Храм и его значение в жизни верующего. Символическое значение христианского храма. Список использованной литературы

  • Дата: 30.11.2023


Методическая разработка урока

Тема: Внешний вид и духовный смысл православного храма
. В работе проводится анализ внутренней и внешней символики православного храма, в результате которого выделяются особенности христианской модели мира.
Тип урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
 изучение особенностей христианской модели мир;  анализа основных внутренних и внешних символов храма
Задачи урока:
Воспитательные:  воспитание чувства любви к Родине;  воспитание культурно-ценностного отношения к русской истории;  воспитание чувства национальной гордости за великие культурные достижения наших предков; Образовательные:  познакомить учащихся с символикой православного храма;  активизировать познавательный интерес к духовному наследию наших предков; Развивающие:  развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать символы, отражающие христианскую модель мира;
Тип урока:
формирование новых знаний.
Ход урока:
Русь невозможно представить без храмов. Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл необычайно большую роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студеной купели до гробовой доски. Родился человечек - его крестили, женился - венчали, при болезни - соборовали, исповедовали, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали. -
Найдите в словаре понятие храм?
В словаре Ожегова читаем: "здание для богослужения, церковь". Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества
Христова. Христианские храмы сначала были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания (в 313-ом году), христианские храмы начали возникать повсеместно. Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православную Русь.. Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство. Православный храм представляет сбой сложный символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ - это образ Вселенной. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль, должен иметь три двери, как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
- Может кто-нибудь из вас знает, а на какую часть света ориентированы католические храмы?
(Католические и протестантские храмы ориентированы на Запад.)
- Почему так?
(Потому, что западные храмы полностью воспроизвели конструкцию античных храмов, в которых первые лучи восходящего солнца должны были осветить статую божества, стоящую в глубине храма).
Особенностью русского храма является ориентация на восток.

Восточная часть в православии
– «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный рай был на Востоке, в Эдеме (Быт. 2, 8). Восток так же место вознесения Христа.
Х
рам имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский). Каждая стена должна соответствовать одной из сторон свет и, одновременно, - той или иной области церковной жизни.

По образцу ветхозаветного храма, который имел двор, святилище и святая святых, православный храм также разделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. РИСУНОК 1. Поднявшись по ступеням, (символ духовного восхождения) входим в притвор.
Притвор
является символом мира греховного. Он находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят некрещеные люди (не христиане) и кающиеся (те, кого Церковь не допускает к причащению
Святых Таинств). Они не изгоняются из храма, но и не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее Таинствах. Внутри храм встречает человека необычной красотой и тишиной. Храм имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему. РИСУНОК 2. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается
свод
и символизирует Царствие Божие (Горний мир) . В куполе изображается Глава Церкви - Христос Вседержитель. В храме входящего человека окружают изображения на стенах.
Стены
, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных –проповедовавших закон христианской веры.
Алтарь
- это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения (Евхаристии) - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Алтарь устраивается на возвышении. Посреди алтаря находится Святой престол- особо освященный четырехугольный стол, покрытый священными одеждами. На нем лежат крест, Евангелие, антиминс, стоят дарохранительница и дароносица. На престоле невидимо восседает Сам Господь (Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенности, как бы приближая к небу). Самое главное богослужение в Православной церкви называется Литургия. Службу совершают священнослужители, обращаясь к прихожанам храма с амвона.
Солея, амвон
– продолжение алтарного возвышения. Амвон (гр.) – «восхождение», знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает так же о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей Гроба Господня. На амвоне совершается Таинство Причащения Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места. Общую идею храма выражают иконография его средней части.
Средняя часть храма
, «корабль» - представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Место, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря
иконостасом:
перегородкой с множеством икон. Иконостас символически соединяет мир земной и Царство небесное. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон. Только с конца VIII-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану. Иконы передают в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами.
- Скажите, а в чем разница между языческим поклонением идолам и православным

