Как читать правильные каноны дома. Что такое канон? Покаянный канон перед причастием

  • Дата: 24.11.2023

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского? Молиться ли детям молиться по «взрослому» молитвослову? Как готовиться к Причастию? Как понять, что молитва - диалог, а не монолог? О чем молиться своими словами? О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым , настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

- Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы?

В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером - сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв - неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно - например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра - то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст - это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые - ежедневно, еженедельно, раз в год - круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой - вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то - таким образом молиться.


Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике - там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны - какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать - вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову - и спроса-то никакого нет.

Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть - это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник - это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще - одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь - не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида - не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души - тут уж как-то самому нужно решать.

Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви - «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» - их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» - мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

Почему молиться надо именно два раза в день - утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами - все, как отрубает.

Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит - непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее - другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, - ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться - молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы - это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости - переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро - читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

- А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

Я когда-то относился к этому очень жестко, думал - ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал - не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

- Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского?

Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы - это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом - ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Отец Максим, если во время молитвы своими словами возникают какие-то удачные слова, которые хочется записать и по ним потом молиться, можно ли так сделать?

Запиши и молись, конечно! Молитвы, которые мы читаем в молитвослове, созданные великими святыи, так и родились. Они этими словами как своими молились. И кто-то, они или их ученики, когда-то записали эти слова, и они потом из личного опыта стали опытом Церкви.

Мы по большей части не можем претендовать на то, что наши удачи получат широкое церковное распространение, но, скажем, недавно возникшая, ставшая дорогой для многих православных христиан, молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета, некоторые из молитв святого Иоанна Кронштадского - именно так и появились. Не нужно этого бояться.

Многие родители говорят о том, что детям и подросткам некоторые из вечерних молитв совершенно непонятны и не близки. Как вы считаете, могла бы мать сама составить своим детям какое-то молитвенное правило?

Это было бы очень разумно. Во-первых, потому что в иных случаях речь идет о грехах, которых дети не знают, и чем они позднее их узнают, тем лучше. Во-вторых, это молитвы в значительной мере соотносимы с опытом человека, уже прошедшего изрядный путь жизни, имеющего какие-то понятия о духовной жизни, о собственной немощи и о неудачах, которые в духовной жизни у нас бывают.

Главное, что мы должны стремиться воспитать в детях - это желание молиться и радостное отношение к молитве, а не как к чему-то такому, что необходимо делать из-под палки, как тягостный долг, от которого отвертеться нельзя. Главным в этом словосочетании будет слово «тягостный». К детскому правилу нужно относиться очень и очень деликатно. И пусть лучше дети молятся меньше, но с охотой. Из маленького ростка может со временем вырасти большое дерево. Но если мы засушим его до состояния скелета, то даже если это будет нечто большое, жизни в нем не будет. И потом придется с трудом все создавать заново.

Батюшка, а если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет?

Во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона, потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы - это, как правило, больше регулярной нормы человека. Ну что бы те же три канона не распределить по двум-трем дням, которые следуют перед Причастием? Это поможет нам путь говения, приготовления пройти более сознательно.

- А если человек причащается каждую неделю, то как, по-вашему, нужно готовиться?

Я надеюсь, что вопрос о мере приготовления к Причастию станет одной из тем соответствующей комиссии межсоборного присутствия. Многие из священнослужителей и мирян осознают, что невозможно перенести механически те нормы, которые сложились в XVIII-XIX столетии при весьма редком причащении мирян - раз в год или в четыре многодневных поста, или чуть чаще - редко кто из мирян, в том числе весьма благочестивых, причащался тогда чаще. Не хочу сказать, что это непременно было плохо, но такова была тогдашняя практика духовной и таинственной жизни мирян.

Уже в советское время сложилась практика, при которой значительная часть наших мирян стала причащаться часто или весьма часто, до еженедельного причастия включительно. Понятно, что, если человек причащается еженедельно, неделю ему говеть невозможно, его жизнь будет целиком постом. Никоим образом не предлагая это в качестве нормы для всех, исходя из советов опытных священников, которых я знал в своей жизни, и из какой-то оценки пользы для людей на приходах, в которых пришлось служить, мне представляется, что если человек в воскресенье причащается, то пятница и суббота будут достаточными днями говения для приобщающегося Святых Христовых Таин. Есть канонические проблемы с субботой, но все же странно было бы отменять пост накануне воскресного причащения. Хорошо бы не пропустить вечернее богослужение накануне в субботу вечером, если жизненные обстоятельства сколько-нибудь это позволяют.

Скажем, для матери с детьми это, наверное, не всегда реально. Возможно, необходимости так часто причащаться нет, но есть стремление, а присутствовать на вечернем богослужении не получается. Или для человека, который много работает, отца многодетного семейства. Часто бывает, что такой человек не может отменить работу в субботу, но душа его просит Причастия. Я думаю, он имеет право прийти причаститься и без вечернего богослужения. Но все же если он предпочел в субботний вечер в кино сходить или еще куда-нибудь - то он предпочел досуг. Все же посещение кино, театра или даже концерта - не думаю, что могут быть путем приготовления к принятию Святых Христовых Таин.

Уж точно никто не должен никак отменять канон и молитвы перед Святым Причастием. А вот иные - то, что мы говорили о трех канонах и прочем - наверное, могут по совету с духовником каким-то образом распределяться по дням, заменяться иным усугублением молитвословий.

Главная задача молитвенного правила к Причащению - чтобы у человека хотя бы маленький, но был отрезок жизненного пути, в котором главным его ориентиром было бы приготовление к принятию Евхаристии. Каков в его конкретных жизненных обстоятельствах будет этот отрезок - на сегодня определяется скорее индивидуально самим человеком вместе с духовником. Какие-то более отчетливые ориентиры, я надеюсь, соборный разум Церкви даст в результате трудов Межсоборного присутствия.

Вопрос от нашего читателя: «Христос говорил не уподобляться язычникам в многословии молитвы, а у нас все-таки молитвы достаточно длинные».

Господь говорил это, прежде всего, для того, чтобы мы не молились многословно напоказ. Господь в этом фарисеев в значительной мере обличал.

При множестве слов, которые мы видим в наших молитвословиях, эти молитвы имеют три главных цели - покаяние, благодарность и хвалу Богу. И если мы на этом будем себя сосредотачивать, то это будет благая цель молитвы.

Много же слов часто нужно по одной простой причине: чтобы мы из девяноста - девяноста пяти процентов, которые для нас окажутся рудой, пять процентов алмазов для души все же обрели. Редко кто из нас умеет так подойти к молитве, чтобы зная, что она будет продолжаться три минуты, эти три минуты отсекши все житейские попечения сосредоточиться и войти во внутренние сердца своего. Нужен некоторый разгон, если хотите. И тогда в течение этого сколько-то протяженного молитвословия будет несколько вершин сосредоточения, какого-то движения души и сердца. Но если не будет этого пути, то не будет и вершин.

Когда обсуждается творческое отношение к молитвенному правилу, большинство людей относится к этому болезненно. Это касается и поста, и много чего другого в церковной жизни. Как вы считаете, почему это происходит?

Есть некоторая тенденция, наша русская, являющаяся оборотной стороной другой положительной тенденции - это тенденция к обрядоверию. Известно, что, по словам святителя Григория Богослова, у греков при общем богословско-созерцательном направлении склада души народа оборотной стороной этого было пустословие о высоком. Известна фраза святителя, что нельзя на рынок прийти рыбу купить, чтобы не услышать рассуждения о двух природах и о соотношении ипостасей. У нас у русских такой склонности к богословию до возникновения эпохи интернета никогда не было. Но была склонность скорее к священному, сакральному, возвышенному, воцерковленному бытию, ну и быту одновременно, в котором бы все соединялось в Церкви, все было бы церковно. Тот же Домострой в этом смысле очень показательная книга.

Но оборотной стороной является сакрализация до крайности обряда и всего, что связано с буквой. Покойный профессор Московского Университета Андрей Чеславович Козаржевский любил говорить на своих лекциях еще в советское время, что если в Церкви священник вдруг скажет не «Отче наш» а «наш Отче», то его посчитают еретиком. Это правда так, для многих это может оказаться каким-то вызовом. Другое дело, с чего бы священник так говорил, но даже на уровне какой-то оговорки - посчитают, что это очень и очень странная и опасная тенденция. Так что я бы это связал с общим строением нашего русского менталитета.

С другой стороны, здесь некое понимание того, что не нужно колебать того, что прочно стоит (цитирую святителя Филарета), чтобы перестроение не обратить в разрушение. Человек, ищущий доброго устроения своей молитвенной жизни, всегда должен стремиться к предельной честности пред Богом и понимать, что он заботится о молитве, а не о ее сокращении. О ее наполнении, а не о том, чтобы себя пожалеть, не творчески что-то искать, а просто меньше молиться. В этом случае надо честно себе сказать: да, моя мера не та, которую я себе представлял, а вот эта - совсем маленькая. А не то, что «я нашел это путем творческого молитвенного поиска».

Как можно почувствовать, что молитва - не монолог, а диалог? Можно тут на какие-то свои ощущения ориентироваться?

Святые отцы учат нас не доверяться эмоциям на молитве. Эмоции - не самые надежный критерий. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о мытаре и фарисее: довольным своей молитвой, правильным ощущением своего внутреннего устроения ушел не тот, кто был более оправдан Богом, как нам Христос-Спаситель говорит.

Молитва узнается по плодам. Как покаяние узнается по результатам - по тому, что с человеком происходит. Не по тому, что я сегодня пережил эмоционально. Хотя каждому из нас дороги слезы на молитве и теплота души, но нельзя молиться так, чтобы вызвать в себе слезы или искусственным образом разогреть теплоту души. Ее нужно благодарно принимать, когда Господь ее дает как дар, но не чувства, а наши отношения с Богом должны быть целью молитвы.

- А если во время молитв чувствуешь усталость?

Амвросий Оптинский говорит, что лучше сидя подумать о молитве, чем стоя о ногах. Но опять же - только честно. Если усталость наступает после тридцатой секунды молитвы, если значительно лучше у нас получается молиться сидя в кресле или лежа на подушке, то это уже не усталость, а внутреннее лукавство. Если у человека пяточный нерв защемлен - ну так пусть сидит, бедный. Мама беременная - ну что ее мурыжить с ребенком, на 6-7 месяце? Пусть полулежит, как может.

Но нужно помнить: человек - существо душевно-телесное, психофизическое, и само по себе положение, устроение тела во время молитвы имеет значение. Я не буду говорить о высоких вещах, о которых никто из нас понятия не имеет - о том, как сосредоточить внимание в верхней части сердца, например. Я даже не знаю, где верхняя часть сердца находится и как там сосредоточить внимание. Но то, что почесывание в ухе или ковыряние в носу отражается на том, как мы молимся - это, я думаю, понимают даже не такие возвышенные мистики.

Как быть с молитвами для новоначальных? Есть специальные молитвословы для них, но там не более понятные молитвы, чем в обычных.

Мне кажется, новоначальных нужно, прежде всего, вот чему научить - чтобы для них молитвы стали понятны. И здесь хорошую роль могут выполнять молитвословы а) толковые и б) с параллельным переводом на русский язык. В идеале, чтобы это сочеталось: чтобы это был и перевод на русский язык, и какое-то толкование.

Скажем, до революции выходила серия по двунадесятым праздникам Н.А.Скабаланович, где был весь славянский текст службы праздника, параллельный перевод на русский язык и пояснение смысла того, что иногда недостаточно перевести. Я думаю, что если людям сделать текст молитвы понятным, то это снимет многие затруднения. А уж размер молитвенного правила - это дело такое, которое скорее индивидуально должно определяться.

Можно человеку, только-только заинтересовавшемуся церковной жизнью, посоветовать молитву Оптинских старцев, например, в качестве молитвенного правила?

Да, чаще всего новоначальных нужно скорее ограничивать от передозировки. Мой опыт говорит скорее о другом: новоначальные в неофитском рвении стремятся взять больше, чем они могут. Им скорее нужно сказать: «Читай вот это и все, миленький, потом когда-нибудь будешь больше молиться. Не нужно трех кафизм читать».

Вопрос от нашего читателя: у него сложные отношения с отцом, они никогда не общались особенно близко. После воцерковления он почувствовал, что он не может разговаривать с Богом как с Отцом с большой буквы.

Это какой-то специфический духовный комплекс, я бы сказал. Трудно говорить в отношении человека, которого я не знаю, тем более выносить какие-то суждения, которые могут критически говорить о его внутреннем устроении, но пусть он задаст себе вопрос: не происходит ли у него определенного рода абсолютизация личного опыта на масштаб Вселенной? То есть, не получается ли так, что если я в пределах моего бугорка и кочки имел некий отрицательный опыт, то не могу себя никак научить смотреть в иной перспективе, кроме как с этой кочки и с этого бугорка?

По этой логике, дети, которых мать бросила, не могут или не должны научиться любить Пресвятую Богородицу… Мне кажется, здесь неготовность принять тот тяжелый, но зачем-то Богом попущенный этому человеку опыт, а не только неудачные отношения с собственным отцом. Но повторю: я так рассуждаю по трем строкам этого вопроса, проблема может быть значительно более глубокой, нужно больше человека знать, чтобы сказать.

Батюшка, о чем молиться своими словами? Иногда говорят: не проси смирения, потому что тебе такие скорби пошлет Бог, что ты сама не рада будешь.

Молиться нужно о едином на потребу. Почему, собственно, не просить смирения? Как будто нас в небесной канцелярии подслушивают, и если мы что-то такое скажем, то нам сразу: ах ты попросил, вот тебе палкой по голове, держи. Но если мы верим в Промысел Божий, а не в какое-то небесное КГБ, отслеживающее неправильные слова, то бояться просить правильного мы не должны.

Другое дело, что в иных случаях нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться - может быть, армии, тюрьмы.

Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога. Мы верим в Отца нашего Небесного, Который Сына своего Единородного послал, чтобы верующие в Него не погибли, а не чтобы их всех приструнить каким-то правильным образом.

- А в чем вообще смысл просящей молитвы, если Господь и так знает, что нам нужно?

Бог знает, но ждет от нас благого произволения. «Бог спасает нас не без нас», - эти дивные слова преподобного Петра Афонского в полной мере относятся и к молитве. А мы спасаемся не как кубики, которые переставляются с места на место, а как живые личности, как ипостаси, вступающие в отношения любви с Тем, Кто нас спасает. И эти отношения подразумевают наличие свободной воли и нравственного выбора от человека.

Беседовала Мария Абушкина

Хочу увеличить своё молитвенное правило и т.е помимо утренних и вечерних молитвах начать читать каноны.
есть тут православные кто дома читает Каноны..........какие молитвы нужно читать перед началом канонов?
Я нашла в инете правила чтение канонов, но они все разные и какой брать за правила даже и не знаю.
Вот какие варианты я нашла:
Чин келейного правила чтения канонов и акафистов.
А. Для чтения канонов существует определенный чин:
1. вначале читаются предначинательные молитвы,
2. затем 142 псалом,
3. далее Бог Господь и
4. тропарь святому кому читается канон,
5. к тропарю по его гласу читается богородичен,
6. далее следует 50 псалом и
7. сам канон,
8. Достойно есть с земным поклоном,
9. далее трисвятое,
10. кондак канона и
11. богородичен по гласу кондака,
12. Господи помилуй 40 раз и
13. отпуст.
Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Б. Чтения канонов:
Боже, милостив буди ми грешному. (Поклон.)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон.)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон.)
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон.)
Ангеле, храниИтелю мой святый, от всякаго з ла сохрани мя. (Поклон.)
Святый апостоле (или мучениче, или преподобный Отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон.)
Таже:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины..........
4. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)
5. Слава, и ныне.....
6. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша......
7. Господи, помилуй. (Трижды.)
8. Слава, и ныне:
9. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
10. Псалом 50
11. Символ веры
12. Читай какон какой желаешь или акафист
13. Достойно есть Яко воистину........ . (Поклон.)
14. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Чтётся трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
15. Слава, и ныне:
16. Отче наш,
17. Тропари:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву Яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне Яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и Имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
18. Господи, помилуй. (12 раз.)
19. И молитвы на сон грядущим.

В. ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ и АКАФИСТОВ
Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после "седмипоклонного начала":




Затем:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
5. Господи, помилуй (трижды).
6. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
7. Отче наш
8. Господи, помилуй (12 раз).
9. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
10. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон)
11. Псалом 50.
12. Символ веры
13. Затем читается канон и (или) акафист
14. По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста.
15. Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
16. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
17. Господи, помилуй (трижды).
18. По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон).
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек), моли Бога о мне (поклон).
*****************************************************************************
Г. Чин келейного чтения канонов и акафистов.
1. Перед началом всякого правила и по окончании его кладутся следующие поклоны (земные или поясные), кои называются седмипоклонный начал.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон)
2. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный........
4. Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий........ (Трижды),
5. Слава, и ныне
6. Пресвятая Троице
7. Господи, помилуй (Трижды),
8. Слава, и ныне
9. Отче наш:
10. Господи, помилуй (12 раз),
11. Слава и ныне:
12. Приидите, поклонимся: (Трижды),
13. псалом 50-й,
14. Верую
15. и чти каноны c акафисты.
16. Посем, Достойно есть........ (Поклон).
17. Трисвятое и по Отче наш:
18. тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас
19. и молитвы на сон грядущим.
*****************************************************************************
Д. 1. «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава тебе Боже наш, Слава Тебе.
3. Царю Небесный
4. Святый Боже -3 раза
5. Слава и Ныне
6. Пресвятая Троица
7. Господи помилуй 3- раза
8. Слава и Ныне
9. Отче наш
10. Господи помилуй 12 раз
13.Слава и Ныне
14.Прииде, поклонимся -3 раза
15. псалом -50
16. Апллилуя, Алиллуя,Аллилуя, Слава тебе Боже
17. и далее сам Канон или Акафист
18. в конце»Достойно есть..» и окончание как в утренних и вечерних молитвах
***************************************************************************

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Строка поиска по разделу:

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Лариса) 14 марта 2013г. Отец Роман! Уменя еще один вопрос. Заранее благодарю Вас. Можно ли читать псалмы на рабочем месте, сидя или в транспорте? Если есть время, не хочется тратить его просто так. Хотелось бы больше узнать, чем отличается канон от акафиста, можно ли читать каноны святым в пост? Какое духовное различие существует между ранней и поздней литургией?

Канон - это вид богослужебных гимнов, состоящий из 9 песен. Акафист же - это тоже гимн, но преимущественно хвалебного содержания. В отличие от канона, который, вытеснив собою кондаки, стал неотъемлемой частью богослужения, акафист не так популярен в богослужебной практике. Устав упоминает только Великий акафист, читаемый в субботу 5 недели Великого поста.

Ранняя и поздняя Литургии не имеют никакой разницы в духовном плане. Они существуют только из-за удобства прихожан - одним удобнее пораньше, другим попозже.

Вопрос (Ольга) 14 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман! Можно ли читать акафисты в Великий пост, если я брала благословение на чтение акафиста Богородице "Нечаянная радость" и читаю его каждое воскресенье в 20.30?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Такие вопросы решает духовник индивидуально. У кого вы благословлялись, у того и нужно спрашивать. Это этика. Со стороны могу сказать, что по благословению можно (дома).

Вопрос (Фотиния) 14 марта 2013г. Добрый день, отец Роман! Простите, если что не так. Хотела бы узнать, что читают в молитвеннике на строгий пост перед Великой Пасхой? И сегодня звоню целый день: Идет ли сейчас прием у отца Власия? Еще раз простите, если что не так.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Не совсем понятно, что значит - перед Пасхой? Если вы спрашиваете что читается Великим постом, то все то же - молитвы из молитвослова (утр. вечер. повседневные и т.д.), каноны, псалтирь, по субботам и воскресениям можно акафисты. Если же имелось в виду что вычитывать перед причастием на Пасху, то все также, как и в обычный день. На Светлой седмице подготовка ко причастию состоит из пасхальных часов, пасхального канона и молитв ко святому причащению.

Прием идет.

Будьте здоровы.

Вопрос (Лариса) 13 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман! Разрешено ли читать молебные каноны в дни Поста? Может ли мирянин читать молебный канон Святой Троице? Читала наставления Серафима Саровского, в которых он говорит, что человек не может дерзать обращаться к Святой Троице прямо, только через святых. Правильно ли я поняла? Прошу Вас также посмотреть ссылку http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanonnik/kanon.shtml Могу ли читать приведенные здесь каноны? Очень благодарю.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Молебные каноны можно заменить на покаянные.

Наставление Серафима Саровского не слышал. Но тот факт, что молитва к Пресвятой Троице помещена в предначинательные молитвы, говорит о том, что все могут обращаться к Святой Троице (Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко...). Да и Христос заповедал нам обращаться к Богу, говоря, и если чего попросите от Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин.14:13). Может быть имелось в виду, что грешнику (как не имеющему дерзновения) лучше умолять Бога через Его святых (друзей), которых Господь слушает и чьи прошения исполняет?

Вопрос (Иулия) 13 марта 2013г. Здравствуйте и благословите, отец Роман! Что-то в последнее время молитва остыла совсем, если на первых порах было какое умиление, порывы, могла по долгу молиться, то теперь во время молитвы чувство усталости, мысли разбегаются (хоть в начале и начинаю просить - рассеяный ум мой собери, Господи...). Примется ли такая молитва Богом, если нет сердечности, нет умиления, нет покаяния, а есть просто желание молиться или даже если я делаю это через силу?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ответы на тему молитвы были много раз. Мне трудно их за вас искать. Молитва не будет все время постоянной. Иногда (часто, особенно поначалу) Господь будет нам попускать охлаждение, чтобы проверить наше стремление и намерение молиться. В такие моменты нужно принуждать себя на молитву. Хотя бы понемногу, но молиться. Такая молитва тоже принимается. Смущаться не надо: мысли собирайте, на внимание принуждайте себя и за все укоряйте.

Вопрос (elena) 12 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман. Мне очень нравится слушать беседы, проповеди, толкования святых отцов в аудиозаписи. Слушать хочется часами. Можно ли в это время делать какую-либо домашнюю работу? Какими словами надо обращаться к Богу, когда хочешь сделать что-то во имя Божия? Как посвящать свои дела Господу?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В том и преимущество аудиозаписей, что их можно слушать параллельно другим занятиям (в машине, на кухне и т.д.).

Молитвы можно использовать разные и даже свои. Есть, например, такая: "Господи, благослови мне дело сие начати, пошли помощь Твою святую, да возмогу его совершити во славу Твою" или "Царю Небесный". Совершая дела "во славу Божию", мы тем самым уже посвящаем их Богу. Идеал же этого, когда человек все свои заслуги приписывает не себе, но Богу. Живя по заповедям, наша жизнь посвящается Богу, так как через заповеди и добродетели Его имя прославляется (святится).

Вопрос (Илия) 10 марта 2013г. Батюшка здравствуйте, простите пожалуйста. Есть молитва на освящение копия? Не можем найти. Или для его освящения надо использовать молитву на освящение всякой вещи? Спаси Господи!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Чина освящения отдельно копия нет. Для его освящения нужно использовать "Чин благословения новых сосудов церковных" (Требник в двух частях стр.500). В нем и копие тоже упоминается. Указанный чин совершает священник, не забывайте.

Вопрос (Юлия) 9 марта 2013г. Батюшка, такой еще вопрос, сказано "молитесь за обижающих вас". Ну также Вы отвечали на вопрос кому-то - "молиться за ненавидящих". Стоит это понимать так, что в случае любой вражды нужно за этих людей молиться? Когда мы молимся за обижающих нас, ненавидящих, имеющих на нас зло, обиду - мы тем самым это делаем, чтобы в себе погасить чувство обиды или злобы или вражды к этим людям, или молясь за них, гасится эта злость, вражда, обида, и в их душах тоже по отношению к нам? И еще, как именно правильнее за таких людей молиться - только ли в домашних молитвах (утреннее, вечернее правило), своими словами, или в записочках в храме?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Надо полагать, что в случае любой вражды нужно молиться за людей. Это нужно в первую очередь нам самим, чтобы наша совесть была спокойна и сердце мирно, и чтобы мы могли спокойно приступать с причащению Святых Таин.

Но просить прощение нужно и ради наших недоброжелателей, так как искренность нашего сердца, наше намерение и самоосуждение влияет на того, кто имеет на нас вражду. В Отечнике есть повествование про двух братьев. Они были во вражде. Один пошел к другому, чтобы попросить у него прощения, но тот даже не отворил ему дверей. Тогда первый пошел к старцу и сказал ему об этом. Старец же ответил ему: "Посмотри, нет ли этому причины в твоем сердце, не признаёшь ли ты себя правым, не имеешь ли намерения в своем сердце обвинить своего брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца, и он не отворил тебе дверей. Хотя бы он и был виноват перед тобой, положи в сердце твоем, что ты виноват перед ним и оправдай брата твоего. Тогда Бог вложит в его сердце желение примириться с тобой" (Отечник. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас. 140).

Поэтому нужно понимать, что наше искреннее желание примирения с ближним и молитва о нем, всегда отзовется в его сердце сочувствием к нам, так как Бог положит ему на сердце такое же желание примирения.

Вопрос (Галина) 9 марта 2013г. Здравствуйте, Батюшка! У меня большое горе - моего сына (18 лет) задержали за сбыт наркотика. Сейчас он находится под подпиской о невыезде. Уже целую неделю я не могу найти себе места, душа моя разорвалась на части. Сам он тоже раскаивается в своем грехе. Подскажите, пожалуйста, кому нам молиться о помощи? У него много хронических заболеваний, хотелось, чтобы он получил условное наказание. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Молиться можно святителю Николаю. Правда, он освобождал невиновных от заключения; насчет виновных - не знаю. Молитесь ему или Божией Матери.

Вопрос (Александр) 9 марта 2013г. Здравствуйте Батюшка. Во многих книгах, в письмах старцев написано, что материнская молитва имеет великую силу. Поясните, пожалуйста, почему именно материнская и такую ли силу имеет отцовская молитва? Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Несомненно, что не только материнская, но и отцовская молитва имеет большую силу. Есть даже мнение, что молитва отца преимущественнее матери, так как он глава семьи (патриарх). Я думаю, что нет смысла спорить и доискиваться чья молитва сильнее. Такой шкалы или прибора, способного определить силу молитвы, не существует. Лучше просто родителям молиться за своих чад и воспитывать их в страхе Господнем.

Строка поиска: акафис

Найдено записей : 311

Мой вопрос иерею Сергию Осипову. Вы сказали, что нельзя налагать на себя исполнение молитвенного правила, кроме совершения утренних и вечерних молитв. Скажите, пожалуйста, а на чтение акафистов, канонов - тоже брать благословение? А если читаешь их часто? И еще у меня вопросы. 1. Есть ли какое-то правило, в какие дни недели их (акафисты и каноны) читать? Или можно в любой день, по зову души? 2. В конце акафистов и канонов есть молитвы. Можно ли их читать отдельно, сами по себе? Спасибо за ответ. Всего Вам доброго.

Татьяна

Татьяна, надо взять благословение, чтобы кроме молитвенного правила читать еще акафист или канон. Выбирать акафисты и каноны можно по желанию. Молитву отдельно тоже можно читать. Помоги Господь,

иерей Сергий Осипов

Олег

Олег, само слово "акафист" обозначает песнопение, которое совершают стоя. Если уж трудно стоя, то хотя бы – на коленях. Сидя читать акафист как-то уж совсем неприлично. Хотя, когда нам будет лет по сто, Господь, думаю, глядя на нашу дряхлую немощь, простит и это – лишь бы молились.

игумен Никон (Головко)

Скажите, пожалуйста, как правильно надо читать молитвы, если я к утренним и вечерним хочу добавить молитву к Господу Иисусу Христу, Феодоровской Божьей Матери, Богородице "Семистрельной", Матроне, Петру и Февронии и каноны и акафисты. В какой последовательности должны проходить молитвы, и перед утренними и вечерними или после?

Дарья

Дарья, утром сперва всегда читаются утренние молитвы, потом по иерархии: молитвы, каноны, акафисты и т. д. Спасителю, потом Божией Матери, потом святым в таком порядке: великомученикам, мученикам, преподобным, блаженным, праведным). В вашем случае - сначала Петру и Февронии, потом Матроне. Но мне кажется, что-то много обязательств Вы на себя наложили, может быть, чередовать: один день каноны, другой день акафист, третий день молитвы Спасителю, Божией Матери и Святым? Думается, Вам так легче будет. Вечером вечерние молитвы всегда читаются в конце последними.

иеромонах Викторин (Асеев)

В Акафисте Трифону написано, что не исповедующих истинной православной веры жребий есть огонь неугасимый. Это значит, что все католики и мусульмане будут гореть в Аду. Ответьте подробно.

Олег

Олег, а чего же тут подробного расписывать? Если осознанно, зная Евангельскую истину, отрекутся от нее, то будут. Как бы нам вот только, исповедующим, туда же не загреметь!

игумен Никон (Головко)

Вопрос игумену Никону. Батюшка, благословите. Мой папа умер 7 января. Помины 40 дней приходятся на 15 февраля, на праздник. Как правильно поминать в этот день? В храме сказали, что в этот день панихиду служить не будут. Можно ли псалтырь прочитать 15-го, а трапезу перенести на 16 февраля, субботу? Можно ли читать акафист за единоумершего? Спасибо.

Елена

Елена, на самом деле даже панихиду можно в этот день совершить, не говоря уже обо всем остальном. Дело в том, что традиция не поминать усопших гласно за праздничными богослужениями – только лишь традиция, а не предписание церковного Устава. Я бы на Вашем месте все постарался устроить именно в самый 40-й день: и помолиться, и помянуть за трапезой. А в отношении панихиды – постарайтесь договориться с кем-нибудь из священников, чтобы отслужили 15-го, но если все в связи с праздником будут полностью заняты, отслужите тогда на день раньше или позже.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, что делать с огарками недогоревших церковных свечей, которые зажигаем дома при молитве? Какие молитвы нужно читать за пьющих людей? Спасибо.

Раба Божия Иулия.

Здравствуйте, Иулия! Просто выбросить в мусор огарки нельзя. Для утилизации предметов, имеющих какое-либо отношение к святыне (выцветшие иконки, засохшие или испорченные просфоры, святые изображения, огарки свечей и т. п.) лучше всего сжечь их в чистом месте. Если нет такой возможности, обратитесь в храм, в который Вы ходите, там Вам помогут. За пьющих можно читать молитву или акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша" , можно также съездить поклониться к этой чудотворной иконе в Серпухов.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую молитву мне читать? Может быть, акафист Пресвятому Николаю Чудотворцу? Мой молодой человек курит и иногда пьет спиртное. У меня никак не получается его от этих недугов или грехов отвадить. В храм без меня он тоже не желает идти. Расстаться с ним мне очень тяжело.Помолитесь за рабов Божьих Евгению и Михаила. Спаси Господи!

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Советую Вам почитать акафист Благовещению Богородицы (самый известный акафист Божией Матери). Вам нужно мягко, без нажима дать понять своему молодому человеку, что если он хочет быть вместе с Вами, ему нужно проделать над собой некоторую работу, и это не Ваша прихоть, а просто необходимо, чтобы ваша семья была крепкой.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Как быть, если на человеке порча и всяческие воздействия со стороны черных магов? Подскажите, пожалуйста. Я знаю, что нужно исповедоваться, причащаться, молиться, поститься, сейчас с благословения читаю 40 дней акафист Священномученику Киприану и Мученице Иустине, хожу в церковь на службу, но бывают моменты, что даже сил молиться нет и не могу никак приготовиться к причащению, а не могут ли в виде исключения, как болеющих, причастить без подготовки? Я долгие годы пыталась своими силами с помощью молитвы и церкви бороться, но когда пошла сдавать анализы, и они показали, что возможна самая нехорошая болезнь, а потом вдруг опять нормальные анализы, а мне становилось все хуже и хуже, я с трудом для себя решила обратиться к бабушке, которая сняла мне порчу. Мне со временем стало лучше, но мои недоброжелатели не спят и опять наносят удары, я бы ни за что не обратилась к бабушке, если бы мне помогли в церкви отчиткой, но никто этим сейчас не занимается. Как быть?

Кристина

Кристина, к бабушкам обращаться больше не надо – будет только хуже, а вот молиться, как Вы и делаете, нужно. Не отчаивайтесь, Господь Вас не оставит.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. Извините за такие вопросы. Где граница между вожделением и любовью? Как позволительно смотреть на девушку? Можно ли познакомиться прямо в храме (например, после службы) и как это сделать? Куда пригласить вечером, кроме чтения акафиста? Как можно ухаживать по-христиански? Очень хочется услышать положительные примеры из жизни состоявшихся христианских семей.

Сергей

Здравствуйте, Сергей. Нет понятия "ухаживать по-христиански". Ухаживать надо по-человечески. Девушку хорошо пригласить в театр, в кино, на выставку, в ресторан, да мало ли мест, куда ходят приличные люди. При чем здесь акафист? "Христианская" семья особенным образом не начинается. Она будет у двух христиан, а раз Вы ищете единоверную с Вами жену, у Вас получится. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Доброго Вам дня! У моего мужа сложилась трудная ситуация с работой. Ему 27 лет, а за все время хорошую работу, сколько он ни старался, найти не может. Все время складываются какие-то препятствия. На воскресной службе в соборе мы обратились к батюшке, он сказал, что нужно молиться Святителю Спиридону. Я теперь стараюсь, помимо утреннего и вечернего правила, читать молитвы Святителю и по возможности Акафист. Прошу мужа хотя бы читать "Отче наш..." с утра. Молитвы Спиридону он читал, но злится, что я настаиваю, прошу большего, говорит, что я слишком усердна. В последний раз назвал меня фарисейкой. Я люблю своего мужа - он добрый и честный человек, но каждое мое наставление воспринимает в штыки. Посоветуйте, как мне поступить? Может, я и правда слишком усердничаю? Храни вас Господь!

Татьяна

Уважаемая Татьяна, хорошо, что вы наставляете супруга в молитвенном правиле и делах веры, но каждый из нас может выполнить их в свою меру, поэтому не стоит так нагружать мужа – ему и без этого тяжело. Молитесь о своем муже, поддерживайте его и сохраняйте единство Вашей семьи. Успех, преуспевание в делах, благополучие возможны только в единении, а благочестие воспитывается с течением времени.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как просить у Бога взаимной любви? Очень хочу найти свою вторую половинку.

Ольга

Дорогая Ольга! Сперва займитесь своей душой: начните ходить в храм, исповедаться и причащаться. Затем можно читать молитвы и акафисты святым, которые традиционно считаются в Православной Церкви покровителями семьи и брака: праведные Богоотцы Иоаким и Анна, св. благоверные князья Петр и Феврония, святые мученики Адриан и Наталия, св. великомученица Екатерина и многие другие замечательные Божии святые. А самое главное – это положиться на Божию Волю. И каждый день в молитвах просить Господа нашего о том, чтобы Он взял Вашу жизнь в Свои руки и управил в ней все так, как угодно Ему. Ведь Он желает нам только добра и видит наперед: что полезно нам, а что – нет. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Подскажите, пожалуйста, какие молитвы читать при частых болезнях и как употреблять святую воду, и можно ли зажигать церковные свечи дома? Дело в том, что я часто болею, болит в одном месте, потом проходит, начинает болеть в другом, и так замкнутый круг. Знакомая предложила сходить к бабке, но я знаю, что это грех и обращаться к ним за помощью не хочу. Посоветуйте, что я могу сделать сама. Спасибо!

Любовь

Здравствуйте, Любовь! Болезни, если терпеть их безропотно, приводят нас ко спасению – это посещение Божье. Но молиться об исцелении мы все же должны. К "бабкам" ходить действительно нельзя. Нужно чаще прибегать к нашей матери Церкви и ее спасительным Таинствам: исповеди, причастию, соборованию. Можно заказывать молебны Пресвятой Богородице перед ее иконой "Целительница" и святому великомученику Пантелеимону, дома можно читать им акафист. Во время домашней молитвы можно возжигать церковные свечи, свеча и есть символ молитвы. Святую воду употребляют утром натощак с молитвой. Ну и, конечно, помощью врачей не стоит пренебрегать.

иерей Владимир Шлыков

Спасибо Вам за ответ, иерей Александр Бабушкин. Ваши слова придали мне уверенности в себе. Продолжаю молиться. Так легче. Жизнь по крохам налаживается. Даже стыдно немного за свою такую слабость. Еще мне посоветовали молиться иконе Пресвятой Богородицы "Всецарица". Вот в церковной лавке купила и икону, и акафист. Стараюсь делать добрые дела, хотя бы маленькие, но ежедневно. Может, моя помощь кому-либо действительно нужна.

Елена

Уважаемая Елена! Отрадно узнать, что "жизнь по крохам налаживается" . Оглянитесь вокруг, и Вы увидите обширные возможности и помогать, и сопереживать, и поддерживать!
Бог Вам в помощь!

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно молиться за некрещеную маму? Ей завтра предстоит операция. Можно ли канон о болящих читать или акафист Богородице?

Лидия

Уважаемая Лидия, к сожалению, в церкви Вы не сможете подать записки о здравии, но молиться о маме Вы обязаны, читайте каноны, акафисты, другие молитвы. Постарайтесь убедить маму после операции принять Святое крещение.
Если положение очень критическое, то по благословению священника Вы можете крестить маму прямо в больнице.

иерей Александр Бабушкин

Мария

Акафистом называют одно из чинопоследований (в переводе с греческого "неседален") "песнь, которую поют не садясь, стоя".
Акафист состоит из 12 больших строф (икосов) и 12 меньших (кондаков), после кондака следует рефрен "аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе, Боже Наш, Слава Тебе".
Акафист можно читать дома, но для того, чтобы иметь представление о том, как это делается, желательно найти аудиозапись в сети интернет или послушать в храме.
Во всех храмах на утрене Праздника "Похвала Богородице", 5 неделя Великого Поста, поется Акафист, называемый Великим.
Если Вы живете в большом городе, то можете услышать пение (именно пение, не чтение) акафиста, которое теперь происходит регулярно по некоторым дням недели во многих Храмах, и в этом чинопоследовании участвуют и клир, и миряне, поющие рефрены и припевы.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, батюшка! В последнее время раздражает молитва, чтение акафистов, духовной литературы и хождение в храм. Я понуждаю себя продолжать все это делать, но хочется зашвырнуть книги куда подальше. Есть психологическая причина, как мне кажется, - мне 29, а образ жизни, как у бабулек, которые со мной ходят в храм. На работе одна в офисе (еще минимум несколько месяцев так будет, раньше радовало, что можно что-то побыстрее сделать и, если время остается, почитать ту же духовную литературу), дома только родителей вижу (у папы все разговоры о бесах и грехах и о том, что для меня самое лучшее занятие – это придти и читать акафисты, а в 10 лечь спать), в спортзале не до общения – быстро все пришли, отзанимались и ушли, то же самое на рисовании. У подруг свои семьи, у меня личной жизни нет. Поменять что-то в жизни не получается. Понимаю, что нужно просто потерпеть этот период, он для чего-то дан, но, если раньше большой поддержкой была молитва, храм и книги и вынужденное одиночество я рассматривала, как время для духовного развития, то теперь получается наоборот. Является ли это духовной проблемой и что бы Вы посоветовали? Простите и благословите.

Светлана

Ну, уж, Светлана, "образ жизни, как у бабулек" - что Вы знаете о современных бабульках?! Они Вам фору дадут, уж поверьте!
Нам никто не сказал, что спасаться будет весело и заманчиво, наоборот: "в мире скорбны будете", "Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е". И в то же время: "дерзайте, ибо Я победил мир!"
Не унывайте! И не носите свои чувства в себе – у Вас обязательно должен быть духовник или просто священник, которому Вы можете выговориться. А то, что на пути духовной жизни бывают некоторые остановки, паузы и шаги назад, дело нормальное. Это - болезни роста. Но только нужно нам держаться одного – это наиважнейшее условие – как бы ни было тоскливо и неинтересно, с пути спасительного не сходить! Укрепляйте себя Таинствами церковными и службой, делитесь мыслями с духовником, а с прочими – не надо, и живите внутренним человеком. Будет трудно, но интересно, а самое главное – будет по-настоящему, ведь это и есть настоящая жизнь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Помогите, что мне делать, сердце разрывается! Я была замужем 14 лет, мужа очень любила и до сих пор люблю, за это время родилось 2 детей, но они не здоровы, оба на инвалидности, муж нас бросил 3 года назад, завел другую семью, расстались мы плохо, я очень тяжело пережила это расставание. Мне пришлось бросить работу из за детей. Начала ходить в Храм, сейчас живу с детьми одна, с мужчинами не встречаюсь, потому что это грех блудить. Он опять около года назад объявился, стал говорить, давай все заново начнем, я ему поверила. Он сейчас официально женат на другой, без моего согласия развелся со мной. А потом выяснилось, что у них, оказывается, любовь и он никуда не собирался возвращаться. Для меня это такой удар, повторное предательство, дети ждали его... Потом хотел придти в гости, якобы по детям соскучился, я не позволила, сказала, хочешь увидеть, - возьми детей и погуляй с ними на улице. Он сильно разозлился и сказал, что тогда вообще больше не появиться. Сейчас я прервала совсем всякое общение с ним, он же хочет снова общаться, но я немогу уже так! Как детям объяснить, что папа передумал опять возвращаться? Я по благословению священника читаю акафист каждый день св. Николаю на год за сына, чтобы помог и чтобы помог переехать в другой город. Помолитесь, пожалуйста, за сына Сергия, дочь Анастасию и меня, грешную Наталию.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К аким должно быть ежедневное молитвенное правило православного христианина? Можно ли читать акафисты по личному душевному желанию, или акафисты читаются только по благословению и в определенные дни? Как правильно читать акафисты — вслух или про себя, нараспев, и в какой последовательности? Как правильно читать каноны дома? Сидя или стоя?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«П равило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, (…) по возможности можно прочесть и кафизму из Псалтири, а также и почитать и канон.

Я как-то одного человека спрашиваю:

– Надо ли каждый день обедать и ужинать?

– Надо, – отвечает он, – но я помимо этого еще что-то могу перехватить, чайку попить.

– А молиться? Если наше тело требует пищи, не паче ли того – душа? Мы тело кормим для того, чтобы в теле держалась душа и очищалась, освящалась, освобождалась от греха, чтобы Дух Святой пребывал в нас. Надо, чтобы она уже здесь соединилась с Богом. А тело – это одежда души, которая стареет, умирает и рассыпается в прах земли. А мы на это временное, тленное особое внимание уделяем. Уж так о нем заботимся! И кормим, и поим, и красим, и в модные тряпки одеваем, и покой даем – очень много внимания уделяем. А для души подчас и заботы нашей не остается. Ты молитвы утренние читал?

– Значит, тебе и завтракать нельзя. А если ты и вечерние не собираешься читать, значит, тебе и ужинать нельзя. И чай пить тебе нельзя.

– Я умру с голоду!

– Так и душа твоя умирает с голоду!

Вот, когда человек правило это сделает нормой своей жизни, то на душе у него мир, тишина и покой. Господь посылает благодать, и Матерь Божия, и Ангел Господень молятся. Помимо этого христиане еще молятся святым, читают другие акафисты, душа так и питается, довольна и рада, мирна, человек спасается.

Но не надо так читать, как некоторые, делать вычитку. Прочитали, оттарабанили – по воздуху, а в душу не попало. Чуть затронь такого – вспыхнул! Но себя считает большим молитвенником – «молится» очень хорошо. Апостол Павел говорит: «Лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор.14:19) Лучше пять слов пройдут в душу, нежели тьма слов мимо души.

— Читать акафисты можно хоть каждый день. Знал одну женщину (звали ее Пелагия), она каждый день читала по 15 акафистов. Господь давал ей особую благодать. У некоторых православных бывает по много акафистов собрано – и 200, и 500. Они обычно каждый праздник, отмечаемый Церковью, читают определенный акафист. Например, завтра праздник Владимирской иконы Божией Матери. Люди, имеющие акафист этому празднику, будут читать его.

— Акафисты хорошо читать на свежую память, т.е. с утра, когда ум не отягощен делами житейскими. Очень хорошо вообще молиться с утра до обеда, пока тело не отягощено пищей. Тогда есть возможность прочувствовать каждое слово из акафистов, канонов.

Все молитвы и акафисты лучше всего читать вслух. Почему? Потому, что слова через слух входят в душу и лучше запоминаются. Постоянно слышу: «Мы не можем выучить молитвы…» А их и не надо учить – их просто надо постоянно, каждый день читать – утром и вечером, и они сами по себе запоминаются. Если «Отче наш» не запоминается, то надо там, где наш обеденный стол, прикрепить бумажку с этой молитвой.

Многие ссылаются на плохую память по старости, а когда их начинаешь спрашивать, разные бытовые вопросы задавать, все помнят. Помнят, кто когда родился, в каком году, дни рождения у всех помнят. Знают, почем что сейчас в магазине и на рынке – а ведь цены постоянно меняются! Знают, сколько стоят хлеб, соль, масло. Все прекрасно помнят. Спросишь: «На какой улице живешь?» – все скажут. Очень хорошая память. Но вот запомнить молитвы никак не могут. А это оттого, что у нас на первом месте плоть. И мы уж так заботимся о плоти, все помним, что ей на потребу. А о душе не заботимся, поэтому-то и память у нас плохая на все доброе. На плохое– то мы мастера…

— Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом и от всех бесовских напастей, и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку «Часы приема с… до…» К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этого человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов – это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать».