Кижи Презентация Кужелева Ивана. История острова Кижи уходит в глубокую древность. Предками современных кижан были славяне-новгородцы. В X-XI веках они. Презентация "деревянные церкви кижи" к проекту "архитектурные памятники россии" Краткий рассказ-сопров

  • Дата: 09.12.2023

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Деревянные церкви Кижи Презентацию выполнила Ученик 8 «а» класса Харюшев Григорий Руководитель - Великова И.В.

2 слайд

Описание слайда:

На островах Кижского архипелага соединяются непроходимые болота, малые и большие реки, нетронутые территории, покрытые дремучими лесами, старинные поселения, где жизнь бьет ключом и словно идет своим чередом, а памятники древнерусского зодчества выстроены на лоне довольно суровой природы русского Севера. Первые поселенцы здесь появились несколько тысячелетий назад, а слово «кижат» на карельском языке означает «игрище». Что свидетельствует о проводящихся на островах Кижского архипелага языческих обрядах.

3 слайд

Описание слайда:

Музей-заповедник «Кижи» - один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это - уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста - объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

4 слайд

Описание слайда:

Ки́жский пого́ст - всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII-XIX веков, окружённых единой оградой - реконструкцией.

5 слайд

Описание слайда:

Церковь Преображенская Церковь Преображения (1714 год) - самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви. Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. По одной из легенд, церковь Преображения Господня построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку.

6 слайд

Описание слайда:

Высота церкви - 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла - без гвоздей. По своему типу храм - «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами. Форма и размеры глав меняются по ярусам.

7 слайд

Описание слайда:

Церковь Покрова Богородицы Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже - в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви - 27 м, общая длина - 32 м, ширина - 8,7 м. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

8 слайд

Описание слайда:

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья - церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части и завершается плавным повалом. Этот храм - «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

9 слайд

МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»

Учитель русского языка Стафеева В.Н.

Архитектурный ансамбль «Кижи»


Развитие речи Сочинение по фотоматериалам

  • Русский язык 9 кл. М.М. Разумовская, С.И Львов

  • Легенды и быль

Преображенская церковь Кижского ансамбля


  • В ансамбль Кижского погоста входят 22-главая летняя церковь Преображения, 10-главая зимняя Покровская церковь и колокольня.

  • Мы произносим слово «Кижи» - и перед мысленным взором появляется триединый многоглавый силуэт: две церкви и колокольня - Кижский архитектурный ансамбль. Мы приближаемся к острову Кижи - и перед нами уже наяву встают кижские храмы, такие разные и такие неразрывно слитные. Кижи без них немыслимы, как невероятны они и без водных просторов Онего, без островов, покрытых мелколесьем, без огромного, необъятного небесного свода. Неразрывное единство воды, неба и великой архитектуры! Кажется, будто эта гармония существует вечно, будто храмы родились вместе с озером и островом...

  • Прекрасное творение человеческих рук, и как каждое архитектурное соору­жение, он имеет свою историю. Она теснейшим образом связана с историей острова Кижи, и поэтому изложить «биографию» кижских храмов невозможно без рассказа о той земле, на которой они стоят. Остров Кижи с древнейших времен был центром большой округи. Название острова происходит от карельского слова «кйжат» - игрища. Очевидно, здесь, на этом небольшом ост­рове, собирались некогда на языческие действа - игрища - древние финноугорские племена, обитавшие ранее в этих местах.

  • Во времена средневековья территория Заонежья - а в её составе и остров Кижи - была заселена русскими, выходцами из Новгородской феодальной республики. Новые обитатели края частично ассимилировали, частично оттеснили местное население, принесли с собою новую религию - православие, однако проявили мудрую терпимость к древним языческим святыням. Остров Кижи сохранил роль центра для окрестных земель. Это подтверждается документами: писцовые книги" на протяжении XVI-XVII веков неоднократно сообщают о «Спасском Кижском погосте» с центром на острове Кижи. В писцовой книге 1582-1583 годов московского дьяка Андрея Плещеева есть и более подробное свидетельство: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

  • Конечно, это не те храмы, которые сейчас стоят в Кижах, это их предшественники и «тезки». Но существование их в XVI веке - свидетельство того, что уже в то время Кижи были центром религиозной жизни всей округи, и не только религиозной, но и общественной жизни. Здесь, в Кижах, происходили многолюдные крестьянские сходы - суёмы, на которых решались важнейшие для крестьянского мира вопро­сы (а Кижский погост уже в середине XVI века вклю­чал в себя 130 деревень!). В Кижах оглашались для жителей царские указы. Позже здесь, в церквах, размещалась земская школа...

