Как фотографировать падающий снег. Фотографируем снежинки: как сделать превосходные снимки Из жизни снежинок

  • Дата: 18.10.2023

Чтобы зимние кадры не получались слишком темными или пересвеченными, а снег на них – синим или серым, вам нужно знать несколько хитростей, которые позволят создавать красивые зимние фотографии и в мороз, и в снегопад.

Три условия успешной зимней съемки

В то время, как у нас зима превращается в девять месяцев межсезонья, фотографу еще нужно умудриться словить редкие кадры белоснежного снега, по которому еще никто не потоптался и не посыпал песочком. Поэтому первое условие удачных снежных кадров – встать пораньше и сфотографировать заснеженный город, поле или лес на восходе солнца. Хорошо, что оно зимой встает не так уж и рано:)

Второе условие удачного снежного снимка – одеться потеплее, не забыть про шапку, шарфик и, главное, перчатки! Ведь если вы отморозите себе руки, сделав буквально 2-3 кадра, то вряд ли из них получится что-то стоящее, да и рук жалко.

Ну и третье условие – взять с собой камеру с блендой на объективе, а также с непромокаемым чехлом или полиэтиленовым пакетом вместо него, чтобы защитить оптику от снегопада; кинуть в карман запасную батарею, потому что на морозе очень быстро снижается ее заряд; а после съемки положить фотоаппарат в сумку или кофр и не доставать его еще несколько часов после возвращения домой, чтобы избежать появления конденсата при контрасте температур.

Когда вы позаботились о том, чтобы не было холодно ни вам, ни фотоаппарату, ни модели (при ее наличии), то пора задуматься о том, как получить красивые зимние кадры.

50 оттенков белого

Многие начинающие фотографы задаются вопросом: почему на фотографиях снег зачастую получается то серым, то синим, но в любом случае далеким от естественной белизны. Дело в том, что автоматический замер экспозиции любого фотоаппарата не справляется с таким количеством яркого белого цвета. Но добиться красивой снежной картинки все-таки возможно, если знать некоторые нюансы измерения экспозиции.

Автоматика фотоаппарата настроена на яркость 18-процентного серого цвета, который получается при смешивании белой и серой краски в соотношении 82/18 соответственно. Для большинства сюжетов нашей жизни эти настройки работают отлично, но если в кадре слишком много белого или черного, автоматическая экспозиция будет неправильной.

Конечно, можно выбрать режим с предустановленными настройками под названием «Снег / пляж», который корректирует экспозицию и баланс белого для светлого фона немного лучше, чем авторежим. Но управлять своим фотоаппаратом все-таки стоит самостоятельно, в ручном режиме настраивая баланс белого и экспокоррекцию для различных условий освещения.

Съемка зимнего сюжета в пасмурную погоду

В пасмурную погоду, когда небо затянуто облаками, баланс белого очень легко настроить – просто выберите соответствующую установку баланса белого («Облачно»), которая есть практически во всех камерах. Чтобы не получить серую картинку, увеличьте экспозицию в плюс: от +0,7 до +1,5. После тестового кадра проверьте гистограмму яркости – если все хорошо, то гистограмма сместится вправо, но если на гистограмме есть срез в правой части, это свидетельствует о передержке кадра. В этом случае откорректируйте настройки и переснимите кадр еще раз.

Съемка зимнего сюжета в солнечную погоду

В солнечную погоду отраженный от снега свет становится дополнительным источником освещения, который окрашивает ваш снимок в цвет неба – в результате снег на фотографии будет голубоватым. В данном случае вам понадобится выставить баланс белого вручную. В качестве ориентира вы можете использовать ровный участок чистого снега, на находящегося в тени. Попробуйте точечный замер экспозиции на заснеженном участке, равномерно освещенном солнцем, и зафиксируйте ее. При ручной настройке баланса белого и положительной экспокоррекции снег у вас получится белым. Если сомневаетесь, что выставили все настройки правильно, лучше снимайте в RAW, чтобы отредактировать снимок при постобработке без потерь качества.

Съемка зимнего сюжета в снегопад

Существуют три основных способа съемки летящего снега:

    На короткой выдержке, чтобы заморозить снежинки в полете;

    На длинной выдержке, чтобы отобразить динамику снегопада;

    Со вспышкой на выдержке любой протяженности.

В зависимости от длины выдержки при съемке снега может получится совершенно разный эффект:


Фото: tabletopstudio.co.uk

1. Первый способ съемки на короткой выдержке идеально подходит для безветренной погоды, когда снежинки плавно укрывают землю снежным покровом. Подойдет выдержка от 1/500 до 1/800, чтобы заморозить снежинки в кадре, однако придется поднять значение ISO до 640, чтобы кадр не выглядел темновато.

2. При более длинной выдержке снежинки отобразятся в виде белых линий, которые хорошо будут заметны на темном фоне, а со светлым небом просто сольются. При свете огней на длинной выдержке снег будет красиво подсвечен контровым светом звездочек фонарей. Такой способ съемки поможет отразить в кадре динамику снегопада.

Фото: tabletopstudio.co.uk

3. При съемке со вспышкой камера зафиксирует снежинки, пролетающие непосредственно перед объективом в виде красивого боке – волшебных кружочков на переднем плане. Для такой съемки камеру переводим в режим приоритета диафрагмы, выставляем компенсацию экспозиции вспышкой на значении от +2/3 до +3, ISO 100 и желательно устанавливаем камеру на штатив, потому что в снегопад освещенность обычно недостаточная даже днем, следовательно выдержка может быть довольно длинной.


Фото: Константин Воронов

Чтобы на переднем плане не получались ярко-белые пятна вместо нежных кружочков, необходимо выставить значение экспокоррекции вспышки -3EV. Вспышка должна лишь слегка подсвечивать кадр, ни в коем случае не выступая в качестве основного источника освещения. Степень боке регулируется при помощи диафрагмы: при более открытой диафрагме кружочки будут большими, при менее открытой – меньшими.

Фото: Екатерина Калинина

В зависимости от мощности вспышки и заданного значения компенсации экспозиции снег может выглядеть в виде коротких белых полосок (более низкая мощность, дробное значение компенсации экспозиции) или в виде круглых крупных шариков (высокая мощность, компенсация экспозиции от +2).

Съемка зимнего сюжета ночью

В темное время суток снимать зимние сюжеты еще более интересно, чем днем. Главное – найти место, достаточно освещенное ночными огнями города, фарами машины, светом от окна или витрины. Подобный источник света обеспечит контровую подсветку, создаст золотой ореол снежинок, отделит их от фона и добавит теплый оттенок в фотографию.


Фото: Екатерина Калинина

Контраст цветовой температуры холодной зимней картинки и теплого света огней можно подчеркнуть, совместив два кадра: на одном температура выставляется автоматически по источнику света, на другом вручную – на режим «вспышка» или опытным путем подобрать оптимальное число цветовой температуры.

10 идей для съемки снега

И напоследок вот вам несколько простых, но интересных идей для снежных фотографий:

1. Макросъемка снежинки:

Фото: Alexey Kljatov

2. Цветовой контраст:

3. Рисунки на снегу:

Фото: classygirlswearpearls.com

4. Дети и санки:

5. Снежные брызги:

6. Сказочные образы:

7. Рисование ангелов на снегу:

8. Cнежные портреты животных:

9. Заснеженные фрагменты:

10. Зимний пейзаж на восходе или на закате:

Больше зимних идей ищите на нашей доске в Pinterest .

Вдохновения вам и нежно-снежных снимков!

P.S. Для иллюстраций в материале использованы фото профессиональных фотографов, в том числе нашего преподавателя пейзажной и интерьерной фотографии .

6380

Полина Масленкова

Как понять, какой формат обучения подойдет начинающему фотографу, а какой ориентирован на повышение уровня профессионалов? В чем отличия воркшопов от мастер-классов, семинаров от вебинаров, онлайн и офлайн курсов, мы разобрали в этой статье.

рубрика: Выбор Обучение Фотошкола 10.10.2017

Полина Масленкова

Для всех тех, кто к выбору фотошколы подходит предельно ответственно, мы составили подробное руководство: на что стоит обратить внимание при выборе фотошколы?

рубрика: Выбор Инструкция Обучение Фотошкола 11.10.2017 Полина Масленкова

Что такое бленда и почему именно так называется наша фотошкола?

У нас часто спрашивают: что такое BLENDA? Почему так называется наша фотошкола? Почему не ОБЪЕКТИВ, не КАДР, не ФОКУС-ПОКУС, а именно БЛЕНДА? Спрашивали – отвечаем!

рубрика: Выбор Обучение Фототехника 24.11.2017

Съемка падающего снега

Что точно стоит сфотографировать — так это красивый снегопад. Чтобы получить хороший кадр, потребуется не так уж и много:

  • Телеобъектив с фокусным расстоянием 70 мм и выше. А еще лучше — от 135 мм.
  • Выставить диафрагму в пределах f/4.5-6.3 и выдержку на 1/400 секунды или быстрее. При этих настройках получится достичь такой резкости, когда снежинки будут находиться прямо перед объективом и позади точки фокусировки. Тогда в кадре они получатся очень большими и будут выглядеть волшебно.
  • С широко открытой диафрагмой можно снять кутерьму снежинок в фокусе и вне фокуса.
  • Встроенная вспышка сделает снежинки большими размытыми кляксами. Если изображение выходит бесцветным, проэкспониуйтесь по более темному фону, чем есть на самом деле.

Организационные моменты

Сначала думайте, потом идите

Осторожно — не повредите сцену съемки своими собственными следами на снегу. Перед тем как бродить в поисках нужного кадра, подумайте, не захотите ли вы потом сфотографировать то самое место, где только что прошли.

Лучшее время для съемки

Если хочется добавить в кадр интересное освещение и тени — снимайте на восходе или закате. Сейчас «поймать» их намного реальнее, чем летом. В июне фотограф должен быть на месте в полной готовности в 4 утра. А с ноября по февраль в средней полосе солнце поднимается над горизонтом только в 7-8 утра . Да и с закатами попроще — можно поснимать прямо по дороге с работы.

Также советуем снять ночной снежный пейзаж, чтобы потренироваться передавать настроение в кадре. Снег, выглядящий днем веселым и нарядным, может быть таинственным или драматическим. Чтобы снег выделялся в темноте, на него должен падать свет. Одной только луны совсем недостаточно. Ночью лучше всего фотографировать снег при одиноко стоящих фонарях. Или в свете ЖД фонарей на станциях.
Сделайте серию снимков одного и того же места при разном освещении, чтобы поймать, как меняется настроение.

Настройки камеры

Компенсируйте экспозицию

При съемке в солнечный день хочется захватить в кадр побольше сияющего чистого снега. Чтобы он получился в кадре действительно белым, установите компенсацию экспозиции на отрицательные значения. Так как помимо солнца в камеру попадает свет, отраженный от снега, то при экспозиции «++» вы получите пересвет.

Используйте брекетинг

Чтобы уж точно не промахнуться с экспозицией, используйте функцию брекетинга. Камера автоматически снимет каждый кадр минимум в трех вариантах экспозиции — будет из чего выбрать.

Самые удачные кадры, снятые с разной экспозицией, можно будет собрать в графическом редакторе в HDR.


Настройте баланс белого

Чтобы убрать синеву, которую может давать снег в тени, выберите в настройках баланса белого параметр «вспышка» — и температура цвета в кадре поднимется до 5500 кельвинов. А если вы снимаете на восходе и хотите получить красивые золотистые тона — поставьте все 9000 кельвинов.

И мы уже даже не говорим о том, что нужно снимать в RAW. Уверены, у вас просто не поднимается рука фотографировать в JPEG.

Дополнительное оборудование

Вспышка

Если вы снимаете людей в солнечный день, яркий снег может «забивать» все более темные объекты, добавив им глубокие тени. Что с этим делать? Вариант первый — дождаться пасмурного дня, когда снег не так ослепительно сияет. Второй вариант — использовать внешнюю вспышку, чтобы подсветить моделей, не пересвечивая их лиц.

Я очень люблю снегопад. Снежинки, кружащиеся в воздухе, создают неповторимое настроение праздника, уюта. Воздух становится объемным и осязаемым. Когда идет снег, приятно тихонько посидеть у окна, укутавшись в мягкий плед с чашкой горячего глинтвейна. Здорово выйти на улицу и половить снежинки на пушистый воротник и рукавички. Но сегодня я хочу рассказать о том, как в снегопад можно еще и отлично поснимать, не навредив при этом ни аппаратуре, ни тонкому вкусу будущих ценителей вашего творчества.
1.

Существуют два основных способа съемки летящего снега: на короткой выдержке, чтобы заморозить или минимально размазать снежинки в полете, и со вспышкой на выдержке любой протяженности.
Рассмотрим вначале первый способ:
Снег обычно летит довольно быстро, особенно в ветреный день, поэтому этот способ лучше всего использовать, когда снежинки крупные и падают достаточно медленно - как бы парят в воздухе. Желательно абсолютно спокойная погода. В таких условиях выдержка может варьироваться от 1/500 до 1/800. Если есть ветер или снежинки мельче и сыплются быстро подойдет выдержка от 1/1000 и короче. При более длинных выдержках матрица не успевает зафиксировть снег в кадре - фотография выглядит как в обычный пасмурный день. При выдержке 1/400-1/500 снег может получится в кадре в виде белых линий, это может придать динамику снимку, но при этом снег выглядит не очень естественно. Лучше всего снежинки при этом типе съемки видны на темном фоне (как вы видите на фото), со светлым небом они сливаются. Следует также помнить, что при таких коротких выдержках в пасмурный день сцена может выглядеть недоэкспонированной, поэтому следут повышать значение ISO, около 640 обычно бывает достаточно.
2.


3.

Второй способ:
Съемка со вспышкой. При съемке со вспышкой можно снимать даже очень быстро летящий снег, при этом камера фиксирует снежинки, пролетающие в непосредственной близости от объектива, поэтому они выглядят крупнее. Также в данном случае фон не имеет значения - снежинки прорисуются даже на фоне облачного неба. Для такой съемки камеру переводим в режим приоритета диафрагмы, выставляем компенсацию экспозиции вспышкой на значении от +2/3 до +3 и желательно устанавливаем камеру на штатив, потому, что в снегопад освещенность обычно недостаточная даже днем, следовательно выдержка может быть довольно длинной. Значение ISO 100.
4.


В зависимости от мощности вспышки и заданного значения компенсации экспозиции снег может выглядеть в виде круглых крупных шариков (высокая мощность, компенсация экспозиции от +2), иногда в виде коротких белых полосок (более низкая мощность, дробное значение компенсации экспозиции). Сравните варианты на фото 5.
5.

Во время снегопада в подавляющем большинстве случаев солнце спрятано за тучами, и картинка часто выглядит по цвету монотонной. Бывает неплохо захватить в кадр какой-либо объект теплого оттенка (оранжевый домик на фото 6).
6.

Однако, по-моему не менее эффектно выглядят снимки в снегопад переведенные в чб с холодным тонированием. Голубые и синие тона добавят атмосферности зимней сцене.
7.


8.


Хорошим решением будет также найти фонарь или другой источник искусственного света (освещенное окно, витрину, фары машины). В таком случае диафрагму стоит максимально зажать, чтобы получить симпатичные острые лучики-звездочки от источника света.
Во-первых, такой источник подсветит снежинки и отделит их от фона и друг от друга - контровой свет (источник света позади объекта съемки) может создать удачный золотистый ореол вокруг каждой снежинки; во-вторых такой свет добавит интересный теплый акцент в, как правило, полностью холодную (сине-голубовато-серую) тональность сцены. Контраст между цветовой температурой источника света и окружающей зимней картинкой бывает удачно подчеркнуть, используя совмещение двух кадров с разной цветовой температурой: на одном температура выставляется автоматически по источнику света, на другом вручную - на режим "вспышка" или опытным путем подобрать оптимальное на ваш вкус число цветовой температуры (выше 4000 К). На первом фото внизу (№8) вы видите сцену в исходной тональности. Вторая фотография (№9) представляет собой уже составленное из двух кадров изображение.
9.


10.

Последнее о чем хочется рассказать, как уберечь камеру в снегопад .
Во-первых, если снег сухой, на улице сильный мороз и снежинки не очень крупные, достаточно просто сразу прятать камеру в сумку после съемки и отряхивать ее кисточкой от снежинок.
Если снег мокрый и крупный, необходимо спрятать аппарат в кулек или защитный кофр, оставляя объектив открытым. Я иногда использую обычный зонтик - камера установлена на штатив, а зонтик я просто держу над ней.
Удачных и волшебных вам зимних снимков, и не стоит сидеть дома, только потому, что на улице идет снег!

Делает потрясающие снимки снежинок. Благодаря ему мы можем детально рассмотреть, какие они на самом деле красивые. И все разные.

Съемка снежинок

С местом для съемки мне повезло - это домашний незастекленный балкон на последнем этаже, больше половины - под открытым небом. Снимаю иногда под углом на шерстяной ткани в естественном свете, но чаще - на стекле, просвечивая светодиодным фонариком с обратной стороны.

На пол балкона ставлю перевернутую табуретку ножками вверх, на ножки кладу по кусочку поролона (против скольжения), на них - лист стекла от книжной полки. В прошлом году снимал Powershot"ом в стандартном макро-режиме. Для этого из маленькой бутылки от газировки вырезал среднюю часть в виде трубки высотой 5.5см. Высоту подобрал таким образом, чтобы объектив фотоаппарата, просунутый в трубку, не доставал до дна 1 сантиметр (это минимальное расстояние фокусировки A650 в режиме макро). Над выбранной снежинкой ставлю этот цилиндр с фотоаппаратом, объектив смотрит вертикально вниз. Можно снимать с задержкой в 1-2 секунды после фокусировки и серией, чтобы убрать руку и не было никакой шевеленки и сдвигов. Фонариком просвечиваю снежинку снизу, из-под стекла. Фонарь светит через два слоя белого полиэтилена от пакета, чтобы выровнять освещение и не допустить резких бликов. Света хватает, чтобы снимать и в полной темноте на минимальном iso и короткой выдержке.

В этом году сделал макро-приставку с внешней оптикой - Гелиосом 44М-5 от Зенита. Для этого взял дощечку длиной ~30см, закрепил на ней перевернутый Гелиос (задней линзой к снежинкам, передней к фотоаппарату), наметил и просверлил в доске отверстие под болт, подходящий под штативное гнездо фотоаппарата. Камера ставится на доску так, чтобы выдвинутый на максимальный зум объектив упирался в Гелиос и смотрел в его переднюю линзу. Затем закрепляется винтом сквозь доску и дополнительно приклеенным на доску металлическим уголком и кусочком проволоки, чтобы никуда не сдвигался. На обратную сторону Гелиоса навинтил три Зенитовских узких удлинительных кольца, получилось как раз нужное фокусное расстояние (2,5-3 сантиметра от линз). Место примыкания объективов друг к другу закрыл муфтой из черного полиэтилена от света и попадания снега и капель. Вся конструкция получилась достаточно прочной и устойчиво стоит вертикально объективами вниз. Ее просто ставлю на стекло над выбранной снежинкой, снимаю на максимальном оптическом зуме (6x) вместо макро, автофокус фотоаппарата работает хорошо.

Опробовал эту конструкцию и для съемки под углом на ткани, подкладывая под дальний конец доски что-нибудь твердое, чтобы снимать под нужным углом, убрав руку. Увеличение и детальность получаются заметно лучше стандартного макро, но глубина резкости маловата даже на самой узкой диафрагме. Так что придется делать минимум 3 кадра на снежинку, фокусироваться на центр, ближний и дальний край и делать фокус-стек.

Вот пример двух jpeg"ов из фотоаппарата, стандартный макро-режим и супер-макро с Гелиосом:

Из первого кадра годится только маленькая область в центре, остальное не в фокусе и в хроматических аберрациях. С Гелиосом резкость по полю кадра лучше, кроме углов, и хроматика намного меньше.

Вот так выглядит эта конструкция в сборе:

увеличение Гелиоса:

съемочная площадка: