Кто верховный бог в индии. Рубрика: Боги Древней Индии. Что говорят о Вишну древние тексты

  • Дата: 15.11.2023

Список богов Древней Индии с кратким описанием и ссылками на полные статьи.

Авалокитешвара — в буддийской мифологии бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Агни — бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.

Брахма — творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Варуна — всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна - воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи.

Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну - хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Ганеша — в индуистской мифологии «владыка ганы» - божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Дьяус — в ведийской мифологии бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.

Индра — бог грома, молнии и войны, глава богов, позднее - локапала. В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.

Кубера — в индуистской мифологии бог богатств, один из восьми Локапала или охранителей мира, владыка якшей, киннаров и гухьяков. Кубера — внук великого рши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса.

Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи - озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Хануман — обезьянообразный бог, сын бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.

Шива — в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти. Он бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

Яма — владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии - Ями.

Другие боги и божества Древней Индии:

Апам Напат Ваю Вивасват
Вирабхадра Вирадж Вишвакарман Вишведевас
Дакша Джаганнатха Дхатр Йама
Кама Маруты Матаришван Парджанья
Праджапати Прадьюмна Пушан Рбху
Рудра Рудры Савитар Сиддха
Сканда Сома Сурьямаса Тваштар
Чандра Шакра

Богини Древней Индии

Деви — в индуистской мифологии жена бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти). В соответствии с двумя ипостасями Шивы, бога-создателя и бога-разрушителя, она выступает то в кротком облике, как Парвати, то в грозном, как Кали.

Дурга — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Кали — в брахманизме и индуизме одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Почитается особенно в Бенгалии. Кали изображается главным образом в грозном, устрашающем облике.

Лакшми — в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии. Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты.

Парвати — в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота.

Сарасвати — главная для ведийских ариев река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита.

Ума — благая ипоставь Деви, жены Шивы. Ума была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах.

Ушас — в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице. Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица.

Является одной из древнейших религий, которая, в свою очередь, считается третьей по численности верующих во всем мире, на первом месте находится православие, а на втором ислам. Индийская религия - это совокупность традиций, обрядов, философии и знаний. Она представлена многочисленными школами, а также священнописаниями. В индуизме существуют различные направления, одним из которых является вайшнавизм или вишнуизм, его отличительной особенностью является поклонение индийскому Богу и его .

Что это за бог

Бог Вишну - один из индуистской Троицы или Тримурти, в которую, помимо него, входят и Брахма. Это Верховное Божество, согласно индуистским верованиям, возвращается на Землю для того, чтобы поддерживать баланс добра и зла. Для этого он перевоплощается в различные обличья или аватары. Имя Вишну многократно упоминается в индуистских священнописаниях, в которых ему отводится особая роль - вершителя справедливости. Считается, что на данный момент Вишну перевоплощался 9 раз, а 10-й приход этого Бога на Землю только предстоит, и случится он тогда, когда конец Света будет совсем близок.

Знаете ли вы? В некоторых деревнях Индии существует традиция, которую почитают как индуисты, так и мусульмане, а заключается она в том, что новорожденных сбрасывают с 15-метровой высоты на растянутый тент. Считается, что после того как ребенок справится с этим испытанием, он будет расти здоровым и счастливым .

Как выглядит Вишну: иконография

На иконах Вишну изображают в человеческом теле с синими, голубыми или черными кожными покровами и четырьмя руками. Четыре руки символизируют то, что человек действует не только 2 руками как физиологической частью, но и еще набором четырех рук, который отражает внутренний мир, то есть то, что наполняет индивидуум изнутри и отражает его поступки. Этому есть объяснение в Веданте, где 4 руки трактуются как символы , и . Визуализация Вершителя справедливости, таким образом, подчеркивает его божественные качества и способности.

Почти на всех картинах этот Бог изображен со своей супругой Лакшми. Он либо стоит на цветке лотоса, его жена просто находится рядом, либо лежит на кольцах змея, а его супруга делает ему массаж ног, а вокруг семейства раскидывается безграничный Молочный океан. Также встречается такой вариант картин, на котором Вишну сидит верхом на орле . На голове Вершителя справедливости находится корона, которая символизирует его господство и то, что именно он является частью души каждого человека. Вишну - это Бог, который может изменять обличья, но то, чего он хочет добиться, остается неизменным, а это и справедливость, и добро, и любовь, и взаимное уважение людей.

Важно! Жена Вишну - Лакшми также почитается в индуизме и является богиней богатства, процветания, изобилия, счастья и удачи.

Атрибуты и их значение

На всех изображениях в руках у Вишну находится 4 предмета, каждый из них - это своеобразный символ и имеет свое значение, а также говорит о том, за что его владелец отвечает. Он держит раковину, булаву, лотос и чакру или диск. Раковина символизирует первичный звук творения . Булава - свидетельствует о ментальной и физической силе своего обладателя. Цветок лотоса - это отражение свободы и чистоты, помыслов и поступков. А диск - подчеркивает умственные способности этого Бога и его мудрость.

Другие имена божества

Согласно древнеиндийскому эпосу «Махабхарате» существует более 1000 имен Вишну, в этом источнике есть целый раздел, посвященный исключительно им. Среди самых значительных можно выделить следующие имена: Говинда (пастух), Кешава (благоволосый), Хари (рыжевато-коричневый или избавитель), Мадхусудана (убийца демона Мадху), Пурушоттама (высший дух, лучший из людей) и Мурари (враг демона Мури). Воплощения Бога Вишну безграничны, как, собственно, и имена, которые могут ему принадлежать.

О снисхождении, аватары Вишну

«Высший Бог» наделен многочисленными положительными характеристиками среди своих почитателей. Он символизирует будущее, настоящее и прошлое, творит и разрушает, руководит существованием во Вселенной, именно он разрешает все проблемы, поддерживает и управляет земными существами. Его появления на Земле не исчислимы, так как Вишну непрерывно вершит справедливость и меняет свое обличье бесчисленное количество раз, но есть такие аватары, которые считаются общепризнанными и высоко почитаются в вайшнавизме.

Матсья

Воплотившись в рыбу, Вишну явился на Землю во время всемирного потопа и спас Ману.

Курма

Обратившись в черепаху, он поддержал гору Мандара, которая могла затонуть из-за пахтанья океана, спровоцированного Богами и Демонами, для того чтобы добыть нектар из его недр.

Вараха

В обличье вепря Вишну убил демона Хираньякшу и спас Землю от настигающей водной пучины, которая символизировала грехи землян. Считается, что таким образом Божество уберегло людей от потопления в собственных проступках и греховности благодаря высшей силе Варахаватару.

Нарасимха

Перевоплотившись в человека-льва, он победил зло, то есть демона, который начал главенствовать на земле и небесах.


Вамана

В виде карлика «Вершитель справедливости» явился к аскету и магу Бали, который на тот момент завладел миром. Он попросил у него такой отрезок земли, который он сможет преодолеть, сделав всего 3 шага. Маг согласился, а Вамана, ступив 2 раза, отмерил небеса и землю и столкнул злодея в преисподнюю, оставив подземное Царство ему.

Важно! Следующие 5 аватаров Вишну заключаются в перевоплощении в людей, то есть только половина из общепринятых связана с мифическими существами или животными.

Парашурама

Примерив на себя облик сына мудрой семьи Ренуки и Джамадагни или воплотившись в Раму с топором, Вишну победил кшатриев и избавил человечество от тирании и опасности. Он победил воинов и превознес «брахманов».

Рама

Является одним из самых почитаемых перевоплощений Бога справедливости. Рама побеждает всех злодеев и устанавливает гармонию добра и справедливости.

Кришна

Еще эту аватару называют Беларама, она является самым полным воплощением этого Божества, и Кришна в Индии почитается как . Кришна - это мудрый воин, талантливый стратег и мудрец. Он олицетворяет детскую непосредственность и чистоту помыслов и поступков, а также всеобъемлющую любовь.

Гаутама Будда

Девятая аватара - воплощение Маха-Вишну в Будду, что трактуется как проявление индуизма в буддизме.


Калки

В этом обличье Вишну предстанет перед концом этой эпохи, он явится с мечом на белом коне, победит всех врагов дхармы и восстановит справедливость.

Знаете ли вы? В западной части Индии, в городе Дешнок располагается храм «Карни Мата». Его особенностью является то, что в этом святом месте поклоняются крысам. На территории храма их проживает более 20 тысяч, верующие приносят им дары, а особой честью считается попробовать пищу, надкушенную животным.

О вайшнавизме (вишнуизм)

Последователей Вишну называют вайшнавы или вишнуисты, их относят преимущественно к монотеистам, чаще всего это жители Индии. Данные относительно количества вишнуистов меняются в различных источниках. Так, в одних их количество составляет приблизительно 700 миллионов человек, а в других - приблизительно 200 миллионов.

Невзирая на численность последователей, вишнуизм является одним из основных направлений индуизма. Вишнуизм также базируется на веровании в переселение душ, и карму, а поклонение Божеству осуществляется посредством и .

Отвечая на вопрос, кто же такой Бог Вишну, можно сказать, что он является Верховным Божеством в индуизме и почитается своими последователями как борец за справедливость и добро, который перевоплощается в разные обличья с целью спасти Землю от зла и разрушений и установить на ней гармонию, привить человечеству любовь и взаимопонимание.

Где Вишну является младшим божеством и совершает три шага вокруг Земли и Неба, что символизирует путь Солнца: восход, зенит и закат.

Позже для почитателей-вишнуитов он превратился в нечто
большее, чем то, что ему приписывается в концепции Тримурти: он
олицетворяет бытие мира, является верховным божеством, силой ,
поддерживающкей стабильность и порядок в природе . В “Бхагава-
та-пуране” <от его имени > сказано: “Я есть то, что есть, и тот, кто должен пребывать, есть я”.

По своей природе Вишну утончен, полон всепрощения и нежных
мыслей к своим почитателям. Он всегда стоит на страже мирового
благого Закона. Время от времени (когда усиливается зло на Земле)
он воплощается в виде аватаров для помощи людям , благополучия богов и людей. Поэтому ему поклоняются в благоговейной любви и преданности (бхакти).

Культ Вишну появился на Севере Индии, на исконной земле ари-
ев . Там и теперь он распространен наиболее широко. Оттуда культ Вишну проник на Юг, где все же преобладает культ Шивы , связанный, очевидно, своим появлением с местными верованиями аборигенов дравидийского происхождения.

Из них первые пять относятся к иным мирам: рыба (матсья), черепаха (курма), вепрь (вараха), человеко-лев (нарасимха) и карлик (вамана). Следующие четыре и были человеческими воплощениями в нашем мире: Парашурама, Рамачандра, Кришна и Будда . Последний спаситель - Калки еще придет, знаменуя конец «темного цикла» - Кали-Юги.

Все воплощения Вишну характеризуются точно установленными иконографическими чертами и признаками.

Младшие проявления Вишну, которые не считаются аватарами, следующие:

1. Манматха - человеческий образ божества любви (Камы). Он олицетворяет не возвышенную божественную любовь, как у Кришны - Радха*, получающую мистический символический характер, а обычную земную любовь, и по своему значению ближе не к Кришне, а к европейскому купидону. Кама изображается с луком и пятью цветочными стрелами в руках; по сторонам могут стоять обе его жены: Притхиви - любовь и Рати - наслаждение или страсть . У него украшения из цветов, означающие весну и любовь. В некоторых случаях предстоящий несет перед ним знамя божества любви с изображением макары . Вахана Камы - попугай.

2. Варадараджа («Великий благотворитель») - наделяющий дарами и благами. В этом проявлении Вишну едет на Гаруде, имеет восемь рук с эмблемами <т. е. с атрибут ами>.

3. Вайкунтханатха («Владыка неба Вайкунтха», где обитель Вишну). В этом виде Вишну едет на Гаруде и тоже имеет восемь рук и четыре головы: мужчины, женщины, льва и вепря. Этот образ представляет собой сочетание двух воплощений Вишну.

4. Хайягрива . В этом проявлении Вишну изображается с человеческим туловищем и головой лошади. Это его аспект учености, но мало популярный по сравнению с главной богиней наук Сарасвати .

5. Даттатрейя . В этом виде Вишну представляет в одном лице Тримурти, но почитается при этом как младшее божество. Как Даттатрейя он может изображаться в трех видах: в виде трех божеств Триединства, стоящих или сидящих рядом друг с другом, с их ваханами и эмблемами; как Вишну, сидящий в состоянии йога, но в головном уборе и с орнаментами Шивы; как человек с тремя головами божеств Тримурти, сопровождаемый четырьмя собаками , представляющими четыре самые древние и священные Веды .

6. Дханвантарин . В этом виде Вишну выступает как божество индийской медицины, в образе красивого человека с чашей амброзии в руках, сидящего перед щитом с эмблемами Вишну.

