Кто такие "ваххабиты" и кем был Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб? Идеи ибн Таймии легли в основу ваххабизма

  • Дата: 19.12.2023

Арабский проповедник, основатель религиозного движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом» (сами последователи называют движение «салафия»).

«Ваххабитскую секту ислама «основал некий Ибн Абдал-Ваххаб около трёхсот лет тому назад. Ваххаб родился в 1703 году в центральной части Аравийского полуострова, в пустынном, диком районе, славящемся невежеством, бандитизмом и беднотой местного населения. Ваххаб долго занимался торговлей, много путешествовал по исламскому миру. Где-то в 1740 году он вернулся на родину и провозгласил «реформу» ислама, призвав к его «очищению» от всего наносного, что исказило первоначальную и чистую веру времён Пророка .

Ваххаб проповедовал, что только он и его сторонники придерживаются истинного единобожия. Он отвергал давно укоренившийся исламский обычай почитать святых и предков, отрицал всяческие исламские праздники (например, празднование дня рождения Пророка ), запрещал местные поверия (обожествление некоторых источников, деревьев, рек, ущелий, скал). Всё это казалось Ваххабу возрождением многобожия. По вопросам общественных законов и нравов Ваххаб придерживался самой суровой трактовки арабского ислама. Мужчинам запрещалось стричь бороду. Женщинам приказано было полностью закрываться при людях, не разрешалось работать и независимо общаться. Другими словами, при ваххабизме женщина лишалась всех прав и практически не признавалась человеком.

Большинство видов искусства были осуждены, как дьявольщина; Ваххаб приказал истреблять все памятники, все писания, кроме Корана, все объекты изобразительного искусства и даже образцы священной каллиграфии. Особая дикость ваххабизма проявилась в полном запрете музыки. Ваххабитам также было строго запрещено контактировать с иноверцами; врагов ваххабитского ислама предписывалось умерщвлять беспощадно.

Естественно, мусульманские народы восприняли учение Ваххаба с недоумением. Даже на Аравийском полуострове его проповеди казались каким-то сумасшедшим бредом. Однако Ваххаб умудрился заключить союз с местным воеводой Мухаммадом ибн-Саудом , который славился своим военным искусством. Сауд и его племя преимущественно занимались разбойничьими набегами на соседей.

После заключения союза у Ваххаба с воеводой появилась новая мечта: подчинить себе всю Аравию, если не весь исламский мир. Союз получился успешным. Ко времени смерти Ваххаба, в 1792 году, саудовские войска, вдохновленные ваххабизмом, разгромили почти все племена Аравии.

Ваххабитам сопротивлялись все другие ветви исламской веры - не только шиитские мусульмане, преобладающие в Персидском заливе, и приверженцы суфизма, с его мистически-поэтическим пониманием ислама, но и османский халифат, и большинство представителей суннитского ислама.

Поэтому завоевание Аравии ваххабитами-саудитами продолжалось ещё 140 лет.

Исламский запрет на убийство других мусульман не остановил ваххабитов от разжигания полномасштабной братоубийственной войны. Испокон века разные племена Аравийского полуострова воевали друг с другом. Однако с появлением ваххабитов эти сражения приобрели особо кровавый характер. Ваххабиты не ограничились набегами, грабежами, умертвлением противостоящих им вождей - очень скоро они перешли к прямому геноциду: убивали жителей покорённых городов и полностью истребляли их святые места. Они крушили всё на своем пути, разрушали кладбища (в том числе, в 1925 году, кладбище Джаннат ал-Баки в Медине, где был похоронен имам Шамиль, глава самого известного чеченского восстания против России), выкидывали останки святых, разрушали непокорные мечети, жгли книги, грабили селения, насиловали женщин и часто убивали всех жителей, не щадя ни стариков, ни женщин, ни младенцев.

В 1932 году ваххабиты установили своё окончательное господство над полуостровом и провозгласили Королевство Саудовской Аравии. Однако идея государства, ограниченного определённой территорией, нелегко воспринимается народом-кочевником. Более того, яростную и примитивную трактовку ислама поклонниками Ваххаба нелегко было соотнести с понятием самоограничения. Как любое учение, основанное на религиозном фанатизме, ваххабизм стремился либо покорить весь мир, либо его истребить.

Скоро у ваххабитов появились некоторые перспективы в этом направлении. В 1937 году американская нефтяная компания Standart Oil Company of Califoraia (ныне - Chevron Texaco) нашла первую нефть в Саудовской Аравии. Сегодня известно, что под песками Саудовской Аравии находится треть нефтяных резервов всего мира. От этой саудовской нефти пошёл такой поток денег, о котором ни Ваххаб, ни Сауд и мечтать не могли. Оставшиеся верными идее мирового господства ваххабизма, Саудовская Аравия и разные ваххабитско-арабские эмираты до сих пор жертвуют миллиарды долларов каждый год на строительство мечетей и религиозных школ, распространение Корана и бесплатных билетов в Мекку. На самом деле всё это укрепляет не столько ислам, сколько ваххабитский ислам. Таким образом, через двести лет после смерти Ваххаба его секта продолжает осуществлять мечту о завоевании мира.

Что же представляет собой ваххабизм в настоящее время? […] ваххабизм стремится создать государство - новую международную цивилизацию, и в этом смысле он подражает Америке. С другой стороны, самый известный нынешний ваххабит - Осама бен Ладен больше походит на ваххабитов двухсотлетней давности, которые завоевывали Аравию путём бандитских набегов и массовых убийств, разрушая и устрашая».

Пол Хлебников , Разговор с варваром, СПб, «Русское Имперское Движение», 2008 г., с. 155-157 и 158.

аль-Вахха́б (ар. اَلْوَهَّاب [аль-Вахха̄б] - «Дарующий»‎) - одно из Имён Аллаха, упомянутых в . В переводе на русский язык означает «Дарующий », «Вседарящий », «Щедрейший ». Другим Именем Аллаха, близким по смыслу к аль-Ваххаб является Его имя (البر ‎ - «До­бродетельный») .

Значение аль-Ваххаб

Прекрасное имя Аллаха аль-Ваххаб в широком смысле означает:

Толкование имени аль-Ваххаб

В Священном Коране сказано: Иль в их руках сокровища Господа, Всесильного Владыки твоего, Подателя щедрот безмерных? . Аллах обетовал всем истинно верующим (му’мин ) бес­ко­неч­ную благодать в обители Рая, которая для них началась уже в зем­ной жизни, обетовал также Своим благочестивым рабам спокойную и благополучную жизнь и на земле. Поэтому для искренних ве­ру­ю­щих нет предела в просьбах к своему Господу. Верующие могут беспрестанно просить у Аллаха всё, что приблизит их к Нему, по­мо­жет им премного думать о Нём и никогда не забывать о благодарности Ему. Несомненно, Аллах обязательно отвечает на их мо­лит­вы так, как сочтёт Своей Мудростью, и этот ответ всегда является для них самым благим. В Коране Все­выш­ний приводит на­с­тав­ле­ни­ем и примером для верующих молитву пророка (Соломона) . В одном из аятов Пророк говорит такие слова: Я пред­по­чёл лю­бовь к земным вещам воспоминанию о Боге. , после чего обращается к Аллаху с мо­лит­вой: Господь мой, прости мне и да­руй мне власть, какой не будет наделён никто после меня. Истинно, Ты - Дарующий без воздаяния. . Пророк Сулейман про­сил у Аллаха даровать ему власть, которой после него не будет обладать никто и никогда, обращаясь к Аллаху Его Именем: аль-Вах­хаб . Ибо он знал твёрдой верой, что Аллах безвозмездно дарует блага всем искренне ве­рую­щим как на земле, так и в обители Рая, мно­го­крат­но приумножает им награду за их праведные, благие деяния. Коран сообщает нам ещё одну молитву праведных верующих: Вла­ды­ка наш! Не дай нашим сердцам свернуть, когда Ты уже направил нас на прямой путь. Яви нам милосердие Твоё. Ведь Ты, по­ис­ти­не, Податель всех щедрот! .

Доброта и щедрость Аллаха бесконечны, неисчислимы и объемлют всё сущее. Добродетель - неотъемлемое качество Аллаха, а его следствие - все зримые и незримые блага, в которых творения не перестают нуждаться даже на мгновение ока. Добродетель Все­выш­не­го Аллаха бывает всеобщей и особой. Смысл всеобщей Добродетели заключается в том, что Аллах делает добро пра­вед­ни­кам и грешникам, обитателям небес и жителям земли, тем, кто несёт ответственность за свои деяния, и всем остальным [ ; ]. Особая добродетель Аллаха - это милость, оказываемая богобоязненным рабам [ , ]. Пророк Сулейман во время мольбы ска­зал: Введи меня по Своей милости в число Твоих праведных рабов. . Это - особая милость, о которой мо­ли­ли пророки и их последователи. Она подразумевает наделение верой и знаниями, праведностью и благополучием, вечным сча­сть­ем и преуспеянием. Это - величайшая цель, к которой стремятся избранные творения. Пречистый Аллах обладает щедростью, то есть Его милость ве­ли­ка, а дары изобильны. Его щедрость тоже делится на два вида: всеобщая и особая. Первая распространяется на всё сущее; все тво­ре­ния наслаждаются Его милостью и всевозможными благами. Особой щедрости удостаиваются те, кто взывает к Аллаху устами и всем сво­им состоянием подчёркивает свою нужду в Нём. Это могут быть как праведники, так и грешники, как му­суль­ма­не, так и не­ве­рую­щие. Аллах одаряет каждого, кто взывает к Нему, удовлетворяя их просьбы, потому что Он - Добродетельный, Ми­ло­серд­ный. В Ко­ра­не сказано: Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовёте Его на по­мощь. . Про­явлением Его безграничной щедрости являются уготованные для Его возлюбленных райские блага, ко­то­рых не видывал взор, о ко­то­рых не слышали уши, которые даже не приходили на ум человеку

В последнее время, пожалуй, одной из актуальнейших проблем стало распространение в разных частях мира идей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и религиозно-политического течения, которое называют ваххабизм. Об этом наиболее ярко свидетельствуют события в Афганистане и на Северном Кавказе. Однако биография и убеждения его основателя оста-ются ещё недостаточно исследованными украинскими и российскими историками. Именно этой теме и посвящена статья автора.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1111 г. по хиджре (1691 г.) (по другим дан-ным, это соответствует 1703-1704 гг.) в Аяйне. Его отец Абдель-Ваххаб ибн Сулейман - мусульманский кади (судья) был первым учителем своего сына. В 12 лет Мухаммад уже достиг зрелости, и Абд Аль-Ваххаб женил его. После женитьбы Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб совершил паломничество в Мекку, затем Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб изучал ре-лигию в Медине. Там его учил некий Абдаллах ибн Ибрахим ибн Сайф, один из знатных людей оазиса эль-Маджмаа в Судайре. Впоследствии Мухаммад рассказывал: «Спросил меня однажды шейх: «Хочешь, я покажу тебе оружие, которое я приготовил для него (име-ется в виду оазис эль-Маджмаа)?». Я сказал: «Да». Он ввёл меня в дом, где было много книг. И сказал он: «Вот, что мы приготовили для него». Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб тем самым давал понять, что его мединский учитель готовил какое-то «идеологическое оружие» против распространенных в его оазисе верований . Вскоре отец и брат Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба стали замечать за Мухаммадом неблаговидные поступки и упрямство в неправильном толковании многих религиозных вопросов. Они не одобряли его и предвидели в нём заблуждение и отклонение по религии . В частности, шейх Мухаммад ибн Сулейман, бывший старший учитель Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, ему писал: «О ибн Абдуль-Ваххаб, я советую тебе, ради Аллаха, держать язык за зубами и не осквернять мусульман». Далее он пишет: «…ведь ты сам отклонился от верного пути боль-шинства. Точнее назвать кяфиром того, кто отклонился от пути большинства. Потому что он не следует по пути верующих» .

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб много путешествовал. Несколько раз побывал в Хиджа-зе, Басре, затем жил в Эль-Хасе. Во время пребывания в Басре он встретился с английским шпионом Хемпером. Вот как описано это событие в книге Сыддика Гюмюша «Признания английского шпиона». Хемпер рассказывал: «В нашу столярную мастерскую (место, где жил Хемпер) иногда наведывался один юноша, в котором играла молодая кровь. Он был в одежде учащегося, знал арабский, персидский и турецкий. Звали его Мухаммад Абдель Ваххаб Неджди. Этот неуравновешенный юноша говорил в высшей степени громко и, на-верно, был очень нервным» . Далее он сообщает, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб не был доволен политикой Османского государства.

Впервые с проповедью своей идеологии основатель ваххабизма обратился к жителям Басры, но был изгнан из города. Скорее всего, распространять свои идеологии взгляды Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб начал с подачи и под влиянием Хемпера. Затем проповедник некоторое время жил в эль-Хасе у Абдаллаха ибн Абд аль-Латыфа. После этого Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб намеревался совершить путешествие в Сирию, но у него не хватило денег, и тогда он направился в Хураймалу, оазис в Неджде, где в 1730 году начал проповедовать свою идеологию. Он увидел, что племена бедуинов, проживающих в этой местности, не были достаточно просвещены в вопросах Ислама, и, скорее всего, именно поэтому Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб решил начать с этих мест: он думал, что его отклонение от основ Ислама не будет замечено. Однако проповедь ваххабизма, по мнению его современников, не имела ничего общего с идеями «очищения ислама», а только искажала его основы.

Хиджазский историк 19 века, муфтий Мекки Зейни Дахлян относит начало деятель-ности Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба к 1723 году, а массовое распространение течения - к 1730 году. В 1726/27 году в Неджд переселился его отец. Сообщается, что сын с ним очень часто спорил. В этот период Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб написал книгу, которую назвал «Книга единобожия». В оазисе он провёл несколько лет, где его деятельность привела к расколу среди жителей этой местности. Как сообщает ибн Ганнам, «Люди разде-лились на его врагов и друзей». Ибн Бишр пишет, что Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба хотели убить, но проповедник спасся и был вынужден бежать в Аяйну.

