Легенды и мифы о птице феникс. Легенды о птице феникс Возродиться из пепла как птица феникс

  • Дата: 19.09.2023

«Подобно Фениксу из пепла возродиться
Не многим в этой жизни суждено,
Подняться вверх, упасть, но не разбиться,
И снова встать, а не залечь на дно.
За чередою взлетов и падений,
Воскреснув вновь из мрачной пустоты,
Пройдя тропой своих перерождений,
Не потерять духовной чистоты…»
(«Пепел возрождения», А. Дубасов)

Что означает приведенное в стихотворении выражение «возродиться из пепла »? Как оно появилось в нашем языке, и когда употребляется в речи? Какая магия скрыта в нем?

Сегодня я приглашаю вас посетить страну этого удивительного фразеологизма, где и отвечу на все эти вопросы.

1. История происхождения фразеологизма

Что такое «фразеологизм»? Если быть краткой, то это мудрость народа, заключенная в одной фразе, это устойчивое выражение, имеющее переносное значение и интересную историю.

Вот и у фразеологизма «» очень интересная и очень древняя история. Это устойчивое словосочетание относится к мифологическим, так как самым тесным образом связан с представлениями древних людей о мифологической птице Феникс (полная форма: «возродиться/восстать, как Феникс из пепл а»).

Феникс (слово произошло от греч. phoinix (phoinikos) - «пурпурный, багряный») - птица, известная в мифологиях разных культур, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Внешне он похож на орла, но с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Живет 500 лет (по другим источникам - 1000, 1461 или даже 12 994 года), потом, предвидя собственную смерть, приносит себя в жертву путем самосожжения в собственном гнезде. Оставаясь мертвым некоторое время, он затем восстает из собственного пепла. Поэтому Феникс является символом вечного возрождения, обновления и бессмертия.

Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Затем Тацит (I век н.э.) в своих записях упоминает Феникса, рассказывая о том, как за прилетом диковинной птицы наблюдали жители древнего Египта. Кроме того, Феникс упоминается и другими античными авторами, такими, как Лактанций (поэма «Птица Феникс», (III-IV века н.э.) и Клавдиан (поэма «Феникс»), а позднее Овидием («Метаморфозы»), Данте («Ад», XXIV), Шекспиром («Генрих VIII»), Пельисером («Феникс и его естественная история») и Мильтоном («Самсон-борец»).
«… С той аравийской птицей,
Что во всей вселенной одна
Лишь из себя родится,
Гибнет раз в столетье она
В пламени самосожженья
И восстает, молода и сильна,
После воскрешенья…»
(Мильтон, «Самсон-борец»)

Упоминается Феникс и в древнерусских книгах:

«Есть птица в велицей Индеи, нарицаемая Фюникс. Та убо птица единогнездница есть: не ймееть ни подружия своего, ни чад, но сама токмо в гнезде своем пребываеть... Егда же состарееться, возлетить на высоту и возимаеть огня небесного и зажигаеть гнездо свое, и тут и сама сгораеть. Но и пакы в пепле гнезда своего опять нараждаеться». («Матица златая», XV век)

На Руси под влиянием мифов о Фениксе сложились и свои чудесные сказки о сияющей жар-птице. Уже сам термин «жар-птица » довольно точно передает значение греческого слова «феникс» (багряный). Так же и в Финисте - ясном соколе нетрудно узнать искаженное название Феникса.

Упоминание огненной птицы есть и в раннем христианстве, где он стал символом победы над смертью, триумфа вечной жизни, воскресения из мертвых. А также символом Иисуса Христа.

Истоки происхождения легенды о Фениксе, а стало быть, и истоки фразеологизма "возродиться/восстать из пепла", заключены в вечном обновлении природы, поражавшем воображение наших далеких предков, в смене времен года (когда зимой все умирает, а весной оживает вновь), в смене дня и ночи. Например, в Древнем Египте Феникс был напрямую связан с культом бога солнца Ра, олицетворяя ежедневное «умирание» и «возрождение» солнца и дня.

2. Значение фразеологизма

Сначала рассмотрим лексические значения отдельных слов в данном выражении:

Возродиться:
1. Восстановиться, возобновиться после разрушения, периода упадка, прийти в прежнее состояние, появиться, возникнуть вновь.
2. Ощутить прилив сил, бодрости, стать жизнелюбивым, жизнедеятельным.

Восстать:
1. Воспрянуть, встать, подняться (с какой-нибудь целью).
2. Ополчиться, подняться против кого-нибудь.
3. Возмутиться против кого-нибудь, поднять восстание.
4. Поступить наперекор кому или чему-нибудь, воспротивиться, не соглашаясь с чем-нибудь.

Пепел:
- легкая летучая рассыпчатая обугленная масса, остающаяся после чего-то сгоревшего, сожженного (словарь Ушакова), зола, все пережженное и перегорелое в прах (словарь Даля).

Но отдельные слова, попадая во фразеологизм, теряют свою смысловую самостоятельность. Фразеологизмы от свободных словосочетаний отличает «обобщенность значения всего оборота в целом, которое чаще всего не совпадает с лексическим значением отдельных компонентов, его составляющих».

Поэтому значение выражения «возродиться/восстать из пепла » несколько отличается от значения слов, его составляющих, и звучит так - «погибнуть, но чудесным образом (словно феникс) ожить ».

Постепенно слова «феникс » и выражение «возродиться/восстать из пепла » стали применяться ко всему, что временно приходит в упадок, отмирает, а потом как бы заново рождается, отстраивается, восстанавливается, например:

К людям, перенесшим несчастье, трагедию, потерявшим веру в лучшее, любовь, но сумевшим взять себя в руки, начавшим жизнь заново:
Как феникс возрождается из пепла,
Объятый пламенем тоскующей души,
Так и любовь, которая померкла
Шепнет вдруг сердцу вновь: "Дыши"
(автор неизвестен)

К человеческим сообществам и народам:
«Нас разбивали уже не раз, нас топили в крови, мешали с грязью. Но неведомо откуда находя силу, правду и волю к победе, мы возрождались из пепла…»

К вновь отстроенным после разрушения городам и странам:
Из пепла Русь, как Феникс возродится,
Взмахнёт крылами белокрылая Жар-птица,
Взлетит и снова полетит в Рассвет,
Россия Миру вновь подарит Любви Свет!
(С. Талсай)

К сферам человеческой деятельности: «Ипотека готова возродиться из пепла»

Даже к болезням: «Дифтерия - феникс, возродившийся из пепла»

Увы, не только хорошему в нашей жизни свойственно возрождаться из пепла, но и плохому тоже…

3. Фразеологизм как словосочетание

Фразеологизм «возродиться/восстать из пепла » является полновесным глагольным словосочетанием, так как состоит из двух полнозначных слов (глагол + существительное, где глагол возродиться/восстать является главным словом, а существительное из пепла – зависимым), связанных предлогом из и находящихся между собой в магии подчинения. Смысловые отношения между главным и зависимым словом - объектные.

Главное слово «возродиться/восстать » управляет зависимым «из пепла », требуя его при себе в определённой падежной форме (в данном случае – в Род. п.), то есть, когда главное слово в словосочетании меняется, зависимое всегда остается неизменным:
- возрождаешься (2 лицо, ед.ч., наст.вр.) из пепла (Род.п.)
- возродилась (ед.ч., ж.р., прош.вр.) из пепла (Род.п.)
- возродимся (1 лицо, мн.ч., буд.вр.) из пепла (Род.п.)

Заклинание, которым слово «возродиться/восстать » привязало к себе слово «из пепла » - из чего? (Род.п.) В данном случае магия, связывающая два слова, называется магией управления. На магию управления указывает еще и предлог из . Наличие предлога – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

4. Употребление фразеологизма в речи

Фразеологизмы в нашей повседневной речи звучат довольно часто. Порой мы даже не замечаем, что произносим их, - настолько они привычны для нас и удобны. Можно произнести целую тираду, что-нибудь вроде «не смотря на синдром эмоционального выгорания, педагог нашел в себе силы на…». А можно сказать короткое - «возродился из пепла» - и сразу многое становится понятно.

Использование фразеологизма «возродился из пепла» (как и любых других фразеологизмов) характерно для разговорного стиля и некоторых книжных стилей речи. Например, для публицистического. Этот фразеологизм можно довольно часто встретить на страницах газет и журналов, в выступлениях на телевидении и радио:
- «Сможет ли пермский баскетбол возродиться как Феникс из пепла? » (Аргументы и факты, 29.10.2010)
- «Kodak хочет возродиться из пепла: знаменитой фирме может помочь процедура реорганизации, а также миллиардный кредит» (Новости телекомпании НТВ от 19.01.2012)
- «Судя по всему, на этой неделе объявят о радикальной реформе силовых структур. Она непосредственно коснется питерских чекистов. Свершится то, о чем давно говорили: в стране создают подобие советского КГБ. Железный Феликс может возродиться из пепла» (Известия, от 21.07. 2004)

В художественной литературе данный фразеологизм встречается еще чаще, чем в публицистике. И это понятно: в художественных произведениях он становится именно той краской, которая придает образность и красоту повествованию или описанию.
- «Великая душа его не сокрушалась, однако ж, под бременем тяготившей ее грусти, натура его, подобно фениксу, возрождалась всегда из собственного своего пепла и проявляла энергию по мере усиления преград и препятствий». (Д.В. Григорович «Проселочные дороги»)
- «Чердынцевы остались в Москве. Вместе с другими москвичами пережили они незабываемый день ноябрьского праздничного парада, когда словно возродившись из пепла, двинулась по Красной площади, мимо Мавзолея, могучая боевая техника - танки, бронемашины, тяжёлая и лёгкая артиллерия» (Ю. Нагибин «Павлик»).

Но особенно этот фразеологизм, как красочный, говорящий о многом образ, любим поэтами:
- Из пепла пора возродиться,
Как Фениксу-птице, пора,
Но к прежним годам возвратиться
Уже не смогу никогда...
(Г. Богатырева)

- Пусть мир родится снова
Из пепла возрождаясь,
Но я скажу три слова -
"Живу и наслаждаюсь"..
. (В. Вайденгамер)

- Смолк Везувий, стихла Гекла,
Вновь очищен водоем.
Возрождаемся из пепла.
И из пепла восстаем.
(С. Медвeдeв)

А вот в официально-деловой речи, как и в научных работах и выступлениях, где присутствуют строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации и отсутствие эмоциональности, наш фразеологизм вряд ли встретишь, ну разве что в научно-популярных произведениях, где допускается использование некоторых средств языковой выразительности.

Огромные выразительные возможности русского языка создают также фразеологические синонимы и антонимы. Одну и ту же мысль можно выразить, используя различные фразеологизмы.

Синонимом фразеологизма «возродиться/восстать из пепла » можно считать фразеологизм «восстать из праха », одно из значений которого «восставать, возрождаться из состояния упадка, забвения »

Что же касается антонимов, то ими будут являться такие фразеологизмы, как «пойти/ рассыпаться/разлететься прахом » и «превратиться/обратиться в прах », значение которых «переставать быть, существовать; уничтожиться»

Фразеологизм отличается от свободного сочетания слов не только постоянством состава и единым значением, но и тем, что является одним членом предложения. Фразеологизм «возродиться/восстать из пепла» в предложениях выступает в роли сказуемого. Для примера возьму несколько предложений, которые приводились в моем выступлении:

Нас разбивали уже не раз, нас топили в крови, мешали с грязью. Но неведомо откуда находя силу, правду и волю к победе, мы (что делали? ) возрождались из пепла …»

Kodak (что делает? ) хочет возродиться из пепла : знаменитой фирме может помочь процедура реорганизации, а также миллиардный кредит.

Великая душа его не сокрушалась, однако ж, под бременем тяготившей ее грусти, натура его (что делала? ), подобно фениксу, возрождалась всегда из собственного своего пепла и проявляла энергию по мере усиления преград и препятствий»

Вообще выражения "как феникс ", "словно феникс " выступают в предложениях абсолютно самостоятельно и имеют значение - «нечто или некто, обладающим редким даром/способностью к самовосстановлению/возрождению». Сочетаясь же с основной частью фразеологизма (возродиться/восстать из пепла ), они:

Создают более яркий, более выразительный образ для восприятия,
- находятся с ней в магии подчинении,
- играют отличную от нее синтаксическую роль, а именно – являются обстоятельством образа действия.

Рассмотрим на примере: Из пепла Русь, как Феникс возродится…

Русь (что сделает?) возродится из пепла (сказуемое)
Возродится из пепла (как? каким образом?) как Феникс (обстоятельство)

На этом наше коротенькое путешествие по стране фразеологизма «возрождаться/восставать из пепла» подошло к концу. Закончить свое выступление я хочу словами:

Каждый фразеологизм – как драгоценный камень, который блестит, пока люди о нем помнят.

Никойя, ученица 4 курса школы Аргемоны, дом Пилвилинн

Об этой фантастической птице сложено множество легенд, в которых перед нами предстает образ одного из прекраснейших существ на земле. Птица феникс – символ смерти и бессмертия, сгорания и постоянного возрождения. Она сравнивалась с солнцем, заходящим вечером и снова появляющимся утром, с вечной жизнью души, покидающей тело после смерти. Так феникс укрепился в сознании людей как воплощение мечты о бесконечном существовании.

Представления о божественной птице, напоминающей цаплю, зародились в Древнем Египте, чьи обитатели, размышлявшие о бессмертии, создавали величественные храмы, пирамиды и нетленные мумии. Согласно мифу, птица феникс (бену) появилась на возникшем из водного хаоса камне-обелиске Бен-Бен, что знаменовало начало сотворения мира: эпитет «бену» означал в этом случае словосочетание – «тот, который из себя возник». Никем не сотворенная, существовавшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе гнездо на камне-холме Бен-Бен…

Так думали не только древние египтяне: истории о том, что в процессе создания мира принимала участие птица, есть и у других нардов. Конечно, люди вряд ли знали точно, кто сотворил мир, но облик ослепительной птицы поражал воображение, сияя в отражении солнечных лучей на фресках Гелиополя. Как писал Геродот, «феникс – священная птица, в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорили горожане. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама). Если изображения верно показывают ее размеры, величину и наружность, оперение у нее частью золотистое, частью красное, а облик и размеры напоминают орла».

Здесь речь идет о чуде возрождения, которое происходило в египетском Гелиополе, храме бога Солнца. В отличие от всех других птиц, рождался феникс без спаривания. Когда птица чувствовала, что время ее пришло, она, шелестя крыльями, прилетала с востока, устраивала гнездо из ароматных сухих трав на алтаре бога Солнца и ложилась в него. От жарких лучей светила, отражающихся от ее сверкающих крыльев, гнездо возгоралось, и феникс сгорал дотла. Через несколько дней на этом месте возникала совершенно новая птица и начинала новую жизнь, которая, по сути, вечна.


Огромное воздействие на распространение легенд о фениксе оказали «Метаморфозы» Овидия, который создал римскую версию мифа на основе преданий о птице Солнца. Этот образ как нельзя лучше иллюстрируется названием книги: «метаморфозис» по-гречески означает «перевоплощение». Рассказ Овидия отличается не только ясностью, но и последовательным изложением событий: речь идет о погребении умершего феникса и о возрождении птицы из собственного семени.

В античном мире феникс был символом бессмертия и вечности. В таком же понимании изображали его на своих медалях и византийские императоры. На оттисках более поздних европейских властителей бессмертная птица красовалась столетиями, правда, к ней добавился еще и символ совершенства и чистоты. В 1665 году медаль с изображением феникса приказала выбить и шведская королева Кристина. Над изображением стояло написанное греческими буквами слово «макеллос», то есть «безошибочный».

Что касается внешнего вида птицы феникс, то все описания сходятся в одном: это поразительно красивое существо. Что-то вроде райской птицы, только намного больше. Голова и шея у нее блестят золотом, грудь покрыта пухом огненно-синего цвета, а туловище – перьями, переливающимися красным, зеленым и желтым, на длинном хвосте цвета переходят от розового к пурпурному. Единодушие в описании феникса заслуживает внимания еще и потому, что не было человека, который видел бы птицу своими глазами. Кто-то когда-то вообразил, каким может быть дивное создание, и это рожденное воображением описание стало переходить из одной книги в другую, словно птица, порхающая с ветки на ветку.

Продолжительность отдельных периодов жизни «вечной птицы» греческие и латинские писатели оценивают, как уже говорилось, в 500–540 лет. Египетские источники более точны: феникс прилетает в храм бога Солнца, чтобы сжечь себя дотла, каждые 652 года. Отмечено его появление во время царствования фараона Сесостриса в 2555 году до н. э., затем в 1904 году до н. э. и т. д. По этим заметкам современная наука предположила, что 652-годичный период, или так называемый период Феникса, совпадает с периодом прохождения Меркурия через Солнце. То есть феникс – не что иное, как астрономический символ, иероглиф, означающий прохождение Меркурия.

Римский историк Тацит (I–II век), утверждал, что феникс перед смертью выделяет в гнездо некое плодородное вещество, из которого и рождается молодая птица: «Это существо посвящено Солнцу и отличается от других птиц головою и яркостью оперения, на этом сходятся все, кто описывал его внешний вид. О его возрасте говорят различно. Большинство определяет его в пятьсот лет, но есть и такие, которые утверждают, что этот феникс живет уже тысячу четыреста шестьдесят один год, так как ранее фениксы прилетали в город, носящий название Гелиополь, в первый раз – при владычестве Сесосиса, во второй – Амасиса и в последний – Птолемея».

Современник Тацита святой Клемент Римский впервые связывает образ феникса с христианским учением: повторяя рассказ Овидия о пятисотлетнем фениксе, обитающем в Аравии, Клемент завершает свой рассказ словами о том, что «Создатель, сотворивший феникса, таким образом продемонстрировал, что дарует бессмертие тому, кто посвящает жизнь верному служению Ему». Эта мысль Клемента была подхвачена более поздними христианскими авторами – Тертуллианом, Лактанцием, Руфином, святым Григорием Турским и другими.

В христианском учении феникс становится символом не только бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских городах. Наиболее впечатляет настенная мозаика XII века в соборе в Святого Петра в Риме: на ней изображен феникс с бело-голубым оперением, с золото-красными крыльями, его голова окружена белыми и золотыми нимбами.

Оставила свой комментарий и выдающийся теософ Елена Блаватская в «Тайной доктрине»: «Смерть и воскрешение феникса означают последовательные разрушения и восстановление мира, которые… совершались посредством огненного потопа. Будучи «огненной птицей», он означает божественность царской власти, благородство и единственность, а также кротость. Во всех традициях феникс выступает как солнечный символ».

Общая традиция была подхвачена и в древнем Китае. В китайской мифологии феникс (фэнхуан) – чудо-птица, которая в противовес китайскому дракону воплощает женское начало (инь). Ее явление людям – великое знамение, которое может свидетельствовать о могуществе императора или предвещать значительное событие.

В составленном при Ханьской династии словаре Шоувэнь о фэнхуане сказано, что у этой птицы клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спина черепахи, спереди она похожа на лебедя, сзади – на единорога. Рост ее достигает 3 м. Согласно китайским поверьям, фэнхуан видели перед смертью Желтого императора. Последний раз ее наблюдали на могиле основателя династии Мин в 1368 году.

Повествует о царь-птице феникс и китайский «Каталог морей и гор»: «В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры, на ее вершине много золота и нефрита. Там водится птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф „дэ", что значит „добродетель", а на крыльях – иероглиф „и" („справедливость"), на спине – иероглиф „ли" („благовоспитанность"), на груди – „жэнь" („совершенство"), на животе – „синь" („честность"). Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует».


Появление фэнхуан считалось в Поднебесной знаком наступления мира. Как птица, сопутствующая миру и процветанию, это мистическое существо упоминается во многих китайских легендах. Фуси (в древнекитайской мифологии – первопредок) по случаю прилета фэнхуан создал специальную музыку. Считалось, что она знает сезоны года, поэтому правитель Шаохао назвал чиновника, ведающего календарем, Фэнняо-ши («род птицы фэн»).

В Средние века образ птицы фэнхуан часто использовался и в даосизме: сообщалось о святых, летающих на ней по небу, рассказывалось о явлении женщинам во сне птицы фэн, после чего те рожали выдающихся сыновей. Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы. Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка «фениксы все не появляются» означает, что счастье все не приходит и не приходит.

Образ магического существа очень популярен в китайском искусстве. Примерно с эпохи Шан-Инь до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими фэнхуан как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и гребнем на голове, в виде трезубца на длинной ножке.

В Китае, как и в других странах мира, эта птица считалась бессмертной. По китайскому поверью, когда мифическое существо предчувствует свою кончину, оно удаляется в пустынные места и там поет песни целый день. Его пение очень красиво и мелодично, оно завораживает всех, даже животных. После волшебного пения феникс разжигает костер и бросается в него, чтобы исчезнуть в пламени без следа. Но не позднее чем через три дня феникс возрождается из пепла, переполненный новой жизнью и сияющий красотой.

Евреи, называющие чудо-птицу мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие. А в учении стоиков говорится, что мир рождается и погибает в огне, и этот процесс является циклическим; таким образом, феникс может трактоваться как образ Вселенной. Существо это также является атрибутом аллегорического изображения надежды.

В конце XVII века немецкий ученый Ф. Вольф собрал вместе все сведения о небесной птице, которые имелись к тому времени. Итог поисков автор опубликовал в труде с замысловатым названием «Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных»: «Птицу феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают, что и дольше. Еще говорят о ней, что она единственная во всей земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: „Более редкостный, чем птица феникс". Величиной феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок».

Более раннее описание феникса сделано в VI веке до Рождества Христова в апокрифе «Откровения Варуха». На вопрос библейского пророка «Что это за птица?» ангел ответил: «Это хранительница мира… Если бы она не прикрывала огненный зрачок солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной». Таким образом, феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила.

Есть описание чудесной птицы и в самой первой на Руси средневековой «зоологической» книге «Физиолог»: «Голова украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя. Обитает же феникс около Солнечного города. Возлежит он 500 лет на кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа. Бьет в урочный час колокол, и феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А на утро находят феникса на прежнем месте в виде птенца, а еще через день – взрослою птицею…» Упоминается крылатое существо и в сборнике духовных стихов под известным названием «Голубиная книга». В ней говорится: «Феникс-птица – всем птицам мать. У нее перья крепче стали и булату, режут ими кости и камни, а когда из-за моря гости приезжают – перья покупают и кроют ими бархаты и атласы».

С течением веков количество упоминаний о фениксе в источниках возрастало в геометрической прогрессии. Если за все время до Рождества Христова известны только 9 указаний на феникса, то в одном только I веке мы находим уже 21 упоминание у 10 авторов. В раннехристианские времена их насчитывается уже более 100, а в литературных источниках, относящихся к Средневековью, вообще не поддается исчислению.

В искусстве и литературе феникс символизирует возрождение – человека или замысла – или созидательную деятельность после какого-либо разрушения, в частности от огня. Кроме того, его изображения широко используются в геральдике. Феникс украшает щит Жанны д"Арк, печать шотландской королевы Марии Стюарт, медальон английской королевы Елизаветы I. На броши леди Джейн Сеймур нарисован феникс, объятый пламенем. Похожая птица с расправленными крыльями изображена и на одноименной картине Рембрандта. Существует предположение, что это полотно было заказано художнику амстердамской общиной, символом которой тоже был феникс.

Бесчисленны упоминания о райской птице в художественной литературе. Древнейшие из литературных источников – английская «Поэма о Фениксе» IX века, в которой птица олицетворяет загробную жизнь. В «Поучении о Фениксе» XII века содержится описание посещения рая святым Петром, который становится свидетелем возрождения феникса из пепла на третий день после смерти. В «Перцифале» Вольфрама фон Эшенбаха (XII век) бессмертный феникс сторожит священный Камень Грааля.

Феникс фигурирует и в «Божественной комедии» Данте:

Так ведомо великим мудрецам,

Что гибнет Феникс, чтоб восстать, как новый,

Когда подходит к пятистам годам.

Не травы – корм его, не сок плодовый,

Но ладанные слезы и амом,

А нард и мирра – смертные покровы.

А Петрарка в сонетах сравнивает с фениксом свою бессмертную любовь к Беатриче. Несмотря на то что, согласно древним источникам, на земле живет только один феникс, герои романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» встречают во время своих путешествий одновременно 14 фениксов на одном дереве.

Феникс – один из любимых образов Шекспира. Мифологическая птица – герой его пьесы «Феникс и горлица», где он – символ бессмертия и истины, а она – любви и красоты. Оба сгорают в огне по причине «брачного целомудрия». В качестве символа возрождения и неповторимости феникс упоминается в пьесах «Буря», «Как вам это понравится», «Все хорошо, что хорошо кончается» и др. В «Потерянном рае» Мильтона архангел Рафаил спускается на землю к Адаму в образе феникса. Китс пишет: «Мне крылья феникса пошли… чтобы улететь я мог к своим мечтам».

Феникс был и остается самой популярной мифологической птицей в мире. Он поистине бессмертен, живет со времен Геродота и Гесиода в нашей истории, мифах, фольклоре, литературе и искусстве. В его честь назван город в Соединенных Штатах, а в южном полушарии по ночам можно увидеть небольшое созвездие, носящее имя легендарной птицы, которая восстает из пепла и возрождается для новой жизни.

Пернатьев Юрий Сергеевич. Домовые, русалки и другие загадочные существа

Птица Феникс похожа на орла с красными и золотистыми перьями. Многие века ей удавалось поражать воображение людей своими удивительными качествами - возрождаться из пепла после самосожжения и жить необычайно долго. Птица феникс - красивая легенда, которая существует в нескольких изложениях.

В основном варианте, который стал классическим, с периодичностью в пятьсот лет она прилетает из Индии в ливийский храм солнца, расположенный в Гелиополе, и бросается в костер из священной лозы, разожженный . Крылья, пропитанные благовониями, вспыхивают моментально, и жертва сгорает на огне. Новый феникс вырастает из пепла через три дня, благодарит жреца за работу и улетает в Индию.

Птица Бенну из Древнего Египта, которая своим внешним видом напоминала цаплю, тоже возрождалась после самосожжения, подобно описанному выше примеру.

С древних времен люди стремились к бессмертию, и Феникс был олицетворением этой мечты. В античном мире его изображения можно было встретить в геральдике и скульптуре, на печатях и монетах. Этот символ в поэзии и прозе прочно связан с после казни.

Китайский Феникс

В Древнем Китае существовала своя легенда. Мифическая птица с цветным оперением звалась Фэн-хуан, имела петушиный клюв и зоб ласточки, окраску дракона, туловище , шею змеи, рыбий хвост. Со спины она напоминала единорога, а спереди лебедя. Она жила в царстве совершенных людей, паря над горами и морями.

Первые упоминания о птице Фэн-хуан появились в 15 веке до н. э. Слово «Фэн» обозначало божественный ветер, а слово «хуан» - гребень птицы в виде солнца с лучами, похожими на трезубец. Это подтверждает происхождение «Фэн-хуан» (от света солнца).

По некоторым сведениям, прилет Феникса совпадает с началом сезона дождей. В Китае птица феникс по легенде ведает временами года.

Китайский «Каталог морей и гор» тоже содержит упоминание об этом чуде. В нем среди золота и нефрита на вершине горы живет пятицветная птица. Она чудесно поет и прекрасно танцует в такт своей песне. На ее крыльях обозначен иероглиф «и», что означает справедливость, на груди начертан иероглиф «жэнь» - совершенство. На животе птицы красуется иероглиф «синь» - честность. Спину украшает иероглиф «ли», означающий благовоспитанность, голову - «дэ» - добродетель. Согласно древней легенде, в тот миг, когда птицу Фэн-хуан увидит вся Поднебесная, в стране воцарится спокойствие и мир.

Птица феникс легенда о возрождении

Немецкий ученый Ф. Вольф в своей книге «О неразумности животных» систематизировал все сведения о чудо-птице. Согласно произведению Вольфа, продолжительность жизни Феникса составляет 160 лет, размножаться пернатая не может, но способна возрождаться из своего пепла. Голова украшена золотистым хохолком, шея блестящая, перья в хвосте розовые, размер особи - с орла.

С приближением смерти она вьет гнездо из редких растений и душистых трав, которые легко воспламеняются, например, мирра, кофеи, алое. Однажды гнездо загорается, и птица Феникс сгорает вместе с ним. Потом на пепелище появляется маленький червячок, и из него вырастает взрослая особь.

Упоминания о птице Феникс в других книгах

Приходит время, когда Феникс переносит пепел в Гелиополь и возлагает его на алтарь. Так описано его обновление Овидием.

Согласно книге «Физиолог», голову феникса украшает венец, а на ногах - царские сапоги. Питается это создание святым духом и живет на ливанском кедре в течение 500 лет. Услыхав колокольный звон в день смерти своей, оно обращается в пепел на церковном алтаре.

Утром на этом месте находят птенца. Он через день обретает привычный образ. На Руси есть свое описание этого чуда. Оно содержится в «голубиной книге», согласно которой, Феникс - мать всем птицам. Ее диковинные перья крепче булата - режут камни и кости, а купцы заморские покупают перья для раскройки атласа и бархата. В христианстве Феникс символизирует воскресение плоти.

Мифология многих народов даровала фениксу бессмертие и различные невероятные способности. Люди верили, что эта птица несет в себе символ огня, ведь она схожа внешне с орлом, но ее перья горят как языки пламени красным и золотым. Основной символизм феникса – бессмертие. Возможно, именно поэтому птица феникс тату значение которой столь величественно, встречаются во многих современных нательных рисунках.

Представленное тату имеет богатый и особый символизм. Главное ее значение – обновление, возрождение, воскресение. Особый почет феникс имеет в Египте, его отождествляют с Богом солнца Ра, считают солнечным и огненным существом.

Именно в этой стране впервые появились мифы об огненной птице, умеющей возрождаться из собственного пепла. Даже существовал центр солнцепоклонников – Гелиополис, где феникс играл важную роль. Люди верили, что после сожжения и обновления пепел со своего гнезда птица приносила к священному алтарю в Храм Солнца.

Птица феникс, тату значение которого имеет философский смысл, может подойти не для каждого, и это важно понимать, решившись набить себе эту птицу. Верят, что человек, изобразивший на теле это легендарное существо, будет жить долго и сможет выбраться из самых сложных ситуаций

Очень часто птица феникс тату считается талисманом, дарованным небом, оно имеет сильную энергетику и является хорошим оберегом от злых сил и глаз. Особенно это смысловое значение важно для женщин, так как мифическое существо способно оградить их от сглаза и порчи. Такие рисунки очень яркие, наполненные огненными красками, поэтому они больше привлекают внимание женщин, но и мужчины иногда наносят на свое тело такое тату.










Птица феникс тату значение – величие и яркость

Для многих народов феникс был чем-то настолько таинственным и прекрасным, что его практически боготворили. Нельзя не отметить, что его символизм разделен на две составляющие:

  • божественность;
  • умение перерождаться.

О том, насколько силен феникс, люди судили по мифам. В Древнем Китае эта птица символизировала супружескую верность. Поэтому ее наносили на свадебные украшения жениха и невесты в момент бракосочетания, как символ вечной любви. Связь с огнем и Солнцем сделали феникса отождествлением божественности и императорской власти.

Многие знатные дома брали ее за основу для нанесения на свои гербы. Геральдические птицы обычно раскидывали свои крылья в разные стороны, как бы паря над землей.

На Руси считали, что она не только прекрасна, но и очень сильна. Так, утверждалось в былинах, перья феникса крепче стали, и режут кости очень легко.

В Древнем Риме феникс был символом бессмертия империи, его изображение чеканили на монетах. Ранние христиане изображение феникса на могильных плитах, веря в бессмертие души. Евреи верили, что свое бессмертие магическая птица получила в дар за то, что отказалась пробовать запретный плод в райском саду.

Птица феникс тату для многих ее носителей может иметь символическое значение, может человек пережил страшную болезнь или катастрофу, но выжил. Феникс на его теле – знак не случайный, это символ того, что, несмотря на все препятствия, он возвратился к жизни.

Многие люди, желающие носить такое тату, не задумываются над смысловой нагрузкой рисунка и набивают его просто из-за яркости и красоты.

Птица феникс тату, значение которой мы рассматриваем, часто отождествляется с похожими легендарными существами, например, жар-птицей у славян, птицей Симург у персов, птицей Фенгхуар у китайцев. Хотя все они имеют схожее значение, но это разные существа и желательно их не путать. Символизм у птиц практически одинаковый, но вид немного другой.

Бывали случаи, что феникса изображали в виде павлина, только яркими красками. Это уже нарушение символизма. Ведь павлин несет кардинально иное значение.

Птица феникс тату значение и разнообразие мифов

Идеи с перерождением имеют множественные мифы: по одним из них феникс сооружает себе гнездо, ждет, пока оно загорится, и позже, рожденный из пламени, новый феникс погребает старый пепел.

Другие мифы повествуют о том, что птица самостоятельно говорит в огне и является самой себе и ребенком, и отцом.

Первые птицы, именуемые фениксом, появились еще во времена, когда Ева пыталась накормить всех плодами древа познания. Все эти мифы и символичность привели к тому, что современное общество относится к фениксу с неким почитанием, отсюда и частые татуировка с птицей.

Носят следующие значения:

  • цикличности (ведь птица перерождается раз в 160-1000 лет в зависимости от веры);
  • верности (как существо, что не предает никого, если уж отдало свое сердце);
  • бессмертия (убить феникса невозможно, а он, становясь дряхлым, попросту сжигает себя и дарует новую жизнь);
  • царственности (для многих народов именно эта птица считалась матерью остальных пернатых);
  • перерождения (птица символизирует перевоплощением души человека, такая татуировка поможет справиться со всеми трудностями и начать новую жизнь).

В чем-то значения и символы схожи, а в чем-то отличаются, но все зависит от вас – какое значение вы вложите в рисунок, то он и будет значить!

Посмотри видео (18 минут 52 секунды)

Со времен Геродота (V век до н. э.) феникс остается одним из самых популярных мифологических персонажей. По известности с ним не может соперничать ни одна птица. Ни одна птица не захватывала человеческое воображение так, как священный феникс из Гелиополиса, мистическая птица древнеегипетского "города солнца". Феникс служил символом солнца, заходящего вечером и снова появляющегося утром, и вечной жизни души, покидающей тело после смерти.


Первое упоминание о фениксе мы находим у греческого поэта Гесиода, который говорит о нем как о широко известной долгоживущей птице. Однако ее самое подробное описание оставил Геродот. Оно и послужило отправной точкой для развития многочисленных мифов о фениксе. Согласно Геродоту, египтяне почитали феникса как священную птицу. Сам он не видел птицу и описывает ее по фреске из гелиопольского храма: феникс похож на орла с красными и золотыми перьями. Вот история, изложенная Геродотом: молодой феникс прилетает в Египет из Аравии один раз в 500 лет, в когтях он приносит забальзамированное в мирре тело своего предка, которое хоронит в Храме солнца в Гелиополисе.

Библейский пророк Иезекииль называет феникса царем птиц и восхищается его чудесной песней. Диоген Лаэртий (III век н. э.) упоминает о фениксе, как о единственной птице, которая не нуждается в партнере для рождения потомства.

Первое описание возрождения феникса мы находим у Плиния Старшего: феникс живет в Аравии 540 лет, а затем умирает в гнезде, источающем аромат; из костей и костного мозга мертвой птицы появляется маленький червь, из которого вырастает новый феникс. Со времен Плиния (I век н. э.) мифологические черты феникса остаются практически неизменными: птица живет очень долго, она является людям только незадолго до смерти, после смерти рождается заново и, наконец, феникс — птица солнца.

Сильное влияние на распространение легенд о фениксе оказали "Метаморфозы" Овидия, который создал римскую версию мифа на основе греческого знания о птице солнца. Образ феникса как нельзя лучше иллюстрирует название книги: "метаморфозис" по-гречески означает "перевоплощение". По Овидию, феникс бессмертная птица, но его жизнь состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого цикла птица строит на высокой пальме гнездо из мирра, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и феникс сгорает в огне. Молодой феникс, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца.

С течением веков количество упоминаний о фениксе в источниках растет в геометрической прогрессии. Если за все время до Рождества Христова известны только девять указаний на феникса, то в одном только I веке н. э. мы находим уже 21 упоминание у десяти авторов. В раннехристианские времена их насчитывается уже более 100, а количество литературных источников относящихся к средневековью, просто не поддается исчислению.

Символическое значение феникса с течением времени менялось. Если, как уже не раз говорилось, в Древнем Египте феникс отождествлялся с солнцем, то в Риме он стал символом императорской власти. Его изображения нередко встречаются на римских монетах.

В христианском учении феникс становится символом не только бессмертия духа, божественной любви и благословения, но и Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия. Изображения феникса украшают соборы в Туре, Магдебурге, Базеле, многих других европейских городах. Наиболее впечатляет настенная мозаика XII века в соборе в св. Петра в Риме: на ней изображен феникс, напоминающий скорее орла, чем цаплю, с бело-голубым оперением, но с золото-красными крыльями, его голова окружена белыми и золотыми нимбами.

Хотя феникс довольно редко появляется на полотнах художников времен европейского Возрождения, его изображения широко используются в геральдике. Феникс украшает щит Жанны д"Арк, печать шотландской королевы Марии Стюарт, медальон Елизаветы I, английской королевы. На броши леди Джейн Сеймур нарисован феникс, объятый пламенем.

Феникс фигурирует в "Божественной комедии" Данте и в сонетах Петрарки. Последний сравнивает с фениксом свою бессмертную любовь к Беатриче. Несмотря на то что, согласно древним источникам, на Земле живет только один феникс, герои романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле встречают во время своих путешествий одновременно 14 фениксов на одном дереве.

Феникс — один из любимых образов Шекспира. Мифологическая птица — герой его пьесы "Феникс и горлица". Феникс — символ бессмертия и истины, а горлица — любви и красоты. Оба сгорают в огне по причине "брачного целомудрия". В качестве символа возрождения и неповторимости феникс упоминается в пьесах "Буря", "Как вам это понравится", "Все хорошо, что хорошо кончается", "Генрих IV", "Жизнь короля Генриха V" и "Тимон Афинский".

В 1646 году выходит книга Томаса Брауна "Изучение всеобщих заблуждений", одна из глав которой посвящена фениксу. Браун анализирует описания феникса в греческих и римских источниках, в Библии и у христианских авторов. Он приходит к выводу о том, что феникс не существует, поскольку никто и никогда его не видел. Браун также подвергает сомнению основные мифологические черты феникса — его единственность в природе, его способ размножения, его невероятное долголетие.

В китайских мифах часто описывается рожденная солнцем чудесной красоты птица с перьями пяти цветов, поющая прекрасную песню из пяти нот. Это птица Фен-хуан — один из священных китайских символов наряду с драконом, черепахой и единорогом. Китайский словарь I века "Толкование знаков"("Шовэнь") так описывал птицу феникс: " Спереди напоминает лебедя, со спины — единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв."
Повествует о царь-птице фениксе и китайский "Каталог морей и гор": " В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. на ее вершине много золота и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях-иероглиф "и" ("справедливость"), на спине- иероглиф "ли"("благовоспитанность"), на груди- "жэнь"("Совершенство"), на животе- "синь"("честность"). Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир."