Кто является мусульманином по корану. Что означает мусульманин. Кто положил начало мусульманскому летоисчислению

  • Дата: 21.09.2023

Вероисповедание оказывает большое влияние на мировоззрение и характер. Коран - священная книга для 23 % людей на планете. Именно им руководствуется каждый мусульманин. Кто это такой, какие законы он чтит и какие принципы исповедует по жизни, расскажет материал.

В каждом уголку земли

Одна из трех - ислам. Утверждение о том, что эту веру исповедуют исключительно арабы, - ложное, хотя в таких странах, как Египет и Саудовская Аравия, практически все мусульмане. Тем не менее эта религия очень распространена. Например, на территории Великобритании почти 3 % населения Во Франции эти показатели выше - 6-8 %. В Индонезии проживает 13 % всех представителей этой веры. На территории России более 7 % населения поклоняются Аллаху.

Возникает вопрос: мусульманин - кто это, какому богу он поклоняется? Чтобы дать ответ, нужно рассмотреть религию этих людей.

Фактически ислам возник в VII веке. Тогда пророк Мухаммед, который говорил от имени Аллаха, открыл людям священную книгу Коран.

Столбы веры

До сих пор в обществе мусульман воспринимают как кровожадных недобрых людей. Традиция такой ассоциации имеет глубокие корни. Как отечественные, так и европейские летописцы в силу исторических обстоятельств долгое время воспринимали их как врагов. Отсюда появились и оскорбительные имена, такие как басурмане, магометане, сарацины. Известное нам название пошло от арабского слова «муслим», что означает «человек, который повинуется Аллаху».

Бог в этой религии единственный, поэтому одним из самых больших грехов является поклонение чему-то другому, кроме Всевышнего. Наряду с Господом вера мусульман признает всех пророков: от Адама до Иисуса. Как и у христиан, у них есть рай, в который попадают после смерти за праведную жизнь, и ад, что выступает наказанием за грехи. Также мусульмане уверены, что в будущем наступит судный день. Судьбу человека пишет Бог. Вышеперечисленные законы называются «столбы веры».

Основа мировоззрения

Хранить единобожие - не единственное Ежедневно они выполняют пятикратный намаз, то есть молитву, в которой непосредственно обращаются к Всевышнему. Также один раз в год верующие отдают часть своих сбережений для нужд тех, кому повезло в жизни меньше. Такая процедура называется закят.

Еще один закон - соблюдение поста в священный Максимально скромно в еде, питье и развлечениях в светлое время суток ведут себя мусульмане. Аллах, таким образом, помогает человеку задуматься над образом и смыслом бытия, учит воспринимать роскошь как милость Бога.

Хадж - это последний из Его суть - каждый должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество на землю пророков в Мекку. Это нужно сделать независимо от политических убеждений, национальности и расы. Освобождаются от путешествия бедняки и физически нездоровые люди.

Именно на этих законах держится жизнь последователей ислама.

Фундамент для счастья

Цель религии - сформировать хорошего здорового человека, который создаст счастливую семью и порядочное общество. О духовной чистоте должен заботиться каждый мусульманин. Кто терпелив, благороден в поступках и милосерден, тому найдется место в раю. Представители этой религии пытаются соблюдать законы даже вне храмов и молитв. Именно поэтому истинный верующий не имеет вредных привычек, не употребляет алкоголь, отказывается от табака, не принимает наркотиков и обходит стороной азартные игры.

На особом месте стоит семья. Близость разрешается только после официального оформления отношений. Мужчине рекомендуют брать в жены одну женщину, но разрешено иметь столько, сколько он сможет содержать. Такая система имеет целью обеспечить будущее тем, кто овдовел или развелся. Разрыв брака разрешается только в случае, когда сохранить его невозможно.

Миролюбивый человек - мусульманин. Кто сеет зло и ведет себя недостойно, не вправе называться последователем ислама.

Р. Васипов. Кто такой мусульманин и как его распознать?

Начнем с того, что Аллах в Коране описывает качество мусульманина подробно. Он подчеркивает его позицию по отношению к Аллаху, по отношению к окружающим и по отношению к самому себе… На эту тему аятов очень много. Постараюсь привести самые основные.

Мусульманин – это не просто статус или состояние верующего, это еще и его свидетельство, доказательство того, что он предан Аллаху. Поэтому Аллах в Коране выделил это свидетельство верующего и добавил, что прекрасен мусульманин тем, что призывает к Аллаху, поступает праведно и справедливо. Поэтому Аллах в Коране называет всех верующих в него Единого – мусульманами .

