Кто такой Духовный Наставник? Как найти Духовного Наставника? Методы разоблачения шарлатанов. Духовные наставники из тонкого мира Повторяющиеся цифры – звонок к пробуждению

  • Дата: 24.03.2024

Духовный наставник

Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?

Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение».

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное».

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу».

«Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.

Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.

Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.

Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.

Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.

Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.

Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.

Результат неизбежно печален.

Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божий, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое-либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.

Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».

Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.

Тогда духовное руководство даст добрые плоды.

Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.

Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.

Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы.

В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.

Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.

Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам – грех.

Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.

Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.

По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь».

Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».

Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.

Из книги Путь разума в поисках истины. Основное богословие автора Осипов Алексей Ильич

8. Наставник Оказаться в таком бедственном состоянии может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если будет жить по своему разумению, без истинного духовного наставника, без руководства святоотеческими писаниями.Но если понимание Отцов - задача не всегда

Из книги Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров автора Шэн-янь

Наставник Фу (497-569) Царь Сознания Стихотворение «Царь Сознания» было написано наставником Фу, мирским последователем (скр. упасака), также известным как Фу Ю, который жил во время правления императора У-ди из династии Лян, Он женился в шестнадцать лет, и у него было два сына.

Из книги Классические тексты дзэн автора

Из книги Сияющий Коран. Взгляд библеиста автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Из книги Великий парадокс, или Два почерка в Коране автора Алескеров Самир

Дух Божий – наставник пророков Дух Святой как необходимый посредник в передаче пророчества от Бога к Его вестнику рассматривается в Ветхом Завете как персонифицированная, личностная, сила Всевышнего, руководящая пророком в периоды его экстатического духовного

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Наставник или властитель? Судьба свела мусульман, и только их, с феноменом, когда посланник Божий - Мохаммед - был одновременно и религиозным, и политическим деятелем. С одной стороны, он проповедовал новое религиозное учение, с другой - стал властителем в Медине, а потом

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Наставник На Западе еще полыхало пламя войны, а в Вырицу уже спешили страждущие со всех концов России и других освобожденных территорий. Ехали из Псковской, Новгородской, Великолукской, Калининской и других областей, из многострадального города на Неве и его

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Духовный наставник Вопрос: Кто такой духовный наставник и какова его роль в жизни христианина?Ответ: Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», сборника, который очень полезно

Из книги Библейские образы автора Штайнзальц Адин

НАСТАВНИК ТОЖЕ ПЛЯШЕТ Однажды вечером в праздник Симхат Тора сам Баал Шем танцевал вместе со своими учениками. Он взял в руки свиток Торы и пустился в пляс вместе с ним. Затем он отложил свиток в сторону и стал танцевать без него. В этот момент один из учеников, лучше всех

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

9 Аарон Шмот 4:14–16, 4:27–31, 6:13–9:12, 17:8–13, 32:1,35 ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК Моше и его брат Аарон действовали совместно, чтобы добиться освобождения еврейского народа из египетского рабства. Но в Танахе доминирует фигура Моше.На протяжении всей книги Исхода (Шмот), второй книги

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Наставник и учитель Исшедшим из мира необходим наставник. .Обманулись те, кои считают ненужным иметь наставника на пути благочестия. ; .Как должно поступать В избрании наставника, прежде вступления в поприще послушания, сообразуясь в этом с качеством своих

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

«Наставник пустыни» Старец Паисий прошел все образы монашеской жизни: в общежитии, в идиоритмическом монастыре, в монастыре в миру, в пустыне, в скиту, один в каливе. Пройдя через послушание, будучи, подобно тесту, замешан на Предании прежних отцов, он приобрел большой

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Наставник-грубиян Приход созерцания Монах Хунчжоу Фахуэй из местечка Чжутянь, что в провинции Цзянси, как-то спросил чаньского наставник Мацзу Даои: - В чем высший смысл прихода Бодхидхармы с Запада? - Эй, говори потише! - доверительно произнес монах Мацзу. - Подойди

Из книги О молитве Иисусовой и Божественной Благодати автора Голынский-Михайловский Антоний

Духовный наставник и умная молитва Заниматься исключительно умной молитвой необходимо под руководством духовника. Умной молитвы не бывает без духовного наставника. Есть опасность, что душа впадет в прелесть. Нужна осторожность…Духовный наставник научит вас, как

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

5. Наставник (К стр. 51) «Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя. Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли», - говорит Симеон Новый Богослов, преподобный отец X

Из книги автора

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК »127 На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем

Многие из нас сталкивались с тем, что в какой-то момент совершали спонтанное действие, смысл которого на тот момент был непонятен, но затем выяснялось, что это было именно то, что нужно, когда приходило время. Мы в раздумьях и не можем понять: "Что заставило меня так сказать/сделать?" Это пример того, когда в действие вступает духовный наставник , чтобы помочь вам в каком-либо жизненном аспекте .

"Существует много разновидностей духовных наставников, которые могут давать нам советы и оказывать помощь в любой ситуации. Не сомневайтесь в том, что нужный наставник представит вам себя точно в нужное время, чтобы помочь в жизни наилучшим образом и так, чтобы никому не навредить".

