История создания храма. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках: история и деятельность Исторические этапы строительства храма

  • Дата: 20.11.2023

Храм Николая Святителя в Хамовниках - одна из наиболее красивых и посещаемых православных известный во всем мире архитектурный памятник 17 века.

История Хамовной слободы

Район Хамовники, ныне расположенный в самом центре Москвы, до начала 16 века относился к ее загородным территориям и представлял собой обширные луга для выпаса лошадей. В первой четверти века здесь был заложен Новодевичий женский монастырь, вокруг которого постепенно возникло несколько слобод, в которых жили крестьяне и ремесленники. Одной из них была Хамовная слобода. Здесь обитали ткачи, переселившиеся в Московские земли из Твери. Мастеровые обслуживали царский двор, поставляя в него полотно, в основном для столового белья. Изготовление тканей для скатертей носило название хамовного дела, от старорусского слова «хам» - лён. По названию льняной ткани «хамьян» получила название слобода, а впоследствии и весь район.

Исторические этапы строительства храма

Слобода была достаточно большой (изначально около 40 дворов) и имела собственную церковь. Церковь Николы была деревянной, и впервые о ней было упомянуто в исторических документах 1625 года. В 1657 году деревянную церковь сменила каменная. Через 20 лет храм официально получил свое полное имя - «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». В 1679 году рядом начали строить новое здание церкви. К этому времени в архитектурном стиле строительства на Руси происходят существенные изменения.

Строгий простой стиль сменяется более нарядным, вычурным. Его называли “дивное узорочье”. Для этого стиля характерно использование ярких красок, цветных изразцов, декоративных элементов. Церковь построена из кирпича, отделана белым камнем и украшена красно-зелеными изразцами.

Храмовый комплекс

Храм Святителя Николая чудотворца в Хамовниках представляет собой классический для этого стиля храмовый комплекс, включающий пятиглавую церковь, одностолпную трапезную с приделами митрополита Московского Алексия и Святителя Дмитрия Митрополита Московского (в 1872 году переосвященный во имя иконы Божией Матери «Споручницы грешных»), шатровую колокольню над западным входом. Восьмиугольная колокольня - одна из самых высоких в Москве и последняя из строящихся в этом стиле. Освящение церкви было проведено 25 июня 1682 г. Остальные здания были пристроены позже по мере разрастания прихода.

Значимые события в истории храма

Во время наступления Наполеона на Москву в ходе русской кампании 1812-1813 годов храм сильно пострадал, интерьер его был частично уничтожен. В ходе восстановительных работ в 1845 году внутри появилась настенная роспись, и к 1849 году храм был полностью восстановлен.

За время существования храм Николая Святителя в Хамовниках реставрировался еще три раза (в 1896, 1949 и 1972 году), но никогда в нем не прекращались богослужения, и он всегда был открыт для прихожан.

К концу 19 века относится создание металлической ограды, а чуть позже были установлены кованые врата.

В 1992 году на колокольню был возвращен 108-пудовый колокол, единственный сохранившийся из первоначального колокольного набора - второй по весу колокол, отлитый в 1686 году мастером Михаилом Ладыгиным. Остальные колокола были утеряны в период гонения на церковь 30-х годов 20 века. Судьба главного 300-пудового храмового колокола неизвестна.

В 1922 году в ходе конфискации церковных ценностей из храма было вынесено более пяти пудов золотых и серебряных украшений и утвари.

Святыни и достопримечательности храма

Главная святыня, которой располагает храм Святителя Николая в Хамовниках (фото внизу), - икона Богородицы «Споручница грешных». Она находится в левом приделе, названном ее именем.

Икона представляет собой точный список с чудотворного образа древнерусского письма, который находился в Николаевском Одрином мужском монастыре, расположенном в Орловской губернии. Автор списка неизвестен.

Икона была пожертвована в храм Николая Святителя в Хамовниках в 1848 году одним из прихожан церкви. По преданию, вскоре после приобретения изображения Богоматери владелец начал замечать, что во время молитвы внешний вид иконы меняется, на поверхности появляются масляные благоуханные капли. Некоторые больные исцелились благодаря молитве и этому маслу. Владелец передал икону в храм Николая Святителя в Хамовниках, где чудеса продолжались. Народ потек в храм рекой. Изображению приписывается ряд чудесных исцелений. Особенно явно это проявилось во время свирепствования холеры в 1848 году.