А за счет качеств, которыми Аллах наделил верующих в Него, за их искреннюю веру, они в первую очередь, должны поступать праведно и справедливо во всех случаях, а также ко всем людям одинаково. То есть верующий мусульманин должен быть одинаковым по отношению как к мусульманам, так и к не мусульманам. Аллах в Коране указывает на это обстоятельство так:

«Усердствуйте (проявляйте усилие) на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова (была) вера и вашего отца Ибрагима. (О, люди! Аллах) назвал (нарек) вас мусульманами раньше и сейчас. Это для того, чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш покровитель. Как же прекрасен этот покровитель! Как же прекрасен этот помощник!» (Хадж 22/78).

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – мусульманин?» (Фуссилят 41/33).

Но как видим, сегодня мусульмане ростут и отличаются большим количеством, чем качеством. Многие необразованные среди них даже могут называть всех, и мусульман тоже, неверными-кяфирами. А ведь, если бы они действительно читали бы Коран, тогда они наверняка встретили бы там аят, в котором говорится так:

«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали» (Анам 6/108).

Следовательно, если Аллах в аяте запрещает оскорблять или унижать даже мушриков (идолопоклонников), которым Он обещает сам воздать по заслугам, тогда что же можно сказать про тех мусульман, которые убивают других мусульман, называя их кяфирами? Или про тех необразованных мусульман, которые день и ночь сидят в интернете и пишут в комментариях всякую ересь, оскорбляя других мусульман кяфирами?!

Давайте поговорим еще о таких мусульманах, которые осуждают других мусульман в неверии (куфре) по причине того, что они не исполняют предписания и заветы Аллаха. Им не важно, что эти мусульмане просто верят в Аллаха и говорят свидетельство «Ля иляха ильллаллах мухаммедун расулуллах». Им важно то, что они видят. А они видят, что некоторые из них не совершают намаз, не держат пост и т.д.

Если честно, то исполнительная часть предписаний Аллаха, касается лично самого человека. Это не должно кого-то глубоко интересовать. Каждый быдет отвечать перед Аллахом сам за себя и никто никому там уже не поможет. Аллах каждому человеку указал на верный путь. Тот, кто отвернется от него, навредит самому себе. Аллах говорит так:

«Мы создали человека из смешанной капли (спермы)! А чтобы подвергнуть его испытанию, сделали его слышащим и видящим. Без сомнения, Мы указали человеку истинный путь. После этого он может быть благодарным и неблагодарным» (Инсан 76/2-3).

На самом деле, между радикальными мусульманами и умеренными в плане вероубеждения (имана), нет никаких проблем. Просто в обоих случаях мусульмане либо исполняют предписания, либо – нет. Вот из-за этих различий в исполнении предписаний и возникают проблемы. Ибо некоторые мусульмане следуют мнению, что вера и исполнение (иман и амаль) – это неразделимые вещи. Если это так, тогда как быть в следующих случаях:

Если у верующего нет денег, чтобы совершить паломничество в Мекку, тогда по утверждению, что «иман и амаль – это неразделимые вещи», этого мусульманина нужно объявить кяфиром?

Если верующий не имеет достаточно средств, чтобы выплатить закят, тогда по утверждению, что «иман и амаль – это неразделимые вещи», этого мусульманина нужно объявить кяфиром?

Если верующий серьезно заболел и не в состоянии держать пост в Рамазане, тогда по утверждению, что «иман и амаль – это неразделимые вещи», а обязательный пост нужно держать в Рамазане, тогда этого мусульманина нужно объявить кяфиром?..

Внимательно подумав над этими вопросами, можно убедиться, что из-за неверного понимания и неразделения «имана от амаля» (веры от исполнения), вы никого не сможете так просто оскорбить и назвать кяфиром. Тот, кто верит в Аллаха, в Судный день, ангелов, Писания и посланников, но не исполняет Его предписания, является не кяфиром , а фасыком , то есть отступником и грешником .

Поэтому тем мусульманам, которые называют других мусульман кяфирами, сначало нужно посмотреть насколько они сами мусульмане в исполнении предписаний Аллаха…

Сегодня у многих мусульман нет терпимости и толерантности как между собой, так и по отношению к другим. Все какие-то самонадеянные, очень все знающие, реакционные, амбициозные. Разве это поведение мусульман соответствует тому, что Аллах приводит неоднократно в Коране? Почему мусульмане забывают наставления и назидания Аллаха указанные в Коране? Вспомните суру Кяфирун. Там Аллах предлагает Посланнику ответить неверующим мушрикам так:

«(О, Посланник!) Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, и вы не собераетесь поклоняться тому, кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, и вы тоже не собераетесь поклоняться тому, кому поклоняюсь я. Ваша вера вам, моя вера мне» (Кяфирун 109/1-6).

