Кто является автором произведения поучение чадам своим. “Поучение чадам” Владимира Мономаха. Личность, стиль, особенности жанра. Жанр поучения в литературе Киевской Руси. Идейно-художественное

  • Дата: 20.02.2024

"Поучение Владимира Мономаха чадам своим": "Первое, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню творя неоскудну, это начаток всякому добру. Если Вам Бог умягчит сердце, то слезы испустите о грехах своих, рекуще: «Яко же блудницу и разбойника, и мытаря помиловал еси, тако и нас, грешных, помилуй!» И в церкви так делайте, и ложась. Не грешите ни одну же ночь; если можете поклонитеся до земли, не забывайте, не ленитеся; тем бо ночным поклоном и пением человек побеждает дьявола, и что в день согрешит – тем человек избывает. На коне едучи, если иных молитв не умеете молвити, то «Господи помилуй» зовите беспрестанно, втайне; это будет лучше, нежели мыслить безлепицу ездя. Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще, по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицу оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его. С любовью взимайте благословение от епископов, и попов, и игуменов, и не устраняйтеся от них, и по силе любите, да примете от них молитву. Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме, но рцем: «Смертны есмы, днесь живи, а завтра в гроб; се все, что нам еси дал – не наше, но Твое, поручил нам еси на мало дний». Старых чти, яко отца; а молодых – яко братью. Лжи блюдися, и пьянста, и блуда – ибо в том душа погибает и тело. Куда же ходяще путем по своим землям, не давайте пакости делать отроком, ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в житех, да не научат вас клясти. Куда же поидете, иде же станете, напойте, накормите просящего; и боле же чтите гостя, откуду же к вам придет; не мимоходящие прославят человека по всем землям, либо добрым, либо злым. Больного присетите. И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти. Се же вы конец всему; страх Божий имейте выше всего. Аще забудете сказанное – перечитайте: и мне не будет срама, и вам будет добро. Леность всему мати: что умеет – то забудет, а что не умеет – тому не учится. Не ленитеся ни на что доброе, первое – к церкви. Да не застанет вас солнце на постели; так бо отец мой делал блаженный и все добрые мужи совершенные. А узревшие солнце – прославите Бога, с радостью рече: «Просвети очи мои, Христе Боже, иже дал мне еси свет Твой красный!» И еще: «Господи, приложи ми лето к лету, да остаток грехов своих покаявся, оправдит живот, тако похвалю Бога!» Что советую творити отроку моему, то и сам створил – дела на войне и на охоте, ночь и день, на зною и на зиме, не давая себе упокоя. Тоже и худого смерда, и убогих вдовиц не дал сильным обидети, и церковного наряда, и службы никогда не презирал. Да не зазрите меня, дети мои, ни иной, кто прочтет, не хвалю бо ся ни дерзости своея, но хвалю Бога и прославляю милость Его, иже меня грешного и худого, на вся дела человеческая потребна. Да сию грамотицу прочитаючи, потеснитеся на вся дела добрая, славяще Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтеся – ни в бою, ни от звери, но мужское дело творите, как вам Бог подаст. А если от Бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти, но то, что добро есть блюсти – Божие блюдение, лучше человеческого."

Владимир Мономах (1052-1125 гг.) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон. Став в 1113 г. великим киевским князем, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли. "Поучение" было внесено в Лаврентевскую летопись под 1096 г. Оно рассматривалось летописцами как предсмертное завещание князя. Центральная идея "Поучения" состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит "сию граматицю", строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. "Поучение" выходит за рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. Характерная особенность - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления подкрепляются не только "священным писанием", но и примерами из собственной жизни. На первом плане - задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя - забота о благе гос-ва, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен заботиться о благе церкви, тк она является верной помощницей князя. Однако он не рекомендует детям идти в монахи, но призывает соблюдать религиозную обрядность, считая, что тремя добрыми делами - покаянием, слезами и милостыней - можно искупить грехи. Он требует заботы о бедных и считает, что князь не должен дать "сильным погубить человека". Князь должен быть примером высокой нравственности. Основное положительное кач-во - трудолюбие. Труд в понимании Мономаха - это прежде всего воинский подвиг, а за ним - занятие охотой. Для подтверждения приводит себя в пример - совершил 83 похода, не считая малых, и заключил 20 мирных договоров. Основной порок - лень, которая может повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов и нанести ущерб хоз-ву князя. Владимир предстает в "Поучении" человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Одним из его положительных качеств является щедрость. Он широко образован, хорошо знал литературу своего времени. Он использует Псалтырь, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодора к детям, помещенные в"Изборнике 1076 г.", "Шестоднев". "Поучение" построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, центральная дидактическая часть, где он философски рассуждает о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, удивляется чуду человека. В последней части он снова обращается к детям, начиная с рассуждения о пользе молитвы, а затем перейдя к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственным наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту. Завершается "Поучение" призывом воздать хвалу Богу при восходе солнца, при решении гос.дел, выезжая на охоту, отправляясь в походы или ложась спать. Наконец Мономах подкрепляет завершение описанием своих "трудов" - дает своего рода дневник военных походов, перечисляет заключенные мирные договора, и в конце-концов просит не осуждать его. Он хвалит не себя, а Бога, которого благодарит. К "Поучению" примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он взывает к человеческим чувствам своего врага и просит освободить свою сноху, говорит о примирении с Олегом. С одной стороны в "Поучении" содержатся книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой - элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании "путей" и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля - наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений. "Поучение" и письмо раскрывают облик незаурядного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, заботящегося о славе родной земли.

  • 14. Характеристика жанра хождений. Особенности «Хождения игумена Даниила» как первого памятника паломнической разновидности жанра. Работа н.И.Прокофьева «Хождение: путешествие и литературный жанр».
  • 15. История возникновения, внутрижанровый состав, особенности стиля «Киево-Печерского патерика».
  • 16. Проблема времени создания «Слова о полку Игореве». Историческая основа памятника. Южнорусская повесть (по Киевскому своду) о походе Игоря и «Слово».
  • 17. Художественное воплощение публицистической идеи в сюжете и композиции «Слова о полку Игореве». Работа в.Ф.Ржиги «Композиция «Слова о полку Игореве».
  • 18. Особенности изображения исторических лиц в «Слове о полку Игореве».
  • 19. Проблема ритмической организации текста «Слова о полку Игореве». Своеобразие поэтического языка произведения.
  • 20. «Слово о полку Игореве» и устное народное творчество.
  • 21. Проблема авторства «Слова о полку Игореве». Характеристика гипотезы б.А.Рыбакова.
  • 22. Жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве». История переводов «Слова», их типы и особенности.
  • 23. Галицко-Волынская летопись как памятник эпохи феодальной раздробленности. Своеобразие «Летописца Даниила Галицкого» как княжеского летописца.
  • 24. Владимиро-суздальская лит-ра эпохи феодальной раздробленности. «Повесть о походе Игоря на половцев» по Лаврентьевской летописи.
  • 26. Развитие жанра воинской повести в эпоху начала татаро-монгольского нашествия. Повести о битве на р. Калке.
  • 27. Художественное своеобразие «Слова о погибели русской земли». «Слово о погибели» и «Слово о полку Игореве».
  • 28. Своеобразие «Повести о разорении Рязани Батыем» как воинской повести.
  • 29. Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского».
  • 30. Своеобразие жанра «Повести об убиении в Орде Михаила черниговского и боярина его Фёдора».
  • 32. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Художественные связи и проблема жанра произведений.
  • 33. Развитие жанра житий в эпоху Куликовской битвы. Причины возникновения и основные приёмы стиля «плетения словес».
  • 34. Литературные особенности и значение в развитии жанра воинской повести «Повести Нестора Искандера о взятии Царьграда турками». Работа а.С.Орлова «Об особенностях формы русских воинских повестей».
  • 35. Своеобразие новгородских иеторико-легендарных повестей 15 в. (Повесть о посаднике Щиле, Повесть о путешествии Иоанна новгородского на бесе в Иерусалим).
  • 36. «Хождение за 3 моря»-первое купеческое хождение.
  • 37. Возникновение жанра беллетристической повести. Принципы композиции и фольклорные сюжеты в «Повести о Дракуле».
  • 38. Проблема жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских».
  • 39. «Казанская история» как новый тип исторического повествования. Использование опыта разных жанров в произведении.
  • 40. Основные проблемы в публицистике 16 в. Своеобразие публицистического творчества Максима Грека.
  • 41. Публицистический замысел и художественные приёмы в «Сказании о Магмете-салтане» Ивана Пересветова.
  • 42. Содержание и стиль переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского.
  • 43. Обобщающие литературные произведения середины 16 в.
  • 44. Развитие жанра хождений в 16-17 вв. «Хождение Трифона Коробейникова в Царьград».
  • 45. Основные направления развития в лит-ре о Смуте. Художественное своеобразие «Повести о преставлении и погребении м.В. Скопина- Шуйского».
  • 46. Новые художественные явления в «Летописной книге», приписываемой и.М. Катырёву-Ростовскому и «Сказании» Авраамия Палицына.
  • 47. Литературная деятельность протопопа Аввакума. Стилистика и жанровое своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».
  • 48. Историческая основа, своеобразие стиля «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков».
  • 49. Развитие жанровой системы литературы в 17 в.
  • 50. Общая характеристика сатирических повестей 17 в. Анализ одной из повестей. Работа в.П. Адриановой-Перетц «у истоков русской сатиры».
  • 51. Проблематика и жанровая неоднозначность «бытовых» повестей 17 в. Анализ одной из повестей.
  • 52. История возникновения и репертуар придворного театра. Пьеса «Юдифь».
  • 53. Школьный театр. «Комедия притчи о блудном сыне».
  • 54. Поэтическое своеобразие стихотворных сборников Симеона Полоцкого.
  • 55. Истоки и поэтическое своеобразие стиля барокко в русской лит-ре.
  • 5. Жанр поучения в литературе Киевской Руси. Идейно-художественное

