Как раскрывается принцип антропоцентризма в христианстве. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм. Христианская регалия и ее воздействие

  • Дата: 07.02.2024

Преследование христиан, рост исламофобии и антисемитизма в Европе, угроза христианского раскола на Украине и глобальная секуляризация мира способствуют "заразе распространения сектантских ценностей".

Таков вывод ежегодного доклада "Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире". Его публикует Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС). В ряду новых тенденций - преследование христиан и рост террористических угроз, которые прикрываются верой и используют высокие технологии.

Больше всего гонений на христиан зафиксировано в Африке и на Ближнем Востоке.

Нигерия, Судан, страны Ближнего Востока и Северная Корея - страны, где наибольший в мире уровень притеснения христиан, - говорит руководитель секретариата Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. - Известны тысячи случаев, когда христиан изгоняют, убивают и дискриминируют. Особенно на Ближнем Востоке, где их было более 20 процентов, а осталось пять.

Другая угроза миру - рост радикализма.

Едва мы смогли в общественном сознании отделить ислам от терроризма, - говорит председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов, - как радикализм сменил подходы - он молодеет. Его средний возраст уже не 27 лет, а 21 год, а нижний порог, увы, 13-14 лет. Меняются формы вербовки умов. Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети.

Как утверждают авторы доклада, через детей в сознании обывателей экстремисты опять пытаются "освежить" свой 25-й кадр - "раз мусульманин, значит, джихадист". Ситуацию усугубляют два события: отторжение мусульман в ЕС и духовная пустота мусульманских сообществ, а на Украине - угроза христианского раскола. В первом случае у мусульман-мигрантов появляется желание приобщиться к идее "попадания в рай через терроризм и самоубийство". Во втором случае, очертания церковного раскола на Украине угрожают еще и гражданским расколом, который особенно опасен с учетом вооруженного конфликта в Донбассе.

Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети-школьники

Мы, мусульмане, тоже 25 лет назад прошли через раскол, - говорит Альбир Крганов. - Раскол, конечно же, вызов, который мы должны преодолеть, а православных христиан призываем его не допускать.

Преодолеть не только раскол, но и наступление радикалов и экстремистов на свободу совести и вероисповедания, по словам председателя РАРС Александра Кудрявцева, две текущие задачи и вызов эпохи. Кудрявцев заметил, что "главным должно стать противодействие агрессивным наступлениям на институты семьи, нравственности, на христианские, мусульманские и иные религиозные ценности". Только так, считают авторы доклада, можно остановить вирус радикализма.

Литература:

· Бытие. 1-4;

· Исход. 2-17;

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. – М., 2001. Гл.2.2.

Западноевропейская философия в вере. Соотношение веры и разума в познании истины.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. 4. Христианство и общество.

· Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. С.94 – 101.

· Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Реализм как схоластический метод познания. А. Кентерберийский

Схоластической философии.

Литература:

· Евангелие от Иоанна. 1.14, 8.31-32;

· Жильсон Э. Указ. соч. Введение.

· Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. – М., 1976. С.106-164. (понятие схоластики).

· Ансельм Кентерберийский ОБ ИСТИНЕ lib.rus.ec›b/2045

Схоластический номинализм философии Средних веков. П. Абеляр.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл. пятая. 2. Петр Абеляр и его противники.

Схоластическая метафизика Ф. Аквинского.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл.8. 5. От Фомы Аквинского до Эгидия Римского.

· Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Секуляризация естественного разума в терминизме В. Оккам: экономия мышления и «бритва Оккама».

Теория суппозиции В. Оккама. Роль опытного знания в логике естественного разума В. Оккама.

Литература к вопросам 23-24:

· Уильям Оккам. Отрывки http://lib.ru/INOOLD/OKKAM/okkam.txt

· Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Тема 4

Философия познания Возрождения и Нового Времени. Формирование научного метода.

4.25. Фактическое открытие природы в эпистемологии Возрождения.

Литература:

· Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М., 1989.

· Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4. - Разд. II.

· Февр Л. Научный прорыв Возрождения // Бои за историю. М., 1991.

Гуманистический антропоцентризм Возрождения и универсализм человека-субъекта познания и практической деятельности. Джованни Пико делла Мирандола.

Литература:

· Джованни Пико делла Мирандола РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА //

http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/renessans/biblioteka/15vek/mirandolla/mirandolla.htm

Электронный ресурс http://www.italyart.ru/

Человек и бесконечная Вселенная Возрождения. Новая метафизика субъекта познания.

Литература:

· Борхес Х.Л. Сфера Паскаля //Проза разных лет: Сборник. – М., 1989.

· Гвардини Р. Конец нового времени //Вопросы философии. 1990. №4.

· Паскаль Б. Мысли. 67,72, 82, 144,146,206, 233, 294, 348,397, 409, 505.

Примечание: Ответ на данный вопрос предполагает знание мировоззренческого и методологического значения естественнонаучных открытий в области астрономии и механики Н. Коперника, Т. Браге, И. Кеплера. Г. Галилея, И. Ньютона. См., например: Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1988.

Действенная наука Ф. Бэкона. Идолы разума и методология их преодоления в философии опыта.

Индуктивный метод Ф. Бэкона. Познавательная ассиметричность подтверждающих и опровергающих фактов в элиминативной индукции Ф. Бэкона.

Литература к вопросам 28-29:

· Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч. В 2-х т. Т.1. – М., 1971;

· Бэкон Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) //Соч.в 2-х т. Т.2;

Эмпирическая философия Дж. Локка и ее основное противоречие.

Литература:

· Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3-х т. Т. 1. Кн. 2, кн. 3;

Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.

Литература:

· Беркли Дж. О принципах человеческого знания // Сочинения. – М., 1978;

· Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом, в опровержение скептиков и атеистов //Там же;

· Рассел Б. История западной философии.

Феофилакт Болгарский писал по поводу евангельской притчи о сотне овец (Лк. 15, 4-7): "Притча, очевидно, под девяносто девятью овцами разумеет праведников, а под одною овцою – падшего грешника. Некоторые же под сотнею овец разумеют все разумные твари, а под одною овцою – человека разумной природы, которую, когда она заблудилась, взыскал добрый пастырь..." (Феофилакт Болгарский. 1911, с.401). Более того, по Мефодию Патарскому значение человека еще более велико: "горы означают небеса, а девяносто девять овец – силы и начала и власти (небесные существа – З. Ю.), которые оставив, начальник и пастырь сошел отыскать погибшую овцу" (Мефодий Патарский. 1996, с.49). Человек особенно дорог Богу, для его спасения Бог пожертвовал своего Сына.

Но человек, к сожалению, далеко не всегда отвечает Богу взаимностью. Нередко человек забывает своего Творца и ставит самого себя во главу угла. Этот антропоцентризм (центральность человека) был основной чертой европейского гуманизма, он противостоял теоцентризму , центральности Бога, средневекового религиозного мировоззрения (Петр (Пиголь). 1999, с.15).

Антропоцентризм есть стремление ставить человека в центр мироздания, узурпируя тем самым почитание, подобающее только Богу, создавая культ почитания человека. Он очень опасен, ибо по существу отрицает богоподобие человека. Именно на горделивое обожествление человека нацелены такие ходячие лозунги, как "человек есть мера всех вещей", "все для человека", "человек – это звучит гордо" и т. п. Совершенно ясно, что при таком возвеличении человека в том состоянии, в каком он находится, т. е. с его подверженностью греху, с его слабостями и недостатками, не может быть и речи о каком-либо совершенствовании человека, и заповедь Спасителя: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48) – теряет всякий смысл. В христианском понимании человек велик не сам по себе, а как венец творения, как поставленный Богом, сотворенный по Его образу и подобию (Михаил (Мудьюгин). 1995, с.90).

Открытый отрыв от Бога западная цивилизация провозгласила в XIV веке, когда в эпоху Ренессанса был вновь выдвинут античный (в своей сущности языческий) девиз: человек есть мера вещей. Христианство как религия Богочеловеческая также направлена на человека, антропологична , но делает это совершенно по-другому. Лишь христианство дает истинно верное содержание подлинной гуманности. Бог для того стал Человеком, чтобы человек мог приблизиться к Нему, стать богом по благодати (Петр (Пиголь). 1999, с.169).

В современном европейско-американском антропоцентризме свобода превращается в произвол, а личность – в личину, набор масок, социальных ролей и т. п. И такой греховный человек превращается в объект особого пиетета и, едва ли, не поклонения. Поклонение же человеку (антрополатрия) ничем не лучше любого другого идольского поклонения, когда поклоняются чему бы то ни было, только – не Богу. В конце средних веков "антрополатрия пересилила любовь к Богу и веру в святость Церкви..." (Леонтьев. 1996, с.332). Но идолы погибают и разрушаются по Божьей воле, и если сам человек станет таким идолом, то и его ждет аналогичная судьба.

ЛИТЕРАТУРА

Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.

Мефодий еп. Патарский. Полное собрание творений. М.: Паломник, 1996 (репр. переизд.: 2-е изд.: СПб., 1905; вместе с творениями Григория Чудотворца).

Михаил (Мудьюгин) архиеп. Введение в основное богословие. М.: Общедоступный Православный университет, 1995.

Петр (Пиголь) игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.

/Феофилакт Болгарский/. Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского, на Святое Евангелие. СПб.: Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1911 (переизд.: М.: СКИТ, 1993).

Антропоцентризм - это особое учение, основной сутью выступает человек, который стал центром всей Вселенной. В тоже время человечество играет роль и микрокосмоса, меняет все через призму взглядов. Антропоцентризм в философии можно найти уже с античных времен, когда философ распространял учение, позднее философы в будущем поддержали термин антропоцентризма.

Антропоцентризм - это представление того, что на человеке сосредотачиваются все события, которые происходят в мире. В 21 веке слово “антропоцентризм” можно встретить в нескольких значениях.

  1. Экологическое понятие. Человек - царь природы, и вправе требовать от неё необходимых благ.
  2. Лингвистическое понятие. Равное положение ценностей.
  3. Философское понятие. Роль высшей цели всего мира за населением.

Различия с гуманизмом

В середине 14 века в странах Европы появился гуманизм как новое философское учение. В те времена Европа находилась под суровым управлением церкви, и любая свободная идея немедленно подавлялась.

Гуманизм в Средневековье был совокупностью учений, которые представляли человека как существо, способное мыслить, сопротивляться и действовать самостоятельно. Именно благодаря гуманизму были объявлены другие принципы формирования личности и решены основные проблемы касающиеся взаимодействия с растениями, животными и всем живым.

Новое философское учение указывало на античное искусство, литературу и культуру как на духовную сущность. В то время культура и наука считались собственностью церкви, которая с большой неохотой делилась ими, н с помощью гуманизма эпохи Возрождения удалось приоткрыть эту завесу. В Италии, а следом и во всех странах Европы стали появляться университеты, в которых изучали как теософские науки, так и светские предметы: анатомия, математика, гуманитарные науки и музыка.

Гуманизм Возрождения учил добродетельности, черте, которая присуща каждому и учил развивать её в себе с помощью наставников или самостоятельно.

Часто, по ошибке, выдвигают понятие антропологический гуманизм, но это совершенно разные вещи.

Гуманизм включает в себя теории о представлении человека, умеющего мыслить и совершать самостоятельные поступки, гармонирую отношения между собой и миром.

Антропология в философии представляется в виде учения, которое говорит о человеке, как о цели всех событий.

В основном антропоцентризм отличен от гуманизма по той причине, что это учение говорит о служении всего мира человеку. Антропоцентризмом является потребитель, который уничтожает все живое, полагая, что имеет на это разрешение и весь мир обязан служить лишь ему. Гуманистический приверженец старается не навредить другим, отличается милосердием и стремлением помочь или защитить.

Основные принципы направления

Главные черты учения составляются из принципов антропоцентризма.

  1. Человек - главная фигура всего мира, все остальное в мире оценивается по тому, сколько пользы принесет ему.
  2. Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным.
  3. Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестнице. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
  4. Связь с людьми заключается в том, чтобы они могли распоряжаться её благами.
  5. Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.

Натуроцентризм и его противостояние

Натуроцентризм – это учение, в котором можно найти даостско-буддистские идеи о том, что нужно прийти к взаимопроникаю с окружающим миром. Это направление указывает на то, что человечество не должно занимать монархическую позицию над всем живым. В соответствии с учением необходимо стать наравне со всем миром. Именно поэтому нельзя вмешиваться в природные события.

Значение антропоцентрических понятий противостоит натуроцентризму, но у них есть одна общая черта: природа выступает в роли отдельной фигуры.

  1. Антропоцентризм указывает на права распоряжаться богатствами мира в соответствии с желаниями.
  2. Натурфилософским выступает учение, отличающееся концепцией, которая близка к буддизму, а его основную суть озвучил Франциск Ассизский. Он говорил о том, что с помощью веры в доброе смирение дает возможность развитию демократической позиции касательно отношения к природе. Никто не обладают правом вмешиваться в развитие живых процессов, и могут только лишь приумножать и помогать ей.

Христианская регалия и ее воздействие

Антропоцентризм в христианской религии придерживается тех же идей, только несколько измененных, учитывая мораль христианства. К основным принципам данного течения относится следующее:

  1. Бог выступает в роли олицетворения всей природы, поскольку создал весь мир.
  2. Поскольку лишь человек был создан по образу бога, то возвышается над всем, что было сотворено создателем мира.
  3. Население Земли получило возможность управления от бога.
  4. Все живые объекты не имеют вид подобно богу, они несовершенны, а человек в праве делать с ними все, что считает нужным.

Христианская религия видит человеческую волю, как особое блаженство, которое стремится подарить красоту и любовь.

Взаимодействие с природой

В 21 веке антропогенез потерпел изменения, после этого его идеи представляются в виде принципов гармонии природы и человека. Согласно этому необходимо:

  • изучать природу, а не покорять;
  • сохранить для будущего поколения;
  • бережно относиться к природным ресурсам;
  • наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий.

В период Ренессанса население планеты пришло к необходимости гармоничных отношений с природой. В учениях мыслители указывали, что человек неразрывно связан с окружением, оно рассматривается живой и одухотворенной фигурой. Мир рассматривался не просто как творение бога, мир - это нечто, отличающееся креативностью, самодостаточностью.

В эпоху Возрождения произошла смена отношения ко всему живому. Открыв великолепие и красоту Земли, все увидели его источником радости и наслаждения. Природу антропоцентризм рисует как место, в котором душа сможет спрятаться от людской цивилизации. Философ Жак-Жак Руссо указывал на то, что переход от природного начала к социальному является причиной всех бед человечества. В данную эпоху антропоцентризм называют важной частью всего сущего. В учениях мыслители указывали, что, стремясь к разумности действий, удастся познать смысл своей жизни.

Мировая гармония

Философствование в эпоху Возрождения указывало на то, что природа способна сама создавать формы вещей. Гармония- идеальная форма, которая представляет сущность красоты. Мыслители представляли мир, наполненным гармонией, которую находили везде: в смене дня и ночи, смены красок полей и лесов, разных видах птиц и животных. Но если все живое, что наполняет планету считают гармоничным, то население выступает важной частью, такой же гармоничной фигурой. При этом имеется в виду не только гармония между телом и душой, но и гармония человеческой души, которая подчиняется земным законам.

Космологический антропный принцип, постулируемый учеными XX века, пытается метафизически обосновать закономерности эволюции Вселенной, приводящие к появлению человека разумного ("наблюдателя"). Однако впервые концепцию астрономического антропоцентризма в XIX веке сформулировал американский биолог А. Р. Уоллес (один из авторов теории биологической эволюции) и придал ей религиозное истолкование(11). Но уже в Библии предлагается антропология, в которой человек занимает центральное место в Божием творении Вселенной(12). В 1-й главе Книги Бытия создание человека дается как завершение творения Вселенной: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:26-27). В ней показано, что человек сотворен после того, как возникли все необходимые элементы и среда обитания. А при изучении эволюции материи Вселенной прослеживается схематическая эволюционная цепочка: элементарные частицы и излучение - протоны и нейтроны - ядра водорода и гелия, электроны - атомы водорода и гелия - атомы химических элементов - молекулы - растения - животные – человек(3). Человек, как и в Библии, здесь оказывается высшей ступенью космической эволюции и, согласно антропному принципу, является тем "наблюдателем", который призван познавать Вселенную. В библейских же текстах подчеркивается творение одухотворенного человека: И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2:7). При этом человек считается не только венцом творения, но и владыкой Вселенной, то есть Вселенная сотворена для человека. Об этом говорит и псалмопевец: Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... (Пс. 8:4-7). Кроме того, человек сотворен не только как конечное и совершенное существо в цепи творений, но и как образ Божий, призванный стремиться к Божию подобию. Вот как пишет об этом святитель Григорий Богослов: "Божественный Логос воспринял частицу вновь сотворенной земли, вылепил Своими бессмертными руками наше тело и сообщил ему жизнь: ибо дух, который Он вдохнул в него, есть поток невидимой Божественности. Так, из грязи и духа, был сотворен человек - образ Бессмертного... " (Догматические поэмы, 8)(13). Творение человека по образу Божию означает получение им уникальных способностей, отражающих Божественные свойства. Так как Творец есть Личность, Премудрость и Любовь, то эти качества отражены в человеке как стремление к свободе и знанию, как способность к творчеству и любви. "Сотворенность по образу Божию означает, что царственность присуща человеку с момента творения.... Божественность есть премудрость и логос: ты видишь в себе разум и мысль, что являются образом перворазума и первомысли... " (Святитель Григорий Нисский. Об устроении человека)(13). Таким образом, человек оказывается и продуктом эволюции Вселенной, и сыном Божиим. Он как бы "граница" между Творцом и материей. "Человек сотворен животным, чтобы стать богом ", - говорит святитель Василий Великий(12). А Г. Р. Державин поэтически отразил эту двойственность человека в оде "Бог":

Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенный Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог!

Это поэтическое описание человека вполне соответствует образу "наблюдателя", ради которого возникла и эволюционирует Вселенная, согласно антропному космологическому принципу. Из божественных способностей человека, вложенных в него Творцом, следуют и обязанности: "Сотворивший человека для того, чтобы он участвовал в Его полноте, так распорядился его природой, чтобы она содержала в себе начаток всякого блага и чтобы каждая из ее способностей пробуждала в человеке желание соответствующего Божественного качества " (Святитель Григорий Нисский, Большое огласительное слово, 5)(13). Одной из божественных способностей человека является его стремление к познанию своего Творца как Творца Вселенной и как Отца Небесного, к подобию Которому он призван стремиться. Христос призывает: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). И первая возможность познания Творца заложена в изучении Его творений - природы: "...Мы можем познать Его, во-первых, созерцая благоустроение сотворенной Им Вселенной, которая в некотором роде является отражением и подобием Его Божественных прообразов... " (Священномученик Дионисий Ареопагит, "О божественных именах")(14). Бог - Творец открывается человеку при изучении природы в ее закономерностях: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы... (Рим. 1:20). Таким образом, природа - "естественное Откровение" Творца, которое познается и исследуется рациональными научными методами. Здесь человек выступает как "наблюдатель" в терминологии антропного принципа(6,7). Вторая возможность - "сверхъестественное Откровение" Творца, которое дается через Предание и Писание. К последней принадлежат творения святых отцов и Библия. "Естественное Откровение" свидетельствует, что материальная Вселенная подчиняется определенным физическим законам, которые не являются самовыражением материи, а формируются Словом Божиим. Очевидно, творению материи предшествует Божественный замысел, устанавливающий идеальные законы природы и обеспечивающий гармонию и красоту мироздания. Поэтому можно сказать, что природа является материальным воплощением мысли Творца(8). Отсюда следует, что Вселенная и все, что ее наполняет, существует потому, что есть законы классической и квантовой механик, термодинамики, ядерной и молекулярной физики и других разделов науки. При этом Творец создает Вселенную "из ничего": 1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2. Оно было в начале у Бога. 3. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:1-3). Одним из величайших чудес Божественного естественного откровения вместе с Боговоплощением считается творение "из ничего"(9).

Человек, несмотря на многие Божественные способности, не создает законов природы и поэтому не способен творить "из ничего". Он только открывает их, исследуя природу, и его творчество в основном связано с познанием материи и с переделкой ее форм. Ученый с религиозным мировоззрением считает законы природы крупицей божественного Разума, а саму природу - "естественным откровением" Творца. Такой ученый выступает и как "наблюдатель", согласно антропному принципу, и как "богослов" природы. Изучение "естественного откровения" и сопоставление его с Откровением сверхъестественным позволяют такому ученому построить христианскую метафизику, в которой центральное место отведено Богу - Творцу.