Следуя этому аяту, мусульмане должны быть сдержанными и терпеливыми, даже если это очень трудно. А отвечать неверным, нужно именно этими строками из Корана. На большее мы не должны расчитывать. Мы не имеем права на расправу над людьми. Никто этого права не имеет. Ни христианин над христанином, ни еврей над евреем, ни мусульманин над мусульманином. Самосуд над людьми запрещен Аллахом. Дозволенно только общественное правосудие в соответствии с предписаниями Аллаха…

Но сегодня такая напряженная обстановка, что не умолкают войны, не перестают погибать мирные жители, не перестают угрозы в адреса друг друга… Люди никак не могут придти к мирному соглошению. А все потому, что люди на земле уже давно отошли от Слова Аллаха. Люди забыли, что не исполнение предписаний Всевышнего – это отход от справедливого правления и отказ от благ Всевышнего. Аллах говорит так:

«Если они (люди) в полной мере следовали бы Таврату, Евангелии и ниспосланному Господом (Корану), то они, без сомнения, (сполна) вкушали бы и от того, что сверху их, и от того, что под их ногами» (Маида 5/66).

«Скажи: «О, получившие Книгу! У вас нет (твердой) основы до тех пор, пока вы не станете должным образом практиковать Таврат, Евангелию и ниспосланное вам вашим Господом (Коран)» (Маида 5/68).

А теперь рассмотрим этимологию слова мусульманин. Как известно, слово мусульманин происходит от корня арабского слова «саллям» (سلم), от которого и образуется само слово Ислам. В арабских толковых словорях приводятся следующие смысловые значения для слова саллям: справедливый, честный, благочестивый, праведный, порядочный, надежный, благородный, благосклонный и т.д . А само слово мусульманин в религиозном значении, звучит как: «верующий, который покорился Аллаху» .

А теперь, пусть каждый мусульманин подумает над значениями этого слова и свидетельства, которым он отличается от других и ответит для себя на вопрос: Разве может тот, кто покорился Аллаху быть несправедливым, лжецом, нечестивцем, ненадежным, непорядочным, неблагодарным, постоянно раптающим, не чистым душою и телом? Разве может тот, кто покорился Аллаху называть других мусульман кяфирами? Разве может тот, кому Аллах дал бесчисленные блага на этом свете, быть неблагодарным Творцу и неверующим? Разве может тот, кто покорился Аллаху забирать женщин в секс-рабство?

Здесь нужно упомянуть и о благочестии. Ибо благочестие – это одно из неотделимых качеств верующего мусульманина. Аллах упоминает в Коране об этом важном качестве и говорит так:

«Ваше благочестие (покорность, вера) состоит не (только) в том, чтобы обращать свои лица в сторону востока и запада, но и в том, чтобы уверовать в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Писания, в посланников. А также жертвовать своим имуществом близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим (нуждающимся) и на (освобождение) рабов (или пленых), несмотря на любовь (к этому имуществу). Совершать намаз, выплачивать закят. Исполнять (обязанности) договора после его заключения и (быть) терпеливым в несчастии, скорби и во время беды. Вот это те, которые были правдивы. Это они являются богобоязненными» (Бакара 2/177).

Как видим, Аллах в аяте четко указывает на фундаментальные качества уверовавшего мусульманина, которые должны присутствовать в нем. В этом плане вспоминается слово нашего уважаемого и почтенного Посланника, который говорил так: «Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда языком и руками другим мусульманам…» .

Но эти его слова являются ограниченными. Они указывают только на отношения мусульман к мусульманам. Ведь еще есть мусульмане живущие в одной среде с людьми Писания и немусульманами. Им Коран, к людям Писания и немусульманам, предписывает такое же отношение. Но подчеркивает то, что только по отношению к тем, кто относится к мусульманам справедливо .

Стоит помнить, что Аллах еще различает людей по их отношению к Себе и Своему ниспосланию. Он призывает к соблюдению справедливых отношений между людьми. Говорит так:

«Если (вы) вступаете в спор с людими Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем, которые поступают (к вам) несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – Един! И мы покоряемся только ему!» (Анкебут 29/46).

Итак, возвратимся к нашему вопросу, кто же такой мусульманин? Как распознать его среди многих людей? К слову, когда говорится о мусульманине, то не имеется в виду его нация, этнос. Потому, что перед Всевышним мы все равны. Отличаются лишь те, кто богобоязнен. Аллах говорит так:

«О, люди! Воистину, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и разделили вас на народы и племена, чтобы вы познавали друг друга. Воистину, самый почитаемый среди вас перед Аллахом – это богобоязненный (праведный). Воистину, Аллах – знающий, ведающий» (Худжурат 49/13).

В этом плане Посланник Мухаммед (мир ему), который говорил по Корану, сказал следующее: «Араб от не араба и не араб от араба ничем не отличаются, кроме – как богобоязненностью ».

Выходит, что по аятам истинно верующего, но не фаната и радикала, а просто мусульманина, можно узнать по его богобоязненности. Богобоязненный человек – это всегда мягкий человек. Он уважителен к другим. Это не вспыльчивый человек. Он отличается чистотой души и тела, а также культурой и образованностью. Он ни старается кого-то порицать и говорить его ошибки ему же в лицо. Такой человек всегда вперед выслушает вас, узнает вашу проблему и постарается вам помочь. Богобоязненный мусульманин никогда не покажет вам свою гордыню и хваставство, хотя эти качества есть у каждого человека. Богобоязненный мусульманин это тот, который почитает своих родителей и взрослых и т.д.

Можно еще долго перечислять качества мусульманина. Но ведь среди всех этих перечисленных качеств верующего стоит поставить на первый план то, что мусульманин должен проявить свою покорность Аллаху в исполнении предназначенных ему предписаний. Так как это наши прямые обязанности перед Аллахом. Он говорит так:

«Воистину, преуспели верующие! Они смиренны во время своих намазов. Они отворачиваются от всего праздного. Они выплачивают закят. Они оберегают свою честь от всех, кроме своих жен, и которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками. Они оберегают вверенное им на хранение и соблюдают соглашения. Они своевременно совершают намаз. Именно они и являются наследниками, которые унаследуют (рай) Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (Муминун 23/1-11).

«Клянусь временем! Поистине, человек в убытке. Кроме тех, которые поверили и совершали добрые дела. А также призывали между собой к истине и призывали между собой к терпению!» (Аср 1-3).

«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О, сын мой! Не приобщай к Аллаху партнеров, ибо ширк является великой несправедливостью!». Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая трудности за трудностями, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне партнеров, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит все равно вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершали.

О, сын мой! Если нечто (добро) весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах – Проницательный, Ведающий. О, сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо переноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не ходи по земле гордиливо. Воистину, Аллах не любит гордецов и хвастунов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла» (Лукман 31/13-19).

Все эти наставления, каждый по отдельности, являются формирующими личность мусульманина. Это лишь несколько аятов, но Коран буквально весь направлен на то, чтобы сформировать человеческий характер и его натуру, соответствующую вере Аллаха.

«Мухаммед – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они поклоняются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. А признаком на их лицах, являются следы от земных поклонов. Так они представлены в Таврате (Танахе). В Инджиле же (Евангелии) они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал твердым и вытянулся на своем стебле, восхищая фермеров. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (Фатх 48/29).

Я не буду делать вывод из всего сказанного, это право остается за каждым человеком лично. Ибо каждый услышанный нами аят из Корана делает нас ответственными перед Аллахом…

Теги : кто такой мусульманин, и как его распозанть, вера мусульманина, поклонение, покорность, справедливость, уважение, благочестие, качества мусульманина.

Вопрос: Кто такие мусульмане «Ахлю ас-Сунна», и какие категории относятся к ним?

Ответ: «Ахлю ас-Сунна» – это мусульмане, которые следуют сунне Пророка (мир ему и благословение), его сподвижникам и единогласию ученых общины. Это группа мусульман, которая находится на истинном пути и будет спасена в день Суда.

В Ахлю ас-Сунна входят восемь категорий людей:

1) Мутакаллимы – занимающиеся науками таухид (единобожие), нубувва (пророчества), вопросами обещания поощрения «аль-ваъд» и наказания «аль-ваид», усло-виями иджтихада (вынесения решения с Корана и сунны), условиями правления и руководства. В эту категорию входят мутакаллимы, которые чисты от запретных новшеств (бидъа) в отношении Аллаха (то есть Его атрибутов и имен), чисты от идей хариджитов (раскольники, ваххабиты, псевдосаляфиты), рафидитов, джахмитов, наджаритов и других заблудших сект и течений.

2) Факихи – ученые юриспруденции Ислама, которые выносят решение по хадису, а также опираясь на обоснованное мнение «раъю». Это ученые, которые имеют правильную веру в Аллаха, Его атрибуты и имена. Они чисты от идей муътазилитов и кадаритов (и других сект и течений). Они признают, что Аллаха увидят праведники без уподобления творениям и без искажения истинного понимания Его сущности, атрибутов и имен. Признают воскрешение из могил, допрос в могиле, Хауз (водоем Пророка, мир ему и благословение) в день суда, мост ас-Сырат, заступничество, прощение грехов кроме как многобожия…

В эту группу входят последователи имамов: Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбал, аль-Авзаий, ас-Саврий и т. д.

3) Мухаддисы и усулиюны – ученые, которые занимаются проверкой достоверности цепочки рассказчиков хадисов, сунны и случаев из жизни Пророка (мир ему и благословение), они знают причины «джархватадиль» (дискредитация и признание на-дежности), а также не признают идеи сторонников запретных новшеств в Исламе (бидъа).