  • Как выглядели кижские храмы той поры, мы не знаем. По свидетельству переписи 1616 года, Преображенская церковь - «древяная с папертями, верх шатровой», а о Покровской церкви говорится только, что она «теплая с трапезою древяна». Нет уверенности и в том, что храмы-предшественники стояли на месте нынешних. Обе церкви погибли в конце XVII века. Есть документальное свидетельство, что в 1693 году они сгорели от удара молнии.

  • Погост не мог долго существовать без церкви - негде было совершать обряды, проводить еженедельные по православным правилам службы. Негде было собираться «всем миром» для решения насущных вопросов. Нужно было создавать новые храмы. Причем, как это было принято в северных погостах, обязательно два - летний, неотапливаемый, и зимний, теплый. Кижане решили, видимо, начать с зимней церкви.
  • Никаких документальных свидетельств о строительстве Преображенской церкви пока не обнаружено. Единственное достоверное сведение - дата освящения церкви, 1714 год

  • В «Отпиской и отказной книге крестьян­ских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками, приписанными к железоделательным заводам Бутенанта фон Розенбуша», датируемой 1698 годом, говорится: «На погосте строят церковь новую теплую, клецки во имя Покрова Богородицы...» Очевидно, эта церковь - предшественница ныне существующей.

  • Начав разговор об истории постройки кижских храмов, мы вступили в область догадок. До сих пор в архивах не обнаружено точных документальных сведений об истории Преображенской и Покровской церквей . Все существующие данные косвенны, каждое из них требует дополнительного подтверждения. Есть и абсолютно белые пятна. Одно из них - кто автор знаменитой Преображенской церкви, главного сооружения ансамбля, вершины русской деревянной архитектуры. Очевидно, постройка храма закончилась незадолго до этого. Кто те люди, чьими руками воздвигались эти стены? Ответа на этот вопрос пока нет/ В разделе использованы материалы книги. Витухновской Кижи. Путеводитель по музею-заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.

Преображенскаяская церковь

  • Основное сооружение ансамбля Кижского погоста – 22-главая летняя церковь Преображения Господня. Храм построен в 1714 году. К сожалению, неизвестны имена авторов этого выдающегося архитектурного произведения. По кижской легенде, Преображенский храм построил один мастер, Нестор.


  • Высота кижской колокольни – 30 метров, ширина и длина одинаковы – 6,9 метра. В 1874 году колокольня подверглась перестройке. Композиция колокольни – низкий восьмерик на массивном четверике. Над восьмериком расположена звонница, завершающаяся стройным шатром.
  • Эта мельница из деревни Насоновщина, построенная в 1928-1929 годах крестьянином Н.Я.Биканиным, – экспонат кижского музея, относящийся к хозяйственным постройкам. Тип мельницы – «столбовка» – широко распространен в деревнях Заонежья. Это одна из последних сохранившихся в Карелии ветряных мельниц.

  • Материалы книги. М.Витухновской «Кижи».
  • Путеводитель по музею--заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.
  • http://www.liveinternet.ru
  • http://go.mail.ru
  • http://kartravel.ru

Cлайд 1

Cлайд 2

Маленький остров Кижи расположен на севере сурового Онежского озера среди живописных Кижских шхер. Его название напоминает нам о забытых старинных обрядах. Предками кижан были русские переселенцы из Новгорода. В 10-11 веках они начали осваивать северные края, заселенные финно-угорскими племенами.

Cлайд 3

Он - не в пример соседним - почти безлесен, лишь кое-где немного ольхи или ивняка вдоль берегов. Издали он кажется плоским, едва возвышающимся над водой.С юга на север остров вытянут на 7-8 километров в длину, в ширину - до полутора. Ныне здесь стоит маленькая, всего в несколько дворов деревушка. А когда-то здесь было крупное для того времени поселение - Кижский погост.

