Когда донбасс войдет в состав россии. Россия: «Если Киев ударит, Донбасс падет за несколько часов Прогнозы от сильнейших экстрасенсов для Украины

  • Дата: 31.08.2023

После четырех лет войны и до сих пор не решенного статуса ДНР и ЛНР довольно часто звучит мнение, что Россия втянула Донбасс в противостояние с киевским режимом и предала его (Донбасс). Прежде чем делать такие выводы, необходимо разобраться, что происходило в 2014 году на этой территории и почему Россия поступила именно так.

Фото: http://www.globallookpress.com

При анализе тех событий не надо забывать, что одной из стратегических задач США при организации переворота на Украине являлось втягивание России в прямой вооруженный конфликт и дестабилизация обстановки на российских границах. В связи с этим позицию России в украинском кризисе следует рассматривать как один из элементов глобального противостояния с Соединенными Штатами.

Наиболее распространена версия, что все события на Юго-востоке и военные действия на Донбассе спланировала и организовала Россия. Все это, конечно, не так, я был непосредственным участником событий, и уже тогда было видно, насколько сложно и неоднозначно разворачивалось противостояние на Юго-востоке. До августа 2014 года Россия в события на Украине практически не вмешивалась (кроме Крыма) и противилась созданию ДНР и ЛНР.

Говоря об отношении России к Донбассу в украинском конфликте, сразу следует подчеркнуть, что никаких стратегических задач для России он не решал. Поэтому вопрос об отторжении Донбасса от Украины не мог стоять в принципе.

Забрав Крым, Россия решила свою стратегическую задачу по возвращению в качестве глобального игрока в акватории Черного и Средиземного морей и на Ближнем Востоке. После решения проблемы Крыма Россия предпринимала шаги по недопущению военного конфликта на своих границах. Последовавшие потом события на Юго-востоке только усложнили эту задачу.

Народные протесты против киевского путча весной 2014 года в Харькове, Донецке, Луганске, Крыму и Одессе носили спонтанный и неорганизованный характер. При этом нигде не ставился вопрос о выходе из состава Украины. В Крыму сразу же после переворота в Киеве, буквально через несколько дней, вмешалась Россия.

Вмешалась быстро и эффективно. Кроме Крыма, Россия (как государство, а не группы добровольцев) до августа 14-го нигде практически не вмешивалась. Все ограничивалось драматическим освещением в СМИ украинского кризиса, разгоравшейся войны и использование его для отвлечения внимания от Крыма.

На Донбассе народные протесты в конце марта перехватили донецкие олигархические структуры и подчинили их своему влиянию для торга и сговора с путчистами. Они сразу же, вопреки воле Кремля, объявили о создании ДНР и ЛНР и приняли обращение к России с просьбой о введении на Донбасс российских войск.

Люди искренне верили псевдоруководителям, считали, что все произойдет, как в Крыму. Они массово пошли на референдум и поддержали выход из состава Украины. Россия, естественно, никак не отреагировала, это в ее планы не входило.

Неожиданно для донецких олигархов и Кремля вмешался Стрелков. Организовал вооруженное сопротивление в Славянске и спутал всем карты. Сознательно (или его использовали «вслепую») он способствовал развязыванию войны. Потом вместе с Бородаем, перехватив у олигархов власть в ДНР, привел войну в Донецк и Луганск. Украинская армия бросила силы на Донбасс, Россия действенной помощи не оказывала, и судьба республик была предрешена.

Ситуация становилась катастрофической, потеря Донбасса вела к серьезному поражению России в глобальном противостоянии с США, полному подчинению Украины интересам Запада и установлению массового террора на Донбассе. Невмешательство было чревато серьезными последствиями. Перед Россией стояла задача не допустить полной сдачи Донбасса и не ввязаться при этом в войну.

Под давлением обстоятельств тогда было принято решение нанести украинской армии сокрушительное поражение, силой принудить Киев к миру и заморозить конфликт. На полную мощь заработал «военторг», команда Стрелкова «мягко» была удалена из Донбасса, к власти были приведены лояльные Кремлю люди.

России пришлось вмешаться не для освобождения Донбасса, а для решения своих стратегических целей. Эти задачи были успешно выполнены, усиленное и вооруженное ополчение разгромило украинскую армию, на свет появились Минские соглашения, приведшие не к миру, а к замораживанию военного конфликта. России не удалось полностью уйти от войны, пришлось косвенно ввязаться в нее для прекращения активных военных действий.

Таким образом, появление ДНР и ЛНР было спровоцировано не действиями России, а украинским режимом, организовавшим при поддержке Запада государственный переворот и начавшим гражданскую войну на Донбассе. США удалось развязать военный конфликт на Украине и косвенно втянуть в него Россию. Россия не позволила завершить процесс интеграции Украины в евроатлантические структуры и полностью подавить сопротивление Юго-востока.

Все надеялись, что Россия поступит с Донбассом так же, как и с Крымом. Этого не произошло, и тому есть объективные причины. Осколок Донбасса - не Крым, и он не решал ни одной из стратегических задач России. И с экономической точки зрения не был важен для России. Цикл производства его предприятий завязан на Донецко-Криворожский бассейн, и в связи с блокадой Украины он оказался разорванным. К тому же вхождение Донбасса в экономическое пространство России оказалось заблокированным. Санкции Запада не позволили многим российским фирмам взаимодействовать с Донбассом.

С политической точки зрения Донбасс серьезно осложнил международное положение России, и она понесла немалые политические и экономические издержки. У России всегда были свои интересы на Западе, и она не могла позволить себе разрыв отношений с ними из-за Донбасса.

К тому же республики контролируют менее 20 тысяч из полумиллиона квадратных километров. Это капля в море. Да и выводить русское по сути население за рамки правового поля Украины окончательно и навсегда в планы России не входило.

Естественно, и по этим причинам маленькая часть Донбасса не могла быть включена в состав России. Такие цели Россия перед собой не ставила и для этого не было политических и экономических предпосылок.

Для России принципиально важно было другое: чтобы восставший Донбасс создал для нацистского режима Украины непреодолимые проблемы политического и военного характера, тормозящие ее стремление интегрироваться в евроатлантические структуры. Донбасс стал стратегическим плацдармом для давления на Украину и одним из козырей в переговорах с Западом.

Россия всегда поддерживала Донбасс, особо не афишируя это. Она обеспечила его военными советниками, поставками вооружений, снаряжения, транспортных средств, снабжением газом и ГСМ, введением в качестве местной валюты российского рубля, субсидированием социальных расходов республик и многими другими расходами, о которых просто не говорят. Республики выстояли и живут в основном и только благодаря помощи России.

Все заявления, что Россия бросила Донбасс, не выдерживают никакой критики. По многим причинам. Во-первых, Донбасс без помощи России в августе 2014 года был бы наверняка захвачен украинской армией и зачищен от ополчения. Только вмешательство России спасло его от поражения.

Во-вторых, без экономической поддержки России и в условиях блокады Украины он не смог бы существовать и обеспечивать тот минимум потребностей населения, без которых там давно была бы гуманитарная катастрофа.

В-третьих, без поддержки России на международном уровне, создания «нормандской четвёрки» и Минских соглашений невозможно было бы отстаивать статус непризнанных республик. С одной стороны, их никто не признал, но с другой - они участники Минских переговоров с участием международных посредников.

Донбасс, конечно же, не безразличен России, поскольку там проживает русское по духу население, с в руках доказывающее свое право быть частью русской цивилизации. Россия его не бросила и не бросит ни при какой ситуации.

Русофобское государство Украина в сегодняшнем виде никак не устраивает Россию, и Россия, естественно, будет предпринимать шаги по устранению правящего там режима. Мирным путем договориться с ним уже не получится, поэтому встает необходимость решения будущего Украины другим способом. Для этого и может потребоваться Донбасс как плацдарм, где будет формироваться будущая власть новой Украины, способная освободить ее от оккупационного нацистского режима.

Донецк и Луганск последовали примеру Крыма и провели свой референдум, после чего приняли декларацию о независимости и обратились к России с просьбой принять их в состав Федерации.

На этом следование примеру Крыма закончилось. Если решение России по Крыму было принято в течение одного дня и еще через день подписано президентом, то обращение Донецка и Луганска осталось как бы незамеченным. Не было принято не только положительного решения, но вопрос на государственном уровне вообще не обсуждался и даже в планах его обсуждение пока не стоит.

Вообще, отличия между Крымом и Донбассом не только в решении России по их присоединению.


Отличия есть и в самом референдуме - если в Крыму он проходил под бдительным присмотром вежливых людей российского происхождения, то Донбасс был предоставлен сам себе и с оружием в руках защищал свое право на народное волеизъявление. Но это, с позиций демократии, говорит как раз в пользу Донбасса. Если наличие вежливых людей в Крыму при желании можно рассматривать как давление на избирателей или агитацию в пользу России, то в Донбассе ничего подобного не было. Народ, несмотря на угрозы со стороны Киева, пришел на избирательные участки и отдал свой голос за независимость, что в контексте украинского конфликта равноценно голосу за Россию. И это при том, что Россия почти ничего для проведения референдума не сделала и даже просила повременить с ним.

