Как читать обеденный намаз. "обеденный намаз после пятничного бидъа". Намаз для начинающих из двух ракатов

  • Дата: 12.02.2024

Намаз является важнейшей формой поклонения в исламе. Это по сути один из 5 столпов, на которых держится данная религия. Во сколько обеденный намаз, утренний и вечерний - знает каждый мусульманин. Ежедневно они совершают его несколько раз.

О происхождении

Выясняя, что такое намаз у мусульман, нужно учитывать, откуда произошло данное слово. Оно обладает персидскими корнями. Переводится как «молитва» либо «место для совершения молитв». Такое название распространилось по всему тюркскому миру. Арабы стали использовать термин «салят». Он переводится аналогичным образом.

О правилах

В Коране Всевышний возглашает: «Совершайте намаз». Каждую из 5 молитв, включая обеденный намаз, отличают свои особые характеристики. Так, каждой молитве отводится строго свое время.

Главная единица в молитве - это ракаат. Он является циклом совершения нескольких действий. При этом произносятся суры и дуа, они сменяют друг друга в определенном порядке.

О требованиях

Чтобы совершить, к примеру, обеденный намаз, мусульманину нужно выполнить несколько условий. Так, он в обязательном порядке должен предварительно принять веру. Не мусульманам обеденные намазы совершать запрещено. Несмотря на это, представителям других религий, атеистам вменяется в качестве греха их пропуск.

В случаях, когда человек долгий период оставался приверженцем другой религии либо был атеистом, с момента, когда он приходит к исламу, соблюдение строгого времени намаза в мечети является для него обязательным.

Вторым требованием является достижение совершеннолетия. В данном случае имеется в виду не юридическая дееспособность, а момент, когда человек созревает в половом плане. И это время у каждого человека индивидуально.

Третье требование заключается в психическом здоровье человека. Если же он обладает каким-либо отклонением, то освобожден от следования графикам намаза. Помимо этого, важно, чтобы он находился в состоянии ритуальной чистоты. До молитвы ему нужно выполнить омовение - тахарат.

Об обязанностях

Для всех остальных существуют строго установленные графики намаза. Обязанностью каждого мусульманина является совершение молитв по всем правилам. Однако правилами в исламе допускаются отклонения от графика по причине форс-мажорных ситуаций. Из-за них верующий может отложить осуществление намаза.

Перед тем как читать обеденный намаз, нужно произнести шепотом либо про себя намерение. Нужно молиться лишь в чистой обстановке и в чистой одежде. Чтобы молиться, имеет смысл переодеться. Помимо этого, во время совершения как женского намаза, так и мужского, нужно прикрыть несколько частей тела - аурат.

Тут подразумеваются «срамные» для ислама места на теле. Отпуская молитвы, нужно поворачиваться лицом к Каабе. Она находится в Мекке. В то же время исключения из данного правила имеются. К примеру, если время обеденного намаза настигло человека в общественном транспорте, он может не поворачиваться к Каабе.

О действиях

Любой намаз - идет ли речь о фардах, ваджибах, суннатах либо нафль-намазах - сформирован из ряда последовательных действий, которые повторяются. Каждый намаз, включая обеденный намаз в пятницу, делят на периоды - ракааты. Они представляют собой строго определенные последовательности телодвижений и фраз. Начинают их, стоя слушая чтение Корана. Далее кланяются в пояс, а затем, выпрямляясь, встают, принимая вертикальную позицию. Далее снова совершают земной поклон. Его повторяют дважды. Каждый второй ракаат заканчивают сидением для чтения ташаххуда. Число периодов у обеденных намазов для женщин, для мужчин, у утренних молитв, вечерних различается.

Для женщин

Если речь идет о намазе для женщин, нужно учитывать, что им не нужно оглашать азана и икамата. Помимо этого, они молитвы не отпускают всем коллективом. Представительница женского пола старается каждую молитву отправлять дома, а не в мечетях. На пятничный намаз женщина также не приходит. В то же время она может участвовать в коллективных молитвах на территории дома, находясь сзади мужчин.

До начала отправления молитв представительница женского пола должна убедиться в том, что все части ее тела, за исключением кистей рук, ступней, покрывает непросвечивающая, плотная одежда. Также важно убедиться в том, что прикрыты волосы, а запястья не будут обнажаться во время этого ритуала.

В случаях, когда во время отпускания молитв по меньшей мере четвертая часть ее тела окажется открытой, она может произнести 3 раза «Субъаналлах», что займет около 6 секунд. После этого намаз будет считаться недействительным. После того как человек убедился в том, что каждое условие намаза выполнено, он готов его совершить.

Подробнее о процедуре

Намерение является мысленной готовностью произвести какие-либо действия. Важно осознать, что человек собирается отпустить молитву. Нужно мысленно продумать, какая именно молитва будет совершена. В противном случае намаз действительным не считается.

Намерение должно звучать в голове до того, как человек начнет отпускать молитву. Важно встать прямо, глазами смотреть туда, куда будет опускаться лоб при земном поклоне. Не рекомендуется наклонять голову и опускать подбородок на грудь.

Представительницы женского пола обязуются ставить ноги близко друг к другу. Колени их должны соединяться. Между ними не должно оставаться много пространства. Запрещено отпускать молитвы, будучи одной в одежде, которую женщина бы не надела на публике.

О начале молитвы

Подняв ладони к кибле, мусульманки приступают к произнесению первых такбиров - «Аллаху Акбар». По сути, это является началом молитвы. Вплоть до ее завершения женщина не может выйти из нее, пока не доведет до конца.

Совершив такбир, женщина складывает свои руки на груди. Она кладет правую руку на пальцы левой. Ей нет необходимости складывать руки на пупке, подобно представителям мужского пола. Не нужно ей и шевелиться, если в том не возникает необходимости. Ей нужно лишь стоять спокойно - чем тише, тем лучше.

Когда хочется почесаться, делать это нужно только в крайних случаях, затрачивая как можно меньше сил и времени. При этом стоять нужно прямо, а вес равномерно распределить на 2 ноги. При этом важен взгляд прямо перед собой, его не нужно отводить, смотреть по сторонам. В данном положении прочитывают вступительные дуа «сана».

Далее женщина просит защиты от шайтана. После этого она прочитывает басмалу. Далее она прочитывает суру «Аль-Фатиха», а завершает чтение, произнося «Амин». Произносят его несколько нараспев - растягивая «а» и «и».

В то же время важно отметить, что даже при тихой молитве нужно, чтобы человек сам себя слышал. Некоторые части намаза произносятся достаточно тихо. «Чтение» лишь в мыслях, без участия речевого аппарата, фактически означает недействительность намаза.

Вслед за сурой «Аль-Фатиха» читают следующую. При этом нужно прочесть как минимум 3 коротких аята либо заменить их одним длинным. Длинный аят равен по длине трем коротким. Чаще всего, когда человека обучают намазу, ему дают короткие суры, которые перечисляются в конце Корана.

Вторую суру прочитывают лишь в первых 2 ракаатах. В намазе витр вторую суру читают в каждом ракаате. Все эти отрывки приведены непосредственно в самом Коране. Оттуда их и берут. Когда заканчивается чтение суры, мусульманки произносят такбир - «Аллаху Акбар», а затем кланяются в пояс - руку.

Отличия полов

В руку представительницам женского пола нет необходимости вытягивать спину, подобно мужчинам. Не нужно кланяться настолько же низко, насколько делают это мужчины.

В положении руку представители мужского пола обхватывают пальцами колени, в то время как женщине достаточно положить руки на колени таким образом, чтобы пальцы оказались на близком расстоянии друг от друга. То есть между ними должно оставаться пространство. Помимо этого, представительницам женского пола необязательно сохранять ноги в прямом положении. Вместо этого они могут сгибать колени несколько вперед.

Что касается мужчин, для них правила иные - им нужно держать руки в стороны от боков. Женщины же руки прижимают к бокам. Взгляд в этот момент должен быть направлен на ступни.

При нахождении в позиции руку нужно трижды восхвалить Аллаха, произнеся «Субхана роббияль-азым». Это переводится как «Великий Господь не имеет недостатков». Говорится данная фраза ровным и спокойным тоном.

При выпрямлении нужно сказать «Сами аллаху лиман хамидах», это нужно говорить до тех пор, пока тело снова не примет полностью вертикальное положение. Когда человек окончательно выпрямляется, он говорит «Роббана уа лякаль-хамд».

В таком положении не нужно класть руки на грудь, их нужно опустить по бокам. Нужно в обязательном порядке для этого полностью выпрямиться. Взгляд должен быть направлен в место совершения саджда. То же касается и стояния - кыяма.

За этими действиями следует земной поклон. Совершая его, мусульманки произносят «Аллаху Акбар». Мужчинам важно не опускать торс до того, как на полу окажутся оба колена. Для женщин данное правило не писано - они могут сразу опускаться в поклон.

При этом представительницам женского пола нужно совершать поклон таким образом, чтобы живот прижимался к бедрам, а руки - к бокам. Помимо этого, им нужно оставить ноги на полу, складывая их по правую сторону.

Мужчины не должны опускать руки на пол, делая поклон. Однако женщинам, напротив, нужно класть всю руку. Опустившись в такое положение, нужно трижды сказать «Субхана роббияль-аля». Важно при этом соблюдать спокойствие и не торопиться.

Совершив первый поклон, следует усесться левым бедром на пол, а затем произнести «Аллаху Акбар». При этом нужно выпрямляться, складывая ноги по правую сторону от тела, левую ногу кладя на голень правой. Важно учитывать, что совершать второй земной поклон, не выпрямляясь, нельзя.

Далее необходимо класть ладони, пальцы прижимая друг к другу. Нужно сложить их таким образом, чтобы между ними не оставалось свободного пространства. Взгляд при этом направляется на колени. В таком положении нужно пробыть на протяжении времени, достаточного для произнесения «СубханаЛлах». Полный перечень всех действий содержится в Коране.

О пятничном намазе

Джума-намаз является обязательной массовой мусульманской молитвой. Производят ее в пятницу, находясь на полуденной молитве в мечети. То, как правильно совершать Джума-намаз, написано в Коране.

Обязанности

Данную молитву в обязательном порядке отправляют мужчины, уже достигшие совершеннолетия. Представительницам женского пола она является желательной, но выполнять ее условия необязательно. То же касается физически немощных людей. На данный момент богословы указывают на то, что женщинам посещать коллективные намазы нежелательно, а это требование целиком и полностью распространяется на пятничные намазы. Каждому, кто принял ислам, запрещается прекращать данную молитву, не имея к тому веского повода. Но если речь идет о стихийных бедствиях - морозах, угрозах схода лавин, ливнях - то отправлять молитву не обязательно.

О порядке совершения

Еще до молитвы важным условием является омовение мусульманина. Ему нужно подстричь ногти, надев чистую и праздничную одежду. Имеет смысл воспользоваться духами. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты, которые обладают острыми запахами - чеснок, лук и так далее.

До начала молитвы произносят второй азан, читают проповедь - хутбу. Она делится на 2 части. Между ними рекомендуется ненадолго присесть. Уже затем верующие вместе с имамом приступают непосредственно к намазу. При этом совершение молитвы в пятницу наделяет правом не совершать намаз в полдень.

О действительности

Нужно помнить о строгости правил в мусульманстве для того, чтобы молитва считалась действительной. Так, намаз должен быть прочитан на территории крупных населенных пунктов. В каждом населенном пункте для совершения Джума-намаза нужно собираться в одно место. Но если мусульмане на одной территории совершали данный намаз в разных местах, действительным из них будет считаться только один - тот, который был отправлен раньше остальных.

Чтобы проводить имам обязуется получить разрешение местных властей. Важно, чтобы время отправления молитвы совпало со временем полуденного намаза. Нужно, чтобы на проповеди побывал хотя бы 1 здравомыслящий мужчина. Мечеть, в которой происходит намаз, должна оказаться открытой для каждого. Исключением являются здания, которые закрываются исходя из соображений безопасности.

О нежелательных действиях

Помимо вышеперечисленных запретов, имеется ряд действий, которые совершать не запрещено. Однако допускать их крайне не рекомендуется. К данному перечню относят опоздания в мечети. Мусульмане всегда должны стремиться добираться до мест совершения молитвы заблаговременно.

Это относится ко всем видам религиозных ритуалов, которые прописаны в Коране, совершаются в мечетях. Все дело в том, что опоздавший человек будет мешать тем, кто уже начал совершать намаз, внимание верующих на мгновения будет переключаться на него. Пришедшему позже остальных нельзя ни в коем случае занимать место в первых рядах, перешагивая через мусульман. Нельзя ходить между рядами и доставлять неудобство кому бы то ни было. Помимо этого, во время проповеди категорически запрещается разговаривать, отвлекать окружающих. Запрет данного рода вступает в силу, как только имам восходит ко своему месту, с которого и зачитывает текст своей проповеди.

Совершение намаза – один из обязательных столпов исламской религии. Его должен выполнять каждый истинно верующий. Молитва освобождает разум, успокаивает душу и очищает сознание. Намаз – это пятикратная молитва, которая помогает мусульманам обращаться к Господу и справляться с трудными ситуациями. Но чтобы правильно читать намаз, необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять намазы в определённое время дня и ночи.

Время и названия намазов

Каждый намаз включает в себя несколько ракаатов, последовательностей действий. Они состоят из чтения определённых сур Корана в положении стоя и двух видов поклонов: в пояс и в землю.

  • Утренний намаз называется Фаджр и состоит из 2 ракаатов. Исполняется с момента, как только появились первые признаки рассвета, и до окончательного восхода солнца. Намаз прекращается, как только солнце полностью выходит из-за линии горизонта.
  • Обеденный – Зухр – 4 ракаата. Начинается через пару минут после полудня.
  • Послеполуденный – Аср – 4 ракаата. Совершается за несколько часов до заката. Принципиально необходимо закончить молиться до того, как солнце станет теряться за линией горизонта.
  • Вечерний – Магриб – 3 ракаата. Выполняется сразу после того, как солнце зашло, но ещё до того, пока не исчезло вечернее зарево.
  • Ночной – Иша – 4 ракаата. Делается поздним вечером. Время на молитву – до самого рассвета. Однако лучше не затягивать и совершить намаз вовремя.

Кроме основных действий, существуют желательные намазы, за выполнение которых Аллах вознаградит верующих. Новичкам, конечно, для начала достаточно выучить основную часть ритуала и привыкнуть к регулярному графику пятикратной молитвы. Но после того, как это войдёт в привычку, желательно добавить и остальные суннат-намазы.

Подготовка к намазу

Перед тем, как начать совершение намаза, нужно:

  • Очистить тело: сделать малое омовение, вуду. При надобности верующий должен сделать гусль.
  • Облачиться в чистую и опрятную одежду: женщины-мусульманки должны прикрыть аурат, но они могут не прикрывать своё лицо, ступни ног и кисти рук. При этом волосы должны быть спрятаны под одежду. Мужчинам же нет необходимости покрывать голову.
  • Соблюсти время проведения того или иного намаза.
  • Повернуться по направлению к кыбле, святыне Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, Мекка.
  • Постелить молитвенный коврик, чистое полотенце или простыню.
  • Встать в позу. Женщины должны встать прямо, ноги находятся вместе, а руки – вдоль туловища. Мужчины должны поставить ноги на ширине плеч, свободно опустить руки, а взгляд направить вниз перед собой.
  • Мысленно высказать намерение в сердце читать намаз. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подходить к намерению совершать намаз для довольства Всевышнего Господа.

Как только все вышеперечисленные пункты выполнены, верующий может приступать к намазу.

Как правильно читать намаз

Если намерение произносится про себя, то всё остальное – вступительный такбир, дуа, суры Корана, проговаривается вслух. Необязательно в полный голос, возможно шёпотом, ведь не всегда обстановка располагает к полному единению.

  1. Из позы, в которой Вы стоите, поднимите ладони рук к плечам и проговорите вслух выражение «Аллаху Акбар!». Это и будет являться вступительным такбиром. Следите за ауратом: рукава не должны спуститься. Иначе намаз не будет совершён.
  2. Сложите руки крест-накрест на уровне грудной клетки. Правую ладонь положите сверху. Прочтите суру Аль-Фатиха.
  3. Поклонитесь в пояс. Помните, мужчины должны кланяться ниже, чем женщины, а смотреть необходимо вниз, на свои ступни. Положите руки на колени, но не обхватывайте их.
  4. Вернитесь в исходную позу.
  5. Сделайте земной поклон и произнесите одновременно фразу «Аллаху Акбар». Для этого опуститесь на колени, затем обопритесь на ладони и локти и коснитесь земли носом и лбом. При этом упритесь пальцами ног в землю.
  6. С теми же словами перейдите в сидячее положение и проговорите фразу «Субханаллах».
  7. Снова сделайте земной поклон и одновременно произнесите фразу «Аллаху Акбар».
  8. Вернитесь в исходной положение для того, чтобы сделать второй ракаат.
  1. Начните, как и в самом начале, с прочтения суру Аль-Фахита. Можете выбрать слова зикра, прочитать какую-либо небольшую суру.
  2. Теперь совершите поклон в пояс и в землю, как это было при первом ракаате.
  3. Присядьте на ноги так, чтобы ладони были на коленях, а обе ноги развёрнуты в правую сторону. Таким образом Вы сядете не на ноги, а на пол. В этом позе произнесите дуа Аттахийят. После, если Вы совершаете намаз фаджр, проговорите окончание молитвы.

Если Вы читаете намаз, который состоит из трёх, четырёх ракаатов, то после дуа поменяйте позу: поднимитесь, встаньте прямо и сделайте следующие ракааты. Затем мусульмане могут обратиться к Всевышнему Аллаху в свободной форме на любом языке с мольбами и просьбами о личном. Господь обязательно услышит Вас после молитвы и поможет.

Вопрос совершения полуденной молитвы после пятничной задается достаточно часто, вызывая много разногласий. Что же делать человеку, который не обладает исламскими знаниями?

В подобных случаях мы должны обращаться к людям, которые передали знания – имаму аш-Шафии ,имаму ан Навави , ибн Хаджару аль-Хайтами, аль-хатыбу Шарбини, Ар-Рамали и другим (да смилуется над ними всеми Аллах), так как

"كل خير في التباع من سلف و كل شر في ابتداع من خلف"

"все хорошее заключается в следовании предкам, а все плохое появляется в результате следования за людьми, привносящими недозволенные новшества".

Теперь попытаемся разъяснить, почему же необходимо совершать полуденную молитву после пятничной?

Во-первых : совершалась ли полуденная молитва после пятничной во время Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и праведных халифов?

Нет, так как были все необходимые условия для совершения джума-намаза. Но когда Пророку (мир ему и благословение) приходилось выезжать в поход со сподвижниками, то им не приходилось совершать пятничную молитву из-за отсутствия условий.

Во-вторых : мы прекрасно знаем, что для совершения какого-либо дела существуют условия, и, конечно же, для пятничной молитвы тоже есть свои условия.

Давайте посмотрим на условия, изложенные в книге ибн Хаджара аль-Хайтами «Тухфату-ль-мухтадж» , согласно мазхабу имама аш-Шафии . Почему мы ссылаемся на эту книгу? Потому что ибн Хаджар является одним из самых достоверных людей, на книги которого ссылаются последователи шафиитского мазхаба. Он написал шарх – разъяснения для книги «Минхад ат талибин» , автором которой является великий ученый имам ан-Навави .С его книг выносятся в первую очередь фетвы.

)و لصحتها مع شرط) أي شروط (غيرها) من الخمس (شروط) خمسة:

)أحدها: وقت الظهر) بأن يبقى منه ما يسعها مع الخطبتين. قال أنس رضي الله عنه : " كان رسول الله صلى الله عليه و سلم يصلي الجمعة حين تميل الشمس. رواه أحمد و البخاري و أبو داود و الترمذي.

" Для действительности пятничной молитвы, помимо совершения обязательных молитв, необходимо выполнить еще пять условий:

1. Времени пятничной молитвы хватило на две хутбы (проповеди) и на совершение намаза. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 334).
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк совершал пятничную молитву, когда солнце отклонялось с зинита сторону запада». (Хадис передан Ахмадом, аль-Бухари, Абу Давудом и ат-Тирмизи) ".

)الثاني: أن تقام في خطة أبنية) (أوطان المجمعين) المجتمعة بحيث تسمى بلدا أو قرية واحدة للإتباع و الدليل ما رواه عبد الرزاق عن علي موقوفا:" لا جمعة و لا تشريق إلا في مصر جامع"

2. Пятничная молитва должна совершаться в границах построек коренных жителей, собравшихся в одном месте так, чтобы это можно было назвать городом или селом. Абду-р-Раззак передал от Али: пятничная молитва не совершается нигде, кроме как в городе или селе. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибну Хаджара аль-Хайтами стр. 335) . Имеется ввиду, что пятничная молитва не совершается вне населенного пункта .

)الثالث :أن لا يسبقها و لا يقارنها جمعة في بلدتها) مثلا و إن عظمت لأنها لم تفعل في زمنه

صلى الله عليه و سلم ولا في زمن الخلفاء الراشدين"تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص 336

3. В одном населенном пункте для совершения пятничной молитвы, необходимо собираться в одном месте. Если пятничная молитва будет совершаться в разных местах в одном населенном пункте, без какой либо нужды, то в таком случае пятничная молитва считается действительной, только в той мечети, в которой его совершили раньше. Если не известно в какой мечети вступили раньше в пятничную молитву, то в таком случае обязуется для всех совершить и обеденный намаз после пятничного намаза.

)الرابع: الجماعة) ... (و شرطها) أي الجماعة فيها (كغيرها) من الجماعات كالقرب و نية الإقتداء ... (و) اختصت باشتراط أمور أخرى منها (أن تقام بأربعين) و إن كان بعضهم صلاها في قرية أخرى ..... (مكلفا حرا ذكرا) ..... (مستوطنا) ...... (لا يظعن شتاء و لا صيفا إلا لحاجة) "تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص338

لما رواه أبو داود: "الجمعة حق واجب على كل مسلم في جماعة..."

4. Пятничный намаз должен совершаться коллективно. Здесь соблюдаются все условия коллективной молитвы, как и в других обязательных намазах (близость к имаму, намерение следовать за имамом и так далее).

Помимо этого есть еще дополнительные условия: совершение пятничной молитвы совершеннолетними (достигшими 14,5 лет), свободными (не рабами) мусульманами (не менее сорока человек), являющимися коренными жителями этого населенного пункта, которые не покидают его ни зимой, ни летом без необходимости . («Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 338) .

و سيعلم مما يأتي أن شرطهم أيضاً أن يسمعوا أركان الخطبتين و أن يكونوا قراء أو أميين متحدين فيهم من يحسن الخطبة، فلو كانوا قراء إلا واحدا منهم لم تنعقد بهم الجمعة كما أفتى به البغوي "تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص 340

Еще одно условие пятничной молитвы – минимальное необходимое количество молящихся (40 человек) должно слышать все составные части обеих хутб, и уметь правильно читать суру «аль-Фатиха» и «ат-Ташаххуд», то есть, «ат-тахият». Допускается, чтобы все читали с ошибками (но с одинаковыми!). При этом должен присутствовать хотя бы один, умеющий читать хутбу. Если же из 40 человек 39 будут грамотными и один неграмотным, то пятничная молитва будет недействительной. Такое решение (фетву) вынес Багави . («Тухфату-ль-мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 340) .

)الخامس: الخطبتان) لما في الصحيحين أنه صلى الله عليه و سلم لم يصلي الجمعة الا بخطبتين ...... "تحفة المحتاج" لابن حجر الهيتمي ص 342

5. Следующим условием является совершение двух хутб. Следуя хадису, приведенному в достоверных книгах хадисов Бухари и Муслима, Пророк (мир ему и благословение) не совершал никогда пятничную молитву без их чтения. («Тухфату-ль-мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, стр. 342) .

Если хоть одно из этих пяти условий отсутствует, или мы сомневаемся в них, то пятничная молитва недействительна. Например, мы точно не знаем, в какой из мечетей молитву начали раньше, или не уверены, началась ли она одновременно, или сомневаемся, что совершена она с сорока мусульманами- коренными жителями, умеющими правильно читать суру «аль-Фатиха» и «ат-Ташаххуд» («ат-тахият»), то мы подобны людям, не совершившим пятничную молитву, ибо для этого не были соблюдены соответствующие условия.

Последним решением имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) указал, что, если нет сорока человек, отвечающих предписанным условиям, необходимо совершить дополнительную обеденную молитву.

И, соответственно, ее мы совершаем не как шестую обязательную, а лишь для уверенности, так как все намазы, совершаемые во время какой-то молитвы, не являются шестым и седьмым фарзом. Доказательством этого служат два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

أنه صلى الله عليه و سلم "صلى الصبح فرأى رجلين لم يصليا معه، فقال: "ما منعكما أن تصليا معنا ؟" قالا : صلينا في رحالنا ، فقال:"إذا صليتما في رحالكما ثم أتيتما مسجد جماعة فصلياها معهم، فإنها لكما نافلة"

Однажды Пророк (мир ему и благословение) совершил утреннюю молитву и, заметив двоих, не совершивших ее, спросил: «Что заставило вас не совершать со мной намаз?». Они ответили, что уже совершили молитву дома. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хоть вы и совершаете молитву дома, а затем придете в мечеть, где совершают молитву коллективно, поэтому совершите ее вместе со всеми – для вас это желательно» .

و قد جاء رجل بعد صلاة العصر إلى المسجد، فقال عليه السلام: "من يتصدق على هذا فيصلي معه؟" فصلى معه رجل. رواهما الترمذي و حسنهما "إعانة الطالبين" ج2 ص9

Как-то некий человек пришел в мечеть уже после того, как мусульмане совершили предзакатный намаз, и Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто даст милостыню этому человеку, совершив с ним намаз?». И тогда какой-то мусульманин совершил намаз вместе с пришедшим еще раз.

Однажды великого учёного шафиитского мазхаба шейха ар-Рамли , написавшего шарх для книги «Минхаджу-талибин» , попросили высказаться о человеке, сказавшем: «Вы, шафииты, пошли против Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), потому что Всевышний обязал совершать пять обязательных молитв, а вы совершаете шесть, совершая дополнительно полуденную молитву после пятничной» .

Ар-Рамли ответил, что этот человек – лживый заблудший невежда, и если он уверен, что шафииты обязуются совершать шесть обязательных молитв, согласно шариату, то он впадает в неверие (куфр), и с ним нужно поступать, как с отступившими от религии (муртаддами). Если нет, то выпороть так, как он этого заслуживает, чтобы это послужило уроком для него и для остальных, которые говорят подобное.

«Мы не говорим об обязательности шести молитв» , продолжил Ар-Рамли , «но совершение полуденной молитвы после пятничной считаем обязательным, если не знаем, в какой из мечетей пятничную молитву начали раньше. У нас (шафиитов) есть условие – без надобности не совершать пятничную молитву более чем в одной мечети, и мы знаем, что там никакой необходимости нет. Следовательно, те, кто не уверены в том, прошла ли их пятничная молитва с соблюдением всех условий, обязаны совершить полуденную, ибо они подобны людям, не совершившим пятничную молитву. И не скажет ни один человек плохо об имамах мазхабов, кроме как Всевышний не разгневается на него» . («Фатху-ль-΄аллям» Мухаммада ΄Абдуллаха аль-Джордани, том 3, стр. 39) .

Если кто-то совершил молитву и потом усомнится, что пропустил хотя бы одно условие, то он обязан повторить молитву, и она не будет считаться шестым фарзом. Даже если усомнится не один раз, то каждый раз обязан совершить молитву заново, пока не будет уверен в соблюдении всех условий.

Что же говорят о совершении полуденной молитвы после пятничной в других мазхабах? Ведь некоторые, выходя из мечети, ссылаются на то, что они последователи других мазхабов, к примеру, Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах), и вызывают сомнения у людей в том, что делает имам.

فالمالكية يقولون:

إذا تعددت المساجد فلا تصح الجمعة إلا في المسجد القديم، و هو ما أقيمت فيه الجمعة أولا أي: فمن صلى في غيره لم تصح و عليهم الظهر.

По мазхабу имама Малика :

Если мечетей будет несколько, то пятничная молитва будет считаться в той, в которой она была совершена впервые. Следовательно, пятничная молитва, совершенная в другой мечети, будет считаться недействительной, и совершившие ее, обязаны совершить полуденный намаз .

و قال الحنابلة:

تصح الجمعة في عدة مساجد إذا كان التعدد لحاجة، فإن كان لغير حاجة صحت فيما أذن فيه الإمام، أو صلى فقط، و إلا صحت السابقة يقينا إن علمت و إلا وجب عليهم كلهم الظهر.

По мазхабу имама Ахмада бин Ханбала :

Пятничная молитва в нескольких мечетях будет считаться действительной, если она совершается в них по необходимости (то есть, в другой мечети совершают намаз только в том случае, если первая заполнена). В противном случае она будет считаться действительной только в той мечети, где разрешил имам, или там, где он сам ее совершает. А если нет прямого указания имама, то пятничная молитва будет считаться действительной в той мечети, где ее начали первыми с уверенностью в этом, а если не уверены, то все обязаны совершить дополнительно полуденную молитву.

و قال الحنفية:

إن تعددت الجمعة في مساجد لا يضر و لو سبق أحدهما؛ و لكن الأحوط صلاة أربع ركعات بنية ظهر. و الأفضل أن تكون في بيته لئلا يعتقد العوام فرضيتها، فإن تيقن سبق جمعة أخرى كانت هذه الصلاة واجبة و إن شك كانت مندوبة.

По мазхабу имама Абу Ханифа :

Если пятничная молитва будет совершаться в нескольких мечетях, то в этом нет ничего страшного, даже если в одной мечети совершать молитву раньше, чем в другой. Но в этом случае для уверенности будет лучше совершить еще 4 ракаата с намерением полуденной молитвы. И лучше ее совершить дома, чтобы рядовые мусульмане не посчитали ее совершение обязательным. Но если точно узнают, что в другой мечети пятничную молитву начали раньше, совершение полуденной молитвы станет обязательным, а если будут сомнения, то ее совершение будет желательным.

Кто же более знающ – мы или ученые-богословы? Если для нас недостаточно того, что решили они, к чему вообще говорить о них, тогда мы должны считать их неучами! Если мы называем себя шафиитами, то разве не должны мы прислушиваться к слову имама аш-Шафии и следовать за ним?

Было бы легче и лучше научить каждого, кто обязан совершать пятничную молитву, правильному чтению суры «аль-Фатиха», тем более, что это является обязательным.

Если сорок совершеннолетних мусульман умеют читать суру «аль-Фатиха» и молитву «ат-Ташаххуда» по правилам чтения Корана, и если пятничная молитва в селе или городе совершается в одном месте, тогда не будет и споров о совершении полуденной молитвы.

Разве нам не должно быть стыдно, если в каждом населенном пункте нет таких сорока человек?!

В селении Чиркей Буйнакского района Республики Дагестан жил ученый Тахир-хаджи. В течение тридцати лет он был сельским имамом. Обучил по книге «Махалли» четыреста учеников. Но и тогда говорил: «До сих пор у меня остались вопросы, в которые я до конца не смог вникнуть». В то время село было одним из самых крупных в Дагестане, но и в тамошней мечети после пятничной молитвы совершалась полуденная.

Как-то к ним пришел ученый-мужаввид из селения Буртунай Казбековского района по имени Хайбула с целью обучить чиркеевских детей чтению Корана по правилам таджвида и махраджа. Образовалась хорошо подготовленная община (джама΄а). Спустя некоторое время, прочитав пятничную проповедь, Тахир-хаджи сказал: «Теперь у нас достаточно людей и большая, сильная община. Отныне после пятничной молитвы мы можем не совершать полуденную». После этого полуденную молитву больше не совершали.

И если даже для Тахира-хаджи, преподавшего уроки по фикху из «Махалли» четыремстам ученикам, оставались непонятными некоторые места в этом труде, то какими должны быть сегодня мы?! Сподвижник ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) не раз повторял: «Тот, кто говорит, что он знающий, является невежественным человеком».

Из всего вышесказанного следует, что в Дагестане или других местах, придерживающихся шафиитского мазхаба, необходимо совершать полуденную молитву, если есть сомнения в соблюдении хотя бы одного условия совершения пятничной молитвы.

Да одарит Всевышний разумом всю умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что бы следовать за знающими людьми! Амин.

Продолжаем рассказ о совершении намаза для начинающих. В данной статье с дозволения Аллаха поговорим о том, как совершать намаз новичку, что нарушает намаз и ответим на распространенные вопросы по намазу

Каждый намаз состоит из определенного количества рака’атов – набора действий, включающих в себя чтение определенных сур Корана стоя, совершение одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (саджда).

Утренний намаз (фаджр ) состоит из двух ракаатов ,

обеденный (зухр ) – из четырех ,

послеполуденный (аср ) также из четырех ,

вечерний намаз магриб – из трех ,

и ночной намаз иша – из четырех.

Однако помимо обязательной части (фард), каждый намаз включает еще определенное количество желательных намазов (суннат), которые совершать не обязательно, однако, за их выполнение тоже обещана награда. Начинающим, разумеется, сначала следует приучить себя к регулярному выполнению обязательной части пяти намазов, но потом следует стараться совершать и суннат-намазы, помимо основных.

Также ученые ханафитского мазхаба считают обязательным (ваджиб ) совершение намаза витр , состоящего из трех ракаатов , который совершают после ночного намаза иша.

После того, как вы совершили омовение и закрыли аурат, встаньте на молитвенный коврик (если у вас его пока нет, для этой цели можно использовать чистое полотенце или простыню), обратившись в сторону кыблы, и выразите в сердце намерение (ният ) совершить намаз. Во время намерения нужно назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить (обязательный или желательный и его название — фаджр, зухр, аср).

Намерение произносят мысленно , примерно в следующих словах: «Намереваюсь совершить ради Аллаха фард (обязательную часть) сегодняшнего утреннего (например) намаза фаджр (или назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить).

Примечание: намерение на совершение намаза нужно произносить мысленно, но вступительный такбир, суры Корана и необходимые дуа произносят вслух (не обязательно громко, можно шепотом, но так, чтобы слышать самого себя, шевеля губами и языком).

1.После выражения намерения поднимаете руки ладонями наружу к плечам и произносите (вслух!) фразу «Аллаху Акбар!» (это т.н. вступительный такбир) (как показано на картинке). Во время поднятия рук следите, чтобы у вас не опустились рукава и не открылся аурат — это может испортить ваш намаз!

2. Затем складываете руки на груди (правую поверх левой) и читаете суру Аль-Фатиха

Сура «Фатиха» (Открывающая) (примерная транслитерация и перевод):

بسم الله الرحمن الرحيم

[Бисмилляхи р-рахмани р-рахим]

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

الحمد لله رب العالمين
[Аль-хамду лилляхираббиль-алямин]

Слава Аллаху, Владыке всех миров

الرحمن الرحيم
[ар-рахманир-рахим]

Милостивому, Милосердному

مالك يوم الدين
[малики йаумид-дин]

Властителю Судного Дня

إياك نعبد
[иййакя наъбуду]

Тебе одному поклоняемся

و إياك نستعين

[уа иййакя настаъыйин]

и к Тебе одному взываем о помощи

اهدنى الصراط المستقيم

[ихдинас-сыраталь-мустакыйим]

Наставь нас на путь праведный

صراط الذين أنعمت عليهم
[сыpaталлязина анъамта ъалейхим]

путь тех, кого Ты одарил Своими благами

غير المغضوب عليهم
[гайриль-магъдуби ъалейхим]

тех, кто не навлек на себя Твоей немилости

و لا الضآلين
[уа ляд-доооллин (Амин)]

и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)

(как уже было сказано выше, можете на первый раз ограничиться произнесением фраз «Бисмиллях», Альхамдулиллях» «Ля иляха илляЛЛах»).

Во время произнесения сур взгляд обращен на предполагаемое место совершения земного поклона.

3. С произнесением слов «Аллаху Акбар» совершаете поясной поклон – руку’ . Женщины совершают поклон не так глубоко, как мужчины. Взгляд при этом обращен на пальцы ног; кисти рук лежат на коленях, не обхватывая их.

4. После совершения руку’ выпрямитесь опять в положение стоя.

5. Со словами «Аллаху Акбар» совершите земной поклон (саджда). Для его совершения сначала опускаются на колени, затем опираются на руки и потом касаются поверхности земли носом и лбом. Пальцы ног (хотя бы два пальца) должны упираться в землю, локти касаются пола и прижимают к телу, живот прижимают к бедрам.

6. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в сидячее положение на небольшой промежуток времени, который достаточен для произнесения фразы «Субханаллах». Затем опять произнесите «Аллаху Акбар» и совершите второй земной поклон.

Здесь кончается первый ракаат намаза .

7. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в вертикальное положение для совершения второго ракаата намаза и сложите руки на груди, как описано выше.

2-ой ракаат:

8. Сначала, как и в первом ракаате, прочитайте суру Аль-Фатиха (или произнесите слова зикра – поминания Аллаха). Обычно во втором ракаате также произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться только одной сурой Аль-Фатиха. Затем совершают руку’ и саджда, как описано выше.

9. После совершения двух земных поклонов сядьте на ноги (как показано на картинке), руки лежат на коленях, обе ноги сдвинуты в правую сторону. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. В таком положении произносят дуа Аттахийят.

Примерная транслитерация и перевод:

التحيات لله و الصلوات و الطيبات
[Ат-тахиййяту лилляхи уас-саляуату уат-таййибат]

Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела.

السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته
[Ас-саляму ъалейкя аййюхан-набиййю уа рахматуллахи уа баракятух]

Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения.

السلام علينا و على عباد الله الصالحين
[Ас-саляму ъалейна уа ъаля ъибадиллахис-салихин]

Мир нам и истинным слугам Аллаха.

أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا عبده و رسوله
[Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна мухаммадан ъабдуху уа расулюх]

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха
и свидетельствую, что Мухаммед - Его раб и Посланник.

Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» нужно поднять указательный палец правой руки, а во время произнесения слов «илля Ллах» опустить.

11. Если вы совершаете утренний намаз (фаджр) после произнесения дуа Ат-Тахийят произносится приветствие (таслим) окончания намаза. Со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» поверните голову в сторону правого плеча, а затем – с этими же словами – в сторону левого.

Если вы совершаете намаз, состоящий из более, чем двух ракаатов , то после произнесения дуа Ат-Тахийят (не произнося приветствие окончания намаза!) нужно подняться в положение стоя и совершить еще один (если вы совершаете намаз магриб) или еще два ракаата (если вы совершаете намазы зухр, аср, иша). После совершения последнего (третьего или четвертого ракаата) опять садитесь и еще раз произносите дуа Ат-Тахийят, затем произносите приветствие «Ассаляму алейкум ва рахматуллах!», поворачивая голову сначала к правому плечу, затем к левому.

После совершения намаза вы можете обратиться к Аллаху со своими личными просьбами (на любом языке, необязательно на арабском).

Примечание:

В третьем и четвертом ракаатах обязательного намаза после чтения суры Фатиха читать вторую суру не нужно. Если же вы совершаете суннат-намаз, состоящий из четырех ракаатов, то вторую суру в третьем и четвертом ракаатах произносят.

Намаз витр

Как уже было сказано выше, ханафитские ученые считают обязательным совершение витр-намаза: намаза, совершаемого после ночного намаза иша и до наступления времени намаза фаджр. Намаз витр состоит из трех ракаатов. Перед его совершением намерение произносят примерно следующим образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз витр» — не указывается, суннат это или фард намаз, поскольку среди ученых есть разногласие по этому вопросу. В третьем ракаате этого намаза после чтения суры Аль-Фатиха нужно прочитать короткую суру, затем произнеся «Аллаху Акбар», поднять руки так же, как и для вступительного такбира, затем сложить их на груди и произнести дуа Кунут:

Примерная транслитерация:

«Аллаахумма инна наста‘иинука ва настахдиика ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкаль-хайра кулляху, ва нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуду, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, ва нарджуу рахматакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик».

«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»

Если человек еще не выучил дуа Кунут, можно произнести такое дуа:

«Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар».

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».

Какие действия нарушают намаз

1. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться – более того, громкий смех (что его могут слышать стоящие рядом люди) – нарушает не только намаз, но и омовение. Однако улыбка (без звука) намаз не нарушает.

2. Нельзя издавать какие-то звуки или вздыхать. Чихание или кашель намаз не нарушают.

3. Нельзя плакать по мирским причинам (допускается плач из страха перед Аллахом).

4. Нельзя совершать множественные мелкие действия без нужды (поправлять одежду, чесаться). Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.

Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).

5. Мужчине и женщине нельзя совершать намаз, стоя в одном ряду (должно быть какое-то расстояние или преграда).

Часто задаваемые вопросы о намазе:

Можно ли совершать намаз по бумажке или книге? Начинающие часто совершают намаз, подглядывая в книгу или бумажку с подсказкой. Этого нужно избегать, поскольку в таком случае получится, что вы совершает множество лишних действий, которые делают ваш намаз недействительным.

Можно ли молиться во время хайда или нифаса? – Нет, женщина не совершает намаз во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас) . Если она все-таки делает намаз в это время, она впадает в грех. Для действительности поклонения очень важно научиться правильно определять начало и окончание хайда – поскольку, если вы начнете молиться раньше, чем у вас окончились месячные, такие намазы не будут действительны, и наоборот, если вы не будете молиться, когда у вас месячные уже окончились, получится, что вы пропустите намазы без уважительной причины. И в том, и в другом случае вам придется позже восполнять пропущенные намазы. О хайде можно почитать вот Пропущенные в это время (хайда и нифаса) намазы восполнять не нужно.

Нужно ли восполнять пропущенные намазы? — Пропущенные намазы – по любой причине (кроме тех, что были пропущены по причине месячных и послеродовых кровотечений) – нужно обязательно восполнить! Так что если вы проспали утренний намаз или не смогли помолиться на работе или учебе, обязательно нужно восполнить эти намазы впоследствии.

Если человек начал молиться не с наступлением совершеннолетия (в частности, женщина – не с того момента, когда у нее начались месячные), а в более зрелом возрасте, нужно ли восполнять эти намазы? – Да, такие намазы следует обязательно восполнить.

Как молиться на работе или учебе? – Часто люди говорят, что у них не получается помолиться на работе или в учебном заведении. Эти причины не считаются уважительными – вам стоит приложить максимум усилий, чтобы найти время и место для намаза.

Как быть, если родители не разрешают мне совершать намаз? – Если в отношении вас не употребляется прямое насилие (к примеру, вас не угрожают убить или серьезно покалечить – и вы должны быть уверены, что угрозу действительно исполнят!), а это маловероятно в случае с близкими людьми, вам следует начать молиться, несмотря на их недовольство. Ваши родные не весь день бывают дома, они не следят за каждым вашим шагом – так что выберите время, когда на вас не обращают внимания, найдите уединенное место в доме и помолитесь. Будьте терпеливы и тверды в своем решении – иншаАллах, со временем ваши родные смирятся с вашим выбором и даже будут уважать вас за твердость характера.

Можно ли женщинам читать намаз отдельным женским джамаатом (не за имамом-мужчиной, а выбрать какую-то знающую сестру и совершать намаз за ней). Ученые-ханафиты считают такое действие макрухом тахрими (близким к запретному), так что от этого нужно воздержаться (хотя ученые шафиитского мазхаба подобное дозволяют).

Женщины иногда спрашивают: можно ли молиться с ребенком на руках или что делать, если во время молитвы ребенок забирается на спину или на на руки матери (или касается ее): В данной статье можно прочитать подробное разъяснение этого вопроса «Молитва с ребенком на руках»
Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр

Намаз выступает в качестве одного из столпов ислама, наряду с произнесением свидетельства (шахады), держанием поста, выплатой закята и совершением паломничества в Мекку и Медину.

О важности молитвы в Священном Коране упоминается множество раз, а потому каждый мусульманин должен не только своевременно совершать намаз, но и делать это с предельной концентрацией и ощущением, что на все действия смотрит Сам Всевышний (впрочем, такое отношение у верующего должно присутствовать всегда, а не только во время поклонения).

Про обязательный характер намаза говорится в одном из аятов суры «Хадж»:

«Проявляйте усердие в том деле, которое заповедовал вам Аллах. Он оставил Свой выбор на вас и не сделал ничего затруднительного в религии ислам… Выстаивайте намаз, платите из своего имущества подаяние (закят) и яростно держитесь за Всевышнего Творца…» (22:78)

Поэтому крайне важно выполнять все В этой статье мы подробно разберём, как совершается полуденная молитва («зухр» по-арабски или «ойля-намаз» у тюркских народов) - самая длинная из пяти ежедневных в исламе.

Обратите внимание , что положение частей тела в ракаатах описаны для мужчин. У женщин они несколько (незначительно)

Время, когда мусульмане совершают полуденный намаз

Зухр-намаз разрешается читать с того момента, когда солнце перестанет находиться в зените (это положение небесного светила, когда оно достигает наивысшей точки по орбите по отношению к определённой географической местности) и пока тень предмета не увеличится так, что станет длиннее самого предмета. Тем не менее, богословы придерживаются разных точек зрения по поводу того, когда именно заканчивается время молитвы зухр. Если представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ настаивали на вышеприведённой трактовке, то великий имам Абу Ханифа полагал, что полуденную молитву нельзя совершать тогда, когда длина тени какой-то вещи становится больше её размера в два раза.

Время совершения намаза ойля в различных городах России на текущий год можно посмотреть и скачать .

Как читать полуденную молитву

Полуденная молитва состоит из четырёх ракаатов сунны, четырёх - фарда и двух ракаатов последующей сунны. Фактически порядок совершения всех этих частей зухр-намаза идентичен друг другу, однако имеются некоторые нюансы, о которых мы расскажем ниже. В целом, описание того, как необходимо совершать полуденную молитву мы приведём на примере 4 ракаатов сунны. О фарде и двух дополнительных ракаатах сунны будет сказано в контексте тех особенностей, которые характерны для этих частей намаза. Это видео поможет вам понять суть описанного в тексте.

4 ракаата сунны

Ракаат №1

1-й шаг - ният, т.е. намерение на совершение четырёх ракаатов сунны. Оно может быть либо в форме желания человека сделать что-то, либо в словесной форме, когда высказывание служит подтверждением изначального желания человека. Последний момент применительно к намазу не выражается в какой бы то ни было молитвенной формуле. Достаточно подумать о том, что верующий будет делать сейчас четыре ракаата сунны или проговорить на родном языке: «О Всевышний! Вознамерился я совершить 4 ракаата сунны полуденной молитвы» .

2-й шаг - такбир, выражение «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»). В рамках этого шага первоначально необходимо совершить поднятие рук до уровня головы так, чтобы большой палец соприкасался с мочкой уха (соприкосновение практикуется в рамках ханафитского и маликитского мазхабов, в то время как в шафиитском и ханбалитском этого можно не делать), а остальные пальцы должны быть направлены в сторону Мекки (то есть кыйблы). В момент соприкосновения произносится такбир - выражение «Аллах Велик» на арабском языке «Аллаху Акбар» . Собственно, с этого момента наступает время, когда человек во время намаза не может произносить посторонние слова и совершать излишние движения. Глаза следует направить в то место, куда, предположительно, верующий будет совершать земной поклон.

3-й шаг - чтение дуа «Сана» и сур из Священного Корана. Текст дуа-сана следующий:

Субханяка Аллахумма уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддука, уа ля Иляха гайрук

Переводится эта молитвенная формула так: «Слава Тебе, Всевышнему Аллаху! Имя Твоё благое, Твоё имя является самым великим, нет ничего равного Тебе. Никто не может быть достойным поклонения, только Ты этого достоин».

У шафиитов дуа-сана читается иным образом:

Ваджахту ваджхия лиллязии фатарас-самаваати валь-ард, ханиифам муслиима, ва ма анна мин аль-мушрикиин, иннас-саляяти ва нусуки, ва махъяйа, ва маммати лилЛяхи раббиль-‘алямиин, ля шариикя лях, ва би зяликя умирту ва анна мин аль-муслимиин

Перевод смысла : «Я направляю свой лик к Создателю небес и земляной тверди. Я не поклоняюсь другим богам, потому что, поистине, моя вера, молитвы, воздаяния, просьбы, благой нрав, жизнь и смерть - всё это принадлежит Всевышнему Аллаху, Господину, Который не имеет никакого сотоварища. Это то, что мне велено совершать, я являюсь мусульманином».

4-й шаг - кыям. Согласно ханафитской богословское-правовой школе, во время кыяма (стояния в намазе) руки верующего должны располагаться ниже пупка. Правая кисть выше левой, обхватывая её таким образом, что указательные, средний и безымянный пальцы располагаются вдоль левой руки. Шафииты держат руки ровно таким же образом, но они должны быть выше пупка и ниже груди. В ханбалитском мазхабе вопрос о том, как именно держать руки, оставляется на усмотрение верующего. Маликиты, в свою очередь, читают намаз, опуская руки.

После дуа-сана, произнося слова «А’узу билЛяхи минашшайтаанир-раджиим, бисмилЛяхи-р-Рахманир-Рахиим» («Обращаюсь к Всевышнему Аллаху от дьявола, который достоин побития камнями. Именем Всевышнего, Милостивого и Милосердного») , верующий читает . Затем следует любая другая кораническая сура (либо её фрагмент не менее чем из трёх идущих подряд аятов). В качестве примера может выступить .

5-й шаг - поясной поклон (по-арабски «руку’»). Человек проговаривает такбир «Аллаху Акбар» и делает руку’. То есть кланяется так, что его руки опираются на коленные чашечки, при этом пальцы необходимо расставить друг от друга. Локти не касаются тела. Спина держится параллельно полу, голову не следует ни опускать вниз, ни поднимать. В этом положении верующий трижды проговаривает: «Субэханя Раббиаль-‘Азыйм» («Является Пречистым [от абсолютно любой негативной характеристики] Господин») . Затем нужно завершить руку’. Выходя из него, верующий произносит: «Сами’аАллаху лимян Хяямидяя» («Всевышнему слышно (известно) абсолютно все прославления, [которые поступают в Его адрес]») . Далее он занимает вертикальное положение, опустив руки и произнося про себя следующую формулу: «Раббаня, ЛяКа-л-хамдэ» («О Владыка миров! Для тебя все эти восхваления»).

6-й шаг - суджуд (земной поклон). Верующий произносит такбир - слова «Аллаху Акбар» , опускает параллельно колени, опирается кистями рук на пол и располагает между ними голову, прикасаясь лбом и переносицей. Так суджуд делается в рамках ханафитской богословское-правовой школы. Шафииты совершают этот элемент практически так же, но только кисти рук находятся на уровне плеч, а не головы. Ханбалиты делают земной поклон иначе - они сначала опускают руки на пол, после чего соприкасаются с ним (полом) коленями. Пальцы при этом направлены в направлении Мекки, их нельзя отрывать от пола. В положении земного поклона глаза следует держать открытыми.

Во время суджуда три раза проговариваются слова: «Субэханя Рабби аль-А’ля» («Является Пречистым [от абсолютно любой негативной характеристики] Мой Великий Творец [всего сущего]»).

Из земного поклона верующий выходит, произнося такбир. Механика процесса проста: сначала поднимается голова, далее от пола отрываются руки, и молящийся садится на левую ногу. Правая нога остаётся в промежуточном состоянии, то есть кончики пальцев смотрят в направлении кыйблы. Верующий ставит ладони на бёдра, пальцы рук так же направлены к Каабе. Так он сидит пару мгновений, после чего вновь повторяет суджуд с той же фразой. Стоит отметить, что этот элемент намаза символизирует ключевую составляющую поклонения. Человек признаёт своё рабское по отношению к Всевышнему Творцу положение.

Земной поклон завершается словами «Аллаху Акбар» и занятием вертикального положения (кыям). После этого верующий приступает ко второму ракаату сунны намаза зухр.

Ракаат №2

В положении кыям человек снова читает «Фатиху», после которой следует другая сура из Корана или несколько коранических аятов. В качестве примера можем привести . Далее следуют оба вида поклонов. Отличие второго ракаата от первого заключается в том, что после суджуда человек не встаёт сразу на кыям 3-го ракаата, а занимает сидячее положение, аналогичное тому, что характерно для промежутка между двумя частями земного поклона. Такое положение в исламском праве именуется «кууд». Далее верующий читает про себя дуа-ташаххуд :

Ат-тахияту лилЛяхи вас-салявату ваттаиибату. Ас-саляму ‘аляйка, айюханнабийю, ва рахматулЛахи вабарякятуху. Ас-саляму ‘аляйня ва ‘аля ‘ыйбадилляхи-с-салихиин. Ашхаду ал-ляя-иляяха илля-Ллаху, ва ашхаду ан-на Мухаммадан габдуху ва расулух

Перевод значения: «Наши приветственные возгласы, наши молитвы и выражения превосходства. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Творца и благословения от Него. Привожу свидетельство, что нет никого, кому можно было бы поклоняться, кроме Всевышнего Аллаха. Также привожу свидетельство, что Мухаммад является Его рабом и посланником».

Обычно верующие поднимают правый указательный палец в момент проговаривания формулы «Ашхаду ал-ляя-иляяха илля-Ллаху», после чего указательный палец опускается обратно в исходное положение. Так заканчивается второй ракаат сунны молитвы зухр.

Ракаат №3

Третий ракаат выполняется так же, как и первый, за исключением того, что здесь не повторяется дуа-сана. После «Фатихи» некоторые богословы рекомендуют читать . За руку’ и саджда следует заключительный ракаат.

Ракаат №4

Эта часть сунны полуденного намаза аналогична описанному выше 2-му ракаату. В кыяме за «Фатихой» можно прочитать . После совершения обоих видов поклонов в положении кууд (сидение) вместе с дуа-ташаххуд необходимо прочитать дуа-салават:

Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля Али Мухаммад. Камаа саляята аля Ибрахиима ва аля Али Ибрахиима. Инняка хамийидун маджиид. Аллахумма бярик аля Мухаммадин ва аля Али Мухаммад. Камаа барактя аля Ибрахиима ва аля Али Ибрахиима. Инняка хамийидун маджид

Перевод значения: «О Всевышний Творец! Просим благословить Мухаммада и его семью, подобно тому, как ты в своё время благословил Ибрахима и его семью. Воистину, Ты являешься Достойным похвалы. О Всевышний Творец! Просим послать благословения Мухаммаду и его семье, подобно тому, как ты послал это Ибрахиму и его семейству. Воистину, Ты являешься Достойным похвалы и славы».

«Раббаняя-аттиина фиддунья хасанатян ва фил ахираати хасаната ва кыйна газабан-нар» (2:201)

Перевод смысла: «О Всевышний Господин! Прошу Тебя подарить в этом мире и мире Вечном добро. Также просим защиты от Ада и его мучений»

Затем в обе стороны произносится салям - приветствие. На арабском языке это звучит так: «Ас-саляму галяйкум ва рахматулЛаа» («Приветствие вам и милость Всевышнего Творца») . Под «вам» в этом случае подразумеваются верующие люди, которые совершают молитву, ангелы, которые записывают наши дела, а также те джины, кто исповедует ислам.

После этого мусульманин трижды произносит слова «Астагфируллахи» («Прости меня, о Аллах») и читает дуа следующего содержания: «Аллахумма антас-саляяму ваминкя-с-саляму. Табаракта йа заль-джаляяли валь-икрам» («О Всевышний! Ты - это мир, и Ты являешься источником этого мира. Даруй нам Своё благословение»).

4 ракаата фарда

Эта часть молитвы читается точно таким же образом, как и 4 ракаата сунны. Отличий лишь несколько:

  • такбиры, которые ознаменуют новые действия внутри намаза, и приветствие (салям) в конце намаза произносятся в рамках фардовой части намаза вслух;
  • в третьем и четвёртом ракаатах вслед за «Фатихой» в кыяме не читается дополнительная сура.

2 ракаата сунны

В рамках этой части полуденного намаза также отсутствуют новые элементы. Во втором ракаате после ташаххуда сразу необходимо прочитать дуа-салават, аят «Раббаняя-аттиина…» из суры «Бакара», совершить приветствия и сделать заключительное дуа.

Обычно после выполнения всех частей намаза мусульмане совершают зикр - упоминание Всевышнего, которое свидетельствует о том, что верующие постоянно думают о своём Господине. Правда, перед этим следует прочитать 255-й аят суры «Бакара», именуемый .

Сам зикр (или тасбих) представляет собой повторение с определённой частотой (по 33 раза) слов восхваления Всевышнего Творца. Первой формулой выступает «СубханаАллахи» . Её перевод: «Пречист Аллах». Далее верующий произносит «Аль-хамду лилЛяхи» , что переводится как «хвала Аллаху» . Наконец третьей формулой зикра в конце молитвы служит такбир «Аллаху Акбар» («Аллах Велик») . После слов тасбиха проговаривается шахада-свидетельство «Ля иляха илля-лЛахи Мухаммаду РасулулЛахи» («Нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад является посланником Аллаха»).

Следует также учитывать, что в пятницу молитву зухр заменяет , который имеет свои отличительные особенности.