Монашеские ордена средневековья. Монашеские ордена и их основатели монашеские ордена и их основатели Храмовники или тамплиеры

  • Дата: 23.11.2023

1. литургия - важнейшая служба. Местом совершения литургии является храм, построенный обычно в форме базилики или латинского креста. Боновые нефы часто превращаются в капеллы с отдельными алтарями. В отличии от православных храмов, католические не обязательно ориентированы на восток.

Престол сооружается на фундаменте, в основание которого кладутся мощи какого-нибудт святого. Над алтарём помещается главный храмовый образ. На алтаре - табернакль (хранилище для гостий - пресных лепёшек для причастия), распятие, чаша лоя причастия, патена - блюдце для гостий, корпорал - салфетка, на которую ставят чашу и патену.

Месса состояит из литургии слова (аналог древней литургии оглашенных (в православии - тоже есть), то есть на которую пускали и членов общины, не принявших крещения), во время которой читается писание, произновится проповедь, по воскресным и праздничным дням поётся символ веры; и евхаристиаческой литургии (аналог литургии верных, то есть только для крещёных), на которой читают евхаристические молитвы и причащаются. Чтение молитв и песнопения обычно сопровождаются органом.

До второго ватиканского собора богослужение велось только на латыни. Но собор разрешил богослужение на национальных языках и использование национальных музыкальных инструментов.

Верующие во время мессы сидят, поднимаясь при чтении Евангелия и при принесении Святых даров.

Исповедь совершается в специальных кабинках, окошки в которых для анонимности закрываются решётками и занавесками

2. Облачение священников.

Повседневная - сутана - длинное одеяние со стоячим воротничком. У священников - черная, у епископов - фиолетовая. у кардиналов - красная, у папы - белая.

На мессу поверх сутаны надевается альба - белая, длинная, иногда кружевная рубашка. Пояс в виде шнурка (в пасять о верёвках, которыми был связан Иисус). Стола - лента на шею (в православии - епитрахиль) - символизирует власть священника. поверх - орнат - безрукавная бархатная или парчовая накидка (символизирует груз евангельского учения). Для совершения процессий модет надеваться комжа - рубашка до колен, и плувиал - плащ от дождя. Биретта - 4угольная шапочка. Епископы (и Папы после Павла 6ого (1963-1978) носят особый головной убор - митру)

3. Культ святых.

Святые - люди, которые за свою веру были наделены способностью творить чудеса. Вначале - было поклонение останкаммучеников, пострадавших во время гонений на христиан. В 4-5 веке возникла идея, что жизнь, полная самоотречения, равна мученичеству. (таких святых называют исповедниками)

Есть двухступенчатая процедура приобщения к лику святых. 1 - беатификация, то есть признание блаженным (утверждается папской конгрегацией). 2 - канонизация, то есть признание святым (утверждается папой)

С почетанием святых связаны паломничества, почитание мощей.

В ранней церкви святые соединялись с местными языческими культами. Отсюда появилось почтиание святых как помошников в каких-то делах или покровителей определённых ремёсел. Св. иосиф - покровитель плотников, св. Екатерина - колесных мастеров. Почитались целители (Св. Себастьян - от чумы, св. Антоний - от гангрены). Были покровители стран и городов. (св. Георгий - Англии, св. Вацлав - чехии). Всего больше 3000 святых, но общецерковных - только 58.

4. Литургический год - годовой круг праздников в честь Иисуса, Богородицы и святых. У него есть условное начало - первое воскресенье после адвента (30 ноября - день ап. Адрея). Каждый праздник предполагает особое богослужение.

Монашество, зародившееся в Египте в III веке, находило многочисленных последователей и на Западе, наиболее известен св. Мартин Турский. В 5 веке появляются отдельные монастыри во Франции и в Италии, но монашества как системы ещё не было (на Востоке была).

В VI веке был создан старейший монашеский орден Запада - бенедиктинцы, деятельность которого связана с именем св. Бенедикта Нурсийского. Устав бенедиктинского ордена послужил основой для уставов более поздних монашеских орденов и конгрегаций, например, камальдулов или цистерцианцев. Девиз - ora et labora - молись и трудись. Но потом они поняли, что ученая деятельность - тоже работа. Бенедиктинские аббатства внесли важнейший вклад в культуру и экономику Средневековья, при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские.

Потом появился августинский орден, в котором священники принимали монашество.

