Икона никиты великомученика. Святые нашего края. святой великомученик никита готфский. Святой великомученик Никита: житие

  • Дата: 09.01.2024

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во времена царствования Константина Великого и был крещен епископом Феофилом († около 340 года), известным просветителем готов, который принимал участие в первом Никейском Соборе.
В конце IV века, во времена правления Атанариха, со стороны язычников готов начались гонения на христиан. Однако Атанарих был побежден вождем готов Фритигерном, который в битве с Атанарихом при переходе Истра (Дуная), подобно Константину Великому, приказал сделать изображение Креста и носить его перед своими полками и так победил Атанариха.
После победы Фритигерна для Церкви наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила святитель Урфия (или Ульфилла, 311-383 гг.) создал готскую азбуку и перевел с греческого языка на готский много духовных книг. В то время святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью много способствовал утверждению христианской веры среди готов.
Спустя несколько лет Атанарих с многочисленным войском вернулся к себе на родину, и снова началась междоусобная война. Одолев Фритигерна, Атанарих воздвиг жестокое гонение против христиан. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Атанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он принял мученическую кончину за Христа 15-го сентября 372-го года где-то в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии.
Друг Никиты ночью отыскал его святые останки и перенес их в Киликию. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления.
В VII веке мощи были перенесены в Константинополь. Частица мощей великомученика Никиты находилась в монастыре Высокие Дечаны в Сербии…
С подвигом святого связана одна из чтимых икон Пресвятой Богородицы, Новоникитская, которая явилась в 372 году святому великомученику. На ней изображается Божия Матерь с Предвечным Младенцем, стоящим и держащим крест в руках. Святой Никита, будучи веден на мучения, имел эту икону на груди под одеждой. Такое же изображение находилось в Москве, у Никитских ворот.
На Руси святой великомученик Никита всегда был особо почитаем. В его честь и память было построено множество храмов. В монастыре в честь великомученика Никиты у Переславля-Залесского подвизался, например, известный русский святой преподобный Никита Столпник. Когда русские войска шли в бой за Веру, Царя и Отечество, то вместе с иконами Архангела Михаила и Георгия Победоносца они несли образ святого Никиты.
Память святого празднуется Церковью 15 сентября по старому стилю (28 сентября нов. ст.).

Тропарь великомученику Никите:

Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов прителкл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу передал еси: отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никито. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! - воскликнет кто-то, - так это одно и тот же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, - скажет первый, - у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, - ответит второй, - надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием - Готфский. Но позвольте, - начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, - он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита попирает беса. Воин Никита попирает вражеские полки.

Никита Бесогон - сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам - произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы - 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский - полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание - Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих - король вестготов, правил в 363-381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского , военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

Надпись: Святый мученик Никита. Надпись: Христов воин Никита.

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) - самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания - кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском - списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения - титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Святой. Русь XVII в. Святой. Греция XVI в. Святой. Сербия XIV в. Мученик. Русь XVI в.

Место смерти и погребения: Как сын царя - Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

Никита Бесогон попирает беса кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и щитом.

Одежда: В иконографии Никита Готфский - прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета - символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Никита Бесогон в кафтане и с палкой. Никита Готфский в латах, с крестом и мечом.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.


Мч. Никита Бесогон с мечом и кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и копьем.

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с нач. XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых - Никита изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа, как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов - не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет - крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Владимир Шеменев

Эту статью прочитали (6526)

Очень красивое и мужественное имя Никита с греческого языка переводится как «победитель». Интересуясь вопросом, когда отмечают православные именины Никиты, надо отметить, что их несколько. И для начала давайте разберемся, как прославились святые, названные этим именем. Среди старославянских находок археологи нашли много старинных крестов и иконок с изображением святого мученика Никиты Бесогона. Он изображался с палкой и кандалами, которые держал в руках и бил ими беса. Именины имени Никита отмечаются несколько раз в году.

Самыми известными являются: Никита Бесогон (как писалось выше), Никита Готский (относившийся к первым христианским мученикам, подвергшимся пыткам в Константинополе), а также Никита Столпник (живший в России в XVIII веке).

Разбираясь с вопросом, когда отмечают именины Никиты Бесогона, надо отметить, что его иконописный сюжет иллюстрирует историю византийских апокрифических текстов жития святого. По некоторым данным, он был сыном царя Максимиана. Уверовав во Христа, он вызвал большое негодование отца-язычника и был подвергнут многочисленным жестоким пыткам, а затем брошен в темницу, куда однажды к нему в облике ангела явился сам бес и стал уговаривать его уверовать в языческих идолов, пообещав ему освобождение от мучений. Никита не поверил этой жуткой ангельской сущности и стал усиленно молиться Господу, и тогда с неба спустился архангел Михаил и приказал подвергнуть испытаниям ложного ангела. Тогда Никита схватил беса и стал бить его своими кандалами, и тот вынужден был признаться в том, что он нечистый дух.

Потом царь опять вызвал к себе Никиту, но тот пришел не один, а привел с собой беса, чтобы показать всем, кто взял власть над ними. А чтобы окончательно убедить, Никита воскресил давно умершую супружескую пару. Но это не подействовало на Максимиана, тогда против него восстали и царица, и народ. В этот день святой Никита крестил 18 400 человек, но вскоре отдал Богу душу.

Святой великомученик Никита Готский

В теме «Именины Никиты» обязательно надо упомянуть и преподобного Никиту Готского, который тоже был христианским святым. Он был готом по происхождению и родился на берегах могучего Дуная. Его крестил епископ Феофил, участвовавший в Первом Вселенском Соборе. Никита вместе с епископом Вульфилой распространял христианство среди своих племен и был воином готского вождя Фритигерна, воевавшем против Атанариха, когда между теми произошел межплеменной конфликт.

Но после того как к власти опять пришел Атанарих, Никита продолжал проповедовать христианство. Тогда его взяли под стражу, долго мучили и изощренными пытками пытались выбить из него отречение от христианкой веры. А потом его казнили через сожжение и, согласно житию, тело святого Никиты огонь не опалил, но его все равно просто убили, и это было в 372 году. Тело мученика забрал его друг Марианн, и оно было погребено в Киликии. Но через некоторое время часть мощей была перенесена в Константинополь, а часть — в сербский монастырь (Высокие Дечаны).

Никита Столпник

Отвечая на вопрос, когда именины Никиты, необходимо рассказать и о преподобном Никите Столпнике, жившем в Переславле-Залесском в XII веке. Он рано женился и предавался всяким порокам, ссорился с богатыми, притеснял бедных и нечестным образом взимал с людей завышенную мзду, за счет этого он нажил себе большое состояние.

Однажды на службе в церкви он услышал слова из писания Пророка Исайи, в котором говорилось, чтобы люди очистились и омылись, перестали делать зло и искали правду. Дальше случилось настоящее чудо: Никиту эти слова тронули до глубины души. Он решил отказаться от своих богатств и своей порочной жизни и посвятить себя служению Богу, и, недолго думая, ушел в монастырь. Никита добровольно возложил на себя тяжелые железные вериги и уединился на каменном столпе. До последнего своего дня на земле он пребывал в посте и молитве, день и ночь замаливая свои грехи перед Господом. За такую жесткую подвижническую жизнь Никита получил от Бога дар чудотворения и мог лечить больных.

Предательство близких

Но однажды к нему пришли два человека, чтобы попросить благословения. Он хорошо знал их. Его истертые вериги блеснули перед их завистливыми глазами, и им показалось, что они серебряные. Тогда они взяли и убили Никиту, чтобы завладеть этим богатством. Это произошло 24 мая 1186 года.

Мощи преподобного Никиты были освидетельствованы и обретены 29-31 мая в 2000 году, по благословению российского Патриарха Алексия II и архиепископа Ростовского и Ярославского Михея.

Никита: именины, день ангела

В житие сказано, что святой Никита помогает в учении, одолевает бесов, предоставляет возможность покаяться в грехах и защититься от прельщений дьявола.

олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Святой великомученик Никита: житие

Святой великомученик Никита был готф. Он жил на берегах Дуная и пострадал за Христа в 372 году.

Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.

Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.