4) Грамматисты – ученые, которые занимаются грамматикой, и их последователи – такие, как: аль-Халиль, Абу Амр ибн Аляъ, Сибавайхи, аль-Фарраъ, аль-Ахфаш, аль-Асмаий, аль-Мазуний, Абу Убайд и другие грамматисты Куфы и Басры, у которых научные знания не смешаны с запретными новшествами кадаритов, рафидитов или ха-риджитов. Если кто-нибудь из этих ученых пойдет за страстями или по пути заблуждения, то он не будет являться из числа Ахлю ас-Сунна.

5) Карии (чтецы Корана) и муфассиры (толкователи Корана) . Это ученые, изучающие правильное чтение Корана, виды его чтения, а также занимающиеся толкова-нием Священного Корана, которые не являются приверженцами страстей и заблуждения.

6) Истинные суфии . Суфии-аскеты, которые смотрят, но притупляют взоры, которых испытывают, и которые проходят испытания. Довольные предопределением, довольствуются малым из удела, знают, что слух, зрение и сердца будут спрошены о благом или плохом (то есть про то, что они совершали), знают, что их отчитают за деяния даже размером в песчинку, и они готовятся ко дню суда…

Их религия – это единобожие, отрицание уподобления Всевышнего творениям, их путь – это вверение, препоручение Аллаху всех дел, упование на Него…

7) Муджахиды – пограничники, которые охраняют границы мусульманского государства, сохраняя покой мусульман и жителей государства. Люди, которые совершают истинный джихад на пути Аллаха, и их вероубеждение истинное, а путь Ахлю ас-Сунна…

8) Простые мусульмане . Также к Ахлю ас-Сунна относятся простые жители стран и городов, в которых признаки приверженцев Ахлю ас-Сунна являются подавляющими, и нет в них признаков приверженцев заблуждения и страстей. (см. в книге «аль-Фаркубайна аль-фирак» Абдуль-Кахира аль-Багдадий (ум. 429 г.х.)).

Все эти мусульмане находятся на истинном пути, если их убеждения и путь являются истинными и правильными. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «…Моя община разделится на семьдесят три группы, все они в Аду, кроме одной». Его спросили: «Кто же на истине?», Пророк ответил: «Та группа, которая придерживается того, чего придерживаюсь я и мои сподвижники » (передал Абу Давуд, достовер-ный хадис).

Ислам- одна из крупнейших мировых религий, наряду с христианством. Его исповедуют в современном мире по различным оценкам от одного до двух миллиардов жителей нашей планеты. Последователей этой религии называют «мусульманами». Кто же они такие?

Для начала разберемся с происхождением слова «мусульманин». Оно происходит от арабского слова «муслим», которое в переводе означает «тот, который покоряется….». Значит, несколько упрощая, можно утверждать о главнейшей характеристике каждого мусульманина, которая обозначается прилагательным «покорный».

Помимо покорности мусульмане обладают ещё некоторыми особенностями, освещение которых является целью данной статьи.

Начнем, пожалуй, с места жительства. Мусульмане по состоянию на сегодянший день относительно компактно проживают в следующих регионах нашей планеты:

Страны Передней Азии: Афганистан, часть Азербайджана, Бахрейн, часть Египта, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Турецкая часть Кипра, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция;

Страны Средней Азии: Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан;

Страны Центральной Азии: Пакистан, Афганистан, Индия;

Страны Северной Африки: Алжир, Египет, Тунис, Судан, Ливия, Марокко;

Россия, где исторически сложилась достаточно крупная мусульманская община.

Национальный состав мусульман достаточно разнообразен, поэтому обсуждать его не имеет смысла.

Что касается языковой принадлежности, то средин разнообразия языков исламского мира, можно выделить характерную особенность арабоговорящих и тюркоговорящих народов, которые исторически в подавляющем большинстве являются мусульманами.

Во что верят мусульмане? Основная суть их веры заключена в формуле: «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Его». Вот у нас появилась очередная характеристика мусульман – единобожники. Принцип единобожия чрезвычайно последовательно проводится в исламе. Следующая характеристика мусульман, вытекающая из формулы их веры – последователи пророка Мухаммеда, или «Магометане» - такое искаженное название на европейский манер появилось от искажения имени «Магомет» (вместо оригинального «Мухаммед») можно встретить в христианских источниках, где оно в более ранее время очень часто употреблялось в качестве собирательное наименования мусульман.

Раз мусульмане верят в то, что Мухаммед – пророк Аллаха, то это автоматически означает, что Мухаммед является образцом для подражания для каждого мусульманина. Поэтому существует книга жизнеописания пророка Мухаммеда – Сунна, где изложены поступки и изречения пророка Мухаммеда. Сунна, наряду с Кораном, является главной книгой для мусульман.