То есть самого начало существовало 2 ордена с разными уставами, поэтому появилась возможность создавать новые ордена (в православии устав - один).

Известен бенедиктинский монастырь в Клюни, в котором пытались восстановить «изначальный устав» в его строгости + реформировать церковь (против симонии, женатых священников, чтобы Папу избирали церковные лица...)

Во время первых крестовых походов стали возникать духовно-рыцарские ордена, призванные помогать паломникам и защищать святые места. Наиболее значительные ордена: иоаннитов (госпитальеров, сер. XI в. 1259 г. папа Александр IV официально утвердил форму одежды иоанитов – черная ряса и черный плат с капюшоном с изображенным на них широколапчатым («мальтийским») белым крестом.). Тамплиеров(1118), тевтонский(12 в защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.).

Рыцари, как и монахи, давали обеты целомудрия и послушания.

Все они после взятия Акры в 1221 году были вынуждены вернуться в европу. Тамплиеры были уничтожены (обвинены в ересях и пр. и признались под пыткой). Гоапитальеры отступили на Родос, а потом на Мальту. Тевтонцы обосновались в Германии и Прибалтике.

В XIII веке в Католической церкви было основано большое количество новых монашеских орденов, получивших название нищенствующих. Они выделяются из старых орднов методом устрожения устава. Бенидиктинцы жили за счёт своего труда. Августинцы - за счёт церкви. А нищенствующие отказались от любой собственности и посвятили себя политве и проповеди. Францисканцы и доминиканцы проповедовали в миру, не стремясь к затворнической жизни, характерной для более ранних орденов. Впервые при этих орденах были созданы общины мирян-терциариев.

Францисканцы - от св. Фарнациска, который отказался от свей собственности и стал проповедовать. Был канонизирован в 1228 году. Орден начался с общины в 12 человек (как апостолов).

доминиканцы сыграли большую роль в борьбе Католической церкви с новыми еретическими движениями - катарами, которую начал ещё основатель Св.Доминик. Были инквизиторами и преподавателями.

Иезуиты монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность.

Важная роль в укреплении католической церковной организации принадлежала монашеству. Вы помните, что отцом западного монашества в VI ст. стал Бенедикт Нурсийский. Со временем было основано много монастырей, которые руководство-вались уставом св. Бенедикта Нурсийского. Устав включал три обета: постоянное проживание в монастыре, повиновение и сдержанность. Чтобы объединить мона-стыри, в 530 г. возник орден бенедиктинцев .

В конце XI в. возник орден цистерцианцев . Его учредил в 1098 г. аббат Робер в бургундском городке Сито, что на латыни читается как «Цистерциум». Отсюда и происхождение слова «цистерцианцы». Цель создания цистерцианского ордена — возвращение к строгим правилам монаше-ской жизни Бенедикта Нурсийского. Цистерцианцы обеспечивали себя собственным трудом и питались только растительной пищей. Цистерцианский орден многим обязан аббату Бернарду Клервоскому (1090-1153) . Благодаря его деятельности немногочисленный орден стал одним из крупнейших.

Францисканцы
Бенедиктинцы
Св. Франциск Ассизский проповедует птицам. Фрагмент фрески Джотто.
Св. Доминик

В начале XIII в. возник новый тип монашества — нищенствующие ордена, классическим образцом которых считаются францисканский и доминиканский ордена. Материал с сайта

Основателем ордена францисканцев был Франциск Ассизский (1182-1226) . Он родился в городе Ассизи в богатой купеческой семье. Сначала юноша занялся торговлей, но после плена и тяжелой болезни посвятил себя религии. Раздав иму-щество бедным, Франциск Ассизский проповедовал обездоленным и больным. Он учил любить не только людей, но и животных, деревья, цветы, солнечный свет, огонь и воду, видя во всём воплощение Бога. Постепенно вокруг него собрались после-дователи, которые называли себя миноритами, то есть «меньшими братьями». При поддержке папства минориты со временем образовали орден францисканцев. Его правила предусматривали соблюдение идеалов бедности, аскетизма , смиренно-сти и повиновения.

Доминиканский орден возник в 1216 г. Его основате-лем был испанский монах Доминик де Гусман (1170-1221) , причисленный впоследствии к лику святых. Однако название ордена происходит от латинского словосо-четания «domini canes» — псы Господни. Эмблемой доминиканского ордена была собака с факелом в зубах. Орден возглавлял генерал-магистр, а монахи одева-лись в чёрные плащи с капюшоном. Особое внимание доминиканцы уделяли просветительской деятель-ности, а также активно изучали Святое Письмо. Они стали надёжной опорой пап в борьбе с их политиче-скими противниками.

Аскетизм — религиозное учение, смысл которого заключается в проповеди отречения от радостей жизни, отшельничества и укрощения земных желаний для достижения морального совершенства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Кафедра экономики и менеджмента

по курсу "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

тема: Монашеские ордена, история их возникновения и роль в структуре средневековья, «Иезуитский орден»

Студентки 2 курса, 3 потока, группы Б

Факультет непрерывного

образования, заочного отделения

№ з/к 05-227

Прохор Надежды Борисовны

адрес: ул.Социалистическая 36-30

231900, г.Волковыск

Гродно 2006

План

Введение

1. Причины создания ордена Иисуса.

2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола:

· жизнь Лойолы до обретения веры;

· рыцарь св. Девы Марии;

· проповедник Лойола.

3. Устав ордена.

4. “Мораль” иезуитов.

5. Орден Иисуса во главе контрреформации.

Заключение

Используемая литература


Введение

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм.

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка.

История Средневековья это борьба:

· городов с феодальными синьорами;

· за самоуправление или независимость;

· за судебный иммунитет и освобождение от податей;

· за признание горожанина свободным человеком.

Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная .

A. Религиозно-церковная культура наиболее развитая в ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры - церкви и соборы романского и готического стилей.

Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре.

В. Культура народная. Народная культура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного.

Этапы развития средневековой культуры:

1. Культура варварских государств (V - IX вв.).

2. Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)

3. Культура готики (XIII - XVI вв.).

Особенность культуры варварских государств – слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Особенность романского стиля - господство церкви; создание монастырей - очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.

Особенность готики - развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».

Суть трех этапов - «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат.Roma - Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).

XIII - XIV в.в. - время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.

Черты духовной культуры Средневековья:

1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);

2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками нормированного мировоззрения);

3) символизм (текст, Библия, - повод для размышлений);

4) дидактизм (деятели средневековой культуры - проповедники, преподаватели богословия);

5) универсальность, энциклопедичность знания;

6) рефлексивность, (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);

7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).

Особенности культуры Средневековья :

2. противоречивость - эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.

3. двойственностьонапроявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).

4. разделение мира на: мир Бога и мир человека .

5. рыцарская культура.

6. появление новых форм и жанров литературы: роман, сатира и т.д.

7. появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.

1. Причины создания ордена Иисуса

В первой половине XVI века католицизму в ряде западноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная и подчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами, которые в истории получили название “реформационные”.

Однако самыми страшными - и для церкви, и для всех светских властителей феодального мира - была народная реформация: движение низов - части городского плебейства и крестьян. Эти массы, выступая против духовных и светских угнетателей, стирали с лица земли оплоты крепостничества - монастыри и замки светских феодалов.

События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии.

В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла большие экономические и политические потери. Католицизму не удалось восстановить свое влияние в большинстве тех стран Европы, где в годы подъема реформации господствующее положение приобрели новые, протестантские церкви. Антикатолические и антифеодальные массовые движения все еще вспыхивали.

Эпоха реформации показала массам верующих не только то, что феодальная собственность без всякой божьей кары может быть отнята у церкви, но что и “священное писание” не безупречно – об изложенных там правилах жизни, оказалось, можно и должно спорить.

Чтобы решить такие обширные политические и идеологические задачи, требовались новые силы, специально подобранные и обученные. В этом отношении папство не могло уверенно опереться на прежние монашеские ордена. Они, во-первых, были плохо приспособлены к столь “высокой” политике, а во-вторых, своим невежеством, алчностью и прочими неблаговидными качествами давно успели осрамить себя в народе.

В XVI веке для решения этих задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден , названный “Обществом Иисуса”. Он отличался от всех орденов католической церкви. Иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду богатых и правящих кругов разных государств. Тесно связаться с влиятельными политическими деятелями, с земледельческой и финансовой аристократией, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления позиций самой оголтелой реакции – таковы цели, которые поставили иезуиты.

2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола . Его биографами являются иезуиты, Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который, по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика в свиту Фердинанда III. Праздная жизнь среди богатых придворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую, чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке. Это был молодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военной славы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвовать всем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. В царствование Фердинанда III военные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав в свою среду. Подробных сведений о его службе не имеется. Известно только, что безумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя - герцога и пользовался славою блестящего офицера. В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук Карлос I, впоследствии объявленный императором Карлом V. В 1520 году Карл V решился начать войну против Франции.

Монашеские ордена


Монашеские ордена существуют только в исламе (ордена дервишей) и в католической церкви. Орденом называется объединение монахов, живущих по особому уставу, как правило, утвержденному Папой Римским. К одному ордену может относиться множество монастырей, принимающих единый устав. Другие названия монашеских орденов - общества, братства, конгрегации.

Каждый орден имел централизованную структуру, управления, во главе стоял генерал, избираемый генеральным капитулом. В состав генерального капитула входили
провинциалы, возглавлявшие региональные подразделения ордена. Отдельные монашеские общины (конвенты) управлялись настоятелями (аббатами, приорами или гвардианами). Настоятели собирались в свои капитулы.

В некоторых орденах общины были Объединены в крупные группы - конгрегации.

Во многих орденах имелись женские монастыри. Женская половина монашеского ордена называлась вторым орденом. Он являлся элитарной структурой, туда не принимали девушек невысокого происхождения. Существовали также братства мирян при орденах, называемые терциариями (третьими орденами).

Существует четыре основных типа монашеских орденов:

ордена уставных монахов (бенедиктинцы, антонианцы, клюнийцы, цистерцианцы);
ордена уставных каноников и уставных клириков (августинцы, доминиканцы, иезуиты); нищенствующие ордена (францисканцы, кармелиты);
рыцарские (военные) ордена (тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы).

Монашеские ордена приобрели независимый статус на IV Латеранском (1215) и II Лионском соборах. На них были сформулированы основные положения, касающиеся деятельности этих организаций. Они были напрямую, подчинены Папе Римскому и все подразделения
этих организаций были освобождены от власти епископов.

На IV Латеранском соборе было также за прещено создание новых орденов без особого разрешения папы. Всем орденам было предписано созывать раз в три года на собор всех аббатов по примеру цистерцианского ордена.

Для человека, озабоченного спасением души, различные формы монашества и разные ордена были не равноценны. В Средние века сформировалась иерархия этих духовных учреждений. Видные идеологи монашества считали отшельничество, или анахоретство, высшей формой служения, но содержащей в себе слишком много опасностей для слабых душ, так как в пустыне человек находится один и потому больше всего подвергается дьявольским искушениям. Монастырь считался гораздо более подходящим местом для спасения души, поскольку здесь каждый находился под присмотром настоятеля и рассчитывал на поддержку братии.

Ордена отличались друг от друга строгостью устава, и поэтому с точки зрения души выбор монастыря имел большое значение. Официальная иерархия орденов постоянно менялась в зависимости от предпочтений Рима. Если изначально церковные власти стремились
переделать все монашество по образцу бенедиктинцев, то затем примером для подражания стал Клюни, после чего на вершине иерархии разместился орден цистерцианцев.

Хотя в церкви в течение долгих веков зрела идея унификации монашества путем создания вселенского ордена, живущего по единому уставу, воплотить ее в жизнь не удалось. Построение иерархии орденов явилось результатом трансформации этой идеи в концепцию единого монашества, подразумевающую разные формы служения.

Августинский Орден . Появился во второй половине 13 века и получил привилегии нищенствующего ордена.Орден объединил в одну конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии(Иоаннбониты , Тосканские эремиты , Бритинианцы и др.). Устав ордена не отличался строгостью. В 14 веке, с еще большим ослаблением первоначальной строгости устава, орден преобразовался в многочисленные новые конгрегации, одной из них являлась Саксонская к которой принадлежали Штаупиц и Лютер .

Орден Францисканский . Основателем был сын купца - Франциск Ассизский . Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния, апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он образовал орден меньших братьев или миноритов . Папа Иннокентий 3 к которому явился Франциск, хотя не утвердил ордена позволил ему и его братьям заниматься проповедничеством и миссионерством. В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Гонория 3 , причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. В 1212 г. Клара Ассизская , основала орден клариссинок , которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска в 1226 г. орден распространился уже по всем странам Западной Европы и насчитывал тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Орден был основан,приблизительно в одно время с Францисским, священником и каноником Доминиканом . В конце 12 -начале 13 вв. в Римской церкви появилось много еретиков , которые нашли себе приют в южной Франции и производили большие волнения. Доминик, путешествуя по южной Франции познакомился с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально предназначенный для этой цели орден.Получив разрешение в 1215 году от папы Иннокентия , а от папы Гонория устав - орден заявил о себе. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков . Но Гонорий, также для утверждения католической веры, предоставил ордену право заниматься повсюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика был назван первоначально орденом братьев - проповедников , в последствии же в честь основателя он стал именоваться Доминиканским . В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. В принципе, Доминиканский орден очень походил на орден Франциска. Различие заключается в том, что он, целесообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать каталическую веру, принял на себя по преимуществу учебно-образовательное направление и действовал как орден, занимающийся углубленным изучением теологии в среде высших сословий. Доминиканцы основали собственные учебные заведения. Вместе с тем, Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками Доминиканцев. После смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей Западной Европе.

Францисканский и Доминиканский монашеские ордена имели как никто другой особое важное значение в Римской церкви,имеющие статус нищенских, кроме появившегося впоследствии ордена иезуитов. Причина кроется в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, в соответствии со своими обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботится только о своем спасении, участия в церковных делах им не предоставлялось. Напротив, даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказать влияние на общество, была под запретом пап. Ордена Францисканский и Доминиканский, были предназначены своими основателями продвигать среди общества интересы церкви, и папы не только препятствовали этому, но еще облегчали им выполнения заданного предназначения, предоставив членам того и другого ордена обширное право повсеместной пастырской деятельности. Францисканцы и Доминиканцы составили из себя специфическую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Исходя из такого положения дел в церкви, нищенствующие монахи принимают живое участие во всех сферах духовной деятельности. Они являются проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов и агентами пап. Францисканцы были духовниками государей 13-16 века., пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами . Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции , основанной в 13 веке. Следует отметить,однако, что в первое время Доминиканцы и Францисканцы, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни.И все это вместе взятое укрепило их важное значение в Церкви. Но влияние тесной связи с папством и служение его интересам наложило отпечаток на деятельность нищенских орденов и, в следствии чего они все больше и больше уклонялись от своего первоначального назначения- спасения человеческих душ. Все свои интересы и деятельность они направили на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета был забыт, и строгая дисциплина сменилась распущенностью.

Помимо монашеских орденов в Западной Европейской Церкви в Средние века появились ордена частично монашеские частично мирские - духовно-рыцарские ордена . В их появлении выразилась общая тенденция западной средневековой жизни, когда Церковь, отстаивая свои интересы привлекла к себе на службу все классы общества, в том числе и рыцарство. Естественным поводом к появлению духовно-рыцарских орденов, в условиях политической обстановки текущей эпохи послужили крестовые походы . Наиболее заметный вклад в истории средневековья вообще, и в частности в истории Крестовых походов оставили три ордена - госпитальеры , тамплиеры и тевтоны . Орден тамплиеров прекратил свое существование в первой половине 14 века, остальные существуют и в настоящее время, но не играют существенной военно- политической роли. Ордена выродились в благотворительные общественные организации.

Одним из первых орденов такого рода стал орден иоаннитов или госпитальеров . В 1048 году, задолго до крестовых походов мирными жителями города Амальфи была основана cтранноприимница святого Иоанна Крестителя - христианская организация или госпиталь для приюта бедных и больных пилигримов , при госпитале было устроенно и братство. Иоанниты - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна. В 1099 г., когда в ходе первого крестового похода в Иерусалиме крестоносцами было основано христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и организация превратилась в религиозно-военный орден. Изначально главной обязанностью братьев иоаннитов являлось гостеприимство и уход за больными. Позже к этим обязанностям присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов и забота о защите Святой земли. Последние обязанности вскоре сделались главными и иоанниты посвятили себя исключительно борьбе с неверными. Образовался духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий 2 утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев. Руководил орденом Гроссмейcтер . Становление ордена с целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием, и как следствие в пользу иоаннитов стали совершаться большие пожертвования. Cоломона переселились на Кипр, а оттуда мигрировали в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях, особенно во Франции. Центром сосредоточения являлся Париж. в последствии французский король Филипп 4 Красивый ,опасаясь замысла рыцарей против государства и желая отнять у них огромные богатства стал возводить на орден страшные обвинения. Филипп Красивый с течением времени конфисковал орденские имущества и направил против братства инквизицию. Членов ордена обвиняли в ужасной ереси - в отречении от Иисуса Христа. Папа Климент 5 , проживавший в это время в Авиньене и состоявший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен.