Мировоззрение человека. Ценности и идеалы в подростковом и юношеском возрасте. Формирование ценностного мировоззрения и гражданской идентичности личности Развитие мировоззрения в юношеском возрасте

  • Дата: 28.11.2023

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Основной психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. Я-концепция в раннем юношеском возрасте. Влияние на психику промежуточности общественного положения. Личностное самоопределение, становление мировоззрения, ценностные ориентации.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Проблема поиска смысла жизни, особенности и становление Я-концепции в юношеском возрасте. Организация психологического исследования ценностных ориентаций современной молодежи, выявление нравственных и мировоззренческих различий по гендерному признаку.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Юность как психологический возраст. Развитие личности в раннем юношеском возрасте. Жизненный путь человека как проблема психологии. Основные виды понимания смысла жизни в юношестве. Исследование ценностных ориентаций и направленности юношей и девушек.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2016

    Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития. Особенности фрустрации в юношеском возрасте. Переживание фрустрации в юношеском возрасте. Исследование переживания фрустрации в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2008

    Ценности человека. Внутренняя структура личности, устоявшиеся ценностные ориентации. Формирование индивидуальных ценностей. Источники ценностных представлений. Выработка ценностей. Ценности индивида. Виды ценностей. Формирование ценностных ориентаций.

    реферат , добавлен 15.10.2008

    Характеристика психологической природы дружбы и любви в юношеском возрасте. Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Становление личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте: динамика показателей; ценностно-смысловые рефлексии. Дифференциальная диагностика свойств личности как фактора мотивации выбора профессии и профессиональной направленности.

    Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. В этот период жизни у человека появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, Формирование собственной мировоззренческой позиции включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т. д. Выход из этой ситуации видится в том, чтобы наряду с традиционными общеобразовательными предметами включать в качестве обязательных в школьную программу курсы по экономике, политике, праву, различным видам искусства. Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью мировоззрения. Проблема, которую необходимо сейчас решать, состоит не в том, чтобы по-прежнему противопоставлять друг другу науку и религию, а в том, чтобы повышать уровень культуры и образованности людей в той и другой области, предоставив каждому молодому человеку реальную возможность индивидуального выбора, во что верить: в науку или в религию

    35. Подходы к классификации возрастов

    в акмеологии

    Сложности возрастной периодизации во взрослом возрасте связаны с отсутствием систематизированных данных в изменении психологических процессов и личностных особенностей в различные периоды взрослости.

    Потребность в разработке возрастной психологии взрослых была вызвана нуждами практики обучения и воспитания взрослых, организации их труда и отдыха в разные периоды жизни. В существующих сегодня возрастных периодизациях (Д. Биррен, Д. Бромлей, Д. Векслер, В. В. Бунак, В. В. Гинзбург) не совпадают нижние и верхние границы зрелости, не существует даже единого мнения о границах юности. Разноречивость в определении возрастных границ объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим. В соответствии с экспериментальными данными исследования процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден. В возрасте 18-46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания.

    Исследование межфункциональных связей психических процессов взрослого человека показало, что в процессе перестройки и преобразований межфункциональных структур элементы новой структуры зарождаются в недрах старой. Структурные преобразования интеллектуальной системы происходят под влиянием жизненных факторов, являющихся причиной качественных изменений интеллекта как целостной системы. Среди этих факторов решающая роль в онтогенетическом развитии человека принадлежит обучению и трудовой деятельности.

    36. Кризисы взрослого возраста.

    Кризисы зрелости, четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет).По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно - в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека. Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. характер экзистенциальных , поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования. духовные кризисы , общей чертой которых является обращение к высшим ценностям. Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации. Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла. Случаются и профессиональные кризисы , обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

    37.Психология человека в период ранней взрослости (молодости )

    Границы возраста – от 21 до 30 лет. Ведущая деятельность в молодости – профессиональная деятельность. Психологические новообразования возраста – социальная зрелость, субъектность, потребность в родительстве. Особенности развития познавательной сферы: отмечается высокий объем вербальной памяти, запоминание характеризуется долговременностью, высоко используется творческое мышление в решении жизненных ситуаций. Особенности развития социальной сферы: приобретается социальная зрелость.

    Активность человека направлена на овладение профессиональной деятельностью, приобретение в ней определенного положения, на создание и сохранение собственной семьи, познание и принятие ролей родителя, супруга, сексуального партнера, а также на освоение и применение норм общественной жизни (статуса гражданина). Кризис молодости. Он приходится на рубеж 30 лет и завершает период психического развития человека в молодости. Этот кризис еще называют «кризис идентичности». Основа его связана с противоречиями между желаемым образом жизни и реально достигнутыми, имеющимися условиями семейной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Последнее, чаще всего, не удовлетворяет человека.

    44.Социально-психологические характеристики взрослой личности.

    Взрослые люди также пытаются добиться определенной стабильности не только в своей работе, но и в остальных сферах своей жизни. Изменяется позиция по отношению к другим людям. Взрослый человек не только полностью отвечает за самого себя, но и начинает осознавать ответственность за других людей, за молодежь, еще не обладающую жизненным опытом, за своих детей. Своеобразная склонность строить и проживать жизнь именно таким образом и находить в этом переживание истинности, ценностности, осмысленности своего жизненного пути и удовлетворения от жизни. Формируются такие качества личности, как объективность, взвешенность, деловитость. К 40 годам человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье.

    38.РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МОЛОДОСТИ. КРИЗИС МОЛОДОСТИ (ранняя взрослость- молодость,21-30 лет)

    Особенности развития личностной сферы: появляется субъектность, феномен «консервации возраста», мотивы и потребности становятся зависимыми от социальных нормативов, осуществляется достижение идентичности и еe реализации в системе социальных отношений, высокая волевая регуляция, самооценка расширяется и становится дифференцированной. Взрослость отличается от молодости появлением новых возможностей, самостоятельным принятием важных решений, постановкой перед собой целей и выбором способов их достижения. Взрослый становится свободным и независимым в своем выборе, но в полной мере ответственным за него и полученные результаты.

    Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями.

    Кризис развития может проявляться по-разному. Рассмотрим его формы:

    1) неопределенная идентичность – молодого человека пугает новая ситуация, он не хочет ничего менять и, соответственно, взрослеть. У него нет жизненных планов, стремлений, нет того дела, которым он хотел бы заниматься (он не может определиться с будущей профессией);

    2) долгосрочная идентификация – человек давно определился в выборе профессии, но основывался не на своих желаниях и стремлениях, а на мнении других;

    3) этап моратория – человек стоит перед сложным выбором, когда перед ним открыты многие двери, многие возможности, а он должен выбрать для себя что-то одно

    Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к "переходному этапу" возмужания, взросления. Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Позднюю юность относят к 20-23 годам.Границы юности связаны с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Юность направлена на поиск своего места в мире. Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Таким образом, юность - период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 лет до 22-23 лет.

    Становление мировоззрения . В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.

    Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией. Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности. Предыстория возникновения профессиональной направленности обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т.п.

    Задаваясь вопросом о смысле жизни , юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, “вакуумом” в деятельности или отношениях с людьми.

    Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18-23 лет).

    Немецкий психолог Штерн указывал, что возраст от 14 до 18 лет является периодом юношеского созревания, для которого характерно развитие самостоятельности личности и формирование планов дальнейшей жизни. Л.С. Выготский считал возраст от 18 до 25 лет начальным звеном в цепи зрелых возрастов, а не заключающим в цепи периодов детского развития.

    К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

    Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственное предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

    Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводит к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности.

    Эмоциональное развитие в юности. Новейшие исследования опровергают мнение о юности как «невротическом» периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия.

    Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20% от общего числа, т.е. почти столько же, сколько у взрослых.

    Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции.

    Общение в юности. Одной из главных тенденций переходного возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, оно по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников не одинаков. В отношениях со сверстниками в юношеском возрасте на ряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

    Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление, что чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших, и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность

    Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способности индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

    Юность - решающий этап в становлении мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки.

    Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. На эти вопросы нет общих ответов, к ним можно прийти только практическим путем.

    Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения «на потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.

    Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Принимая во внимание эти факты, педагогу важно знать, представляет ли юноша свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно- плохое или хорошее), что «само придет».

    Характерная черта ранней юности формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» её" мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов.

    Жизненный план - явление одновременно социально и этического порядка. Вопросы «Кем быть?», «Каким быть?» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые не как не соотносятся с их практической деятельностью.

    Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, эти объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

    В формировании ценностных ориентации юноши огромную роль играет ближайшее окружение. Семья, её система нравственных ценностей, складывающейся в обществе на основе его экономических и социальных отношений, оказывает прямое воздействие на составление юношей его жизненных планов. От того, какими ценностными ориентациями руководствуется в повседневной жизни семья, что она считает наиболее важны и определяющим зависит и нравственный мир ребёнка, подростка, юноши.

    В формировании ценностных ориентиров, которые могут быть оценены с точки зрения общества и как положительные и как отрицательные, значительную роль могут играть СМИ и различные молодежные организации (формальные и не формальные).

    Юноши принадлежат не только к детскому, но и к взрослому миру. Они не только находятся в процессе взросления, но по многим существенным параметрам уже ведут себя как взрослые и фактически являются таковыми.

    Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношение к труду и морального сознания. Юношеское жизнетворчество обнаруживает себя, прежде всего как страстное желание что-то начать. Человек в эти годы «всё приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему и странно – об этом мало заботится к чему, как, как будто совершенно уверен, что само найдётся».

    Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

    Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными предпосылками мировоззрения являются усвоение определённой и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные социальные знания не складываются в единую систему. Это система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

    Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

    Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразные винегрет, в котором перемешано всё что угодно. Серьёзные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течении одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Юноши склонны утверждать, что всегда говорят и думают одно и тоже.

    Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле – это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский, потребность в смысле жизни в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определённое направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

    Мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идёт активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело с человеком, мировоззренчески более или менее определившимся, со взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.

    Воззрения на мир современной юности определяются наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто раньше традиционно выступал в качестве носителей единого мнения для старших школьников, - родители и учителя – сами сейчас находятся в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разных, изменчивых и противоречивых мнений, спорят с друг другом, меняют свои взгляды.

    Такая социально-психологическая ситуация имеет положительные и отрицательные аспекты. Положительное в ней состоит в том, что отсутствие единственного и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих собственную точку зрения готовых её отстаивать. Самостоятельно с проблемой социально-политического самоопределения в ранней юности справляются далеко не все дети. Те, кому это удаётся, действительно развиваются, уходят вперёд, намного обгоняя остальных, однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные мировоззренческие вопросы, задерживаются в своём развитии, остаются инфантильными долгие годы жизни, а иногда и до конца дней. В целом же неизвестно, выигрывает ли от этого общество или проигрывает.

    В самом затруднительном положении оказываются те, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор. Сложнее всего юношам и девушкам разобраться в политике, экономике, самоопределиться в этих сферах человеческих отношений.

    Под влиянием бурно развивающихся рыночных отношений понятие «экономическое мировоззрение» на равных правах с другими вошло в наш быт. Поэтому наряду с традиционными общеобразовательными предметами включать в качестве обязательных в школьную программу курсы по экономике, политике, праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна только культурно образованным и интеллектуально развитым людям.

    Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти её личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно моё место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности?

    На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путём. Форм деятельности много, а заранее нельзя сказать, где человек найдёт себя. Да и жизнь слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать её каким-то одним видом деятельности, как бы он ни был важен. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное само определение).

    Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

    Но совмещение ближней и дальней перспективы даётся человеку не легко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, т.к. является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.