Каждый ли человек может стать духовным наставником для других? Часто нам мешают в этом повседневные заботы.

Узнайте, как сдвинуть дело с мертвой точки, на бесплатном вебинаре Константина Довлатова "Как превратить помощь другим в стабильный заработок? ".

Духовных наставников можно условно разделить на архангелов, ангелов, ангелов-хранителей и ангелов-наставников, богинь, возвышенных мастеров и просветленных существ, предков, духовных животных, энергии элементов (сильфы, ундины, саламандры и гномы) или то, что пребывает на самой Земле, например, деревья, горы или массы воды. Все, что содержит внутри себя энергию, обладает способностью пользоваться этой энергией для передачи впечатлений, чувств, мыслей и исцеления.

"Самое понятие духовного наставника подразумевает, что эти энергии - хорошие по своей природе и проявляют себя перед нами, чтобы предложить помощь того или иного рода".


Наставники всегда готовы помочь в любой ситуации; например, они вселяют нам в голову определенную мысль, чтобы уберечь вас от опасности, и становятся постоянной частью вашей жизни, если вы не будете забывать обращаться за помощью.

Хотите ли вы получить в свое распоряжение опытного наставника на целый месяц прямо сейчас?

Узнайте, как это сделать, на бесплатном вебинаре Константина Довлатова "Самый реалистичный способ стать счастливым за 30 дней для обычного человека ".

Архангелы

В иерархии ангелов архангелы стоят выше всех. Считается, что они созданы из и доносят до нас самые необходимые послания. Самыми известными архангелами являются:

  • Архангел Ариэль является защитником природы и соединяет вас с землей
  • Архангел Шамуэль - воспитатель, учит любви к себе и любви к другим
  • Архангел Габриэль - посланник, помогает вам правильно понимать послания
  • Архангел Михаил - лидер, помогает практически во всем; можно также попросить его направить к вам лучшего архангела, чтобы он помог справиться со сложившейся ситуацией
  • Архангел Рафаэль - целитель, к нему можно обращаться за любой работой, связанной с исцелением разума, тела и духа
  • Архангел Уриэль - трансформатор, привносит истину, свет и мудрость, чтобы способствовать трансформации
  • Архангел Задкиль - всепрощающий, дает вам силу, соучастие и дар прощения

Ангелы и ангелы-хранители


Понятие "ангела" может применяться к любому духовному существу в ангельской иерархии. Ангелы передают нам послания, указывают направление, дают комфорт, и даже могут нас спасать. Что касается ангела-хранителя, говорят, что он назначается вам при рождении, чтобы помогать идти по жизни; этим хранителем может быть любой ангел внутри ангельской иерархии, включая архангела.

Направляющие ангелы


Ангелы, которые указывают направление - это духовные существа, которые помогают вам на протяжении всей вашей жизни и в течение любого времени, чтобы вы стали лучше, как человек. Направляющие ангелы могут проявлять себя тогда, когда вы находитесь в стрессовой ситуации, или же они рядом с вами всю жизнь.

Богини

Богини почитаются во всех частях света в больших количествах. Они предлагают свою помощь в бесчисленном множестве областей, которые влияют на человеческое существование. Познакомьтесь с богинями, которые отвечают за конкретные особенности определенных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь. Вот несколько примеров:

  • Аматерасу - японская богиня солнца
  • Дурга - индуистская божья мать
  • Фортуна - римская богиня удачи
  • Фрея - норвежская богиня плодородия, сексуальной свободы, изобилия и войны
  • Гая - греческая исконная
  • Исис - египетская богиня-мать, покровительница природы, магии и творчества
  • Гуань-Инь - китайская богиня милосердия и соучастия
  • Пеле - гавайская вулканическая богиня, одновременно разрушитель и творец
  • Седна - инуитская богиня моря и королева подземного мира
  • Шекина - еврейская богиня соучастия

Возвышенные мастера


Возвышенные мастера были просветленными существами на Земле, которые прошли через духовную трансформацию (или возвысились). Они дают нам знать о своем присутствии, чтобы указывать нам направление в нашей работе по повышению собственных вибраций и более быстром внутреннему росту. Их цель - достичь того, чтобы мы стали более просветленными. Помимо этого, они также могут помогать нам, когда мы просим о помощи. Есть много возвышенных мастеров, которые прошли весь путь просветления, благодаря своему существованию на Земле в человеческой форме.

Шаманы, святые старейшины и мудрые женщины


Шаманы, святые старейшины и мудрые женщины - все они имеют внутри себя энергию духовных наставников, несущих знания древних. Им очень-очень хочется делиться этими ценными учениями прошлого с теми, кто обитает в здесь и сейчас. Они общаются с нами посредством церемоний и - таков их метод обучения. Часто они проявляют себя через то, что просят вас понять и обучать ценной информации других.

Предки

Духовные наставники-предки связаны с вами посредством генетической памяти. Они могут играть роль хранителя или защитника в течение всей вашей жизни. Время от времени они помогают в том, чтобы восстановиться от генетических шрамов, сильных травм, которые передавались через поколения. Данная работа "чинит" то, что было в прошлом, тем самым приводит его в настоящее и продолжает заниматься "ремонтом" и в будущем.

Тревожные события в мире приводят к тому, что все больше людей начинают искать успокоения в Церкви, защиты у Бога, но многие не знают, как это сделать, порой стесняясь своей христианской безграмотности и маловерия. Самостоятельно влиться в духовную жизнь или воцерковиться , научиться читать Библию и понимать ее, знать правила поведения в храме практически невозможно.

Многие христиане, крещенные в младенчестве , стремятся приблизиться к Таинствам Церкви и, как правило, делают это, советуясь с людьми со своего окружения, даже не догадываясь, что помочь им может духовный наставник в православной церкви.

Духовный наставник - мудрый помощник

Христиане, часто посещающие храмовые служения, встречаются с одними и теми же священниками, а порой это один человек. Во время проповедей, Литургий у православных верующих возникают вопросы, ответы на которые не могут дать даже близкие друзья.

Порой жизненные ситуации складываются таким образом, что о них вообще никому рассказать нельзя, а проблема раздирает сердце, и тогда человек идет в храм к священнику.

Как найти духовного наставника

Огромный подарок приобрели те христиане, которые на протяжении долгого времени имеют возможность в любое время получить ободрение, наставление от духовного наставника.

Духовный наставник - человек, который хорошо разбирается в православии, постоянно пребывает в чтении духовной литературы, посте, молитве и исполняет все каноны. Не всегда духовным попечителем становится священник поместной церкви, это может быть учитель воскресной школы или воцерковленный, то есть живущий жизнью храма, человек.

Для христиан, редко бывающих в храме, духовным помощником может стать близкий человек, почитающий Бога всей своей жизнью и служащий примером, светом для окружающих. «По делам их узнаете» - писал апостол Матвей (Мат 7:16)

Духовный наставник - Богом посланный человек, который поможет ищущей Бога душе:

  • прийти к истинному покаянию ;
  • познать смысл Жертвы Спасителя;
  • научиться бояться Бога на основе доверия Ему;
  • «одеться» в Христову веру, как в броню.
Важно! Хороший духовный наставник становится учителем, советчиком, другом, который всегда укажет выход в любой жизненной ситуации, действуя по слову Божьему и ведомый Духом Святым.

О священстве:

Какова роль духовного наставника

Для христианского развития, освобождения от грехов, видения целей жизни людям постоянно нужна помощь со стороны. В мирской жизни появились психологи, психоаналитики, целители и коучи, которые за очень большие деньги готовы помочь решить любую проблему, но нет денег, нет помощи.

В христианской жизни духовный наставник выполняет все функции вышеперечисленных помощников в решении всех проблем.

Роль духовного наставника

Как целитель духовный наставник готов выслушать любую проблему, не осудить, а помочь найти выход, поддержать христианина, наполнить его верой, что именно за него, его грехи пошел на крест Иисус.

Разбирающийся в Библии учитель покажет те места в Святом Писании, которые следует читать в тех или других случаях, чтобы найти выход из любого тупика, будь то:

  • болезнь;
  • бизнес;
  • долги;
  • семейные отношения;
  • непослушания детей.

Найти настоящего православного учителя, это, как выиграть в лотерею большой приз. Имея хорошего друга, готового всегда помочь не только через слово Божье, но и делом, надо очень ценить и уважать.

Духовные вопросы православной веры:

  • Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?

У духовного наставника может быть много подопечных, каждый из них нуждается во внимании, а около учителя еще и семья живет, ей также нужно время уделить, поэтому с особой теплотой и заботой относитесь к посланнику Божьему, уважая его время.

Важно! Ни один психолог или коуч не берет на себя ответственность за проведенную консультацию, в то время как православный душепопечитель за каждого христианина отвечает перед Богом, ибо ему доверено «пасти овец».

Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции. Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви.

Чтение Библии

Конечная цель духовного роста состоит в том, чтобы укрепить маловерующего христианина на пути к вечной жизни, помочь ему по-настоящему воцерковиться, возрасти в вере, чтобы он в скором времени мог стать, пусть маленьким, но наставником.

По каким критериям выбирать душепопечителя

При выборе христианского душепопечителя человеку лучше руководствоваться собственными чувствованиями, а не советами друзей.

Чего греха таить, не все священники являются примером христианской жизни, не нам их судить, для этого есть суд Божий, но и довериться неверному в малом слуге Божьему трудно.

  1. Духовный наставник должен показывать пример христианской жизни не только в служении, но и повседневных делах, семейных отношениях. Трудно доверять человеку, у которого дети пошли не тем путем, нет лада в отношениях между супругами.
  2. Поведение во время поста характеризует священнослужителя. Как доверять тому, кто, проповедуя строгое воздержание, сам страдает от ожирения, ведь пост в православии длится более 200 дней.
  3. Одним из показателей выбора духовного поводыря является доверие. Некоторые священники страдают, мягко говоря, недержанием языка, когда сказанное на исповеди становится достоянием всего населенного пункта, особенно это касается деревень и маленьких городов.

Исповедь в грехах

Человек, пришедший за советом, раскрывший свою душу, потом сгорает от стыда и обиды. От помощи таких «советчиков» только один вред. Лживые, бесчестные люди не могут претендовать на роль духовного наставника, так же как воры и прелюбодеи, даже очень скрывающие свои пороки. Бог обязательно выведет на свет тяжкие грехи, особенно это касается священников. Ведь сказано, что кому Бог много доверил, с тех и много спросит (Луки 12:48).

  1. Попечитель от Бога проявляется в отношении к бедным, больным и старикам. Истинный служитель «не снимет с ближнего последнюю рубаху», если надо, послужит без платы, по благословению.
  2. Страшно попасть в руки фанатичного верующего, который своею «праведностью» унизит, наполнит доверившегося ему человека чувством самоунижения и несостоятельности, как христианина. Разумный учитель по буквам разложит Писание, научит, как Его понимать, принимать в разум и сердце, жить по Нему, идя светлой дорогой к Христу.
  3. Неправедная ярость, гнев при консультации недопустим для священника, к которому пришел маловерующий или заблудший в страстях человек.

Духовный наставник всегда найдет, за что благодарить Бога в любой ситуации и научит подопечного, как доверять Творцу и Спасителю по слову Божьему.

Совет! Не останавливайтесь, лучше два-три раза ошибиться, чем стоять на месте. Каждый раз перед походом на консультирование или беседу нужно усердно молиться и просить Творца направить именно к тому наставнику, который поведет по правильному пути.

Если после встречи наедине с выбранным наставником остается чувство облегчения, радости, наступает покой и умиротворение, когда хочется все глубже и глубже окунаться в слово Божье, появляется понимание Жертвы Христа и вера в усиленную молитву, тогда будьте уверены, перед вами именно вам посланный Богом духовный наставник.

Если это не священник вашей церкви, то попросите благословения в храме на принятие духовной благодати от другого человека.

Душепопечитель становится учителем, советчиком, другом, который укажет выход в трудной жизненной ситуации. При этом поймет и не осудит, будет действовать в любви, которой наполняет сердце наставника Святая Троица.

Как выбрать духовного отца? Протоиерей Владимир Головин

У всех нас есть духовные наставники, независимо от того знаем ли мы об их существовании или нет. Они готовы в любой момент помочь вам, но они не могут, если вы не знаете, что они существуют!

Часть 1 — [Вы здесь] Духовные Наставники.
Часть 2 —

Ваши наставники постоянно пытаются привлечь ваше внимание. Они хотят, чтобы вы знали, что они здесь и что они были бы рады помочь, но вы должны попросить их о помощи .

Это потому, что они обязаны соблюдать важный закон Вселенной – свободную волю. Ваши наставники уважают ваш свободный выбор и не будут предлагать руководство и помощь, о которых вы не просили (сознательно или бессознательно).

Обращаясь за помощью, вы проявляете свою свободную волю , и только тогда они могут помочь.

Их помощь обычно приходит в форме полезной информации, вдохновленных идей и «случайных» возможностей. Это ваша ответственность, чтобы воспользоваться возможностями и применить идеи, которые предлагаются.

Универсальный духовный закон свободной воли требует, чтобы ваши наставники позволяли вам делать свой собственный выбор и выполнять свою работу.

Духовные наставники — это нефизические существа (сознательные сущности), которые наблюдают, учат и помогают нам в нашем физическом путешествии в высшее сознание.

Некоторые люди используют термин «духовные наставники», чтобы обратиться к одному конкретному виду учителей. Но термин «духовные наставники» — всеобъемлющий, включает в себя любых нефизических существ, которые помогают нам подниматься по ступенькам развития.

Цель духовного наставника — помочь нашей душе в ее росте. Знаете ли вы это или нет, цель вашей души состоит в выборе такого физического опыта на Земле, который наиболее способствует вашему духовному росту.

Задача наставников — поддерживать, поощрять, подталкивать и давать подсказки вам о вашей жизненной миссии и миссии вашей души.

Ваш дух согласует всю работу в соответствии с замыслом вашего Высшего Я, чтобы поддержать вас в жизни и помочь двигаться по наилучшему именно для вас пути.

Существует много видов духовных наставников, и у каждого из них свои функции, свои роли. В действительности, наставники и роли, которые они играют, почти столь же разнообразны, как и человеческое разнообразие в физическом мире.

Духовные наставники служат учителями, привратниками, целителями, защитниками, вдохновителями и так далее.

Духовные наставники — это не какие-то абсолютно совершенные богоподобные существа — их уровень сознания может быть различный.

Некоторые из них — мастера высокого уровня , а другие могут быть менее возвышенными существами, которые просто оказались хорошо осведомленными и опытными в той области, в которой вам нужна помощь.

Многие из нас испытывают трудности начать какую-то деятельность, например, консультирование, потому что считают, то консультант сам должен быть совершенством, без изъянов и недостатков.

А так как человека без недостатков не бывает, то время для активных действий постоянно отодвигается на неопределенный срок. В таком случае хорошо помогает понимание, как наши наставники меняются в течение жизни по мере нашего развития .

Некоторые типы учителей имеют физические воплощения, а другие существуют энергетически.

Сознательные сущности (существа), которых многие называют «ангелами» — это бестелесные существа .

Ваш друг-Хранитель и Вознесенные Мастера, которые, возможно, помогали вам более конкретно в реальной жизни, могут приходить в физических телах .

Некоторые духовные наставники будут сосредоточены исключительно на вас, а другие будут помогать множеству людей одновременно.

У вас есть Хранители , которые служат только вам, а также есть те, которые помогают вам «по мере необходимости». Они, как правило, служат многим людям одновременно. Конечно, это могут делать только существа с достаточно высоким уровнем сознания.

Ваши духовные наставники имеют доступ к более высоким знаниям и ко всему жизненному сценарию вашей души. Кто-то из них непосредственно участвовал вместе с вами в разработке и создании вашего жизненного сценария .

Некоторые из Духовных наставников встречались с нами во многих прошлых жизнях, поэтому они очень хорошо понимают, где мы находимся на нашем витке развития.

Испытав человеческие жизни , они глубоко осознают земные проблемы и могут сопереживать затруднениям, страхам, ошибкам, слабостям и искушениям, которые мы испытываем.

Ваши наставники знают вас глубоко через прошлый опыт, наблюдают за вами в настоящей жизни, и у них есть знание ваших целей и ваших более высоких перспектив – всё это делает их очень могущественными союзниками .

У вас есть, по крайней мере, два наставника для того, чтобы быть с вами всю вашу жизнь, и многие другие из них приходят и уходят по мере необходимости.

Нередко в течение вашей жизни вами руководят 20 или более существ. Духовные наставники, которые с вами от рождения до смерти известны как Хранители .

Один из ваших Хранителей — это ангельское существо, которое было назначено вам до вашего воплощения – это ваш Ангел-Хранитель.

Кто-то из ваших Хранителей может быть вашим надежным другом в этой жизни, который согласился следить за вами во время вашего воплощения.

Ваши Хранители тесно связаны с планированием и созданием ваших жизненных сценариев и жизненных целей.

В дополнение к вашим Хранителям, существуют многие другие духовные наставники (Архангелы, Вознесенные Мастера и т.д.), которые придут, если потребуется , чтобы помочь вам с определенными проблемами, задачами или целями.

Как ваши духовные наставники могут помочь вам?

Ваши наставники могут помочь вам:

  • развить творческие способности,
  • разобраться в отношениях,
  • улучшить свои финансы,
  • обеспечить защиту от несчастных случаев или других угроз,
  • исцелить ваше тело или психику,
  • направить в вашем духовном развитии,
  • увеличить радость и счастье,
  • реализовать важные проекты и цели.

Но самое главное: они хотят помочь вам достичь ваших мечтаний и выполнить планы, которые вы для себя задали для этой жизни (то есть, достичь цели вашей души, выполнить вашу миссию и т.д.).

Как они этого добиваются? Они предоставляют полезную информацию, вдохновенные идеи и «случайные» возможности.

Задача состоит в том, чтобы замечать, доверять и следовать указаниям и возможностям, которые они предоставляют. Если вы это сделаете, ваша жизнь будет становиться все лучше и лучше.

Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем паче, что вся святоотеческая традиция говорит о необходимости духовного руководителя. В то же время мы часто слышим от церковных людей и от священства, что наступило такое время, когда духовных отцов быть не может. Вера оскудела, и по этой причине не надо пытаться, не надо искать... «Единственным наставником твоим, – говорят они, – могут быть сейчас лишь святоотеческие книги»... Не спешите сразу судить, так это или не так.

Чтобы не возникала путаница, нужно различать такие понятия, как священник-исповедник, духовный наставник, духовный отец и старец. Есть общецерковное мнение, что старчество теперь сильно оскудело. Но и сейчас есть всеми признаваемые духовные люди, к которым верующие прибегают за советом и считают их старцами.

Таковыми, например, являются: архимандрит Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Кирилл – в Свято-Троицкой Лавре, монашествующие в некоторых других монастырях нашей Церкви. К ним верующие люди часто прибегают для того, чтобы получить наставления, духовный совет, обрести правду жизни.

Искушения, связанные с духовным наставничеством

Проблема «младостарчества»

Существует и другая сторона этого явления, о которой неоднократно говорил митрополит Антоний Сурожский в своих выступлениях. В наше время немало молодых священников принимает на себя старческие обязанности. Не вполне осознавая, что есть духовная жизнь, они берутся отвечать на какие-то очень серьезные и глубокие жизненные вопросы прихожан. Они пытаются даже указывать им жизненный путь, более того, указывать с некоторой жесткостью, самонадеянно считая себя возвещателями воли Самого Господа. Такое "младостарчество" представляет собой серьезную опасность для воцерковляющегося человека.

Самоугодие

В то же время духовное наставление – явление необходимейшее, без него входящему в церковную жизнь обойтись никак нельзя. Представить порядок своей церковной жизни в миру дело непростое, увидеть самого себя сложно и практически невозможно, поэтому очень нужно и очень важно прибегать к священнику за советом, за наставлением.

Возникает вопрос о постоянстве обращения к наставникам, т.е. можно ли ходить к разным священникам и получать от них наставление или же необходимо советоваться только с одним. Тут возникает чисто психологический нюанс: если ходить к разным священникам, то невольно возникает искушение – наиболее трудные вопросы приносить к наиболее беспечным и слабым священникам, а малозначащие вопросы приносить наиболее строгим. В результате человек очень удобно устроит свое самоугодие, будет ходить с одним и тем же вопросом к двум, к трем священникам, а в итоге выберет один какой-то ответ из трех, тем самым приобретая навык определять самому, как ему поступить, возможно, искренне считая, что он живет по послушанию. Но в духовной жизни требуется как раз отложение от самого себя, своих самохотений, которые часто порождаются самоугодием. Такое послушание – одно из важнейших средств церковного развития, которое, к сожалению, многие не могут принять почти до самой смерти. Св. Феофан Затворник говорил, что узы духа, самоугодия, как самые глубокие, могут сопровождать человека до самого конца его жизни.

Немощь человеческая

Состояние сегодняшнего церковного народа настолько немощное, что даже обычное наставление священника не каждый вытерпит. Сегодняшний верующий и не всякое наставление сможет понести, потому что только духовная сила, благодатность позволяет нести это ради Христа, чувствуя и слыша в этом повеление, согласное с Евангелием, с Евангельским характером жизни. Чаще всего по нашей духовной немощи в сердцах присутствует мощь гордыни, мощь себялюбия, мощь тщеславия. И эта мощь скрыта за хлипкой, как фанерка, оболочкой, которую только задень, она тут же задрожит вся, затронь сильнее, уже и прокололи. А если прокололи, то через эту фанерку такой фонтан забрызжет, что потом будешь за километр обходить этого человека. Не то что наставления будешь бояться сказать, даже советовать, когда настоятельно спрашивать будет, и то станешь с великой осторожностью. Церковные люди сегодня настолько уязвимы, что с ними приходится обращаться очень осторожно.

Искушение самомнением

Все осложняется не только тем, что многие из нас очень своенравны, очень самолюбивы, уязвимы и самонадеянны. Сегодня подавляющее большинство воцерковляющихся людей имеет образование – среднее, а большинство и высшее. Во многих живет мера самопознания, самодостаточности или же мера уверенности в себе. Каждый думает, что сам во всем разберется, если уж не сегодня, то завтра или послезавтра, почитает книги, хорошенько подумает, поразмышляет и обязательно доберется до истины. Вот эта уверенность в себе настолько сильна в сегодняшней интеллигенции, что к совету человек еще позволяет себе как-то прислушаться, тем более, что при этом свободен сам размышлять. А вот уже воспринять слово как наставление, а значит, делать и действовать уже именно так, как сказано, отложить свою волю, свое сознание, свое разумение, – этого сегодняшний человек позволить себе не может. А если при этом священник ведет себя чуть построже... Обычно строгий священник, давая наставление, не будет объяснять, почему так, а почему эдак... Когда мы начинаем объяснять, то привлекаем к исполнению сознание человека, т.е. мы уговариваем, убеждаем человека и в итоге добиваемся его согласия на то, что ему так полезно поступить. И человек действительно принимает это как наставление, но оказывается, что это наставление принято вовсе не сердцем, и потому серьезного духовного значения не имеет. Оно принято сознанием, которое удостоверилось в том, что священник действительно прав, советует разумно и здраво, настроен благожелательно... После такого убеждения человек остался внутренне доволен, он убедился в том, что не ошибся в священнике. И только после этого он позволяет себе принять данное слово священника как наставление. Здесь нет послушания, здесь есть согласие с разумным словом.

Как видим, в глубине человеческого сердца остается в этом случае все то же самоугодие, самодостаточность, человек не выходит за их пределы. К сожалению, большинство сегодняшней интеллигенции, живущей церковной жизнью 10-15 лет, пребывает в таком состоянии, даже не подозревая этого. Не удивительно, что по этой причине исповедь почти не бывает исповедью, там нет покаяния. Человек исповедует грехи, но больше по сознанию, а не по сердцу. Это все равно что собраться на исповедь, налепив на себя банные листы, – пока лепил, то вроде бы держались на теле, а пока в очереди к священнику постоял, успел обсохнуть, и все отвалилось, лишь один-единственный какой-нибудь только и остался. И стоит человек, снова стараясь вспомнить, или выручает его бумага, которую он написал.

Священник советует ему:

– У тебя целых две страницы написано, там больше ста наименований грехов, а ты начни с того, о чем более всего скорбит твое сердце, о чем болит твоя душа. С этого начни, а потом и написанное вспомнится.

Человек на это медленно опускает свой листик и говорит:

– Батюшка, мне нечего сказать.

– Ладно, тогда говори по бумажке.

Но сказанное "по бумажке" при том, что нечего от сердца сказать, это явное говорение от сознания. Все то же самое интеллигентское состояние. Ничего более. Вся та же глубина и глыбища самоугодия, самодостаточности, которая очень хочет стать православным и поэтому по своему сознанию теперь выискивает методы и способы – как им стать? И обретя все эти методы, вооружившись способами, прочитав даже все пять томов "Добротолюбия" и вытащив оттуда все необходимое для этого, он, "вооруженный до зубов", теперь живет церковной жизнью! А в действительности это как раз и есть то самое состояние, про которое Господь сказал: "Многие скажут Мне: Господи, Господи!.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф. 7, 22-23). К сожалению, это состояние очень свойственно сегодняшним людям, и обратить такого человека к настоящему покаянию – дело очень непростое.

Вмешательство бесов

В отношениях с духовником необходимо коснуться еще такого момента: очень сильно осложняют ситуацию бесы, которые не спят, и там, где действительно начинаются серьезные отношения между чадом и духовником, стекается это невидимое зло. Там, где отношения хладные, или теплохладные, или же формальные, там бесы особенно не тревожатся, но там, где начинается серьезное наставление, вдруг, в одну минуту может произойти полный разлад всех отношений. В состоянии такого искушения духовное чадо не может правильно осознать происходящего. Ясно, что не может одна минута разлада перечеркнуть годы совместной духовной жизни, значит, явное искушение, которое нужно просто перетерпеть, и этим оно преодолеется.

Благоразумие или же простая рассудительность позволяют человеку все эти вещи распознавать, как бы его ни заклинило. Но когда человек уязвляется, у него закрываются не только чувства, но и разум. Минутным и даже многодневным искушениям нельзя доверять. Нельзя из-за того, что заклинило, рвать многолетние отношения. Претерпите до конца, и откроется Божий Промысел. Он всегда неожиданно мудр и глубок.

Стадии взаимоотношений с духовным наставником

Стадия первая: священник – исповедник

На первом этапе человек приходит к священнику просто как к исповеднику, которому приносит свои грехи. Человек почти ничего не спрашивает у священника, ему вполне достаточно тех книг, которые читает, и своего саморазумения, по которому, собственно, он и выстраивает свою жизнь. Он привык так жить в миру.

Стадия вторая: священник – наставник

На следующем, втором, этапе человек начинает все более и более доверять священнику и поэтому начинает уже прислушиваться к его советам. Однако чадо относится к совету очень произвольным образом. Совет можно принять, а можно и не принять. Значит, слово священника, воспринятое как совет, все равно остается в произвольном обращении самого человека. Человек как хочет, так с ним и обращается. Если он продолжает дальше ходить к этому священнику (а это возможно только в случае постепенно возрастающего доверия к нему и взаимного, а может быть, одностороннего, притяжения), то возможен выход на следующий этап. Он начинает удостоверяться в том, что некоторые невыполненные им советы были не просто человеческим измышлением. Потом, в дальнейшем, обстоятельства показали, что он был наказан за то, что их не выполнил, а значит, за ними стояла воля Божья. Он ее не исполнил и теперь наказан.

Такие откровения, которые он переживает в течение нескольких лет хождения к священнику как к духовнику, дают основание уверовать в то, что к словам священника надо все-таки прислушиваться. И постепенно он начинает относиться к священнику как к наставнику. Слова священника на этом этапе их отношений воспринимаются как наставление, а с наставлением обращаться вольно уже не будешь.

Наставление – это слово, которое ты принимаешь к исполнению. Это уже не совет. Если наставление принято к исполнению и, исполняя его, человек открывает, обнаруживает, что оно помогает ему возрастать в духовной жизни, то в результате он все более и более укрепляется в своих отношениях со своим духовным наставником. Прочитанные святоотеческие книги показывают, что путь, по которому ведет его духовный наставник, не расходится со Святыми отцами, общий единый дух сохраняется, и это его вполне устраивает.

И, наконец, по мере того, как христианин удостоверяется в точности и правильности наставлений, когда он их выполняет, получается хорошо, а когда нет – плохо (именно таким образом приходит вразумление), то его доверие укрепляется, и он с какого-то времени начинает относиться к священнику уже как к духовному отцу. Это совершенно новое качество. Формируется новое право священника по отношению к своему чаду, но это право – не самовластие священника, это властное право, которое чадо вручает пастырю как своему духовному отцу. Что это такое – властное право?

Рассмотрим на примере. Ребенок, родившийся в любой семье, относится к родителям как к власть имеющим над ним. Мама или папа могут ему не только указать, но и наказать. Могут не просто наказать, а наказать так строго, что никто другой такого права не имеет... И при всем при этом ребенок, переживая ужас и трагедию наказания, вплоть до истязания, тем не менее, успокоившись, вернется к родителям. Он не сбежит из дома и не скажет: "У меня нет больше отца или матери". Это надо очень сильно и очень грубо обращаться с ребенком или совсем его не любить, чтобы ребенок убежал из дома. Сейчас, правда, такое можно очень часто встретить, но это уже случаи явного отсутствия родительской любви. Если же родитель с любовью будет исполнять свой долг, если отец и мать своей родительской властью строго наказывают ребенка, он не убегает от них, и через день – уже как ни в чем не бывало он исправился, он больше так не делает. Дитя знает, что за плохой проступок мать или отец его строго накажут.

Когда у взрослого человека по мере углубления отношений со священником нарастает такая степень доверия, в конечном итоге она отпечатлевается его решимостью вверить себя уже как духовное чадо своему духовному отцу. С этого времени начинаются новые отношения с тем же самым священником, но уже как с духовным отцом, т.е. имеющим право жестко и строго отвращать свое чадо от его самохотения, самоугодия, своенравия и прочего.

Стадия третья: священник – духовный отец

С одной стороны, мы видим, что в некоторых ситуациях духовный отец может применять очень суровые меры, потому что своенравие настолько глубоко коренится в нашей душе, что искоренить его бывает порой очень трудно. Можно только вырвать это своенравие из нас, сделав какие-то крутые запрещения, или же жесткое наставление, или жесткое благословение поступать так и не иначе.

С другой стороны, отношения с духовным чадом принимают тишайший характер, когда священник не настаивает ни на чем, но дает лишь совет, ненароком сказывает. И, тем не менее, и совет, и слово воспринимаются чадом в самой глубине его сердца, его доброхотного следования сказанному духовным отцом. Не потому чадо слушается, что духовный отец поступил грозно, а потому, что само чадо доброхотной волею предано своему отцу, а любящим сердцем открыто его благословениям, ибо в них он приемлет саму волю Божью о себе.

Как становятся духовными наставниками?

Откуда же взяться сегодня таким священникам или монахам, которые могли бы показывать своим чадам сразу волю Божью? Действительно, благоразумный духовник на третьем этапе отношений не доверяет себе и волю Божью испытует. Благословит духовное чадо поступить так. Чадо исполнит, а дело не пошло. Человек возвращается к духовнику: "Вы благословили, а дело не пошло". Еще раз уясняются обстоятельства, заново ищет духовник волю Божью, молитвенно испрашивает, смирением слушает, даром рассудительности рассуждает, либо в молитве молча предстает Богу (каждый духовник делает, как ему дается) и вновь благословляет. Может опять ошибиться. Вновь чадо, все исполнив, как сказано, вернется с плохим результатом, если хочет, со своим рассуждением, и вновь будет думать и молиться духовник. И вместе с ним в то же самое время чадо будет смиряться пред волей Божьей и молиться о ней. И так до тех пор, пока не обретется, в чем же воля Божья.

Благодаря этим отношениям духовное чадо обучается вере и доверию, а духовник обретает духовный опыт наставничества. Придет ли он к той степени, когда воля Божья будет открываться ему с первого или со второго раза, знает Один Бог. Сам же он будет оставаться в чувстве неведения воли Божьей по своему недостоинству, а руководить чадом будет по послушанию своего служения. Сколько времени могут длиться такие испытующие волю Божью отношения? Для нас, нынешних духовников и нынешних чад, пожалуй, всю жизнь. Потому и не возможен, наверное, в наше время, т.е. для многих из нас, четвертый этап, т.е. степень старчества. Не каждый верующий найдет в священнике и духовного наставника. Большинство задерживается на первом этапе – ходят как к исповеднику. Немногие, выйдя ко второй степени, остаются на ней долго. Вскоре охладевают и возвращаются к первой. Те же, кто остаются, годами пребывают на ней, не решаясь к переходу на третью степень. Прибегать к священнику за советом, оставляя окончательное решение за собой, или искать благословения священника на дело, уже принятое своей волей и определенное своим разумением, как его совершать, – вот состояние многих современных церковных людей.

Да и священники в большинстве своем не ищут третьей степени, а тем более четвертой. Одни – по чувству недостоинства, другие – по благоразумию, третьи – по нежеланию брать на себя много заботы, четвертые – по лени, избегая лишних трудов, пятые – по маловерию.

В первые пять лет после хиротонии по воодушевляющей благодати Божьей, неправильно с ней обращаясь, священники могут соблазниться "младостарчеством". Но эта болезнь недолго длится.

Сколько же времени проходит от первого этапа до третьего? Около пяти-десяти лет. Третий этап может длиться до конца жизни. Вряд ли сегодня можно встретить отношения верующего человека со своим пастырем как отношения духовного чада с духовным отцом.

Редко кто из опытных, зрелых священников дерзает вообще предложить себя в наставники. Бывает, что священник это делает, если чадо того настойчиво просит, но соглашается на это далеко не сразу. Неопытные же священники соглашаются, но из этого редко что выходит доброе, или же складываются чисто поверхностные отношения, не имеющие в глубине своей смыслов церковной жизни.

Мы видим, что уже на степени наставничества от священника требуется не только священническое слышание событий, но и педагогическая мудрость. Сочетание священнической и педагогической мудрости дает реальную возможность для того, чтобы вести свое чадо. Дело это очень сложное.