7. Мохини . В этом проявлении Вишну предстает в виде прекрасной женщины, распределяющей среди богов амброзию, полученную после пахтания богами молочного океана. В это время в нее влюбился Шива и стал преследовать, полный страсти. Она изображается обнаженной и почти без украшений, стоящей в подчеркнуто выразительных изгибах позы атибханга. Ее волосы расчесаны и завязаны большим узлом.

8. Адимурти . В этом проявлении Вишну сидит в позе сукх-асана на кольцах Змия Вечности, головы которого, как всегда, образуют как бы балдахин <см. также КАПЮШОН > над головой Адимурти. В его четырех руках обычные эмблемы Вишну.

9. Венкатеша (на Севере Индии известен под именем Баладжи). В этом виде правая половина божества изображена как Вишну, а левая как Шива, причем у каждой половины соответствующие этим божествам эмблемы и орнаменты. Почитается и вишнуитами и шиваитами.

10. Вишваксена - начальник небесных сил Вишну и хранитель его дворца. В этом проявлении он изображается сидящим, с четырьмя руками, в двух верхних - диск и раковина, в одной их нижних - жезл.” (ТюлС)

“В одном из вариантов мифа о потопе (Мбх. III 186-187) мудрец Маркандея, спасенный Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньян ового дерева) проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Таким образом, мир предстает как форма существования В. Согласно другому варианту мифа о потопе (Мбх. III 194), В. в конце каждого мирового цикла <см. ЮГА > вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда В. просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. <...> Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определенного облика составляет основное содержание мифа об аватарах В. Во всех своих проявлениях В. олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая В., предстает во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).

В Ведах В. наделен неопределенно антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». Махабхарата среди других имен В. дает: «тот, чье тело не описать», но тем не менее часто по-разному описывает его В. В сложившейся позднее иконографии В. обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим по всеоружии юношей. В одной из четырех его рук - чакра, специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке - раковина, в третьей - булава (палица), в четвертой - лотос или лук. Цвет кожи В. - темно-синий, цвет одежды - желтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в Махабхарате встречаются утверждения, что кожа В. принимает разный цвет в зависимости от Юги . Супруга В. - Лакшми. Сам В. иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание В. - вершина горы Меру. Его ездовое животное - царь птиц Гаруда .

В. имеет множество имен, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В Махабхарате есть раздел под названием «Гимн тысяче имен Вишну» (XIII 149). Другие наиболее важные имена В.:

Хари (букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»),

Говинда («пастух»),

Кешава («благоволосый»),

Мадхусудана («убийца демон а Мадху»),

Мурари («враг демона Муры»),

Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»)”. (Серебряный С. Д., МНМ)

Главными богами индуизма является божественная триада популярных индийских богов Брахмы, Шивы и Вишну (Тримурти). Несмотря на такое огромное и разнообразное многобожие индийской религии, можно воспринимать индуизм и как религию с верой в единого Бога. А всех этих многочисленных индусских богов как различные проявления того одного единственного великого Бога. Ну а тройку крупнейших богов - Брахму, Шиву и Вишну можно даже сравнить с христианской Троицей. Ведь для индуизма также присуща идея троичности и триединства божественных сил. Эти три бога представляют собой одну божественную сущность, но у каждого из них своя сфера деятельности .

Верховная Личность Бога косвенно связан с тремя качествами природы: страстью, благостью и невежеством . Для создания, поддержания и разрушения материального мира Он принимает три формы, имеющие отношение к этим качествам, — это Брахма, Вишну и Шива. Среди них только Вишну, отвечающий за благость, приносит всем живым существам высшее благо.
Из этих трех Брахма создает вселенную, Вишну поддерживает ее, а Шива разрушает после каждого космического цикла. Среди этих трех личностей Брахма и Шива — главные полубоги, в то время как Вишну — Сам Бог. Эзотерические части Ведических писаний объясняют, что Верховная Божественная Личность — это Кришна . Он обитает в Своей обители в духовном мире, которая находится далеко за пределами этого материального творения. Его тело имеет две руки, однако для того, чтобы сотворить материальный мир, Он распространяет Себя в четырехрукую форму Вишну. Господь Вишну поддерживает вселенский порядок и является господином двух других главных божеств, Брахмы и Шивы.
Господь Брахма, первое сотворенное живое существо в каждом космическом цикле, рожден непосредственно из Господа Вишну. Для того, чтобы создать все планеты и формы жизни в этой вселенной Брахма сначала создает основных полубогов , которые в свою очередь создают дальнейшее потомство для заселения вселенной. Поэтому Брахма является отцом всех живых существ и господином всех полубогов .
После Господа Вишну, Господь Шива, пожалуй, наиболее популярное божество в индуизме. Он рожден как непосредственный сын Господа Брахмы и он имеет различные функции и обязанности и поэтому также множество имен.
Как и все божества, Брахма, Вишну и Шива имеют свои атрибуты: супругу (шакти, или "энергия"), личное средство передвижения (вахана) и характерные символы.
Вишну (хранитель Вселенной) — Лакшми (Богиня удачи) — Гаруда (орел)
Брахма (творец Вселенной) — Сарасвати (Богиня мудрости, образования и музыки) — Хамса (лебедь)
Шива (разрушитель Вселенной) — Парвати , называемая также Дурга или Кали (олицетворение материальной природы) — Нанди (бык)Брахма - Бог творец. Брахма является саморожденным, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа (рождённый из пупа). Брахма является сыном Верховного Абсолюта, Брахмана, и женской энергии Пракрити или Майя .
Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати , которые считаются прародителями человечества. В Ману-смрити перечислины их имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пуласья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета (по другой версии, Дакша), Бхригу и Нарада. Затем Брахма сотворил семь великих мудрецов (Сапта-риши) , которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра (сыновья, рождённые из ума). Брахма считается отцом Дхармы и Атри. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.
Брахма только иногда вмешивается в дела других богов и ещё реже в дела людей.
Бхагавата-пураны рассматривают Брахму как творца Вселенной, но не как Бога. Напротив, считается, что он был сотворён Богом (в его безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того, как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.
Пураны рассказывают историю о том, как в результате проклятий великого мудреца Бхригу , полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было ограничено. Однажды Бхригу проводил на земле огромное ведическое жертвоприношение. Было решено, что председательствующим божеством на яджне будет величайший из Богов. Бхригу взялся найти величайшего из Тримурти. Когда он пришёл к Брахме, тот был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов прибывшего на аудиенцию мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклонятся ему.
Брахма изображается с кожей красноватого цвета, одетым в красные одежды. Брахма имеет четыре головы и четыре руки. Четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу. Красный цвет кожи символизирует золото и указывает на то, что Брахма активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования.
В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн . В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из метала или из скорлупы кокосового ореха, вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя, эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, акшамала (чётки символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной), которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма держит книги Вед (символ знания) , но иногда — цветок лотоса (символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной). Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука - эго и передняя левая рука — самоуверенность.
На голове у Брахмы корона, символ его верховной власти во Вселенной.
Вахана Брахмы - лебедь, символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека , или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались.
Шри Брахма Самхита (санскр. «Песнь Брахмы») — одно из важнейших священных писаний гаудия-вайшнавизма . Брахма-самхита содержит молитвы творца этой вселенной Брахмы Кришне, произнесённые Брахмой в самом начале творения. В течение многих столетий текст Брахма-самхиты считался утерянным. В начале XVI века совершавший паломничество по Южной Индии Чайтанья Махапрабху (1486—1534) обнаружил 62 шлоки пятой главы Брахма-самхиты в храме Ади-Кешавы . Об этом говорится в девятой главе Мадхья-лилы Чайтанья-чаритамриты . Брахма-самхита не только раскрывает важнейшие положения вайшнавской философии, но и содержит в себе в сжатой форме всю сиддханту Чайтаньи Махапрабху. В этом тексте Кришна описывается, как источник всего творения, причина причин, Верховная Личность Бога.

В 1971 году Джордж Харрисон выступил музыкальным продюсером и аранжировщиком песни «Govindam», состоявшей из нескольких стихов из Брахма-самхиты. Песню спели кришнаиты храма Радха-Кришны в Лондоне и она вышла на альбоме «The Radha Krishna Temple». В песне используются стихи: 5-30, 5-32.

Вишну — хранитель и и защитник Вселенной. Согласно традиционному толкованию имени, корень viś означает «обосноваться», «войти», или «пронизывать», а суффикс nu переводится как «всепроникающий», «тот, кто проникает везде», «тот, кто свободен от оков и ничем не связан». О Вишну говорится как о всевышнем Боге в ряде священных текстов индуизма, в частности в Тайттирия-самхите, Яджур-веды и в Вишну-сахасранаме . Он также является воплощением доброты, милосердия и силы, которая сохраняет мир и поддерживает космический порядок, Дхарму.
Вишну часто изображается лежащим или опирающимся на змея Шеша, рядом со своей женой Лакшми, которая гладит его ноги. Говорят, что он никогда не спит и постоянно находится в миролюбивом настроении Шанти. В Пуранах говорится, что цвет тела Вишну тёмно-голубого цвета, подобно цвету облаков. Чаще всего Вишну представляют держащим в руках с четыре предмета или оружия. В одной руке Вишну держит раковину или Санку . Во второй руке диск или Вайджру . В третьей руке он держит булаву и в четвертой лотос - Падма . У него также есть лук который называется Сарнгa и меч который называется Нандака . Большую часть времени добро и зло находятся уравновешенном состоянии. Но порой баланс нарушается и злые демоны берут верх. Тогда, в ответ на просьбы других Богов, Вишну воплощается в человеческом обличии и приходит чтобы установить правильный баланс снова. Десять воплощений Вишну, как правило принято называть аватарами Вишну. Десять аватар Вишну:
Первое воплощение — аватара Матсья или Рыба. В этой форме Вишну спас Санкт Ваивасвата, индусский аналог библейского Ноя (или наоборот).
Второе воплощение — аватара Курма или Черепаха. В момент пахтанья молочного океана, Курма будучи черепахой подпер гору Мандара, которая начала погружаться в молочный океан, и это спасло Девов (Богов).
Третье воплощение Вараха или Кабан. Вишну убил демона Хираньякша, вернул украденные Веды и поднял Землю со дна океана.
Четвертое воплощение Нарасимха или Лев. Будучи существом наполовину львом, наполовину человеком, Вишну​​ убил демона Хираньякашипу, брата Хираньякши (которого убил Вараха). Хираньякашипу получил от Брахмы благословение, что он не может быть убит человеком, животным или богом, но Вишну сделал это во имя мира на Земле.
Пятое воплощение Вамана или Гном. в этом воплощении Вишну убил демона Бали, который получил власть над Землей и напал на Девов.
Шестое воплощение Парашурама . Он своим легендарным топором убил короля Картавирьи, который украл священную корову Камадхену, которая может выполнять все желания.
Седьмое воплощение Рама . Шри Рама убил демона Равана, который похитил Ситу. Подробнее об этом можно прочитать в Рамаяне.
Восьмое воплощение Кришна . Он убил Камсу, сына демона и короля Матхура. Кришна является одной из самых популярных аватар бога Вишну, так как Кришна и есть Верховная Личность Бога пришедшая на Землю из духовного мира. Господь Кришна и все Его полные части — это вишну-таттвы, т.е. существа, относящиеся к категории Бога. Из Шри Кришны исходит Баладева, из Баладевы — Санкаршана, из Него — Нараяна, а из Него — другой Санкарашана. Из последнего проявляются пуруша-аватары: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Кширодакашайи Вишну, или Высшая Душа, божество, повелевающее стихией благости в этом мире, это значит, что Брахма создает вселенную с помощью силы страсти, Вишну поддерживает ее силой благости, а Шива в должное время разрушает ее, танцуя тандава-нритью, танец разрушения. Материалисты обычно поклоняются Брахме, глупцы — Шиве. Но стремящиеся к духовности поклоняются форме благости, Вишну в Его разных проявлениях.
Девятое воплощение Будда . Эта аватара была призвана избавить мир от убийства коров и других животных в виде жертвоприношений (ахимса).
Десятое воплощение Калки . Он придет на Землю в этой Кали-юге с мечом на белом коне, что бы уничтожить зло.
Три формы Вишну. В тексте Сатвата-тантра описываются три различные формы, или ипостаси Вишну: Маха-Вишну, Гарбодакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну .

Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей.
Первая из этих экспансий, Маха-Вишну , создаёт всю совокупность материальной энергии, известной как махат-таттва .
Вторая экспансия, Гарбходакашайи Вишну , входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них .
Третья ипостась, Кширодакашайи Вишну , распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной .

Говорится, что человек, осознавший эти три формы Вишну, достигает мокши (освобождения).
Вишну — это Бхагаван , что в переводе с санскрита означает «обладающий всеми достояниями». Говорится, что Вишну обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых выделяют шесть основных: джнана (знание), айшварья (богатство), шакти (могущество), бала (сила), вирья (мужество) и теджас (великолепие). Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это гамюхирья (неописуемое величие), аударья (щедрость) и карунья (сострадание).
Вишну имеет множество имен, связанных с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и аватаров Вишну. В «Махабхарате» (149-й главы Анушасана-парвы) приводится список тысячи имен Вишну, содержащийся в тексте Вишну-сахасранама (буквально: тысяча имён Вишну). Другие наиболее распространенные имена Вишну:
~ Хари - избавитель
~ Говинда - пастух, наслаждающий чувства коров
~ Кешава - сразивший демона Кеши
~ Кришна - все-привлекающий
~ Мадхусудана - убийца демона Мадху
~ Пурушоттама - лучший из людей или высший дух.
Вишну отведена и космогоническая роль. В конце каждого мирового цикла, после буйства стихий и все-разрушающей пляски Шивы Вишну вбирает в себя Вселенную и погружается в сон. Он лежит на змее Шеше, покоясь на водах Мирового океана. Пробуждаясь, он замышляет новое творение, из пупа его вырастает лотос, а из него возникает Брахма, которым осуществляет акт творения. При таких вселенских масштабах Вишну, тем не менее, для своих перемещений использует царя птиц Гаруду...

Как мудрец Бхригу определил, какой из Богов лучше.
Когда однажды на собрании Богов мудреца Бхригу попросили указать главнейшего между Брахмой, Вишну и Шивой, он взял на себя задачу выяснить этот вопрос при помощи довольно рискованного эксперимента. Сперва он проследовал к Брахме и намеренно пренебрег привычными для того проявлениями уважения и этикета. Это необычное обращение вызвало у этого Бога негодование и обильную брань. Тогда он посетил Шиву, с которым повел себя в еще более оскорбительной манере, чем вызвал гораздо более сильный гнев этого Бога.
Однако Бхригу в обоих этих случаях успевал восстановить мир, своевременно принеся извинения. На-конец, он прибыл на небо Вишну и нашел Вишну спящим, а Лакшми — сидящей рядом. Зная сдержанный характер этого Бога, он рассудил, что в отличие от двух предыдущих случаев одного только внешнего проявления неуважения было бы недостаточно для испытания, поэтому он приблизился к спящему Богу и сильно пнул его ногой в грудь. От этого Вишну проснулся, и, вместо того чтобы возмутиться, он не только выразил опасение и сожаление о том, что мудрец, должно быть, ушиб ногу, но и великодушно принялся растирать ушибленное место. Увидев это, Бхригу воскликнул: «Этот Бог самый могущественный, поскольку он превосходит всех в доброте и великодушии».

Шива - Бог разрушитель , так как олицетворяет собой разрушительные начала Вселенной. Если Брахма это карандаш, который рисует картину жизни, то Шива - ластик, который вытирает все лишнее и ненужное. Грозный Бог Шива является настоящим воплощением Божьего гнева , это меч, карающий грешников и нечестивцев, очистительный огонь, который сжигает все грязное и мерзкое. Но также Шива (санскр. Siva — “благой, добрый, сострадательный”), не только разрушает, а иногда дарит новую жизнь, словно птица феникс, которая сжигает сама себя, а потом возрождается из пепла еще красивее и еще лучше, так и Шива дарит новое рождение из пепла. Шива — грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображают с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Он - бог аскетизма и само-умерщвления. Он глава йогов, подобно им, он ходит нагой, покрытый и измазанный пеплом, с длинными волосами, сплетёнными и поднятыми на темени.
Он глава бхутов - злых духов, ведьм и вампиров, которые носятся на местах казни, сжигания трупов, и в их компании он бродит по ночам. Один из эпитетов Шивы - владыка танца, а сам Шива по индийским верованиям является изобретателем многих земных танцев.
Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и Богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи , "царя танца", Шива регулирует мировой порядок . Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли Бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму.
В живописи Шива часто изображается с синей шеей, поэтому его называют Нилаканта , или "синешеий". Согласно мифу о пахтаньи мирового океана, при создании нектара бессмертия Боги использовали змея Васуки в качестве верёвки. В процессе змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.
Шива — отец слоноподобного Бога Ганеши и воинственного Бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нанди. Распространён образ Шивы в виде Царя танца - Шива-натараджа. По традиции у танцующего Шивы не менее четырёх рук, в одной из них он держит барабан - символ сотворения материи, а в другой — огонь - символ конца Вселенной. Классическая поза: одной ногой он попирает демона невежества, вторая нога поднята в танце. Часто его окружает кольцо священного огня, символизирующее мудрость и энергию.

Шива является одним из наиболее значительных и почитаемых богов Индуизма. Известно более тысячи его имен, раскрывающих многообразие его образов и функций. В ведический период Шиву называют именем Рудра , «Рычащий». Он носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрела, а также молния. Он обитатель гор — Гириша . Скитаясь по лесам, он является властелином лекарственных растений и Вдадыкой зверей — Пашупати . Он божественный целитель. Атхарва Веда провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от него. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде — на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий. Рудра — обитатель погребений, посыпающий прахом свое обнаженное тело, покрытое оленьей шкурой и украшенное ожерельем из черепов, блуждающий в джунглях и горах, несущий чашу с милостыней в виде половинки черепа, сопровождаемым собаками.
В своей милостивой форме он Шамбху . Он есть душа вселенной. Шива несет диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту — священный шнур, сделанный из змей; он смеется, поет и танцует в экстазе. Он Величайший Йогин и Аскет, Создатель и Хранитель Йоги и Тантры. Лишь Он Один способен принять все существующие во Вселенной Позы (асаны).
Днями особого почитания Шивы являются дни чатурдаши — 14 и 29 лунные дни, а также все понедельники. Мужчины, несущие в себе энергии Шивы, наделены большим духовным потенциалом и несгибаемой волей, постоянно работают как над своим духом, так и над телом. Они суровы и аскетичны по отношению к себе, но добры и снисходительны к другим.
Шива имеет множество имен и аспектов, главные из них таковы:
~ Махадева («Великий бог») - причина, источник мира, аналог Брахмана;
~ Махакала («Великий держатель Времени») - бог разрушения и смерти, персонификация всепожирающего времени. Однако, помимо смерти, в этом аспекте, он несет и надежду,т.к. являясь «смертью Смерти», Шива дарует освобождение от колеса рождений и смертей, спасение (мокша).
~ Натараджа («Царь космического танца») - Шива, как воплощение вездесущей космической энергии, вечно созидающий и разрушающий миры, задающий и поддерживающий ритм движения вселенной.
~ Махайоги («Великий йог»), погруженный в медитативный транс на горе Кайлаш, воплощение абсолютной йогической силы.
~ Дакшинамурти («Обращенный ликом на юг»,«Благожелательный») - Шива, разрушающий привязанность души к мирским делам и ведущий ее к освобождению, великий учитель, дарующий просветление своим ученикам через безмолвие.
Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:
Жезл (Данда) — представляет смерть.
Лимон (Джамбхара) — семя мира.
Трезубец (Шула, Тришула) — означает учение.
Тришула (Trisula) — три шулы представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.
Щит (Кхетака) — представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта.
Полумесяц (Каумуди) — символизирует божественность Шивы.
Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) — его гнев, который покоряет зло.
Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — символизирует победу над звериной природой.
Бык Нанди — символизирует Дхарму, Закон, а также духовную преданность.
Барабанчик (дамара) — символ разрушения и созидания Вселенной в конце кальпы.

Созидающая сила Шивы воплощена в его основном символе — линге-фаллосе , мужском детородном органе. Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шива означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Лингам олицетворяет ту же самую реальность — место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего Шива поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалингам представляет самого Бога. Является Шивалингам фаллическим символом, или нет — вопрос открытый. Шива не имеет формы — он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить. Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Верхняя часть Лингама называется питха и представляет собой мужское начало, основание Лингама йони , представляет начало женское. У Шивы — тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног. Вершина Шивалингама в форме сферы также включает в себя тысячу голов. По сторонам цилиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалингам является воплощением всеобъемлющего Пуруши .

Индуизм является одной из самых необычных религий мира. Жители древней Индии поклонялись великому множеству богов и божеств. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный Пантеон греческих богов. Занимаясь йогой невозможно обойти своим вниманием богов индуизма, как и йогические учения, это тоже, внушительный пласт древнеиндийской культуры. Давайте попробуем разобраться кто же такие Брахма, Вишну, Шива и многие другие представители индийского Пантеона Богов.

Шива

В древней индийской религии существует огромное множество богов, среди которых выделяют трех самых главных: Шива, Вишну и Брахма. Брахму и Вишну почитают как творца и защитника. В отличие от них, Шива – это разрушитель Вселенной. Так же Шива это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к переменчивому материальному миру. В индийской мифологии считается, что объединившись, Шива, Вишну...