В 2008 году храм Николая Святителя в Хамовниках отметил 160 лет со времени обретения чудотворного образа. 20 марта празднуется день иконы Богоматери «Споручница грешных».

Не так давно при храме начали действовать православная общеобразовательная гимназия, воскресная школа и детский церковный хор. Есть баптистерий для крещения взрослых.

Храм Святителя Николая в Хамовниках: как добраться?

Как всемирно известная достопримечательность ежедневно посещается сотнями туристов. Расположен он рядом с Комсомольским проспектом, между улицей Льва Толстого и улицей Тимура Фрунзе. Добраться туда можно на метро. Ближайшая станция - «Парк культуры» (кольцевая).

НИКОЛЬСКИЙ ПРИХОД С. МЕЗЕНСКОЕ


В 1851 г. жители д. Мезенки (которая с 1852 г. именуется селом) объединились с обществами деревень Гагарской, Боярской, Курманки и отделились от Белоярского прихода, образовав самостоятельный приход. Здание деревянной церкви было куплено у крестьян Белоярского прихода, которая стала им не нужна после постройки новой каменной церкви. С благословения Преосвященнейшего Аркадия, еп. Пермского и Верхотурского деревянный белоярский храм был разобран и перевезен в Мезенку, где 29 апреля 1851 года была совершена его закладка.

В 1852 г. 20 апреля храм был освящен по грамоте Преосвященнейшего Неофита, еп. Пермского и Верхотурского. Престол был один в честь свт. Николая Чудотворца.

Первым священником был определен о. Флегонт Антиохович Пономарев (служил с 1853 г. выпускник Пермской духовной семинарии. В 1858 г. награжден наперсным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 гг. в 1868 г. награжден набедренником, в 1870 г.- фиолетовой скуфьей, в 1877 г.- камилавкой. Уволен за штат в 1888 г. Скончался в 1895 г.) О. Флегонт служил на приходе 36 лет и передал свое место сыну — о. Александру (служил с 1888 г., окончил Пермскую духовную семинарию. В 1892 г. награжден набедренником, также имел наградную камилавку. Последние имеющиеся в архивных документах сведения о служении о. Александра в Мезенской церкви относятся к декабрю 1917 г.).

К началу XX века Церковь с. Мезенское имела весьма солидный вид: деревянное на каменном фундаменте здание, отштукатуренное снаружи и внутри, колокольня, 2-ярусный иконостас хорошей столярной работы, расписанный и позолоченный. Три главы храма обиты белым железом, из того же материала изготовлены восьмиконечные кресты. С западной стороны — мраморное крыльцо. Деревянный храм действовал до 1918 г. Потом до 1991 г. в здании храма был клуб и библиотека. В 1997 г. сгорел.

В 1904 г. был учрежден строительный комитет по устройству нового церковного здания (трех престольного) в с. Мезенском, которое по утверждению краеведа В. Коровина, засл. работника культуры России, заложено во имя победы русского народа в войне с Японией.

В 1905 г. началось строительство. Храм строился на средства прихожан- жителей Мезенского, Гагарки, Боярки, Курманки. Работы производились обществом. (Камень - гранит брали из Курманского карьера, ломали его там вручную, возили обществом по одному возу на душу.)

Вся постройка церковного здания обошлась приходу ок. 50000 руб., что было для Мезенского прихода по количеству населения небогатого, сумма приличная. (Примечательно то, что 50 рублей было пожертвовано о. Александру св. прав. Иоанном Кронштадским во время пребывания его в Екатеринбурге при личной встрече).

Освящение главного придела в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 25 сентября 1911 года. В 1912 г. 25 сентября состоялось торжество освящения правого придела новой церкви во имя ев, вмч. и цел. Пантелеимон (совершено местным благочинным о. Николаем Топорковым по благословению Преосвященнейшего Митрофана, епископа Екатеринбургского и Ирбитского). На службе пел хор, приглашенный из Ново- Тихвинского женскою монастыря. Левый придел был освящен в честь прп. Сергия Радонежского в том же 1912 г. Точной даты по сохранившимся архивным документам установить не представляется возможным.

После революции 1917 года в 1923 г. проводилось изъятие церковных ценностей. В с. Мезенском по акту от 25.05. 1922 г. было конфисковано 14 фунтов &2 золотника (около 6 кг.) серебра. Храм был закрыт в 1936 г. Богослужения в храме возобновились 8 октября 2001 года. 1 апреля 2004 г. был сильный пожар. Через 3 дня на Вход Господень в Иерусалим богослужения в храме возобновились. В настоящее время восстановлена колокольня, проведены штукатурные работы, во всех пределах установлены фаянсовые иконостасы.

Иерей Владимир Братенков совершает молебен на крыльце нашего храма. 1996г.

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим.

В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами .

Древний храм в новой истории

Хамовники – это один из самых старых районов современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Зарабатывали ремесленники себе на жизнь тем, что продавали сукно. Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян». Отсюда и получила слобода свое название – Хамовная, а совсем не от слова хам (как некоторые думают), которым мы награждаем невежественных людей.

Еще до революции в Хамовниках располагалось много известных храмов и монастырей. Некоторым из них не удалось избежать участи разрушения в годы безудержного гонения. Эта беда обошла стороной древний храм Николая Чудотворца, и по сегодняшний день он остается украшением старинного района.

Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках. С начала своей истории она была деревянной постройки, упоминание о которой относится к 1625 году. А уже в 1757 году в летописи говорится о каменном храме. Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века. Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.

В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.

Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли придти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время. Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Четыре года назад приход отметил памятную дату: 160 лет назад под своды храма был принесен и прославлен чудотворный образ Божией Матери.

Обретение храмом своей главной святыни

История этого события такова. Хранился образ в Николо-Одрином монастыре, что в Орловской губернии. Икона эта была всеми забыта, пока жена одного купца, чей сын был подвержен сильнейшим припадкам, не пришла в монастырь и не попросила отслужить молебен перед образом «Споручницы грешных». Молебен был отслужен, после чего двухлетний больной ребенок выздоровел. После произошедшего икона была перенесена в монастырский храм, где в дальнейшем еще не раз являла свою чудодейственную силу молящимся, и поныне она хранится в Николо-Одрином монастыре.

А в Николо-Хамовническом храме оказался другой образ. В 1846 году из орловского монастыря в Москву был отправлен иеромонах, чтобы сделать в столице ризу для чудотворной иконы. Его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. Желая отблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, иеромонах прислал ему список с чудотворного образа, который был помещен в домашнем киоте вместе с другими иконами. Вскоре к этому списку отовсюду стали стекаться люди и получали от чудесного образа исцеление.

На иконе был замечен необыкновенный блеск и капли масляной влаги. Миром этим стали помазывать больных, после чего они становились здоровыми. Видя чудеса, которые происходили от образа, Дмитрий Бонческул пожертвовал икону «Споручница грешных» Никольскому храму в Хамовниках. Вот так и оказался чудотворный образ в нашем храме и по сегодняшний день остается главной его святыней.

Настоятель храма и приходская активность

Сегодня настоятелем храма является протоиерей Андрей Овчинников. На сегодняшний день при храме действуют воскресная школа и молодежная группа, которая было организована весной 2010 года, по благословению настоятеля.

Встречи проводятся еженедельно по субботам в 15:00 в помещении при храме. После окончания встреч члены молодежной группы принимают участие в вечернем богослужении в храме, а также в Божественной Литургии в воскресные и праздничные дни.

Для неформального общения, обсуждения и координации работы была создана группа в социальной сети «В контакте» — «Молодежная группа храма святителя Николая в Хамовниках» (http://vkontakte.ru/club19982954). В ней проводятся интерактивные обсуждения планов работы, времени встреч и других актуальных вопросов, связанных с деятельностью молодежной группы на приходе, выкладываются фотографии с различных мероприятий, паломничеств и экскурсий

В рамках встреч молодежной группы проводятся совместные чаепития, обсуждения различных проблем церковной и общественной жизни, просмотры и обсуждение художественных кинофильмов актуальных вопросов церковной и общественной жизни. Участники группы принимают участие в социальном служении, осуществляемым приходом.

История Никольского храма с. Второе Упалое

Церковь во имя Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, в с. Упалое Второе (Упалый Колодезь) стоит на окраине села, отделенного от храма оврагом с болотистым ручьем. Деревянная Николаевская церковь в с. Упалом Колодезе впервые упоминается в ведомости церквам Малоархангельской округи, состоящим в ведении Ливенского духовного правления (до 1789 г.). Очередной, деревянный, взамен обветшалого двухпрестольный храм во имя Божией Матери Живоначального источника с приделом Покрова Пресвятой Богородицы выстроили в 1841 г. Церковь была деревянная на каменном фундаменте, обшитая снаружи тесом и окрашена масляною краскою, внутри оштукатурена.

В начале XX в. ее отремонтировали и сделали теплой. При храме находилась церковно-приходская школа, открытая в 1899 г. Ее попечителем был дворянин Петр Андреевич Аладьин. С 1888 г. в приходской деревне 2-й Каратеевой начала функционировать еще одна церковно-приходская школа, для которой в 1905 г. выстроили каменное здание. Над ней попечительствовала дворянка Елена Михайловна Дзичканец. В 1896 г. недалеко от старого храма закончилось строительство ныне сохранившегося огромного кирпичного однопрестольного храма во имя Св. Николая Чудотворца. В качестве образца при его строительстве использовали проект из альбома типовых культовых построек, сочиненного архитектором К. А. Тоном (1794-1881).

Храм был закрыт в 1935 г. Тогда же, по-видимому, разобрали древнюю деревянную церковь.


Храм Святителя Николая Чудотворца в наше время.

Наш Храм построен в 1896 году.

Он был построен на века, толщина его стен достигает 1,5 м. Его вместимость рассчитана на 550 прихожан. В годы гонений на Святую Церковь Храм был закрыт, разрушены купола и колокольня. Но, несмотря на это, вот уже 8 лет в храме возобновлены богослужения.

Место здесь благодатное, уединенное. Недалеко от Храма находится Упаловский колодец. Несмотря на небольшое количество прихожан из близлежащих сел, в Храм Святителя Николая Чудотворца в субботние, воскресные и праздничные дни приезжают на службу жители Старого Оскола, Воронежа, Курска, Железногорска, Орла, Малоархангельска. Нас привлекает особый благодатный дух, который царит в этом Храме, его архитектура, службы батюшки, его чуткое, душевное отношение к прихожанам, Святые источники в селе Луковцы Орловской области, являющиеся природным памятником, благодаря которым, люди получают исцеления.

С Божьей помощью, и благодаря стараниям батюшки Николая (иерея Кулешова Николая Николаевича) и прихожан была восстановлена алтарная часть Храма. В настоящее время настелен деревянный пол, произведена отмостка вокруг Храма, начато оформление иконостаса, прихожанами пожертвован кирпич и ограждение для земельного участка вокруг Храма, крыша и купола расчищены, подготовлены для восстановительных и ремонтных работ.

Но мы не можем собрать необходимые средства для ремонта крыши, покупки и установки куполов Храма. Если до зимы не будут проведены работы по ремонту крыши, то это может вызвать ее обрушение.

Восстановить Храм собственными силами мы не сможем. Просим всех у кого есть возможность и желание, помочь нам в этом Богоугодном деле. Нужна не только материальная помощь, но и молитвенная поддержка.

Мы не отчаиваемся, но уповаем на милость Божью и заступление Пресвятой Богородицы. Братья и сестры надеемся, что и Вы не останетесь равнодушными!

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Почитание Николая Чудотворца на Руси

Имя - одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260-343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание - Мирликийский (нередко пишут - Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения - 6 (19) декабря - стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника - «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно - в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею - идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, «более управляем».

Впрочем, покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону - повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII–XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI–XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали - «Никола Можайский». И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой - храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

О Святом Николае и его мощах

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.

В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Храмы в Москве, где можно поклониться мощам Святителя Николая

  • Данилов Свято-Троицкий монастырь
    Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).
  • Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище
    Ул. Рябиновая, д. 18
  • Храм Архангела Михаила в Тропареве
    Проспект Вернадского, д. 90
  • Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее
    Малый Толмачевский переулок, д.9
  • Храм Всех Святых на Кулишках
    Славянская площадь, д. 2
  • Храм свт. Николая на Трёх Горах
    Нововаганьковский пер., д. 9
  • Николо-Угрешский монастырь
    Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1

Иконы и фрески с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Образ (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор - атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не был найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой - модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV - XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась - «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь - «Никола Гостунский».