Величественное здание храма Воскресения Словущего в селе Шипулино расположено в живописном месте на крутом берегу реки Железовки. Внутреннее убранство церкви поражает всякого входящего в храм. Это и великолепные резные иконостасы (пятиярусный центральный и трехъярусные в приделах), и прекрасные иконы академического письма, и великолепные росписи, некоторые из которых воспроизводят сюжеты васнецовской росписи Владимирского собора в Киеве. Храм не закрывался в годы советской власти, здесь всегда совершалась Божественная литургия.
История каждого храма интересна, она переплетается с историей того храма, где он находится. Не является исключением и история Воскресенской церкви с. Шипулино.
На Николо-Железовском погосте исстари стояли деревянные храмы. Погост получил название от храма и реки Железовки, у которой он находился. Когда-то это была судоходная река, по ней тянули баржи. Сейчас остался лишь маленький ручеек. Рядом с храмом возникла деревня Шипулино, названная по имени одного из первых ее владельцев – дьяка Пушкарского приказа Никифора Шипулина, семье которого она принадлежала в XVII веке.
Первое известное упоминание о храме относится к 1545 году. Тогда, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги наряду с другими церквами Клинского уезда «к Николе на Железовке». В 1662 году в церкви служил «железовский поп Федор», в 1678 году – «Никольский поп Симеон» .
В документе 1705 года упоминаются две церкви: «Погост на речке Железовке да на враге, а на погосте церковь Воскресения Христова, другая Николая Чудотворца, деревянные. У церквей поп Алексей Федоров» .
Документ 1709 года сообщает, что оба храма – «строение приходских людей, со всякой церковной утварью, на церковной земле» и упоминает второго священника – Алексия Семенова .
В 1723 году в Церкви Николая Чудотворца служил священник Иван Алексеев, а в церкви Воскресения Христова – священник Никита Никифоров. В 1774 году упомянуты священники двух приходов Николаевского погоста на Железовке Василий Михайлов и Герасим Васильев .
В 1794 году было начато строительство кирпичной церкви Воскресения Словущего *.
* Полное название главного престольного праздника – Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Событие, которое празднуется в этот день, произошло 13 сентября 335 года по Рождестве Христовом. Тогда Собором восточного духовенства в присутствии святого равноапостольного императора Константина был освящен храм, вместивший в себя и место распятия Спасителя, и Гроб Господень, и место, где святой равноапостольной царицей Еленой был обретен Честной Крест Господень. Слово «словущее» можно перевести как «именуемое». Название праздника указывает, что это не Светлое Христово Воскресение и не воскресный день, а особый праздник, который «слывёт» или «именуется» Воскресением, потому что относится к храму Воскресения Христова. По традиции богослужение в престольный праздник в Шипулинском храме совершается Пасхальным чином. Этот праздник называют здесь «Осенней Пасхой».
Храм был построен в 1800-1802 годах на средства прихожан при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. В храме хранится хоругвь 1900 года с надписью: «Сто лет со дня постройки храма», а также памятная медная табличка начала XIX века, на которой можно прочитать: «Освятися жертвенник во имя Покрова Пресвятыя Богородицы 1800 года месяца июня 4-го дня. Освятися жертвенник во имя святителя и Чудотворца Николая 1804 года месяца июня 6-го дня. Освятися жертвенник обновления храма Воскресения Христова 1810 года месяца июня 8-го дня».
Трехчастное здание в стиле зрелого классицизма было частично перестроено и расширено в 1903 году по проекту Н.Н. Благовещенского. При этом его конфигурация приобрела крестообразный характер. С севера и юга к основной части храма были пристроены симметричные приделы с гранеными апсидами, в которые были перенесены боковые престолы – справа и слева от главного. Трапезная была значительно удлинена на запад, и первый ярус трехъярусной колокольни вошел в ее объем.
Перестройка храма была связана с быстрым ростом рабочего поселка, возникшего рядом с Высоковской прядильно-ткацкой мануфактурой (а настоящее время г. Высоковск). Чтобы не строить новый храм, было решено расширить ближайшую церковь в Шипулино.
До революции при храме существовала приходская начальная школа, библиотека и богадельня для престарелых и больных.
В 50-х годах XX столетия, в связи с трудностью отопления основной части храма, в трапезной был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, в котором до недавнего времени в зимний период совершалась Божественная литургия.
В 1877 году настоятелем церкви был священник Андрей Самарин, с 1887 года – священник Николай Митропольский, с 1915 года – священник Алексий Другов. Его дочь Наталья вышла замуж за псаломщика Александра Гусева, которого власти несколько раз сажали за веру в тюрьму; в 1938 году он погиб в лагерях. О. Алексия Другова в 1936 году посадили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Коми-Зырянскую автономную область. В 1937 году он умер. В 1936 году был репрессирован староста храма Матвей Тимофеевич. С 1910 по 1928 год в церкви служил протоиерей Александр Георгиевич Любимов. Сохранились воспоминания о том, как о. Александр участвовал в диспуте с наркомом просвещения Луначарским и вышел из него победителем. Из отчета обновленческого лжеепископа Николая известно, что о. Александр отрицательно отнесся к обновленчеству. В 1928 году он был арестован и сослан в Великий Устюг на три года, затем отправлен в Орёл без права выезда. Дом его в Шипулино конфисковали, оставив матушку и девятерых детей на улице. Умер о. Александр в 1937 году.
В 1927 году на приход был назначен диакон Сергий Гусев, сын митрофорного протоиерея. В сентябре 1934 года он был рукоположен во священника к Шипулинской церкви. В 1937 году обвинен в том, что систематически посещал рабочие жилища в г. Высоковске, где якобы вел контрреволюционную агитацию. Арестован 8 октября 1937 года и расстрелян 31 октября того же года на Бутовском полигоне. Реабилитирован в 1957 году. О. Сергий Гусев причислен к лицу новомучеников и исповедников Российских как сщмч. Сергий Высоковский.
Воскресенская церковь славилась своим колокольным звоном. Пожилые люди вспоминают, что звон шипулинских колоколов был слышен даже в Клину. В 1933 году поступило распоряжение властей, в котором говорилось: «Церковный звон напоминает жителям Высоковска о Боге, колокола уничтожить!» Последний раз звонили по смерти настоятеля храма о. Николая Митропольского.
Колокола разбивали прямо на колокольне и сбрасывали вниз, разрушая кровлю. Призыв властей: «Колокола переплавить на трактора» - звучал на всю страну. До наших дней сохранился лишь «язык» самого большого колокола. До сих пор он поражает своими размерами. Приобретение новых колоколов для прихода остается пока только мечтой!
С 1939 по 1945 год в церкви служил протоиерей Иоанн Ковальский.
Богослужение в храме не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Захватив Высоковск, немцы расстреляли медперсонал больницы, раненых и больных, и сожгли в городском клубе военнопленных. На колокольне церкви фашисты хотели разместить орудие. О. Иоанн, рискуя жизнью, не побоялся пойти в немецкий штаб и убедил офицеров отказаться от их решения.
В 1956 году в сторожке храма был злодейски убит священник Владимир Королёв, в прошлом офицер Советской армии и участник Великой Отечественной войны. За три года своего служения в Шипулино он много успел сделать для благоустройства храма и его территории. О. Владимир устроил в храме водяное отопление, так как после революции калориферное отопление пришло в негодность, и храм отапливался двумя шведскими печками. Яблони, посаженные им, приносят плоды по сей день.
В 1958 году настоятелем храма был назначен о. Василий Бармушкин. Супруга его, матушка Матрона, была его верной помощницей. Она регентовала на клиросе. Две их дочери, Антонина и Валентина, вышли замуж за священников: о. Димитрия Брысаева, 55 лет прослужившего в с. Черкизово рядом с Коломной, и о. Александра, служившего в Коломне. Прошедший сталинские лагеря и служивший во время хрущевских гонений на Церковь, о. Василий остался в памяти прихожан как жизнерадостный и старательный пастырь. Всего он прослужил на приходе 17 лет до самой своей кончины.
В 1960 году на приходе появилась молоденькая девушка Мария Прохорова, которая стала исполнять обязанности псаломщицы. И вот уже более 50 лет Мария Кузьминичны не оставляет вверенный ей «пост», верой и правдой служа на приходе. Все эти годы она несет службу уставщика, псаломщика, регента и помощника по хозяйству. Трудно найти более ответственного человека, чем Мария Кузьминична.
25 лет, с 1975 по 2000 год, настоятелем храма был протоиерей Павел Покладов. О. Павел много сил положил на реставрацию храма. При нем были отреставрированы росписи в летней части храма и поновлён главный пятиярусный иконостас. Сейчас трудно поверить, что еще 25 лет назад главный иконостас был темным из-за копоти, а великолепные фрески в некоторых местах утрачены. О. Павел производил сильное впечатление на людей серьезностью и силой своей веры. Бывало, что после разговора с батюшкой, после очень простых его слов крестились люди, до того от веры весьма далекие.
С 2000 года по настоящее время настоятелем храма является священник Димитрий Костин. Он начал свое служение в Шипулино в 1998 году в качестве второго священника. Его стараниями в Высоковске создан духовно-просветительский центр «Воскресение». В ноябре 2000 года в открытой при центре домовой церкви в честь святого страстотерпца царевича Алексия совершаются богослужения. В центре проводятся занятия воскресной школы для детей и взрослых, устраиваются праздники, работает библиотека.
Взрослые и дети участвуют в паломнических поездках по святым местам, которые организуются в среднем раз в месяц. Многих привлекает возможность помолиться на месте подвига русских святых, помолиться на месте подвига русских святых, поклониться святым мощам и чудотворным иконам, увидеть прекрасные храмы и монастыри Русской земли, познакомиться с ее историей.
О. Димитрий проводит беседы о Православии и с учениками старших классов в общеобразовательных школах города.
Вместе со священником Михаилом Баландиным иерей Димитрий Костин духовно окормляет высоковскую городскую больницу, где с 2005 года действует больничная церковь во имя свт. Луки Симферопольского .
Но центром Православия в Высоковске и окрестных деревнях остается Воскресенская церковь. За последние 10 лет храм очень изменился: засияли золотом кресты, на церкви и сторожке заменили кровлю, купол и шпиль над колокольней покрыли медью. Храм снаружи оштукатурен, покрашен и расписан. Вокруг него сделана отмостка и проложен дренаж. Газовое отопление многое изменило в хозяйственной жизни прихода. Старые окна были заменены на новые, пластиковые. Исчезла сырость, в храме стало значительно теплее. В 2011 году появилась возможность провести отопление в «летнюю» часть церкви, и богослужения в зимнее время впервые за много лет совершаются на главном престоле.
Неоценимый вклад в дело благоукрашения храма внес местный художник А.И. Харламов. За 15 лет кропотливых трудов он отреставрировал многие иконы, спасая их от разрушения, заново прописал практически все фрески. Храм стал светлым и еще более благолепным.
Примечания
1. Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV–XVIII веков. - Клин, 2009. - С. 51.
Клин православный. - Клин, «Христианская жизнь», 2012. - C. 137-141, 341.
ВЕНЧАНИЕ В НАШЕМ ХРАМЕ
Таинство Брака совершается:
Таинство Брака не совершается :
- Вторник
- Четверг
- Суббота
Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников,
Во время Великого, Петрова, Рождественского и Успенского постов,
В течение Сырной седмицы (Масленица - за неделю до Великого поста),
Начиная с недели мясопустной, и в неделю сыропустную,
В течение Светлой седмицы (неделя после Пасхи),
Во дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня (10, 11, 26 и 27 сентября).
Перед принятием таинств Крещения и Венчания проводятся регулярные обязательные , общеобразовательные и подготовительные беседы.
Беседы проходят: вторник - в 18.00 и 19.30, суббота - в 11.00 и 12.30 (интервал между беседами - неделя)
По всем вопросам обращаться в церковную лавку Храма.
Расписание богослужений
Ежедневно в 8.00 – утреня и литургия.
Накануне воскресных и праздничных дней в 16.00 – всенощное бдение.
Престол
– главный – в честь Святой Троицы;
– в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Престольный праздник
Святыни
– Животворящий Крест из Соловецкого монастыря;
– старинные иконы Спасителя, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.
История
Архитектор – Иван Иванович Межецкий.
Церковь освящена в 1815 году.
Село Высоково находилось за пределами Нижнего Новгорода и было вотчиной Нижегородского Печерского монастыря.
В XV и XVI веках село неоднократно уничтожалось врагами, и архимандрит Печерского монастыря даже жаловался Иоанну Грозному, что село Высоково находится в запустении.
После воцарения Михаила Федоровича Романова и стабилизации положения в стране село Высоковское начинает отстраиваться. В селе жили рыбаки, неводчики и кормщики, солодовники и каменщики, то есть мастера, выполнявшие для Печерского монастыря самые различные работы.
В это время возводится новая деревянная церковь. В 1672 году половина села Высоково перешла во владение нижегородского митрополита Филарета (1672 – 1686), который устроил в нем свою летнюю резиденцию.
В Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719 – 1738), Дамаскин (1783 – 1794), Макарий (1879 – 1885)
В 1801 году по благословению епископа Вениамина (1798 – 1811) в Высокове на месте деревянного выстраивается новый каменный трехпрестольный храм, архитектором которого стал Иван Иванович Межецкий.
Церковь построена по типу «корабль» – со строго осевым расположением алтаря, молельного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом.
Церковь в честь Живоначальной Троицы села Высокова была освящена в 1815 году нижегородским епископом Моисеем (1811 – 1825).
В XX столетии Высоковских храм был действующим, наряду со Старопечерской и Карповской церквями.
Храм Троицы Живоначальной г. Нижний НовгородСтраница приходаРусская Православная Церковь, Нижегородская митрополия, Нижегородская епархия, Нижегородский благочиннический округ
- Статус собора:собор
- Статус:действующий
- Есть пандусы:да
- Язык богослужений:церковнославянский
- Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения совершаются ежедневно.
- Настоятель:Шалатонов Сергий Иванович протоиерей
- Престольные праздники:
- Троицы Живоначальной — Май 27
Архитектор - Иван Иванович Межецкий.
Церковь освящена в 1815 году.
Село Высоково находилось за пределами Нижнего Новгорода и было вотчиной Нижегородского Печерского монастыря.
В XV и XVI веках село неоднократно уничтожалось врагами и архимандрит Печерского монастыря даже жаловался Иоанну Грозному что село Высоково находится в запустении.
После воцарения Михаила Федоровича Романова и стабилизации положения в стране село Высоковское начинает отстраиваться. В селе жили рыбаки неводчики и кормщики солодовники и каменщики то есть мастера выполнявшие для Печерского монастыря самые различные работы.
В это время возводится новая деревянная церковь. В 1672 году половина села Высоково перешла во владение нижегородского митрополита Филарета (1672 - 1686) который устроил в нем свою летнюю резиденцию.
В Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки в том числе Питирим (1719 - 1738) Дамаскин (1783 - 1794) Макарий (1879 - 1885)
В 1801 году по благословению епископа Вениамина (1798 - 1811) в Высокове на месте деревянного выстраивается новый каменный трехпрестольный храм архитектором которого стал Иван Иванович Межецкий.
Церковь построена по типу «корабль» - со строго осевым расположением алтаря молельного зала трапезной и высотной колокольни над главным западным входом.
Церковь в честь Живоначальной Троицы села Высокова была освящена в 1815 году нижегородским епископом Моисеем (1811 - 1825).
В XX столетии Высоковских храм был действующим наряду со Старопечерской и Карповской церквями.
Село Высоково появилось в XIV веке на землях местного Печерского монастыря. В 1636 году на месте старой церкви срубили новый ансамбль из двух храмов. Каменный же храм с колокольней здесь появился уже в 1815 году. Планы-Фасады Троицкой соборной церкви были выполнены местным архитектором И.Межецким. Второе открытие храма состоялось во время войны - он был восстановлен в 1942-1943 годах. В настоящее время здесь находится знаменитый Животворящий Крест Господень которому около пятисот лет сделанный монахами на Соловках и привезенный из Пуреха.
В приходе ведется социальное служение благотворительность Ведется взаимодействие с правоохранительными органами медицинскими учреждениями (проводятся лекции беседы причащение больных) с детскими домами и интернатами домами престарелых и домами инвалидов (концерты конкурсы)
История храма
Церковь Троицы в Высоково
Над видимым со всех сторон плато, там где речка Старковка впадает в Ковалиху, господст-вует храм села Высоково. Когда-то село находи-лось вдали от Нижнего Новгорода, сегодня же оказалось буквально в центре его новой застрой-ки.
История села и его храма неотделима, хотя остается мало известной страницей нашего древ-него Нижнего Новгорода и отражает важнейшие вехи судеб всего края…
Село Высоково основано в XIV столетии на землях местного Печерского монастыря, играв-шего заметную роль не только в жизни Нижнего Новгорода, но и всей Древней Руси. В последую-щие XV и XVI века, когда Нижегородская земля постоянно разорялась изгоном проходившими через нее вглубь России отрядами монголо-татар и ногайцев, село неоднократно выжигалось. Осо-бенно памятным стал 1521-й год, когда "августа в 1 день приведоша цари и князи с Казани Сеит да Мочалей и повоеваша около Нова града Нижнего от Березополья до Клина, и полону взяша и пожни вы-секли, и приидоша под город того же месяца в 28 день на десятом часу дни, быша до вечера и пошли прочь, и в верхнем конце сожгли церковь Рождества пресвятые Богородицы да 240 дворов по Гремячей ручей да Печерской монастырь выжгли".
В 1549 году архимандрит Печерского мо-настыря жаловался царю Ивану IV (будущему Грозному), что у них "в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут".
После этого Печерский монастырь получил от царя не только право в течении 10 лет не пла-тить податей, но и богатые вклады деньгами и землями (деревню Ельню, пустошь Черемис-скую и др.).
После присоединения к России Казани и Астрахани создались реальные условия для вос-становления хозяйства края, но вскоре Повол-жье охватили Черемисские войны, а затем — "Смута". Село Высоково в который уж раз оказалось в зоне активных военных действий, прино-сивших, как обычно, простому пахарю или ре-месленнику лишь горе и разорение.
Воцарение в 1613-м году Михаила Федо-ровича Романова и некоторая нормализация по-ложения в стране были восприняты нижегород-цами с великим воодушевлением и радостью. Уже в 1619-м году печерский архимандрит Иов предпринял энергичные усилия для восстановле-ния хозяйства села. В 1636-м году монастырский плотник Шестак "с товарыщи" на месте старой, давно обветшавшей церкви срубили новый погостовый из двух храмов (шатрового холодного и клетцкого теплого) ансамбль. Иконы для новопостроенных храмов писал свой же изограф — черный поп Мисаил.
Хотя возле Высокова возделывалось 202 чети пашни (четь=1/2 десятины=1200 кв. сажен=5462 м2), но обрабатывалась земля преимущественно наемными сезонными работниками, ибо в селе жили по-старинке ры-баки, неводчики и кормщики, солодовники и ка-менщики, в общем мастера, выполнявшие на монастырь самые различные работы. Следует по-мнить, что при строительстве каменных зданий Печерского монастыря в 1640-х годах под руко-водством прославленного русского зодчего Антипы Константинова кирпич делали под надзором балахнинца Онцыфора Емельянова и под селом Высоким! Так было до 1672-го года, когда поло-вина села перешла во владение первого Нижего-родского митрополита Филарета(1672 - 1686), устроившего в нем свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719 - 1738), Дамаскин (1783 - 1794), Макарий (1879 - 1885) и другие. Храм же в их быт-ность в Высокове становился "кафедральным". Каждый из владык стремился вложить в ризницу достойные дары.
В 1801-м году в Нижний Новгород пришел указ Синода о строительстве впредь вместо об-ветшавших или сгоревших храмов исключитель-но каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов. В силу того что храмы села Высокова к тому времени имели мно-гие повреждения, епископ Вениамин указал выстроить там новый каменный трехпрестольный храм. Планы-фасады здания он заказал гу-бернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому.
В качестве прообраза он взял известный в Нижнем Новгороде с середины XVII столетия храмовый тип "корабль" — со строго осевым рас-положением алтаря, моленного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом. Но решена архитектура храма несколь-ко упрощенно, хотя в убранство фасадов и введе-ны характерные для господствовавшего тогда в художественной жизни России классицизма рус-товка и элементы ордера.
В 1815-м году храм был освящен в честь Живоначальной Троицы Нижего-родским епископом Моисеем (1811-1825).
В годы Советской власти, храм в честь Живоначальной Троицы в Высоково практически не закрывался. Богослужение, лишь ненадолго прерванное, возобновилось через два с половиной месяца после закрытия храма, на 40-й день войны, и с тех пор ведется постоянно.
В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была единственной действующей не только в Горьком, но и на окрестные три района: число ее прихожан превышало 5 тысяч человек.
В годы Великой Отечественной войны Троицкая церковь оказывала большую духовную и материальную поддержку русскому народу в борьбе с врагом.
Высоковская церковь внесла на нужды обороны 6 млн рублей. Она имела возможность это сделать, так как была единственной на три городских района и окраины, и число ее прихожан неуклонно росло.
При Высоковской церкви в. жил первый после возрождения епархии епископ Сергий (Гришин), а с ноября.
Храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы
настоятелем церкви являлся епископ Зиновий (Красовский).
В период с 1943 и по 1974 гг. церковь в с. Высокове была кафедральным собором.
Почти два века Высоковский храм остается не только заметным памятником истории, но и центром духовной жизни Нижнего Новгорода. Старинный Свято-Троицкий храм является одним из самых любимых нижегородцами.
По информации комитета по делам
архивов Нижегородской области
Как правильно проводить заговоры в период растущей луны Воскресные ритуалы растущей луны
Унинский район кировской области Задания для каждой группы
Как узнать, кто твой ангел хранитель Признаки что ангел меня покинул
Освященное масло — источник духовных сил и средство телесного врачевания
Во истину Воскресе или Воистину: что это значит и как писать правильно Как говорится христос воскрес воистину