Институт русского социологического исследования. Институт русского социологического исследования Надувные модули для лунной базы

  • Дата: 17.01.2024
41.921778 , 12.484056
Опус Деи
Opus Dei
Членство:
:
Тип организации:

Персональная прелатура

Руководители
Прелат
Основание
www.opusdei.org

Цель «Опус Деи» - помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности - профессиональной деятельностью .

Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме , на Viale Bruno Buozzi, 73.

История

«Опус Деи» с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

В годы гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране. Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих. Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Opus Dei», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация" .

На 31 декабря 2008 года прелатура насчитывала 1654 центра пастырского попечения, 88 904 члена, 1972 из которых были священниками («Annuario Pontificio», Libreria Editrice Vaticana, 2009 г.). В Священническом обществе св. Креста, помимо клира прелатуры, состоит ещё около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру (см. Справочник прелатуры «Opus Dei», с. 34 , Алматы, 2010 г., в http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/muller.pdf).

Иерархия

Руководство организацией осуществляют члены «нумерарии», берущие на себя различные обязательства, в том числе и обязательство безбрачия (члены Опус Деи обетов не дают, потому что они не монашествующие, а миряне). Многие из них живут в центрах прелатуры; некоторые впоследствии становятся священниками. Среди «нумерариев» выделяется особая группа с неопределенным четко количеством членов, называемых «инскрипти» (вписанные ). Из этой группы прелат организации назначает «электоров» (выборщиков), которые участвуют в выборе очередного прелата.

Наряду с членами-нумерариями организации в её состав входят и супернумерарии, которые берут на себя определенные обязательства. Они не обещают безбрачия и могут состоять в браке, но при этом являются полноправными членами «Опус Деи».

Присоединение к «Опус Деи» осуществляется путём заключения особого договора, форма которого едина для всех, между «Опус Деи» и верующим, решившим стать его членом. Порядок присоединения к организации довольно сложен, а процесс окончательно завершается не ранее, чем по истечении шести лет. Совершеннолетний кандидат в члены организации подает прошение в письменной форме, которое рассматривается в течение шести месяцев, затем, по истечении года посредством формальной декларации договорного типа (возобновляемой каждый год), лицо получает возможность исключительно временного присоединения. По истечении пяти лет наступает возможность постоянного присоединения к организации. Заключившее договор физическое лицо несет ряд обязанностей: «оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов Opus Dei.»

Руководители Опус Деи

  • Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928-26 июня 1975)
  • Альваро дель Портильо (1975-23 марта 1994)

Деятельность

Суть деятельности Opus Dei состоит в предоставлении своим членам и всем желающим средства духовного воспитания, чтобы они могли жить в миру как подобает добрым христианам.

Св. Хосемария

К этим средствам относятся занятия по углублению понимания истин веры, регулярные духовные упражнения, личное духовное руководство и т. д. Кроме того, члены Opus Dei организуют, как правило, в развивающихся странах различные воспитательно-образовательные, социальные и культурные инициативы, направленные на помощь местному населению. Среди таких инициатив могут быть университеты, школы, центры профессионального обучения, небольшие клиники, благотворительные организации и т. д. При этом члены прелатуры вносят свой вклад в дело распространения Евангелия среди своего окружения, подтверждая свое свидетельство примером собственной жизни.

Критика

«Opus Dei» подвергается критике. Критики, среди которых есть и католические священники, считают «Opus Dei» опасной организацией. В начале своего существования «Opus Dei» было названо «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, принятого затем на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.). Опасность, главным образом, видят в секретности и закрытости «Opus Dei». В печатных изданиях и Интернет -СМИ присутствуют публикации, в которых говорится, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам . Однако свое одобрение «Opus Dei» не раз высказывали Римские Папы .

Примечания

Ссылки

  • Профиль организации «Опус Деи» - на портале Мир Религий .
  • История прелатуры «Опус Деи» на сайте «Иерархия восточных и католических церквей».

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Закс
  • Зак

Смотреть что такое "Опус Деи" в других словарях:

    «ОПУС ДЕИ» - (лат. дело божье) полуконспиративная политико религ. орг ция, ставящая перед собой цель более активной защиты политич. и экономия, интересов монополистич. капитала в связи с неспособностью либеральной бурж. демократии противостоять коммунизму,… … Атеистический словарь

    Опус Деи - (Opus Dei, лат. труд божий), рим. католич. орг ция, основанная в 1928 г. исп. священником Хоссмария Эскрива де Балагером. Ее членами, к рых в мире насчитывается 76 тыс., могут стать как священнослужители, так и миряне, причем руководство О.Д. не… … Народы и культуры

    Опус Деи - Личная прелатура Католическая энциклопедия

    Личная прелатура "Опус Деи" - История прелатуры: Божье дело (лат. Opus Dei) организация, основанная испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер в Мадриде 2 октября 1928 года во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию. 14 февраля 1930 года… … Католическая энциклопедия

    Опус (значения) - Опус (лат. opus «работа»): Музыкальное произведение в широком смысле всякая музыкальная пьеса Произведение искусства не имеющее определённого названия, девиза, надписи, темы или сюжета Опус (музыка) термин, использующиеся для… … Википедия

    Эрранс Касадо, Хулиан - Кардинал Хулиан Эрранс Касадо Cardenal Julián Herranz Casado Кардинал дьякон с дьяконством церкви Святого Евгения … Википедия

    Хулиан Эрранс Касадо - Его Высокопреосвященство кардинал Хулиан Эрранс Касадо (исп. Julián Herranz Casado), (род. 31 марта 1930, Баэна, Испания). Опусдеист. Испанский куриальный кардинал. Титулярный епископ Вертары с 15 декабря 1990 по 14 декабря 1994. Титулярный… … Википедия

»), основанная в Ис-пании в 1928 г. человеком по имени Хосемария Эскрива де Балагер, заявляет, что ее целью является «без устали призывать общество жить по евангелистским заветам, освящать свою работу, исполняемую со всей ответственностью и по доброй воле». Основатель группы умер в 1975 г. В 1992 г. Папа причислил его к лику святых и канонизиро-вал в октябре 2002 г. Это решение до сих пор вызывает оживленные дискуссии.

Членами организации могут стать как католические священно-служители, так и миряне, исповедующие католическую веру. По некоторым оценкам, сейчас по всему миру насчитывается около восьми тысяч членов общества. Большинство из групп «Опус Деи» располагаются в городах. Они существуют почти при всех крупных университетах. Наиболее активно агитационная работа и вербовка новых членов ведется именно среди студентов. Члены общества могут работать во внешнем мире, но их духовная жизнь находится под строгим контролем «Опус Деи». Все члены общества должны следовать так называемому «Плану жизни», который состоит из ряда духовных обрядов, куда входит ежедневная месса, чтение молитвы по четкам и духовное чтение.

Члены общества делятся на несколько классов. Наиболее суровые законы царят в группах, именуемых нумерариями. Члены общества, принадлежащие к этой категории, полностью посвящают свою жизнь «Опус Деи». Они живут в общежитиях, принадлежащих «Опус Деи», и дают обет безбрачия. Все их деньги переходят к «Опус Деи». Им не разрешается иметь собственный счет в банке, на повседневные нужды каждую неделю им выдается небольшая сумма. Вся входя-щая и исходящая почта членов просматривается управляющим отделения «Опус Деи». Эти же управляющие контролируют содержание того, что члены общества читают, слушают по радио или смотрят по телевизору. Существует почти трехсотстраничный список литературы, запрещенной в «Опус Деи». В число запрещенных книг входит протестантский вариант Библии и все книги, в которых встречаются упоминания о теории эволюции Дарвина .

На все передвижения вне территории организации нужно получить разрешение управляющего. Члены ордена причиняют себе телесную боль в наказание за грехи, а также, чтобы заглушить потребность в сексе. Причинение самому себе боли здесь называется «умерщвлением плоти». Члены ордена носят на ноге плетеный шнурок с шипами, называемую «cilice », и хлещут себя по спине плетью с узлами. «Cilice» они носят два часа каждый день, исключая вос-кресенье. Самобичеванием они занимаются один раз в неделю. Если члены общества хотят проделывать это чаще, они должны испросить разрешения. Членам общины предписывается принимать холодный, а не теплый душ.

По словам одного из бывших членов ордена, «cilice» и дисцип-лина настолько чужды большинству обычных людей, что они при-ходят к заключению, что «Опус Деи» слишком странная организация, чтобы к ней присоединяться.

Католическое руководство, взяв за основу слова апостола Петра: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1), истолковало данное место в отрыве от общего контекста. В данном Библейском стихе речь идет вовсе не о сознательном причинении себе телесных повреждений, а о перенесении жизненных трудностей.

А в «умерщвлении плоти», практикуемом «Опус Деи» существует лишь реальная опас-ность поддаться мазохизму, а вовсе не достичь святости. Само руководство это понимает, и потому традиционное католическое учение предписывает проводить обряды «умерщвления плоти» только под руководством управляющего. Такие наблюдатели есть, однако часто организация доверяет подобные обязанности людям, не обладающим необходимой для этого зрелостью суждений и благоразумием.

В каждом доме «Опус Деи» есть собственный священ-ник, который проводит мессы и принимает исповеди. Членам общества запрещается исповедоваться священнику, который не состоит, в «Опус Деи». Нумерариям помогают женщины, которые исполняют домашнюю работу в центрах прелатуры «Опус Деи».

Следующим классом организации являются супер-нумерарии. Членам, принадлежащим к этому классу, разрешается вступать в брак и заводить семьи. Они также следуют «Плану жизни», но обычно находятся в неведении относительно весьма экстремальных ритуалов, практикуемых их собратьями по обществу, нумерариями. Они живут в собственных домах, однако обязаны вносить большую часть своих доходов в кассу «Опус Деи». Все лидеры тайного общества являются священниками из класса нумерариев. Некоторые утверж-дают, что «Опус Деи» давно проникла в Ватикан, и многие из высо-копоставленных священнослужителей, служащих Папе Римскому, являются нумерариями из «Опус Деи».

Затем идет класс ассоциированных членов, которые живут дома, но приняли обет безбрачия. И, наконец, есть класс «помощников», которые официально не являются членами организации, но помога-ют обществу в финансовых вопросах. Помощникам совсем не обя-зательно быть католиками.

Как и многие другие культы, «Опус Деи» запрещает людям под-держивать контакты со своими семьями. Им говорят, что обсуждать «Опус Деи» со своими родными будет напрасной тратой времени, поскольку они «не поймут». Многим членам предписывается держать в тайне от своих семей то, что они вступили в «Опус Деи».

Члены общества формируют команды, которые разрабатывают агрессивную стратегию вербовки новых членов. Интересы и увле-чения потенциальных новичков анализируются, и членам общины с похожими склонностями предписывается использовать общие интересы, чтобы наладить контакт. Все собрания «Опус Деи» обя-зательно включают в себя подсчет потенциальных кандидатов на вступление и отчеты о проделанной работе по их вербовке. Всем членам общества рекомендуется иметь десять — двенадцать «дру-зей», которые могут впоследствии вступить в общество. Члены группы используют дружбу как приманку и прекращают отношения с людьми, которые не хотят вступить в «Опус Деи». Потенциальные кандидаты даже не подозревают, что их вербовка была заранее спланирована и подстроена. В некоторых колледжах и университе-тах данное общество проводит вербовку под прикрытием каких-нибудь организаций. Например, создаются клубы, которые полностью управляются «Опус Деи», но носят совсем другое название. В их число входят «Право на жизнь» и другие религиозные группы. Тех, кто вступает в эти клубы, потом весьма агрессивно начинают скло-нять к вступлению в «Опус Деи». Вербовка членов проводится также в римско-католических приходских общинах.

Поскольку в начале 80-х годов Ватикан принял решение о том, что «Опус Деи» является «персональной прелатурой» в составе Церкви, местные епархии не имеют права контролировать, что происходит в центрах «Опус Деи», которые функционируют на их территории. Посторонний человек не сможет определить, насколь-ко глубоко члены данного тайного общества успели проникнуть в приходскую общину, поскольку всю свою деятельность они держат в секрете. Давление с целью заставить присоединиться к «Опус Деи» часто проводится в тот момент, когда человек находится в кризисе и явля-ется наиболее эмоционально уязвимым.

С 1991 г. действует группа, которая называется «Общество опо-вещения об опасности «Opus Dei» (ODAN). Она старается предуп-редить мир о том, что они называют «сомнительными традициями» данной организации. В состав ODAN входят бывшие члены организации и раз-гневанные члены семей тех, кто состоит в этом обществе сейчас.

По словам ODAN, новые члены соглашаются посвятить себя группе до того, как им объясняют, в чем именно это будет заклю-чаться. Когда они узнают, в чем же будет заключаться их преданность, им говорят, что они уже дали слово, а не сдержать обещание — озна-чает «отвернуться от Бога». Тем, кто все-таки решается покинуть «Опус Деи», говорят, что они проживут жизнь без Божьей милости и могут быть прокляты.

Дело Божье

Власяница

Двигатель НЛО основан на вращении жидкости

Хижина Прейзера – аномальная зона

Птицы - вестники смерти

Шаровая молния

Каракас – столица Венесуэлы


Город Каракас - столица независимого государства Венесуэла, расположен на севере страны неподалеку от побережья Карибского моря, в долине между горными массивами...

Королевский замок Шамбор

Замок Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков Луары. Этот архитектурный шедевр эпохи Ренессанса был построен по приказу Франциска I, ...

Надувные модули для лунной базы

Американское космическое агентство намерено заняться разработкой надувных орбитальных станций. Такая возможность предусмотрена в бюджете NASA на 2011 год. Краткое...

Предсказания Эдгара Кейси

Предсказания Эдгара Кейси на 2016год знать будущее интересно и страшно, ведь увидеть можно то, что не понравится. Однако, если...

09.06.2012

Опус Деи (Opus Dei - Дело Божие – лат.) – католическая организация (полное название – Прелатура Святого Креста и дела Божьего), подчиняющаяся непосредственно Римскому папе. Не афиширует своих целей и методов. По оценкам католических и светских исследователей, в трактовках вероучения имеются еретические моменты. По методам своей работы аналогична тоталитарным сектам. В настоящее время отделения «Opus Dei» действуют в 87 странах мира и насчитывают 1654 прихода и центра пастырской опеки, 1734 священника, 344 семинариста и 81954 мирянина. С 2007 г. Официально действует в Российской Федерации (некоторые источники со ссылкой на представителя организации А. Хаварда указывают, что эта организация присутствует в России с 1992 г.). С 90-х гг. прошлого века работает в Литве, Латвии и Казахстане.

Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме. Председателем организации является епископ Хавьер Эчеваррия Родригес. Региональный викарий в РФ – Хосе-Антонио Сеновилья Гарсия.

Организация основана в Испании в 1928 г. Священником Хосе Марией Эскрива де Балагер (канонизирован Иоанном Павлом II как католический святой до истечения положенного срока). Она должна была стать движением духовенства и мирян, объединившихся в рамках католической церкви с целями религиозного обновления и организации общества в соответствии с положением папских энциклик. Для этого члены организации должны были проникать в структуры государственной власти на всех ее уровнях и добиваться влияния в сферах политики и экономики. Режим Франко способствовал распространению этого движения в Испании, а с середины 40-х гг. ХХ века оно начинает активно действовать по всей Европе и на других континентах.

Хосемари́я Эскрива́ де Балаге́р (исп. Josemaría Escrivá de Balaguer, — родился 9 января 1902 года в семье марранов (евреев-христиан) в городе Барбастро, в провинции Уэска, что наложило отпечаток на всю его дальнейшую деятельность. В возрасте 15 или 16 лет он почувствовал призвание к служению Господу и решил стать священником. С 1918 года учился в семинарии в Логроньо, а затем, с 1920 - в Сарагосе. В 1923 году с разрешения церковных властей занимался в Сарагосском университете на факультете гражданского права. 20 декабря 1924 года был посвящён в диаконы, а 28 марта 1925 года стал священником.

Он начал своё служение в маленьком приходе Пердигера, принадлежащем к сарагосской епархии. Затем исполнял обязанности священника в Сарагосе. Весной 1927 года, с разрешения архиепископа, переехал в Мадрид, где развернул неустанную священническую работу в различных социальных группах, уделяя особое внимание бедным жителям городских окраин, а также неизлечимо больным и умирающим в больницах и приютах. Он стал капелланом Фонда помощи больным - благотворительного учреждения при Апостольских женах Священного Сердца Иисусова. В то же время он, профессор Университетской академии, продолжал работу над докторской диссертацией по гражданскому праву, которая могла быть закончена только в Мадридском университете.

2 октября 1928 года святой Хосемария Эскрива основал организацию «Opus Dei». В 1934 году основатель Opus Dei был назначен ректором Фонда святой Елизаветы. Когда в Испании началась гражданская война, он с большим риском для жизни исполнял свой долг в Мадриде, а позднее в Бургосе.

14 февраля 1943 года он основал Священническое общество Святого Креста, неразрывно связанное с «Opus Dei» и позволившее рукополагать священников из мирян - членов «Opus Dei». В дальнейшем Священническое общество Святого Креста позволяло священникам, инкардинированным в разные епархии, разделять духовность и аскетику «Opus Dei» и искать святости в исполнении своего священнического долга, завися при этом исключительно от своего епархиального епископа.

В 1946 году отец Эскрива избрал своей резиденцией Рим, где и оставался до конца жизни. Из Рима он воодушевлял и направлял распространение «Opus Dei» по миру. К моменту кончины своего Основателя «Opus Dei» насчитывал более 60 тысяч членов 80 национальностей.

Хосемария Эскрива был советником Папской комиссии по правильному толкованию Кодекса Канонического Права и Святой конгрегации семинарий и университетов, почётным прелатом Его Святейшества и почётным академиком Папской римской теологической академии. Он был также главным канцлером Наваррского университета (Памплона, Испания) и Пьюрского университета (Пьюра, Перу).

Хосемария Эскрива умер 26 июня 1975 года. Он был погребен в склепе церкви Пресвятой Богородицы - Владычицы Мира (Regina Pacis), в Риме. 15 сентября 1975 года преемником основателя был единодушно избран отец Альваро дель Портильо, его ближайший сотрудник в течение многих лет.

После смерти Хосемарии на имя Папы было получено множество писем со всех пяти континентов. Среди отправителей - 69 кардиналов и около 1300 епископов (более трети католического епископата), которые просили Папу открыть дело по беатификации и канонизации отца Хосемарии Эскрива. 30 января 1981 года Конгрегация по вопросам канонизации признала, что для открытия процесса нет никаких препятствий. Иоанн Павел II ратифицировал это решение 5 февраля 1981 года.

Между 1981 и 1986 годом были проведены два процесса по расследованию дела - в Мадриде и в Риме, - посвящённые жизни и добродетелям отца Хосемария Эскрива. По результатам обоих процессов, а также принимая во внимание благоприятствующее мнение Съезда теологических советников и Комиссии кардиналов и епископов - членов Конгрегации по вопросам канонизации, 9 апреля 1990 года Папа провозгласил героичность добродетелей отца Хосемарии Эскрива и присвоил ему титул досточтимого. 6 июля 1991 года Папа приказал обнародовать декрет, объявлявший чудесным излечение болезни благодаря заступничеству Хосемарии Эскрива. Таким образом, была завершена юридическая стадия, предшествующая беатификации основателя «Opus Dei».

17 мая 1992 Хосемария Эскрива был причислен к лику блаженных, а 6 октября 2002 - к лику святых, во время Божественной Литургии, отслуженной папой римским Иоанном Павлом II на площади Святого Петра в Риме. С 21 мая 1992 года тело отца Хосемарии Эскрива покоится в штаб-квартире прелатуры «Opus Dei», в алтаре церкви Пресвятой Богородицы. В изданном РИСИ справочнике «Зарубежные неправительственные некоммерческие и религиозные организации в России» объединение «Opus Dei» оценивается как не миссионерская или благотворительная организация, ограничивающаяся проповедью Евангелия или социальной работой, и не монашеский орден. Это мощная разветвленная структура, состоящая в основном из мирян, чья главная обязанность – осуществление воли папы в тех областях, в которых они работают, и прежде всего в политике. В период понтификата Иоанна Павла II движение стало одним из главных инструментов международной политики Ватикана, исполнителем его не столько духовной, сколько политической воли.

В 1982 г. Папа присвоил организации «Opus Dei» статус «персональной прелатуры», выведя ее таким образом из-под юрисдикции епархиальных управлений. Для вступления в «Opus Dei» необходимо заключить с Организацией особый договор, форма которого едина для всех. Процедура присоединения довольно сложна, а процесс завершается не ранее, чем через 6 лет. Заключившие договор принимают на себя ряд обязанностей: «оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов «Opus Dei». Они активно действуют на и всей территории России.

Так московская штаб-квартира организации, имеющая статус прелатуры, разместилась в частной квартире на углу Садового кольца и Старой Басманной. Изначально в штате московского представительства было 5 человек, приехавших из разных стран, но община постоянно увеличивается, что, учитывая сектантскую направленность организации, вызывает серьезное беспокойство. Там же проходят собрания, на которые приглашают всех желающих «для духовных бесед».

Критики «Opus Dei», среди которых есть и католические священники, считают эту организацию опасной. В начале своего существования ее даже называли «новой ересью» из-за призыва к всеобщей святости, однако этот призыв позднее одобрил Второй Ватиканский собор. Опасность, по мнению многих, представляет прежде всего закрытость «Opus Dei». В печатных изданиях и электронных СМИ встречаются публикации, в которых говорится, что «Opus Dei» применяет многие практики, свойственные сектам. Существует мнение, что именно благодаря поддержке таких движений, как «Opus Dei» и «Communione e Liberazione», Йозеф Ратцингер так легко занял папский престол.

Персональная прелатура "Опус Деи"

История «Opus Dei»:

«Дело Божье» (лат. «Opus Dei») – организация римско-католической Церкви, основанная испанским священником св. Хосемарией Эскривой де Балагером в Мадриде 2 октября 1928 г. «Во время духовных упражнений (…) он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», стр. 37, Санкт-Петербург, 2009 г.). 14 февраля 1930 г. началась апостольская работа с женщинами, а 14 февраля 1943 г. святой Хосемария создает для священников Священническое общество св. Креста. В 1931 г. в Испании наступили смутные времена политических потрясений, сопровождавшихся в некоторых регионах гонениями на Католическую Церковь. Эти гонения достигли своего апогея во время гражданской войны (18 июля 1936 г. – 1 апреля 1939 г.). В 1934 г. левые силы предприняли первую попытку революции, но потерпели неудачу в Мадриде и Каталонии. Однако, восставшим удалось на некоторое время установить контроль над Астурией, и успели убить 34 священника, монаха и монахини, а также сгореть 58 церквей. Сегодняшние историки отвергают пропагандистские теории, широко распространенные за пределами Испании, согласно которым гражданская война была вызвана заговором консерваторов против демократии. Скорее нужно говорить о целом ряде факторов, среди которых были и провал предпринятых реформ и взаимная ненависть различных политических образований. Как бы то ни было, верующих принято отождествлять с консерваторами, и именно поэтому во время войны левые вымещали свою злобу на священниках, монашествующих и даже обычных мирянах. «Эта братоубийственная война заливала кровью землю Испании в течение 3 лет. Она вошла в историю как время жестоких гонений на Церковь. Только 25 июля 1936 г., в праздник св. апостола Иакова покровителя Испании, были убиты 95 священнослужителей. А в августе того же года, когда антиклерикальная кампания охватила многие города и села, были убиты 2077 священников, монахов и монахинь. В среднем совершалось по 70 убийств в день. Летом 1936 г. в Барбастро, родном городе Хосемарии, были убиты 837 верующих, из них 1 епископ, 115 священников, 51 миссионер-кларетинец (9 священников, 5 монашествующих и 37 семинаристов). Убивали и мирян, мужчин и женщин, только за то, что они были верующими… Антирелигиозные банды искали о. Хосемарию с лютой ненавистью и по ошибке убили человека, внешне похожего на него» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 78 и 83, Санкт-Петербург, 2009 г.). За три года гражданской войны жертвами антирелигиозной ненависти стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих, некоторые из которых перед смертью подвергались ужасным пыткам. Св. Хосемарии удалось тайно бежать во Францию. По окончании гражданской войны для «Opus Dei», как и других испанских церковных организаций, наступил мир, который позволил им возобновить свою апостольскую деятельность и развивать ее в нормальных условиях. Если республиканское правительство было врагом католицизма, то режим Франко всячески благоприятствовал последнему, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям. «Opus Dei», которое к концу войны насчитывало всего несколько членов – молодых и никак не связанных с политикой (см. Пазухин Евгений, «Жизнь и труды бл. Хосемарии Эскривы основателя “Opus Dei”», с. 100-101, Хельсинки, 2000 г.), стало распространяться по Испании, но за ее границы выйти пока не удавалось: началась Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Вскоре после ее завершения, а именно в 1946 г. Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. С воцарением мира «Opus Dei» начинает распространяться по Европе и Америке, а затем добирается и до других континентов. Особенно бурное развитие наблюдается в странах с католическим большинством, таких как Испания, Мексика, Филиппины, Италия и др. На 26 июня 1975 г., когда умер Эскрива, «Opus Dei» насчитывало уже более 60 тыс. членов. По просьбе многочисленных верных и более трети мирового епископата («Дело» всегда пользовалось поддержкой Пап и множества церковных авторитетов как в Ватикане, так и по всему миру) начался процесс его канонизации. 17 мая 1992 г. он был беатифицирован, а 6 октября 2002 г. канонизирован Папой Иоанном Павлом II на площади св. Петра. На 31 декабря 2008 г. прелатура насчитывала 88.904 члена, 1.972 из которых были священниками (“Annuario Pontificio”, Libreria Editrice Vaticana, 2009 г.). В Священническом обществе св. Креста, помимо клира прелатуры, состоит еще около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру. (см. Справочник прелатуры «Opus Dei», с. 34 , Алматы, 2010 г., в http://multimedia.opusdei.org/pdf/ru/muller.pdf)

Юридический путь «Opus Dei»

В 1928 г. действовавшее тогда законодательство Католической Церкви не предполагало такого юридического статуса, которое вполне соответствовало бы харизме «Opus Dei». Основатель с самого начала полагал, что для «Дела» наиболее подходящей была бы юрисдикция персонального, а не территориального типа. Еще при жизни Эскривы II Ватиканский собор (1962-1965 гг.) ввел понятие персональной прелатуры юридического лица, полностью созвучного с природой «Opus Dei». Но до той поры «Дело» необходимо было хотя бы на время втиснуть в рамки юридических образований иного рода. В течение первых лет основатель работал с устного одобрения епископа Мадридского. Затем, 19 марта 1941 г., «Opus Dei» получило первую письменную апробацию как благочестивое объединение («Пия Унион»). Среди всех известных на тот момент юридических статусов этот был самым подходящим. 11 октября 1943 г. Св. Престол уделил свое «nihil obstat» для канонического учреждения организации на уровне епархии (любое образование, желавшее канонического статуса, должно была получить вначале это «nihil obstat»). 8 декабря епископ Мадридский канонически учредил «Opus Dei». 2 февраля 1947 г. Св. Престол обнародовал апостольскую конституцию «Provida mater Ecclesia», создав новый тип юридического лица – секулярные институты, подчиненные Конгрегации по делам монашествующих. Согласно упомянутой апостольской конституции, секулярные институты могут носить межъепархиальный характер, т.е. не быть приписанными к одной конкретной епархии, а работать по всему миру (именно такая ситуация на тот момент фактически сложилась в «Opus Dei»). Члены таких институтов сохраняют статус мирян и стяжают святость и апостольские заслуги в своих профессиональных занятиях, на том поприще и в тех местах, которые соответствуют их статусу мирян. При этом они должны обещать соблюдение евангельских советов, т.е. приносить так называемые обеты. Каждый секулярный институт должен иметь собственный устав и руководствоваться им. Несмотря на то, что обеты прямо противоречат духу «Opus Dei», и иные моменты, не совсем соответствующие ему, основатель решил добиваться для своей организации этого нового статуса в надежде на то, что в будущем появится другой тип юридического лица, более подходящий для харизмы «Дела». В итоге 24 февраля 1947 г. Св. Престол присвоил «Opus Dei» статус секулярного института папского права, а 16 июня 1950 г. новый институт получил окончательную (т.е. не требующую обновления) апробацию. При этом, начиная с 1947 г., «Дело» подчинялось непосредственно Св. Престолу в лице Конгрегации по делам монашествующих. Но со временем несоответствие юридического статуса секулярного института характеру «Opus Dei» становилось все более очевидным, и тому были две главные причины: во-первых, отождествление «Дела» с монашескими конгрегациями и, во-вторых, недостаток инструментов для защиты институционального единства. Еще в 1952 г. основатель говорил: «В действительности, мы – не секулярный институт, хотя и являемся таковым с точки зрения права». Декрет «Presbyterorum ordinis» II Ватиканского собора (1965 г.) и motu proprio Папы Павла VI «Ecclesiae sanctae» (1966 г.) предоставили возможность образования персональных прелатур для осуществления особых пастырских инициатив. Св. Хосемария не дожил до конца юридического пути «Дела». Его преемник монс. Альваро дель Портильо подал прошение о присвоении «Opus Dei» статуса персональной прелатуры. Когда остались позади различные этапы изучения данного вопроса, римский понтифик апостольской конституцией «Ut sit» от 28 ноября 1982 г. удовлетворил его прошение, наделив одновременно папской силой устав, т.е. частное право новой прелатуры. Вместе с тем Папа Римский учредил и Священническое общество св. Креста как ассоциацию клира, внутренне связанную с «Делом». Персональные прелатуры подчиняются непосредственно Св. Престолу в лице Конгрегации по делам епископов. «Opus Dei» это персональная прелатура, а не движение или монашеский орден. Оба названных типа религиозных объединений высоко ценятся в Церкви, но заметно отличаются по своему характеру от «Opus Dei».

Члены «Opus Dei»

«Opus Dei» состоит из прелата, пресвитерия или собственного клира и мирян. Среди мирян есть люди, состоящие в браке (ок. 70%), а также мужчины и женщины, избравшие безбрачие. К последним относятся «нумерарии», проживающие преимущественно в центрах «Opus Dei», и «ассоциированные члены»; к первым же «супернумерарии». Однако, и те другие в равной степени являются членами «Opus Dei», наделены всеми правами таковых и следуют одному призванию. С тех пор, как «Дело» стало персональной прелатурой (1982 г.), его члены не приносят обетов. Верные «Opus Dei» не носят монашеское одеяние или какую-либо иную особую одежду и ничем не отличаются от прочих людей. Они живут за счет собственной зарплаты (а не пожертвований или милостыни) и могут быть, кем пожелают: учителями, домохозяйками, политиками, врачами, бизнесменами, крестьянами, рабочими, садовниками и т.д. Они стяжают святость в миру и осуществляют в своем окружении апостольскую миссию. Они совершенно свободны в сфере политической, социальной, экономической и т.д. и не имеют иных ограничений, кроме тех, которые Церковь устанавливает для всех католиков. В области политики «Дело» не дает никаких указаний, рекомендаций или чего-либо подобного. Эта реальность – полная свобода членов «Opus Dei» и исключительно личная ответственность – была понята не всеми: левые силы обвиняли «Дело» в фашизме (так как некоторые его члены принадлежали к правительству правых), а правые подозревали в симпатиях к коммунизму (из-за того, что некоторые члены находились в оппозиции к правительству правых). Миряне прелатуры полностью подчиняются прелату во всем, что касается миссии прелатуры, и конкретно, в том, что относится к особым обязательствам – аскетическим, образовательным и апостольским, – принятым ими на себя в договоре о присоединении к прелатуре. Эти обязательства, по своей сути, не относятся к компетенции епархиального епископа. Миряне Оpus Dei не утрачивают положение обычных верных своих епархий, и, следовательно, продолжают подчиняться епархиальному епископу в тех же вопросах, что и остальные миряне (см. http://www.opusdei.kz/art.php?p=38521). Некоторые миряне «Opus Dei» принимают священнический сан: они составляют клир или пресвитерий прелатуры и инкардинированы в нее. Священники не образуют высшую касту: все члены «Дела» равны. Священники прелатуры в основном трудятся в рамках прелатуры, хотя некоторые из них помогают в приходах, епархиальных куриях и т.д. В Общество св. Креста входят все священники и дьяконы, инкардинированные в прелатуру, а также множество других епархиальных священников и дьяконов, инкардинированных в различные епархии. Членами «Opus Dei» могут стать только католики, получившие соответствующее божественное призвание. В прелатуру не могут вступать монашествующие, поскольку у них уже есть иное божественное призвание, заметно отличающееся от призвания к «Opus Dei». Христиане-некатолики и приверженцы иных религий не могут вступить в прелатуру, но зато допускаются к сотрудничеству с ней, если желают этого: они являются «помощниками «Opus Dei». На данный момент среди помощников «Opus Dei» есть православные, англиканцы, лютеране, иудеи, мусульмане, буддисты и люди, не относящие себя ни к какой религии

Организация

Во главе «Opus Dei» стоит прелат, служение которого на данный момент исполняет монс. Хавьер Эчеваррия. Прелат назначается Папой и обладает ординарной юрисдикцией над всем «Делом». В управлении «Opus Dei» прелату помогает один совет, состоящий из женщин – Центральная асессория, и другой совет, состоящий из мужчин – Генеральный совет. Резиденции обоих советов находятся в Риме. Прелатура подразделена по областям или территориям, именуемым регионами. Во главе каждого региона, границы которого обычно совпадают с границами государств, стоит региональный викарий – это всегда священник, наделенный юрисдикцией над данной территорией. Региональному викарию в исполнении его служения помогают два совета: Региональная асессория (для женщин) и Региональная комиссия (для мужчин). Некоторые регионы (с большим числом членов) подразделяются на делегатуры меньших размеров. В этом случае повторяется та же схема администрации: викарий делегатуры (священник) и два совета. Некоторые из нумерариев назначаются «зарегистрированными», часть из которых, в свою очередь, назначается «избирателями». Нет какого-либо фиксированного потолка для числа зарегистрированных и избирателей. Последние участвуют в конгрессах, организуемых «Делом» каждые восемь лет, чтобы проанализировать ход апостольской деятельности и выработать рекомендации для прелата относительно путей развития в будущем. Избиратели участвуют также в выборных конгрессах, на которых избирается новый прелат (которого назначает все же Папа). Многие зарегистрированные и избиратели входят в состав советов, помогающих в служении прелата и его викариев. Прелат, а также его викарии и советы руководят повседневной жизнью прелатуры. «Opus Dei» осуществляет свою пастырскую деятельность преимущественно в центрах прелатуры. По просьбе соответствующего епископа она может также взять на себя окормление какого-либо прихода, который при этом по-прежнему принадлежит епархии. Но подобная практика не слишком распространена. Лица, выполняющие руководящие функции, периодически меняются. Лишь прелат занимает свой пост пожизненно.

Учение и деятельность

Св. Хосемария Эскрива, основатель «Opus Dei», открыл в Католической Церкви новый путь к святости. Он напомнил христианам о том, что все люди могут обрести святость, если выполняют свою работу и ежедневные занятия в христианском духе. «Opus Dei» проповедует учение о всеобщем призвании к святости. Если попытаться выразить учение «Opus Dei» простыми словами, то оно более или менее таково: Бог желает, чтобы каждый человек был святым, и к достижению этой святости можно придти различными путями, которые, при всех отличиях, одинаково хороши. Один из путей – отказаться от обычной жизни, удалиться в монастырь, стать священником или отправиться на миссию в далекую страну. Другой путь, с которым связано призвание к «Opus Dei» это стяжать святость в условиях жизни каждого, не меняя своего статуса, т.е., в случае многих, оставаясь мирянином, проживающим в определенном месте, имеющим определенную работу и конкретные семейные и общественные обязанности. Выполняя свой религиозный, профессиональный, семейный и общественный долг, также можно вести глубоко христианскую жизнь, стремиться святости и, более того, достичь ее. Среди умерших членов «Opus Dei», процессы канонизации которых сейчас находятся в производстве, есть одна семейная пара (оба – преподаватели), два врача, два инженера, одна научная сотрудница, одна домохозяйка и др. «Opus Dei» предлагает своим членам определенные методы христианской формации (конференции, реколлекции, личное духовное руководство и т.д.). Такая формация дает им возможность ответить на божественный зов и стяжать святость в миру. Верные прелатуры ежедневно выполняют серию правил благочестия: Месса, мысленная молитва по утрам и вечерам, розарий, духовное чтение и т.д. Благодаря подобной духовной подготовке они оказываются в состоянии быть солью и светом миру, достигать личной святости и вести интенсивную апостольскую работу. Теми же средствами христианской формации может пользоваться и каждый желающий, и в действительности предоставление их своим друзьям и знакомым является одной из составляющих апостольства членов прелатуры. Как говорил основатель, «Opus Dei» это большая катехиза. Иногда «Opus Dei» организует совместные апостольские начинания, которое могут осуществляться в пределах какого-нибудь университета или больницы. Но чаще всего каждый член прелатуры проводит свою апостольскую деятельность индивидуально. «Opus Dei» часть Католической Церкви и, как и вся Церковь вообще, не ставит перед собой никаких политических или экономических, а исключительно духовные цели.

Критика

В адрес «Opus Dei» звучала самая разнообразная критика, но чаще всего лишенная серьезных оснований. Самые последние и распространенные образчики такой критики одновременно и самые необоснованные с объективной точки зрения, хотя и весьма популярные. Так после выхода в свет книги и фильма «Код да Винчи» многие заметили, что тайна – это хорошее вложение капитала и не колеблясь навесили на «Opus Dei» ярлык секретной организации. Вопиющим примером тому является обложка русского перевода книги знаменитого американского ватиканиста Джона Аллеи «Opus Dei», опубликованной издательством «Эксмо» в 2007 г. Для завлечения покупателей издатели поместили на обложке следующую аннотацию: «История “Папской разведки” и зловещие тайны самого секретного католического общества - Opus Dei, правда и вымысел». В то же время в аннотации к американскому изданию сказано: “Opus Dei: An Objective Look Behind the Myths and Reality of the Most Controversial Force in the Catholic Church” («“Opus Dei” объективный взгляд за мифы и реальность самой полемичной силы Католической Церкви»). Почему-то обложка русской версии заметно отличается от английского оригинала. Чтобы заинтересовать читателя, т.е. чтобы получить как можно большую прибыль, издатели напускают мрака вокруг этой темы, очерняя прелатуру и чудовищно искажая действительность и еще поместили на обложке: «“Opus Dei” изображают тоталитарной террористической организацией христианских боевиков». Русскоязычного читателя, предвкушающего великие секреты, ждет разочарование: прочитав лишь первые страницы книги он поймет, что обещания обложки были ложью: «Когда издательство “Doubleday” впервые заговорило со мной об этом проекте, я не без некоторого трепета обратился в римскую штаб-квартиру “Opus Dei”, имея в виду его вошедшую в легенды репутацию секретной организации. Я сказал, что собираюсь писать книгу об “Opus Dei” и хотел бы узнать, согласны ли они сотрудничать. Сразу же получив положительный ответ, я подписал контракт с издательством и начал работать. Справедливости ради должен сказать, что “Opus Dei” никогда не нарушал наших договорных обязательств о полной открытости» (с. 15-16). В конце книги автор, подводя итоги констатирует: «“Opus Dei” не является умышленно «тайным». Состав чиновников “Opus Dei” и адреса его центров публикуются в прессе, его деятельность подпадает под соответствующие правовые установки, и его информационные офисы отвечают практически на любой заданный вопрос» (с. 451-452). Среди сегодняшних критиков прелатуры есть и такие, кто называет «Opus Dei» сектой. Но в таком случае трудно было бы объяснить тот факт, что в 2002 г. основатель организации был канонизирован на площади св. Петра Папой Иоанном Павлом II в присутствии множества кардиналов и епископов, и большое число высокопоставленных представителей Церкви благодарило при этом «Дело» за тот труд, которой оно ведет по всему миру. Обвинение в сектантстве слабо согласуется и с тем, что на данный момент идут процессы канонизации 11 членов «Opus Dei», епископы со всего света просят прелата начать работу «Дела» в их епархиях, в Риме под эгидой организации действует папский университет, среди ее членов есть два кардинала и немало епископов и т.д. Другие формы критики постарше. Когда основатель в начале сороковых годов проповедовал всеобщее призвание к святости, нашлись такие, кто принялся объявлять его еретиком, поскольку миряне якобы не призваны к святости, которая недостижима для людей, живущих в миру. В те же годы его обвиняли в непатриотичности, так как он не желал иметь ничего общего с политическими партиями, находившимися тогда в Испании у власти. Другие, наоборот, видя в правительстве Франко несколько членов «Opus Dei», приписывали организации симпатии к фашизму и стремление к власти. В действительности же основатель всегда подчеркивал, что члены «Opus Dei» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация: Католическая Церковь в Испании никогда не запрещала сотрудничать с режимом Франко и оставляла право выбора за каждым католиком в отдельности (в том числе и за членами «Opus Dei»). Если учесть, что в течение нескольких предыдущих лет банды республиканцев устраивали поистине зверские расправы над католиками (мученическая смерть постигла 12 епископов и 6 тыс. священников и монашествующих) и что только победа Франко позволила верующим выйти из подполья, то нет ничего удивительного в том, что большинство испанских католиков, т.е. большинство испанцев поддерживали правительство франкистов. Тем более что среди членов «Opus Dei» были и министры Франко, и его противники, вынужденные покинуть страну. Еще более забавно, но от этого не менее нелепо обвинение в связях с масонством. «В 1940-х годах о. Хосемария был обвинен перед трибуналом по подавлению коммунизма и масонства. Это было крайне серьезное обвинение в послевоенной Испании. Достаточно сказать, что за причастность к масонству грозила смертная казнь. На заседании трибунала Opus Dei было названо “иудаистической ветвью масонства”, “иудаистической сектой, находящейся в связи с масонами”. Изложив мотивы обвинения, один из членов трибунала заметил: “Следует признать, что члены Opus Dei трудолюбивы и ведут целомудренную жизнь”. Это вызвало немедленную реакцию председателя трибунала, грозного генерала Саликвета: “Если они действительно ведут целомудренную жизнь, значит, не масоны. Я не знавал целомудренных масонов”. И объявил о закрытии дела» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 104-105, Санкт-Петербург, 2009 г.). В заключении можно сказать, что, за исключением некоторых бывших членов, обиженных другими членами «Дела», критика проистекает от двух групп. Первая состоит из людей, свободных от угрызений совести, которые в погоне за легкими деньгами выдают «Opus Dei» за тайную конспиративную организацию. Ко второй же относятся те, кто нападает на Католическую Церковь и ее учреждения за то, что они отстаивают такие христианские принципы, как нерасторжимость брака и традиционная семья, состоящая из мужчины и женщины, неприятие абортов и эвтаназии, осуждение гомосексуализма и т.д.

Глава "Opus Dei":

Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928 - 26 июня 1975)
Альваро дель Портильо (1975- 23 марта 1994)
Хавьер Эчеваррия Родригес (1994-