Моисей спасает свой народ. Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне? Исход евреев из Египта Возвращение в Египет

  • Дата: 10.12.2023

В.Я Канатуш

Закон дал нам Моисей, наследие об-ще-ству Иакова. И он был царь Израилев…

Вт. 33:4-5

Моисей как вождь

В истории человечества Моисей более всего известен как выдающийся вождь, как великий пророк и как непревзойденный, Богом помазанный законодатель.

О том, что он был пророк, Библия дает множество указаний. Осия, например, пишет о нем (12:13): «Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта и чрез пророка Он охранял его». Пророческое служение Моисея примечательно тем, что Господь Сам открылся ему и велел идти в Египет, к своим братьям, чтобы возвестить им откровение об Иегове (Сущем) и вывести их из египетского рабства. С этого момента Моисей и его окружение были включены в драму Египта.

Во Второзаконии (18:18-22) Моисей сам себя называет пророком, воздвигнутым Богом, в том смысле, что лично от Него он получил заповеди, законы и постановления и передал их народу, а также был учителем и воспитателем народа. Здесь он представлен, как величайший из провозвестников Божиих, так как предсказывает пришествие другого Пророка, Который будет более, чем Пророк, — о Сыне Божием Иисусе Христе, Спасителе мира.

Но служение Моисея не ограничивалось только миссией пророка. Священное Писание показывает, как многогранна была его деятельность, в которой он наиболее ярко проявил себя как вождь и законодатель Израиля. В пророческом псалме Асафа (76:21) Моисей и его старший брат Аарон представлены, как вожди, рукой которых Сам Бог вел израильский народ. Но это общее представление о служении Моисея, красной нитью прошедшее через весь Ветхий Завет.

О том, что он был вождь, находим подтверждение и в Новом Завете. Стефан ви-дит Моисея как правителя, «начальника и избавителя» (Деян. 7:35). Павел в Послании к Евреям (3:2,5) сравнивает его со Христом, «Вождем спасения» (Евр. 2:10; Мф. 2:5-6).

Для верных Божиих Моисей — несомненный лидер, воистину выдающийся вождь, фактически «царь Израилев» (Вт. 33:5). Да, он был вождь от Бога, Его помазанник.

Кратко рассмотрим, что представлял он из себя как вождь, и хотя бы упомянем те основные черты, которые так существенно отличают его от множества вождей и лидеров всех времен и народов.

1. Моисей был вождем не сам от себя, но призван и поставлен на это служение Богом (Исх. 3-4). Хотя он долго отказывался, но Господь настоял и все равно поставил его, так как готовил его с детства в особых условиях и особыми путями. Он снабдил его всеми необходимыми духовными дарами, помазал Духом Святым, открыл ему сокровенную истину и многие из тайн.

2. Он — вождь, которого Бог использовал исключительным образом (Исх. 5 гл. и далее). Когда Моисей возвратился в Египет из мадиамской пустыни и предстал перед фараоном, Бог могущественно действовал через него.

3. Моисей — истинный вождь, исполненный отеческого, даже священнического духа и милосердия. Он любил свой народ и заботился о его материальном и духовном бла-го-состоянии. Когда народ согрешал (а согрешал он часто), Моисей молитвенно заступал его перед Богом, ходатайствовал о нем и делал это решительно и смело.

4. Он — вождь, которому противостояла сильная оппозиция из его же народа, даже из его близких. Библия передает два случая такого противостояния, как наиболее яркие. Остановимся на них подробнее, чтобы извлечь для себя уроки.

а) Мариамь и Аарон (Чис. 12:1-3).

Когда влияние Моисея возросло, он сталкивается с честолюбивыми и завист-ливыми соперниками, в числе которых оказались, к удивлению, его сестра и брат. Сестра была инициатором и привлекла на свою сторону Аарона. Она забыла, что если бы Моисей самоотверженно не последовал призыву Божию, то всем им при-шлось бы долго страдать под бичами приставников. Она явно была недовольна вто-рым местом и по наущению сатаны попыталась подорвать авторитет Моисея. По-водом к недовольству послужил его брак с Сепфорой, у которой бы-ла смуглая кожа, как у эфиоплянки. Свою зависть они оба (Мариамь и Аарон) благочестиво прикрыли мнимой ревностью о Боге, отказываясь признать за Моисеем единственное право говорить народу от имени Иеговы.

Реакция Моисея была образцовой. До глубины души уязвленный, он не стал оправ-дываться перед ними, потому что для него превыше всего была слава Божия, а не собственный авторитет. В связи с этим делом Библия и упоминает, что Моисей «был человек кротчайший из всех людей на земле». Но не-смотря на свою кротость, он твердо стоит против оппозиции там, где он прав и верен Господу, и всякий раз Сам Бог вступается за него. Кротость Моисея в английской Библии переведена как смирение. Это способность Моисея подчиниться воле Божией, смиренное хождение перед Ним. Если у человека это есть, тогда он смел и отважен перед людьми. Так и Господь Иисус был самым смиренным среди людей, но Он твердо стоял за истину.

В данном случае Моисей сохранял полное достоинства и величия спокойствие, и Господь не допустил, чтобы авторитет Его слуги был оспариваем. Поскольку дело шло о публичном оскорблении, оно потребовало публичного суда и наказания: Бог наказал Мариамь проказой, и она была удалена из стана на семь дней. Когда ревнивые и честолюбивые соперники посягают на помазанников Божиих, то какими бы немощными и заблуждающимися они ни были, Бог подвергнет их суду и наказанию.

б) Восстание Корея, Дафана и Авирона (Чис. 16).

Второй вызов был брошен Кореем и его сообщниками, питавшими безосно-вательную зависть к Моисею и даже Аарону. Они тоже, под влиянием сатаны, прикрывают свою зависть мнимой ревностью за святость общества. «Полно вам, — заявляют они, — все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Какое лицемерие! Но оно воздействовало, и эти трое составили заговор против Моисея и Аарона, втянули в него 250 именитых мужей и произвели возмущение в народе. И хотя Моисей и на этот раз не оправ-ды-вался, Бог не замедлил заступиться за него, и над отступниками свершился грозный суд: разверзлась земля и живыми поглотила Корея и всех его сообщников с семьями и имуществом. Бог ревниво защищает тех, кого Он призвал и поставил!

5. Моисей — вождь, который заботился о том, чтобы иметь преемников. Он понимал, что после его отшествия дело Божие будет продолжаться, и просил Господа поставить на его место человека, могущего продолжить его миссию (Чис. 27:15). Господь усмотрел и поставил его преемником Иисуса Навина.

6. Моисей — вождь, который тоже спотыкался и получал от Бога наказание (Вт. 32:48-52). Но он осознавал свои ошибки и сокрушался, молился Богу о милости (Вт. 3:23-29), что указывает на его высокий и чуткий дух. Он верой преодолел все свои слабости и вошел в славу Божию победителем.

7. Моисей — мудрый вождь, проявлявший готовность выслушивать по-лез-ные со-веты и увещания от тех, кто стоял рангом ниже его. Его отличала удивительная спо---собность принимать и следовать этим советам, когда он убеждался в их целе-сооб-раз-ности и разумности. Примером такого рода служит совет его тестя Иофора (Исх. 18:1-27).

Израиль вышел из Египта, как беспорядочная, неорганизованная толпа рабов, забитых, униженных и строптивых. Трудности пути в пустыне часто вы-зы-вали у них ропот и недовольство, ставили проблемы. Их надо было рассматривать, выслу-шивая жалобы людей, выносить по ним решения. Этот народ надо было приводить в порядок, делать его дисциплинированной нацией. Но общество было ог-ромным (около двух миллионов), а он, вождь, поставленный от Бога, один! Невы-но-симый гнет управления, перегрузки судебных функций едва не подорвали здоровье Моисея, так как физические и нервные силы человека имеют свой предел, который нельзя переступать! И вот однажды, наблюдая за тяготами судо-производства, Иофор подает Моисею, своему глубоко уважаемому зятю, разумный и своевременный совет. Он предлагает ему второстепенную часть той непосильной ра-боты, которую он нес один и едва не свалился под ее бременем, передать другим. Пусть это будут спо-собные, хотя и менее одаренные, чем он, но обязательно бого-боязненные, надежные и достаточно зрелые люди. Сам же он должен сосре-до-точиться на высших целях и функциях руководства народом в целом.

Это был совет от Бога, и Моисей последовал ему.

Искусство распределения обязанностей и заданий — великий талант руководства. Он тем и славен, что руководитель, не выпуская из рук бразды правления, одно-временно предоставляет другим проявить свои дарования, при этом не пере-кладывая на плечи сотрудников своей ноши. Господь не благословляет ленивых, а тех, кто стяжает себе власть и имя трудами других, с омерзением отвергает!

Моисей — это вождь сугубо ветхозаветной истории. Новый Завет нам тоже представляет выдающихся вождей, лидеров нового времени, нового, Христова, Завета, нового, Христова, духа, руководителей более возвышенных качеств. Это Апостолы и многие служители и подвижники Церкви. Но мы много чему можем поучиться и у Моисея, особенно его обращению с людьми, теми, кто находился к нему в оппозиции. Мы должны ходатайствовать за тех, кто стоит в оппозиции к нам и выдвигает против нас несправедливые обвинения. И после нас дело Божие будет продолжаться, поэтому и мы должны беспокоиться о своих преемниках и го-товить их заблаговременно. Мы тоже спотыкаемся и падаем, поэтому должны хо-дить в смирении и быть снисходительны к другим.

Итак, Моисей как вождь является образцом для нас в том, что он никогда не переставал учиться руководству.

Моисей как законодатель

В этом качестве Моисей проявил гениальные способности. Он — личность уникальная и неповторимая, единственная в истории человечества, которая так близко приступала в присутствие Бога. «…Кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? — говорит Господь» (Иер. 30:21). Конечно, только тот, кого Он Сам приблизит, чтобы предстательствовать перед Ним. Этим особым избранником и был Моисей, поднявшийся в присутствие Господа настолько близко, что лицо его «стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним». От Бога он получил необходимое свидетельство о Его святости, Его чело-веколюбии и гнушании идолами и о Его участии в судьбах человеческой истории (Исх. 34:1-35).

Однако величие личности Моисея не исчерпывалось тем, что Бог так приблизил его к Себе и так доверительно беседовал с ним. Оно заключа-лось в том, что Бог через него даровал народу Свое живое творческое слово, преобразившее мировоззрение и жизнь народа, просветившее его силой Божиих откровений. Моисей впервые в истории человечества сформулировал и передал народу уставы, законы и поста-новления Господни, которые с такой чистотой и ясностью изложены в Синайском кодексе и получили название Закона Моисеева. Израиль отныне и впредь стал жить и поступать, руководствуясь заповедями этого Закона.

Благодаря этому великому делу Моисей стал фигурировать в Писании, как тот, через кого Бог дал ветхозаветный Закон. И потому в Новом Завете читаем: «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Новый Завет много раз соединяет Моисея и Закон вместе. Новозаветные писатели часто говорили: «как сказал Моисей», ссылаясь на него, как на незыблемый авторитет.

Цель Бога в отношении Израиля была чрезвычайно велика: народ необходимо было, во-первых, оторвать от зависимости Египту и подвести к зависимос-ти от Бога, чтобы дать ему источник сил свыше; и во-вторых, употребить его в прямом назначении как пророков и священников для народов земли. Для этого потребовалось заключить с Израилем Завет.

Книга Исход в главах 19-20 показывает хронику тех событий. На третий месяц после выхода евреев из Египта Господь приводит их в Синайскую пустыню к величественному Синайскому хребту и размещает стан у горы Хорив, чтобы здесь заключить с ними Завет и преподать законы для руководства. Обстановка для этого была чрезвычайно серьезной, экстремальной и даже шоковой, настолько взволновавшей и поразившей все собрание, что люди не в состоянии были в полной мере оценить происходящее. Народу было повелено стоять у подножия горы в полной готовности ко встрече с Господом, три дня готовиться к этому событию и соблюсти святость и чистоту как внутренне, так и внешне. А стоя у подножия горы, не сметь переступить запретной черты, чтобы не быть мгновенно пораженными Богом.

Моисей поднялся на гору в присутствие Господа, Который сошел на гору, отчего она дымилась и пылала огнем. Этому экстремальному явлению сопутствовали дым, огонь, гром, молнии, землетрясение и густое облако. Темная вершина Синая, казалось, являлась центром шторма и сейсмической активности. Оттуда, из среды огня, из этого центра шторма вечный Бог вселенной объявлял Десять Заповедей Своему насмерть перепуганному народу. Люди были настолько потрясены и дрожали от ужаса, что взмоли-лись к Моисею, чтобы он, а не Бог говорил с ними напрямую. Никогда прежде они не были так объединены в своем желании, как на этот раз, и никогда прежде они не испытывали подобного страха. Страх переполнял их настолько, что они не могли нормально реагировать на происходящее и просили Моисея быть их заступником, их ходатаем, их посредником и их послом.

Таким образом, в тот наиболее серьезный и ответственный день в истории Израиля было решено, что Моисей будет говорить к народу именем Бога, и все, о чем он как посредник и заступник будет им говорить или требовать от них, будет восприниматься как Божие слово и как Божие требование. Небесное слово и небесная воля будут переданы израильтянам через этого избранного посредника. В этом Моисей отразил главный про-образ Мессии Иисуса Христа — Посредника и Ходатая Нового Завета.

Стоявший у подошвы Синая народ трепетал перед святостью и гроз-ностью Бога, потому что каждый сознавал свою нечистоту и греховность, и каждый знал, что Бог судит нелицеприятно. Завет, заключенный с Израилем у горы Синай, можно представить в рамках Завета, заключенного с Авраамом, Исааком и Иаковом. Однако этот Завет был новым и отличаю-щимся своей требовательностью, повелительностью и необходимостью подчинения. Моисеев Завет должен был продемонстрировать народам (через Израиля) слабость человечества в достижении Бога и в то же время подчеркнуть Его милость, предоставляя людям только один путь доступа к Нему.

Ни одна нация в мире не имела такого доступа, и ни один народ не имел таких мудрых и проницательных законов, какие имел Божий народ, и потому Израиль был ответственен в демонстрации этой правды людям (Вт. 4:5-7). Этот Завет не только обеспечил верное и правдивое свиде-тельство народам о требованиях Бога, но также содержал надежду спасе-ния для всего человечества, так как все нации увидят Бога вселенной, Творца неба и земли через послушный Израиль, Его избранный народ. (Вт. 28:9-10).

С того времени, как Бог у Синая бросил в огромный мир человечес-кого общества Свои строгие заповеди и постановления, считают еврейские богословы, и долго после того, как сопутствующие этому событию сейсми-ческие явления и Таинственный Голос прекратились, сила Божиих повеле-ний произвела такое неизгладимое впечатление, что веками отражалась в людских разговорах вплоть до сегодняшнего дня.

Господь остался верен Своему Завету, Израиль же со своей стороны часто нарушал его и не сдерживал обещания. Новый Завет в совершенстве осуществил то, с чем не справились евреи, и потому ново-заветная Церковь названа царями и священниками (1Пет. 2:9; Отк. 5:10).

У горы Синай через Моисея Господь преподал народу Десять фундаментальных Заповедей, носящих название Десятисловия или Декалога и положенных в основание «книги завета» (Исх. 24:7). Эта Книга Завета или Свод Законов, начиная с книги Исход и кончая книгой Второзакония, является расширенным толкованием Десяти Запо-ведей, приспособленных к потребностям оседлого образа жизни. Но дух Моисеева учения насквозь пронизывает и эти постановления.

Десять Заповедей, изложенных в книге Исход (20:1-17), разделяются на две части: одна половина размещалась на одной скрижали, другая — на второй. Первая часть характеризует отношение человека к Богу (ст. 2-12), вторая — отношения между детьми (ст. 13-17). Суть этих заповедей можно сформулировать следующим образом:

1. О единобожии — закон против политеизма. Это была совершенно исклю-чительная заповедь, до того времени абсолютно неизвестная другим религиям древности.

2. Закон против служения образу. Бог — есть Бог ревнитель.

3. Величие и значение имени Божиего. Это закон против злоупотребления Его именем или употребления Его имени всуе, т. е. напрасно.

4. Закон о субботе.

5. Закон о почитании родителей, которые в каком-то смысле представляют Бога пред людьми. Ап. Павел говорит, что это «первая заповедь с обетованием» (Еф. 6:1-3).

6. Закон священного дара человеческой жизни: «не убей!»

7. Закон святости брака: «не прелюбодействуй».

8. Закон неприкосновенности собственности: «не кради».

9. Закон против ложного свидетельства, подчеркивающий необходи-мость святости характера и личности человека.

10. Закон против посягательства на чужое, подчеркивающий необходимость иметь святое сердце, потому что все желания исходят из сердца.

Итак, Десять Заповедей охватывают обе стороны жизни, одна из которых связана с Богом, другая — с людьми. Образно говоря, первые пять заповедей обращены вверх, другие пять — вокруг нас. Десять Заповедей — основа Моисеева Закона; они имеют непреходящее значение. Поэтому Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветную эру большинство заповедей из Закона было упразднено, так как на его смену пришла Благодать (Ин. 1:17; Гал. 2:15-19). Однако нравственные предписания Закона не теряют силу, а лишь доводятся до совершенства (Мф. 5:21-48). Поэтому Иисус, цитируя две великих заповеди (Мф. 22:37-38), фактически обобщил ими все Десятисловие, даже весь Закон. В учении Иисуса Христа и Апостолов мы находим все ветхозаветные заповеди, кроме субботнего дня, т. к. соблюдение субботы связано с выходным днем. И Христос, и Ап. Павел объяснили, как понимать субботу по Новому Завету (Мр. 2:23-28; Рим. 14:5-6; Евр. 4:1-11).

Вникнем в то, как Павел трактовал Закон. В Послании к Галатам он разъясняет, что мы получаем оправдание не через Закон, а единственно по вере в жертву Иисуса Христа. Целью Закона никогда не было оправдание: его задача — показать, что мы грешники и нуждаемся в Спасителе. Поэтому мы должны рассматривать Закон через Голгофу и воскресение Христа, тогда все становится на свои места.

Вот четыре важнейших назначения Закона, указанных Павлом:

1. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений…» (Гал. 3:19). Закон был дан после того, как Авраам получил обетование о рождении Мессии и спасении по Благодати. Завет Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом не отражал сущности греха. Через всю историю спасения завет с патриархами — это завет, полученный по вере. Поэтому через Моисея был дан Закон, имевший определенную цель: во-первых, показать страшную пагубную силу греха и, во-вторых, подвести людей к покаянию и вере. И когда Иисус Христос пришел на землю, первое, что Он возвестил, это покаяние и веру в Евангелие (Мр. 1:15). То же проповедует и Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). Таким образом, Закон был дополнением к откровениям, данным Аврааму (Рим. 5:20).

2. Закон был дан на определенный срок — «до времени пришествия семени» (Гал. 3:19), т. е. Иисуса Христа. Он один исполнил Закон, который до Него никто не мог исполнить по причине действия иного закона — закона греха и смерти. Исполнив, Он отменил его, поэтому о Нем сказано: «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Закон имел цель подвести людей ко Христу, Который есть наш Спаситель (Евр. 7:11-12,17). Только верой в Христа, Сына Божия, Первосвященника Нового Завета человек обретает спасение.

3. Закон был дан израильскому народу, как наставление, как «детоводитель ко Христу» (Гал. 3:24). Он сдерживал грех. Если посмотреть на него сверху, он был инструментом управления Израилем. Это был барьер, отделявший его от язычников. Если смотреть на него снизу, он служил препятствием для развития греха в Израиле.

4. Если смотреть на Закон изнутри, то он был зеркалом, помогающим человеку увидеть самого себя (Иак. 1:23-25). Благодаря Закону каждый мог увидеть себя грешником и понуждаться в Искупителе.

Кроме скрижалей Десятисловия, Моисей получил от Бога откровение о построении скинии, законы, уставы и постановления относительно всех сторон жизни народа — общественной, гражданской, духовной, семейной. Он не только передал это народу, но и научил его все тщательно соблюдать, строго наказывая нарушителей Закона.

Вот что пишет д-р Лоуренс Даф-Форбс относительно двух даров на Синае: «Закон был Божиим шоковым лечением от безумия греха! И мне кажется, что шок был так силен, что ум человека не был в состоянии в полной мере оценить и порадоваться факту, что с этой самой горы, в тот же самый момент и через того же самого человека, Моисея, тот же самый вечный Бог дал человечеству второй превосходный подарок.

Было два откровения на горе Синай, а не одно! Первое сопровожда-лось немедленно другим, разъяснительным, подаренным от любви к людям. Законы, которые Бог дал на Синае, были дарованы от любви, ибо Бог, хотя и Верховный Законодатель, извергает любовь на их происхождение. И в самом деле, свет, ярко светящий с этой самой горы, был светом, струившимся от любви; поддерживающая и успокаивающая правда была про-демонстрирована преподнесением второго Божественного подарка, второго дара от Трона Господня, ибо в то же самое время Бог передал проект Храма, уникального в истории, детали которого начинают открываться в Исходе 25 гл.

Это поразительно: Закон, объявляющий Самого Бога Автором, Влады-кой и Глашатаем, сопровождается сооружением, которое в равной мере заявляет Самого Бога его Творцом, Оформителем и Руководителем» (Ж. «Виноградник», 03-94).

Конечно, для столь великой задачи необходим был образованный и одаренный человек, способный изложить и духовным, и юридическим языком все заповеди и предписания Закона в доступной и вразумительной форме. Моисей был таким человеком, которого Бог готовил от чрева матери и соответствующим образом воспитывал в Своей школе. Фактически законодательство Моисея было первым в мире чело-ве-колюбивым законом, четко и ясно сформулированным и переданным от Бога целому народу. Этот Закон был столь совершенен и прогрессивен, что впоследствии был заимствован многими народами для составления своих законодательств. Моральная сила его заповедей неиссякаема.

Преподавая Израилю Закон на Синае, Бог преследовал далеко идущую цель: «Итак, если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). Изучая историю израильского народа на предмет выполнения ими этой задачи, мы видим, что она полна драматизма: сколько раз этот народ был на грани исчезновения! Но всякий раз он словно восставал из пепла, возрождался и укреплялся. В чем причина столь феноменального явления?

У этого народа было нечто такое, что давало ему силу снова и снова восставать и двигаться вперед. Этим нечто было слово живого Бога, Его откровение, Его святой Закон, который Израиль получил через Моисея. Именно этот Закон сформировал его в крепко сплоченную Нацию; не просто в интеллектуально сильных людей, но в избранный народ, в общество Господне. Этот Закон сопровождал его во все периоды его истории и сохранил во всех превратностях судьбы. Он не был сухим предписанием определенных правил и постановлений об отношении человека к Богу, друг к другу, животным, природе, земле и т. д., но был живым творческим словом Самого Бога, Его откровением и потому явился сокровенным источником силы для национального и духовного сознания Израиля. Источник созидательной силы Закона заключался в Боге, поэтому он обладал большим влиянием на народ. Закон открывал Бога, бесконечно великого и непостижимого, Который хочет говорить с человеком и давать ему Свои откровения, наставления и законы, чтобы он мог праведно жить. В Законе Израиль видел Бога своим Творцом и Попечителем, а себя — Его творением, всегда нуждающимся в Нем и обязанным Ему поклоняться и служить.

Но самое главное назначение Закона было в том, что благодаря ему Бог тща-тель-ным образом оберегал израильский стан от посягательств сатанинских сил, пытаю-щихся туда проникнуть, чтобы губить народ. Моисей, как мудрый домо-стро-итель, старался уберечь народ от контактов с властями тьмы. Передавая ему законы и постановления от Бога, он строжайшим образом внушал народу мысль, что каждое нарушение заповеди — не просто преступление или грех, но это та дверь, через которую духи зла могут вторгнуться в общество и разложить его.

Поэтому от Синайского Кодекса веет такой суровостью. Сегодня многие читатели Библии зачастую не понимают ни Моисея, ни Бога, ни причин такой большой строгости по отношению к нарушителям Закона. Они не понимают и той роковой опасности, которая постоянно угрожала всему обществу и стояла за тем или иным нарушением заповеди Божией. А потому необходимо взглянуть на этот вопрос с позиций откровения Божия в Новом Завете, раскрывающем как сущность опасности, так и сокровенный смысл строгости Моисея. Послание Апостола Павла к Ефесянам (2:2; 6:12) снимает покров над этой тайной, показывая существование высоко организованной иерархии властей тьмы, ведущих непрестанную войну против народа Божия и использующих малейший проступок верующего, чтобы нанести урон всему обществу Господню.

Учитывая именно эту грозную опасность, Бог и создал такой непреодолимый барьер в виде строгих предписаний Закона. И Моисей, и Закон Моисеев соответ-ствовали этой колоссальной задаче. Именно с этой точки зрения и следует рас-сматривать некоторые «неблаговидные» проступки отдельных персонажей Библии, так как они были спровоцированы через обольщение и явились результатом совращения их диаволом.

В связи с этим приведу выдержку из книги Дж. Пенн-Луис и Э. Робертса, духовных работников начала нашего века, трудившихся на юге Англии. Они пишут: «На огненной горе Бог дал Моисею строжайшие указания, как обороняться от влияния и воздействия этих духов. Он получил торжественное повеление хранить израильский стан в чистоте от всякого общения с властями тьмы, наказывая смертью любую попытку предоставить вход этим властям в стан. Моисей обязан был применить наказание смертью к каждому, кто хотя бы на йоту готов был уступить усилиям духов обольстителей.

Уже тот факт, что Бог дал такой Закон, который простирается на эту духовную область, а также тяжесть наказания, угрожавшая каждому за преступление этого Закона, доказывали:

1) существование высокоорганизованных властей тьмы;

2) их зло и великую опасность для человеческого общества;

3) их способность общаться с людьми и стремление завладеть ими;

4) необходимость неизбежной и постоянной борьбы с ними и с их делами.

Бог никогда не установил бы определенных законов для защиты от воображаемых опасностей; к тому же Он не установил бы тяжелейшего из всех наказаний, если бы соприкосновение народа со злыми существами невидимого мира не было таким страш-ным преступлением с тяжелыми последствиями. Суровость наказания ука-зы-вает на то, что вожди народа должны были быть в состоянии ясно и отчетливо различать духов, так чтобы верно судить в тех случаях, которые доводились до их сведения» («Война со святыми», Лейкастер, 1916).

Как во времена Моисея, так и в более поздние времена духовный подъем и духовный упадок израильского народа зависел от того положения, какое он занимал в отношении сатанинских воинств тьмы. Когда вожди народа твердо придерживались Закона Божиего, оберегали стан от проникновения в него духов зла, народ в духовной жизни стоял высоко; когда же вожди впадали в грех и отступали от Закона, духи зла проникали в их среду. Начиналось падение, нравственное разложение, а затем и полное поражение народа. И если порой сила Божия могущественно проявлялась в этом народе, как затем и в новозаветной Церкви, то это зависело от того, насколько их вожди преодолевали силы властей тьмы.

Это очень важная и серьезная истина, от понимания которой зависит победа или поражение народа Божия. И сегодня там, где служители понимают этот вопрос и тверже придерживаются библейских принципов борьбы, они тщательно оберегают свою паству от обольщения и проникновения в нее учений заблуждения; а те церкви, где сами служители отступили от истины и попустили ересям проникнуть в их среду, — подверглись разлагающему действию обольстителей. И как древнему Израилю Бог заповедал тщательно соблюдать Закон и хранить себя (И.Нав. 22:5), так и Церкви Нового Завета надлежит усиленно бодрствовать и тщательно хранить себя от учений заблуждения, последнее время наводнивших весь мир (1Ин. 5:18; Лук. 21:36).

Преподав Израилю Закон, правила духовной и общественной жизни, Моисей постепенно подвел его под дисциплину Божию так, что властям тьмы были закрыты все двери в общество Господне. Народ был поставлен под знамена, по коленам и по станам, и выглядел со стороны организованным и могущественным обществом.

Вот как предстал Израиль перед глазами пророка Валаама, нанятого его проклясть: «С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: Вот, народ живет отдельно, и между народами не числится… Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него. Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него. Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» (Чис. 23:9,21-23).

Задача Моисея по формированию Израиля в общество Господне, защищенное Законом Божиим во всех сферах его жизни и деятельности, была завершена. Бог велел Моисею избрать себе преемником Иисуса Навина, а самому взойти на гору Фасги, чтобы отойти с этой земли. Подводя итог его жизни, Библия свидетельствует: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Вт. 34:10). Можно добавить еще: и такого законодателя и вождя тоже больше не было.

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm


МОИСЕЙ

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета), произвёл Исход евреев из Древнего Египта , сплотил израильские колена в единый народ.

Библеисты обычно датируют его жизнь XV—XIII вв. до н. э.

На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В искусстве образ Моисея вдохновлял многих великих художников, писателей и музыкантов. Его ваял Микеланджело, ему посвятил оперу Джоаккино Россини , Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм».



Имя Моисей — «извлеченный или спасенный из воды», по другим указаниям, это имя египетского происхождения и означает «дитя».

Моисей родился в Египте . Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов. Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола.

В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона , пришедшая туда на купание.

Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына».

Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему свое имя («Аз есмь сущий») к освобождению своего народа.

Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» , так как Моисей пытался сослаться на свое косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и кости Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, начали Исход .

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Красное море , которое расступилось перед ними, но потопило погоню. Бог повел свой народ в Землю Обетованную через Аравийскую пустыню. Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом .

В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай , где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями , ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца , перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Несмотря на великие трудности, Моисей продолжал свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не 1 раз, а 2.

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную . Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина. Могила Моисея была скрыта Богом , чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа. Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне.

В Новом Завете во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.

Лесюер, Эсташ - Младенец Моисей на реке Нил

Пуссен, Никола - Моисей, иссекающий воду из скалы

Шампень, Филипп де - Пророк Моисей .

Вслед за Пятикнижием Моисея в Ветхом Завете помещается Книга Иису́са Нави́на (Книга описывает историю еврейского народа от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина) и Книга Судей Израилевых (Судьи — лица, управлявшие еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула). В книге Судей описана такжеистория Самсона и Далилы .

РУФЬ

Руфь(Рут) - знаменитая библейская праведница.. Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка (моавитяне происходят от племянника Авраама, Лота), после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Наоми , приняла её религию. В Книге рассказывается о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на неё внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев . Потомона стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала таким образом прабабкой (праматерью) царя Давида .

Рут стала символом праведного вхождения в еврейской народ, поэтому зачастую женщины, проходящие обращение в иудаизм, выбирают себе еврейское имя Рут.

Фабрициус, Барент Питерс - Руфь и Вооз

Далее следуют Книги Царств —исторические книги Ветхого Завета. Книги Царств охватывают около 600 лет жизни еврейского народа. В первых двух Книгах рассказывается о жизни пророка Самуила , который помазал на царство двух первых царей — Саула и Давида .

Откуда бежал Моисей и куда он шёл по пустыне сорок лет

Моисей - Му-сей. Куда может идти тот, кто стал Не-умом? В сторону не-ума, правильнее, в состояние не-ума, пустоты ума.

Моисей шёл по пустыне в землю предков. А что является землёй предков для человека, для любого человека? Первобытное состояние ума, где Сила Жизни и Мудрость составляют единое целое (см. рис. 102). Это - состояние бога, состояние всеобщей любви, которой только бог и может обладать. Моисей - Му-сей - шёл к состоянию единства, это и есть земля обетованная.

Тогда становится ясным, откуда Моисей ушёл. Он ушёл/бежал из Египта, а это Жи-пет - Живая душа. Египет в Библии призван олицетворять жизнь на земле, в плотьном теле, а цель человека заключается в том, чтобы порвать с плотьным половинчатым умом и превратиться в любовь, то есть слиться с не-умом/пустотой. Когда это происходит, человек обретает мудрость. В разделённом состоянии ума этого состояния ни за что не достичь, поэтому Моисей ушёл из Египта, сорок лет ходил по пустыне, чистил ум, пока не пришёл в землю обетованную, то есть пока не обрёл разум.

Моисея преследовал фараон с солдатами. Фараон - тараон - тара-он - вместилище-он (живой души). Фараон, я думаю, олицетворяет тело человека, плоть с её чувствами (солдатами) и умом. Это они преследуют всякого, кто желает выйти из ума и стать пустотой. И это они гибнут на чермном дне, когда ищущий опускается в царство Велеса. Умирает ум, а на его место входит не-ум - пустота и мудрость.

Слова «Когда Моисей бежал из Египта, его преследовал фараон с солдатами» означают: «Когда Моисей решил расстаться с половинчатым умом, в котором жил до этого момента, тело и пять чувств стали преследовать его, пытаясь удержать». Когда Моисей опустился на самое чермное дно, море сомкнулось над ними и они погибли.

Так Моисей обрёл состояние пустоты и не-ума. Тут вы зададите правомерный вопрос: «Но ведь потом он сорок лет ходил по пустыне?» Нет, дорогой читатель, всё как раз наоборот. Мы опять имеем дело с нелинейным умом, когда прошлое и будущее меняются местами. Решив стать не-умом и пустотой и ступив на путь пробуждения разума, Моисей сначала сорок лет чистил свой ум, а потом уже наступил момент, когда он опустился на дно и его ум там окончательно умер.

Другой вопрос. Я всё время говорю о сроке в тридцать лет и три года, а почему здесь речь идёт о сорока годах? Я думаю, здесь мы имеем дело с древним пластом знаний, которое существовало до Учения Христа. В нём правили циклы семь и сорок, Библия ведь книга о жизни в материальном мире. А вот когда были открыты циклы Три, Девять и Тридцать, тогда появилось Евангелие - Благая Весть и Новый Завет/Путь.

Важный вывод. Современный Египет не мог в древности называться Египтом, потому что в нём как раз всё было настроено на то, чтобы «я» человека - его ум - умерло. Двенадцать главных храмов вдоль Нила - это пошаговое умирание «я» человека и превращение человека в бога. Двенадцать подвигов Геракла, которые мы с вами рассмотрим ниже, очень ясно покажут это вам.

Любопытно, как история Моисея отразилась на нашей истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Кто такой пророк Моисей, можно узнать из Библии . Его жизнеописание изложено в Ветхом завете . Согласно Священному Писанию, это центральное действующее лицо событий, определивших судьбу еврейского народа как богоизбранного.

Его называют Боговидцем, потому что он напрямую общался с Богом. Именно Моисею, по библейскому сказанию, Господь вручил скрижали – каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей, впоследствии ставшие основой христианской морали.

Пророк Моисей Боговидец – краткое житие

Биография этого необыкновенного человека, жившего несколько тысячелетий тому назад, до наших дней представляет огромный интерес как для профессиональных исследователей библейской истории, так и для обычных людей, знакомящихся со Священным Писанием.

Вот как выглядит кратко пересказанное жизнеописание святого.

Рождение Моисея

Пришедший к власти на родине пророка, в Египте, где в то время жили евреи, фараон Рамзес II, которому историки дают крайне жесткую характеристику, опасался, что в случае войны иноплеменники предадут его и перейдут на сторону противников. Фараон стал проводить политику геноцида, понуждая израильтян к тяжелым работам, а также приказал убивать всех новорожденных мальчиков в еврейских семьях.

Этот приказ вступил в силу накануне рождения Моисея, который стал третьим ребенком в семье Амрама и его жены Иохаведы – у будущего пророка были брат Аарон и сестра Мариам.

Детство и юность

Родителям удавалось скрывать факт его рождения. Поняв, что дольше это делать это будет нельзя, и чтобы спасти малыша, родители положили младенца в корзину и спрятали в зарослях папируса у берегов Нила. Дочь фараона, пришедшая со служанками на берег реки, случайно нашла корзинку. Знавшая о приказе отца, принцесса поняла, кем был ребенок, но, пораженная красотой младенца, решила взять дитя на воспитание.

Младенец не хотел брать грудь никакой кормилицы, тогда Мариам, родная сестра Моисея, подошла и предложила найти для малыша кормилицу. Ею стала родная мать мальчика. Затем женщина привела мальчика во дворец в качестве приемного сына дочери фараона. Он жил там, пока не стал взрослым. Однако юноша знал о своем происхождении, и никогда не поклонялся египетским богам.

Бегство в пустыню

Как-то раз он увидел, как египтянин избивает еврея, и, защищая соплеменника, случайно убил нападавшего. Спасаясь от преследования, приемный сын принцессы бежит через пустыню в Мадиамскую землю, находит приют в доме жреца этого народа и становится мужем его дочери.

Сколько лет понадобилось пророку, чтобы созреть физически и духовно для главного подвига своей жизни – выведения еврейского народа из египетского рабства? Во время бегства из Египта Моисею исполнилось сорок, и столько же он прожил в Мадиаме, поэтому к моменту исхода ему было уже 80.

Призвание Моисея Богом

Однажды, когда святой пас овец своего тестя неподалеку от горы Хорив, Господь явился в образе горящего, но не сгорающего тернового куста. Когда пастух попытался подойти и рассмотреть поближе это чудо, то услышал голос Бога, приказывающий ему не приближаться. Голос призвал святого вернуться в Египет, чтобы вывести евреев из плена.

Дабы укрепить дух пророка, Бог сделал так, что жезл (пастушеский посох) в руке пророка превратился в змею. Господь предупредил своего избранника, чтобы он был готов к трудностям, поскольку ожесточившийся фараон не согласится отпустить евреев на свободу. Поскольку пророк имел дефект речи, Господь посылает с ним брата Аарона.

Моисей и Аарон направляются к фараону

Фараон – это был уже не тот правитель, от которого сорок лет назад убежал будущий пророк. В ответ на требование Моисея дать евреям возможность уйти из Египта, фараон лишь посмеялся, да увеличил трудовую повинность своих рабов.

Но Моисей не оставлял царя в покое, требуя свободы для своих соплеменников.

Получив очередной отказ, он пригрозил фараону страшными карами Божьими. Фараон не поверил, но угроза стала реальностью: Господь рукою Моисея стал насылать на египтян «казни», т. е. наказания.

Десять казней

Первым , как гласит легенда, стало наказание кровью, когда вся вода в Ниле и других водоемах превратилась в кровь, «воссмердела» (протухла), и ее стало невозможно пить. При этом в домах евреев она оставалась чистой и прозрачной. Египтяне вынуждены были покупать воду для питья у своих рабов.

Но фараон не поверил, что это Божья кара, а приписал порчу воды колдовству. Он призвал на помощь своих чародеев, которым также удалось превратить купленную у евреев чистую воду в кровь.

Вторая египетская казнь представляла собой нашествие жаб (лягушек), которые вышли из воды и заполнили собой всю землю, заползая в дома египтян. Жабы были повсюду – на полу и на стенах, в постели и посуде. Колдовство египетских жрецов, пытавшихся избавить страну от жаб, привело к еще большему увеличению их числа.

Фараон стал просить Моисея помолиться за него перед Господом, чтобы Он вернул жаб обратно в реки, обещая отпустить евреев. Просьба была исполнена, но правитель нарушил данное слово, и не отпустил соплеменников пророка.

Третья казнь представляла собой нашествие мошек, которые покрыли собой поверхность земли, нападая на людей и на скот.

На этот раз сами волхвы, осознав свое бессилие, признали это наказание перстом Божиим и призвали правителя согласиться с требованием вождя евреев, но фараон снова отказался.

Четвертым стало наказание «песьими мухами» – насекомыми, сочетавшими неотвязчивость мух и агрессивность собак. Это была разновидность оводов, которые впивались в кожу людей и животных, оставляя после себя кровоточащие раны. И никто нигде не мог скрыться от них.

Только местность Гесем, где компактно проживали израильтяне, была свободна от песьих мух. Так Создатель показал, что все эти бедствия – не просто «экологическая катастрофа», а кара Господня, носящая избирательный характер.

Пятой казнью стал мор скота, поразивший домашних животных во всем Египте. Уцелел только скот в хлевах евреев.

Шестая казнь — Моисей и Аарон, взяв в руку горсть сажи, подбросили ее перед лицом фараона, после чего сам правитель и все подданные, а также их животные, покрылись язвами и нарывами. Испугавшись, фараон решился отпустить евреев, но снова передумал.

Седьмой казнью стал огненный град, сопровождаемый громом и молнией.

Фараон снова начал просить для Египта милости у Господа, снова обещая дать евреям свободно уйти, и не сдержал слова.

Восьмая казнь — ветер принес из пустыни тучи саранчи, которая уничтожила всю зеленую поросль на земле, не только культурные растения, но и обычную траву. Повторилась та же история – сначала правитель призывает Божью милость, обещая исполнить требования Моисея и Аарона, потом забывает о своих обещаниях.

С девятой казнью на страну опустилась тьма, которую не могли рассеять ни свечи, ни факелы. Тьма была такой густой и плотной, что ее можно было потрогать руками.

Десятой и последней египетской казнью стала смерть первенцев во всех египетских семьях, от наследника фараонского престола, до первенца узника, сидевшего в тюрьме. Погибли также первенцы всех домашних животных египтян.

Это случилось в течение всего одной ночи. А все дети и животные израильтян были живы и невредимы, так как Бог через пророка приказал евреям намазать косяки дверей своих домов кровью жертвенного ягненка, чтобы Ангел – исполнитель Божьей кары – не входил внутрь.

Учреждение праздника Пасхи

После десятой казни фараон наконец позволил евреям во главе с Моисеем и Аароном покинуть Египет. В память этого события евреи установили особый праздник – пейсах, исход, или еврейская Пасха, ставшая прообразом христианской.

В день Пасхи в каждой еврейской семье устраивается трапеза, на которой подается особым образом приготовленное мясо ягненка, в память о том жертвенном агнце, кровью которого были намазаны косяки дверей еврейских домов.

Исход Моисея из Египта. Переход через Чермное море

Поле того, как Господь вывел израильтян из египетского плена, Он приказал евреям идти в Ханаанскую землю. Самый короткий путь туда лежал через территорию, занятую воинственным племенем филистимлян, однако ослабленные пленом и тяжелой работой евреи не смогли бы преодолеть его.

В славянском переводе Библии говорится, что пророк привел народ к Чермному морю, но какое море имеется в виду, понятно не сразу. Дело в том, что Чермным славяне называли Красное море, представляющее собой узкий залив Индийского океана.

Опомнившись после всех пережитых бедствий, фараон, гордыня которого была уязвлена тем, что ему пришлось уступить, снарядил боевые колесницы и погнался за ушедшими, желая отомстить за унижение. Оказавшись зажатыми между войском правителя и морскими водами, евреи приготовились к смерти.

Бог и здесь не оставил их: Он послал ветер, который раздвинул воды, обнажив морское дно в самом узком месте, и весь народ во главе с пророком прошел по нему на другой берег. Память об этом переходе до наших дней сохранилась не только в Священном Писании, но и в легендах и притчах израильтян.

Увидев, какое глубокое море с легкостью перешел Моисей и его народ, фараон пустился за ним следом, надеясь также «проскочить». Но тяжелые колесницы увязли во влажном морском песке, а как только последний израильтянин ступил на противоположный берег, ветер переменился, воды вернулись на свое место, и войско фараона погибло.

Чудеса, которые совершает Моисей

В пустыне людям не хватало еды, и по вечерам, во время привалов, они стали роптать, вспоминая, что в Египте у них всегда было мясо. Вдруг с неба спустились стаи перепелов, покрыв собой весь стан, а к утру выпала роса. После испарения влаги на земле осталось нечто, напоминающее крупу, которую израильтяне назвали манной.

По вкусу еда напоминала пшеничную лепешку с медом. Это чудо повторялось каждое утро, на всем протяжении путешествия.

Затем народ стал страдать от жажды, и вновь на вождя посыпались упреки – зачем он вывел их из Египта, где воды всегда было вдоволь. Тогда с Божьей помощью пророк извлек воду из камня. При этом, разгневавшись на народ и выйдя из себя, он единственный раз за всю жизнь преступил волю Бога – вместо того, чтобы воззвать к скале, ударил по ней посохом.

Когда оттуда забил источник, люди стали считать, что не Господь, а сам Моисей дал им воду. Такой поступок пророка стал причиной того, почему святой не вошел в землю обетованную.

Следующим испытанием стала битва с амаликитянами. Израильтяне сражались с ними под командованием Иисуса Навина, а пророк наблюдал за ходом сражения, стоя на холме с жезлом в руках. Когда он поднимал руки, израильтяне брали верх, а когда опускал – отступали.

Чтобы обеспечить соплеменникам победу в битве, которая длилась от рассвета до заката солнца, Аарон и один из его помощников, Ор, поддерживали уставшие руки пророка. После победы Бог велел пророку записать это событие в книгу.

Синайский завет и 10 заповедей

Через три месяца после исхода из Египта евреи подошли к горе Синай. Бог предупредил святого, что здесь Он сойдет к народу. Готовясь к встрече, израильтяне должны вымыться, переодеться в чистые одежды и, соблюдая пост, воздерживаться от супружеского ложа.

В назначенный день при громе и молниях над вершиной горы появилось темное облако и послышался рокот, напоминавший звук трубы. Вся гора заколебалась, а люди очень испугались – они поняли, что это голос Бога, который говорит с Моисеем.

Господь приказал пророку взойти на гору. Вождь израильтян стал подниматься, а народ остался внизу. Когда пророк встал перед лицом Божиим, Он вручил ему скрижали.

Гнев Моисея

Вождь отсутствовал в течение 40 дней, и все стали считать его погибшим. По требованию народа, Аарон создал идола – золотого тельца, подобного египетским истуканам, которому люди стали поклоняться, нарушив тем самым главные заповеди Божии.

Вернувшийся пророк в гневе уничтожил идола и разбил скрижали завета. Его отчаянию не было предела – он понимал, что Господь может отвернуться от израильтян, совершивших столь тяжкий грех, как богоотступничество.

Пророк вернулся на гору Синай и стал молить Бога о прощении соплеменников. Если же Он не захочет простить израильтян, то святой готов разделить с ними ответственность – пусть Он вычеркнет его имя из Своей книги.

По жаркой молитве Моисея, которая продолжалась 40 дней, Господь восстановил Свой завет с избранным народом. Он подтвердил все свои обетования, а также приказал сделать новые скрижали и записать на них 10 заповедей.

Совершив свой молитвенный подвиг, пророк спустился с Синая. Его лицо после общения с Господом сияло так ярко, что ему пришлось прикрыть его покрывалом, чтобы не ослепить израильтян.

Сооружение и освящение Скинии

Вскоре после получения скрижалей Господь дал евреям поведение соорудить Скинию – походную церковь. Скрижали были уложены в ковчег и внесены в Скинию.

Место, где она была установлена, покрылось облаком, что стало видимым знаком Божьего присутствия. Когда облако поднималось вверх, это было знаком, что народу пора двигаться дальше.

Конец странствования. Смерть Моисея

Израильтяне продолжали время от времени выражать возмущение по разным причинам, печаля пророка и вызывая гнев Бога, который определил евреям 40 лет странствовать по пустыне, пока не уйдут из жизни те, кто становился возмутителем спокойствия и не верил в божественный промысел.

Наконец этот срок закончился – люди подошли к границам земли обетованной. Бог возвел Моисея на гору Нево и показал ее ему. После этого Моисей благословил свой народ, передав бразды правления Иисусу Навину. Вскоре после этого он умер.

Заключение

Точных сведений о том, сколько прожил Моисей, в истории не сохранилось. Судя по тем сведениям, которые приводятся в Священном Писании, годы жизни Моисея насчитывают около 120 лет.

В качестве места, где он был похоронен, упоминается Моавитская долина, но его могила осталась неизвестна. День памяти пророка Моисея отмечается православной церковью 17 сентября по новому стилю.

Во Второй книге Моисея под названием «Исход», рассказывается о том, как этот великий пророк организовал исход евреев из Египта, произошедший во второй половине II века до н. э. Первые пять книг Библии тоже принадлежат Моисею и описывают удивительные истории и божественные чудеса ради спасения еврейского народа.

Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне

Основоположником иудейской религии, законником и первым еврейским пророком на земле был Моисей. Многих совершенно не зря интересует, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Дабы понять всю суть происходящего, для начала нужно ознакомиться с самим сюжетом этой истории. Моисей (библейский персонаж) сплотил все колена народа израильского и вывел его к земле Ханаанской, обещанной Богом Аврааму, Исааку и Иакову. Именно на него Бог возложил эту непосильную ношу.

Рождение Моисея

С вопросом о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, стоит разобраться очень подробно. История Моисея начинается с того, что новый царь Египта, не знавший пророка Иосифа и его заслуг перед Египтом, обеспокоенный тем, что народ Израилев множится и становится сильным, начинает относиться к нему с особой жестокостью и принуждает его к непосильному физическому труду. Но народ все равно крепнул и увеличивался. И тогда фараон приказал бросать в реку всех новорожденных мальчиков-евреев.

В это время в одной семье из племени Левина женщина родила младенца, она положила его в корзину с обработанным смолою дном и пустила по реке. А его сестра стала наблюдать, что же дальше будет с ним.

В это время дочь фараона купалась в реке и вдруг, услышав детский плач в тростнике, нашла ребенка в корзине. Она сжалилась над ним и забрала его к себе. Сестра его тотчас подбежала к ней и предложила найти кормилицу. С тех пор родная мать стала ему кормилицей. Вскоре мальчик окреп и стал дочери фараона, как родной сын. Она дала ему имя Моисей - потому что вытянула его из воды.

Моисей взрослел и видел, как тяжко трудятся братья его Израилевы. Как-то раз он увидел, как египтянин бьет бедного еврея. Моисей, осмотревшись по сторонам, чтобы его никто не увидел, убил египтянина и закопал его тело в песке. Но в скором времени обо всем узнал фараон, и тогда Моисей решил бежать из Египта.

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых - Сепфора - стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Возвращение в Египет

Помощником Моисея Бог назначает брата Аарона. Они пришли к народу своему и показали знамения, чтобы те поверили тому, что Бог хочет, чтобы они служили ему, и народ поверил. Потом Моисей и его брат пришли к фараону и просили его, чтобы тот отпустил народ Израилев, потому что так велит их Бог. Но фараон был непреклонен и все знамения Божия посчитал дешевым фокусом. Его сердце ожесточилось еще больше.

Тогда Бог посылает фараону одну за другой страшные десять казней: то вода озер и рек превратилась в кровь, где рыба стала мертвой и смердящей, то вся земля покрылась жабами, то налетели мошки, то песьи мухи, то случилась моровая язва, то нарывы, то ледяной град, то саранча, то тьма. Каждый раз, когда случалась одна из этих казней, фараон смягчался и обещал отпустить народ Израилев. Но когда получал прощение у Бога, обещания свои не сдерживал.

Исход евреев из Египта становится практически невозможным, но только не для Бога, который подвергает его народ самой страшной казни. В полночь Господь поразил смертью всех египетских первенцев. И только тогда фараон отпустил израильтян. И вот Моисей выводит евреев из Египта. Путь к Моисею и Аарону показывал Господь днем и ночью в виде огненного столпа.

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Гора Синай. Заповеди

Народ израильский продолжил свой путь и остановился возле горы Синай. Шел третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы народ Его подготовился к встрече с Ним, чтобы были они чистыми и вымыли свои одежды. На третий день были молнии и громы, и доносился сильный трубный звук. Десять заповедей Моисей и народ получили из уст Бога, и теперь они должны были жить по ним.

Первая гласит: служите одному Богу Истинному, который вывел вас из земли Египетской.

Вторая: не создавайте себе кумира.

Третья: не произносите имя Господа всуе.

Четвертая: по субботам не работайте, а прославляйте имя Господа.

Пятая: почитайте родителей своих, чтобы было вам хорошо и продлились дни вашей жизни на земле.

Шестая: не убей.

Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.

Восьмая: не укради.

Девятая: не произноси ложных свидетельств на своего ближнего.

Десятая: не желай ничего ближнего своего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба или рабыни его, ни вола его, ни осла его.

Воззвал Господь Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, по окончании беседы вручил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней пробыл Моисей на горе, и Бог учил его, как нужно правильно выполнять Его наказы, как надо построить походную скинию и служить в ней Богу своему.

Золотой телец

Моисея долго не было, и не выдержали израильтяне, и усомнились в том, что Бог благосклонен к Моисею. И тогда они стали просить Аарона вернуться к языческим богам. Тогда тот велел всем женщинам снять золотые украшения и принести ему. Из этого золота он вылил тельца, и, как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили пир и священные пляски.

Когда Моисей собственными глазами увидел все это нечестивое пиршество, он сильно разгневался, бросил скрижали с откровениями. И разбились они о скалу. Потом стер в порошок золотого тельца и высыпал его в речку. Многие в тот день раскаялись, а те, кто не сделал этого, были убиты, и насчитывалось их три тысячи.

Затем опять вернулся Моисей на гору Синай, чтобы предстать перед Богом и просить Его простить народ Израилев. Великодушный Бог смилостивился и опять дал Моисею скрижали откровения и десять заповедей. Моисей целый год с израильтянами провел у горы Синай. Построив скинию, они стали служить Богу своему. Но теперь Бог повелевает отправиться в путь к земле Ханаанской, однако уже без Него, и ставит перед ними Ангела.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

Ханаанская земля

Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ. На протяжении многих лет трудностей и лишений израильтяне не раз корили и ругали Моисея и роптали на самого Господа. Через сорок лет выросло новое поколение, более приспособленное к скитаниям и суровой жизни.

И вот настал день, когда Моисей повел их в чтобы завоевать ее. Дойдя до ее границ, они расположились возле Моисею было на то время сто двадцать лет, он чувствовал, что конец его близок. Поднявшись на самый верх горы, он увидел землю обетованную, и в полном уединении он преставился перед Богом. Теперь обязанность вести народ на обещанную землю Бог возложил на Иисуса - сына Навина.

У Израиля больше не было такого пророка, как Моисей. И уже всем было неважно, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне. Теперь они тридцать дней оплакивали смерть пророка, а потом, переплыв через Иордан, они начали сражаться за землю Ханаанскую и, в конце концов, через несколько лет завоевали ее. Их мечты о земле обетованной сбылись.