Какие нетрадиционные религии существуют. Нетрадиционные религии: понятие и причины возникновения. D. Нетрадиционные обязательства

  • Дата: 18.11.2023

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные религии

1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

кришна религия церковь

Мировые религии, наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продолжается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающимися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновидности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла (см. Таблицу 1). По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

Следует отметить некоторую расплывчатость данного термина, поскольку все эти так называемые «нетрадиционные религии» обладают характерными признаками традиционных религий. Их нетрадиционность проявляется не в какой-то специфике, экстравагантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новейшее время и в этом смысле не являются религиозными вероисповеданиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре Исследователь этой проблемы Л.Н. Митрохин предложил назвать возникшие в нашем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии». Рассмотрим же их характерные особенности и разновидности.

Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л.Н. Митрохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности. 2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». 3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам. 4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. 5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. 6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

Исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их разновидности:

1. Неохристианские объединения -- «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.

2. Саентологические (от англ. science -- наука) или наукообразные направления. Классический представитель -- «Церковь саентологии» Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека.

3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел -- буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуистских и буддийских учений.

4. Сатанинские группы -- «церковь Сатаны» -- провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподом христианства.

Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохристианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христианские образы и понятия.

2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона

Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила «Церковь объединения» или «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». «Церковь объединения» основана в 1954 году в Южной Корее преподобным Сан Мун Муном. В настоящее время эта организация имеет миллионы последователей в более, чем 150 странах мира. Она представляет собой целостную международную организацию. Руководящий Центр Церкви -- «Всемирный Миссионерский центр» находится в Нью-Йорке. Президентом центра является преподобный Кван.» Церковь объединения» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации. Группы приверженцев этой церкви имеются в ряде крупных городов России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и т. д.

Основатель церкви Мун родился в 1920 году. Свое призвание он почувствовал в возрасте 16 лет, когда в состоянии глубокого молитвенного погружения пережил, как он утверждает, нисхождение на него Божественного откровения. В результате девятилетней духовной работы он сформулировал основополагающие истины веры, изложенные им в труде под названием «Божественный Принцип».

Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий. Человеческая история складывается из трех периодов: «век Ветхого Завета», «век Нового Завета», «век Завершенного Завета». Каждому веку Бог сообщает «истину» в определенном объеме, учитывая духовный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Первый и второй периоды получили свою «истину» в Библии. В 1960 году начался последний период -- век «Завершенного Завета». Мессией третьего периода Мун объявил самого себя, а свой труд «Божественный Принцип» существенным дополнением откровения.

Мун считает, что Христос создавая церковь, видел в ней не некую организацию, а основание Царства Божия на Земле. Цель «Церкви объединения» состоит в строительстве этого царства. Поскольку 9сновными препятствиями для создания этого царства являются, с точки зрения Муна, расизм, войны, бедность и другие социальные пороки, постольку в Церкви первенствующее значение придается не индивидуальному нравственному совершенствованию, а активному социальному действию. Церковь ведет большую предпринимательскую деятельность. Она владеет корпорациями в пищевой промышленности, рыболовстве, производстве компьютеров, медицинской техники. Преподобный Мун видит в промышленности фундамент, на котором будет построено «Царство Божие».

«Церковь объединения» функционирует во всем мире как «семья». В ней отсутствуют формальные каноны и обряды. Главное, по учению Муна, это составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Члены церкви жертвуют религиозной общине деньги, имущество. Главная цель члена церкви -- обрести «новое рождение» и принять активное участие в строительстве царства Божия.

«Церковь объединения» -- это весьма развитая организация, способная потягаться с, так называемыми, традиционными религиями. Но выросла она до таких размеров и приняла такую форму из маленькой общины -- харизматического культа, пройдя все стадии институционализации, оцерковливания. Основные принципы создания нетрадиционных вероисповеданий работали в ней на начальной стадии формирования. Однако они являются общими для всех возникающих вновь исповеданий. И в этом мы можем убедиться, изучив историю возникновения и деятельность сформировавшейся в России и на территории бывшего СССР «Церкви Виссариона» или «Церкви Единой веры».

Родившийся 14 января 1961 года в г. Краснодаре Сергей Тороп, в мае 1990 года в г. Минусинске Челябинской области объявляет о том, что он является новым мессией, сыном Божьим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца -- Виссарионом, что значит «дающий жизнь». На основе минусинского общества уфологов -- кружка местной интеллигенции, интересующихся различными внеземными неопознанными объектами, рассуждавшими о возможных формах внеземной цивилизации, увлекавшихся различными восточными культами, возникает харизматическая культовая община. Сергей Тороп получает имя Виссарион. Сначала он выступает как апостол, последователь Христа, а затем со временем наделяется характеристиками Живого Бога.

Виссарион начинает активную миссионерскую деятельность. В городах России и СНГ он собирает довольно крупные аудитории и создает общины своих приверженцев. В 1993 году публикуется «Слово Виссариона, являющееся Последним Заветом от пославшего его Отца Небесного». Это послание, как и в учении Муна, трактуется как Третий Завет. Общение с аудиторией высвечивает в содержании этого Завета определенные проблемы, и вскоре в том же году выходит первое дополнение к «Слову Виссариона», а в 1994 году выходит в свет второе дополнение. Чтобы повысить эффективность миссионерской деятельность Виссарионом и его учениками создается своего рода катехизис -- краткое изложение его учения под названием «Основные положения учения Виссариона -- учения единой веры». Приведем текст этого документа дословно.

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ВИССАРИОНА -- УЧЕНИЯ ЕДИНОЙ ВЕРЫ»

Вселенная создана по воле Великого Творческого Начала -- Единого, или как его называют в различных традициях: Бога Отца, Абсолюта, Высшего Разума Вселенной. Он существует в области самых тонких полей и энергий, пронизывая всю Вселенную, знает обо всем и приводит мир в определенную гармонию, устанавливая всеобщие Правила и Законы мироздания. Все существующее во Вселенной есть те или иные проявления полей и энергий разного качества и информационной наполненности.

Поля и энергии эти, в свою очередь, являются в той или иной степени уплотненными, трансформированными энергиями Единого, как бы отторгнутыми им от Себя для того, чтобы творить. Материя в нашем традиционном понимании состоит из максимально уплотненных сгустков энергии Единого (элементарные частицы, из которых состоят атомы). Энергия, с помощью которой Единый творит формы, трансформирует, питает или разрушает их, названа Духом Жизни или «Ци» -- в Китае, «Прана» -- в Индии.

Во Вселенной существует Великая Гармония, где все упорядочено и развивается на основе Высшего Разума. Во Вселенной не происходит ничего случайного. Любое проявление является результатом большого количества причинно-следственных связей и регулирующих воздействий Единого.

Вселенная развивается на основе закона Целесообразности, в соответствии с которым все сущее в своих проявлениях заботится прежде всего о себе и при этом стремится как можно меньше мешать другим, а по возможности содействовать им (взаимовыгодное сотрудничество).

Проявлением закона Целесообразности является закон «Бумеранга» (закон Кармы) -- «Все направленное тобой в Мир обязательно к тебе вернется, но умноженное». Тем Вселенная отреагирует на твою деятельность, поощрит благом твои благие дела или пресечет отрицательным воздействием твою деятельность, несущую вред другим Членам Сообщества. В этом основа эволюции Вселенной.

Крайним проявлением закона Целесообразности является правило, гласящее: если меньшее мешает или угрожает большему, то оно подлежит уничтожению во благо большего.

В рамках Гармонии Материальной Вселенной возникло огромное количество Цивилизаций, проявлений Подвижного Разума Вселенной. Но поскольку все они развиваются только на основе разумных логических проявлений, то во Вселенной отсутствуют ныне такие понятия как сострадание, милосердие, бескорыстная помощь и самопожертвование, Любовь.

Гармония существует, но она холодна и жестка для нас, людей. И это не случайно, ибо Человек несет в себе зародыш новой Гармонии, связанной с возникновением во Вселенной Нового Творческого Начала, качественно нового Ее состояния -- Бога Сына.

Рождение Его Лучезарной Сущности произошло относительно недавно по Вселенским масштабам у Земли. При слиянии энергий Духа Жизни Бога Единого и энергий планеты Земля, которая является живой и в определенной степени разумной сущностью, произошел синтез энергии поля с новыми, более утонченными и необычными для Вселенной свойствами. И главное, что Родившийся Сын вобрал в себя все свойства Творца Отца Своего, и к этому добавилась еще способность творить не на основе холодного Разума, а на основе Любви -- трепетного и нежного отношения ко всему, что тебя окружает, в стремлении все согреть, защитить, сделать прекрасное независимо от того, что окружающее несет тебе, и не задумываясь, будет ли тебе благо за твое благо. Так родилось и существует пока только у Земли качественно новое состояние Вселенной -- Духовное, которое с благословения Бога единого должно постоянно развиваться, заполнять всю Вселенную, неся ей Новую Гармонию союза Разума и Любви.

Для того, чтобы проявиться во Вселенной, творить и умножать Силы Свои, Богу Сыну потребовались помощники. С этой целью и были созданы люди. Богом Единым на основе существовавшей на Земле ранее юной цивилизации были подготовлены плоти с необходимыми качествами. И в эти плоти, состоящие из плотного тела, энергетических тел и разума, Бог Сын начал вкладывать частицы своей уникальной Духовной Ткани на вызревание.

На неуничтожимой сверхтонкой Духовной Ткани для каждого человека была написана его индивидуальность, предначертание или программа его индивидуального развития, и там же стала откладываться память проживаемой жизни, трансформируемая в особые качества творения. Это и есть Душа живая или собственно Человек, так как плоть после ее износа может заменяться на новую, являясь инструментом для развития Души. Душа же сохраняет свою индивидуальность даже после смерти, ибо духовная ткань по предначертанию должна бесконечно развиваясь, заполнять всю Вселенную. Душа, поэтому, может существовать вечно.

Таким образом, в Человеке заложено два великих начала. Плоть его развивается на основе законов Материальной Вселенной Бога Единого. Душа -- на основе нового закона -- закона Любви, закона Духовной Вселенной Бога Сына.

Бог Сын является тем Великим Началом, что породило человечество, крайне заинтересован в его существовании и терпеливо ведет нас по новому, еще не пройденному никем во Вселенной Пути. Он то и является Отцом Нашим Небесным.

В настоящее время на Земле происходит подготовка Человека как помощника Отцу Своему Великому. Главное при этом сформировать в себе способность устойчиво управлять плотью своей (физическим телом, эмоциями и разумом) в процессе творения во благо окружающего мира, наполняя труд свой любовью, добром, милосердием, состраданием, творчеством. Научиться ни в коем случае не допускать негативного отношения к окружающему, какую бы боль его проявления не несли тебе. Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно допустить на следующую ступень развития -- творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной.

Развитие духовной ткани основано на законе Отдачи. Душа растет и крепнет, обретает необходимые качества тогда, когда человек отдает тепло души своей людям, окружающему Миру через деяния рук своих. Причем необходимо научиться отдавать тепло и добро даже тем, кто несет тебе агрессию, страдание, разрушение. При этом основной формой духовного развития является сама жизнь, в сложных проявлениях которой Человек получает уроки и испытания, формирующие особые качества его Души. Но важно знать законы и основы нашего развития, иначе уроки могут пойти не в прок. А неправильно пройденные испытания ведут к падению, загрязнению и утрате Душой своих уникальных качеств. Нанося вред окружающему Миру, Человек и Человечество в целом включают механизм своего самоуничтожения по суровому закону Материальной Вселенной.

В настоящее время на Земле начался сложный и ответственный процесс перехода Человечества в новое качественное состояние. Люди должны будут понять правила своего развития во Вселенной, войти в Гармонию с Ней на основе расцвета Души и достижения абсолютной невредоносности.

Сохранившие в себе хоть малейшие проявления агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование в результате тяжелого воздействия Земли и Вселенной.

Правила и сроки этого перехода, а также силы духовные для достойного преодоления его даются ныне Отцом Небесным детям своим через Слово Свое Живое -- особую избранную плоть -- проводника Духа Святого и Великой Мудрости Творца. Новое духовное имя Учителя Любви -- Виссарион, что значит «Дающий Жизнь». Учение Его призвано объединить все Религии и Духовные учения в Одну Религию Всеединства, Религию Единой Веры, сформировать миропонимание людей Новой Эпохи -- эпохи Любви, Истины и Света, заложить основу духовного и культурного единения Человечества в Единый Народ на Земле и наметить пути развития его во Вселенной.

Таким образом, миропонимание, формирующееся в настоящее время у большого количества людей на основе Учения Виссариона, несет мощное мировоззренческое содержание, закладывает высокие нравственные основы практической жизни и деятельности человека, указывает пути выхода Человечества из опасного кризиса и является в связи с этим бесценным общечеловеческим достоянием, подлежащим широкому и быстрому развитию и распространению не только в России, но и во всем Мире.»

Религиозная организация -- «Церковь Единой веры» официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Центр ее находится в г. Минусинске. Там же проживает Виссарион, собираются наиболее преданные его последователи. Они продают свое имущество и все деньги жертвуют на строительство храма, в котором хотят встретить Конец Света.

Ощущения скорого Конца Света -- одно из характернейших настроений среди членов этой общины. Они разрушили свои традиционные социальные связи, бросили работу, ушли из семьи, живут своей особой семьей или «коммуной». Те из них, кто сохранил какие-то средства, могут снимать жилье, более или менее регулярно питаться. Большинство же влачат жалкое существование, ведут полуголодный образ жизни. Но это их не очень беспокоит. В общине существуют большие ограничения на те или иные виды пищи: мясо, молоко, хлеб и т. д. Члены общины крайне озабочены тем, чтобы не нарушать этот запрет. Виссарион периодически дает им разъяснения как по вопросам вероучения, культовой деятельности, так и по повседневному поведению. Он сам больше не занимается миссионерской деятельностью. Живет обособленно, общается только с самыми приближенными. И даже для членов общины, живущих в Минусинске, встреча с ним -- большая редкость.

Интересен состав Виссарионовских общин. Они в основном состоят из интеллигентных людей, имеющих высшее образование, включая лиц, имеющих ученые степени и звания. Многочисленную прослойку составляют представители естественных и технических наук. В основном это люди среднего возраста 25-45 лет.

3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны

Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является «Международное Общество Сознания Кришны»

(религиозная организация вайшнавов). «Международное Общество Сознания Кришны» (MOCK) было основанно в 1966 году в США индийским проповедником Абхай Ширан Де (1896--1977) получившим ритуальное имя Его Божественная Милость Бхактиведанты Свами Прабхунда. Благодаря активной миссионерской деятельности основателя общества сознания Кришны и его последователей это религиозное вероучение получило широкое распространение по всему миру. В России деятельность кришнаитов началась в 1972 году, начало которой положил сам Свами Прабхунда. В настоящее время в России имеется более 90 храмов МОСК. Общее количество приверженцев этой религии около 700 тысяч человек. Ведется подготовка кадров священнослужителей, издается журнал «На пути к Богу».

Учение кришнаитов генетически связано с индуизмом. Кришнаиты представляют свое вероучение и культ как органическое продолжение, современную интерпретацию древнего ведического учения. Основной труд, в котором Свами Прабхунда изложил свое учение, называется «Бхагават-Гита, как она есть». Таким образом, кришнаиты хотят подчеркнуть, что их религия не является каким-то новообразованием. Она имеет древнейшие корни и базируется на «ученической преемственности», цепь которой возникла на заре творения, когда Кришна -- Верховная личность Бога, вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого сотворенного живого существа во Вселенной. Брахма передало это знание своему сыну и ученику Нерьяде, который впоследствии стал духовным учителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. В XX в. эта цепочка дошла до Бхактиведанты Свами Прабхунды, который сумел изложить это учение на понятном для человека нашего времени языке -- языке людей, воспитанных в традициях европейской культуры.

Вероучение кришнаизма или религия вайшнавов (преданных Богу) основано на принципе монотеизма. С точки зрения этого вероучения, существует единственный абсолютный Бог -- Кришна, который выступает в трех сторонах своего проявления: Бхагавака, Брахман и Паратама. Бхагавак -- это сторона Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, красотой. Брахман -- это внеличностная сторона:

всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бесконечная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Паратме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой -- дживой.

Бог вечен и несотворим, обладает бесконечным разнообразием энергий. В соответствии со множеством действий у Бога множество имен, но главное из них -- Кришна (Всепривлекающий). Остальные Боги мыслятся как аватары (воплощения) Кришны. В качестве такой аватары выступает в кришнаизме и Иисус Христос. Кришнаизм, как и многие другие вероисповедания, возникшие в XX в., стремится стать религией объединения. Поэтому он включает в свой пантеон всех Богов традиционных религий.

Кришнаиты большое значение придают учению о двойственной природе всего мира: духовного и материального. Человек также представляет собой существо, состоящее из двух начал: духовного и материального. Духовное начало является основой человека, то, что живет вечно, тело лишь оболочка души, и душа постоянно меняет эту оболочку. Следуя традициям ведической религии, кришнаиты утверждают, что душа способна перевоплощаться в 8400000 форм жизни. Эти перевоплощения происходят по закону Кармы и могут продолжаться бесконечно. Однако, когда душа приобрела человеческий облик, у нее появляется возможность прервать эту цепь перерождений, развить свое изначальное духовное сознание и осознать себя неотъемлемой частицей Верховного Господа. Иными словами, у нее появилась возможность слиться с Кришной.

Освободиться от материального мира, развить в себе сознание Кришны может каждый человек. Для этого он должен посвятить себя преданному любовному служению Богу. Это служение составляет основу бхакта-йоги, которая складывается из девяти видов деятельности

Бхакта-йога составляет основу культовой деятельности кришнаитов. Цель культовой деятельности кришнаитов, по их мнению, заключается в том, чтобы полностью погрузиться в духовное сознание, восстановив свои взаимоотношения с Богом и развить в себе любовь к Богу, изначально присущую каждому живому существу.

Один из важнейших принципов, на которых базируется культовая практика кришнаитов, состоит в самоограничении человека. Кришнаит -- «преданный» должен стремиться свести к минимуму потребности материального тела, чтобы поднять свое сознание на более высокий уровень и сберечь время для духовной деятельности. Самоограничение включает в себя отказ от мирской жизни и всех благ, которые она предоставляет. Идеальной формой такого отказа является прежде всего имущество, пожертвование средств в пользу Общества Сознания Кришны и переход на положение монаха или монахини в храм. Те, кто не переходят на монашеский образ жизни, могут продолжать свою деятельность в мире, зарабатывая себе на жизнь и внося пожертвования в храмы.

Большое значение в кришнаизме придается пищевым ограничениям. «Преданным» запрещается употребление в пищу мяса, рыбы, яиц. Кришнаиты пропагандируют вегетарианскую пищу. Вместе с тем, они запрещают применение одурманивающих и возбуждающих средств, в том числе кофе, чая, табака. Осуждают недозволенные половые отношения, то есть половые отношения, не предназначенные для зачатия детей.

В культовой практике кришнаитов большое место отводится омовению. Чистоплотность, по их мнению, -- это одно из важных качеств «преданного». Омовение рекомендуется совершать два -- три раза в день. Совершив омовение «преданный» наносит на тело тилак. Тилак -- это глина с берегов Ямуны -- одной из священных рек Индии. Тилак наносится на лоб и двенадцать других мест на теле, каждый раз произносится одно из имен Вишну. Эти знаки, с точки зрения кришнаизма, защищают тело и указывают на то, что человек носящий тилак является преданным Верховной Личности Бога, Нуш Кришны.

Большое место в культовой практике кришнаитов занимают ритуальные богослужения в храме. Эти богослужения совершаются каждый день, начиная с рассвета -- в 4 утра -- и заканчиваются в 21 час. Особое значение в культовой практике занимают медитации. Во время медитации человек полностью выключается из этого мира и концентрируется на любви к Богу. Исключительная роль во время медитации отводится мантре (очищение ума): «Харе Кришна, Кришна Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама Рама, Рама Харе, Харе». С точки зрения кришнаитов, мантра -- это воспевание святых имен Бога. В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 17 28 раз. Как утверждают учителя кришнаизма -- гуру, повторение мантры необходимо для того, чтобы полностью сконцентрировать сознание на Боге, придя в молитвенное состояние и медитируя на звуки Его святого имени. Медитации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Индивидуальные медитации (джана) совершаются на четках. Коллективные медитации осуществляются во время службы в храме. Этот вид медитации называется киртана.

Кришнаиты придают религиозное значение всей жизнедеятельности своих последователей -- «преданных». Поэтому в качестве культовой деятельности выступают и уборка храма, и перевод на родной язык учения Свами Прабхунды, и благотворительная деятельность. За каждым «преданным» закреплены определенные обязанности и выполнение их осмысливается как осуществление религиозного долга, форма проявления любви к Кришне и служение ему. Наиболее же важной признается миссионерская деятельность, проповедь и пропаганда учения, включая и переводческую и издательскую деятельность.

Международное Общество Сознания Кришны представляет собой религиозную организацию типа деноминации. Основными ячейками религиозной жизни являются храмы. При храмах, как правило, создают проповеднические (миссионерские) центры -- гуркулы, где получают систематическое религиозное образование и воспитание пришедшие в общину «преданные». После прохождения обучения они получают посвящение в вайшнавы. Все храмы в административном отношении самостоятельны. Вместе с тем, имеются три уровня взаимодействия и координации их деятельности: региональный, зональный и национальный. На низшем уровне координация проходит через региональные советы, состоящие из представителей храмов региона. На национальном уровне -- через совет президентов наиболее крупных храмов данной страны. Мировой центр международного общества Сознания Кришны находится в Индии -- Западная Бенгалия, город Маяпур.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и причины возникновения, классификация и признаки нетрадиционных движений. "Церковь объединения" Муна: жизнь в общинах, последователи Муна. "Церковь Последнего Завета" как псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый Виссарионом.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2012

    Православие как разновидность христианства. Вероучение. Таинства и культы. Праздники и посты. Организация и управление Русской православной церкви. Русская православная церковь на современном этапе. Некоторые аналитические данные по вопросам веры.

    реферат , добавлен 23.03.2004

    Анализ виссарионовского движения как пассивного социального протеста интеллигенции. Изучение деятельности "Церкви Последнего Завета": формирование крупных групп этноконфессиональной общности, основанной на признаках еретических течений мировой религии.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Современная Католическая церковь. Официальная философская доктрина католицизма. Борьба между сторонниками обновления и его противниками. Вероучение Католической церкви. Особенности латинского обряда. Характерные черты богослужения в латинском обряде.

    реферат , добавлен 05.04.2012

    Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную. Церковная организация православия.

    лекция , добавлен 09.06.2008

    История возникновения и распространения церкви Муна. Догматика мунитов. Обрядность мунитов. Мун в России. Мунизм в Ярославской области. Серьёзная религию с достаточно стройной догматикой и обрядностью. Финансовая империя Муна.

    реферат , добавлен 13.09.2007

    Становление Церкви саентологии, ее устройство, философская доктрина и цели. Процесс развития религиозного учения Л. Рона Хаббарда. Анализ вероучения, культовой и внекультовой практики. Опасность сайентологической организации для граждан и общества.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Характерные особенности синтоизма. Уровни буддизма, существующие в современной Японии. Влияние мировоззрения дзэн на японцев. Проблема роли и значения нетрадиционных религий в обществе. Отсутствие безрелигиозного этапа в существовании человеческого рода.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2012

    Религия как основа морали и правовых отношений, эстетических и нравственных идеалов. Возникновение христианства и Православной церкви. Вселенские Соборы, суть христианского вероучения. Основы православной веры. Окружающий мир как источник знаний о Боге.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Зарождение христианской религии, история появления Вселенских Соборов. Причины разделения Церквей на Западную и Восточную. Первый церковный раскол: католицизм и православие. Церковь, секты и деноминации, разновидности сект и псевдохристианские культы.