В числе отличий можно вспомнить и митинги, которые проходили по всей России в поддержку Крыма и наверняка тоже оказали свое влияние на процесс и результат. Митингов в поддержку Донбасса практически не было. А Донбасс все равно вышел и "на свой страх и риск" проголосовал.

В Крым накануне референдума со всей страны отправлялась гуманитарная помощь, противники референдума даже называли это подкупом населения. В ходе агитации за референдум публиковалось сравнение зарплат и пенсий на Украине и в России - попробуй откажись от трехкратного роста личных доходов. В Донбассе и этого не было. Кое-какая помощь конечно была оказана, но в сравнении с Крымом очень незначительная.

Крыму было обещано: только проголосуйте - мы вас присоединим. Практически на официальном уровне. Приезжали депутаты, министры, всякие разные чиновники, представителей Крыма принимали на всех уровнях. В Донбасс не приезжали по причине военного положения и закрытых границ, но при этом и сами представителей Донбасса официально ни Дума, ни Сенат, ни президент России не принимали.

И при всей разнице в отношении со стороны России Донбасс показал практически такой же результат, как Крым. Результат в Луганске почти точно совпал, результат в Донецке отличался, но с поправкой на боевые действия и невозможность голосования в некоторых городах, показатели очень близкие.

Однако Россию и это не убедило. Про мировое сообщество мы даже не упоминаем - США и Евросоюз убедить вообще нельзя, они приняли решение исходя из собственного взгляда на мир и придерживаются своей "контурной карты" безотносительно мнения народов, которые на этой самой карте живут.

Но почему Россия-то начала проявлять такое двойственное отношение? С Крымом играем, с Донбассом не играем...

Военные базы в Крыму - это понятно. Надо было брать. Нелогичная передача Крыма Украине в 1953 году - тоже понятно, надо было исправлять. Город-герой Севастополь, за который дважды воевали - тоже понятно, надо было вернуть.

Но только ли этим объясняется разница в подходах?

Народ-то один. Что говорил президент России в своем выступлении по поводу присоединения Крыма? Русский народ - самый большой разделенный народ, миллионы русских однажды проснулись в другой стране и так далее... и ведь все это в полной мере справедливо и для Донбасса! Причем по численности в Донбассе живет больше русских, чем в Крыму, намного больше, раза в два. Так в чем же дело?

Популярным ответом на этот вопрос является "президент России не присоединяет Донбасс назло (или наоборот в угоду) мировому сообществу". То есть ломает игру госдепа, который уже приготовился объявлять Россию новой осью зла, пожирающей свободолюбивую Украину.

А не многовато ли чести госдепу чтобы ради его игры решать такой важный вопрос как присоединение к России утраченных ранее территорий? Донбасс, для справки, это тоже бывшая российская территория, как и Крым. Только Донбасс был передан Украине не в 1953 году, а чуть раньше, в 1920. Велика ли разница?

Конечно, совсем игнорировать госдеп и мировое сообщество нельзя, все-таки США пока еще сверхдержава, империя, гегемон и так далее - не нужно расстраивать их раньше времени, посылая в темные анатомические дыры третий месяц подряд. Пусть еще немного побудут сверхдержавой.

Но наряду с решением "угодить и тем самым повредить стратегии" Вашингтона на мой взгляд есть и другие причины, по которым Россия не спешит присоединять Донбасс.

Попробую перечислить:

1. Ведущиеся боевые действия. Присоединив Донбасс сейчас, Россия автоматически вступит в войну с Украиной. Это на данный момент лишнее. Тем более, что армия Донбасса пока способна вести боевые действия сама и будет лучше, если война на территории незалежной будет проходить без участия России. Для пущей незалежности.

2. Донбасс - скорее всего не последний регион Украины, который в ближайшей перспективе объявит независимость. Ситуация крайне нестабильна, Одесса и Харьков находятся на грани - сейчас там затишье протестного движения, но причины этого затишься далеко не в примирении с Киевом. В любой момент размежевание юго-восточных регионов с остальной Украиной может активизироваться. Более того - России выгодно чтобы Донбасс в ситуации нестабильности на Украине оставался квазинезависимым, его присоединение к России может наоборот, зафиксировать ситуацию в самом неблагоприятном виде.

3. Если Донбасс присоединяется к России, а Одесса и Харьков остаются в составе Украины - тогда Украина почти наверняка становится "евроориентированной". Донбасс своим 7-миллионным пророссийским населением все последние годы препятствовал быстрому движению Украины в Европу и в НАТО. Если представить себе весы, то Донбасс был этакой гирей, которая все время перевешивала в сторону России и западу приходилось прикладывать массу усилий чтобы тянуть Украину на себя. Без Донбасса "утащить Украину" западу будет намного проще.

4. Пока Донбасс не присоединен к России и является квазинезависимым, а Украина считает его своим, у армии Донбасса есть возможность оказывать военную помощь соседним регионам (Харьков, Одесса, Днепропетровск, Запорожье) в борьбе против киевской хунты, националистов и той власти, которая возникнет после выборов 25 мая и скорее всего продолжит прежний курс.

5. Если вслед за Донбассом последуют Харьков, Одесса и пара-тройка других областей - возникшее образование (проект "Новороссия") будет логичнее признавать как независимое государство и включать его в союз Россия-Белоруссия, а не принимать в состав России. В том числе и по экономическим соображениям.

6. Донбасс, даже если за ним не последуют другие регионы , - очень крупная область, его присоединение к России станет тяжелым испытанием для экономики, тем более, что в данный момент Россия уже вынуждена вкладывать значительные средства в модернизацию и развитие Крыма.

7. Если Донбасс, в статусе квазинезависимой республики, будет оказывать военную помощь Одессе, Харькову и другим регионам Украины, при определенном ходе событий это может вылиться в народно-освободительное движение, которое полностью сместит незаконную власть, в том числе в Киеве. Включая президента, которого Киев собирается выбрать 25 мая и который тоже не будет полностью законным, учитывая, кем и как были назначены выборы и в какой ситуации они будут проводиться (если будут). Сценарий полного освобождения Украины от националистически-ориентированных незаконных властей - наиболее выгодный для России и я полагаю, что только ради этого стоило бы отложить вопрос о признании независимости и присоединении Донбасса.

8. Почти никем не упоминаемый фактор - рейтинг доверия президенту. Перед присоединением Крыма рейтинг президента составлял 50-60%. После присоединения Крыма рейтинг вырос до 85%. Это кстати объясняет, почему Крым был присоединен и почему это было сделано так решительно. Других вариантов у президента просто не было. Отказ от присоединения Крыма привел бы к обратному результату - вместо роста рейтинга на 20-30% случилось бы резкое падение, которое привело бы к серьезнейшим внутриполитическим проблемам, возможному поражению правящей партии на ближайших выборах и смене правящих элит. Поэтому те, кто считают, что президент России сама забота о стране и русском народе - не совсем точны (скажем так) в своих оценках. Президент России - политик, лидер правящей партии и политической элиты, его основная забота - сохранение власти, не только своей, но и власти партии и правящей элиты в целом. И он решает главным образом эту задачу. Когда эта задача совпадает с задачами народа - хорошо, приятно делать доброе и одновременно с этим выгодное дело. Но в первую очередь дело должно быть выгодным, а уже потом добрым. Таков закон рыночной экономики, а заодно и демократии, нравится это кому-то или нет.

А какое имеет отношение рейтинг к Донбассу? Поясняю: текущий рейтинг - 85%, от присоединения Донбасса этот рейтинг уже не вырастет. 15% - непримиримая часть электората, которя присоединение Донбасса может быть и оценит, но поддерживать действующего президента все равно не будет, хоть бы даже всю Европу он присоединил. А вот падение рейтинга в случае роста международной напряженности и ввода санкций (пусть даже символических) - очень вероятно.

9. И возможно самое главное: Обращение Донбасса на присоединение к России, пока оно лежит без ответа - это хорошая карта в руке, которую можно разыграть в нужный момент, как ради рейтинга, так и ради влияния на внешнюю или внутреннюю политику. Что, разумеется, всегда взаимосвязано.

Не могу сказать, какие причины из перечисленных важнее, Кремль обладает намного более обширной информацией, чем мы с вами, и там конечно есть свои расчеты и экспертные мнения. Но я думаю, что все упомянутые факторы там учитываются и решение, скорее всего, принимается не по одному показателю, а по сумме.

А сумма получается такова, что в данный момент Донбасс однозначно должен оставаться в подвешенном (квазинезависимом) состоянии, а вот завтра - после 25 мая или после каких-то других значимых событий - завтра будет завтра...

Тот факт, что Россия всячески поддерживала народные республики Донбасса в тяжелые годы необъявленной кровавой войны вряд ли удивит кого-то, однако события последних дней могут ознаменовать совершенно новую страницу в истории непокоренных молодых государств.

Донбасс всегда был известен, как богатый углем промышленный регион, долгое время кормивший Украину. Однако настоящая известность, как бы печально это не было, пришла в 2014 году, когда Киев направил войска против своего же народа. Тогда и началась новейшая история двух маленьких республик, которые объединяла одна идея – объединение с Российской Федерацией.

На протяжении четырех лет и Донецк, и Луганск методично выстраивали отношения с РФ. Это никоим образом не скрывалось, а наоборот было маленькими шагами к главной цели ЛДНР. В свою очередь, Москва также оказывала поддержку. Как ни крути, но в Кремле вполне отдавали себе отчет, к чему приведут действия киевского режима, устроившего не просто блокаду, а геноцид жителей региона.

Конечно, нельзя не отметить, что пока «западные партнеры» снабжали украинскую армию оружием для продолжения конфликта, Москва всячески пыталась не допустить абсолютного краха гуманитарной сферы на Донбассе. И вот сейчас, оглядываясь на все, что происходило в последние четыре года, а в особенности на то, что случилось только за последние три дня, можно судить, что на огромной шахматной доске расставляют фигуры для решающей партии.

Итак, начнем с того, что в среду, 10 октября, кандидат на пост главы ДНР Денис Пушилин встретился с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, о чем сообщал целый ряд авторитетных российских СМИ. Некоторыми деталями встречи поделился сам Пушилин.

«Подробно поговорили с Владиславом Юрьевичем о ситуации в республике. Дана высокая оценка функционированию всех управленческих структур в переходный период. Отмечена четкая и профессиональная работа Центризбиркома ДНР. Получены гарантии поддержки со стороны России во всем, что касается безопасности и повышения уровня жизни граждан», — рассказал он.

Согласитесь, новость действительно хорошая, причем не только для ДНР, как может показаться, однако об этом позже. А пока перейдем к следующему информационному поводу.

Вчера на пленарном заседании Госдумы РФ была озвучена идея заложить в бюджет России средства для поддержки народных республик Донбасса. Озвучил эту идею первый заместитель главы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.

«Мы готовим и на будущей неделе примем соответствующее заявление… Во-вторых, мы должны сделать все, чтобы в бюджете у нас были заложены средства на помощь ДНР и ЛНР, и хватит здесь нам на самом деле делать вид, как будто мы к этому не имеем отношения, чтобы жизнь там была лучше, чем в другой, бандеровской Украине», — приводит слова парламентария РИА Новости.

По его словам, соответствующий документ появится уже на следующей неделе. При этом Затулин отдельно подчеркнул, что, если Киев пойдет в открытое наступление, Москва будет вынуждена признать республики: «В этом случае мы поступим так же, как поступили в 2008 году, когда Саакашвили напал на Южную Осетию и Абхазию, и другого выбора у нас в этом случае не останется. Мы должны об этом честно предупредить».

И вот именно здесь хочется отметить, что Россия, долгое время поддерживающая население Донбасса, наконец «выходит из тени», едва ли не официально заявляя, что и впредь будет помогать народным республикам. А тот факт, что эти вопросы будут вынесены на рассмотрение законодательного органа, говорит о многом.

Однако, как всегда и у этой медали есть темная сторона, ведь риторика Москвы, приведенная выше, шла нога в ногу с воинственными заявлениями украинского президента Петра Порошенко и откровенной эскалацией обстрелов, которые уже исчисляются сотнями. Вчера гарант отдал приказ ВСУ «применять все подчиненные силы и средства» для достижения целей на Донбассе, а на Азовском море Киев снова и снова бьет провокациями: военными учениями, показательными усилениями и прочим.

На фоне всего этого складывается впечатление, что Донбасс действительно хотят слить, но слить его, наконец, России. Из этого можно судить, что следующим ходом Порошенко может ударить по республикам всеми возможными силами, вынуждая Москву к действиям. Однако зачем это необходимо, а главное – кому? Ведь Украина так долго билась за свое «единство»? Но проблема в том, что не киевская власть решает, как и что делать, а Вашингтон.

Долгое время Киев требовал ввести миротворцев. На первый взгляд здравый показательный ход. Нюанс был лишь в условиях, согласно которым контингент должен был размещаться по всей территории Донбасса, тогда, как РФ предлагала более разумный вариант с размещением такового только на линии соприкосновения, что положило бы конец обстрелам. Как следствие – миротворцев нет, хотя, если бы Порошенко реально их хотел (читай – хотели США), то «голубые каски» давно бы замаячили в регионе, как это было в Косово, но Штатам пока еще нужен конфликт, хотя ястребы все больше понимают, что свернуть его придется в ближайшее время, ведь их политический ресурс на Украине исчерпывается.

Именно поэтому «эстафета» передается Москве, а Украина превращается в бомбу замедленного действия, которую совсем скоро могут разорвать на части. Позволив сделать шаг навстречу Донбассу, Вашингтон, естественно, обвинит Россию в «агрессии». Не в первый раз, как говорится. Когда киевский режим в главе с Порошенко отыграют свое, а случится это уже весной, Вашингтону Украина уже будет не нужна. Ее раздробят на мелкие части, чего уже давно ждет, в частности, Венгрия, а Донбасс, наконец, сможет вздохнуть свободно.

Евгений Гаман, специально для News Front

С весны 2014-го почти ежедневно с фронтов Новороссии приходят сведения о погибших и раненых с обеих сторон. Несмотря на перемирие, Минские соглашения, несмотря на работающую здесь миссию ОБСЕ, перестрелки не прекращаются ни на сутки. И мы, и мир стали привыкать к этим смертям, страсти, некогда бушевавшие, постепенно улеглись.

В последнее время опять разгорелась дискуссия о том, как России следует поступать с непризнанными донецкими республиками. Даже очень квалифицированные эксперты недоумевают, почему высшее российское руководство колеблется и никак не решается сделать шаг, которого все русские люди от него давно ждут: не примет ДНР / ЛНР в состав РФ — по аналогии с Крымом.

По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова , подразумеваемый Минским протоколом сценарий возвращения Донбасса на Украину не реализуем. И предлагает альтернативный вариант: раздать российские паспорта.

Граждане ДНР и ЛНР находятся вне любого юридического поля. Им даже в России легализоваться намного сложнее, чем другим украинским гражданам, потому что Россия не признает бумаги ДНР и ЛНР, а украинские бумаги эти люди получить не могут. Это прямая правовая дискриминация жителей Донбасса, и эту проблему нужно решать как сугубо гуманитарную.

В этом смысле предоставление российского гражданства жителям Донецка и Луганска будет безупречным с международно-правовой точки зрения гуманитарным жестом. Россия даже в рамках Минских договоренностей имеет на это полное право.

С Михаилом Ремизовым согласен политолог и писатель Вадим Самодуров . Ему тоже кажется, что необходимо «начать реализовывать уже неоднократно высказываемую идею о раздаче российских паспортов жителям ДНР и ЛНР. Они не должны находиться в ущемленном положении на территории РФ. А то выходит, что гражданину с украинским паспортом легче устроиться на работу, нежели имеющему паспорт республик».

Вадим Самодуров совершенно разочарован в Минских соглашениях.

Скоро Минские соглашения станут никому не нужны. К ним даже перестанут обращаться риторически, желая призвать Украину к мирному процессу. Причем независимо, победят ли в этом году на выборах во Франции и ФРГ новые силы или нет.

Оба эксперта исходят прежде всего из гуманитарных соображений. Действительно, жителям донбасских республик приходится нелегко. И дело не только в ежедневных обстрелах вроде того, что был в Авдеевке — они лишь добавляют черной краски. Главное, чего не хватает ДНР и ЛНР — правового статуса, без которого сложно наладить хозяйственную жизнь в регионе, торговлю, а значит, обеспечить социально активных людей работой, а стариков пенсиями.

Поэтому идея всеобщей паспортизации жителей Донбасса буквально носится в воздухе. Даже в официальных российских кругах. Например, об этом заявил на встрече в Госдуме с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников .

На Юго-Востоке Украины надо идти по тому пути, по которому мы шли в некоторых ныне независимых государствах или, к примеру, в конфликтных, где большинство имеет российское гражданство. Для этого закрытыми методами надо начинать работать, и здесь мы, Сергей Викторович, рассчитываем, в том числе, на вашу помощь и поддержку, потому что там действительно беда. Люди кричат и говорят, что мы завтра опять останемся одни.

Но Кремль медлит, хотя вроде бы все очевидно. И главный вопрос: почему крымчанам повезло, а дончанам нет? Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить историю подобных конфликтов.

С реди признанных Россией республик не только Крым (независимым государством он просуществовал несколько часов, которых хватило, чтобы от его имени обратиться с просьбой о присоединении к РФ, которая была удовлетворена), но и Абхазия с Южной Осетией. А вот Приднестровье Россия самостоятельным субъектом не признает. И тому есть серьезная причина.

Дело в том, что Крым до сих пор значится отдельным разделом в украинской конституции, как Абхазия и Южная Осетия — в грузинской. То есть, в правовом смысле все три республики всегда имели особый статус в составе тех государств, в которые они входили. А значит, признавались Организацией объединенных наций.

А вот Приднестровье, Донецкая и Луганская народная республики как субъекты международного права ООН неизвестны. В ситуации с Крымом у нас неуязвимая юридическая позиция, но если мы признаем независимость ДНР / ЛНР, а тем более удовлетворим просьбу их жителей и включим территории в состав Российской Федерации, то такой шаг будет явной аннексией. Грубо говоря, мы бы прирезали кусок украинской территории.

Между прочим, именно к этому варианту нас то и дело подталкивают закадычные враги как из западных столиц, так и из собственной квазипатриотической оппозиции, а Петр Порошенко в свое время напрямую предлагал забрать Донбасс Владимиру Путину. Однако такой «подарок» — бомба замедленного действия, к нам бы навсегда приклеился ярлык страны, которая вытирает ноги о международное право.

Мне могут возразить: жители Приднестровья имеют гражданство РФ, хотя сама ПМР никем, в том числе Россией, не признана. Верно. Но паспортизация в этой непризнанной республике произошла еще во время развала СССР, когда люди имели право выбирать, гражданами какой советской республики они бы хотели стать. Жители Донбасса, напомню, 1991 году проголосовали за жизнь в независимой Украине и получили ее паспорта.

События последних лет показали, что их решение было ошибкой, которую теперь надо исправлять. Однако вряд ли для этого подходит тот радикальный способ, который предлагают наши горячие головы. В том числе весьма авторитетные.

С овсем неслучайно в Минских соглашениях записано, что Украина обязана дать Донбассу особый статус и внести соответствующие изменения в свою конституцию. Новая конституция с четко обозначенными границами ДНР / ЛНР будет направлена в ООН, и международное сообщество наконец узнает о том, что в составе Украины есть две республики, а не просто регионы с сепаратистскими настроениями, которые есть практически в каждой стране Евросоюза, а теперь появились и в США. Вот тогда их жители получат право проводить референдумы на своих территориях в присутствии международных наблюдателей, а их результаты придется признавать международному сообществу. Это единственный вариант, при котором впоследствии ДНР / ЛНР могут войти в состав РФ, если захотят. И если мы не будем возражать, разумеется.

Те, кто критикует Минские соглашения, во многом правы — нет механизма заставить Украину их выполнять пункт за пунктом. В Киеве прекрасно понимают: особый статус Донбасса, внесенный в конституцию, приведет не только к получению республиками полноценной независимости, но и, скорее всего, к центробежным явлениям в других регионах. Именно поэтому так яростно сопротивляются ястребы Минску-2, придумывают всевозможные причины, лишь бы не выполнять свои обязательства, совсем уж по-детски трактуют положения документа, имеющего статус резолюции Совбеза ООН.

И все же Минские соглашения остаются главным и единственным документом, с помощью которого можно урегулировать украинский кризис. Да, майданные власти их торпедируют, возможно, собираются с силами или выжидают, когда карты в геополитической игре лягут в их пользу. Хотя если судить по последним веяниям, удачного расклада больше не будет.

Однако и мы не форсируем события, понимая, что в США уже сменился лидер, и с ним еще предстоит выстраивать отношения, в том числе по Украине, а во Франции, возможно, скоро придет к власти адекватный президент, с которым можно добиться большего в нормандском формате. В геополитике вообще не принято спешить.

Москва намерена решить проблему Донбасса не единолично, как недавно решал проблемы Вашингтон по всему миру, а вместе с постоянными членами Совбеза ООН. Прежде всего с Германией, Францией и США.

А пока мы, к сожалению, несем на себе бремя расходов по содержанию ДНР / ЛНР, потому что в противном случае там действительно произойдет гуманитарная катастрофа. Но если бы республики вдруг были приняты в состав РФ, расходов стало бы на порядок больше. В конце концов, Украина все-таки постепенно стала платить пенсии и зарплаты дончанам. Хотя и неохотно, и не в полном объеме.

Кремль не желает идти на грубейшее нарушение международного права, как бы его ни подталкивали к опрометчивому шагу со всех сторон. До сих пор Россия остается чуть ли не единственной страной в мире, которая ни на йоту не отступала от Устава ООН, — ни в Сирии, ни на Украине, ни в Молдавии, ни в Грузии. И вряд ли когда-нибудь отступит.


Пора открыто признать, что Минские соглашения превратились в фикцию. Вместо принуждения Украины к миру имеют место ни к чему не обязывающие агрессора разговоры в пользу бедных. Отсутствуют реальные рычаги воздействия на нарушителя обязательств. В сумме, все эти документы дали бандеровцам долгожданную передышку для восстановления боеспособности и пошатнувшегося морального духа карателей.

Вместо активных боевых действий с котлами и штурмом оперативных высот с вереницей труповозок в сторону Неньки, ВСУ перешли к тактике «тысячи порезов». Последние три года, под прикрытием перемирия, ВСУ наносят неглубокие, но многочисленные и весьма чувствительные удары республикам на всём протяжении линии фронта, заставляя их терять силы и истекать кровью.

Четыре года каратели методично наносят артиллерийские удары по населённым пунктам, жилым кварталам и жизненно важной инфраструктуре Донбасса. Четыре года на территории народных республик действуют диверсионно-террористические группы ГУР и СБУ. Четыре года снайперы в прифронтовой зоне убивают не только бойцов народной милиции, но и мирных жителей, включая детей. Четыре года бандеровские террористы устраивают покушения на харизматичных лидеров донбасского сопротивления.

Война для народных республик стала рутиной, когда нет даже намёка на свет в конце тоннеля.

Безусловно, сами по себе вооружённые селюки Порошенко не способны додуматься до столь изощрённых методов ведения войны. Всю эту тактику «тысячи порезов» за них планируют и координирует опытные натовские инструкторы.

Минские договоренности – это уже не просто чемодан без ручки, который неудобно тащить и жалко бросить. Пора быть до конца честными и признать, что война в Донбассе – давно не просто война за независимость двух народных республик с бандеровским режимом. Это прокси-война против России широкой коалиции под эгидой США и НАТО, продолжение «Евромайдана» другими, более агрессивными и разрушительными методами, а «мирный процесс» служит фиговым листком, едва прикрывающим срам.

Можно сколько угодно рассуждать о безальтернативности Минских соглашений, но факт остаётся фактом: они не работают. Сложившаяся ситуация «ни мира, ни войны» объективно выгодна киевской хунте.

Ей не нужны 3 миллиона человек, восставших против неонацистского угара. Реинтегрировать их невозможно. Самым желанным решением этого вопроса для бандеровцев стали бы расстрельные рвы, но от бойни в центре Европы в наше время стошнит даже самых небрезгливых толерастов и поборников демократии. Следовательно, решением станет концлагерь размером в две области, обтянутый по периметру колючей проволокой, перед обитателями которого будет стоять выбор: тихо сдохнуть внутри, перековаться в верного слугу режима, или бежать в Россию, бросив всё.

Хуже всего, что вялотекущая война, которой не видно конца, деморализует защитников ЛДНР, ибо в них крепнет обоснованное мнение, что удерживаемый ими форпост борьбы с неонацизмом и они сами не нужны никому.

Не следует питать иллюзии и относительно президентских выборов 2019 года, будто на фоне усталости избирателей от свистопляски последних пяти лет возникнут шансы одолеть Порошенко и пресловутую «партию войны». Реальная сила, противостоящая правящему тандему воров и бандеровцев – это как раз ЛДНР. Цена внутриукраинским «оппозиционным силам» хорошо известна. Это либо клоны Порошенко различной степени упоротости, либо «овощные консервы» – трусы и соглашатели, приведшие к власти бандеровцев и легализовавшие государственный переворот.

Нет никакого смысла и в появлении миротворцев ООН на линии разграничения, о котором до сих пор судачат эксперты. Оптимизм не внушает их роль в югославском конфликте и отторжении Косово от Сербии.

Что может сделать в этой ситуации Россия?

Считаю, что народ ДЛНР выстрадал своё право быть в составе России. Пусть эксперты рассуждают, что признавать треть от территории бывших Донецкой и Луганской областей – неразумно. Вот если бы как-нибудь удалось весь Донбасс вернуть – тогда другое дело…

Беда, однако, в том, что в сложившейся ситуации, когда у ЛДНР связаны руки и они дерутся, прижатые спиной к стене, вернуть оккупированные территории невозможно. Пассивным способом вообще ничего добиться невозможно. Необходимы новые, нестандартные решения. Правда, для их реализации потребуется пожертвовать никчёмными Минскими договорённостями и нормандским форматом.

Например, принять волевое решение и включить территории к востоку от линии фронта в состав России. При этом, не определяя чётко границы, с намёком, что они будут в любой момент передвинуты западнее. Украина сама даёт России карты в руки, отказываясь от продления Договора о дружбе, и принимая такие одиозные документы, как закон «О реинтеграции и деоккупации», прямо противоречащий букве и духу Минских соглашений.

Очень важно при этом правильно указать цели. Возврат оккупированных территорий ЛДНР – это задача минимум. Задача максимум – выход на «линию Керзона», по которой проходит граница русских земель. Во всяком случае, это будет намного продуктивнее, чем безынициативное ожидание у моря погоды в обнимку с никчёмной бумажкой.

Свою роль в возвращении территорий к западу от линии фронта может сыграть спокойная мирная жизнь и строительство в российской части Донбасса, как привлекает многих украинцев Крым после воссоединения.

В общем, после Крыма пора привыкнуть к мысли, что Донбасс – это наша земля, и там живут наши люди, которых методично убивают и пытаются вбить в каменный век. России всё равно не избежать западных санкций, давления, шельмования в СМИ. Так не лучше ли получить их за поступок, а не за смиренное ожидание, что всё как-нибудь наладится?