяние не останется незамеченным. Человек получит от Всевышнего в плане мирского и вечного счастья, достатка в соответствии с тем, что заслужил: воздаяние за благое (которое может быть многократно приумножено как результат веры и бескорыстия) и наказание за греховное.

«И каждый малый и большой грех учтены» ().

«Кто совершит на вес пылинки блага, непременно увидит это. И кто совершит на вес пылинки зла, тот [также] увидит это [в Судный День, то есть ничто не останется незамеченным]» ()» .

С чего-то начав и идя шаг за шагом по пути религиозной практики, люди крепнут в вере, которая постепенно делает их более обязательными, более рациональными в использовании времени и жизненных сил. Она, вера, через небольшие шажки и поначалу робкие устремления открывает перед нами суть мирского и абсолютную реальность вечного.

Слова некоторых людей о нехватке времени безосновательны. Это - нехватка воли, а не времени. Человек осознает эту простую истину, когда развивается и расширяет горизонты своего познания и мироощущения. Сколько времени и сил тратится на просиживание перед телевизором, монитором, на бесполезные беседы, споры?! Перечень никчемного и безрезультатного, что даже в плане мирской жизнедеятельности хищно пожирает наше драгоценное время, можно продолжать довольно долго.

Полагаясь на Всевышнего, верующий не топчется на месте, а тем более не скатывается вниз. Он должен идти вперед, не забывая как о мирском, так и о вечном, зная, что Творец всего сущего, Обладатель неописуемой и безграничной силы, милости и всепрощения, проявит по отношению к немощному и любимому своему созданию - человеку - милость в этом мире и в вечности, причем в невообразимой красе и величии. Осталось лишь сделать шаг - соблюсти пост в предстоящий месяц Рамадан, причем от начала и до последнего дня.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 307.