Мифология древней индии. Ведийская мифология. Мифология древней Индии

  • Дата: 05.03.2024

Источниками ведийской мифологии являются веды — четыре сборника самых древних священных писаний индуизма на санскрите .

Ведийская мифология — совокупность мифологических представлений ведийских ариев, вторгшихся во 2-м тыс. до н. э. в северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях. Обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания Вед, а иногда и периода создания брахман (прозаических комментариев к ведам), и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой второго и серединой первого тысячелетия до нашей эры, когда первобытно-общинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Но сами истоки Ведийской мифологии лежат в мифологических и религиозных представлениях индоевропейских племён более раннего времени (по крайней мере, 3-го тыс. до н. э.), в той или иной степени модифицированных в условиях жизни ведийских ариев. Об этом можно судить по совпадению слов, обозначающих целый ряд важнейших религиозно-мифологических понятий и имён, в ведийском и других индоевропейских языках.

Ещё более очевидны связи Ведийской мифологии с древне-иранской, позволяющие надёжно реконструировать ядро единого индоиранского пантеона, некоторые общие мифологические мотивы, сходные черты ритуала (включая жреческую организацию) и основные элементы исходной религиозно-мифологической концепции, отличающейся от других древних индоевропейских традиций.

В Ведийской мифологии обнаруживаются также некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениями древней культуры долины Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа), существовавшей до вторжения ариев и, возможно, ими уничтоженной. Не исключено, что речь идёт о заимствованиях. Однако, учитывая хронологию этих заимствований, можно думать и о более позднем их происхождении под влиянием контактов с автохтонным населением Индии далее к югу и востоку от долины Инда. Например, образ мирового дерева в виде ашваттхи, многоголовые или многоликие боги, Великая богиня, композиция из птиц и змей, Рудра-Шива, отчасти Вишну, некоторые символы (свастика, линга, йони и др.), отдельные представления о пространстве и времени, находят аналогии не только в данных цивилизации долины Инда, но и в других традициях этого ареала.

Источники ведийской мифологии :

— Веды;
— Брахманы к соответствующим Ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики);
— Араньяки (тексты, связанные с Брахманами или Упанишадами);
— Упанишады.

Перечисленные источники относятся к классу шрути — «услышанное» (т. е. откровение).

Тексты смрити — «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов.

Веды — это четыре древнейших сборника религиозных гимнов на санкрите):

1. - «Веда гимнов»
2.Яджурведа - «Веда жертвенных формул»
3.Самаведа - «Веда песнопений»
4.Атхарваведа - «Веда заклинаний»

Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити — «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов.

Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников.

Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ.

Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Вот основные мысли ведийских гимнов:

— Нет ничего вечного, даже боги не вечны.
— Творцом мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична.
— Все сущее возникло из великана Пуруши.

К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках — 3306, 3339), причём само это число — существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов подразделяют на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и еще два божества — Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати), противопоставленные по тому же тройственному принципу.

Несмотря на отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся устойчивым: Притхиви, Лгни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. — земные; Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата, Парджанья, Anac — атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины — небесные.

Более поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу — огонь, земля, ветер, воздух, солнце, небо, луна, звезды; рудры — 10 органов жизнедеятельности и атман; адитьи — 12 месяцев года. Подобные членения отражают попытки установления соответствий между архаичными космологическими схемами трехчленной вселенной и составом пантеона (позже — основными элементами макро-и микрокосма).

В основе другой классификации богов лежит различение трех социальных функций: магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра — жрецы), военной (Индра и маруты — воины), плодородия (Ашвины — производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми последовательностями, в которых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.

Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы , представленные рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обусловливающих её функционирование. «Тогда не было ни сущего, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним… Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью… Всё это неразличимо текуче» (); вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое, и ничего кроме него не было»).

Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они её основа. Из вод возникли земля (обычно путём сгущения вод, более поздняя версия — путём пахтанья океана; сгущение же вод, отвердение их — результат совместной деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант — происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из которого через год появился демиург Праджапати или бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, из них возникли соответственно небо и земля.

Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет свои истоки в космогонических представлениях автохтонного населения Индии. Также известны и другие поздние варианты мифа о творении. Речь идёт прежде всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (Ригведа Х 90; Аюрведа Х 2) — как природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу,… брахманом стали его уста, руки — кшатрией, бёдра его — вайшьей, из ног возник шудра. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,… из головы возникло небо…»); в основе этого варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношений.

В центре ведийской мифологии — мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны — чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, то есть к специфически ведийскому социальному космосу.

Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний; каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение мифологии Древней Индии исключительно велико.

К концу I тыс. до н. э. древняя религия ведийского брахманизма, оттесненная в предшествующую эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями буддизма и джайнизма, возрождается в новых исторических условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя многие народные верования и культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологической системы.

Ранний этап становления индуистской мифологии отражён в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» (т. н. «эпическая мифология»), развитая индуистская мифология - в пуранах, религиозно-космогонических поэмах нач. I - сер. II тыс. н. э., а также в санскритской классической литературе и средневековых литературах на ново-индийских языках.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет

Кафедра СГД

Реферат

На тему: «Древнеиндийская мифология»

План

1. Мифология древней Индии

1.1 Мифы в духовной культуре народов Индии

1.2 Источники индийской мифологии

2. Верования, боги и герои Древней Индия

3. Миф о великих веках человечества

4. Миф о сотворении мира

5. Семья Брахмы

1. Мифология древней Индии

1.1 Мифы в духовной культуре народов Индии

Наряду с Египтом и Двуречьем Индия является одним из очагов человеческой цивилизации. Европейцы всегда стремились понять тайну этой страны, приблизиться к ее культуре. Многих пригрели легенды о несметных сокровищах, великие географические открытия начались с поисков Индии.

Происхождение цивилизации Индии теряется в глубине тысячелетий. Ее первые очаги были обнаружены английскими исследователями. В серединеXIX в. генерал Л. Каннингем руководивший археологическими исследованиями в бассейне реки Инд, обнаружил памятники неизвестной культуры (печати с письменами и рисунками, а затем и древние мертвые юрода -- Мохенджо-Даро и Хараппа). Эта древнейшая цивилизация, получившая впоследствии название Индской, или Хараппской, существовала предположительно с начала 3 тысячелетия до н. э. до 1800 г. до н. э. Язык и культура этой цивилизации, образ жизни ее населения, также как и его мифы и верования остаются загадкой. Неясны и причины ее гибели.

На смену Индийской приходит другая цивилизация, творцами которой были племена, пришедшие с севера. Они называли себя словом "арья", что значит "благородные".

Далекие предки этих племен жили где-то в Восточной Европе. Это были кочевые племена. За несколько тысячелетий до нашей эры они начали перемещаться в двух направлениях -- на Запад, в Европу, и на юг, на территорию теперешних Ирана и Индии. Возможно, что это начало "великого переселения народов"" было связано с изменением климата. Оно привело к заселению Европы племенами. Славяне, кельты, балты, германские, романские народы, греки -- отдаленные потомки тех далеких переселенцев Племена ариев, отправившиеся на юг, также перешли к оседлому образу жизни и стали предками большинства современных народов Индии. Таким образом, несмотря на огромные пространства, отделяющие Европу от Индии, населяющие их народы имеют общую древнюю родину, общие исторические и культурные корни. Поэтому их называют индоевропейскими народами. Их близость подтверждают данные языкознания. Даже неспециалист, видит сходство многих слов санскрита, языка ариев, и современных индоевропейских языков.

Совпадают слова, обозначающие родственные отношения, числительные и другие. Совпадают кс только слова, но и мифы, образы богов и героев. Видимо, у далеких индоевропейских предков была своя мифология, которую они частично сохранили, переселившись на новые места обитания.

Перейдя к земледелию, арии восприняли от местных индийских народов (дравидов) культуру возделывания риса и хлопка. Они разводили коров и лошадей, которые почитались у них священными. Первоначально арии жили общинами. Местных жителей они подчинили своей власти. Предполагают, что таким образом произошло разделение индийского общества на касты (варны). Три высшие касты -- брахманы (жрецы), кшатрии (войны), вайшьи (купцы, ремесленники) -- вели свое происхождение от ариев, тогда как низшая каста шудр происходила от местного населения. Возникнув, кастовый строй просуществовал в Индии в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени.

В ту пору между Индом и Гангом возникает множество государств, которые соединяются в ряд последовательно сменявших друг друга империй: государства Магадха, Маурьев, Кушанское царство, держава Гуптов. Около 330 г. до н. э. Индия пережила вторжение Александра Македонского, который не смог продвинуться в глубь страны и вынужден был вернуть свои войска.

В первом тысячелетии до нашей эры в Индии заметен расцвет духовной жизни, возникает целый ряд философских и религиозных направлений и школ: брахманизм индуизм джайнизм, буддизм; на заре арийской цивилизации была создана одна из древнейших книг человечества -- Веды, в I тысячелетии до н. э. -- другая великая книга -- Упанишады. Упанишады систематизировал, мировоззрение Древней Индии, которое определило духовный облик ее народов на многие столетия. Именно в этой книге мы встречаем идеи и понятия философии и этики, важнейшими из которых являются "брахман", "карма", "атман", "сансара", "дхарма", "мокша" и ряд других. Под брахманом понималась духовная первооснова мира, своего рода мировая душа; атман -- это «частица» мировой души, принадлежащая отдельному человеку, индивидуальная душа, человеческое «Я»; индусы верили в вечное перерождение всех предметов, в переход одних вещей в другие при сохранении их духовной сущности и называли это "сансарой"; "карма" -- это закон, по которому происходит такое перерождение, это поступки человека, обеспечивающие характер его "последующей жизни"; "дхарма" -- это закон, предписывающий определенный стиль поведения, отклонение от которого влечет кармические последствия, и, наконец, "мокша" -- "освобождение" от зависимости души от телесной оболочки, от всего земного, мирского, плотского.

Центральным понятием Упанишад является Дхарма. В переводе с санскрита оно означает "закон", "порядок", долг". В соответствии с индийской традицией, каждый человек имеет свою дхарму, то есть норму поведения, которая предписывается ему свыше, имеет священный характер. Одна дхарма у царя, другая у простолюдина, одна у мужа, другая у жены. Каждый человек должен знать, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации исходя из велений дхармы.

Названные принципы и понятия формировали характерную для индийцев систему ценностей, определенный образ жизни. Для индийца всегда было характерно обожествление природы, запрет на убийство живого, стремления к ненасилию. Зло, несчастья, принадлежность к низшей касте они объясняли плохим перерождением, кармической платой за грехи прошлой жизни. В стране всегда было много аскетов, людей, стремившихся к духовному самосовершенствованию, искавших в нем путь к спасению. В Индии возникает йога как учение и система духовных и физических упражнений, ведущая к высшей цели -- освобождению человека от тягот и зависимостей в физическом мире, соединения "души", "Я" с божественным абсолютом.

Вместе с тем Индия считается родиной многих рациональных открытий и изобретений. В ней творили многие мыслители, известные и безымянные поэты, там родились великие эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". Индия была родиной прекрасных мифов, легенд и сказаний. Они играли и продолжают играть чрезвычайно большую роль в духовной культуре индийского народа. Как и мифы других народов древнего Востока, индийские мифы объясняют происхождение мира и человека, повествуют о богах и героях. На характерах героев и их подвигах воспитываются поколения. Индийская мифология воспитывала толерантность, презрение к смерти, в которой усматривалась лишь ступень к следующему перерождению, чувство долга.

В XIX веке Индия становится Британской колонией. Лишь в 1947 г. Индия получает независимость, не прибегая к насилию. Так индийские философские и моральные принципы, пронизывая мифологию и религию, воплощались в повседневной жизни миллионов людей, сформировав особый характер, мировосприятие, менталитет, ценности жизни, отличающие индийскую культуру от других культур.

миф индия духовный брахма

1.2 Источники индийской мифологии

В Индии была создана одна из древнейших книг в истории человечества -- "Веды". Об их происхождении индуистское предание рассказывает, что составил их мудрец по имени Вьяса, в которого воплотился сам бог Вишну. Произошло это, согласно традиции, за три тысячи лет до нашей эры. И в далеком прошлом, и нынче индуисты с почтением относятся к Ведам, считая их священными книгами.

По мнению ученых, Веды возникли позже, где-то в промежутке между 1500 и 1000 гг. до н. э. Книга эта земная, она представляет собой сборник гимнов и комментариев к ним, созданных ариями после того, как они обосновались на территории Индии. Веды были записаны на санскрите, древнем языке ариев. Название этих книг переводится как "Знание" .

Веды - это обобщающее название нескольких самостоятельных произведений. Древнейшем среди них считается Ригведа -- Книга гимнов. Она представляет собой записи гимнов различным арийским богам, которые исполнялись во время ритуальных жертвоприношений. Арии считали эти гимны божественными. Они верили в то, что чтение их, также как и принесение жертв, способно защитить человека oт гнева богов, обеспечить ему благополучие.

Ригведа -- книга очень большая по объему. В ней 1028 гимнов, 10500 стихов, что равно "Илиаде" и "Одиссее" вместе взятым. О том, что из себя представляли гимны "Ригведы", свидетельствует один из них:

Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен?

Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, чем ноги?

Брахманам стали уста его, руки -- кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.

Из ног -- земля. Страны света -- из слуха Так распределились миры.

В этом отрывке речь идет о возникновении множества элементов реального мира, в том числе и общественного устройства (кастового строя) из первоначала, которое называется "пуруша".

Индусы считают, что понять Веды, расшифровать их божественный смысл дано не каждому, но лишь тому, кто чист душой, сердцем и помыслами. Вплоть до сегодняшнего дня знание Вед считается признаком подлинной образованности, а знатоки священных книг окружены глубоким почетом.

В позднейшее время к Ригведе и другим первоначальным ведическим текстам (Атхарваведе, Самаведе, Яджурведе) были сделаны комментарии и дополнения. Они объединены в три книги: Брахманы, Араньяки, Упанишады. В совокупности с Ведами они называются ведической литературой. Книга Брахманов появляется тогда, когда индийское общество делится на касты (варны), среди которых брахманы занимают особое положение.

В Брахманах содержатся комментарии к Ведам, даются указания на то, как совершать религиозные обряды.

Некоторые брахманы становились отшельниками. Они уходили в леса и горы в поисках ответа на важнейшие жизненные вопросы. Так возникли Араньяки, "Лесные книги", представлявшие собой плод размышления мудрецов-отшельников.

Последняя часть ведических книг называется Упанишады Ее название переводится как "Сидящий у ног учителя". Упанишады, как и Веды, считались тайными книгами. Непосвященный, тем более тот, кто не принадлежал к высшим кастам, не смел даже прикасаться к ним. Упанишады называют философскими книгами. Из них мы узнаем, как древние индийцы понимали мир, космос, что думали о жизни, к чему стремились.

В целом ведические книги можно назвать энциклопедией духовной жизни Древней Индии. Они содержат сведения о религии, обычаях, о миропонимании Индии, составляя важный фундамент ее духовной культуры. Вместе с тем Веды и ведическая литература являются важнейшим источником по индийской мифологии. Боги, их имена, их образы, их отношения, их взаимоотношения с материальным миром, его происхождение, подвиги героев -- все это мы находим в ведических книгах.

Проходит время, и древние верования, мифы и предания получают совершенное художественное воплощение в двух величайших поэмах -- "Махабхарате" и "Рамаяне" Эти поэмы по праву считаются крупнейшими памятниками древнеиндийской литературы.

Поэма "Рамаяна" повествует о легендарных событиях, происходивших на севере Индии, в княжествах, откуда вели свой род главные герои -- Рама и Сита. Еели верить преданиям, описанные в "Рамаяне" события относятся к 1200--1000 гг. до н. э. и повествуют о Бремени расцвета и могущества страны.

Исследователи полагают, что текст "Рямаяны" был составлен позже, где-то в промежутке между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. Он включает 24000 двустиший (шлок). Эта гигантская работа была проделана поэтом Вальмики.

Поэма повествует о том, как бог Вишну воплотился в облике земного царевича Рамы с тем, чтобы убить Равану, десятиглавое чудовище, воплощавшее зло. Равана похищает красавицу Ситу, жену Рамы. С помощью своего брата Лакшгманы, друзей и царя обезьян Ханумана Рама в жестокой схватке побеждает Равану, освобождает Ситу.

Благодаря Вальмики мы можем заглянуть в далекое прошлое Индии, узнать, как жил ее народ, в каких верил богов, чего боялся и на что надеялся. В целом же время, описанное в "Рамаяне", можно представить как "золотой век", а ее героев как идеальных людей. Дашаратха воплощает образ совершенного правителя. Рама -- совершенный царевич и муж, борец со злом. Сита -- образец верной жены.

Другая великая поэма Древней Индии -- "Махабхарата". Она состоит из 100000 двустиший (шлок), то есть из двухсот тысяч строк. Полагают, что поэма была составлена около 300 г. до н. э. Ее сюжет сосредоточен вокруг повествования о борьбе двух княжеских родов Северной Индии -- Кауравов и Пандавов -- за власть. Важнейшей частью "Махабхараты" является книга "Бхагавадгита", ставшая священной книгой кришнаитов.

Вслед за Ведами "Махабхарата" и "Рамаяна" являются важнейшими источниками изучения и изложения индийской мифологии. Все основные литературные пересказы древнеиндийских мифов основаны на содержании этих поэм.

2. Верования, боги и герои Древней Индия

Переселившись в Индию, арии принесли на новую родину свои древние верования и представления о богах.

Древнейшая религия ариев обычно называется ведической. Она сложилась как религия жертвоприношения и гимнов богам. Эти гимны передавались сначала в устной традиции, а затем были записаны и составили известную нам книгу Ригведу.

Ведическую религию по праву считают политеистической, то есть многобожной. Она включала в свой пантеон множество богов, число которых достигало сотен. В Ведах упоминаются 33 главных бога. Каждый бог или богиня ведического пантеона отождествлялся с определенным явлением природы -- водой, огнем, бурей, воздухом и т. д. среди них были старшие боги, прародители, и младшие боги, дети. Боги женились и выходили замуж. У каждого бога была супруга, богиня. Старшими среди богов считались: Адити, богиня-мать, богиня Земли, бог Неба, отец-бог Дьяус. Их дети почитались как главные боги: бог грозы Индра; бог Солнца Савитар, он же Сурья; бог огня Агни; бог ветра Ваю; Митра и Варуна -- соответственно, боги дня, света и ночи, мрака. Спутниками грозового бога Индры являются ветры -- Маруты, бурные божества, неистово носящиеся ио небу. Их отец Рудра страшный бог грозы и бури. Олицетворением утренней зари была прекрасная богиня Ушас. Предвестниками дня выступали боги-близнецы Ашвины. Олицетворял огонь бог Агни. Бог Путан покровительствовал стадам и дорогам, помогал путникам. Арьяман владычествовал над душами умерших предков. Со временем пантеон пополняется богом Камой, богом любви Калой, богом времени, богом по имени Вач, покровительствующим речи (сравните "вач" и "вещать"), Праной, богом дыхания, Брихаспати, богом молитвы и священных заклинаний, Сарасвати, богиней мудрости и другими. Чрезвычайно популярен был бог Сома, бог Луны и священного напитка, который употребляли индусы во время жертвоприношений. Смерть олицетворял бог Яма.

Когда общественная жизнь Древней Индии усложняется, а ее население переходит от патриархальных отношений к кастовым, ведическая религии постепенно переходит в брахманскую. Веды по-прежнему почитались, но с появлением новых книг -- Брахманов -- появляются и новые боги: Брахма, Вишну и Шива. Индусы видят в новых богах не столько воплощение тех или иных велений природы, но связывают их с философским осмыслением мира. Мир -- это не только моря и реки, горы и леса. Мир -- это прежде всего нечто существующее как целостное. В нем есть определенный порядок, устойчивость, стабильность. Вместе с тем в мире все меняется, происходят непрерывные процессы возникновения и уничтожения, рождения и смерти, идет непрерывная борьба добра со злом. А раз так, то боги прежде всего воплощают эти глубинные стороны мира -- его бытие, возникновение и уничтожение его частей. Именно это символизировала великая брахманская троица (тримурти). Брахма выступал в ней в роля бога-творца, создателя всего сущего. Вишну был богом-хранителем, поддерживавшем равновесие в мире, заступником всего живого, доброго, воплощением порядка. Шива почитался как страшный бог-разрушитель, символ и источник гибели, несчастий, болезней и смерти.

Индуистские боги могли превращаться друг в друга: древний великий и грозный Рудра со временем стал Шивой, а Вишну принимал облик то Брахмы, то Шивы, то спускался с небес к людям, принимая облик различных героев и даже животных. Наиболее популярным воплощением Вишну был Кришна, знаменитый герой "Махабхараты", и Рама, о котором повествует "Рамаяна". Важное место в пантеоне принадлежит женам великих богов: жене Брахмы Сарасвати (богиня мудрости), супруге Шивы, страшной богине смерти Кали.

3. Миф о великих веках человечества

Наряду с верой в богов индийцы верили в существование злых духов. Если богов они называли словом "дева"", то злые духи именовались асурами и ракшасами. Один из циклов древнеиндийских мифов посвящен борьбе девов с асурами.

Один из важнейших мифов Древней Индии рассказывает о том, что мир, в котором мы живем, периодически разрушается и воссоздается. Циклы его гибели и возрождения непрерывно повторяются. Каждый такой большой промежуток существования мира от его воссоздания до гибели называется Маха-юга, или большая эра.

В Древней Индии полагали, что продолжительность каждой Маха-юги составляет четыре миллиона триста двадцать тысяч лет. Начало каждой Маха-юги отличается моральным совершенством, гармонией людей с природой и между собой, тогда как конец ознаменован нравственным упадком, войнами, страданиями, что является признаком завершения Великой эры.

Первая из четырех частей каждой Маха-юги называется Крита-юга. На санскрите "Крита" значит "целый", "совершенный". Это эпоха моральной добродетели, совершенства, своего рода "золотой век". В мире царит великий бог Вишну, он является в облике бога-творца Брахмы, создателя всего сущего. Крита-юга -- самая продолжительная эпоха в границах Маха-юги. Индийцы верили, что ее продолжительность равна 1728000 лет. Это время гармонии людей и природы. Люди не нуждаются в жилищах, они живут на берегу моря либо в горах. Природа дает им в изобилии все, в чем они нуждаются -- и пищу, и одежду. Людям неведомы болезни они жиьут долго и счастливо. Каждый доволен тем, что имеет. Среди людей нет ни зависти, ни раздоров. Их жизнь прекрасна Высшей добродетелью у них является молитва, медитация. Жизнь людей проходит в труде, но работают они скорее из удовольствия, чем из необходимости.

Вторая эпоха каждой Маха-юги называется "Трета-юга" Слово "трета" означает "три" и говорит о том, что дхарма стоит уже не на всех четырех ногах, но лишь на трех. Но стоит она достаточно прочно.

В эпоху Трета-юги, как и раньше, плодоносят деревья, давая пропитание всем желающим. Но находятся алчные люди, которые желают присвоить щедрую растительность и сделать ее своей собственностью. Жизнь становится труднее. Природа начинает переживать разные бедствия: обильные дожди, наводнения. Теперь людям приходится работать, чтобы добыть себе пропитание, а также сооружать жилища. От сил природы приходится искать защиты и укрытия.

Следующая эра Великой юги называется "Двапара-юга". Слово "двапара" происходит от слова "два", которое на санскрите, как и на многих других языках означает "два". Эпоха так называется в связи с тем, что дхарма, основа порядка, долга и морали стоит отныне лишь на двух (а не на четырех) ногах.

B эту эпоху на людей обрушиваются несчастья -- болезни, несправедливость, смерть. Несчастья становятся частью их повседневной жизни. Людей все более одолевает алчность и жадность, кругом ведутся войны и льется кровь. Чтобы спастись, люди создают религиозные течения и разные культы.

Четвертая, последняя эпоха каждой Маха-юги называется Кали-юга. Кали -- богиня смерти. По продолжительности эта эпоха составляет четвертую часть "золотого века". Великий бог Вишну принимает облик грозного и беспощадного Шивы, разрушителя жизни.

В эпоху Кали-юги происходит расслоение общества. Люди живут в непрерывном страхе голода, смерти и болезней. Единственной добродетелью, па которую оказываются способными люди, остается милосердие. Кали-юга означает приближение конца Великой эры, наступление конца света, за которым должно последовать его возрождение.

4. Миф о сотворении мира

Юдин из древнейших индийских мифов повествует о том, что некогда, бесконечно давно, мир был совсем пуст, в нем не было ничего. Не было дня и ночи, не было света и тьмы, не было земли и солнца, не было богов и людей Весь мир покоился, словно в глубоком сне, ждал, когда великая сила придет и разбудит его. Так продолжалось очень долго, никто не знает сколько, ибо некому было вести счет времени, да и времени самого тогда не было.

В мрачном и неподвижном мире возникает вода, которая омывает мир. Из воды возникает огонь, мир согревается, и из воды и огня рождается Золотое Яйцо. Целый год плавало Золотое Яйцо в безбрежном океане. Затем оно раскололось надвое, и из него вышел Прародитель Брахма. Он сделал верхнюю половину Яйца небом, а нижнюю землей. Между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле установил Брахма моря и реки, горы и долины, дав им названия. Он же установил стороны света. На небе поместил Брахма Луну, Солнце и звезды. Он же установил день и ночь. Дал прародитель Брахма начало дням и месяцам, и установил он счет времени. Так был сотворен мир

Никто не знает, где живет Брахма, никто не знает, где обитает его дух. Говорят, он везде.

Когда Брахма принимает человеческий облик у него четыре лица: одним лицом он смотрит на север, два по бокам головы созерцают запад и восток, а четвертым лицом, расположенным там, где затылок, он видит юг. Иногда Брахму изображают восьмируким. Это потому, что он творец мира.. Цветок Брахмы -- лотос. Его священная птица -- лебедь.

По индийским преданиям, Брахма живет бесконечно долго, его жизнь продолжается сто лет. "День" Брахмы равен сроку существования созданного им мира. "Ночь" Брахмы -- время, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего творения.

5. Семья Брахмы

Огромный мир сотворил Брахма, но не было у него помощника, чтобы управлять им. Пожелал Брахма, чтобы у него появились дети Поскольку не было у него жены, родил Брахма детей силой своей мысли Было у него восемь сыновей, и стали они первыми живыми существами во Вселенной, и уже позже они создали все живое в мире

Первым сыном был Маричи. В переводе с санскрита его имя означает "светящийся огонек". Легенда повествует, что он вышел из плеча отца. Из глаз Брахмы родился его.второй сын Атри. Его имя переводится как "поедающий", был отцом бога Сомы. Маричи же стал прародителем демонов и людей. Третий сын Брахмы, великий Ангирас, вышел из уст своего отца и стал посредником между богами и людьми. Древние легенды рассказывают, что Ангирас был создателем многих гимнов Ригведы. А еще он установил многие законы для природы и создал астрономию, Четвертым сыном Брахмы стал Пуластья. Он тоже был великим Владыкой Созданий. Пятым сыном Прародителя стал Пулах, шестым -- Крату. А седьмой сын, Дакша, родился совсем необычным образом: он вышел из большого пальца правой ноги Брахмы. Трудным это было делом, поэтому и назван он был именем Дакши, то есть "ловкий".

Когда сыновья Прародителя стали взрослыми, они взялись задело. Старший сын Маричи, мерцающий огонек, статг мощным лучом света, и из этого света родился Кашьяпа. Кашьяпа означает "черепаха". Поэтому до сих пор многие в Индии верят, что все живое произошло от черепахи. Кашьяпа стал прародителем других богов, и демонов, и птиц, и змей, и исполинов, и коров.

Последним, восьмым сыном Брахмы, стал Бхригу, хранитель небесного огня, передавший его людям.

Были у Брахмы и дочери: Создав сыновей, Брахма не был удовлетворен вполне и решил создать прекрасную женщину. Произнеся священные заклинания, из половины своего тела он создает богиню Гаятри (она же Сарасвати, богиня мудрости) и прекрасная богиня очаровала отца-создателя, который воспылал к ней страстью. Она вознеслась на небо, и тогда Брахма сделал себе пятое лицо, которым он мог непрерывно смотреть вверх. Из пальца левой ноги Брахмы вышла другая богиня -- Вирини.

Так великий Брахма обзавелся семьей, и многочисленные боги и богини стали помогать ему править миром. Сам же Прародитель удалился на вершину величайшей горы Меру. Недоступна эта гора, где-то высоко в Гималаях, между небом и землей прячется ее вершина, и редкий путник может попасть туда.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Миф как некое сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Место и значение мифа в истории мира и культуре человечества. Источники для составления мифов, отражение в них верований народа.

    доклад , добавлен 26.01.2010

    Древнейшее искусство Харапы. Мифология Древней Индии. Основа мировосприятия индусов. Легенды Будды. Космогонические и антропогенные мифы о богах и о жизни людей. Главные боги в индуизме: Брахма, Шива, Вишну, Шакти, Ганеш. Вертикальная модель мира.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Мифология как форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности. Периоды греческой мифологии: доолимпийский, олимпийский и поздний героизм. Боги и герои в мифологии Древней Греции: Персей, Геракл, Тесей и Орфей.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Понятие мифа и мифологии. География мифологий мира. Зарождение человечества и происхождение остального мира. Предания, описывающие деяния богов и объясняющие тайны мира в мифах Древнего Египта, Южной и Восточной Азии, в современных мировых религиях.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Древнеиндийский эпос о происхождении мира, мифология европейских народов о происхождении человека. Космогония славянских мифов, их идейное единство с финской и скандинавской мифологией. Значение и обряды жертвоприношений у различных религий и народов.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2009

    Мифы древности и древнеиндийские веды. Легенда о происхождении каст. Определение места человека в мире. Даосская школа и конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве. Идеальное государственное устройство. Перспективы развития общества.

    презентация , добавлен 20.11.2011

    Представление о мире в мифопоэтических текстах и древнем изобразительном искусстве; модели творения мира. Предания о небесных светилах, легенды о сотворении первых людей. Божества славян и языческой Руси, высшая и низшая мифология, деревенские слухи.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Основы религиозных систем Индии. Ранние политеистические верования. Значимость "священного знания" Вед. Буддизм, его сущность и основные принципы. Священные для буддистов книги. Индуизм, его содержание и назначение. Оформление процессий и церемоний.

    аттестационная работа , добавлен 24.09.2011

    Мифология германо-скандинавских народов является одной из наиболее развитых религиозных систем индоевропейцев, обладающей как типичными, так и особенными чертами. Сведения по мифологии древних германцев. Временной аспект скандинавской мифологии.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2009

    Историческое взаимодействие искусства и религии. Влияние религии на античную культуру. История становления античной религии на примере Древней Греции и Древнего Рима. Боги Древней Греции и Рима. Схожесть древнеримской и древнегреческой религии.

Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов.

Вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до...

Нельзя себе представить более гордого и более благодарного образа, чем образ арийского царя Индии, стоящего на своей боевой колеснице и отдающего приказы целому войску слонов, конных и пеших воинов. Один ведический жрец посвящает своего царя перед собравшейся толпой такими словами: "Я привел тебя в нашу среду.

Весь народ желает тебя. Небо непоколебимо, земля непоколебима и эти горы непоколебимы".

В одном из позднейших законодательств, в Манава Дхарма-Шастре, можно прочесть:

"Эти владыки...

Справедливость царствовала во времена благородных сынов Панду, царей солнечного цикла, которые внимали голосам мудрецов. Победители, они обращались с побежденными как с равными. Но с тех пор как сыны солнца были истреблены или смещены с своих престолов, и их редкие потомки скрывались у отшельников, несправедливость, честолюбие и ненависть взяли верх.

Изменчивые и лживые, как ночное светило, которое они взяли своим символом, цари лунного цикла воевали между собою беспощадно. Одному из них...

Отдохнув, она углубилась в лес под прохладные своды, образовавшиеся из величественных стволов, ветви которых погружались в почву и, вновь поднимаясь, раскидывали во все стороны свои зеленые шатры.

Долго шла она, защищенная от солнца, словно в темной и прохладной пагоде, которой не видно было конца.

Жужжание пчел, крики влюбленных павлинов, пение тысячи птиц, влекли ее все далее и далее, и все огромнее становились деревья, лес все более темнел, и древесные ветви все теснее переплетались в...

Все религиозные вероучения имеют свое начало в Индии или находятся под влиянием индийских святых писаний. Индийские святые не искали идентифицирования с религиозными формами и словами. Они вопрошали: “Какая наука поможет нам найти Бога? Кем является Тот, познав Которого я познаю все?”

Индийская цивилизация намного старше египетской цивилизации. Прежде всего возникла материальная жизнь, затем интеллектуальная и затем эпоха духовных исследований. Каждая нация должна пройти через эти три ступени...

Древний Египет - могущественная цивилизация древности, она до сих пор привлекает исследователей своей загадочностью и величием. У древних египтян было особое отношение к религии, что оставило огромный отпечаток на их культуре и быте.

Роль религии в Древнем Египте

Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали...

Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до...

Племена древних русов около 40 тысяч лет тому назад, согласно преданиям (С особого разрешения, автор впервые в мире, публикует особую секретную, тысячи лет передающуюся только по тайной устной Ведической традиции, историю великого русского народа.), пришли с Аравии (верховья реки Тигр) на север Балкан.

"Рус", по древнеаравийски, значит "леопард." Затем русы продвигались на север и заселяли девственные леса, богатые дичью. Некоторые племена шли еще дальше на север, приручив

Кроме лошадей...


Более 25 веков назад в одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха Гаутама.

Принц жил в роскоши, не ведая не забот, не горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски...

В зеркале мифов Индии отразились не только кричащие контрасты природы, но также и еѐ сложная этническая история. Исконное темнокожее население встретилось в конце II тыс. с белокожими пришельцами ариями. В рассказах индийцев о своих богах, немало странного, непонятного, диковинного. Это обусловлено не только своеобразием природной среды, в которой оказались арии, но и многовековым взаимодействием их религиозно-мифологических представлений с мифами и верованиями местного населения.

Понимание индийских мифов затруднено тем, что мы имеем дело не с одной, а несколькими мифологиями, сохраняющими связь и преемственность и в то же время отличающимися друг от друга. Если отвлечься от некоторых вариантов, это ведийская, индуистская, буддийская мифология. Каждая из них обладает собственными священными текстами.

Основным источником для изучения ведийской мифологии и вообще самым древним памятником индийской словесности являются «Веды». Это сборники (самхиты) заклинаний, молитв и гимнов духам и богам, исполнявшихся во время жертвоприношений и других религиозных обрядов, начавших складываться на рубеже II-I тыс. до н.э., когда арии, покинув места своего первоначального обитания в Пенджабе, передвинулись в долину Ганга. Здесь появились первые государства ариев, что потребовало создания государственного культа и жречества. В жреческих школах с X по VI в. до н. э., видимо, составились и оформились сборники, ещѐ долго продолжавшие храниться в памяти.

Наиболее архаический материал вошѐл в сборник «Ригведа». Само это название означает «Веда гимнов». В гимнах, естественно, не может быть связного рассказа о духах и богах, но у безымянных певцов, создававших эти гимны, равно как и у певцов, их исполнявших, такие представления имелись. На основании гимнов «Ригведы» и других подобных сборников вед современные учѐные воссоздают то, что мы называем мифами.

«Веды» раскрывают обширный и пѐстрый мир богов самых разных уровней, высших и низших. Многочисленны были боги, олицетворявшие силы природы, от которых всецело зависел человек.

Владыкой вод, небесных, земных, подземных, а также их олицетворением в «Ведах» выступал бог Варуна. Поскольку воды мыслились как первооснова жизни, его называли Вседержителем и Творцом, создавшим мир и удерживающим его, заполняющим воздушное пространство, освещающим небо и землю, дающим движение солнцу.

Первоначально Варуна был главным богом индоариев, но затем он был оттеснен богом-воителем и грозовиком Индрой, который принимает на себя многие первоначальные функции Варуны, становится богом, обеспечивающим существование космоса. После оттеснения Варуны Индрой за ним оставалась роль хранителя космического порядка и человеческих законов, вершителя правосудия.

Имелась группа богов, представляющих различные проявления солнца. Главный из них - Сурья. Солнце - его глаз, но и сам он - око богов. Это благостный бог, рассеивающий мрак, дарующий богатство и здоровье. Пушан («Расцветающий», «Пухнущий») - солнечный бог, воплощающий плодоносящую силу солнца, и, соответственно, он передвигается по небу на колеснице, запряженной козлами, плодовитыми животными, в то время как колесницу Сурьи влекут не животные, а лучи. Савитар - также солнечный бог. Он пробуждает вселенную ото сна, даѐт ей свет, благословляет еѐ. К солнечным божествам относили и Вишну, одного из главных космических богов воплощающих знакомый нам по авестийской мифологии принцип троичности. Вишну делает три шага, покрывая ими всю Вселенную, при этом третий шаг, приходящийся на высшее небо, скрыт от взгляда смертных.

Как и другие индоевропейские народы, индийцы почитали зарю в виде юной девы, выезжающей на ночное небо на сверкающей колеснице. Индийская Аврора носила имя Ушас и находилась в родстве с небом и Сурьей. Оставаясь девой, она в то же время считалась матерью небесных близнецов Ашвинов, подобных греческим Диоскурам.

Атмосферными явлениями, помимо Индры, ведали маруты, божества бури, ветра, грома и молнии. Стремительные юноши, вооружѐнные золотыми топорами, копьями, стрелами, ножами. Они носятся по небу, принося ветер, грозу; бурю, ломая скалы и деревья, давая жизнь и сея смерть.

Всем богам, как общности, противостоят группы духов и демонов, видимо, таких же богов, но занимающих более низкое положение - асуры, дасы, ракшасы, гандхарвы, пишачи и др. Коллективизм богов и духов отражает первоначальную общность имущества и спаянность родовых коллективов - основной ячейки первобытного общества времени создания мифов о духах. Обращает на себя внимание, что женские божества у cкотоводов-ариев занимают второстепенное положение. Это характеризует господство патриархальных отношений.

«Веды» содержат имена более трѐх десятков богов. Но в одной из «Вед» говорится о 3 399 богах. Множественность богов - черта, присущая мифологиям из других индоевропейских народов: вспомним тысячу богов хеттов. Эти тысячи богов могли быть покровителями отдельных родов и племѐн или божествами отдельных этапов жизни человека, культовыми предметами (жертвенный стол, жертвенная солома), оружием, элементами природы (реки, горы, большие деревья, лекарственные травы);

Образы этих богов не столь определѐнны как в греческой мифологии, где они имеют человеческий облик. Создаѐтся впечатление, что мир богов только что вышел из хаоса. Он ещѐ текуч и не определѐн. Они то люди, то животные, то абстрактные понятия типа Вач («Речь»), Адити («Не связанность»), Талас («Космический жир»). Иногда, подобно недоноску Аруне, они имеют сформировавшиеся голову и туловище, но у них отсутствуют ноги. У бога Савитара видны одни золотые руки, поднятые в благословении, не связанные с туловищем и тем ярче выражающие его сущность. У бога-творца Тваштара - одна рука, но с топором, орудием созидания.

С некоей радостью узнавания я встречаю среди индийских богов Митру, Апам-Напата, царя золотого века Ииму с несколько видоизмененным именем Яма, налиток хому (в форме сомы). И это нас не удивляет, ибо нам известно, что создателями обоих мифологии был один народ - арии. Но нас не сможет оставить то, что среди ведийского пантеона мы обнаруживаем точные соответствия богом народов древней и новой языческой Европы: Дьяус-Питар - Юпитер, Паряджоиья (бог грозы) - литовский Перкунас, славянский Перун, Ушас – латышская Усиньш, Маруты - латинский Марс и, наконец, дэва (бог) - латинское «деус». И мы уже начинаем вслушиваться в звучание ранее чуждых нам имѐн индийских богов и священных понятий: Агни конечно, огонь. Ваю, Вата (вей, ветер). Веды - ведать, ведун, ведьма. Да, «Веды» - это знание, смысле «знание - это сила», но сила конкретная, обращѐнная к загадочному для древнего человека миру сверхъестественных сил, помогающая их умилостивить, а порой и заставить выполнить чуждую им волю.

На протяжении веков менялись языки народов Индии и их представления о богах. «Веды», сохранявшие значение священных текстов, становились малопонятными. Потребовались комментарии к «Ведам», и они были созданы внутри тех же самых школ, в которых складывался ведийский канон. Это были поучения жрецам - «Брахманы». В них скрупулѐзно разъясняются детали жертвоприношений, а также даются толкования мифов, носящие умозрительный характер. Но, в тоже время в текст «Брахманов» вкраплены мифы, легенды и сказания как параллельные ведическим, так и им неизвестные, иногда более древние. К числу последних, относится легенда о потопе, близкая мифам Месопотамии, и легенда о любви Пуруравасы и Урваши. Вторая группа текстов - «Араньяки» («Лесные книги»), связанные с символикой жертвенного акта.

Философскую направленность «Брахманов» продолжает третья группа ведической литературы - «Упанишады». Это трактаты, написанные частично стихами, частично прозой. Их цепью было обучение правильному исполнению древних обрядов и постижению скрытого их смысла. Так, если в ранних мифах создание различных частей мира рисуется как результат рассечения на части человека, приносимого в жертву, то в одной из «Упанишад» этот же человек истолковывается как Мировой разум, изначальная мысль и, более того, сознательная деятельность богов и людей представлена как его проявление. Комментируя «Веды», авторы «Упанишад» относятся к ним с некоторой долей иронии, как к памятнику дикарской поры, не дающему истинного знания. Так, говорится: «Те, кто выполняют «Веды», считая себя людьми, знающими и учѐными, на самом деле бредут, подобно слепцам, ведомым слепым поводырем, и не могут достигнуть цели». Таким образом, «Упанишады» противостоят «Ведам» как знание незнанию, как мысль призрачному миру религии. В «Упанишадах» разработаны учения о единстве живой и неживой природы, о круговороте рождений, ставшие основой индийской философии.

Легенды и героические сказания, передаваемые из поколения в поколение, стали основой индийских героических поэм, подобных знакомому нам эпосу о Гильгамеше. Одна из них - «Махабхарата» рассматривалась самими индийцами как продолжение «Вед», считалась пятой «Ведой», предназначенной, в отличие от четырѐх первых, для простонародья. «Махабхарата» посвящена борьбе двух родов, Пандавов и Кауравов, за господство в царстве, расположенном в верхнем течении Ганга, со столицей Хас-тинапуром. Симпатия эпического поэта на стороне Пандавов, сыновей богов Индры, Вайю, Ашвинов, являющихся законными наследниками знаменитого рода Бхаратов. Кауравы завистливы и коварны, готовы на любое преступление. Несмотря на малочисленность Пандавов, им удаѐтся избежать расставленных их противниками ловушек, найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Дело доходит до грандиозного сражения на поле Куру, где Пандавы со своими сторонниками одерживают победу над войском Кауравов, однако погибают и сторонники Пандавов. В живых остаются лишь пятеро Пандавов. Вместе со своей общей супругой они уходят в Гималаи, чтобы стать отшельниками. Приключения героев разбавляются вставными эпизодами, отступлениями, составляющими, собственно говоря, суть грандиозной по объѐму и масштабу действий поэмы, которую называют «энциклопедией древнеиндийской жизни».

«Махабхарата» отражает какие-то исторические события, межплеменные войны героического века (конец первого тыс. до н.э.). Но нельзя сказать, были ли названные в поэме герои историческими лицами. Это особенность эпических поэм всех народов. Действительность преображена фантазией до неузнаваемости. В образах «Махабхараты» выражены представления о доблестях героев первобытнообщинного строя, но в то же время их деятельность характеризует порядки, существовавшие в развитых государствах. Это смешение эпох неудивительно. Поздние отрывки наслаивались на первоначальный древний костяк, обраставший чуждым ему «мясом». Этим «мясом» были предания, бытовавшие не в военной среде, в которой зародилась поэма, а в жреческой, брахманской. С былинами, прославлявшими кшатриев, произошло примерно, то же самое, что с победными песнями Мариам и Деборы, включѐнными в Ветхозаветный канон. Они стали прославлять богов и жрецов. Да и сама запись поэмы была, видимо, осуществлена жрецами.

В отличие от «Махабхараты», другая крупная поэма древних индийцев «Рамаяна» производит более целостное впечатление. Еѐ окончательная редакция, как полагают, осуществлена сказителем, близким придворным кругам, пытавшимся приблизить поэму к литературным канонам своего времени (III - IV вв.). Появляются лирические описания природы и некоторая психологическая мотивация поведения героев. Несмотря на архаичность сюжетной основы, уходящей в ещѐ более древние времена, чем сюжет «Махабхараты», само изложение ближе к сказке, чем к строгому мифу.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.
Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути, то есть «откровение».
Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити – «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п.

Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага.

Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах), причем само это число – существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев), противопоставленные по тому же тройственному принципу.

В центре ведийской мифологии – мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах.

В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны – чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т.д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, то есть к ведийскому социальному космосу.

Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.

Индуистская мифология берет начало с I тысячелетия нашей эры в индо-арийской ведической культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие религиозные представления. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны.

Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ.