Михаил пселл. Пселл, михаил Михаил Жванецкий и Михаил Задорнов

  • Дата: 25.11.2023

Михаил Пселл (греч. Μιχαήλ Ψελλός, 1018, Константинополь — около 1078 или позже) — учёный византийский монах, приближенный ко многим императорам; автор исторических и философских трудов, математик. Одним из первых выдвинул в противовес средневековому увлечению Аристотелем учение Платона, чем подготовил расцвет платонизма в годы Возрождения.

Сын бедных родителей, которые вследствие бывших им во сне видений предназначили его к учёной карьере, с 10-ти лет поступил в школу, где обучался грамматике и пиитике; в 16 лет перешёл к высшему образованию и изучал риторику, философию и юриспруденцию; в 1037 году поступил на службу в феме Месопотамия, где, благодаря связям, получил место судьи. До пострижения носил имя Константин. При Михаиле V Пселл был асикритом (чиновником императорской канцелярии). В это время он ревностно занимался науками, особенно философией, изучал Аристотеля, Платона и Прокла.

В 1043 году Пселл написал панегирик Константину Мономаху и в том же году оказался в числе наиболее приближённых к императору лиц; он стал протосинкритом, а затем вестом и вестархом, то есть достиг 7 чина по византийской табели. В царствование Мономаха им сочинены были ещё 4 панегирика императору, очень льстивые и не заслуживающие веры; наградой ему за это были василикат Мадита, то есть право собирать подати с этого города, и передача ему в управление (харистикию) нескольких монастырей. Когда под конец царствования Мономаха положение Пселла было поколеблено, он постригся и принял имя Михаила, а когда император умер, удалился на малоазиатский Олимп в монастырь.

Вызванный отсюда Феодорой, он вновь был приближен ко двору и награждён титулом ипертима. В 1057 году Пселл императором был послан к восставшему Исааку Комнину, чтобы уговорить его на мир; Пселл очень понравился Комнину, и при вступлении его на престол, сделан был проэдром и позже, как видно из его переписки, был очень близок со всем домом императора. По желанию Комнина, Пселл написал обвинительный акт против прежнего своего друга, низложенного патриарха Михаила Кируллария. В 1059 году Пселл интриговал в пользу возведения на престол Константина Дуки, преуспел в этом, был приближен и к этому императору и получил от него чин протопроедра. Для сына императора, Михаила Дуки, Пселл написал несколько учебников.

Воцарение Романа Диогена в 1068 году уменьшило значение Пселла при дворе, зато после пленения Романа Пселл подал Михаилу Дуке совет разослать по всей империи указы, с объявлением, что Роман Диоген лишён престола; однако, когда последний был ослеплен, Пселл счел нужным обратиться к нему с утешительным письмом. При Михаиле VII Пселл играл очень видную роль: писал письма от имени императора, составлял хрисовулы, разбирал тяжбы и т. п.

Дата смерти Пселла точно неизвестна. Некоторые учёные датируют её 1078 годом (либо около 1076-1077 годов), другие считают, что в 1096 году он был ещё жив.

??????; до пострижения – Константин) (1018 – ок. 1078 или ок. 1096) – визант. просветитель. Работы М. П. (частью еще неопубликованные) посвящены вопросам богословия, философии, логики, грамматики, риторики, права, истории, музыки, математики, астрономии, физики, медицины, агрикультуры. М. П. содействовал возрождению интереса к Платону и неоплатоникам, трактуя их как предшественников христианства; он выступал против невежеств. монахов, к-рые, по его словам, предают Платона анафеме, словно сатану. М. П. отстаивал рационализм. Он подверг критике веру в чудеса, астрологию, демонологию, считая, что каждое явление имеет свою естеств. причину. "Бог, – писал он, – само собой разумеется, есть конечная причина землетрясений, как и других вещей, – но ближайшая причина землетрясений – природа" (Migne, Patrol, gr., t. 122, col. 765 a–b). Природа (?????) представлялась ему рассеянной во всем, невидимой, но постижимой разумом. В соответствии с этим он выделял две части философии: одна из них имеет своим предметом то, что постигается духом, т.е. потусторонний мир ("вечность"), предмет второй – земной мир, доступный разуму. Огромное значение М. П. придавал математике, к-рая, по его словам, уступает лишь богословию. При этом М. П. подчеркивал единство геометрии (науки о протяженном) и арифметики (науки о непротяженном) и видел в этом отражение единства протяженного и непротяженного. В мировоззрении М. П. встречаются элементы диалектики. "В этом мире, – писал он, – нет ничего постоянного, ничего неподвижного, но все движется и изменяется" (Scripta minora, ed. ?. Kurtz, F. Drexl, v. 2, Mil., 1941, p. 54). Время постоянно приносит с собой изменения (см. тамже, р. 143) и более того природа, душа, разум – все двойственно, все содержит противоречивые и борющиеся между собой моменты (см. С. Sathas, Bibl. graeса, v. V, 282). Однако рационализм M. П. непоследователен: он считал богословие первой мудростью и видел гл. задачу в сочетании антич. философии с христианством, рассуждений, основанных на силлогизме, с верой. Полемизируя с мистицизмом патриарха Михаила Керулярия, М. П. сам отдавал дань мистицизму в духе неоплатоников, говоря об устремлении души к Единому. Высмеивая магию, он в трактате "О свойствах драгоценных камней" в духе ср.-век. схоластики останавливался прежде всего на сверхъестеств. свойствах, приписываемых минералам. Рационализм М. П. распространялся также и на историю. В "Хронографии" ["Chronographie ou Histoire d´un si?cle de Byzance (976–1077)", t. 1–2, ?d. E. Renauld, P., 1926–28 ], первом памятнике визант. мемуарной лит-ры, нет и следов теории сверхъестеств. воздействия на историч. процесс: историю творят люди, руководствуясь своими корыстными побуждениями; в то же время М. П. прямо провозглашал необходимость критич. отношения к источникам (см. указ. соч., v. 1, Р., 1926, р. 73). М. П. осуждал всякие попытки выступления нар. масс. Учение павликианства о зле как о сущем в природе и обществе было им отвергнуто: в соответствии с христ. принципами он рассматривал зло как относит. категорию, как отсутствие блага. Вместе с тем М. П. критиковал многие отрицат. стороны визант. действительности: лицемерие монашества, деспотизм императоров, беспримерные траты двора. М. П. пользовался огромным авторитетом: писатели 12 в. считали его образцом философа. Рационализм M. П. нашел радикальное развитие в творчестве его младшего современника Иоанна Итала. А. Каждан. Москва. В логике М. П. рассматривал, в частности, вопрос о равносильности предложений (aequipollentia propositionum), a также изучал подстановки одних терминов на место других. Последняя задача подводит вплотную к различению логич. постоянных и логич. переменных. Однако большую часть логич. исследований М. П. занимает проблематика, преобладающая у первых комментаторов аристотелевой логики времен Боэция и связанная в основном с изучением различных разновидностей силлогизмов. М. П. интересен также попытками разработать общие приемы отыскания "среднего термина" в связи с задачей нахождения предпосылок (inventio propositionum), обращением к вопросам логич. символики и мнемоники (известен, в частности, т.н. логический квадрат М. П.), разработкой нек-рых проблем модальной логики. Еще до Спинозы М. П. настаивал на применении геометрич. схемы для доказательства филос. и логич. утверждений. Позднейший ср.-век. логич. трактат на тему "о свойствах терминов" (determinorum proprietatibus) имеет своим отправным пунктом пселлово добавление к последней главе "Топики" Аристотеля, в к-ром М. П. трактует с логич. т. зр. о значении грамматич. частей речи для логич. исследований. Н. Стяжкин. Москва. Соч.: De omnifaria doctrina, ed. L. G. Westernik, Nijmegen, 1948; ???? ??? ??????????? ?????? ???????? ?????????, Dosithoos ????? ??????, Jassy, 1698; De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Norimbergae, 1838; Renault E., Une traduction fran?aise du ???? ????????? ????????, - Revue des ?tudes grecques, t. 33, 1920; Wellnhofer M., Die thrakischen Euchiten und ihr Satanskult im Dialoge des Psellos, "Byzantinische Zeitschrift", 1929-30, Bd 30; Кrumbacher K., Geschichte der Byzantinischen Literatur, M?nch., 1897, S. 436, 441-42; Ruelle Ch. ?., Psellos ???? ????????? ????????????, "Revue de philologie", t. 27, P., 1903; Некоторые приписываемые M. П. соч. в действительности ему не принадлежат (см. Bidez J., Psellus et le commentaire de Proclus, "Revue de philologie", t. 29, 1905; ??????? ?. ?. ? ???????, ??? ??? ???????????? ??????? ??? ? ?????? ??????, ????????, 16, 1958-59. Лит.: Безобразов?. В., Византийский писатель и гос. деятель M. П., M., 1890; Вальденберг В., Философские взгляды M. Пселла, Византийский сборник, М.-Л., 1945; Tannery P., Psellus sur les nombres, "Rev. ?tudes Grecques", v. 5, 1892, ?ervos G., Un philosophe n?oplatonicien du XI si?cle Michel Psellos, P., 1920; Tatakis В., La philosophie Byzantine, P., 1949, ?rantl G., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 263–301; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956. А. Каждан. Москва.

Учёныйэнциклопедист и гос. деятель. Был секретарём императора, руководителем филос. школы, воспитателем наследника престола (Михаила VII) . С 1054 Монах. Приближённый 8 монархов, последовательно занимавших визант. престол.

Оставил огромное лит. наследие (трактаты по философии, риторике, истории, естествознанию, грамматике, музыке, медицине, демонологии и др. ) . В мемуарной «Хронографии» (t. 1-2, ed. E. Renauld, 1926-28, рус. пер. 1978) даёт живую, тонко продуманную картину совр. событий. Филос. взгляды М. И. вызывают противоречивые оценки совр. исследователей, что в значит. мере определяется противоречивостью высказываний самого М. П., стремившегося к соединению философии и риторики и приспосабливавшего свои мнения к требованиям ситуации, жанру и форме произведений. Современники обвиняли М. П. в пристрастии к языч. философии, особенно Платону. Сам М. П. неоднократно защищал изучения антич. наследия, Платона и неоплатоников в первую очередь, некоторые его соч. (напр., «О всяческой науке») представляют собой компиляцию из соч. Порфирия, Ямвли-ха, Прокла, Олимпиодора. Декларировал необходимость отбора из антич. наследия положений, согласующихся с христ. догмами, признавал наличие «высшей философии» (теологии) , постигаемой озарением свыше, и «низшей философии» (науч. знания, доступного ло-гач. доводам) , между которыми помещал «науку о бестелесном», т. е. математику. Фактически стремился к созданию синтеза антич. и христ. воззрений, включал в него и неоплатонич. типа, хотя в то же подвергал рационалистич. критике представления о чудесном. Этич. взгляды отличаются терпимостью и направлены против чрезмерного монашеского аскетизма. Рационалистич. философии М. П. были развиты его учеником Иоанном Италом.

Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4-5, Athenai - P., 1874-76; Scripta minora. Magnam partem adhuc inedita, ed. E. Kurtz, F. Drexl, v. 1-2, Mil. , 1936-41; Deomnifaria doctrina; crit. text and introd. of L. G. Westerink, Utrecht, 1948.

ВальденбергВ., Филос. взгляды М. П., в сб. : Визант. сб. , М.-Л., 1945 ; Любарский Я. Н., М. П., Личность и , М., 1978 ; Z er v o s Gh., Un philosophe neoplato-nicien du XI siecle Michel Psellos, P., 1920 ; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

(Ψελλός; до пострижения – Константин) (1018 – ок. 1078 или ок. 1096) – визант. просветитель. Работы М. П. (частью еще неопубликованные) посвящены вопросам богословия, философии, логики, грамматики, риторики, права, истории, музыки, математики, астрономии, физики, медицины, агрикультуры. М. П. содействовал возрождению интереса к Платону и неоплатоникам, трактуя их как предшественников христианства; он выступал против невежеств. монахов, к-рые, по его словам, предают Платона анафеме, словно сатану. М. П. отстаивал . Он подверг критике веру в чудеса, астрологию, демонологию, считая, что каждое имеет свою естеств. причину. "Бог, – писал он, – само собой разумеется, есть конечная землетрясений, как и других вещей, – но ближайшая причина землетрясений – " (Migne, Patrol, gr., t. 122, col. 765 a–b). Природа () представлялась ему рассеянной во всем, невидимой, но постижимой разумом. В соответствии с этим он выделял две части философии: одна из них имеет своим предметом то, что постигается духом, т.е. потусторонний (" "), второй – земной мир, доступный разуму. Огромное М. П. придавал математике, к-рая, по его словам, уступает лишь богословию. При этом М. П. подчеркивал геометрии (науки о протяженном) и арифметики (науки о непротяженном) и видел в этом единства протяженного и непротяженного. В мировоззрении М. П. встречаются элементы . "В этом мире, – писал он, – нет ничего постоянного, ничего неподвижного, но все движется и изменяется" (Scripta minora, ed. Ε. Kurtz, F. Drexl, v. 2, Mil., 1941, p. 54). Время постоянно приносит с собой изменения (см. тамже, . 143) и более того природа, разум – все двойственно, все содержит противоречивые и борющиеся между собой моменты (см. С. Sathas, Bibl. graeса, v. V, 282). Однако рационализм M. П. непоследователен: он считал первой мудростью и видел гл. задачу в сочетании антич. философии с христианством, рассуждений, основанных на силлогизме, с верой. Полемизируя с мистицизмом патриарха Михаила Керулярия, М. П. отдавал дань мистицизму в духе неоплатоников, говоря об устремлении души к Единому. Высмеивая магию, он в трактате "О свойствах драгоценных камней" в духе ср.-век. схоластики останавливался прежде всего на сверхъестеств. свойствах, приписываемых минералам.

Рационализм М. П. распространялся также и на историю. В "Хронографии" ["Chronographie ou Histoire d"un siècle de Byzance (976–1077)", t. 1–2, éd. E. Renauld, P., 1926–28 ], первом памятнике визант. мемуарной лит-ры, нет и следов теории сверхъестеств. воздействия на историч. процесс: историю творят люди, руководствуясь своими корыстными побуждениями; в то же время М. П. прямо провозглашал необходимость критич. отношения к источникам (см. указ. соч., v. 1, Р., 1926, р. 73). М. П. осуждал всякие попытки выступления нар. масс. Учение павликианства о зле как о сущем в природе и обществе было им отвергнуто: в соответствии с христ. принципами он рассматривал как относит. категорию, как отсутствие блага. Вместе с тем М. П. критиковал многие отрицат. стороны визант. действительности: лицемерие монашества, императоров, беспримерные траты двора. М. П. пользовался огромным авторитетом: писатели 12 в. считали его образцом философа. Рационализм M. П. нашел радикальное в творчестве его младшего современника Иоанна Итала.

А. Каждан. Москва.

В логике М. П. рассматривал, в частности, о равносильности предложений (aequipollentia propositionum), a также изучал подстановки одних терминов на других. Последняя задача подводит вплотную к различению логич. постоянных и логич. переменных. Однако большую часть логич. исследований М. П. занимает проблематика, преобладающая у первых комментаторов аристотелевой логики времен Боэция и связанная в основном с изучением различных разновидностей силлогизмов. М. П. интересен также попытками разработать общие приемы отыскания "среднего термина" в связи с задачей нахождения предпосылок (inventio propositionum), обращением к вопросам логич. символики и мнемоники (известен, в частности, т.н. М. П.), разработкой нек-рых проблем модальной логики. Еще до Спинозы М. П. настаивал на применении геометрич. схемы для доказательства филос. и логич. утверждений. Позднейший ср.-век. логич. трактат на тему "о свойствах терминов" (determinorum proprietatibus) имеет своим отправным пунктом пселлово добавление к последней главе "Топики" Аристотеля, в к-ром М. П. трактует с логич. т. зр. о значении грамматич. частей речи для логич. исследований.

Н. Стяжкин. Москва.

Соч.: De omnifaria doctrina, ed. L. G. Westernik, Nijmegen, 1948; Πρὸς τὸν αὐτοκράτορα Μιχαὴλ κεφάλαια ϑεολογικά, Dosithoos Τόμος ἀγάπης, Jassy, 1698; De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Norimbergae, 1838; Renault E., Une traduction française du περί ἐνεργείας δαιμὸνων, - Revue des études grecques, t. 33, 1920; Wellnhofer M., Die thrakischen Euchiten und ihr Satanskult im Dialoge des Psellos, "Byzantinische Zeitschrift", 1929-30, Bd 30; Кrumbacher K., Geschichte der Byzantinischen Literatur, Münch., 1897, S. 436, 441-42; Ruelle Ch. Ε., Psellos περὶ παραδòξων ἀναγνωσμάτων, "Revue de philologie", t. 27, P., 1903; Некоторые приписываемые M. П. соч. в действительности ему не принадлежат (см. Bidez J., Psellus et le commentaire de Proclus, "Revue de philologie", t. 29, 1905; Βενάκις Λ. Γ. Ἡ Σύνοψις, εἰς τὴν Ἀριστοτέλους Λογικήν καὶ ὁ Μιχαήλ Ψελλός, ἑλληνικά, 16, 1958-59.

Лит.: Безобразов Π. В., Византийский писатель и гос. деятель M. П., M., 1890; Вальденберг В., Философские взгляды M. Пселла, Византийский сборник, М.-Л., 1945; Tannery P., Psellus sur les nombres, "Rev. études Grecques", v. 5, 1892, Ζervos G., Un philosophe néoplatonicien du XI siècle Michel Psellos, P., 1920; Tatakis В., La philosophie Byzantine, P., 1949, Ρrantl G., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 263–301; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956.

А. Каждан. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

МИХАИЛ (Μιχαήλ Ψελλός), светское имя - Константин (1018, Константинополь - ок. 1078 или 1096, там же) - византийский философ, богослов и государственный деятель. Был секретарем императоров Михаила V и Константина К. Последний назначил его в 1045 руководителем высшей философской школы в Константинополе. Попав в опалу в 1054, постригся в монахи, но вскоре был возвращен ко двору Был воспитателем наследника престола (Михаила VII). Обладал энциклопедическими знаниями. Пселлу принадлежат трактаты по философии (в т. ч. “О всяческой науке”, комментарии к Платону и Аристотелю), богословию, риторике, истории (“Хронография”, которая охватывает события с 978 по 1078), грамматике, медицине, праву, математике, естествознанию, музыке и др. Значительную часть наследия составляют письма (более 500) и речи, посвященные крупнейшим политическим и культурным деятелям Византии 11 в.

Пселл усилил в преподавании роль античных классиков, в первую очередь Платона и неоплатоников, учение которых, как он считал, в своей основе сочетается с христианской догматикой и предваряет Откровение. Часто обвиняемый современниками в пристрастии к языческой философии, Пселл полагал, что необходимо отбирать из античного наследия все то, что согласуется с христианским учением, утверждал наличие двух философий: “высшей философии” - теологии, источник которой находится в Откровении, и “низшей философии” - научного, рационально постигаемого знания; между ними он помещал “науку о бестелесном” - математику В целом философские взгляды Пселла носят эклектический , многие его труды представляют собой компиляции из сочинений Прокла, Порфирия, Ямвлиха, Олимпиодора. Ключевая роль его творчества состоит в смене акцента с аристотелевской на платоновскую традицию. Тем самым византийская возвратилась к платоновской ориентации ранней патристики в лице великих каппадокчйцев. Рационалистические элементы философии Пселла позже были развиты его учеником Иоанном Италом.

Соч.: Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4-5. Aliénai. P., 1874-76; Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita, v. 1-2. Mil., 1936-41; Michel Psellos, Chronographie ou histoire d"un siècle de Byzance (976-1077), v. 1-2. R, 1926-28; в рус. пер.: Хронография. М.,1978.

Лит.: Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; JoannouP. Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1956; Zervos C. Un philosophe néoplatonique du XIe siècle. P., 1973.

A. В. Иванченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "МИХАИЛ ПСЕЛЛ" в других словарях:

    - (до пострижения в монахи Константин) (1018 около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX. Хронография Михаила Пселла… … Современная энциклопедия

    - (до пострижения в монахи Константин) (1018 ок. 1078 или ок. 1096) византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX (1042 55). Хронография (охватывает события… … Большой Энциклопедический словарь

    Михаил Пселл - (до пострижения в монахи Константин) (1018 около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX. “Хронография” Михаила Пселла… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Афонская миниатюра изображает Пселла с учеником императором Михаилом VII Михаил Пселл (греч … Википедия

    До пострижения в монахи Константин (1018 около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, учёный, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX (1042 1055). «Хронография» (охватывает … Энциклопедический словарь

Михаил Пселл (греч. Ψελλός ) - учёный византийский монах, приближенный ко многим императорам; автор исторических и философских трудов. Михаил родился у бедных родителей, которые вследствие бывших им во сне видений предназначили его к учёной карьере, 10-ти лет поступил в школу, где обучался грамматике и пиитике; в 16 лет перешёл к высшему образованию и изучал риторику, философию и юриспруденцию; в 1037 году поступил на службу в феме Месопотамия, где, благодаря связям, получил место судьи. До пострижения носил имя Константин. При Михаиле V Пселл был асикритом (чиновником императорской канцелярии). В это время он ревностно занимался науками, особенно философией, изучал Аристотеля, Платона и Прокла.

В 1043 году Пселл написал панегирик Константину Мономаху и в том же году оказался в числе наиболее приближённых к императору лиц; он стал протосинкритом, а затем вестом и вестархом, то есть достиг 7 чина по византийской табели. В царствование Мономаха им сочинены были ещё 4 панегирика императору, очень льстивые и не заслуживающие веры; наградой ему за это были василикат Мадита, то есть право собирать подати с этого города, и передача ему в управление (харистикию) нескольких монастырей. Когда под конец царствования Мономаха положение Пселла было поколеблено, он постригся и принял имя Михаила, а когда император умер, удалился на малоазиатский Олимп в монастырь.

Вызванный отсюда Феодорой, он вновь был приближен ко двору и награждён титулом ипертима. В 1057 году Пселл императором был послан к восставшему Исааку Комнину, чтобы уговорить его на мир; Пселл очень понравился Комнину, и при вступлении его на престол, сделан был проедром и позже, как видно из его переписки, был очень близок со всем домом императора. По желанию Комнина, Пселл написал обвинительный акт против прежнего своего друга, низложенного патриарха Михаила Кируллария. В 1059 году Пселл интриговал в пользу возведения на престол Константина Дуки, преуспел в этом, был приближен и к этому императору и получил от него чин протопроедра. Для сына императора, Михаила Дуки, Пселл написал несколько учебников.

Воцарение Романа Диогена в 1068 году уменьшило значение Пселла при дворе, зато после пленения Романа Пселл подал Михаилу Дуке совет разослать по всей империи указы, с объявлением, что Роман Диоген лишён престола; однако, когда последний был ослеплен, Пселл счел нужным обратиться к нему с утешительным письмом. При Михаиле VII Пселл играл очень видную роль: писал письма от имени императора, составлял хрисовулы, разбирал тяжбы и т. п.

Дата смерти Пселла точно неизвестна. Некоторые учёные датируют её 1078 годом (либо около 1076—1077 годов), другие считают, что в 1096 году он был ещё жив.