    своеобразие и литературное значение «Слова о законе и благодати».

    Поучение-жанр, предназначенный для передачи системы политических, религиозных, нравственных взглядов слушателям или читателям. Они были 2-ух видов: торжественные (изложение важных, общезначительных проблем, рассчитанное на книжную аудиторию) и дидактические (изложение преимущественно нравственных истин, рассчитанное на самую широкую аудиторию). В Киевской Руси торжественные поучения принадлежали Иллариону, а дидактические-Владимиру Мономаху. Торжественные поучения были представлены праздничными «словами» в честь церковных праздников или восхваляющие пророков, апостолов и святых. Эти речи писались заранее, распространялись в списках. Создание этих «слов» требовало от авторов огромного мастерства. Эффект торжественного «слова» во многом зависел от соблюдения автором закона классической трёхчастной композиции: вступление (привлечение внимания читателя или слушателя к заявленной теме), центральная часть (развитие темы, проиллюстрировав её яркими примерами из истории), заключение (молитва к Богу, похвала герою «слова» или призыв-«урок» к аудитории). Своеобразие торжественных поучений в их злободневности, полемической заострённости, мысли о борьбе за независимость. В отличие от торжественных поучений, дидактические давали писателю больше свободы в выборе темы, формы и стиля произведения. Цель дидактических поучений-непосредственно назидание, они невелики по объёму и часто лишены риторических украшений. Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых реалий и сцен «низкой» действительности. Очень много таких произведений было на тему «казней Божьих», где каждое бедствие объяснялось как кара Божья.

    Открывает ряд самобытных памятников ораторской прозы Киевской Руси «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. «Слово» принято рассматривать как синтез богословской и историко-публицистической тем, выделяя в произведении 3 части: богословско-философскую, где речь идёт о приоритете христианства над иудаизмом и язычеством; церковно-историческую, посвящённую христианизации Руси; и панегрическую, в которой прославляются русские князья-креститель Владимир и просветитель Ярослав. Развитие темы идёт от общего к частному, с большим вниманием к наиболее актуальным для русских проблемам. В первой части, сравнивая Ветхий и Новый заветы, Илларион приходит к выводу: иудаизм-закон, установленный для одного народа, а христианство не знает границ. Эти рассуждения о превосходстве Нового завета над Ветхим перерастали в очень важную для Руси тему-положения Руси в семье христианских государств. Всемирная история мыслилась автору как распространение всего учения, а христианизация Руси-как освобождение от «мрака многобожия». «Слово» Иллариона учит тому, что настоящее по отношению к прошлому должно быть мудрым. Идея исторической преемственности язычества и христианства показана в похвале князьям-язычникам, предшественникам Владимира. О7н прославляет ратные подвиги этих князей, могущество Руси при них. Пане^ррыеская часть открывается развёрнутым сравнением. Илларион считает, чщряадимир совершил подвиг, равный апостольскому. Имя Владимира ставится в^щрв ряд с именами Петра и Павла, Марка, Фомы. Гражданская позиция Иллашова достигает апогея в «Молитве», когда он обращается к Богу «от всей земли», чтобы он «изгнал врагов и утвердил мир». Масштабность те^ц требовала особой формы её художественного воплощения. Илларион обращается к жанру торжественной проповеди. «Слово» насыщено цитатами и развёрнутыми сравнениями из библейских текстов, метафорами и т.п. стиль поучения: много тропов, поэтических средств; много приёмов риторики; есть приёмы ритмизации текста. Литературное значение: идея патриотизма, религиозной самобытности Руси.

      Проблема времени создания, жанровое своеобразие «Сказания о Борисе и Глебе».

    Борису и Глебу посвящён целый цикл произведений в русской литературе. Кроме летописных повестей, в него входят «Чтение о житии и о погублении» Бориса и Глеба, написанное Нестором, анонимное «Сказание и страсть и похвала» святым, к которому в Успенском сборнике примыкает «Сказание о чудесах», возникшее на основе записей, составленных в разное время. Очень сложен вопрос о взаимоотношении и хронологии отдельных произведений, составляющих Борисо-Глебский цикл. Существует несколько версий. Согласно первой, вначале возникло «Сказание» (в конце правления Ярослава Мудрого), затем «Сказание о чудесах», а на этой основе Нестором было написано «Чтение». По второй версии, сначала возникло «Чтение» (в конце 11 в.), вместе с летописной повестью послужив источником для автора «Сказания». Но единого мнения нет. Самым совершенным в литературном отношении памятником Борисо-Глебского цикла считают анонимное «Сказание», автор которого сосредоточил основное внимание на духовной стороне этой исторической драмы. Задача агиографа-изобразить страдания святых и показать величие их духа перед лицом неминуемой смерти. Борис заранее знает о планах Святополка убить его, и перед ним встаёт выбор-либо идти «воевать Киев» и убить его, либо своей смертью положить начало христианским отношениям между князьями-смирения и подчинения старшему. Борис выбирает мученическую смерть. Показывается психологическая сложность этого выбора, что делает картину его гибели по-настоящему трагичной, а для усиления воздействия на читателя автор трижды повторяет сцену убийства князя. В «Сказании» очень много молитв, особенно вдохновенно Борис молится перед своей смертью. Интонации плача буквально пронизывают «Сказание», определяя главную тональность повествования. Всё это соответствует агиографическому канону. Но также для произведения характерна тенденция к индивидуализации житийного героя, что противоречило канону, но соответствовало правде жизни. Изображение младшего брата Глеба не дублировало житийной характеристики старшего. Глеб неопытнее брата, поэтому с полным доверием относится к Святополку. Позднее Глеб не может подавить в себе страх смерти, молит убийц о пощаде. Автор создал один из первых в русской литературе психологических портретов, богатый тонкими душевными переживаниями героя. Для Глеба удел мученика ещё преждевременен. Психологически достоверно изображение житийного антигероя Святополка. Он одержим завистью и гордостью, он жаждет власти, поэтому характеризуется эпитетами «окаянный», «прескверный». За совершённое преступление он несёт заслуженное наказание. Его разбивает Ярослав Мудрый, и Святополк умирает в бегах. Он противопоставлен и Борису и Глебу, и Ярославу, ставшему орудием божественного возмездия убийце.Чтобы окружить героев ореолом святости, автор в конце говорит об их посмертных чудесах и хвалит их, ставя в ряд с известными церковными деятелями. В отличие от традиционного жития, «Сказание» не описывает жизни героев от самого рождения, а говорит только об их злодейском убийстве. Ярко выраженный

    историзм также противоречит канонам жития. Поэтому можно сказать, что «Сказание» сочетает в себе и житийные элементы, и элементы расхождения с каноном, в чём проявляется жанровое своеобразие этого произведения.

      «Поучение чадам своим» Владимира Мономаха. Композиция,стилистика, элементы автобиографизма.

    «Поучение» Владимира Мономаха-замечательный памятник светской «учительной» литературы. Оно написано в форме поучения детям. В советах, данных в нём, отразился не только его опыт государственного деятеля, дальновидного политика и полководца, но и литературная образованность, писательский талант, его представления о нравственном облике христианина. Это «Поучение» дошло до нас в Лаврентьевской летописи. Композиционно оно состоит из 3-х частей: собственно поучения; рассказа Мономаха о своей жизни, в том числе о походах; письмо Мономаха к Олегу Святославичу. При этом 2-3 части служат как бы иллюстрацией к советам 1-ой части. Хронологически эти части были расположены в другой последовательности. Существует версия, что вначале было написано «Письмо», затем основная часть, собственно поучение. А в последнюю очередь была создана автобиографическая часть, где Мономах подводил итог своей работе. В назидание современникам и потомкам Мономах создал образ идеального князя, пекущегося о славе и чести русской земли. Он беспрекословно подчиняется старшим, живёт в мире с равными себе князьями, строго соблюдает христианские заповеди и беспрестанно трудится. В автобиографической части множество описаний битв и походов князя. Рассказы об этих походах идут в форме перечисления, практически не концентрируя внимания на деталях. Заканчивается эта часть похвалой Богу и благодарностью за то, что Бог защищал его всю жизнь. Владимир Мономах свободно владел разными стилями речи, варьируя их в «Поучении» в зависимости от темы и жанра. Автобиографическая часть написана просто, безыскусным языком, близким к разговорному. «Высокий слог» характерен для рассуждений этико-философского плана, пронизанных библейскими цитатами и ритмически организованных. Тонким лирическим чувством пронизаны многие фрагменты послания к Олегу Святославичу, например, просьба отпустить к нему вдову Изяслава, чтобы оплакивать его вместе.

    «Поучение» Владимира Мономаха вышло за рамки частного документа. Оно обладает философской глубиной размышлений о Боге и человеке, жизни и смерти, не утратившими своего значения ценными практическими советами, поэтической образностью стиля, автобиографическими элементами, что помогло «Посланию» войти в «золотой фонд» мировой литературы.

      Гипотезы о начале русского летописания. История создания «Повести временных лет».

    Появление каждого жанра в лит-ре исторически обусловлено. Летописание на Руси возникло из потребности раннего феодального общества иметь свою письменную историю и было связано с ростом национального самосознания русского народа. Вопрос о времени возникновения русского летописания относится к разряду спорных в науке. Разрозненные записи исторических событий, видимо, существовали уже в 10 веке, но летописание ещё не имело целенаправленного характера. Его оно обрело во время правления Ярослава Мудрого, в начале 11 в. название первого из дошедших до нас летописных сводов начала 12 в. имеет название «Повесть временных лет черноризца Федосъева монастыря Печерского, откуду есть пошла Руская земля...и хто в ней почал перве княжити, и откуду Руская земля стала есть». В древности название указывало на основную тему, а не сигнализировало о жанре. «Повесть временных лето-произведение, над которым трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллективного творчества. Первый этап работы относят к 30-40 гг. 11 в. при Ярославе Мудром. Этот этап был связан с просветительской деятельностью князя. Центром летописания стала София Киевская, где кня;^ пытался утвердить митрополитом русского, а не грека. Обострение религиозной борьбы за независимость от Византии отразилось и в летописи, ядром которой стало «Сказание о распространении на Руси христианства». По форме это ещё не летопись, а скорее патерик. Второй этап приходится на 70-е гг. и связан с другим центром русского просвещения-Киево-Печерским монастырём. Составление первого Печерского летописного свода 70-х гг. проходило при участии Никона. На этом этапе в истории летописания появляется тенденция к строгой хронологии событий, без чего история была лишена движения. Даты могли браться из пасхальных таблиц, а исторические сведения-из фольклора Причерноморья. В своде Никона церковная история постепенно начинала перерастать в светскую. Составление второго Печерского летописного свода относят к 90-м гг. 11 в. и приписывают игумену Иоанну. Монастырь в это время был против Святополка. Публицистическая направленность свода заключалась в прославлении былого могущества Руси и обличении князей, ведущих братоубийственные войны. В конце 90-х гг. произошло примирение князя с монастырём и в Киево-Печерской лавре в его интересах создаётся новый летописный свод-«Повесть временных лет», первая редакция которой принадлежит Нестору. Из опозиционной летопись превращается в официальную, начинает носить общерусский характер.

    Новые редакции «Повести временных лет» создаются за пределами Печерского монастыря. Вторая редакция была составлена в 1116г. попом Сильвестром, которому Владимир Мономах поручил «выправить» работу Нестора,

    прославлявшую его политического противника. В 1118г. летопись снова подвергается редактированию в интересах князя Мстислава.

      Своеобразие «Повести временных лет» как летописного свода: тематика,композиция, внутрижанровый состав. Зарождение жанра воинской повести.

    «Повесть временных лет» содержит 2 основных идеи: идею независимости Руси и её равенства с другими странами (в описании военных действий) и мысль о единстве Руси, русского княжеского рода, необходимости союза князей и осуждение распрей («Легенда о призвании варяг»). В произведении выделяется несколько основных тем: тема объединения городов, тема военной истории Руси, тема мирной деятельности князей, тема истории принятия христианства, тема городских восстаний.По композиции это очень интересное произведение. Оно распадается на 2 части: до 850 г.-условная хронология, а затем-погодная. Также были такие статьи, где год стоял, а записи не было. Это означало, что в этот год не произошло ничего значительного, и летописец не считал нужным это записывать. Под одними годом могло быть и несколько крупных повествований. В летопись включены символы: видения, чудеса, знамения, а также послания, поучения. Первая, датированная 852 г., статья связывалась с началом Русской земли. Под 862 г. помещалась легенда о призвании варягов, установление единого предка русских князей Рюрика. Следующий поворотный этап связан в летописи с крещением Руси в 988 г. заключительные статьи рассказывают о княжении Святополка Изяславича. Также композиционное своеобразие «Повести временных лет» проявляется в соединении множества жанров в этом произведении. Отчасти из-за этого под одним годом иногда помещались сообщения разного содержания. Летопись представляла собой свод первичных жанровых образований. Здесь находим и погодную запись-простейшую и древнейшую форму повествования, и летописный рассказ, летописные сказания. Близость летописи к житийной литературе обнаруживается в рассказах о 2-ух варягах-мучениках, об основании Киево-Печерского монастыря и его подвижниках, о перенесении мощей Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского. С жанром надгробных похвальных слов были связаны в летописи некрологические статьи, которые часто содержали словесные портреты умерших исторических деятелей, например, характеристика тмутараканского князя Ростислава, отравленного во время пира византийским воином. Символичны пейзажные зарисовки. Необычные природные явления толкуются летописцем как «знамения»-предупреждения свыше о грядущей гибели или славе.

    В недрах «Повести временных лет» начинает формироваться воинская повесть. Элементы этого жанра присутствуют уже в рассказе о мести Ярослава Святополку Окаянному. Летописец описывает сбор войск и выступление в поход, подготовку к сражению, «сечу злую» и бегство Святополка. Также черты воинской повести прослеживаются в «Повести о взятии Олегом Царырада», в рассказе «О битве Ярослава с Мстиславом».

    «Поучение» было внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Само поучение было написано Мономахом в 1117 году.

    Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель Киевской Руси (1053-1125).

    Особенности жанра:

    В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, «Поучение» содержит конкретно-исторические черты. Оно распространено автобиографической частью.

    Оно построено по весьма чёткому плану:

    1. Вступление, обращённое к детям.

    2. Центральная дидактическая часть - общее философское рассуждение о человеколюбии и милостивости бога. Практические наставления.

    3. Завершение - призыв воздать хвалу богу при любых делах.

    Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил 83 больших похода, заключил 20 мирных договоров.

    Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами.

    Стиль:

    1. Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников. Любовь к природе выражается литературным языком.

    2. Элементы живого разговорного языка (охота, походы).

    3. Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений.

    4. Язык простой.

    Личность:

    1. Нет молодецкой лихой удали, не красуется славой своих подвигов, потому что он не только витязь, а ещё и высокообразованный князь, философски осмысливший опыт своей долголетней жизни.

    2. Черты воина и охотника, никогда не расстающегося с оружием, не знающего страха в схватках.

    3. Образ князя-книголюба.

    12. Киево-Печерский патерик. Общая характеристика + новеллы.

    Наряду с первыми княжескими житиями создаются жития чисто церковные. В стенах Киево-Печерского монастыря собираются жития, предания и легенды святых.

    Все эти описания жизни и деятельности монахов в 13 веке были объединены в сборник, который получил название в 15 веке - «Киево-Печерский патерик».

    Основа патерика - переписка суздальского епископа Симона с монахом Поликарпом из Киево-Печерского монастыря. (Начало переписки - 20-е годы 13 века).

    Они пишут о святости Киево-Печерского монастыря. Симон подчёркивает значение монастыря, называет знаменитые имена - выходцы из Киево-Печерского монастыря.

    Состав:

    1. Сказание о святых черноризцах Печерских (9житий святых, написанных Симоном)

    2. 11 рассказов о жизни святых, написанных Поликарпом.

    Эти 20 рассказов и составили основу Киево-Печерского патерика.

    Патерик открывается сказанием о создании Печерской церкви (1073). Далее следуют рассказы о жизни святых. Они наполнены религиозной фантастикой, чудесами, борьбой с бесами, и т.д.

    Большое место занимает отношение монахов с киевским князем. Обычно в столкновении с ним победа остаётся за монахами.

    Жестокая кара постигает того, кто не почитает монастырь и его старцев. Такова мораль рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить князь Ростислав.

    Хорошо описываются князья Святослав, Всеволод, Владимир Мономах.

    Не только подвигами прославляют монахи монастырь, но и искусством врачевания (Агапит), писательским мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста писания (Никита), знанием языков (Лаврентий) и искусством живописи (иконописец Алимпий).

    Возникновение патерика в условиях феодальной раздробленности, в период, когда Киев утратил былое значение политического центра, имело большое значение: патерик напоминал о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря, символе единства русской земли.

    Слово о полку Игореве». Историческая основа. История создания.

    «Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.

    Историческая основа:

    В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

    В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

    Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

    1170 год - съезд южнорусских князей.

    1184 год - коалиция разбивает половцев.

    Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

    Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

    Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

    1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

    2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

    Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.

    Написано было между 1185 и 1187 годами.

    Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова».

    Основная идея - страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».

    Надо сказать, что идейная и художественная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга.

    Художественное своеобразие:

    «Слово о полку Игореве» представляет собой своеобразный мир образов, в котором живут, строят планы, борются, радуются и печалятся, делятся мыслями и чувствами разного положения люди феодального класса: князья и дружинники.

    С художественной точки зрения «Слово о полку Игореве» поражает стройностью и внутренним единством, гармонией всех входящих в его состав компонентов - образов, картин, элементов словесного оформления.

    Батальная живопись «Слова» отличается необычайной яркостью красок. Битва рисуется в этих картинах как богатырская потеха, как шумный пир.

    Это произведение не словесно-изобразительного, а словесно-выразительного творчества, не эпически повествовательное полотно, а лирически песенный словесный поток. Песенный характер «Слова» выражается в отчётливо лирическом складе этого произведения.

    Надо сказать о значении описания природы в «Слове». Каждый раз перед битвой она особенно ярко отражает предстоящие события.

    Гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Чёткость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность - всё это делает «Слово» прекрасным произведением русской литературы.

    Система образов в «Слове».

    «Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.

    «Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи - идеи единства Руси.

    1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли . «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

    В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.

    Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

    Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

    Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.

    2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

    3) Совсем особую группу составляют женские образы . Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

    4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян - «вещий».

    В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

    Фольклорность «Слова».

    «Слово...» - не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора. Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена.

    Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья - это «солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка» и т.д. В таких же традициях выдержано описание сна Святослава: покрывало - символ похорон, жемчуг - слез и проч. Все это взято из русского фольклора. Как, впрочем, и прием олицетворения (автор черпал из фольклорные метафоры, сравнения, эпитеты, которыми изобилует текст): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» - эпитеты, «Донец сказал князю Игорю...» - олицетворение, например. С русским песенным жанром связаны и многие рефрены (повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны Игоревы!.. - эти строки часто повторяются. С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть..?

    Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму, полную патриотизма. А без фольклорных традиций у него ничего бы не получилось.

    Поэтический стиль «Слова».

    Свойственный народной поэзии постоянный эпитет, неизменно связанный с названием определённого предмета, составляет характерную черту поэтики «Слова». Как и в народной поэзии, в «Слове» волк всегда «серый», орёл - «сизый», ворон обязательно «Чёрный», стрелы - «Калёные», девки - «Красные». Эпитет «вещий» неоднократно используется в «Слове» в словосочетании «вещий Боян». У Бояна и персты вещи.

    Кроме постоянных эпитетов, носящих традиционный характер, в «Слове» иногда проскальзывают эпитеты, поражающие оригинальностью, заставляющие по-новому ощутить вещи. Например, эпитет «серебряный» в приложении к берегу реки.

    Пленяя нас богатством и разнообразием поэтического словаря, «Слово» производит сильное впечатление и фигуральностью (гиперболы, восклицания, вопросы), интонационным богатством своего языка. Оборами аффективно-приподнятой речи наполнены и «золотое слово» Святослава, и «плач» Ярославны, и «слово» автора повести.

    Поэтика воинской повести существенно отличается от поэтики житийной литературы. Поэтический язык «Слова» звенит всеми голосами земной жизни, говорит о красоте земных страстей полными страсти словами; это буйный и жизнерадостный язык княжеских дружин.

    Тесная связь «Слова» с устной народной поэзией: отрицательные метафоры, некоторые типично народные эпитеты, плачи, прославления («Слово» заканчивается славой русским князьям.)

    Характерна ритмичность поэтического языка «Слова». Тревожный ритм (волнение Игоря перед бегством), ритм большого, свободного дыхания (плач Ярославны)

    «Слово о полку Игореве» - воинская повесть, поражающая своим необычайным художественным совершенством.

    Композиция «Слова».

    Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.

    Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.

    «Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.

    Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.

    1174 год - I поход Игоря.

    1183 год - II поход Игоря.

    I часть.

    Завязка - выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.

    II часть.

    Центральная часть. Кульминация - поражение войска. Символ Руси - Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.

    Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

    III часть.

    Плач Ярославны - олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач - важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку - бегство Игоря из плена. Затем - бегство Игоря со сказочными превращениями.

    III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце - слава князьям за мужество и храбрость.

    Поучение Владимира Мономаха своим чадам

    Первое, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню творя неоскудну, это начаток всякому добру.

    Если вам Бог умягчит сердце, то слезы испустите о грехах своих, рекуще: "Яко же блудницу и разбойника, и мытаря помиловал еси, тако и нас, грешных, помилуй!". И в церкви так делайте, и ложась. Не грешите ни одну же ночь; если можете, поклонитеся до земли, не забывайте, не ленитеся; тем бо ночным поклоном и пением человек побежает дьявола, и что в день согрешит - тем человек избывает.

    На коне едучи, если иных молитв не умеете молвити, то "Господи, помилуй" зовите беспрестанно, втайне; это будет лучше, нежели мыслить безлепицу ездя.

    Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще, по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицу оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его.

    С любовью взимайте благословение от епископов, и попов, и игуменов, и не устраняйтеся от них, и по силе любите, да приимете от них молитву.

    Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме, но рцем: "Смертны есмы, днесь живи, а заутра в гроб; се все, что нам еси дал - не наше, но Твое, поручил нам еси на мало дний".

    Старых чти, яко отца; а молодых - яко братью. Лжи блюдися, и пьянства, и блуда - ибо в том душа погибает и тело. Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости делать отроком, ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в житех, да не начнут вас клясти. Куда же пойдете, идеже станете, напойте, накормите просящего; и боле же чтите гостя, откуду же к вам придет; те мимоходящие прославят человека по всем землям, либо добрым, либо злым.

    Больного присетите. И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти. Се же вы конец всему; страх Божий имейте выше всего.

    Аще забудете сказанное - перечитайте: и мне не будет срама, и вам будет добро.

    Леность всему мати: что умеет - то забудет, а что не умеет - тому не учится. Не ленитеся ни на что доброе, первое - к церкви. Да не застанет вас солнце на постели; тако бо отец мой делал блаженный и все добрые мужи совершенные. А узревшие солнце -прославите Бога, с радостью рече: "Просвети очи мои, Христе Боже, иже дал мне еси свет Твой красный!". И еще: "Господи, приложи ми лето к лету, да остаток грехов своих покаявся, оправдив живот, тако похвалю Бога!".

    Что советую творити отроку моему, то и сам отворил - дела на войне и на охоте, ночь и день, на зною и на зиме, не давая себе упокоя. Тоже и худого смерда, и убогих вдовиц не дал сильным обидети, и церковного наряда, и службы сам никогда не презирал. Да не зазрите меня, дети мои, ни иной, кто прочтет, не хвалю бо ся ни дерзости своея, но хвалю Бога и прославляю милость Его, иже меня грешного и худого, на вся дела человеческая потребна. Да сию грамотицу прочитаючи, потеснитеся на вся дела добрая, славяще Бога со святыми Его.

    Смерти, дети, не бойтеся - ни в бою, ни от звери, но мужское дело творите, как вам Бог подаст. А если от Бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти, но то, что добро есть блюсти - Божие блюдение, лучше человеческого.