Методы исследования в философии кратко. Методы философии. Основные методы философии

  • Дата: 29.11.2023

При решении своих проблем философия всегда использует определенные методы и средства. Однако осознание их специфики и назначения произошло довольно поздно. С особой остротой проблема метода встала в философии лишь с XVII в. в связи с необходимостью осмысления метода философствования и попыткой вооружить формирующуюся науку новыми познавательными средствами.

В самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил преобразующей деятельности, выработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта. В отечественной философской литературе различие между методом философии и методом науки определяется прежде всего характером законов, на которых они основаны. Философский метод, с этой точки зрения, возникает как обобщение всех других методов. Он не равен ни одному из них, включая в себя их богатство подобно тому, как всеобщее впитывает особенное и единичное. Не будучи суммой специальных методов, философский метод самостоятельно возникает с учетом их результатов.

В отечественной философии проблема философского метода разрабатывалась в основном в плане исследования противопоставления диалектики метафизике. Диалектика рассматривалась как способ мышления, наиболее адекватный современной науке и общественному развитию.

Под диалектикой понимают метод, основными принципами которого являются 1) принцип всеобщей связи и 2)принцип развития.

Под метафизикой понимают метод, согласно которому 1) связи между явлениями и вещами признаются локальными, либо вообще отрицаются 2) утверждается неизменность предметов и явлений окружающего мира.

Характеризуя метафизический способ мышления, важно отметить, что он представляет собой особую историческую ступень в развитии логической культуры мышления, определенную содержательную логику, соответствующую преимущественно аналитической стадии развития науки. Свое теоретическое выражение метафизический метод мышления нашел в различных философских концепциях XVII – XVIII вв. Метафизическое мышление является правомерным и даже необходимым в известных областях, на его основе были достигнуты в науке определенные успехи. Вместе с тем, достигнув предела, границ своего применения, он становится односторонним, ограниченным.



Диалектика никогда не была единственным общепринятым методом. Наряду с нею в истории мировой философии существовали иные философские методы познания. К их числу, наряду с метафизикой, относятся софистика, эклектика, герменевтика и другие.

В современной западной философии активно используется герменевтика, являющаяся методом прочтения и истолкования смысла текста . Зародившись как способ философствования в средневековье, герменевтика была взята на вооружение современными позитивистами, которые сосредоточили свое внимание на проблемах лингвистического, логического и семантического анализа. Правда, в определенной мере этот метод использовался и в отечественной философии при изучении и истолковании текстов классиков марксизма-ленинизма. Герменевтический метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности и т.д.

Эклектика (от греч. – выбираю) – соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п.

Сегодня можно говорить о наличии тенденции по-новому оценить эклектику как методологический прием. Она начинает рассматриваться как положительный научный феномен, обладающий своей спецификой. Потребность в этом методологическом средстве возникает в определенных условиях, и оно используется на начальном этапе познания.

К эклектике прибегали порой как к особому способу движения мысли, когда для других методов еще не появилось поле деятельности. Эклектика господствовала в александрийский и позднеримский периоды развития философии. В качестве особого метода она активно использовалась Цицероном. Эклектика механически соединяет все стороны изучаемого предмета, не умея еще выделить существенные связи и отношения. Эклектик рассуждает по принципу: «с одной стороны», «с другой стороны», «с третьей стороны» и т.д. Не проникая в сущность действительности и не раскрывая ее законы, этот метод заменяет познание законов эклектическим описанием явлений и фактов.

Если раньше вкладывали в этот термин преимущественно отрицательное значение, то теперь в эклектике усматривают первую грандиозную попытку создания своеобразной философии. К ее заслугам относят старательное собирание на ниве истории культуры россыпи зерен истины, первый этап объединения положений.

Собирая и сохраняя различное, эклектика тем самым создавала возможность разработать единый теоретический фундамент. Она сыграла положительную роль в сохранении оригинальных текстов различных философов древности, подлинники которых были уничтожены по разным мотивам. Так, тексты древнегреческих философов Секста Эмпирика и Диогена Лаэртского представляют собой богатство исторических сведений о древнегреческой философии.

Важным методом философского исследования является софистика . Софистика - совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий. Софизмы, как отмечал Гегель, при ближайшем рассмотрении оказываются первичной формой теоретического освоения противоречий, представая обычно в виде апорий (неразрешимых противоречий) и парадоксов. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания.

Представления о философском методе, получившие распространение в отечественной литературе, сформулированы на основе гегелевско-марксисткой традиции. Определенная их недостаточность или даже устарелость для решения современных философских проблем вовсе не означает, что они должны быть механически отброшены. Между тем такие попытки предпринимались как в прошлом, так и в настоящее время.

Философский метод не может привести к успеху в научном исследовании, если при решении частных задач он применяется в отрыве от общенаучных и специально-научных методов. Он не является некоей универсальной отмычкой, которая позволяет сама по себе делать открытия в частных науках. Философский метод, как и любой метод науки, имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается.

В современной западной философии существуют две крайние точки зрения на метод философии. С одной стороны, специфику философии объясняют использованием чисто философских методов мышления, а с другой - некоторые философы (К. Поппер) полагают, что философия не может пользоваться никакими другими методами исследования, кроме логики и частных наук. Метод познания в марксистской философии понимается двояко: наряду со специфически философским методом в познавательном процессе используются и методы других наук, включая общенаучные методы. Отсюда своеобразие осмысления философских проблем состоит в том, что при их решении, наряду с применением собственно философского метода, используются и другие методы.

Философия не является дисциплиной, которую можно было бы развивать, не думая о ее прошлом, о праве на существование и будущем. Много сложных проблем возникает, когда мы пытаемся рассмотреть перспективы философии. Некоторые считают, что философия уже завершила свой путь развития и находится в процессе вырождения. Такое представление в значительной мере связано с состоянием общества, у которого не видят будущего. Постоянно возрождаясь на новых витках истории в невиданных ранее формах и обличиях, философия связывает свое собственное будущее с будущим всего общества или отдельных социальных групп. Определяясь, в конечном счете, духовными потребностями своего времени, философия выполняет определенный социальный заказ в раскрытии смысла и целей человеческой жизни, в выработке новых ценностей и целей общества. Социальная ответственность философии за будущее человечества особенно возрастает в переходные периоды.

Исполняя свою уникальную культурную миссию, философия может способствовать поиску выхода из кризисной ситуации с помощью выработки новых ценностей и размышления над различными альтернативами развития человечества. Это становится возможным, поскольку она является единственной формой деятельности, призванной нащупать путь движения всеобщего на основе осмысления всей культуры. Именно выявление перспектив и создание моделей будущего отвечает сущностному и функциональному назначению философии. Вырабатываемые многообразные варианты философского видения мира помогают человеку лучше понимать свое предназначение в мире и адекватно, в соответствии со своей социальной сущностью, адаптироваться в нем.

Более полное и конкретное раскрытие предмета, специфики философии и ее роли в обществе становится возможным благодаря обращению к ее функциям. Раскрытие функций философии является, по существу, более конкретным ответом на вопрос о ее предназначении и будущности.

Исходя из специфики философии и в соответствии с двумя разными, относительно самостоятельными ее сторонами - теоретической и методологической - выделяют две главные функции философии: мировоззренческую и общеметодологическую.

Философия не дает ни политических рецептов, ни экономических рекомендаций. И, тем не менее, она оказывает сильнейшее воздействие на общественную жизнь. Ее воздействие проявляется в обосновании жизненной позиции человека, различных социальных групп и общества в целом, их социальной и мировоззренческой ориентации. Поэтому важнейшей функцией философии в системе культуры оказывается мировоззренческая. Отвечая на вопросы «Что такое мир?», «Что такое человек?», «Каков смысл человеческой жизни?» и многие другие, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.

Выяснение методологического значения философии является весьма важным для раскрытия ее специфики как определенной системы знания. В зависимости от методов той или иной философии и способов их использования осуществляется реализация ее методологической функции. Правда, имеются философские направления, в частности - «критический реализм» (К. Поппер), которые отрицают саму возможность существования философского метода исследования. Тем не менее, многие философские школы, в современной западной философии, выполняя свою методологическую функцию, разрабатывают свое понимание философских методов познания, достижения истины.

Наиболее интенсивно разработка методологической функции философии осуществлялась в тех философских направлениях, которые были ориентированы на науку и, в частности, в марксистской философии. Вместе с тем, здесь методологическая функция понимается шире, нежели ориентация только на науку, поскольку философия ориентируется на всю культуру.

Методологическая функция философии реализуется путем разработки на основе всеобщих форм бытия соответствующих принципов, требований к субъекту, ориентирующих его в познавательной и практической деятельности. Методологическая функция философии определяется ее философско-теоретическим содержанием. Взятая в методологическом отношении, философия выступает как система регулятивных принципов и методов.

Наряду с двумя базовыми или исходными функциями довольно часто выделяют также следующие функции: онтологическую, гносеологическую, гуманистическую, аксиологическую, культурно-воспитательную, отражательно-информационную, логическую, эвристическую, координирующую, интегрирующую, прогностическую и т.д. Исчерпывающий анализ функций вряд ли возможен и он не может ограничиться даже теми двумя десятками функций, которые выделяются некоторыми исследователями. Такое их многообразие обусловлено тем, что связи философии с жизнью весьма сложны и многообразны, а по мере развития самой философии их число значительно возрастает, увеличивая тем самым и ее функции.

Чтобы постигать взаимоотношения между человеком и миром на уровне всеобщего, философия должна была сформировать свой особый метод познания, адекватный ее предмету. Этим методом явилось абстрактное теоретическое мышление (умозрение), специфика которого в философии состоит в использовании (в процессе познания человека и реальности) предельной обобщенных понятий (так называемых категорий ).

· бытие, материя, движение;

· пространство и время;

· сущность и явление;

· причина и следствие;

· необходимость и случайность;

· всеобщая связь и взаимодействие;

· закономерность и закон;

· единичное, общее и особенное;

· человек и смысл жизни;

· добро и зло;

· часть и целое, форма и содержание;

· система и структура;

· возможность, действительность и вероятность;

· количество и качество, мера;

· прогресс и регресс;

· свобода и необходимость.

К основным методам философии относятся:

1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления окружающей действительности рассматриваются гибко, критически и последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей);

2) метафизика (метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений и развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины));

3) догматизм (метод, основанный на восприятии окружающего мира через призму догм, т.е. раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер);

4) эклектика (метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто­верными выводы);

5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (сужде­ний), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод);

6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов);

7) феноменология (метод философского исследования, основными требованиями которого являются: а) воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за рамки «чистого» (т.е. субъективного опыта); б) рассмотрение самого субъекта познания не как реального социального и психофизиологического существа, а как «чистого» сознания).

8) синергетика (метод, основанный на изучении предметов окружающей действительности как элементов эволюционирующих и самоорганизующихся систем открытого типа с нелинейными обратными связями).

Также необходимо отметить, что важнейшим источником философских интуиций, разворачиваемых посредством логического мышления, является опыт: как индивидуальный жизненный опыт философа, так и совокупный культурно-исторический опыт человечества.


Глава 11. Онтология

Что такое бытие и каков философский

Бытие – исходная и центральная категория философии. Данная категория является предметом изучения одного из центральных разделов философии – онтологии . Развитие. 78РазвитиеРа философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская и античная философия изначально пыталась понять сущность бытия, а уж затем философия расширила свой предмет, включив гносеологию, проблему человека, логику и другие философские вопросы.

· в античности она была введена в философию Парменидом (V – IV вв. до н.э.) как ответ на утрату веры в традиционных богов Олим­па, вследствие чего рушились основы и нормы социальной жизни. В глубинах сознания людей зародилось отчаяние, им нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить античного человека, оповестив людей об открытии Аб­солютной Мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность, т.к. бытие трактовалось как единое и неизменное, в нем заключена вся полнота совершенств, в том числе Истина, Добро и Благо;

· в средневековой философии истинным бытием был объявлен Бог, творящий своей волей и премудростью, который в отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности, представал личностным и живым. Считалось, что человек создан «по образу и подобию Божию», а потому являет­ся существом личностным, истинная свобода которого заключается в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости инди­видуальной свободы;

· в Новое время возникла эпохальная мировоззренческая установка, в соответствии с которой, человек сам со­здает и творит себя и свои способности. Сознание человека и его жизнь в целом стали считаться единственным и несомненно подлинным бытием. Имея деятельностную энер­гию и способность разумного постижения самому себе, человек начал оправдывать свое право переделывать природу и преобразо­вывать мир. Философия бытия уступила место философии свобо­ды, а человек стал восприниматься как начало и причина всего, что случается с ним и миром;

· в русской религиозной философии утверждалась первичность Аб­солютного бытия, раскрываемого человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания.

В современной философии бытие – это:

а) всеохватывающая реальность (действительность) в своей совокупности, т.е. все, что существует. Реальность может быть:

1) объективной (существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека).

2) субъективной (сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят).

б) реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция , которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.

1) Субстрат – материальная основа предметов и явлений, т.е. то из чего все сделано (например, центральная неравная система – субстрат психики).

2) Субстанция – это первооснова всего существующего, нечто неизменное, сущность, которая для своего суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

в) философская категория , отражающая убеждение человека о существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные люди, вещи, процессы и явления возникают и исчезают, но мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой всех рассуждений о мире. Бытие вскрывает идентичность во всем многообразии сущего.

Основными формами бытия являются:

· материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

· социальное бытие , которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

· ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

· человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

· феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Существующая вне человеческого сознания объектная реальность, а также субъективная реальность, являющая продуктом сознания находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее двум мирам:

· объективному (в силу своей телесности);

· субъективному (как обладатель сознания).

Человек и его мир – точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

Категорией, противоположной бытию, является небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.


Похожая информация.


философия мироотражение сознание

При решении своих проблем философия всегда использует определенные методы и средства. Однако осознание их специфики и назначения произошло довольно поздно. С особой остротой проблема метода встала в философии лишь с XVII в. в связи с необходимостью осмысления метода философствования и попыткой вооружить формирующуюся науку новыми познавательными средствами. Рационалистическая метафизика пыталась решать традиционно философские вопросы при помощи строгого математического метода. Так, Гоббс стремился построить этику по образцу математической, «дедуктивно-демонстрационной науки», а Спиноза излагал свою философию «геометрическим способом», что воплотилось в его труде «Этика». Однако такой подход к определению философского метода все чаще стал подвергаться критике за его односторонность и неадекватность.

Выяснение специфики философского метода было тесно связано со становлением философии как науки сначала в немецкой классической, а затем в марксистской философии. Начало этому движению положили Кант и Якоби, которые отвергли способ мышления прежней метафизики, применяемый ею метод. При построении своей философской системы Кант использовал созданный им трансцендентальный метод, суть которого составляет выявление скрытых предпосылок того или иного знания, рефлексия над основаниями знания. Еще дальше пошел в этом направлении Гегель, заявивший, что «философия, поскольку она должна быть наукой, не может… для этой цели заимствовать свой метод у такой подчиненной науки, как математика». Осознавая, что метод философии не тождественен методу специальной науки, Гегель взялся за его разработку. По его мнению, метод философской науки «есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания». При этом обоснование содержательной обусловленности метода было дано Гегелем на основе панлогизма. Его абсолютный метод проявляется из самого своего предмета, так как этот метод сам есть имманентный принцип и душа.

Хотя Гегель называет свой способ мышления «спекулятивным», на самом же деле гегелевский метод был диалектическим, а спекулятивным являлся стиль его функционирования в системе абсолютного идеализма. Маркс писал, что его диалектический метод не только в корне отличается от гегелевского, но и представляет его противоположность, поскольку он является материалистическим, а не только диалектическим. Кроме того, гегелевский метод обращен в прошлое, а марксистский метод, прежде всего, к настоящему и будущему. Если в гегелевской философии метод выступает как конструирование мира из абсолютной идеи, то в марксистской философии метод служит средством, орудием познания и преобразования действительности. Вместе с тем, некоторые общие черты диалектического метода присущи его идеалистической и материалистической формам. В частности, это касается его трактовки вопросов взаимосвязи и развития.

Диалектический способ мышления проявляется в философии на определенной ступени ее развития в недрах старого, метафизического метода. Переход к новому философскому методу охватывает целую историческую эпоху. Впервые противопоставление диалектики метафизике как способу мышления было осуществлено на идеалистической основе Гегелем. Под метафизикой понимался метод, согласно которому все вещи и явления следует рассматривать вне связи друг с другом и вне развития.

Характеризуя метафизический способ мышления, важно отметить, что он представляет собой особую историческую ступень в развитии логической культуры мышления, определенную содержательную логику, соответствующую преимущественно аналитической стадии развития науки. Свое теоретическое выражение метафизический метод мышления нашел в различных философских концепциях XVII-XVIII вв. Метафизическое мышление является правомерным и даже необходимым в известных областях, на его основе были достигнуты в науке определенные успехи. Вместе с тем, достигнув предела, границ своего применения, он становится односторонним, ограниченным.

В отечественной философии проблема философского метода разрабатывалась в основном в плане исследования противопоставления диалектики метафизике. Диалектика рассматривалась как способ мышления, наиболее адекватный современной науке и общественному развитию. При этом природа философского метода понималась как итог, вывод исторического опыта человечества. Этот опыт аккумулировался в конкретных понятиях, законах и принципах как средствах философского познания.

В самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил преобразующей деятельности, выработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта. В отечественной философской литературе различие между методом философии и методом науки определяется прежде всего характером законов, на которых они основаны. Философский метод, с этой точки зрения, возникает как обобщение всех других методов. Он не равен ни одному из них, включая в себя их богатство подобно тому, как всеобщее впитывает особенное и единичное. Не будучи суммой специальных методов, философский метод самостоятельно возникает с учетом их результатов.

Для понимания философского метода представляется важным рассмотрение такого способа философского рассуждения как рефлексия. Метод рефлексии как самосознания философии способствует критическому осмыслению любых предпосылок, степени их обоснованности и выявления «предельных оснований». Ведущими приемами метода рефлексии выступают разложение, расчленение, сравнение, анализ и критическая оценка. Однако процесс философствования предполагает также синтез, создание новых теоретических конструкций, принципов, понятий. Решению этих задач способствует метод умозрения, ведущим приемом которого является синтез, осуществляющий исследование, главным образом, на основе интуиции и творческого воображения. Метод теоретического умозрения, как и рефлексия, является таким же традиционным общефилософским методом.

Диалектика никогда не была единственным общепринятым методом. Наряду с нею в истории мировой философии существовали иные философские методы познания. К их числу, наряду с метафизикой, относятся софистика, эклектика, герменевтика и другие.

В современной западной философии активно используется герменевтика, являющаяся методом прочтения и истолкования смысла текста. Зародившись как способ философствования в средневековье, герменевтика была взята на вооружение современными позитивистами, которые сосредоточили свое внимание на проблемах лингвистического, логического и семантического анализа. Правда, в определенной мере этот метод использовался и в отечественной философии при изучении и истолковании текстов классиков марксизма-ленинизма. Герменевтический метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности и т.д.

Сегодня можно говорить о наличии тенденции по-новому оценить эклектику как методологический прием. Она начинает рассматриваться как положительный научный феномен, обладающий своей спецификой. Потребность в этом методологическом средстве возникает в определенных условиях и оно используется на начальном этапе познания. Весьма важно осознать границы применимости этого метода, поскольку при их игнорировании могут возникнуть значительные недостатки и ошибки в ходе конкретного исследования.

К эклектике прибегали порой как к особому способу движения мысли, когда для других методов еще не появилось поле деятельности. Эклектика господствовала в александрийский и позднеримский периоды развития философии. В качестве особого метода она активно использовалась Цицероном. Эклектика механически соединяет все стороны изучаемого предмета, не умея еще выделить существенные связи и отношения. Эклектик рассуждает по принципу: «с одной стороны», «с другой стороны», «с третьей стороны» и т.д. Не проникая в сущность действительности и не раскрывая ее законы, этот метод заменяет познание законов эклектическим описанием явлений и фактов.

Если раньше вкладывали в этот термин преимущественно отрицательное значение, то теперь в эклектике усматривают первую грандиозную попытку создания своеобразной философии. К ее заслугам относят старательное собирание на ниве истории культуры россыпи зерен истины, первый этап объединения положений.

Вряд ли следует исключать эклектику из процесса познания, и есть достаточно оснований рассматривать ее как положительный научный феномен. Правда, потребность в этом методологическом средстве возникает в определенных социокультурных условиях.

Собирая и сохраняя различное, эклектика тем самым создавала возможность разработать единый теоретический фундамент. Она сыграла положительную роль в сохранении оригинальных текстов различных философов древности, подлинники которых были уничтожены по разным мотивам. Так, тексты древнегреческих философов Секста Эмпирика и Диогена Лаэртского представляют собой богатство исторических сведений о древнегреческой философии.

Важным методом философского исследования является софистика. Софистика - совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий. Софизмы, как отмечал Гегель, при ближайшем рассмотрении оказываются первичной формой теоретического освоения противоречий, представая обычно в виде апорий и парадоксов. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания.

Представления о философском методе, получившие распространение в отечественной литературе, сформулированы на основе гегелевско-марксистской традиции. Определенная их недостаточность или даже устарелость для решения современных философских проблем вовсе не означает, что они должны быть механически отброшены. Между тем такие попытки предпринимались как в прошлом, так и в настоящее время. Так, К. Поппер предлагает заменить диалектический метод общенаучным методом проб и ошибок. Сегодня такая редукция философского метода к общенаучному осуществляется не только философами, но и некоторыми представителями специальных наук. В связи с развитием синергетики некоторые ее сторонники утверждают, что диалектика является частным случаем синергетики. С таким подходом вряд ли можно согласиться, поскольку учет специфики философского и научного метода крайне необходим.

Философский метод не может привести к успеху в научном исследовании, если при решении частных задач он применяется в отрыве от общенаучных и специально-научных методов. Он не является некоей универсальной отмычкой, которая позволяет сама по себе делать открытия в частных науках. Философский метод, как и любой метод науки, имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается или илиминируется вовсе. К. Маркс отмечал, что «диалектическая форма изложения верна только в том случае, если она знает свои границы». Это означает, что возможности диалектического, как и любого философского научного метода, ограничены уровнем развития познания.

В современной западной философии существуют две крайние точки зрения на метод философии. С одной стороны, специфику философии объясняют использованием чисто философских методов мышления, а с другой - сциентистски ориентированные философы (К. Поппер) полагают, что философия не может пользоваться никакими другими методами исследования, кроме логики и частных наук. Метод познания в марксистской философии понимается двояко: наряду со специфически философским методом в познавательном процессе используются и методы других наук, включая общенаучные методы. Отсюда своеобразие осмысления философских проблем состоит в том, что при их решении, наряду с применением собственно философского метода, используются и другие методы.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм и рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

– это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Философская наука является особенной дисциплиной, изучающей главные принципы, связанные с человеческим познанием, бытием, окружающей реальностью и человеческим отношением к окружающему миру.

Необходимо говорить об уникальности философских методов, как и самой науки в целом. Временами эти средства могут противоречить друг другу и одновременно дополнять друг друга (например, дедуктивные и индуктивные методики). Кроме прочего, их использование зачастую непосредственно связано с другими науками, включая психологию, логику, социологию и так далее.

Основные методы философии

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки. Действительности, чаще всего под методами понимаются средства, посредством которых философия собирается решать поставленные перед нею задачи.

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод – это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии – это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял в собственный трудах Гегель. Благодаря диалектике:

  • Расширяются возможности для прогнозирования;
  • Обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий;
  • Вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод

Научный метод философии – это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины. Только философия, рассматриваемая, как наука, имеет все шансы на дальнейшее развитие и непосредственное применение в практическом смысле.

Герменевтический метод

Герменевтический метод в философии – это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру. Сама культура может рассматриваться в качестве совокупности главных текстов.

Догматический метод

Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве:

  • Мыслительных процессов и окружающего бытия;
  • Любого явления и его смысла;
  • Мыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод в философии – это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).

Прагматический метод

Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.

Формально-логический метод

Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть:

  • Индуктивными;
  • Дедуктивными;
  • Традуктивными.

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метафизический метод

Метафизический метод философии – это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.

Критический метод

Критический метод философии – это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.

При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Метод дедукции

Метод дедукции в философии – это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике. Философия же говорит о взаимосвязи данного метода с индукцией (хотя неоднократно принимались попытки противопоставления этих методик).

Материалистический метод

Материалистический метод философии – это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования

Метод моделирования в философии – это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику. В частности, за счет моделирования могут достигаться:

  • Понимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.
  • Управление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.
  • Прогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.

Метод эмпирического познания

Метод эмпирического познания в философии – это определенные средства и нормы освоения окружающей действительности за счет наблюдения, измерения, дескрипции и эксперимента.

К примеру, то же наблюдение считается целенаправленным восприятием внешних характеристик тех или иных изучаемых предметов или явлений.

Измерение представляет собой то же наблюдение, при котором уже применяются специальные приборы, позволяющие глубже анализировать изучаемые процессы, а также явления. Определяется отношение единицы изучаемого объекта к любой другой величине.

Именные методы философии

Фрэнсис Бэкон является известным английским мыслителем , политическим деятелем и первооткрывателем эмпиризма. Когда Фрэнсису исполнилось 23 года, его избрали в парламент. В 56 лет он стал лордом, ответственным за сохранение печати, а потом получил должность лорда-канцлера. Кроме того, Бэкон владел титулами барона Веруламского и даже виконта Сент-Олбанского.

В пожилом возрасте его осудили за взяточничество и отстранили от должности, и хотя впоследствии король помиловал Бэкона, на государственную службу он уже не возвращался. Последние жизненные годы были посвящены научной работе.

По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии , связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Фрэнсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.

Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.

Дедукция Бэконом не отрицалась, но должна была использоваться вместе с индуктивными методами, которые, в свою очередь, могли быть:

  • Полными;
  • Неполными.

Полные индуктивные методы связаны с идеалом познания, то есть регулярной повторяемости того или иного свойства явления. Однако они используются достаточно редко, так как в окружающем мире нет почти ничего постоянного.

Неполные индуктивные методы предполагают построение выводов на основе частичного анализа эмпирических материалов. При этом не исключается вероятность характера сделанных выводов.

Сократ считается первым афинским мыслителем, отцом которого был обычный ремесленник, а матерью – повивальная бабка. В молодости Сократ участвовал в афинских войнах со Спартой, участвовал в качестве председателя в послевоенном суде, где крепко стоял на том, чтобы не спешить казнить всех спартанских стратегов (однако его не послушались).

Считается, что Сократ был не самым лучшим семьянином, так как не проявлял никакой заботы о своей жене и трех сыновьях. Основное время он посвящал различным спорам и проведению философских бесед, так как имел большое количество учеников (хотя и не брал ха это деньги).

В семидесятилетнем возрасте был обвинен в безбожии, отказался сбежать из тюрьмы (хотя подобная возможность предоставлялась) и выпил растительного яда, чтобы покончить с собой.

Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.

В сущности, такую методику можно смело считать началом идеалистической диалектики, так как истина открывалась с помощью того, что раскрывались и впоследствии преодолевались противоречия. Сократовская «ирония» заключалась в том, чтобы привести собеседника к противоречию самому себе, из чего следовало его признание своего невежества.

Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы , которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.

В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.

Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.

Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.

Методы изучения и исследования в философии

Если говорить про методы изучения и исследования в философии, то самыми распространенными из них являются методики:

  • Диалектические;
  • Метафизические.

Нередко эти методы связаны с разными философскими учениями. Например, диалектика в учении Маркса соединялась с материализмом, а в учении Гегеля та же диалектика связана с идеализмом.

О диалектике

Диалектика основывается на нескольких принципах, когда изучает те или иные явления. Например, изучаемые объекты могут рассматриваться при единстве противоположностей, становлении количественных изменений качественными, отрицании отрицательных понятий.

Описание и объяснение явлений должно опираться на такие философские категории, как общее и единичное, явление и сущность, реальность и возможность и так далее.

Объект исследования должен восприниматься в качестве объективной реальности. Любое изучаемое явление должно рассматриваться всесторонне и со всеми взаимоотношениями. При этом явления должны рассматриваться с учетом того, что они непрерывно изменяются. Все знания, которые были получены, обязательно проверяются на практическом опыте.

Общелогические методики

Если говорить про общелогические методики, то они представлены анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, а также аналогией.

Например, анализ представляет собой расчленение исследуемого объекта на разные части лдля внимательного изучения каждой из них. Видами анализа считаются:

  • Классификационные методики;
  • Периодизация.

Синтез , наоборот, является соединением самостоятельных частей.

Индукция считается мыслительным движение от отдельных случаев к определенным общим положениям.

Дедукция , наоборот, заключается в выведении частного из общих положений.

Аналогия заключена в получении знаний об изучаемых явлениях на базе их сходства с какими-нибудь другими явлениями, то есть заключения основываются на сходных признаках.

Если говорить о методиках теоретического уровня , то здесь выделяются аксиоматические и гипотетические методики, абстрагирование, системный анализ и так далее.

Методы по временным периодам

Естественно, философские методы различаются в зависимости от того, в какую историческую эпоху использовались. В частности, особенное внимание следует уделить методиках, использованным в учениях средневековой философии, а также философским методикам нового времени.

Если говорить о методах средневековой философии, то они были непосредственно связаны с христианской религией. Прежде всего, христианские проповедники нуждались в обязательном обосновании собственных позиций. Поэтому христианство было основным ориентиром философской мысли того времени.

Тесные связи средневековых философских течений с монотеистическими религиозными взглядами считались одной из наиболее существенных отличий средневековой философии от учений других эпох.

Можно выделить такие периоды, через которые прошла средневековая философия в собственном развитии:

  • Патристика;
  • Схоластика.

В частности, патристика предполагает систему теологических взглядов, принадлежащих основателям церкви и тем, кто разрабатывал христианские идеи. Схоластика является средневековой ученостью, которая была связана с западной образовательной системой. Основанием схоластических учений служила святоотеческая литература.

Представители западной патристики составляли свои труды на латыни, а представители восточной патристики – на греческом. Самыми известными представителями считаются Иоанн Златоуст, Климент Александрийский и так далее.

Если говорить о методах философии нового времени, то они связаны с переходом экономики от феодальных отношений к капиталистическим. Одним из основателей таких методик был мыслитель Фрэнсис Бэкон, провозгласивший о том, что настоящей силой является знание.

Направление применяемых методов связано с выявлением причин всех явлений, которые могут происходить в окружающем мире посредством научных методов (особенное развитие в этой время получили естественные науки).

Наука рассматривалась главной силой, способной одолеть природу и властвовать над ее законами. В частности Бэкон делал акцент на существовании двух основных научных методов:

  • Догматическом;
  • Эмпирическом.

Мыслители, придерживающиеся догматических методик, начинают собственную работу с каких-нибудь общих положений и стремятся под это положение подводить все остальные явления. Ученые же, опирающиеся на эмпирические методики, занимаются максимальным накоплением разных фактов.

По мнению Бэкона методы познания должны начинаться с изучения отдельных позиций и фактов и приближаться к общим результатам. Собственно, это индуктивный способ, который может быть:

  • Полным;
  • Неполным.

Полная индукция предполагает исследование явлений одного класса, а неполная индукция связана с изучением даже тех фактов, которые не входят в область явления и даже могут отрицать его.

Методы философии должны зарождаться непосредственно в человеческой практической деятельности в качестве ее обобщенных приемов.

Предмет философского исследования заключается в организации универсальных видов мышления и познания. Все методы предоставляют возможность познавания отдельных сторон явления, из чего следует взаимодействие различных методик между собой. Вместе с тем у каждого метода присутствуют определенные границы познания.

Философские методы должны использоваться для решения различных задач, тем более, что они являются универсальными. Среди общих принципов мышления в этой области необходимо отметить методы:

  • Индуктивные;
  • Дедуктивные;
  • Аналитические;
  • Синтетические;
  • Аналогические;
  • Сравнительные;
  • Экспериментальные;
  • Наблюдательные и так далее.

Правильный выбор и доказательство тех или иных методов внимательно рассматривается методологией, являющейся системой основных принципов, организационных методик.

В философии теоретическая область и является методом, используемым научным познанием. По сравнению с некоторыми другими науками здесь вырабатывается диалектика, то есть особенное познание, рассматривающее закономерные связи и бытийное развитие. Образование творческого мышления, кстати, невозможно без применения таких методик.

Еще диалектику принимают в качестве искусства ведения беседы и рассуждения, методики, связанной с познанием окружающей действительности, изучением мировых закономерностей. Такой философский взгляд развивается достаточно длительное время, начиная еще с эпохи древнекитайских и античных мыслителей. Если брать во внимание процесс ее исторического развития, то можно отметить:

  • Стихийную диалектику, которой придерживались древние философы.
  • Идеалистическую диалектику, которой придерживались немецкие классические мыслители.
  • Материалистическую диалектику, которая рассматривается многими современными мыслителями.

Вывод о методах в философии

Выбор того или иного метода философии основывается на многих факторов. Например, немаловажным является то явление или предмет, который изучается. Кроме того, выбор может упираться в ту систему ценностей, которую вы исповедуете и в те категории, которыми Вы оперируете.

Способ мышления, наиболее близкий к какому-нибудь из философских учений, соответственно, будет основываться на методиках, используемых представителями этого типа учения.

Необходимо также учитывать, что некоторые методы считаются теоретически устаревшими для современной философии (к примеру, догматические)

К числу главных методов в данном случае относят:

· диалектику;

· метафизику;

· догматизм;

· эклектику;

· софистику;

· герменевтику.

Рассмотрим эти методы философии более подробно.

Диалектика является методом философского исследования, при котором явления, а также вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно. То есть при таком исследовании внимание обращается на все происходящие изменения. В расчет берутся те события, которые стали причиной произошедших изменений. Очень много внимания уделяется вопросу развития.

Метод философии, являющийся прямой противоположностью диалектики, называется метафизикой . При нем объекты рассматриваются:

· статично – то есть изменения, а также развитие не играют никакой роли во время проведения исследования;

· обособленно, независимо от других вещей и явлений;

· однозначно – то есть при поиске абсолютной истины внимание противоречиям не уделяется.

Методы философии включают в себя также и догматизм . Суть его сводится к восприятию окружающего мира через призму своеобразных догм. Эти догмы являются принятыми убеждениями, отступать от которых нельзя ни на шаг. Носят они абсолютный характер. Отметим. Что данный метод был присущ в первую очередь средневековой теологической философии. Сегодня практически никогда не используется.

Эклектика , входящая в методы философии, основана на произвольном соединении различных, разрозненных, совершенно не имеющих общих начал фактов, концепций, понятий, в результате которого можно придти к поверхностным, но относительно правдоподобным, кажущимся достоверными выводам. Данный метод нередко используется для создания частных идей, которые помогают менять массовое сознание. С реальностью эти идеи имеют мало общего. Ранее данный метод использовался в религии, сегодня же он очень популярен среди рекламщиков.

Метод, который основан на выведении ложных, поданных под видом истинных, новых посылок, которые по логике будут истинными, но с искаженным смыслом. Мысли, запечатленные в них, не соответствуют реальности, но выгодны лицам, пользующимся данным методом. Иначе говоря, софисты изучали способы введения человека в заблуждения во время диалога. Распространена софистика была в Древней Греции. Разбирающиеся в ней были практически непобедимы в споре.

Основные методы философии завершаются герменевтикой . Данный метод основан на правильном прочтении, а также истолковании смысла текстов. Герменевтика является наукой о понимании. Широкое распространение метод получил в западной философии.

Существуют и дополнительные методы философии. Они так же являются ее направлениями. Речь идет о материализме, идеализме, рационализме, эмпиризме.

3. Структура и содержание духовной жизни общества. Индивидуальное и общественное сознание. Ценности и идеалы

Духовная жизнь общества включает в себя идеальные явления общественной жизни, а именно общественное и индивидуальное сознание, а также те общественные институты, которые обеспечивают формирование, функционирование и развитие духовной жизни (система образования, церковь, воспитание, институты культуры, СМИ).

Социальный институт – это устойчивая форма организации какой-либо сферы жизни или вида деятельности. Социальные институты могут быть формальными либо неформальными.

Общественное сознание необходимо рассматривать с трех сторон:

1) Отношение с индивидуальным сознанием. Общественное сознание проявляется только через индивидуальное.

2) С точки зрения субъекта или носителя общественного сознания. Носители общественного сознания – большие или массовые социальные группы (национально-этнические, социально-классовые)

Структура общественного сознания:

1) Его уровни (уровни отражают способ выражения идей)

2) Формы общественного сознания (отражает сферу общественной жизни)

Уровни общественного сознания:

1) Теоретическое сознание (виды: наука и идеология). Идеология – система идей и взглядов, которая отражает социальное положение и интересы индивидов и групп и выражает их цели и устремления в политике, экономике, культуре. Идеологию создают представители интеллигенции и выдающиеся политики.

2) Обыденное сознание. Выражается в форме массового сознания, общественного мнения, чувств, эмоций и настроений. Существенным элементом общественного сознания является менталитет.

1) Политическое сознание (политическая психология и идеология)

2) Правосознание (идеология и общественная психология)

3) Мораль (психологический уровень)

4) Религия (религиозная идеология и психология)

5) Философия (научная форма)

6) Экономическое сознание (психология)