Cлайд 4

Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, не русское... Когда-то в далекие языческие времена карелы называли так место для игр, кижат, вернее, языческих старообрядовых игрищ.

Cлайд 5

В старину оно могло именоваться «Кижасуари» - Остров игрищ, один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера.

Cлайд 6

Кижский погост – один из пяти чудом уцелевших подобных комплексов. Его планировка - в виде треугольника – позволяет великолепно видеть все сооружения. А их здесь немало. К сохранившимся на острове привезли несколько деревянных строений из других мест. Это и часовни, и жилые здания, и мельницы. Так что на сегодняшний день на острове-музее около 90 памятников старины.

Cлайд 7

Церковь Преображения Господня на Кижском Погосте основана не позже XV века. Летняя деревянная церковь Кижского Погоста. Уникальный по композиции 22-главый храм, один из выдающихся памятников русского зодчества. С 1990 церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Cлайд 8

Преображенская церковь поднимается на 37 метров - это высота 11-этажного дома. Она взмыла в небо на 37 метров. От самого основания и до деревянного креста на верхушке церковь вся срублена из дерева. Остается лишь молча удивляться, как такое чудо можно было создать без единого гвоздя! Лишь чешуйки, покрывающие купола, прибивали коваными гвоздями. Да и из инструментов использовали мастера лишь топор да долото. Даже пила им была не нужна!

Cлайд 9

Двадцать два купола имеет Преображенская церковь. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» - словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском, в сумрачный день они кажутся тускло-серебряными, в погожий - голубеют. Иногда они ярко белеют, будто полированный алюминий, порой тусклые и свинцовые, или замшелые и зеленые, или бурые, как земля... Но поразительней всего они меняются, когда солнце садится за дальние острова: тогда купола медленно разгораются под холодно зеленеющим небом, наливаются жаром и долго не остывают.

Cлайд 10

Купола, купола... Они поначалу буквально ошеломляют. Порой, особенно при восходе солнца или на его заходе, кажется, что церковь - не создание рук человеческих, а чудо самой природы, невиданный цветок или волшебное дерево, выросшее в этом суровом северном краю.

Cлайд 11

О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой». Да, такой больше нет и не будет! Но самое удивительное и чудное - другое. Чем больше и внимательнее всматриваешься в Преображенскую церковь, тем сильнее поражают не фантастические каскады куполов, а безупречная архитектурная композиция.. Все очень просто, ведь недаром в народе говорят: «Где просто - тут ангелов со сто, а где мудрено - тут нет ни одного». Неразделенность красоты и пользы - важнейшая черта настоящей архитектуры, и в Преображенской церкви оба эти начала крепко соединены.

Cлайд 12

Вот только «младшая сестра» - Покровская церковь, возведенная в 1764 г., - перекликается с 22-главой Преображенской церковью, примерив ажурную корону из девяти куполов. Покровская церковь – зимний храм. Здесь правили службы с 1 октября и до Пасхи. А в большой трапезной церкви устраивали, кроме того, и шумные пиры, и общие трапезы, зачитывали царские указы и вершили суд – словом, решали вполне мирские дела.

Cлайд 13

Все ее помещения - сени, трапезная, четверик и алтарь - имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Уже сам по себе план выявляет канонизацию всех частей церковного здания и подчинение их задачам культа. ...

Cлайд 14

Шатровая колокольня, стоящая между церквями органично вливается в кижский ансамбль. Это самое позднее сооружение (1874год). Она была построена на месте обветшалой предшественницы. Сейчас на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте – 12 колоколов (среди них 9 старинных и 3 современных, вновь отлитых). Красиво звучат колокола в Кижах! Далеко разносится по воде их звон. Здания церквей и колокольни окружены деревянной оградой со сторожевыми башнями по углам и массивными воротами.

Cлайд 15

Неотъемлемой частью ансамбля Кижского погоста являются часовни, разбросанные по берегам озера Онего вокруг острова Кижи. Облик этих часовен тоже складывался постепенно, некоторые из них, вероятно, были утрачены. Эти часовни играли большую роль в создании зрительных связей между частями своеобразного микромира Онежских шхер

Cлайд 16

Часовня Архангела Михаила Деревянная часовня клетского типа, на подклете, с небольшой шатровой колокольней. Перевезена в музей Кижи из деревни Леликозеро Медвежьегорского района

Cлайд 17

Cлайд 18

Часовня Успения Пресвятой Богородицы в Васильево Деревянная клетская часовня, датируемая кон. XVII - нач. XVIII вв. К четверику собственно часовни, покрытому двускатной кровлей с главкой, примыкает пониженная трапезная, над западной частью которой поставлен ярус звона шатровой колокольни. Она была освящена в честь Успения Богородицы. Облик часовни, стоящей у самой кромки воды, соответствует старинной "корабельной схеме: сени - трапезная - собственно часовня колоколенка.

Cлайд 19

Деревянная клетская часовня со звонницей. Перевезена в музей-заповедник Кижи из деревни Вигово

Cлайд 20

Cлайд 21

История острова Кижи уходит в глубокую древность. Предками современных кижан были славяне-новгородцы. В X-XI веках они начали осваивать северные края, заселенные прибалтийско-финскими племенами корелой и весью. Напоминанием об этих поселениях являются сохранившиеся до настоящего времени названия соседних с островом Кижи деревень: Корба, Кургеницы, Конда, Лахта.


Название острова Кижи тоже имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения: Название острова Кижи тоже имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения: 1) Кижи - от карельского слова «кижат» - «игрища». В древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопро 1) Кижи - от карельского слова «кижат» - «игрища». В древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопро вождаемые обрядовыми песнями и плясками. вождаемые обрядовыми песнями и плясками. 2) От карельского «кииджи» -«водный мох». 2) От карельского «кииджи» -«водный мох».


Древняя история Кижей в период с XI по XV века была частью истории Новгорода - крупного политического, экономического и культурного центра северных славян. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края, причем нередко церкви и часовни ставились на местах древних языческих капищ. В 1478 году все новгородские владения вошли в состав набравшего силу Московского государства. Древняя история Кижей в период с XI по XV века была частью истории Новгорода - крупного политического, экономического и культурного центра северных славян. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края, причем нередко церкви и часовни ставились на местах древних языческих капищ. В 1478 году все новгородские владения вошли в состав набравшего силу Московского государства.


Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория которого охватывала южную часть Заонежского полуострова.После присоединения новгородских земель к Москве было сделано их описание и составлены так называемые «Писцовые книги». «Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние документы не сохранились. Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория которого охватывала южную часть Заонежского полуострова.После присоединения новгородских земель к Москве было сделано их описание и составлены так называемые «Писцовые книги». «Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние документы не сохранились.


На острове Кижи в 1582 году время было 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере» и церковь «Покров Святой Богородицы». Эти храмы не сохранились. Современные церкви возведены на месте прежних церквей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы. На острове Кижи в 1582 году время было 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере» и церковь «Покров Святой Богородицы». Эти храмы не сохранились. Современные церкви возведены на месте прежних церквей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы.


В XVI веке в окрестностях острова Кижи существовали еще две приходских церкви. В непосредственной близости от острова Кижи, на острове Большом Климецком, располагался Клименецкий монастырь, основанный в XVI веке. Постепенно, по мере возникновения новых деревень, образовывались новые приходы и строились новые церкви. К началу XVIII века было уже 12 приходских храмов. В XVI веке в окрестностях острова Кижи существовали еще две приходских церкви. В непосредственной близости от острова Кижи, на острове Большом Климецком, располагался Клименецкий монастырь, основанный в XVI веке. Постепенно, по мере возникновения новых деревень, образовывались новые приходы и строились новые церкви. К началу XVIII века было уже 12 приходских храмов.


В XVIII веке, после упразднения погостов как территориальных единиц, из ближайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В XVIII веке, после упразднения погостов как территориальных единиц, из ближайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В современном русском языке слово «погост» сохранилось в значении «церковь с кладбищем» или «сельское кладбище». В современном русском языке слово «погост» сохранилось в значении «церковь с кладбищем» или «сельское кладбище».


В конце XIX века Кижская волость состояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам северо-западного берега Климецкого острова, на островах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Территория церковного прихода совпадала в это время с административными границами Кижской волости. В конце XIX века Кижская волость состояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам северо-западного берега Климецкого острова, на островах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Территория церковного прихода совпадала в это время с административными границами Кижской волости.


Дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества - ансамбль древнего погоста на острове Кижи - стал основой созданного здесь в 1960 году архитектурного музея-заповедника, известного теперь уже всему миру. Дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества - ансамбль древнего погоста на острове Кижи - стал основой созданного здесь в 1960 году архитектурного музея-заповедника, известного теперь уже всему миру.


Кижи - небольшой островок, затерянный в Онежском озере. Карелия - край величественной природы, край озер, болот, больших и малых рек, дремучих лесов. Ушедшие поколения этой суровой земли русского Севера оставили удивительные памятники древней культуры и зодчества.

Вставка рисунка

Музей-заповедник Кижи


Музей-заповедник «Кижи» - один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это - уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста - объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Реставрация памятников Кижского погоста происходит «на глазах у всего мира» .






Каталог памятников деревянного зодчества Кижи

Заонежье - земля «за Онего», так называли крестьяне деревень восточного побережья Онежского озера земли, располагавшиеся на другом берегу.

Современное географическое понятие «Заонежье» включает северо-западную часть Онежского озера - Заонежский полуостров, а также многочисленные примыкающие к нему острова - Кижские шхеры. В конце XIX - начале XX века здесь проживала локальная группа северно-русского населения - заонежане («заонежана»), со своеобразными чертами материальной и духовной культуры.

Главный экспозиционный сектор музея-заповедника «Кижи» посвящен традиционной культуре русских Заонежья.

В самой южной оконечности острова Кижи имеются два памятника архитектуры, которые были перевезены с западного побережья Онежского озера.



Экспозиционный сектор: Русские Заонежья Дата постройки: Начало XVIII века Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский Габаритные размеры:37.0×20.0×29.0 Материалы: cосна, ель, осина. Охранный статус: Памятник Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, , Памятник культурного наследия Российской Федерации (особо ценный объект).






Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

Начало XVIII века

Место строительства:

остров Кижи, Медвежьегорский

Габаритные размеры:

37.0×20.0×29.0

Материалы:

cосна, ель, осина.

Охранный статус:

Памятник Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия Российской Федерации (особо ценный объект).


Церковь Покрова Богородицы принадлежит к уникальному типу многоглавых храмов. В плане представляет из себя вытянутый многоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году (перестроена в 1764 году). Пропорциональное решение анфилады: сени, трапезная, молельня и алтарь является традиционным, в частности, оно почти полностью повторяет пропорции в плане Богоявленской церкви с. Челмужи Карелии 1641 г. Вытянутый по горизонтали объем сеней и трапезной, перекрытый двускатной крышей безгвоздевой конструкции, примыкает к центральному объему собственно церковного помещения, образованного «восьмериком на четверике» и перекрытого восьмискатной крышей с девятью главками на маленьких, рубленных «в лапу», восьмериках. С востока пятигранный сруб алтарной части перекрыт крышей в форме «бочки» с алтарной главкой. С запада к основному объему примыкает одновсходное крыльцо на столбах, перекрытое двускатной асимметричной крышей. Покрытие крыльца, а также полиц восьмериков и четверика из красного теса. Дверные проемы расположены по центральной оси.




Ограда Кижского погоста

Ограда Кижского погоста

Ограда Кижского погоста






Прямоугольная в плане постройка перекрыта двускатной симметричной крышей. Основной объем - пятистенок с поперечным перерубом, разделяющим на два помещения постройки: предбанник и собственно баню.

На северном фасаде расположен вход в баню с дощатым настилом-мостками перед ним, ведущими в озеро. Стены рублены «в обло». Перекрытия дощатые по балкам. Крыша самцовая тесовая, безгвоздевой конструкции по «курицам и потокам». Потоки, шелом и причелины - простые без декоративной порезки.

Баня освещается небольшим косящатым окном со стороны озера. В бане у восточной стены расположены печь-каменка и настил из досок-полок. Над каменкой имеется потолочный дымоволок в виде квадратной дощатой дымницы, задвигающейся изнутри задвижкой-волоком.



Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

2-я половина XIX века

Строитель:

Елизаров

Место строительства:

деревня Середка, Медвежьегорский

Габаритные размеры:

Материалы:

Охранный статус:

Памятник федерального значени




Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

Конец XIX - начало XX веков

Место строительства:

деревня Суйсарь, Прионежский

Габаритные размеры:

Материалы:

Охранный статус:

Выявленный.


Вход на торцевом фасаде решен в виде двупольных ворот, рядом с воротами - большое окно.

Внутри у задней стены расположен горн с мехами.

Посередине кузницы - наковальня, у окна - стол-полка для инструментов. Сруб поставлен без фундамента на камни-валуны.




Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

Строитель:

Крестьянин Н.А.Биканин (1880-1958)

Место строительства:

деревня Волкостров, Медвежьегорский

Габаритные размеры:

Материалы:

cосна, береза, камень.

Охранный статус:

Памятник федерального значения

Постройка типа «мельница-столбовка». Представляет собой квадратный в плане высокий сруб, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю.

Корпус мельницы в форме вытянутого вверх параллелепипеда возведен на бревенчатом поворотном кругу - «вертлюге», снабженном со стороны крыльев и со стороны входа бревнами-рычагами - «воротилами». Поворотный круг и «воротило» позволяют повернуть мельницу в сторону ветра. Поворот мельницы (корпуса) осуществлялся при помощи веревочного каната и ворота простейшей конструкции, вкопанного неподалеку от сооружения. Рабочее помещение постройки двухэтажное: на втором этаже расположен горизонтальный вал, с внешней стороны заканчивающийся восьмью крыльями, каменные жернова, ковш для засыпки зерна. Корпус вала снабжен деревянными зубьями, приводящими в движение деревянные песты от ступ первого этажа. При помощи деревянной шестеренки приводятся в действие жернова. Первый этаж кроме ступ снабжен ларем для муки и устройством, регулирующим помол зерна. Корпус мельницы возведен из толстых досок. Крыша асимметричная двускатная гвоздевой конструкции.



Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

Конец XIX - начало XX веков

Строитель:

Крестьянин Ф.М.Стафеев

Место строительства:

деревня Березовая Сельга, Медвежьегорский

Габаритные размеры:

Материалы:

Охранный статус:

Памятник федерального значения




Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

До XVI века

Строитель:

Преподобный Лазарь (по легенде)

Место строительства:

Муромский монастырь, Пудожский

Габаритные размеры:

Материалы:

cосна, осина.

Охранный статус:

Памятник федерального значения




Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

Конец XVIII - начало XIX веков

Место строительства:

деревня Леликозеро, Медвежьегорский

Габаритные размеры:

Материалы:

cосна, осина.

Охранный статус:

Памятник федерального значени




Экспозиционный сектор:

Русские Заонежья

Дата постройки:

2-я половина XIX века

Строитель:

Семья Ошевневых

Место строительства:

деревня Ошевнево, Медвежьегорский

Габаритные размеры:

Материалы:

Охранный статус:

Памятник федерального значения

Дом-комплекс типа «кошель» со слитой двухрядной параллельной связью хозяйственных и жилых помещений под общей асимметричной двускатной крышей. Представляет собой плоский параллелепипед с основанием, приближающимся к квадрату. Жилье двухэтажное. Первый этаж - зимняя изба, через сени от которой расположены кладовки: одна со входом из сеней, а другая со входом из южной избы второго этажа. Светелка имеет самостоятельную двускатную крышу (она устроена на чердаке, сруб которой выходит на фасад над сенями второго этажа). Жилую часть дома на уровне второго этажа с трех сторон окружает балкон-гульбище, опирающийся на выпуски бревен стен и кронштейны. Вход на гульбище из сеней второго этажа. Хозяйственная часть - двухэтажная (1 этаж - двор с хлевами, 2 этаж - сарай) со срубом горницы, примыкающим к южной избе второго этажа жилья. Под горницей на первом этаже хозяйственной части расположена дополнительная клеть со входом со двора. У северной стены сарая вторая клеть - кладовка для хранения молочных продуктов. Взвоз на сарай расположен с южной стороны дома перпендикулярно его избе.