Какие дела, вытекающие из религии, обязательны для мусульманина? Они по словам пророка Мухаммеда, называются «Пять столпов Ислама». В их число входят: 1. Шахада, то есть свидетельство о том, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк Его, 2. Намаз, то есть обязанность ежедневно пять раз совершать молитву, руководствуясь определенными правилами, 3. Закят – обязанность каждого мусульманина отдавать в пользу бедных 1/40 часть дохода, 4. Рамадан – обязанность мусульманина соблюдать пост в месяц «Рамадан», 5. Хадж – обязанность мусульманина (при наличии финансовой возможности) совершить паломничество в Мекку – главный центр для мусульман всего мира.

Мусульмане также должны соблюдать законы Шариата – свода мусульманского канонического права. Туда входят многочисленные правила, предписывающие определенные правила поведения, ношения одежды, употребления еды, семейной жизни и так далее.

Подводя итог, попробуем в максимально сжатом виде дать ответ на вопрос: «Кто такие мусульмане?». Я бы сказал следующим образом: «Мусульмане – это люди покорные Аллаху, соблюдающие законы Шариата, чтящие Сунну, и в повседневной жизни берущие пример с пророка Мухаммеда».

В конце 1980-х годов лагерь социалистических стран стал разрушаться. За этим последовал распад СССР, одновременно раскололась и Югославия. Ядром населения Югославии были сербы (как русские в СССР), которые после распада государства оказались крупнейшим разделенным народом на постъюгославском пространстве - как и русские на постсоветском. Младший научный сотрудник Института славяноведения РАН Александр Дронов рассказал в своей лекции о ходе конфликта на территории бывшей Югославии, а также о российской политике в отношении противоборствующих сторон. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.

Чтобы понять суть сербского менталитета и причины войны в Югославии, следует разобрать период, который предшествовал 90-м годам и был напрямую связан с Югославской народной армией (ЮНА). В 1987 году началась реформа ЮНА, целью которой стало повышение ее командного и технического уровня, сокращение ее численности и переформатирование военных областей (сначала они приблизительно соответствовали республикам Югославии, затем были изменены и в целом стали напоминать военные округа в СССР). Было списано устаревшее вооружение - его передавали в ведение сил территориальной обороны.

У каждой из шести республик, входивших в состав Югославии, помимо общей армии, были свои подразделения местной защиты. В стране существовал обычай, заведенный еще при Тито: в школах не только проходили военную подготовку, но и объясняли детям, где находится ближайший склад с оружием. Это, на мой взгляд, стало одной из причин, почему в 90-е, когда начался развал Югославии, население республик так быстро вооружилось. Ослабление и роспуск армии, единственной действующей и объединяющей структуры на территории Югославии, усугубило ситуацию.

Начало распада

Последним председателем президиума Югославии был Стипе (Степан) Месич (с 3 июня по 3 октября 1991 года). Во время его правления произошли основные процессы дезинтеграции единого государства и выделения из него очень важной части - Хорватии. Отношение Хорватии к Югославии предопределило распад страны. Сыграло свою роль и то, что в Югославии (как и в СССР) были выбраны республиканские президенты.

Стипе (Степан) Месич, президент Хорватии с 2000 по 2010 год

Фото: Sean Gallup / Newsmakers / Hulton Archive / Getty

Первой откололась Словения, которая находилась на самом севере страны, ближе всего к Европе. Словенцам присуще особое самосознание, их язык значительно отличается от сербского и хорватского, которые, впрочем, тоже различаются между собой. При этом словенцы всегда ощущали себя жителями самого экономически развитого региона в составе Югославии, и именно поэтому они первые решили отделиться.

Председателем Союза коммунистов Словении был Милан Кучан, который ратовал за сближение Словении с Европой, на этой почве у него завязался конфликт с Милошевичем. Война между Югославией и провозгласившей независимость Словенией длилась недолго, всего 10 дней (27 июня - 6 июля 1991 года).

Деньгами и оружием Словению поддержала Европа, в первую очередь - объединившаяся недавно Германия. На архивных фотографиях десятидневной войны можно увидеть и российский триколор. Дело в том, что словенцы взяли для своего флага такие же цвета, как на флаге России, и вешали его на отбитые у югославов танки. В декабре 1991 года Кучан стал первым президентом этой страны.

К 1992 году от Югославии, кроме Словении, отделилась Хорватия со столицей в Загребе. Произошло это так: на территории Хорватии в Сербской Краине, где большинство составляли сербы, была провозглашена Сербская автономная область Книнская Краина. Затем там объявили референдум об отделении от Хорватии, ставший ответом на действия хорватских властей и демонстрацией желания сербского населения Хорватии остаться в составе Югославии.

Хорваты стали угрожать, прислали вертолеты. В небо поднялась авиация ЮНА и заставила эти вертолеты ретироваться. Хорватские органы полиции пытались помешать провести референдум, но им ничего не удалось, и он состоялся. В итоге получилось квазигосударственное образование независимая Республика Сербская Краина.

На 1992 год в остальных регионах пока еще был мир и покой, который охраняла единая армия. Роспуск ЮНА состоялся в 1992 году, причем синхронно с роспуском Советской армии.

Боснийский серб провожает родных, эвакуирующихся из зоны боевых действий

Фото: Russell Gordon / DanitaDelimont / Globallookpress.com

Этнический и религиозный раскол

Первый президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович, известный своей «Исламской декларацией» (написанной еще в середине 70-х годов), говорил о необходимости создания исламского государства. Он стал одним из первых мусульманских политиков, выдвинувших эту идею. Хотя Изетбегович был европейским и образованным человеком, он все равно считал, что государство должно опираться на законы шариата. Его мечтой было создание исламского государства из разрозненных осколков Османской империи и мусульманских анклавов в Европе.

В 1992 году следом за Словенией и Хорватией отделились Босния и Герцеговина и Македония. В оставшемся образовании - Союзной республике Югославии (Малая Югославия) - остались Сербия и Черногория. Ее попеременно возглавлял то президент Сербии Слободан Милошевич, то теоретик сербского национального движения Добрица Чосич, а элита Черногории стояла в стороне. Черногория отделится от Сербии в 2006 году.

В основе этнического конфликта между Югославией, Хорватией и Боснией и Герцеговиной лежала проблема сложного этноконфессионального состава. Здесь жили сербы, мусульмане и хорваты, причем последние были преимущественно католиками.

Особая национальность - мусульмане. Ее ввел в обиход Тито для обозначения мусульманского населения Боснии и Герцеговины. В отличие от Болгарии, где Тодор Живков в середине 80-х годов решил, что все мусульмане должны стать болгарами и сменить имена на православные, Тито был мягче и не трогал их в Боснии и Косово.

Югославская армия была разнообразна по этническому составу, как и советская, однако ее офицерский состав состоял преимущественно из черногорцев и хорватов. После развала ЮНА были случаи, когда хорватские офицеры воевали в составе армии Сербской Краины или Республики Сербской, а сербские офицеры, наоборот, сражались в составе боснийских и хорватских частей.

Нацистская пропаганда: мусульманин-доброволец на службе вермахта, июль 1944 года

Фото: Berliner Verlag / Archiv / Globallookpress.com

Нацисты и Сопротивление

Корни проблем сербов и хорватов, помимо тех, что уже были упомянуты, лежали во Второй мировой войне. Ситуацию можно сопоставить с российской и ответить таким образом на вопрос о том, почему в РФ и на постсоветском пространстве процесс распада государства прошел менее кроваво (не считая конфликта в Нагорном Карабахе, Чечне, Таджикистане и Приднестровье).

У нас был один общий сплачивающий фактор: все жители советских республик, кроме жителей Прибалтики и Западной Украины, воевали против нацистов. Во главе Хорватии Гитлер поставил самых отъявленных радикалов: хорватскую ультраправую организацию усташей во главе с Анте Павеличем, которые устроили геноцид не только евреев и цыган, но и сербов.

Нацисты создали для них большое государство, включавшее в себя территории не только Хорватии, Боснии и Герцеговины, но и части Сербии. Здесь были основаны самые первые концлагеря Европы, например лагерь Ясеновац, где были уничтожены несколько сотен тысяч сербов.

Никита Хрущев, маршал Иосип Броз Тито и председатель Совета министров СССР Николай Булганин

Фото: Daily Herald Archive / NMeM / Globallookpress.com

В 1941 году Павелич и министр образования Миле Будак приняли «Закон о религиозном обращении», принуждавший православных принимать католичество. В стране висели плакаты, призывающие хорватов и мусульман вступать в СС, а архиепископ Загреба Степинац в своих речах благословлял хорватов на убийства сербов.

Сопротивление в Югославии возглавляли партизаны Тито и четники Драголюба Михайловича. Сначала было непонятно, на кого будет сделана ставка после победы, но по договоренностям Сталина и Черчилля в Тегеране, Югославия попала в сферу влияния СССР и управлять ею стали коммунисты Тито.

Сегодня в Сербии более популярен Михайлович, а к Тито отношение испортилось, потому что его винят в том, что он выделил сербам мало территорий и отдал сербскую землю другим республикам, что в 90-е привело к конфликтам. Кроме того, во время Второй мировой войны во время итальянской оккупации в Косово переселялись албанцы, тогда как сербы бежали оттуда. После войны Тито запретил сербам возвращаться и не стал выселять албанцев из Косово. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что албанцы жили в Косово с XVIII века, когда их туда заселяли османы, предварительно выселив сербов.

Политика РФ в Сербии и русские добровольцы

Министром иностранных дел России с 1990 по 1996 год был Андрей Козырев, и он вел прозападную политику, которая сводилась к формуле «Чего изволите?» Поэтому в Совбезе ООН Россия никак не реагировала на политику США по отношению к Югославии, Сербской Краине и Республике Сербской.

В результате во всех военных конфликтах были обвинены только сербы. Конечно, и у них были перегибы (на территории Сербии были концлагеря для мусульман и хорватов, была кровавая осада Вуковар в 1991 году), но военные преступления происходили не с одной стороны, а со всех. Единственной страной, которая могла выступить на стороне сербов, была Россия, но она молчала или занимала позицию США. Козырев же объяснял, что Штаты пытаются добиться мира. Правда, до мирного урегулирования дело дошло значительно позже.

Визит министра иностранных дел России Андрея Козырева в Югославию. Военный аэродром

Наблюдая за тем, что происходит на Балканах и как на это реагирует МИД РФ, в Югославию потянулись добровольцы. Во-первых, были те, кто добирались туда самостоятельно. Во-вторых, были те, кто поехал воевать от организаций.

В сентябре 1992 года в Югославии был собран Первый русский добровольческий отряд (РДО-1) из десяти человек. Он постепенно расширялся и был преобразован во Второй русский добровольческий отряд, который действовал год с осени 1992 по осень 1993 года. В его составе было 50 человек. Он носил название «Царские волки», потому что его костяк составляли монархисты, придерживавшиеся неовизантийских взглядов.

Затем был сформирован третий отряд под командованием мичмана Александра Шкрабова. Он существовал до 1994 года, - до гибели Шкрабова в июне 1994 года во время боя в районе города Олово. После распада отряда русские добровольцы начали вливаться в состав «Белых волков», изначально сербский отряд. В нем и других более мелких соединениях они и закончили войну.

Наиболее известное добровольческое соединение в этих военных конфликтах - Сербская добровольческая гвардия Желько Ражнатовича, известного как Аркан, которая была создана на основе фанатов футбольного клуба «Црвена Звезда» и докучала в основном хорватам. На стороне последних также были добровольцы, например в Боснии воевали люди из украинской УНА-УНСО (организация запрещена на территории России. - прим. «Ленты.ру» ), однако через некоторое время они раскололись и часть их перешла на сторону сербов. На стороне мусульман в Боснии и в Косово воевали добровольцы из Чечни, сторонники Джохара Дудаева и арабский интернационал.

Косово в 1998 году

Конфликт в Косово начался потому, что албанцы составляли в этом регионе большинство населения, и у них не было даже полувласти. Поэтому они решили бороться за нее, вплоть до полного отсоединения и присоединения к Албании.

Косовская война началась в феврале 1998 года. Особую роль в ней сыграла так называемая Армия освобождения Косово (АОК). По сути АОК была террористической организацией, но международное сообщество закрывало глаза на их преступления и оказывало им поддержку. Создатель АОК Хашим Тачи будет первым премьер-министром независимого Косово.

Тренировка боевиков Армии освобождения Косово, июль 1998 года

24 марта 1999 года начались бомбардировки Югославии. Здесь Россия сказала твердое «нет». Как раз в это время произошел экстренный разворот самолета по решению Евгения Примакова, который летел в Вашингтон: узнав о бомбардировках, премьер решил, что разговаривать в Вашингтоне теперь не о чем.

Русские добровольцы участвовали в этом конфликте значительно меньше, чем в Боснии. На это повлияла меняющаяся позиция России, которая приняла участие в миротворческой миссии в регионе.

Косово поделили на сектора, которые контролировали разные страны. Изначально Приштину и аэропорт Косово хотели контролировать британцы, но случилась неожиданность. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года российские десантники совершили маневр из Боснии и заняли аэропорт, что было не согласовано с британцами. Такое решение было принято нашими военными после того, как разведка узнала планы британцев. Когда британцы подошли к аэропорту, наши уже успели окопаться. Британцам пришлось отступить. За успешную операцию военные получили специально изготовленные медали.

После того как Косово перешло под контроль сил НАТО, произошло массовое переселение сербов, черногорцев и цыган в Сербию и Черногорию. Всего Косово и Метохию к концу 1999 года покинули 250 тысяч сербов и черногорцев. Лишь незначительная их часть вернулась на родину. Россия же не признает Косово с 2008 года - с тех пор, как была провозглашена независимость этого края.