В настоящее время нетрадиционные религиозные движения начали получать широкое распространения в обществе. За разнообразием сект следует религиозное и духовное разобщение народа. Об опасности, которой подвергается человек, пребывающий в той или иной секте, писалось немало. Имели место трагические случаи смертей, развала семей и многое другое. Почему сейчас появилось столько сект? А по пословице: «Разделяй и властвуй». Чем больше раздроблена и разобщена нация, тем удобнее управлять ею из-за границы.

Прежде всего, всякая секта угодна тем, кому неугодна сильное общество. Сектанты не участвуют в политической жизни общества, многие сектанты не голосуют на выборах, а если и голосуют, то только в угоду каким-то своим узким религиозным убеждениям. Или, скажем, такой лозунг большинства сект - не брать в руки оружие. Значит, не защищать свой дом, свое Отечество. Разве это не предательство, не преступление? Вот почему эти секты получают из-за границы бесплатную литературу, гуманитарную помощь, всяческую поддержку. Чем больше молодежи будет вовлечено в ту или иную секту, тем выгоднее нетрадиционным религиям.

Часто прохожих встречают на улицах странные личности, заводят разговоры о религии, предлагают бесплатную литературу, приглашают к себе, в свои молельные дома послушать проповедников, изучать Библию, подвергают критике традиционную церковь.

Такие «завлекатели» стучатся в двери домов и часто получают свое. Разговор с людьми, как правило, они начинают издалека, предлагая высказать свое мнение по тому или иному «больному» вопросу, например, о семье и браке, о материальном неблагополучии и т. д., и только когда входят к человеку в доверие, открывают свою истинную цель - завлечение в секту. Обычно на их удочку попадаются люди слабые, неуравновешенные, внушаемые, которых можно отвлечь от служения обществу. Избавиться от визитов сектантов, хотя бы один раз до этого посетивших вашу квартиру, очень и очень трудно. «Завлекатели» с маниакальным упорством будут приходить к вам снова и снова, даже в ваше отсутствие, разговаривая с вашими детьми и обрабатывая их неокрепшие души.

Люди, попавшие в секту, через некоторое время становятся фанатичными, лишенными здравого смысла. В угоду своим новым псевдорелигиозным убеждениям они часто меняют работу, рвут отношения с семьей и детьми, свои материальные ценности добровольно отдают в секту.

Особое внимание обращает на себя нездоровый интерес руководства ряда сект к информации, представляющей государственную тайну. Религиозный завлекатель секта феномен тоталитарный. Научно-техническая революция, на волне которой пронесся минувший 20-ый век, подобно некой магической силе, превратила обычные и досконально изученные на протяжении столетий явления, от которых уже никто не ожидал ничего нового, в подозрительные и взрывоопасные феномены, за привычной внешностью которых стал сокрыт, а вскоре и открыт во всей своей красе, поразительный по масштабам своей деструктивности потенциал.

Международные конфликты, носившие ранее характер несколько увеличенной в размерах поножовщины, обрели такой размах, что их разрешение уже больше не в состоянии гарантировать, что после него на земле останется в добром здравии хотя бы одна сторона победившая (о проигравшей и речи нет) или нейтральная, не имеющая к конфликту никакого отношения. Тем не менее, то, что при технической поддержке изначально деструктивное явление становится еще более деструктивным, кажется закономерным. Удивления заслуживает тот факт, что технологические внедрения в творческие, позитивные и созидательные области (каковыми всегда были искусство и религия) нисколько не увеличило их позитивности, но напротив придало их функционированию пугающий деструктивный оттенок. Разумеется, здесь не следует грешить на один только 20-й век (достаточно вспомнить средневековую инквизицию и крестовые походы), однако в настоящем очерке речь пойдет о деструктивном влиянии, которое направлено на разрушение не биологической, но психологической (душевной, духовной) жизни человека, и когда говорилось о технологической составляющей, способствующей этому процессу, прежде всего, имелось в виду реактивное развитие средств массовой информации.

Предназначенная для осуществления тех или иных специальных целей, информация о них стала объединять людей в социальные группы, большинство членов которых, по сути, либо никак не заинтересованы в осуществлении этих и подобных им целей, либо заинтересованы в целях совершенно противоположных. Ценностью информации стала она сама, а не ее прикладное значение, которое отныне призвано служить лишь отличительной чертой, разграничивающей как информационные потоки, так и социальные группы, подпавшие под их влияние. Наиболее парадоксальным и пугающим воплощением принципов стал феномен так называемых религиозных тоталитарных сект. Парадокс этого феномена заключается в том, что в сети самого отвратительного вида эксплуатации попадают люди, определившие своей целью обретение свободы. Известно, что, чем выше идеал, тем выше и цена, которую человек должен заплатить за его реализацию. Поскольку до сих пор еще никто не додумался до идеала более высокого, нежели духовная свобода, то и платить всем, кто на этот идеал претендует, приходится своим духом.

Единственный реальный духовный прогресс, который возможен в рамках секты, это преждевременный скачок в стихию маразма и слабоумия. Наблюдение внутри секты доведенных до крайности проявлений социального зомбирования позволило увидеть за пределами секты те же самые принципы. Выход из секты был ознаменован вопросом, а можно ли вообще выйти из секты? И если социальное отчуждение не иллюзия и самообман, существует ли в нем реальная необходимость?

В некотором смысле, все человеческие действия есть результат не произвольного случая, но необходимости, которая предопределена если и не в интересах локальной личности индивидуума, эти действия совершающего, то в соответствии с нуждами его нелокальной (как в пространстве, так и во времени) целостности. Это значит, что печальный опыт пребывания людей в рамках тоталитарных сект необходимость не менее оправданная, нежели необходимость извлечения их из этих рамок.

Известно, что временное ограничение свободы есть обязательное условие, как для взросления человека, так и для развития вообще. Справедливо также и то, что в этот период принудительного ограничения индивидуум вовсе и не нуждается в свободе. Точно так же, как птенец, организм которого еще не в состоянии противостоять деструктивному влиянию среды, разрушает скорлупу своего яйца только тогда, когда она уже не нужна, человек выходит за рамки внешних и внутренних ограничений только самостоятельно и только тогда, когда ощущает действительную необходимость такого шага. Даже в свете рассматриваемой темы преждевременное «освобождение» из секты представляется намного более деструктивным, нежели пребывание в ней. Известно, что подростки, психика которых наиболее податлива и нестабильна, очень тяжело переносят такие жесты сострадания, как попытки их «раззомбирования» (а в сущности перезомбирования) и адаптации к нормальному существованию в рамках нормального социума. Все, кто еще помнит скандальное завершение деятельности злополучного «Белого Братства» секты, идеология которой базировалась на двух стандартных пунктах: божественности живого учителя и ожидании грядущего апокалипсис. Также должны помнить и то, что изрядную долю несовершеннолетних «адептов» пришлось поместить в психиатрические лечебницы, так как разгром их организации силами государственной власти оказался для них более серьезным потрясением, нежели со дня на день ожидаемый конец света. Следовательно, погружение в социальный аквариум той или иной религиозной секты это единственно приемлемый для данного индивидуума способ защитить целостность своей психики в конкретный момент ее становления.

Известно, что для нормального функционирования системы, ей необходимо обладать (и избегать доминирования одного над другим) двумя качествами способностью к контакту и способностью к самоопределению. Преобладание какой-либо одной способности неизменно деструктивно, ибо неограниченный контакт разрушает границы системы, а максимальное самоограничение лишает систему энергоподпитки извне и, следовательно, перспектив какого бы то ни было развития. Жизнь сама по себе есть результат гармонии между этими двумя принципами («эрос» и «танатос» по Фрейду), поэтому неудивительно, что такая диалектика характерна для всех известных нам развивающихся систем и систем развития. Религия и церковь, философия и схоластика, спорт и физкультура, психология и психиатрия, культура и цивилизация таковы наглядные воплощения этих двух полярных и взаимоподдерживающих принципов.

Учитывая это, нельзя не признать, что в некоторых случаях деятельность тоталитарных сект представляется не только не вредной, но и исключительно благотворной. Поскольку современная цивилизация не находит ни необходимости, ни возможности создания более приемлемых с ее точки зрения социальных институтов, которые бы удовлетворяли человеческую потребность в самоопределении, она должна быть благодарна уже за то, что граждане сами справляются с этой необходимостью.

Чем разрушительнее в человеке склонность к контакту, те более жесткие формы самоопределения ему необходимы. В таких случаях следует не только избегать выхода из секты, но желательно выбрать наиболее тоталитарную из ее форм. На самом деле, это очень типичная и серьезная проблема, так как не все религиозные секты функционируют по стандартному принципу контакта в теории и самоограничения на практике. Человек, чья реальная потребность заключается в самоопределении, попадая в секту, где вместо этого ему помогают расширить и без того неуправляемую способность к контакту, рискует получить тяжелую психологическую травму. В особенности это касается тех сект индуистского толка, которые поощряют радикальные психотехники и йогические практики вроде пранаямы или катарсических медитаций Ошо. Участь всех контуженных подобной экзотикой Востока весьма однообразна они становятся, к сожалению навсегда, пациентами Русской Православной Церкви, ибо из всех религиозных сект, базирующихся на принципе самоограничения, она единственная добилась совершенства своих форм, благодаря скромности своих требований от прихожан, укоризненности своей традиции на почве национальной культуры и вытекающей из всего этого официальной поддержке государства.

Исходя из этого, государству вообще следовало бы прекратить бесполезную и бессмысленную травлю своих граждан, объединяющихся под знаменем той или иной религиозной идеологии, но и наоборот всячески поощрять и способствовать увеличению количества и функционированию тоталитарных сект религиозного толка, чтобы обеспечить своим гражданам позитивный досуг и душевное равновесие.

Истина специфический продукт, хотя слово само по себе хорошее. Дело в том, что потребность в самоопределении исключает какую бы то ни было необходимость в разочаровании (а это более точное слово, нежели «истина»), следовательно, потребность в самоопределении просто вынуждена определять себя именно как стремление к истине.

Не секрет, что любой язык существует в двух вариантах. Первый вариант предназначен для того, чтобы с его помощью передавать определенные сведения это терминологический язык, так как все принадлежащие ему слова обладают четко определенными значениями, которые зафиксированы в словаре. Второй вариант языка символогический. Здесь значением обладают не отдельно взятые слова, а их словосочетания или даже целые предложения, тем не менее, какое бы значение в них не вкладывалось, искать там какой-либо смысл пустая трата времени. Символогический язык попросту не предназначен для передачи смысловой информации, и единственное его практическое назначение помогать говорящему ввергать слушателя в измененное состояние сознания. Ритмика и подбор слов в рамках символогического языка оказываются более важными, нежели сами слова, хотя изредка и бывает, что отдельно взятое слово используется как козырь. Достаточно вспомнить такие слова, как «истина», «свобода», «просветление» или «медитация» сами по себе они ничего не значат и исключают возможность какого бы то ни было понимания, вызывая, тем не менее, отточенный, словно посредством дрессировки, рефлекс. Вышеупомянутая опасность угодить «не в ту» секту как раз и связана с риском перепутать языки. Привыкший к символогическому языку, человек может попасть в секту, где в ходу также и терминологический язык (то есть там делают то, о чем говорят), купившись на стандартную манифестацию «самопознания», следствием чего может стать действительное столкновение с некоторой информацией о себе, к которому он окажется попросту не готов. [ 3. С. 202]

Психика среднестатистического духовного искателя, прежде всего, нуждается не в самопознании, но в устойчивой системе верований. Поскольку создать такую систему устойчивой возможно лишь в случае ее предельной примитивности, то совершенно закономерно, что люди, для которых нет ничего более чуждого, чем религия, обитают именно в религиозной среде.

Нельзя также не признать, что, чем проще система верований, тем она универсальное и тем легче с ее помощью давать объяснения всему и вся. Столь замечательная идеология не только позволяет своему обладателю навести порядок в своей голове, но также оказывает ему посильную помощь в организации своего досуга, который отныне можно посвящать основной цели любой идеологии ее распространению. Если этого мало, то можно снабдить новоиспеченного адепта «практикой», выполнение которой обеспечивает ему всевозможные блага, которые он никак не мог реализовать ранее от «сжигания тонкой кармы» до забронированного места в Раю. Тем не менее, существуют люди, которые приходят в секту не только и не столько за самоопределением, сколько в целях именно самопознания и саморазвития. Разумеется, эта цель ими не сознается, но реальным движущим фактором является именно она. Что же касается сознательности, то картина здесь выходит любопытная, человек думает что его действиями движет стремление к самопознанию, тогда как это не более, чем прикрытие для потребности в самоопределении, хотя реальной силой является все же глубинное стремление к самопознанию.

Такие люди весьма часто встречаются внутри тоталитарных сект, но не они составляют их костяк. По большому счету, эти люди приходят в секту только для того, чтобы из нее выйти.

Убедившись в том, что идеология человека есть не более, чем прикрытие для его действительных стремлений, нельзя не удивиться самому факту наличия у некоторых людей стремления к духовной свободе. Известно, что, какой бы высокой идеологией человек не прикрывался, ни самопознание, ни саморазвитие не могут быть объектами его истинных устремлений. Более того, рассмотрение каждого частного случая может привести к если не пугающему, то, по меньшей мере, странному выводу, что так называемое духовное развитие всегда происходит против индивидуальной воли человека.

Следовательно, будет уместным говорить о двух видах программ, которые управляют как социальными, так и душевными телодвижениями человека в равной степени. Внешние программы призваны определять идеологические манифестации, которые индивидуум предъявляет своему окружающему и внутреннему мирам. Скрытые программы представляют собой результат идеологической промывки мозгов, которой индивидуум подвергся извне, не найдя либо сил противостоять ее влиянию, либо желания. Сила и эффективность этих программ объясняются тем, что они исходят из воли, на несколько порядков превышающей волю программируемого индивидуума. Наблюдая за притоком и оттоком людей в рамках религиозных сект, трудно не заметить, что никто не покидает секту в согласии со своей индивидуальной волей. Справедливо также и то, что тому, кто в состоянии это сделать, никогда в голову не придет мысль о вступлении в секту, поэтому каждый, кто покидает секту по своей воле, никогда, на самом деле, туда и не входил.

Противопоставление индивидуальной воли и надличной, вернее, осознание этого противопоставления и есть тот источник внутреннего конфликта, который, перейдя вовне, выражается в форме ухода из секты. Конфликтность ситуации обостряется тем фактом, что социум внутри секты никогда не рассматривается индивидуумом, если он когда-то был действительным членом секты, как некое враждебное сообщество, которое преднамеренно подавляет его волю, «зомбирует» его и чинит ему всевозможные препятствия на духовном пути. Если и существует для сектанта какая-либо враждебная среда, то это в первую очередь все то, что находится за пределами секты, напоминающей нечто среднее между семьей и бомбоубежищем.

Следовательно, если придерживаться того мнения, что основная функция тоталитарной секты - зомбирование людей, то выход из секты есть не что иное, как результат еще более мощного зомбирования, которое позволяет индивидууму выдерживать самые убойные дозы «опиума для народа», оставаясь при этом стоять на своих собственных ногах.

И если под выходом из секты подразумевать не переход в еще более тоталитарную форму религиозного сектантства, а наоборот последовательное ослабление и утончение таких форм, то нетрудно увидеть, что первопричиной этого движения является осознание несоответствия между терминологическим и символогическим языками. Это значит, что скрытая программа индивидуума и внешняя идеология его секты тождественны по тексту, но различны по содержанию. «Беглец» и рад бы остаться, так как на первый взгляд задачу свою он выполнил движимый скрытой программой, он обнаружил локальное воплощение ее текста, однако оказывается, что скрытую программу вовсе не интересуют ее социальные формулировки и что объектом ее работы является сам индивидуум.

Убедившись, что от самого себя не убежишь (а скрытые программы давно уже стали неотъемлимой частью психики нашего беглеца), он видит единственный вариант освобождения от давления скрытых программ их удовлетворение. Ситуация осложняется тем, что человек начинает замечать, как все функционирование секты спроектировано таким образом, чтобы заглушить голос скрытых программ и всячески препятствовать их работе, т. е. практически опровергать собственную внешнюю идеологию. Таким образом наш духовный искатель попадает в классический переплет «свой среди чужих, чужой среди своих» покинув бесперспективный внешний социум, он сталкивается с необходимостью оставить и уютное некогда убежище секты.

Первичным элементом религиозной организации является, религиозная суб-группа или сообщество, над которой надстраивается комплекс отношений, увенчанный центром объединения. Отдельные составляющие имеют собственную инфраструктуру, механизмы контроля за деятельностью индивидов, нормы религиозной морали, санкции и авторитеты. Новые верования получили название, как уже отмечалось, новых религий и сект, а это значит, что они, несмотря на сходство, имеют специфические черты Относительно демократические новые религии представляют довольно широкие объединения, принадлежность к которым определяется преимущественно традицией (посещали организацию родители, посещают и дети) и членство в которых строго не контролируется ("Источник жизни", "Армия спасения", "Слово жизни"), вход и выход из которых являются добровольными. Но подавляющее большинство религиозных новообразований существует по принципу сект, на характеристике которых мы акцентируем внимание. Напомним, что секта (от лат. Secta - направление, учение) это относительно закрытое религиозное объединение, возникающее как оппозиция существующих религий и претендует на исключительность своей роли и доктрины и духовное перерождение своих членов и тяготеет к изоляционизму с авторитарных и харизматических сект почти невозможно выйти.

Современные хaризматични религиозные организации (секты) характеризует: 1. Наличие харизматического лидера, который уверяет, что он якобы получил новое уникальное "откровение" относительно Бога и реальности. Лидер выступает спасителем, небесным избранником, богов языково имея свою легенду. Все, кто не разделяет его взглядов, не просто ошибаются, а являются последователями Зла. 2. Лидер создает особую "семью", или "коммуну", в которой его называют "отцом". Нередко члены этих семей принимают новые имена, отказываются от любых цифровых обозначений (дата рождения, адрес, номер дома, квартиры), после чего родственники и органы правопорядка не могут найти человека.

  • 3. Семья отделяется от мира. Кровные родственники (родители, братья, сестры) объявляются посланцами Зла, если они имеют другие или альтернативные взгляды. Для сближения с новой "семьи семьей" предлагается признаться в бывших "грехах", что психологически обнажает новообращенного
  • 4. Руководители устанавливают для всех неоспоримые нормы поведения (но сами не всегда им следуют и, как правило, живут в других условиях, чем их последователи).
  • 5. Группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации могут отказываться от собственного имущества в пользу организации и меняют место жительства.
  • 6. Поощряется отказ от калорийной пищи и сна под предлогом духовных упражнений.
  • 7. Применяется техника контроля за поведением, что называется религиозной дисциплиной. Сначала новички попадают под групповое давление "бомбардировки любовь" ю "- объятия, групповые мероприятия, улыбающиеся лица. Со временем никого не оставляют наедине, загружая восприятия, зрение и слух. Секта является сплоченным коллективом, вдохновенным групповыми целями. Вступив в него, новичок чувствует себя вроде долей "общей" дела, лишается чувства одиночества. Секты, религиозные организации рекламируются как оазисы "подлинной человечности", прообразы будущего коллективизма. Только в них, по словам руководителей сект, можно найти настоящую любовь, жертвенность, встретить родных людей, потому что речь идет не о церкви, а о "настоящей семью" во главе с суровым, но заботливым и всесильным "отцом" или, как в варианте с "Белым Братством", матерью "Марией Дэви-Христос". Такие призывы привлекают юношей и девушек, у которых, возможно, не сложились отношения с родителями, которые имеют проблемы в обучении не находят в окружающей их среде. Традиционные религии с застывшей догматикой и консервативной структурой не всегда плодотворно противостоят динамическим "пророкам", чувствительным к изменениям в массовых настроениях. "Мессианский бизнес" имеет преимущества, он не предусматривает академического образования, дипломов признанных учебных и научных центров, а дает немалые финансовые прибыли и власть над людьми. Реклама новых нетрадиционных верований сочетается с отработанной системой вербовки, которая опирается на технику "первого контакта". Коммуникабельны и подготовленные члены организации стремятся завязать знакомства на улицах, на вокзалах, в студенческих общежитиях, даже проводя массовые развлекательные мероприятия (шоу, дискотеки). Умело вызывая собеседника на откровенный разговор о его сомнения и тревоги, они ненавязчиво "язливо, мягко рассказывают ему о пребывании в своей общине, приглашают на молитвенные собрания или лекцию. Как только человек, тронута первой встречей, приобщается к жизни общины, она попадает в мир особых отношений. По рекламным образом "настоящего отца" проступают черты диктатора. Деспотизм имеет общий характер, закрепляется внутренним распорядком, системой репрессивных мер. Стремясь обеспечить абсолютное влияние, лидеры харизматических сект делают все, чтобы изолировать членов организации физически и духовно от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей, нейтрализовать личностное самосознание. Это происходит насыщенной программой коллективных мер, предусматривающая "семинары", коллективные молитвы и собеседования, повторения одних и тех же гимнов, зазубривание библейских текстов, ритуальные механические воздействия, вмешательства даже в интимные отношения, регламентирование чувств взаимной симпатии, права выбирать друзей и любимых вне общины. Можно констатировать ситуацию манипулирования сознанием готовых к этому индивидов. Девиз: "Не думай! Кто полагается на собственный разум - попадет в беду" подменяет сознание социально развитого человека сознанием ребенка, нет проблем, потому что за нее решения принимают старшие, которые защитят ее накажут. Депрограматоры (специалисты-психологи, которые работают с людьми после их пребывания в тоталитарных сектах) утверждают, что иногда человек превращается в растение, социального инвалида, и предлагают два пути выхода из таких сект:
  • 1. Депрограммирование проявляется в том, что, как правило, родные насильно забирают адепта из секты и изолируют. Этот способ, по мнению специалистов, малоэффективен и завершается возвращением в секту.
  • 2. Консультирования о выходе более эффективный, но длительный способ. Заключается в том, что адепты дается информация и право самому принять решение о выходе из секты или пребывания в ней. О чем бы ни говорили наставники новых религиозных организаций, их проповеди в конце концов сводятся к предсказанию вселенской катастрофы и претензии на спасение душ. Новые мессии, окружая себя ореолом исключительности, часто мотивируются стремлением распоряжаться чужими судьбами и удовлетворять честолюбие.
  • - самой многочисл. по числу верующих и по кол-ву храмов на У. является Рус. Православная Церковь...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - новые религиозные движения, течения и группы, возникшие, начиная с первой половины XIX в., в противовес синто и традиционным школам буддизма и получившие широкое распространение после второй мировой войны...

    Вся Япония

  • - группа из трех религий; отличающихся полиэтнич. распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике...

    Энциклопедия культурологии

  • - или национально-государственные религии - религии, сложившиеся в рамках определенных гос-в или этнич...

    Энциклопедия культурологии

  • - в религиоведении общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библ. патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз, является образцом верующего...

    Католическая энциклопедия

  • - П.Р. никогда не была распространенным явлением среди евреев. Разумеется, всегда находились отдельные вероотступники, переходившие в христианство или ислам...

    Энциклопедия иудаизма

  • - Религии, созданные в новое время. Четкая нижняя граница времени создания новой религии отсутствует, но ориентировочно распространяется до периода Реформации...

    Религиозные термины

  • - особые явления общественной жизни, представляющие собой активное противоборство сторон с использованием невоенных средств насилия во имя достижения решительных политических, экономических или иных целей,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - англ. psychology of religion; нем. Religion-spsychologie. Отрасль психологии, изучающая психол. и соц.-психол...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. sociology of religion; нем. Religionssoziologie. sociologie religieuse; Отрасль социологии, изучающая религию как соц. институт во взаимодействии с др. социальными институтами в обществе...

    Энциклопедия социологии

  • - "... - любые, за исключением нефтяных, источники сырья, в том числе сырье растительного происхождения, твердые горючие вещества, биогаз, пригодные и экономически целесообразные для получения моторного топлива.....

    Официальная терминология

  • - религии, распространенные среди значительной части человечества, и прежде всего христианство, ислам, буддизм...

    Философская энциклопедия

  • - сборник, составленный М. М. Вышеславцевым и вышедший в двух книгах в Москве, в 1798 и 1801 гг. Издателем был Христофор Клаудий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Разумная, сознательная...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 антитеизм...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 4 боговерчик попист религиозник религионер...

    Словарь синонимов

"НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ" в книгах

Ε. М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ

Нетрадиционные виды транспорта

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Нетрадиционные виды транспорта Нетрадиционные виды транспорта часто привлекают внимание благодаря своему новаторскому имиджу и экзотическим характеристикам. Требуются определенные познания в сфере транспортных систем, чтобы отличить их выигрышные стороны от

Нетрадиционные семьи

Из книги Древняя история секса в мифах и легендах автора Петров Владислав

Нетрадиционные семьи Пришла пора сказать о нетрадиционных половых отношениях - в том числе об однополых супругах. Гетеросексуальность и гомосексуальность в мифах присутствуют примерно в той же пропорции, что и в нашей нынешней реальности. Однако на мифических геев и

Глава 12 Нетрадиционные углеводороды

Из книги автора

Глава 12 Нетрадиционные углеводороды Х. Уильямс был спиритуалистом и ловким дельцом. В 1880-е гг. он приобрел ранчо к югу от Санта-Барбары в штате Калифорния, где стал проводить спиритические сеансы. Свое ранчо он назвал Саммерлендом, что означало «Страна вечного лета».

Глава 12. Нетрадиционные углеводороды

Из книги автора

Глава 12. Нетрадиционные углеводороды 1. Rod Lathim, The Spirit of the Big Yellow House (Santa Barbara: Emily Publications, 1995), pp. 33–47; William Leffler, Richard A. Pattaroizzi, and Gordon Sterling, Deepwater Exploration and Production: A Non-Technical Guide (Tulsa: Pennwell, 2011), ch. 1.2. Peter Jackson, Jonathan Craig, Leta Smith, Samia Razak, and Simon Wardell, “Peak Oil Postponed Again: Liquids Production Capacity to 2030,” IHS CERA,

D. Нетрадиционные обязательства

Из книги Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями автора Баффетт Уоррен

D. Нетрадиционные обязательства Когда не удаётся найти наш любимый объект для инвестиций - хорошо управляемое предприятие по разумной цене и с хорошими экономическими показателями, то обычно деньги вкладываются в краткосрочные денежные инструменты самого высокого

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Из книги Неофициальная жизнь Романовых. Царский декамерон автора Пазин Михаил Сергеевич

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (правительница Анна Леопольдовна)Анна и Юлиана легли в постель в одних ночных рубашках и тесно прижались друг к другу. Скоро они начали горячо целоваться, потом скинули с себя ненужные одежды и принялись ласкаться, дотрагиваясь губами до самых

Новые и нетрадиционные материалы

Из книги Встроенная мебель автора Борисов Кирилл

Новые и нетрадиционные материалы С быстрым развитием промышленных технологий получило новое направление мебельное производство, где начали использоваться нетрадиционные материалы и новые, ранее не применявшиеся. Их преимущество в том, что они недороги и доступны, при

Нетрадиционные средства

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

14. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Из книги Реабилитация после воспалительных заболеваний женских половых органов автора Шевчук Антонина Ивановна Из книги 2008_46(594) автора Газета Дуэль

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ ОТ ЧЕГО ОНИ ПРОИЗОШЛИ И К ЧЕМУ ОНИ ВЕДУТ Регулярно на стенах домов нашего города, как, впрочем, и в других, появляются красочные многоцветной печати листовки и плакаты с изображениями то восточных гуру с печалью в глазах за погрязшее в невежестве и

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста

Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии

Из книги Том 1. Истоки религии автора Мень Александр

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

В период коренной перестройки общества возникают новые сложные задачи. Они связаны как с невозможностью работать устаревшими методами, так и с новыми реальностями, проблемами и процессами, которые проявились в современных условиях.

На сегодняшний день в странах Запада очень распространились так называемые новые культы или религии "Нового века". Эти новообразования в духовной жизни западного общества в 60-е годы возникли и распространились в США, а затем и в Западной Европе. Данная нетрадиционная религиозность небезосновательно может рассматриваться как симптоматическое проявление глубоких кризисных процессов в идеологии и массовом сознании людей, как неожиданные метаморфозы, которые переживает религия в современную эпоху. Определенным образом эти культы можно рассматривать как единую идейно-политическое течение, как продукт современного этапа развития общества, порожденный общими причинами, и поэтому имеют общие характерные черты и особенности.

На пороге третьего тысячелетия новые признаки возрождения религиозной жизни оказались не только в обращении к ортодоксальному вероучения, восстановлении устоявшихся религиозных традиций. Это также поиск новых ценностей, духовных ориентаций с помощью новых религий. Часто среди них оказываются эклектичные синкретические учения, составляют пеструю смесь элементов традиционных религий, а также оккультизма, спиритизма, теософии.

Из истории религий хорошо известно, что многие течения и направления, которые противостоят ортодоксальной церкви, - явление не такое уж редкое. их возникновения - результат глубинных процессов в обществе. Следует подчеркнуть: хотя так называемые новые религии в основном были еретическими, все они были относительно эпизодическим явлением. Возникновение новых религиозных течений, объединений характерно и для современных религий.

Именно к таким течений относятся религии Нового возраста, получили распространение на первых порах в США и странах Западной Европы. На данный момент они имеются и в Украине. Уже прошло то время, когда распространение неокультов вызвало ужас, панику в большинстве общественности. Стало ясно, что нетрадиционные религии входят составной частью в общественно-культурной жизни, а потому нуждаются в глубоком изучении со всех сторон.

Относительно обозначения этого явления, то употребляют много терминов: "неорелигии", "неосекты", "неокульти", "нетрадиционные верования", "псевдорелигии", "неомистицизм", "религии Нового века", "по закону-профессиональной объединения", "квазирелигия» и т. п. Все эти названия выступают как синонимичные. И в литературе по данной тематике мы встречаемся со многими из них. Однако следует отметить такой момент: наши отечественные религиоведы добиваются определенного упорядочения терминологии, отделить определенные оттенки в ЕЕ употреблении. Это только первые шаги, и поэтому они еще не являются общепризнанными. Но оставлять их из-за этого без внимания нецелесообразно.

Так, наши ученые-исследователи предлагают понятием "нетрадиционные религии" обозначать те вероучения, которые не являются установленными для нашей культуры. К ним можно отнести буддизм, ислам и т. Д. Что же касается термина "неокульти" или "новые религиозные верования", то его следует применять к тем явлениям сакрального жизни, которые стали достоянием нашей эпохи как поиск новых духовных ориентиров. Сюда при- числяють неохристианские, неоориенталистские движения, неоязичниц-тво, синтетические неорелигии. Кроме того, отделяют еще такое понятие, как "религии Нового века". Им предлагается обозначать сайентологические движения на новейшие научные достижения. Считается даже, что их лишь условно можно отнести к религиозным течениям.

Вот такие идеи разрабатываются на территории собственного научного религиоведения. Мы не будем углубляться в вышеупомянутые смысловые оттенки, а считать, что любой из указанных ранее сроков обозначает то религиозное явление, течение, направление, движение, объединение сложившихся в середине XX в.

Теперь несколько слов о классификации неокультов. ее используют для удобства, для того, чтобы облегчить ориентацию среди многочисленных существующих направлений. Суть классификации в том, что в основу кладутся определенные базисные представления и в зависимости от следования им выделяют ту или иную группу неорелигий. Согласно данной типологии, на сегодняшний день отделяют семь групп нетрадиционных религиозных верований.

1) Неохристианские движения на общехристианской основе. К ним относятся, во-первых, привнесенные из-за границы разные международные христианские миссии, секты (Международная христианская миссия, Христианская миссия "Эммануил", Армия спасения, Левобережная церковь Христа, Христианская церковь "Калвари Чапел" и др).

Во-вторых, это направление представляют возрожденные христианские объединения украинского происхождения (Союз христианской межконфессиональной согласия "Лога", Собор евангельских церквей).

В-третьих, в эту группу можно присоединить такое пророссийское неохристианских образования, как церковь воскресая Богородицы.

2) Религии ориенталистского направления. Они в основном представлены неоиндуизм (Общество сознания Кришны, Общество Шри Ауробиндо, Общество ведической культуры, Международное общество "Всемирная чистая религия") и течениями буддисте-либо толка (дзен-буддизм, тибетский буддизм, ламаизм).

3) Езотеорични об9еднання (Рериховское общество, Ассоциация "Живой этики", Теософия Братство Грааля.

4) Неоязичництво (Большой огонь, Собор Родной веры, Родная вера, рун Вера, Ладовирство).

5) Синтетические неорелигии (Вера Бахаи, Большое Белое братство, Церковь унификации, Церковь единения).

6) сайентологической движения (Дионетика, АСТ1КА, система Порфирия Иванова, Наука ума, Христианская наука).

7) Сатанизм.

2. Основная причина возникновения неорухив заключается в кризисе традиционной религиозности. В XX веке позиции устоявшихся религиозных течений оказались значительно подорваны в первую очередь научным мировоззрением. Достижения НТРвисунулы массу проблем, прежде всего социальных, перед которыми официальная церковь со своими консервативными представлениями оказалась бессильной. Довольно часто она воспринимается как оплот старого мира.

Во-вторых, свою роль сыграли разочарование многих людей в политических способах решения острых социально-экономических проблем. Часто молодые люди не могут найти свое место в жизни. Отсюда попытки найти новые духовные ориентиры. Ими и становятся неокульти. Они отвергают церковный деспотизм, предлагают своим сторонникам идти богоравному путем самоудоско-шенствование.

В системе Нового возраста охватывается широкий спектр проблем, связанных с телом, умом и душой, включая рост значимости проблем питания, экологии и т. Д. А это является весьма актуальным в наше время.

В новых религиях молодых людей привлекают призывы к самотворчости, спасение душ именно сейчас, а не в потустороннем мире. Кроме того, неокульти имеют в своем распоряжении целый арсенал методов психологического привлечения к своим сект, умение создать эйфорию счастливой жизни.

В-третьих, нельзя не учитывать и такое обстоятельство, как приближение третьего тысячелетия. Известно, что именно на таких вехах истории и происходило оживление мистики.

Нетрадиционные религии имеют и свои особенности. Наиболее существенным для них является то, что они не ограничены рамками одной религии, в определенной степени направлены на межрелигиозный синтез. Эта униатская тенденция общественного развития очень стойка для второй половины XX века. Но если традиционные религии решают проблему религиозного единства путем экуменического взаимопонимания, всячески оберегая свою уникальность и заботясь о сохранении прежнего содержания и форм, то неорелигии опираются на единый мистический опыт в слиянии с Абсолютом. Неорелигии выделяют главное, общее, общее во всех религиях, не останавливаясь на различиях, делают ставку на то единственное, что объединяет всех - признание существования сверхъестественного и связь с ним человека.

Неорелигии в массе своей не интересуют догматические доказательства истинности какой-то религиозной системы. Они признают истинность всех религий, существование и месийну роль всех пророков. Но своего считают наиболее подходящим для данной эпохи. Неорелигии не требуют отказаться или разрушить уже существующие взгляды или системы. Они построены, как правило, не на принципе негативизма, а на принципе дополнительности.

Для неокультов характерно особое отношение к основателю религии. Ему поклоняются, его уважают, считая божьим посланником. Часто создается даже определенный культ учителя (гуру) "который приобретает черты самого божества.

Представление о Боге неперсонифицированные. Он трактуется как Абсолютный разум, как Духовная сущность, как Объективный закон. Компенсировать эту удаленность и Обезличенность Бога призваны посредники - гуру.

Для неорелигий характерен универсализм и синтетизм. Они сочетают в себе элементы не только многих религий, но и используют идеи и концепции теософии, антропософии, современной философии, оккультизма, астрологии. А это значит, что к новым культов входят люди образованные, с высоким интеллектуальным уровнем, которые способны ставить перед собой смысложизненные проблемы и искать на них ответы.

Неорухы является постоянно открытыми для новых идей и учений.

Рассмотрим несколько конкретных направлений среди разнообразных и многочисленных религий Нового века.

Среди нетрадиционных культов на Западе наиболее распространенным и мощным является братство индуистской направленности "Международное общество сознания Кришны", или Движение Харе Кришна.

  • 3. Психология религии о природе религиозного феномена (у. Джеме, 3. Фрейд, к. Г. Юнг)
  • Тема 2. Структура современных религий
  • 1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
  • 2. Религиозный культ: содержание и функции
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
  • Тема 3. Функции и роль религии в обществе
  • 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
  • 2. Религия как фактор социальных изменений
  • 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
  • Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
  • 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  • 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
  • Тема 5. Национальные религии
  • 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
  • 2. Индуизм - ведущая религия Древней Индии
  • 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
  • 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
  • 5. Иудаизм - религия еврейского народа
  • Тема 6. Буддизм
  • 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  • 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
  • Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
  • 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
  • 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
  • 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
  • Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
  • 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
  • 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
  • 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
  • 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
  • Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
  • 1. Особенности вероучения и культа католицизма
  • 2. Организация управления Римско-католической церковью
  • 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
  • Тема 10. Протестантизм
  • 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
  • 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
  • 3. Основные направления протестантизма.
  • Тема 11. Ислам
  • 1. История возникновения ислама
  • 2. Особенности вероучения и культа ислама
  • 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
  • Тема 12. Нетрадиционные религии
  • 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
  • 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
  • 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  • Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
  • 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
  • 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
  • Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
  • 1 История формирования представлений о свободе совести
  • 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
  • Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих - основа формирования светского характера Российского государства
  • 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
  • 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
  • Тема 12. Нетрадиционные религии

    1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

    2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона

    3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны

    1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

    Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающи­мися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновид­ности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла (см. Таблицу 1). По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влия­ния и авторитета традиционных форм религии и появлением значи­тельного числа новых религиозных движений, организаций, куль­тов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

    Следует отметить некоторую расплывчатость данного терми­на, поскольку все эти так называемые «нетрадиционные религии» обладают характерными признаками традиционных религий. Их не­традиционность проявляется не в какой-то специфике, экстрава­гантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новей­шее время и в этом смысле не являются религиозными вероиспове­даниями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре Исследователь этой проблемы Л. Н. Митрохин предложил назвать возникшие в на­шем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические веро­вания», «альтернативные культы», «молодежные религии». Рассмо­трим же их характерные особенности и разновидности.

    Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Мит­рохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

    1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и ре­альности. 2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». 3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следу­ет им сам. 4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. 5. Используется опре­деленная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. 6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «тех­ника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

    Исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их разновидности:

    1. Неохристианские объединения - «Цер­ковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христи­анское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя стату­сом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое от­кровение и высшие нравственные предписания.

    2. Саентологические (от англ. science - наука) или наукообразные направления. Классический представитель - «Церковь саентологии» Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку раз­личные неисследованные явления природы и психики человека.

    3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел - буддийский центр», «Миссия Божественно­го света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими по­тому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуист­ских и буддийских учений.

    4. Сатанинские группы - «церковь Сата­ны» - провозглашают себя сознательными носителями зла и анти­подом христианства.

    Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы не­сколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохрис­тианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия.