Кто убил огромного змея пифона охранявшего вход. Храмы аполлона. Встречи со змеем

  • Дата: 08.10.2023

Несмотря на то, что Аполлон, сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец вечно юной Артемиды, являлся покровителем искусств, оракулом и врачевателем, он также очищал людей, которые совершили убийство, на собственном опыте зная, насколько тяжко нести этот грех. Убивал он не только тех, кто действительно этого заслуживал (например, гигантского змея Пифона, опустошающего окрестности Дельф), но и тех, кто вызывал его гнев.

Например, после того как сатир Марсия победил его в музыкальном соревновании, он содрал с него кожу, поразил стрелами оскорбившего Лету гиганта Тития, вместе с сестрой убил всех детей Ниобы, когда та обидела их мать.

Не удивляет, что культ Аполлона был широко распространён не только в Греции (Дидимах, Фермосе, Коринфе, Бассе), но и далеко за её пределами, например, Сиракузах на Сицилии. К сожалению, от большинства святилищ в настоящий момент мало что осталось. Например, храм Аполлона в Коринфе сейчас являет собой лишь семь из сорока двух сохранившихся колонн. То, что они уцелели, является настоящим чудом, поскольку Коринф был полностью разрушен одним из самых жестоких полководцев древней Греции, Луцием Муммием в 16 г. до н. э.

По дошедших до нас описаний храмов Аполлона можно с уверенностью утверждать, что святилища, посвящённые этому богу, играли в жизни античного общества немаловажную роль, будучи не только храмом, но и центром деловой и политической жизни. В архитектуре древних строений явно прослеживаются новаторские идеи, смена стилей, которые древние греки смело воплощали в жизнь.

Например, храм в Фермосе, построенный около 640 г. до н. э., сначала имел деревянные колонны, которые впоследствии были заменены на столбы из камня. При строительстве этого храма впервые был применён ленточный фундамент, а фриз на здании практически отсутствовал, поскольку находился на ранней стадии формирования.

Также свою лепту в развитие архитектуры внёс храм в Сиракузах – одна из первых построек этого города, находящегося не в Греции, а на территории Сицилии, на острове Ортиджа. Построен он был в VI в. до н. э и его возведение, как и храма в Фермосе, относится к ранней стадии развития каменного строительства.

Колонны его были невысоки и расположены слишком близко друг к другу, расстояние между ними неодинаковое, а здание имело немного вытянутую форму.

Несмотря на свою давность, храм в Сиракузах просуществовал долго – здесь была и византийская церковь, и мечеть, и нормандский храм и даже испанская казарма. Естественно, это не могло не сказаться на уникальном памятнике архитектуры: в настоящее время от древнего храма в Сиракузах сохранилось лишь несколько стен, построенная христианами лестница и низкий фундамент 55 на 21 метр.

Главным центром почитания древних эллинов являлся Храм Аполлона в Дельфах, что был расположен в 120 км от Афин, в 10 км от побережья Коринфского залива, на южном склоне Парнаса, на высоте 700 м над у. м.

Дельфийский храм, согласно легенде, был возведён в месте, где Аполлон убил сына Геры, огромного змея Пифона, который не только опустошал земли, но и через трещину в скале оракулствовал. Разгневанная Гера была настолько возмущена смертью сына, что потребовала от своего мужа, Зевса, покарать виновного – тот не мог не исполнить просьбы.

Само наказание оказалось специфическим: Зевс приказал сыну предсказывать людям судьбы. Именно в Дельфах находился главный храм, в котором человек мог получить ответы на все свои вопросы. Интересно, что этот храм на территории Греции был не единственным, для тех, кто не мог посетить святыню Аполлона здесь, мог отправиться в Дидимах, где находился ещё один пророческий храм).

Судьбу предсказывала обычно одна из жриц храма, Пифия, прозванная так в память об убитом Аполлоном змее. Сначала это была молодая девушка, но после того, как одну из них похитил паломник, на роль оракула стали выбирать более зрелую женщину. Сначала жрица делала предсказания раз в год, но через некоторое время процедура изменилась – и она начала давать пророчества постоянно

Перед тем как сделать предсказание, жрица совершала омовение, одевалась в золотые одежды, распускала волосы и клала на голову лавровый венок.

После этого выпивала воды из источника Кассотиды, жевала лавровый лист и, взойдя на треножник, под которым находилась расщелина с выходящими из неё одурманивающими парами, впадала в экстаз. Плутарх рассказывает об интересном случае, когда жрице однажды привиделось нечто, из-за чего она вскочила с треножника, выбежала из святилища, на улице потеряла сознание, а через несколько дней умерла.


Паломники к жрице шли не с пустыми руками, и приносили в жертву коз. Подойдет ли животное Аполлону, они узнавали довольно оригинальным методом: перед закланием козу обливали холодной водой и если та начинала дрожать, то жертва угодна, и бог её примет.

Практически вся жизнь в Делосе, кроме зимы, когда Аполлон покидал город и уступал своё место Дионису, крутилась вокруг храма, который являлся религиозным и политическим центром. В здании хранили казну Делосского союза и проводились собрания его членов, а также приходили к богу искусств за вдохновением.

Чтобы построить Храм Аполлона в Дельфах, деньги собирали по всей стране, немалые суммы были пожертвованы иноземными правителями. Открытие святыни состоялось около 510 г. до н.э. Сооружение имело прямоугольную форму (60 х 23 м), а по периметру его окружали колонны – шесть столбов было установлено по фасадам, пятнадцать – по бокам.


На восточном фронтоне было изображено первое появление Аполлона в городе (пришёл он сюда не один, а с матерью и сестрой): в центре находилась колесница с небожителями, а по обе стороны от неё можно было увидеть человеческие фигуры. С западной стороны здания была изображена сцена битвы олимпийских богов с гигантами.

После землетрясения на восстановление храма ушло почти полвека – новое здание, архитекторами которого были Спинфан Коринфский, Ксенодр и Агафон было отреставрировано лишь в 330 г. до н.э. Святыню сооружали по предыдущему плану, поэтому форма и количество колонн в ней были сохранены.

Помещение внутри храма было поделено на три части с помощью перегородок, а в конце центральной комнаты был расположен адитон, где пророчествовала жрица Пифия (сюда имели право войти только жрецы, которые слова пророчицы рифмовали и в стихотворной форме передавали вопрошающему). А вот мраморные фронтоны храма изменились – с восточной стороны был изображён Аполлон с музами, с западной – он же, но с менадами.

Перед входом в храм был расположен алтарь из белого мрамора 8,5 х 2,2 м. Интересный факт: возле этого алтаря обычно торжественно отпускали рабов на волю, посвящая их служению Аполлону. Здесь была установлена колонна из бронзы, сделанная в форме переплетающихся змей – её Аполлону подарили в честь победы над персами в 479 году (в III ст. н.э. её перевезли в Константинополь и разместили на ипподроме, где её можно увидеть и в наши дни).

Святыня в Бассах

Храм Аполлона в Бассах жители Фигалии возвели в V ст. до н.э. на западном склоне горы Котилион, на высоте, превышающей 1 тыс. м над у. м., в тринадцати километрах от города. И посвятили его Аполлону Эпикурейскому (Врачевателю, Спасителю) по одной гипотезе, в благодарность за то, что он помог им в войне со Спартой, по другой – не пустил в город чуму, которая царствовала в то время.

Святилище Аполлона было невелико – 34,3 на 17,6 м, поэтому по периметру его окружала лишь 21 колона.

Его постройка примечательна тем, что план здания ориентирован с севера на юг, что является нехарактерным для храмов древней Эллады. Исследователи это объясняют особенностями горы, где он был построен, а также тем фактом, что его проектировали с учётом находящегося в том месте старого небольшого святилища, которое включили в архитектурный план здания.

Интересны фризы с наружной стороны храма, посвящённые войне с амазонками и кентаврами: в отличие от классических скульптурных композиций, здесь нарушены все пропорции, формы наслаиваются друг на друга, а сложные эпизоды, содержащие одновременно несколько фигур, асимметричны и угловаты.

Поскольку храм Аполлона в Бассах был расположен довольно далеко от основных греческих городов, он на долгое время оказался потерян для общества, благодаря чему является одной из немногочисленных святынь этого бога, которые сумели хорошо сохраниться. Сооружение является первым из исторических и архитектурных памяток Греции, вошедшие в список ЮНЕСКО.

Дельфы - центр вселенной. - Аполлон - победитель Пифона. - Дельфийский оракул и рок (судьба). - Эдип. - Загадка Сфинкса. - Прорицатель Тиресий. - Эдип и Антигона.

Дельфы - центр вселенной

Солнце видит все происходящее раньше человечества, потому что оно освещает все своими лучами; вот почему Аполлон предвидит будущее и предсказывает его людям. Дар предсказания - одно из главных качеств Аполлона.

Оракул, изрекавший смертным предсказания Аполлона, находился в храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфы. В античности город Дельфы считался центром земли, потому что, как гласит один греческий миф, Зевс выпустил однажды с двух противоположных концов вселенной двух голубей, и эти голуби встретились в Дельфах.

Аполлон - победитель Пифона

Дельфийский оракул сначала принадлежал богине земли Гее, которая приказала сыну своему, змею Пифону, охранять его, почему и город Дельфы назывался иногда у древних греков Пифо́.

Бог Аполлон убил чудовище Пифона, некогда преследовавшее его мать (богиню Латону). Аполлон на нем первом испробовал свои смертоносные стрелы. По словам древнегреческих поэтов, бог солнца победил Пифона, будучи еще ребенком, но, без сомнения, рост богов подчиняется другим законам, нежели рост простых смертных, потому что скульпторы, изображая победу Аполлона над Пифоном, представляли Аполлона в виде юноши, достигшего полного развития.

Таким Аполлон изображен на одном из величайших художественных произведений античного мира - на статуе, известной под названием Аполлона Бельведерского . Она была найдена в конце XV века и приобретена папой Юлием II, который поставил ее в садах Бельведера. Теперь статуя Аполлона Бельведерского находится в Ватиканском музее. С тех пор как эта статуя стала известна и до наших дней она не перестает возбуждать восторги и восхищение художников и ценителей искусства.

Дельфийский оракул и рок (судьба)

Победив Пифона, бог Аполлон и хор дельфийских дев впервые пропели победную песнь - пеан .

Затем, сняв с дракона Пифона шкуру, бог Аполлон обернул ею треножник, на котором сидела Пифия - жрица, передававшая ответы оракула.

Этот оракул считался самым важным в Греции; простой случай открыл место Дельфийского оракула. Козы, бродя по склонам Парнаса, подошли к отверстию в земле, из которого подымались испарения; они так сильно подействовали на коз, что с ними тотчас же сделались судороги. Прибежавшие пастухи почувствовали и на себе действие этих испарений: ими овладело какое-то исступление, во время которого они испускали пронзительные крики и пророчествовали.

Над этим отверстием поставили треножник деревянный, резной, украшенный золотом, и на нем помещалась пророчествовавшая жрица Пифия. Пифия всходила на треножник после разных омовений и очищений, облаченная в длинные одежды, и, возбуждаемая выходящими из земли парами, произносила прорицания, которые передавались жрецами в стихотворной форме. Эти изречения Пифии отличались загадочностью и запутанностью; они большей частью давались в символической форме.

Впоследствии, когда один философ задал вопрос, почему бог поэзии Аполлон изрекает свои пророчества в таких плохих стихах, оракул стал передавать их прозой.

Вера в то, что Дельфийский оракул может безошибочно предсказывать будущее, способствовала еще сильнейшему развитию в античном мире веры в предопределения судьбы, или рока, и в то, что ничто не может спасти человека от раз предназначенной ему оракулом судьбы, какие бы он ни делал попытки, чтобы избавиться от нее. Яснее всего выражена эта вера в предопределение в древнегреческом мифе об Эдипе.

Эдип

Фиванский царь Лаий, вступив на престол, обратился к Дельфийскому оракулу, умоляя Аполлона даровать ему сына. Аполлон ему ответил, что пусть Лаий не желает иметь детей, а если у Лаия все же родится сын, то царь Лаий погибнет от его руки, и всю его семью постигнет страшное несчастье.

Когда же у Лаия родился сын Эдип , Лаий, помня предсказание оракула, отдал младенца Эдипа пастухам, предварительно связав и проколов Эдипу ноги, и приказал отнести и покинуть его на вершине горы Киферон, посвященной Эриниям ().

Соседние пастухи нашли ребенка и отнесли Эдипа к бездетному царю Полибу и жене его Меропе (Медузе). Они стали Эдипа воспитывать как сына, и Эдип считал их своими родителями.

Прекрасная статуя Шодэ в Лувре изображает пастуха Форбаса, кормящего Эдипа.

Когда Эдип из ребенка превратился в юношу, он однажды на пиру услыхал, как один из присутствующих назвал его найденышем. Тогда Эдип принялся расспрашивать Полиба и Меропу, но они не захотели открыть ему тайны его происхождения, и Эдип решил обратиться к Дельфийскому оракулу, прося Аполлона назвать его отца. Но бог Аполлон также не открыл Эдипу его происхождения, а предсказал ему, что Эдип убьет родного отца и женится на родной матери, будет иметь от нее детей и станет таким образом родоначальником несчастного и преступного рода.

Напуганный этим предсказанием, Эдип не решился вернуться к тем, кого продолжал считать своими родителями, надеясь, что таким образом избегнет предопределения судьбы.

Эдип отправился в Фивы. По дороге, в одном узком проходе, Эдип встретился с колесницей неизвестного ему его настоящего отца, царя Лаия. Возница, управлявший лошадьми колесницы, громко и дерзко приказывает Эдипу сойти с дороги, но Эдип не слушается этого приказания, и между ними возгорается борьба, в которой принимает участие и Лаий. Эдип убивает царя Лаия и становится, таким образом, ничего не подозревая, убийцей своего отца.

Только один из рабов, сопровождавших несчастного царя фиванского, избежал смерти; это был тот самый пастух, которому когда-то было поручено отнести Эдипа на вершину Киферона. Он возвратился в Фивы и, стыдясь сознаться, что их победил один человек, рассказал, что на них напали разбойники и убили царя.

Загадка Сфинкса

Фиванцам было не до того, чтобы искать и преследовать убийц царя Лаия: ужасный Сфинкс , сын Эхидны и Тифона, по повелению Ареса, оскорбленного фиванцами, поселился на скале у проезжей дороги, задавал всем прохожим загадки и убивал всех не сумевших их разгадать.

Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Прорисовка изображения на дне древнегреческой вазы.

Много людей уже погибло таким образом, ужас объял всю страну, все жители города облачились в траурные одежды. Тогда Креонт, брат царицы Иокасты и правитель царства после смерти Лаия, объявил, что отдаст тому, кто избавит страну от Сфинкса, престол и руку овдовевшей царицы.

Является Эдип, и чудовище Сфинкс задает ему следующую загадку: «Какое это животное, которое ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» «Это человек, - ответил ему Эдип, - в детстве он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а под старость опирается на палку - вот его третья нога».

Побежденный Сфинкс бросился со скалы в море и скрылся навсегда. Надо полагать, что этот древнегреческий мифологический Сфинкс есть как бы воспоминание о египетском Сфинксе, хотя искусство изображает его в совсем ином виде.

На монетах Сфинкс является в виде крылатой львицы с головой и грудью женщины.

На одной античной камее изображен Сфинкс сидящим на скале; перед ним стоит Эдип, отвечающий на его вопросы; человеческие кости, разбросанные кругом, красноречиво напоминают о том, что ожидало несчастных, не разгадавших загадок Сфинкса.

Из новейших художников Энгр написал на эту тему прекрасную картину.

Прорицатель Тиресий

Эдип стал таким образом фиванским царем и мужем своей матери; от этого брака рождаются четверо детей.

Проходит несколько лет счастливого царствования Эдипа. Народ, видя в Эдипе мудрого и доброго царя, любит и почитает его. Но боги не могут оставить безнаказанно преступления; они уж и так слишком долго дозволили отцеубийце занимать престол его отца. Карающий Аполлон насылает мор и голод на страну; народ обращается к Эдипу, избавившему его от Сфинкса, прося избавить и от этих бед.

Главный жрец храма Зевса от лица всего народа умоляет Эдипа спасти всех, он говорит: «Ты видишь, толпы окружают твой дворец; смотри, тут и дети, едва умеющие стоять на ногах, тут старцы, согбенные под гнетом лет, и цветущая юность. Остальной твой народ, неся оливковые ветви в руках, направился в храмы Афины Паллады и Аполлона молить о пощаде, потому что на наш город обрушилась буря, и он затоплен морем крови. Смерть поражает зародыши плодов в недрах земли, она поражает стада и губит детей во чреве матери. Страшное и враждебное божество Чума опустошает нашу страну и уничтожает народ, а мрачный Плутон обогащается нашими слезами и стонами. Ты, избавив нас с помощью богов от жестокого Сфинкса, стал с тех пор нашим защитником; мы и теперь умоляем тебя, Эдип, спаси нас от всех этих бед» (древнегреческий трагик Софокл).

Эдип, желая узнать, почему боги так карают фиванцев, послал спросить об этом Дельфийского оракула, который ответил, что несчастия и беды прекратятся только тогда, когда они изгонят из своей страны убийцу царя Лаия.

Получив такой ответ, Эдип тотчас же принялся разыскивать повсюду убийцу, ужасаясь при мысли о том, что один человек может навлечь на страну столько бедствий.

Эдип издал следующее повеление: «Кто бы ни был этот человек, я запрещаю каждому жителю страны, где я царствую, принимать его, говорить с ним, дозволять ему приносить священные жертвы, подавать ему очищающую воду. Пусть все изгонят его из своих жилищ, ибо он бич страны, - так повелел мне оракул бога, почитаемого в Дельфах, и, поступая так, я повинуюсь богу и мщу за смерть царя. Я проклинаю тайного преступника, и пусть он изгнанником влачит свою несчастную жизнь вдали от родины» (Софокл).

Все поиски оказались, однако, напрасными. Тогда царь Эдип посылает за слепым прорицателем Тиресием, обладающим даром понимать даже голоса птиц. Но Тиресий колеблется открыть царю истину, несмотря даже на угрозы Эдипа.

Эдип, припоминая совершенное им убийство незнакомого старика по дороге в Фивы, начинает подозревать, не он ли сам - убийца Лаия. Эдип призывает спасшегося тогда раба, начинает его допытывать и узнает страшную истину, а также и свое происхождение.

Иокаста слышит слова раба. Объятая ужасом, спешит Иокаста в свои покои и убивает себя. Эдип, узнав об этом, идет к Иокасте, снимает с нее ее золотые пряжки и ими выкалывает себе глаза. Сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, желая завладеть престолом, прогоняют несчастного слепого, который, лишенный всего, даже средств к пропитанию, отправляется вместе с дочерью Антигоной, не покинувшей Эдипа в несчастии, искать приюта в чужой стране.

Эдип и Антигона

Антигона трогательно заботится о слепом отце. Антигона - единственная поддержка Эдипа в изгнании, и имя Антигоны является даже и в наши дни синонимом детской любви.

Эдип находит, наконец, пристанище у Тесея, царя Афин, а между Этеоклом и Полиником возгорается страшная вражда. Каждый из них хочет завладеть престолом отца. Для того чтобы положить конец этим распрям, Этеокл и Полиник обратились к Дельфийскому оракулу, который ответил, что престол Фив останется за тем, кто вернет в страну изгнанного Эдипа.

Сыновья тотчас же послали за Эдипом, умоляя его вернуться, но Эдип ответил им следующим образом: «Сыновья мои могли мне когда-то помочь, но не сделали этого, и я должен был скитаться нищим и изгнанником. Мои дочери, насколько им позволяет слабость, присущая их полу, добывают мне пищу и окружают меня своими попечениями. Сыновья же предпочли меня изгнать и овладеть престолом. Никогда не возвращусь я к ним; пусть они не рассчитывают на это, и никогда не владеть им мирно царством Кадма. Пусть боги никогда не прекращают распрей тех, кто допустил изгнание отца, не защитив его» (Софокл).

Эдип проклял своих сыновей и умер в Аттике. По словам Павсания, могила Эдипа находилась невдалеке от Афин.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Рождение Аполлона

Б ог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая богиней Герой, нигде не могла найти приюта.

Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету, и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том самом месте, где стоит и до сих пор. Вокруг Делоса шумело море. Угрюмо вздымались скалы острова, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили здесь приют. Но вот родился бог света Аполлон, и все засияло и зацвело. Засверкали и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями.

Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского оракула.

С ветозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой" в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, летел Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожден ному мраком. Он стремился туда, где жил Пифон преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот причинил ей.

Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся седой от пены горный поток, а над потоком клубился туман. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся разъяренный Пифон, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был проглотить Аполло на. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он, бездыханный, упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) доблестного Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.

С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Превратившись в дельфина, бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на его корму. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы и через плодородную долину повел критских моряков в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.

Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»


В древнегреческой мифологии Пифон — чудовищный дракон, верный слуга Геры. Происхождение Пифона загадочно, но некоторые мифы называют его порождением Геры. Древнегреческий писатель Павсаний (II век до нашей эры) рассказывает, что Пифон сторожил древнее прорицалище Геры в Дельфах. Пифон опустошал окрестности Дельф, пожирая людей и скот. Страшный змей казался неуязвимым. Силой он не уступал Зевсу. Многим смельчакам, которые надеялись победить чудовище, пришлось после битвы с ним переселиться в царство теней Аида.

Величавая Гера была довольна службой Пифона. Однако случилось так, что именно Гера послужила косвенной причиной гибели Пифона. Известно, что ревнивая богиня была безжалостна к своим соперницам. Проведав о любви Зевса к пышнокудрой красавице Латоне, Гера велела змею Пифону повсюду преследовать несчастную. Долгие месяцы скиталась по земле Латона, нигде не находя пристанища. Ни один ручей, ни одна река, по велению Геры, не давали ей утолить жажду. Деревья поднимали ветви, как только она пыталась приблизиться к ним, чтобы укрыться от палящих лучей солнца в прохладной тени. Люди еще издали, завидев темно-синий плащ Латоны, замыкали двери, ибо страшен был гнев Геры. Не было спасения той, что уже носила под сердцем сына Зевса, пока не добралась она до плавучего острова Делос. На него не распространялось повеление Геры, поэтому здесь и нашла приют Латона, здесь и родила она лучезарного бога света Аполлона и его сестру Артемиду.

Прошло немного времени, и юный бог отправился в поход против Пифона. Томимый жаждой мщения, опустился Аполлон у входа в мрачную пещеру, где обитал Пифон. Дракон выполз на свет, изрыгая огонь. Хвост его бил по земле, сметая вековые деревья. Но как ни ярился Пифон, не мог причинить зла юному богу света. Улыбаясь, натянул Аполлон тетиву лука, запела золотая стрела — содрогнулось змеиное тело, мглой покрылись глаза дракона, и Пифон испустил дух.

Наступив ногой на поверженное чудовище, Аполлон произнес: — Вот твой достойный конец, Пифон! Больше не будешь ты внушать ужас и нести погибель. Здесь, на склоне Парнаса, твоей кровью омытом, в самом центре земли, будет выситься храм. Здесь будут жертвы мне возносить и испрашивать судьбу у пифии-девы. В этой лощине, где сгниет твое тело, Пифон, юноши станут состязаться в ловкости и силе, и Пифийскими нарекутся те игры!

Так и случилось, как предсказал бог-прорицатель.

Греческий миф о победе солнечного бога над хтоническим чудовищем — это, по всей вероятности, вариант индоевропейского мифа о герое-змееборце, таком как, например, Георгий Победоносец.

Можно предположить, что Пифон был местным божеством земли, вытесненным общегреческим солнечным богом Аполлоном. Храм Аполлона, как это часто бывает, возник на месте святилища древнего божества — Пифона. Следы почитания Пифона сохранились в культе Аполлона в Дельфах: Дельфийское святилище называется иногда Пифо, жрицы-прорицательницы дельфийского храма — пифии. Пифийскими назывались состязания, происходившие ежегодно в Дельфах, чтобы вновь ознаменовать победу Аполлона над Пифоном.

«"Мифологический бестиарий
от Алконоста до Ягила»,
Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.