Европейские востоковеды писали о путешествиях Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в Багдад, Дамаск, некоторые города Ирана. Неизвестный автор рукописи «Блеск метеора» утверждает, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб постоянно менял своё имя: в Басре он был Абдаллахом, в Багдаде – Ахмедом, в Курдистане – Мухаммедом, в Хамадане – Юсуфом.

Д. Марголиус утверждал, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб прожил в Басре четыре го-да. В течение пяти лет он жил в Багдаде, где женился на состоятельной женщине. Она умерла, оставив ему богатое наследство. Один год он был в Курдистане, два – в Хамадане, после этого отправился в Исфахан. Это случилось во время правления Надиршаха, т.е. в 1736 году. Там он изучал аристотелевскую философию и другие науки. Однако существуют расхождения в датах путешествий. По данным ваххабитских летописей и по свидетельству Зейни Дахляна, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб вернулся в Неджд к 1730-м годам. В «Блеске метеора» приводится сообщение, правда, не подтверждённое другими источниками, о его пребывании в Йамаме, где он вызвал к себе враждебное отношение и был изгнан. Также Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб направлял своих миссионеров в Мекку с целью склонить исламских учёных, проживающих там, на свою сторону. Вот как описывал эти события уже упоминавшийся муфтий Мекки, историк Зейни Дахлян:

«Всё началось с того, что ваххабиты послали группу миссионеров с целью повлиять на мусульманских учёных, проживающих в Мекке и Медине. По прибытии на место они на-чали демонстрировать свои убеждения мусульманским учёным и предъявлять ложные до-казательства. В ответ на это ученые, опровергнув их убеждения, предъявили неопровержи-мые доказательства обратного, на что у ваххабитов не нашлось аргументов. После этого мусульманские учёные убедились, что ваххабиты несведущие в религии люди… Они уви-дели, что эти люди без оснований обзывали мусульман кяфирами. Тогда учёные вынесли решение и направили его к религиозному судье Мекки, и суд подтвердил решение учёных, вынеся вердикт «об отступлении ваххабитов от веры из-за их убеждений» (бездоказатель-ное обвинение мусульманина в неверии в Исламе считается вероотступлением – ар-ридда – Л.М.). Судья Мекки предупредил всех людей, от первого до последнего, об опасности этого экстремистского течения. Это произошло во время правления шарифа Масуда ибн Саида, умершего в 1745 году, который дал приказ посадить приехавших ваххабитов в тюрьму. Некоторым из них удалось бежать в местность ад-Дария (Эд-Дирия – Л.Б.). Прибыв туда, они рассказали своим, что произошло. Это вызвало у ваххабитов ещё больше упорства и высокомерия» .

В 1744 году предводитель течения переехал в Эд-Дирию и заключил союз с Мухамме-дом ас-Саудом. Эта дата считается началом формирования первого государства Саудидов.

По сообщению «Блеска метеора» Мухаммад ибн Абд Аль Ваххаб умер в 1212 г.х. (1797/9 г.), а Зейни Дахлян в книге «Заблуждение ваххабистов» утверждает, что смерть ос-нователя ваххабизма наступила в 1206 г.х. (1786г) . А. М. Васильев в книге «Исто-рия Саудовской Аравии», пишет, что Мухаммад ибн Абд Аль Ваххаб умер в 1792 году в разгар покорения ваххабитами эль-Хасы .

У Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба было 20 жён и 18 детей. Наследникам он оставил землю с пальмами, фруктовыми деревьями и полями, которая приносила 50 тыс. захабов дохода в год, а также библиотеку с несколькими сотнями книг. После смерти Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба муфтием Эд-Дирии стал его сын Хусейн, а затем другой сын – Али. Потомки Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба составляют клан под названием Ааль аш-Шейх. Они до сих пор играют ключевую роль в религиозной жизни Саудовской Аравии .

Истоки убеждений Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба, в основном, восходят к взглядам хариджитов и ибнТаймии.

Хариджиты (от арабского «хаваридж» выходить), которых не без основания считают прародителями экстремистских течений в мусульманском мире, жили в первом веке хид-жры. В 657 г. н. э. они отделились от войска четвёртого халифа Али после того, как посчи-тали его недостаточно твёрдым в борьбе за правое дело . Хариджиты ушли из лагеря Али под Куфой и провозгласили халифом рядового воина. Исходным пунктом своей политической программы хариджиты объявили безусловный суверенитет мусуль-манской общины. Халифа они считали выразителем и защитником интересов своей общины. Муавию и Али они объявили низложенными и даже считали нужным убить. По мнению хариджитов, община, избравшая халифа, в любое время может его низложить и даже убить, в случае, если его политика не отвечает интересам большинства. Убийство своих политических и религиозных противников они считали богоугодным делом. Стоит отметить, что эта борьба была направлена против мусульман, не признавших вероучения и политических принципов хариджитов, противоречащих Шариату. Крайний фанатизм непримиримых, интеллектуально ограниченных борцов привёл к тому, что они боролись не только и не столько против власти, сколько против мирного мусульманского населения, зачастую убивая женщин и детей. Например, известный арабский историк Табари сообщает, что хариджиты убили сподвижника Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и его беременную жену. При этом они прикрывались лозунгами защиты Ислама.

Хариджиты выступали против нововведений (бида). Они осуждали халифа Османа за дозволенные по религии новшества . Эти обстоятельства и определили то, что идеология экстремистов не пользовалась широкой популярностью среди населения.

Хариджиты, преисполненные фанатизма и нетерпимости, вели борьбу не только против суннитов и шиитов, но и между собой. Это привело к образованию группировок среди ха-риджитов. Абу-л-Музаффар ал-Исфараини выделяет семь группировок . Наиболее многочисленными группировками являлись мухакимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, салабиты, ибадиты, сифриты. Для нас представляют наибольший интерес азра-киты, составляющие крайнюю группировку хариджитов. Азракиты, приверженцы Абу Ра-шида Нафиа аль-Азрака, считали любого мусульманина, совершившего грех, неверующим, вероотступником, для которого возвращение в лоно Ислама было невозможным. Этого же мнения придерживались и ибадиты. Также азракиты обвинили в неверии и жену Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) Айшу, и некоторых его сподвижников . Азракиты, являясь сторонниками убийств по религиозным и политическим мотивам, при-знавали необходимым физическое уничтожение каждого, не разделявшего их взгляды, вместе с жёнами и детьми. Они объявляли неверными тех, кто, разделяя их убеждения, не принимал участия в подобных деяниях. Здесь можно проводить некоторые аналогии с современными событиями.

Более умеренных взглядов среди хариджитов придерживались так называемые абадиты (ибадиты). Эта группировка сохранилась до наших дней.

Вот как о появлении хариджитов рассказывает муфтий Украины шейх Ахмед Тамим: «Со временем появились разногласия среди вышедших из армии Али. Они называли его отступником от веры. Один судья, Абу Муса Ашари – со стороны Али, и другой, Амр бен Ас - со стороны Муавия, предложили решить вопрос мирным путем. Но из-за такого су-дебного решения отделилась группа от Али. Она считала такое решение отступлением от веры. По их толкованию Корана, Али не должен был согласиться на суд. Невосприятие этого само по себе являлось, по их мнению, вероотступничеством. Такую группу назвали хареджитами. Прошло время, и среди хареджитов появились разногласия. Они распались приблизительно на 20 течений. Каждое из них считало, что только оно верно Исламу, а другие отошли от него» .

От хариджитов последующие поколения экстремистов восприняли тезис, что о правове-рии человека следует судить по его действиям и, следовательно, по их мнению, совершив-шие тяжкие грехи являются несогрешившими мусульманами, а вероотступниками – невер-ными.

От хариджитов также было унаследовано положение о несправедливом правителе . Они считали, в отличие от большинства мусульманских учёных, что несправедливо-го правителя надо свергать. Улемы же считали, что любой правитель лучше, чем анархия.

В Исламе хариджизм считается ересью. Об этом в конце ХХ века говорил муфтий Егип-та, критикуя книгу Фараджа «Забытый долг». Он назвал автора хариджитом, подчёркивая этим, что он не принадлежит к Исламу.

Преемником идей хариджизма в восьмом веке хиджры выступил ибнТаймия Таки ад-дин Ахмед. Он по праву считается отцом ваххабитов и дедом современных экстремистов. В 1981 году египетский еженедельник «Маю» выделил ибнТаймию и его основных последователей как источник наиболее широко распространившегося и вредоносного влияния на египетскую молодёжь, как идеолога, чьи труды сеют семена раздора среди мусульман.

ИбнТаймия родился в Харране в 1236 г. н. э. В 1269 году переехал в Дамаск, в связи с нашествием монголов. Обучался в медресе Суккарийя, которое возглавлял его отец. В 1284 году ибн Таймия возглавил это медресе. Участвовал в походе против мамелюкского султана ал-Малика ал-Мансура Ладжина. В 1306–1312 годах проживал в Египте, дискутировал с мусульманскими учёными, был обвинён в антропоморфизме и заключён в тюрьму. После освобождения продолжил свою деятельность и снова был заключён в тюрьму. В 1313 году вернулся в Дамаск. Преподавал в медресе. Но своим взглядам не изменял, за что снова был заключён в тюрьму. Умер ибн Таймия в цитадели .

Вот некоторые элементы его идеологических воззрений. ИбнТаймия поднимает и широко рассматривает вопросы, которые были поставлены ещё хариджитами: кто является мусульманином и как относиться к правителю, который нарушает Шариат?

Возникает вопрос: кому же было выгодно возрождение идеологии ибнТаймии в середи-не 18 века на Аравийском полуострове? Кому была выгодна нестабильность внутри Османского государства? Однозначно на этот вопрос ответить довольно сложно. Однако, следует отметить, что 18 век является веком роста могущества Британии и Франции. Это сопровождалось активными колониальными захватами. Во всём мире действовали английские и французские агенты, готовившие почву для колонизации независимых государств Азии и Африки. Как говорит Хемпер в книге «Признания английского шпиона»: «Христианство явилось, чтобы распространяться… Магометанство, находящееся на востоке и западе, создавало неблагоприятные условия для этого. Первенство в деле крушения Ислама принадлежит правительству Великобритании» . «Разделяй и властвуй!» - вот основной лозунг английской политики. Как можно увидеть из дальнейших событий, западные страны и по сей день пытаются внести раскол и разрушить Ислам.

Но вернемся к ибнТаймии. Он отрицал сыфаты (атрибуты Всевышнего) и тавиль - тол-кование иносказательных священных текстов. Однако аяты делятся на аяты мухкамат (прямые по смыслу) и иносказательные – муташабихат . Это же относится и к изречени-ям пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), а про обязанность каждого мусуль-манина знать 13 из сыфатов Аллаха сказано теологами Ислама . Халифат ибнТай-мия считал необязательным. По его мнению, может существовать несколько имаматов. Он признавал законность первых четырёх халифов.

Идеи ибн Таймии легли в основу ваххабизма.

Зейни Дахлян пишет, что в своих убеждениях Мухаммад ибн Абд аль – Ваххаб отклонился от пути праведных имамов, обвиняя в неверии всех мусульман своего времени (в ХХ веке эти принципы возьмёт на вооружение организация «Братья – мусульмане). По мнению Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба, мусульмане, жившие 600 лет до него, были язычниками, а он возобновил Ислам. Аяты Священного Корана, которые осуждали языч-ников, он адресовал против мусульман. Например, сказано в суре «Юнус», аят 106: «Не поклоняйся помимо Аллаха тому, что не поможет тебе и не повредит».

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб расценивал таввасуль (зов о помощи через пророков и святых людей), как язычество и утверждал, что это следует из изложенного выше аята. К ширку (многобожию) он приравнивал и зиярат - посещение могилы Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Однако сподвижники посещали, и мусульмане сегодня тоже посещают могилу Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и других святых людей. Также известно, что имам Шафии посетил могилу имама Абу Ханифы, где обращался к Всевыш-нему с молитвами .

Существует и ряд других положений ваххабизма, которые также не согласуются с Кора-ном. Например, ваххабиты верят, что Аллах - это тело, которое имеет руки, ноги, занимает место. Но в Коране, в аяте, имеющем прямой смысл, сказано, что нет ничего, подобного Ему, то есть Аллаху . Ваххабиты утверждают, что ангелы, пророки (посланники Алла-ха), праведники, святые не могут быть перед Богом заступниками за грехи мусульман . Однако, в изречении Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Моё заступни-чество за совершающих большие грехи из Моей общины» . Иными словами, Про-рок Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) заступится за больших грешников из своей общины. Об этом сказано и в Коране .

Ваххабиты отрицают знания учёных по религии, высказывания сахабов (сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)), истолковывают Священный Коран так, как сами его понимают, утверждают, что те, кто не исповедует ваххабизм и следует одному из четы-рёх мазхабов – кяфиры . Следовательно, их можно безнаказанно убивать. Однако, по мнению А.М. Васильева, ваххабиты признавали четырёх имамов, основателей право-верных школ суннизма . Муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим, говорит по этому вопросу: «Что касается ритуалов, то последователи ибн Абдель Ваххаба отрицают всякий мазхаб в Исламе, хотя иногда скрывают это» . Часто ваххабиты называют себя ханбалитами и используют название этого мазхаба для распространения своей идеологии, но их убеждения не соответствуют ханбалитскому мазхабу. Об этом можно прочитать в одной из книг муфтия ханбалитов, имама Мухаммада ибн Абдуллаха. .

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб отрицал и суфизм. Объектом критики ваххабитов явля-ется главный элемент суфийской практики, восхваление Всевышнего – зикр. Они считали его проявлением излишества, своеобразной экзотикой, чуждой принципам классического Ислама.

Но одним из главных положений ваххабизма является идея о войне против многобожников и мусульман, по их мнению, отступивших от принципов изначального Ислама. В мусульманском мире ваххабиты снискали репутацию крайне воинственных фанатиков.

В завершение статьи следует отметить, что, противопоставляя ваххабитов мусульманам, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб превращал их (ваххабитов) в сплочённую секту и разжигал фанатизм. Необходимость войны, провозглашённая в учении, сделала его знаменем завое-вательных войн и набегов, котороые продолжаются и по сей день во многих странах мира.

Источники и литература:

1. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах.

М.: Наука, 1984. - 270 с.

2. Васильев А.М. История Саудовской Аравии.

М., 1982. - 612 с.

3. Гюмюш, Сыддык. Признания английского шпиона. - Стамбул: Вакифа Ихласа, 1997.

4. Дахлян, Зейни. Заблуждение ваххабистов.

Киев: Аль-Иршад, 1998. -23 с.

5. Держитесь «золотой середины». // Минарет.

6. Исламская энциклопедия. - М., 1991. - 311 с.

7. Коран. - Каир: Б.м., 1923. - 507с. - на арабском языке («Коран – Керим»)

8. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М.: Наука, 1990. - 167 с.

9. Ислам. Религия, общество, государство. - М.: Наука, 1984. - 230 с.

10. Тамим, Ахмед. Ислам против экстремизма и насилия // Мусульмане. - 2000. - №1 (4). - С.28 - 29.

11. Харари, Абдуллах. Истинный Путь. - Киев: Аль-Иршад, 1998. - 83 с.

Л.Б. Маевская

  • 8219 просмотров

Мухаммед ибн Абдулла (араб. محمّد, в русском языке также произносится как Мохаммед , Мухаммад , Магомет ) (570/571 – 8 июня 632 г. н. э.) - основатель Ислама и арабский завоеватель.

Начало деятельности

Мухаммед родился у Абдуллы ибн Абдул-Мутталиба в так называемый «год слона». Его семья относилась к хашимитам, ответвлению племени курайшитов. Будучи нежеланным ребенком для его матери и полностью осиротев в шесть лет, он был отдан на воспитание своему дяде Абу Талибу. Вначале Мухаммед был пастухом, затем стал торговцем, затем грабителем, бароном, и, наконец, военачальником. Многие утверждают, что когда Мухаммед был молодым, его звали по его прозвищу Аль-Амин (الامين), что означало «верный, надежный», и что его рассматривали как беспристрастного судью. Однако историк Элфорд Т. Уэлч придерживается мнения, что Аль-Амин было обычным арабским именем, а также предположил, что Аль-Амин могло быть именем, данным Мухаммеду, и что оно являлось мужской формой от имени, которое носила его мать Амина (أمينة). Касательно физического облика, Мухаммеда описывали как «белого человека », а в последующие годы - как «толстого карлика ». В 595 году в возрасте 25 лет Мухаммед женился на своей работодательнице Хадидже . Она была богатой женщиной сорока лет, имевшей трех детей от двух предыдущих браков. Она родила ему двух сыновей (которые впоследствии умерли в детстве) и четырех дочерей. Отец Хадиджи был против того, что его дочь выходит замуж за такого «незначительного юнца», поэтому эта парочка применила хитрость: они напоили отца Хадиджи спиртным до беспамятства, а затем отправились на собственную свадьбу, как это и было запланировано.

Откровения

Во время месяца Рамадан Мухаммед часто оставлял одними своих жену и детей, отлучаясь в пещеру, расположенную у вершины горы Хира, сразу за Меккой, что в Арабском Хиджазе, где он молился и постился. Согласно исламским поверьям, когда ему было около сорока лет (610 г. н. э.), его посетил ангел Джабраил (جبريل) и приказал читать стихи, ниспосланные Аллахом . Эти стихи впоследствии станут началом 96-ой суры . Встреча с Джабраилом напугала Мухаммеда, так как он в начале подумал, что был одержим дьяволом. Мухаммед хотел покончить жизнь самоубийством. Вот что сказано в «Сахих » Бухари:

Однако через несколько дней Варака умер, а откровения временно прекратились. И Пророку стало так грустно, что мы слышали, что он пытался сбросить себя с вершин высоких гор, и каждый раз, когда он поднимался на вершины этих гор, чтобы сбросить себя, Джабраил появлялся перед ним и говорил: «О Мухаммед! Воистину, ты - Посланник Аллаха», после чего его сердце успокаивалось, и он возвращался домой. И всякий раз, когда приход откровений задерживался на длительное время, он делал, как и раньше, и когда он достигал вершины горы, Джабраил появлялся перед ним говорил то, что говорил ему раньше. - Сахих аль-Бухари , 9:87:111

После того, как Мухаммед получил первое «откровение », последующие откровения к нему некоторое время не приходили, однако затем спустя длительное время они начались снова и продолжались с завидной регулярностью до самой его смерти. Сборник этих откровений известен как Коран .

Затем Мухаммед сказал ей: «…Божественные откровения не приходят ко мне ни на одной кровати, кроме как кровати Аиши» - Сахих аль-Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари) , 3:47:755

Как именно откровения приходили Мухаммеду, описывается в хадисах :

Передают со слов Аиши, что (однажды) аль-Харис бин Хишам спросил Посланника Аллаха: «О Посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». Аиша сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот». - Сахих аль-Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари) , 1:1:2

Проповедь в Мекке

Свою карьеру проповедника Мухаммед начал в Мекке, предупреждая всех о Судном Дне, в котором все люди, отвергнувшие его пророчество, будут вечность гореть в Аду (جهنم). Уже в первые дни таких проповедей мекканцы обвиняли самопровозглашенного пророка в плагиате «древних сказочных преданий». И действительно, тот факт, что Мухаммед был необразованным неграмотным человеком, вступавшим ранее в контакт с представителями авраамических верований (таких, как Зайд бин Амра бин Нуфайл), может объяснить несовершенность и погрешность его заимствований из историй, которые он слышал. Мекканская элита не была впечатлена его проповедями, и это разозлило его. В конце концов это привело к появлению аятов, осуждаюших поклонение идолам и критикующих верования предков мекканцев, практиковавших политеизм. Таким образом, в Мекке появилась оппозиция Мухаммеду. Современные мусульмане утверждают, что мекканцы устраивали гонения на мусульман, однако об этом рассказывается лишь в очень малом количестве свидетельств. Проблема была в том, что большинство гонений было лишь ответной реакцией на антагонизм Мухаммеда по отношению к «идолопоклонникам». Последователей Мухаммеда было слишком мало, и Мухаммед предпринял попытку втянуть язычников в Ислам, прочитав свои знаменитые и пользующиеся ныне дурной славой так называемые «Сатанинские аяты ». Скорее всего, понимая, как это может отразиться на его статусе (т. е. его больше нельзя было бы назвать единственным заступником между его последователями и Аллахом), он быстро заменил предыдущее откровение дальнейшими нападками на мекканских божеств:

Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью – Манат? Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него – потомки женского пола? Это было бы несправедливым распределением. Они – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они следуют только предположениям и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним. - Коран , 53:19–23

Мухаммеда также критиковали за его утверждения о том, что он ездил на Бураке (мифическом летающем животном, похожем на лошадь) в довольно причудливой истории о «ночном путешествии» к «ближайшему небу » и последующем возвращении в Мекку в течение одной ночи. Это событие до сих пор отмечается мусульманами каждый год.

Мухаммед в Медине

Эмиграция

У Мухаммеда умирает дядя - Абу Талиб, который, хоть и не стал мусульманином, однако защищал Мухаммеда. В 622 году Мухаммед покидает Мекку, и это переселение из Мекки в Медину известно мусульманам как «Хиджра» (هِجْرَة). Вместе со своими последователями, он поселяется в Медине (тогда известном под именем «Ясриб»), большом сельскохозяйственном оазисе, где он был лидером первого в мире исламского теократического государства. Он приказал своим последователям не вступать в контакт со своими родственниками, оставленными в Мекке. Разрыв связей между последователями Мухаммеда и их родственниками-немусульманами использовался самим Мухаммедом для усиления своего влияния на них. Хиджра знаменует собой начало отсчета времени для мусульманского лунного календаря.

Медина была местом жительства множества иудейских племен, разделенных на три главных клана - Бану Кайнука, Бану Курайза и Бану Надир, а также на другие, более меньшие группы. В том же 622 году Мухаммед заключил с мекканцами договор, называемый Мединской конституцией , которая «устанавливала добрый союз или федерацию» среди восьми мединских племен и эмигрантами-мусульманами из Мекки. Мединская Конституция четко определяла права, обязанности и взаимоотношения всех граждан и всех сообществ в Медине.

Война с мекканцами

В марте 624 года Мухаммед повел около три сотни джихадистов в рейд на мекканский торговый караван. Мекканцы успешно защитили караван, однако затем они решили отомстить и двинулись на Медину. 15 марта 624 года в месте под названием Бадр сошлись в бою мекканцы и мусульмане. Несмотря на то, что мекканцы имели трехкратное численное превосходство (тысяча против трехсот - некоторые исламские историки говорят о конкретном числе: 313), мусульмане одержали победу. Было убито 70 мекканцев и еще столько же взято в плен для выкупа, среди мусульман погибло только четырнадцать человек. Данное событие знаменует собой начало сражений мусульман. Среди пленных был Аль Надир - рассказчик историй и поэт, издевавшийся над Мухаммедом. Его клану не позволили выкупить его, и, по приказу Мухаммеда, он был казнен. Мухаммед также приказал бросить двадцать четыре мекканца в колодец Бадра и издеваться над их трупами.

Последующие четыре года непрекращающейся войны между мусульманами и мекканцами привели к победе мусульман и захвату Мекки. Мусульмане последовательно уничтожили все, что они посчитали идолами, а Мухаммед в это время зачитывал своим последователям очередные аяты Корана. Горожане либо принимали Ислам, либо изгнонялись. В марте 632 года Мухаммед руководил паломничеством, известным как Хадж (حج).

Сексуальные партнеры Мухаммеда

После смерти своей единственной жены Хадиджи, Мухаммед почувствовал себя сексуально эмансипированным. Он начал практиковать полигамию и прослыл бабником. После непродолжительного протеста отца Аиши он женился на ней, когда той было всего лишь шесть лет . Она была дочерью его друга Абу Бакра, который впоследствии станет первым лидером мусульман после смерти Мухаммеда. В Медине он женился на Хафсе, дочери Умара, который в свою очередь станет преемником Абу Бакра. В итоге Мухаммед имел брак с пятнадцатью женщинами, имел множество наложниц, включая коптскую рабыню Марию . Согласно знаменитому суннитскому богослову Ибн Аль-Кайиму:

Мухаммед имел множество рабов, как мужчин, так и женщин. Он покупал и продавал их, однако покупал он больше, чем продавал, особенно после того, как Бог наделил его силой через Свое послание после эмиграции из Мекки. Однажды он продал одного черного раба за двух. Его имя было Якоб аль-Мудбир. Сделок по покупке рабов у него было больше, чем по их продаже. Он сдавал своих рабов в аренду и нанимал их, но нанимал он их больше, чем сдавал.

Изменение отношения к евреям

Спустя несколько лет после эмиграции отношение Мухаммеда к евреям и христианам заметно изменилось. Столкнувшись с тем, что его учение не было принято мединскими иудейскими богословами, он стал рьяным антисемитом . Иудеи скептически относились к вопросу о совместимости Корана и их собственных Писаний . В то время, как многие из мединцев принимали Ислам, из среды иудеев сделали то же самое лишь очень немногие. Это было началом длинной истории гонений и подчинений иудеев Исламом.

После каждой крупной битвы с мединцами, Мухаммед обвинял одно из иудейских племен в предательстве (см. Коран , 2:100 ) и нападал на них. После битв при Бадре и при Ухуде из Медины были последовательно изгнаны племена Бану Кайнука и Бану Надир, а большинство из их принадлежностей было конфисковано Мухаммедом. После битвы у рва в 627 году мусульмане обвинили евреев племени Бану Курайза в сговоре с мекканцами, а затем истребили их . Женщины и маленькие дети были взяты в плен мусульманами для продажи их на невольничьих рынках, а мужчины и те из мальчиков, у которых начали расти лобковые волосы, были обезглавлены. Мусульманский историк Ибн Исхак описывает инцидент так:

«Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и им отрубили головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них были враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени - всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек. Когда их уводили к Пророку, они говорили Каабу ибн Асаду: «О Кааб! Что же он с нами сделает?» Он отвечал: «Неужели вы и здесь ничего не понимаете? Разве вы не видите: тот, кто вызывает, не прекращает вызывать, а тот, кого уводят из вас, не возвращается? Это, ей-богу, убийство». Это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними. - Табари VIII:35 / Исхак:464

Одно из объяснений, которое дают арабские историки и биографы Мухаммеда к этому ужасающему событию, таково: «Наказание евреев Медины, которым предложили принять Ислам и которые отказались сделать это, прекрасно иллюстрирует истории Корана о том, что́ случается с теми, кто отверг пророков».

Смерть пророка

Основная статья: Обстоятельства, окружающие смерть Мухаммеда

В 632 году здоровье Мухаммеда серьезно пошатнулось, он стал немощным, его мучали сильные головные боли и общая слабость. Его смерть пришлась на 8 июня 632 года. Мухаммед был отравлен еврейской женщиной во время захвата Хайбара, где он захватил Сафийю как жену для себя. Он приказал пытать и обезглавить ее мужа Кинана , который был главой евреев Хайбара. Он провел свой последний день вместе с Аишей, которая считается его любимой женой. Он был похоронен в своем доме вблизи Масджид ан-Набави (мечети Пророка) в Медине .

Дальнейшие события

Халифы переняли власть от Мухаммеда. Под их властью и с помощью джихада (как Мухаммед и проинструктировал на прощальной проповеди) исламская империя расширилась на Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию, Египет, Северную Африку, Южную Испанию и Малую Азию. Далее следовали жестокие завоевания (ответом на которые были крестовые походы), торговые связи между мусульманами и немусульманами, а также миссионерская активность по распространению Ислама в восточном полушарии, включая Китай и Юго-Восточную Азию.

См. также

  • Мухаммед - раздел, в котором содержится коллекция статей о Мухаммеде

Загрузки

  • Жизнеописание Пророка Мухаммада , перевод с арабского Я. А. Гайнуллина
  • The Truth About Muhammad: Founder of the World"s Most Intolerant Religion (англ.) - Free PDF version of Robert Spencer"s best-seller
  • Unmasking Muhammad: The Malignant Narcisist & His Grand Delusion Allah (англ.) - A free 295 page eBook

Внешние ссылки

На английском языке:

Примечания

  1. Katib al Waquidi p. 20
  2. Esposito(1998), p.6
  3. Alford Welch - cf. "Muhammad","Encyclopedia of Islam"
  4. "....My father said, "I heard Ibn "Umar reciting the poetic verses of Abu Talib: And a white (person) (i.e. the Prophet) who is requested to pray for rain and who takes care of the orphans and is the guardian of widows.".... " - Сахих аль-Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари) , 2:17:122
  5. "....When Ubaydullah saw him, he said: This Muhammad of yours is a dwarf and fat. The old man (i.e. AbuBarzah) understood it..... " - Сунан Абу Дауда (Абу Дауд Сулейман ибн аль-Ашас аль-Азди ас-Сиджистани) , 40:4731
  6. LIFE OF MAHOMET. Volume II. Chapter 2,WIlliam Muir, , pg. 24
  7. Encyclopedia of World History (1998), p. 452
  8. «Это обещают нам, а еще раньше это обещали нашим отцам. Это – всего лишь сказки древних народов» -

Известный арабский поэт и спортсмен, он же - вице-президент и премьер-министр ОАЭ, он же министр обороны и правитель эмирата Дубай.

Начало

Жители Эмирата Дубай очень гордятся своим лидером и любят его - в рамках празднования очередной годовщины его правления даже проходила акция, которая называлась «Спасибо, шейх Мухаммед, за вашу доброту». В знак благодарности все желающие приносили букеты цветов к торговому центру Дубай молл в центре столицы. (Надо полагать, все было завалено цветами). А для приготовления угощений гостям шейха 4 января 2013г. собралась самая большая команда в мире шеф- поваров, благодаря чему Эмират уже в какой раз попал в Книгу рекордов Гиннеса. 2847 поваров из отелей и ресторанов эмирата вовсю старались для любимого шейха, показывая свое мастерство и желая всех вкусно и красиво накормить, так что и шейх, и его гости остались наверняка довольны. Да и прославиться лишний раз не мешает, тем более что в Книгу рекордов эмират Дубай со своими достопримечательностями и удивительными событиями попадает постоянно.

Предки шейха тоже из небезызвестных - правящую династию Аль Мактум основал шейх Мактум бен Бутты, который в 1833г. решил создать свой собственный эмират, для чего и переселился из эмирата Абу-Даби в район Дубайской бухты. Ничего не скажешь - основал так основал…Так и получилось, что ОАЭ - это республика для семи монархов, каждый из которых правит в своем эмирате… не то что бы как хочет, но не без этого.

Власть, как известно, в этой стране передается по наследству, и в 2006г. Шейх Мухаммед Аль Мактум стал уже десятым по счету правителем эмирата Дубай. Отец Мухаммеда - ныне покойный Рашид бен Саид Аль Мактум, всячески помогал первому президенту ОАЭ, легендарному шейху Заеду бен Султану Аль Нахайяну в деле создания и развития ОАЭ, ну и вообще, все остальные шейхи тоже старались.

Золотое детство шейха Мухаммеда проходило в родовом доме в Шиндаге (Бар-Дубай), и, судя по тому, какие стихи взрослый уже сын посвящает своей матери - шейхе Латифа бинт Хамдан бен Заед Аль Нахайян, принадлежащей к семье правителей эмирата Абу-Даби и являющейся двоюродной сестрой легендарного шейха Заида, он был нежно любим своей мамой.

Маленький Мухаммед страстно увлекался соколиной охотой, верховой ездой, плаванием, стрельбой, а также слушал и про себя анализировал те мудрые высказывания, практические советы и прочие премудрости на встречах своего деда шейха Заида с соплеменниками. Мог ли знаменитый дед, глядя на крутившегося рядом темноглазого любознательного мальчишку - любимого внука, предвидеть, какую роль тот будет играть в будущем для всей страны, и как будет любим своим народом?..

В школе Мухаммед был преуспевающим учеником, а не плелся в хвосте среди отстающих, и сегодня небольшая частная школа, где он получал начальное образование - «Аль Ахмадия» в Дейре стала музеем.

В 1958г. правителем Дубая по наследству стал его отец - шейх Рашид бин Саид. Шейх Рашид понимал, что один из его сыновей в будущем также займет его место, поэтому сразу начал серьезно готовить сыновей к тому, чтобы они разбирались в политике, экономике, психологии - словом, могли решать любые вопросы, касающиеся настоящего и будущего эмирата Дубай. И здесь Мухаммед также присутствовал на собраниях видных деятелей - банкиров, строителей, торговцев, интеллигенции…

Затем подросший будущий правитель Дубая учился в элитной языковой школе в Великобритании, в военном колледже Монс. В Кембридже Шейх Мухаммед общался с молодежью из разных стран, узнавая о традициях и культуре многих других национальностей. Большой любитель лошадей (у арабских мужчин это в крови), он посещал конные скачки в Лондоне, скучая и тоскуя по своей родине. За границей, как говорится, хорошо, а дома все-таки лучше…

Будущему правителю Дубая не было тогда и двадцати лет, но, несмотря на свой зеленый возраст, он уже понимал, какое значение в его будущей взрослой жизни будут иметь его увлечения - политика, военные знания, спорт и литература.

Женщины, лошади, яхты

У шейха Мухаммеда, как подсчитали любопытные представители СМИ, 14 дочерей и 9 сыновей, немаленькая такая семья - 23 ребенка, многие из детей уже достаточно взрослые. Однако «желтой прессы» в Эмиратах нет, поэтому о личной жизни шейха известно не так уж и много. В частности, все знают имена только двух его жен - это старшая жена Хинд бинт Мактум бен Джумаа Аль Мактум, мать 12 детей шейха (один из сыновей - молодой красавец шейх Хамдан - наследный принц Эмирата) и бывшая иорданская принцесса Хайя бинт Аль Хусейн, в венах которой течет кровь пророка Мухаммеда (провозвестника ислама). В декабре 2007г. Хайя родила шейху дочку Аль-Джалилю, а в январе 2012 - сына Зайеда.

Принцесса Хайя - красавица, моложе своего мужа, является публичным человеком. Шейх, видимо, настолько любит и балует ее, что позволяет многое - она основала арабскую благотворительную организацию Tikyet Um Ali, борющуюся с преодолением нищеты и голода в ее родной Иордании. Является членом правлений многих некоммерческим общественных организаций, возглавляет Всемирную федерацию конного спорта, является членом Международного олимпийского комитета, принимает участие в международных конноспортивных соревнованиях, что удивительно и нехарактерно для женщин этой страны. Принцесса также, как и ее муж, очень любит лошадей, и прекрасно держится в седле (в 13 лет она успешно представляла свою страну на международном уровне).

Также она является председателем дубайского Международного гуманитарного городка (International Humanitarian City) - самого крупного в мире центра по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях.

В ОАЭ на официальных мероприятиях Хайя носит сдержанные наряды, и легкий красивый воздушный шарф покрывает ее роскошные и ухоженные волосы, а во время поездок в другие страны ее костюмы и платья частенько превосходят безумно дорогие туалеты других светских дам. Муж разрешает давать ей интервью и фотографироваться, что она охотно и делает. Судя по фотографиям, Хайя счастлива с мужем (который берет ее с собой и в "командировки" за границу), и нисколько не жалеет, что вышла замуж за шейха, хотя и является не единственной его женой.

Великолепный наездник, умеющий справиться с любым, даже самым норовистым конем, шейх содержит в своих конюшнях в ОАЭ и за границей несколько сотен чистокровных скакунов, многие из которых побеждают в престижных международных скачках. Шейх и сам в качестве спортсмена выступает на скачках и является капитаном команды конных пробегов на выносливость по пустыне - арабские всадники во главе с шейхом Мухаммедом всегда выигрывают эти состязания. На конноспортивных соревнованиях также выступают сыновья шейха и даже дочери.

В 2001 г. шейх получил специальную премию «Экслибрис» как признанный в мире владелец чистокровных арабских лошадей.

Кроме счастливого обладания дворца, арабских и английских чистокровных очень дорогих скакунов, автомобилей, золотой утвари во дворце и т.д. и т.п., шейх Дубая в 2012г. стал обладателем одной из самых огромных и шикарных во всем мире яхт, чем вызвал зависть у таких же богатых и гордящихся символами своего престижа судовладельцев. Пресса озвучила новость, что теперь его яхта «Дубай» стала считаться самой большой в мире, и шейх в этом статусном показателе благосостояния, лихо обскакал Романа Абрамовича, так как его яхта оказалась длиннее на 15 см. Поговаривают, Роман Аркадьевич, узнав эту неприятную и шокирующую для него самого новость, был взбешен. Были бы другие времена - может, отрубил бы гонцу с плохой вестью голову, как это делали в старину, но…теперь ему только остается думать, как опять сделать свою яхту самой большой в мире. Не зря же потрачено 500 млн. долларов (стоимость «Eclipse»), необходимо теперь озадачить инженеров - что бы такого навесить, чтобы удлинить ее хотя бы на полметра…

Яхта же шейха Мухаммеда бен Рашид Аль Мактума также оценивается в несколько сотен миллионов долларов, славится собственной подводной лодкой, вертолетной площадкой, огромной стеклянной лестницей и множеством обеденных салонов и бассейнов.

Авторитетный человек

Шейх Мухаммед пользуется заслуженным авторитетом в своей стране и в мире. С начала его правления (в 1995г. он был торжественно провозглашен наследным принцем Эмирата) начался экономический взлет Дубая и кардинально изменился его облик. В Дубае при содействии шейха Мухаммеда бен Рашид Аль Мактума был построен шикарный горнолыжный комплекс
Ski Dubai Snow Park - имея возможность бывать в других странах, шейх Мухаммед видел и настоящий снег, и, скорей всего, катался на лыжах. Теперь и арабские ребятишки могут в любое время своего круглогодичного лета поиграть в снежки и покататься с горок, и узнать, наконец, что же такое лыжи и коньки.

Также среди реализованных грандиозных проектов Мухаммеда бин Рашид аль-Мактума:

Искусственные пальмовые острова - Пальма Джумейра, Пальма Джебель Али, Пальма Дейра.

Аквариум, считающийся самым большим в мире (в торговом центре Дубай Молл), наполненный водой, водорослями и различными живыми рыбами.

Также считающийся самым дорогим и роскошным в мире, отель в форме паруса - Бурдж аль-Араб, с вертолетной площадкой наверху - для прибывающих на личных вертолетах постояльцев отеля, внутри отделанный золотом.

Построен международный гольф-клуб, знаменитый далеко за пределами Дубая, ипподромы, а в 2004 году был основан Дубайский международный финансовый центр (DIFC).

Да и много, многое другое...

Смелый и независимый политик, шейх Мухаммед является примером для лидеров других государств региона. Он много занимается не только политикой, но и благотворительностью, вкладывает средства в развитие культуры, искусства, науки.

Кроме этого, шейх чуть ли не с младенческого возраста увлекается литературой, что, конечно, характеризует его как разносторонне развитого и образованного человека. Творчество шейха Мухаммеда как поэта известно во всем арабском регионе, да и за его пределами тоже. Сборники стихов и поэм шейха переведены на многие языки, самые нежные стихи шейх Мухаммед посвящает своей маме. По мотивам поэзии шейха Мухаммеда в Марокко в 2008г. проходили съемки телесериала «Битва на песке».

Вот примерный перевод одного из стихотворений шейха:

Сколько ночей не падет,

Память в груди все живет.

Лучше луны не взойдет.

Песнь тебе сердце поет.

Нет тебя, мама, милей,

Ближе, дороже, родней,

Сердцем не знаю знатней

Имени, чем твое.

Ты колыбель теплоты,

Ласки, покоя, мечты.

Времени как бы ни стыть,

Чувство к тебе не пройдет.

Ты осеняешь мой день,

Ты моя лучшая тень,

Сразу спешу в твою сень,

Как только день настает.

Ты в моем сердце одна

При пробужденьи от сна

И при отходе ко сну,

Вечно, всю жизнь наперед.

(перевод Виктора Лебедева)

Однако, несмотря на свою доброту и тонкие струны души, как начальник, например, шейх Мухаммед очень жесткий и организованный: «…. Были случаи, когда в 8 часов утра лично объезжал свои департаменты. Если кого-то из руководителей департаментов своего правительства не находил на месте, увольнял в течение 15 минут» (Владимир Бекеш, эксперт по Ближнему Востоку).

В 2009 г. состоялся приезд шейха в Москву и встреча с Дмитрием Медведевым, который тогда занимал пост Президента, а также Премьер - министром Владимиром Путиным, после которой шейх пригласил Владимира Путина посетить Объединенные Арабские Эмираты. Весьма дальновидный и умный восточный шейх….

Красивые поступки и дела шейха Дубая - Мухаммеда бин Рашид аль-Мактума, красивый образ мыслей наводят на размышления, что такие люди рождены быть правителями счастливой и богатой страны. Правитель Дубая - Шейх Мухаммед - человек, который, процветая, делает все для своего народа, и для своей земли, на которой он живет.