почитанием икон?
(Язычники обожествляли предметы. Простому камню или изваянию
приписывалась магическая сила, это и было само божество. Молясь же перед иконой, мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены.)
Западная сторона
храма символизирует «страну мертвых», ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо- западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного Суда, а светские сцены забав и игрищ (Храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к гибели.
На северных и южных стенах
храма – изображение Вселенских соборов – важных событий Церковной истории. Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию. Поддерживающие купол "
паруса
" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте «корабля спасения» паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
Столбы
–опоры -соединение неба и земли.
Окна
символизируют свет учения Церкви.
Пол
- нижняя часть храма, знаменует собой землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а напротив, находятся в тесном единстве.
- Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь

внешние символические составляющие. Внешняя форма храмов может быть различна: крест,

круг, восьмиконечная звезда, прямоугольник, но духовное значение одно - это «ковчег

спасения».
Увенчанные крестами купола церкви связывают небесное и земное.
- Что напоминает плоский византийский купол над храмом?
(Небесный свод над землей)
- А готический шпиль католического храма?
(Выражает стремление души ввысь, к небесам). Русская луковичная глава, покрытая позолотой, как гигантская свеча, устремленная в небеса, символизирует идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
Крест
является обязательным атрибутом православного храма. Он завершает купол. Крест – главный христианский символ. Языческий символ крест, означавший счастье, свет, жизнь или животворящие силы, получил совершенно новый смысл в христианстве: в нем слились воедино и мученическая смерть Иисуса Христа во имя человечества, и избавление от страданий, и вечная жизнь. Почитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует - это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки. Изменение отношения к кресту связано с именем императора Константина Великого, который приказал изобразить знак креста на своих знаменах.
Войско победило. После этого крест стал символом победы в широком смысле - победы над смертью, знак духовного ограждения от воздействия злой силы. В самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь - чаша для причастия, сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д. Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника в храме всегда можно узнать по нагрудному кресту. Православный обычай - после окончания службы обязательно приложиться к кресту. -
И так, что же мы узнали сегодня на уроке? В сознании наших предков храм олицетворял

вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем

фоне. Под куполом небом развертывалось литургическое действо. Узнали также, что зодчие

уделяли огромное внимание как внешнему, так и внутреннему убранству храма, где

собиралась община верующих, приобщаясь к миру духовному, божественному, ища в нем

душевное спокойствие и надежду на спасение после смерти.
Божии храмы как связь времен, и сегодня являются центрами духовной жизни граждан, россиян. Смотришь на великолепные храмы, соборы, и чувствуешь великую благодатную силу, ощущаешь в душе светлое и доброе чувство сопричастности к истории своей страны, своему народу.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма? С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократором? Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократора, если бы оно было расположено на стене? В свою очередь купол без изображения Пантократора был бы для верующего символом места обитания небесных жителей? Как вы думаете, воздействует ли внешняя и внутренняя красота Православного храма на душу человека? Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

Список используемой литературы:
Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. С. 37. Бычков В.В. Павел Флоренский // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 31 Вагнер Г.К. От символа к реальности. М., 1980. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Вопросы науки, искусства, литературы и жизни. Вып. 24. М., 1900. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К свету. 1994, № 17. С. 60. Лосев А.Ф. Проблемы символа в религиозном искусстве. М., 1995. Лотман Ю.М. Символы в системе культуры. Тарту, 1987. Миронов А.М. История христианского искусства. Казань, 1914. Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981, № 29. С. 70-79. Русская Православная Церковь. М., 1980. С. 203-204. Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К свету. 1994, № 17. С. 26. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение. 1891, кн. 4. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1980. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 322.
РИСУНОК 1.
Рисунок 1

РИСУНОК 2. Рисунок 2

Открытая городская исследовательская конференция

"Краеведческие чтения"

Значение православных храмов в жизни города Курчатова

секция Культурное наследие

тип работы исследовательская работа

Обыденных Людмила Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ "Гимназия № 2"

г. Курчатов, 2017 г

I. Введение..........................................................................................................1

II. Храм в жизни города......................................................................................4

III. Храм Успенья Пресвятой Богородицы.........................................................5

IV. Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.................................................................................7

V. Храм святого Луки Крымского, исповедника..............................................8

VI. Заключение.....................................................................................................10

I . Введение.

В 2014 году в г. Курчатове в рамках фестиваля детского творчества "Сияние Рождества" проходила исследовательская конференция "Радость моя!", где я принимала участие со своей работой "Письмо батюшке Серафиму Саровскому" и стала ее лауреатом. Конференция проходила в храме преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших. В тот январский день я впервые осознанно познакомилась с храмом. (слайд 1, слайд 2)

Так началась моя дорога к Храму, идя по которой, я хотела узнать, что находят там люди, как их деятельность влияет на жизнь города? Я поняла, что храм это не только красивое здание, а нечто большее.

В беседах с одноклассниками, в ходе проведенного анкетирования школьников, я выяснила, что очень много людей, не знают, чем еще кроме молитвы занимаются прихожане в храме, не знают какую большую просветительскую и благотворительную работу они делают. Об этом, конечно, нельзя рассказать без понимания православия, основных понятий веры в Бога. Ведь нашу великую страну Россию создали своими трудами именно православные люди. И не знать этого, и не говорить об этом в наше время нельзя. Ведь нация, не знающая своих корней, теряющая свои духовные основы, обречена.

В начале своей работы, я видела проблему в отсутствии информации у людей и недостаточности ее в целом, о православных храмах нашего города. Люди имеют очень смутные представления о их значении и деятельности.

Целью моей работы было побольше узнать, из первых уст, о значении храмов в жизни города Курчатова, рассказать о замечательных, скромных людях- настоятелях храмов, учителях воскресных школ, членах групп милосердия, о той большой благотворительной и просветительской работе, которую они ведут.

Задачами своей работы я видела восполнение пробела информации об этих жителях нашего города, о храмах, изучение просветительской и благотворительной деятельности прихожан, их роли в жизни Курчатова.

О храмах города Курчатова, написано мало, в интернете на официальных сайтах есть только сухая информация, но за этими строками не видно живых людей, подвижников, живущих среди нас.

Храмы нашего города играют исключительно важную роль в воспитании: духовных и нравственных качеств людей, патриотизма, особенно подрастающего поколения.

Методами решения поставленных задач, у меня были интервьюирование настоятелей храмов, членов групп милосердия, преподавателей воскресной школы, жителей г. Курчатова, проведение анкетирования.

Свою работу я построила на живом общении с ними, изучением их деятельности, посещением храмов, изучением литературы, интернет ресурсов, исследования уровня знаний школьников о деятельности православных храмов.

Я посетила все три храма нашего города, взяла и записала интервью с батюшками, сделала фотографии храмов, их внутреннего убранства.

Но прежде, чем подойти к раскрытию темы своей работы, я хочу рассказать, что мне удалось узнать о значении храма в жизни города.

II. Храм в жизни города.

По духу, по образу мыслей - мы православные. Символ православия -храм. На Руси всякий город, всякое селение начиналось с Храма.

В 20 веке эта традиция была утеряна: церкви не строились, а наоборот разрушались. Но в 90-е годы прошлого столетия изменилось отношение людей к своим православным корням, во многих городах началось строительство храмов. (слайд 4)

"Не хлебом единым жив человек!" Не только им. С детства в каждом из нас теплится духовная искра. Не потерять ее, в течении жизни, помогает нам - вера и храм - Дом Божий, место соединения Бога и людей.

Наш город - совсем еще юный в историческом летоисчислении, ему 48 лет. Но в нашем маленьком городе действуют уже три храма, о которых, вот что мне удалось узнать.

III . Храм Успенья Пресвятой Богородицы.

(слайд 5)

История Успенского Храма уходит в глубь веков. С 17 века известно село Успенское Колпаковской волости Льговского уезда. Село и церковь располагались вдоль оживленного Киевского тракта, ныне проходящего как и встарь на том же месте. Вероятно, именно по этой дороге в Киев шли будущие великие святые и наши земляки- преподобные Феодосий и Серафим.(слайд6)
Судьба Успенского храма после 1917 года была печальна, как и многих церквей той эпохи. Его закрыли и разграбили.

В 1990 году в город приехал молодой священник отец Георгий. По просьбе прихожан власти передали ему небольшой деревянный домик. (слайд 7)

______________________________________________________________________

1.Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2.Храмы России. Москва 2012, С.Минаков

В этом домике начали вести богослужения.
Одновременно с этим началось строительство храма.

В интервью, (слайд 8) взятом мною в ходе своей работы, настоятель храма протоиерей Роман отметил, что в первую очередь, активное участие в строительстве храма принимал настоятель протоирей Георгий (Нейфах), он был очень образованным и деятельным человеком. Финансовые расходы по строительству взяла на себя Курская Атомная Станция. Также активное участие в строительстве принимали жители нашего города.

Меня очень интересовал вопрос: "Почему люди идут молиться именно в храм, ведь молиться можно везде- на улице, дома, в дороге?"

Батюшка отец Роман рассказал мне, что в воскресные и праздничные дни, а также в будни, мы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане. Там мы молимся сообща, все вместе. Именно храм является единственным местом для полноценного общения с Богом. Ведь Сам Господь нам сказал: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я среди них". *

Батюшка пояснил мне, что сердце храма - это алтарь, и что храм наш украшен святыми изображениями (фресками, иконами).(слайд 9) В некоторых иконах, находящихся в Успенском Храме хранятся частицы мощей святых, они пользуются особым почитанием верующих.

Из одной из паломнических поездок, батюшка привез частичку мощей особо почитаемого святого - преподобного Серафима Саровского. (слайд 10)

Из бесед с прихожанами, я узнала, что храм это не только величественное здание, но и люди, которые не только молятся Богу, но и делают большое количество добрых дел. Так при храме действует группа милосердия. Члены данной группы помогают бедным, больным, немощным. Организуют сбор вещей, средств, с последующей передачей их нуждающимся. В данную группу входят простые люди, жители нашего города, которые нигде не афишируют свои благие дела, таких людей при храме Успения, больше двадцати человек. Ежегодно прихожане храма собирают пожертвований на сумму около полумиллиона рублей, вся сумма из которых идет на помощь больным, малоимущим семьям, покупку всего необходимого для школьников многодетных семей. Все эти добрые дела делаются абсолютно бескорыстно, и как правило, никто об этом никогда не рассказывает.

IV . Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.

(слайд 11)

На берегу Курчатовского водохранилища возвышается красавец - храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших.

В храме Серафима Саровского я увидела икону с частичкою мощей святого Ильи Муромца. Для меня было открытием узнать, что любимый герой народных сказок и былин - богатырь Илья Муромец - реальное историческое лицо! Да еще и причисленное к лику святых православной церкви. Отец Николай в интервью рассказал мне, (слайд 12) что в 2006 году, их приходу были передана эта частица мощей и ещё 90 святых Киево-Печерской лавры.

Другой важной новостью для меня было то, что при храме действует православная воскресная школа.(слайд 14) И многие вещи, которые для меня были открытием, а именно жития святых - Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, русских князей, адмирала Ушакова, хорошо известны воспитанникам этой школы. В настоящее время их более 100 человек. В беседе с преподавателем школы Батяевой Ириной Дмитриевной (слайд 15) я узнала о большой творческой работе, проводимой с детьми, многочисленных поездках, конкурсах, фестивалях, патриотических конференциях. В этот храм приходят воины - афганцы, сотрудники полиции, спортсмены, деятели культуры, которые рассказывают воспитанникам воскресной школы о патриотизме, любви к Родине.(слайд 16) С каждым годом воспитанников воскресной школы становится все больше. В помещении воскресной школы действуют секции настольного тенниса, шахмат. Ведут их взрослые, настоящие мастера своего дела, бескорыстно отдающие свое время и силы любимому делу.

V . Храм святого Луки Крымского (слайд 17)

Особое место в нашем городе занимает храм, расположенный во дворе медсанчасти. Этот храм, где в основном люди молятся об исцелении болезней своих и близких. Познакомившись с отцом Валерием, (слайд 18) настоятелем больничного храма, удивительно добрым и спокойным человеком, я узнала, что этот храм построен в честь святого Луки Крымского.(аудио запись интервью ) Меня очень заинтересовала судьба этого необычного святого, человека жившего среди нас совсем недавно, работавшего врачом в простых больницах, в том числе и в селе Верхний Любаж Курской области.

Главный врач нашей медсанчасти Щербаков Владимир Алексеевич, принимавший большое участие в строительстве храма, рассказал мне, что и до сих пор, и во всем двадцатом веке, нет хирурга равного святителю Луке. Он один, работая в маленькой больнице на 10 коек, делал операций больше, чем вся Курская областная больница в настоящее время!

_________________________________________________________________

Жития святых.интернет ресурс PRAVMIR.RU.

Отец Валерий пояснил, что больничный храм - это не обычный приходской храм. При храме создана служба Сестёр милосердия, состоящая из четырёх человек. Группу возглавляет Галина Алексеевна Колесникова. Галина Алексеевна рассказала, что они посещают людей, находящихся на стационарном лечении, особое внимание уделяют детям, бедным, скорбящим и требующим утешения.

Сам батюшка скромно рассказал о том, что практически ежедневно он и члены группы милосердия, находящейся при храме, посещают тяжело больных людей, находящихся на излечении, где молитвой, где добрым словом утешают пациентов. Доброе, мудрое слово отца Валерия порою лечит лучше всяких лекарств.

Рассматривая иконы храма (слайд 19), изучая жизнь святого Луки Крымского, меня не покидала мысль о том, как много общего между трудами святого и повседневной работой людей, служащих при храме! Все они бескорыстно помогают людям в болезнях, в скорбях и других неприятностях. И эти люди живут рядом с нами, в нашем городе, и о них, в силу их скромности, мало кто знает! В общении с этими людьми я поняла, что главное для них - просто помочь своим ближним, утешить их.

VI . Заключение

Путем проведения бесед-интервью с замечательными, скромными людьми, изучая жизнь храмов нашего города, я узнала много нового, я увидела тех, с которых во многом можно и нужно брать пример. В ходе своей работы, руководители воскресной школы храма Серафима Саровского пригласили весь мой класс посетить храм и воскресную школу, (слайд 20) чему я очень рада, так как все мои одноклассники побольше узнали о православной вере, о людях, делающих много доброго. Моя гипотеза об исключительно большом значении храмов в жизни нашего города, подтвердилась. В результате моей работы, мы приобщили весь мой класс к великой русской культуре, на живых примерах показали, какими должны быть настоящие граждане нашей страны. Я считаю, что проблему, поставленную перед собой, я раскрыла, цель моей работы достигнута, так как мне опытным путем, удалось выяснить, с одной стороны, явную недостаточность знаний у школьников о храмах, священнослужителях, православной культуре в целом. А с другой стороны, увидеть жажду этих знаний, стремление вернуться к своим духовным корням, и хоть в малой степени удовлетворить ее в результате своей работы.

Практическое значение работы:

Материалы моей работы могут быть использованы на уроках по основам православной культуры, нравственного воспитания, при проведении экскурсий по г. Курчатову. И самое главное, на живых примерах, показать школьникам моральные и духовные ориентиры.

Результаты моих исследований могут помочь, в формирования общественного мнения, выводов, о необходимости более глубокого преподавания основ православной культуры в школах.

Ведь все мы - граждане нашей великой страны России, которая была создана православными людьми, которые и тогда, и сейчас являются основой нашего общества. А храмы- это символы духовного возрождения нашей страны, источник силы и нравственных ценностей. (Слайд 21)

Литература.

1. Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2."Толковая библия" Москва 2014, А.П. Лопухин

3."Жития святых" интернет ресурс PRAVMIR.RU

4. "Храмы России" Москва 2012, С.Минаков

5. "Православный храм" РООССА, 2009, Н. Будур.

6. "Тесный путь" Рязань 2014., О. Рожнева.

7. "Православные святыни" РООССА, Н.Ионина

Аннотация.

Олефиренко Мария. "Значение православных храмов в жизни г. Курчатова."

В исследовательской работе, была изучена роль храмов в жизни города, раскрыта тема благотворительной и просветительской работы священников, преподавателей воскресных школ, прихожан. Путем проведения интервью, изучения истории храмов, бесед с жителями города в доступной и интересной форме раскрыта тема духовного и нравственного труда, и его значения для подрастающего поколения.

Я считаю, что Олефиренко Мария справилась со своею задачей.

Руководитель проекта: __________ Обыденных Людмила Ивановна.






































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока (слайды 2-5)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (по вопросам с. 69., учебник Духовное краеведение Подмосковья, автор Л.Н. Антонова) (слайды 6-7)

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Архитектурные памятники христианской православной культуры привлекают к себе внимание не только внешней красотой форм. Они позволяют узнать о красоте духовного мира мастеров, их создавших.

В прошлой теме мы начали разговор о символике христианского искусства. Если говорить о православном храме, то и в его архитектуре мы найдем много символичного, такого, что расскажет нам о христианстве. (Слайд 8)

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
(А.К. Толстой)

(Слайд 9)

Одна маленькая девочка на вопрос: «Что такое храм?» ответила: «Это такой большой дом, где живет бог».
Вот уж действительно, «устами младенца глаголет истина».
Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется»…
«Когда мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и сказать: «Господи, будь милостив ко мне, грешному! Я пришел туда, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Тыможешь научить меня Своим словом, очистить Своим действием».
(Антоний Сурожский )

Храм – дом Бога на земле. (Слайд 10)

Христиане приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. (Слайд 11)

Храм строится в виде:

  • креста – символ Бога
  • круга – символ вечности
  • восьмиугольника – символ путеводной звезды

Крест – связь небесного и земного пространства. Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

Посмотрите на слайд, вы видите части православного храма (слайд 12).

  • Барабан – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом.
  • Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом.
  • Кокошники – похожие на закомары декоративные украшения.

(слайд 13)

  • Апсида – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

(зарисовывают в тетрадях по шаблону и подписывают название частей храма).

Христианские зодчие строили храмы с основанием, похожим на базилику (корабль), (слайд 14) крест или ротонду (круг). Вместо обычной крыши храм венчают золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты (слайд 15). Купола было принято строить в виде «луковицы» или «шлема», покрытые золотом, они горят как гигантские свечи, устремленные в небеса, а свеча – символизирует христианскую молитву.

Самостоятельная работа. А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма (у учащиеся на столе православный храм и название частей храма, необходимо разложить их в соответствии).

(слайд 16). Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих.

Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест.

Особенностью храмостроения на Руси является многоглавие. Количество куполов на храмах символично, от одного до семидесяти. Например, 1 – символизирует Единого Бога, 3 – Святую Троицу, 4 – хевангелистов, 5 – Спаситель и четыре евангелиста, 7 – семь таинств Церкви, 9 – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.

(слайд 17) Крест играет важное значение в жизни христиан, вознесенный на куполах храмов, является христианским символом Божественного искупления, Крестной Жертвы, принесенной за человека, символизируя радостную весть, что через Крестную Жертву Иисуса Христа всем людям открыта дверь на Небо.

  1. Какого числа празднуется праздник Воздвижения Креста? (14 сентября)
  2. Что значит слово «Воздвижение»? (поднятие)
  3. Где есть храмы в Подмосковье, освещенные в честь события Воздвижения Христа (Домодедовском, Истринском районах).

А теперь мы совершим с вами путешествие в храм. Давайте посмотрим на схему внутреннего устройства храма (слайд 18). Храм состоит из трех частей:

  • притвор,
  • средняя часть,
  • алтарь.

(слайд 19) Поднявшись по ступеням храма, мы попадаем в притвор. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди (не христиане), которые готовились еще к принятию Крещения. Часто над притвором расположена колокольня...

(слайд 20) Посмотрите какая необычайная красота и тишина встречает нас при входе в храм, всюду нас окружают изображения ангелов и святых, которые смотрят на нас с фресок – изображение на стенах. Теплым золотистым сиянием свечей и разноцветными огоньками лампад (масляных светильников) освещаются иконы с образами.

Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма (слайд 21) . Средняя часть – чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати – изливаемой в Таинствах – становятся освященными, причастниками Царства Божия.

Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой.

В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

Храм Божий – небесный островок на грешной земле (слайд 22). В алтаре помещается божественное начало. В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. Алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами. Средняя часть храма означает частицу обновленного мира, новое небо и новую землю. Обе эти части друг с другом взаимодействуют: алтарь просвещает и руководит второй. При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе (слайд 23).

Иконостас – перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма.

Иконостас не просто стена (перегородка), на которой размещаются иконы, он символически (незримо) соединяет земной мир и Царство Небесное. Если мы приблизимся к иконостасу, то нам приоткроется мир Небесный. Иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе рядами.

(слайд 24) Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Праотеческий ряд (слайд 25) Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета

Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.

Пророческий ряд (слайд 26) В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Праздничный ряд (слайд 27) Третий ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Деисусный ряд (слайд 28) Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный)

чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

Местный ряд (слайд 29) Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В центре этого ряда Царские ворота, слева – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма (слайд 30) , являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

В нем находится Горнее место и Святой Престол. Престол – стол, находящийся посередине алтаря, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Для христиан – это места особого присутствия Божиего. За престолом – запрестольный крест и семисвечник.

Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы.

(слайд 31) Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия, во время которого совершается Таинство Причащения (на греческом языке оно называется «Евхаристия» – благодарение), установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

Службу совершают священнослужители. Священники входят в алтарь через специальные двери, устроенные в иконостасе (слайд 32). Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.

(слайд 33) Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

Иконостас отделяет алтарь от четверика (слайд 34). Четверик – это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.

Храмы украшаются росписями и расписываются по определенным правилам (канонам). В куполе храма – Христос вседержитель (слайд 35) , над алтарем – Богородица, (слайд 36) в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, (слайд 37) внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви. А над горним местом размещается икона Спасителя. (слайд 38)

В православном храме звучат молитвенные песнопения. При богослужении в православном храме используется колокольный звон как выражение молитв христиан, в которых они каются, радуются и прославляют Бога. Колокола размещаются на колокольне (или звоннице). Звонить на колокольне в колокола может только звонарь.

(слайд 39) Песня колокола России.

Тема 11. Древнерусское зодчество: Внешний вид и духовный смысл православного храма.

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с языком (средствами) православной культуры, как способами выражения православной духовности.

    Сообщить новые сведения о внешнем и внутреннем устройстве православного храма;

    Показать историю возникновения храмовой архитектуры Древней Руси;

    Рассказать о символизме форм христианских храмов;

    Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Продолжить формирование умений работать с текстом.

    Продолжать знакомить учащихся с историей христианской культуры и историей своего государства;

    Показать, что история распространения христианства на Руси неразрывно связана с историей государства.

    Способствовать уважительному отношению к святыням родной земли;

    Воспитывать чувства патриотизма.

Основные понятия: базилика, ротонда, крест, купол, барабан, апсида, закомара, кокошники, портал, неф, придел, притвор, жертвенник, престол, диаконник (ризница), иконостас, паперть, солея, амвон, клирос, Царские врата, Северные врата, Южные врата, икона Богородицы, икона Спасителя, храмовая икона, местный чин, праздничный чин, деисусный чин, пророческий чин, праотеческий чин, четверик, Литургия, Евхаристия, благовест, перезвон, трезвон, набат,

византийский стиль, Владимиро-Суздальская архитектурная школа, Новгородская архитектурная школа, восьмерик на четверике.

Ход урока:

    Оргмомент. (2мин.)

    Проверка отсутствующих

    Проверка готовности к уроку

    Повторение пройденного материала

Выполнение задания в презентации

    Сообщение темы урока (1 мин.)

Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Символичность и каноничность проявилась и в зодчестве, тема урока:

« Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

    Изучение нового материала. (25мин.)

Строение и духовный смысл православного храма.

Трёхчастное строение храма

В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной и небесный.

Типы христианских храмов

Христианские зодчие строили храмы, похожие на базилику (корабль), крест или ротонду (круг).

Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на нефы, где средний неф выше боковых и заканчивается полукруглой апсидой.

Базилика - символ корабля, плывущего по волнам моря жизни.

Ротонда – символ вечности церкви.

Крест – символ крестной жертвы.

Крестово – купольный тип храма

Вместе с православием Русь переняла от Византии и образцы архитектуры. Церковь крестово-купольного типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено столбами на проходы «нефы»: центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест - важнейший символ христианства.

На месте пересечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом.

Внешнее устройство храма

Крест – главный символ христианства.

Купол – сводчатое перекрытие в виде свечи, символа молитвы.

Барабан – часть здания, несущая купол.

Апсида – выступ в восточной части храма, в котором размещается алтарь.

Закомара – полукруглое завершение внешней части свода.

Кокошники – декоративные украшения, похожие на закомары.

Портал – красиво оформленный вход в храм.

Виды куполов

Полукруглый ( заимствован из Византии)

Шлемовидный ( Духовное воинство)

Луковичный ( Молитвенная свеча)

Символы

Один – единство бога.

Два – проявление двух начал: божественного и человеческого.

Три – как ипостаси (сущности) Бога.

Пять , как Христос и четыре Евангелиста.

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать , как Христос и двенадцать апостолов.

Внутреннее устройство храма



Неф – часть храма, отделенная от других, столбами или колоннами.

Придел – дополнительное помещение.

Притвор – западная часть храма, его преддверие.

Жертвенник – возвышенное место для жертвоприношения.

Престол – четырехугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень».

Диаконник (ризница) – расположен справа, помещение для хранения утвари.

Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из нескольких рядов икон.

Паперть - площадка перед входом в церковь.

Солея – возвышение перед иконостасом.

Амвон – выступ в центре солеи.

Клирос – место для певчих, по бокам солеи.

Традиционное устройство иконостаса


Иконостас отделяет алтарь от четверика.

Четверик – место для молящихся людей.

Алтарь

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма , в котором расположен престол, который символизирует собой Царство Небесное . В нем находится Горнее место, Святой Престол и Жертвенник.

Литургия

Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия , во время которой совершается Таинство Причащения «Евхаристия» – установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери. Службу совершают священнослужители .

Колокольный звон

Благовест – звон в один колокол.

Перезвон – попеременные удары в разные колокола.

Трезвон – радостный звон во все колокола.

Набат – тревожный звон в один большой колокол.

История древнерусского зодчества.

Византийский стиль.

Вместе с православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры.

В 11 веке были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке . Это были большие многоглавые храмы.

Формирование древнерусского архитектурного стиля.

С 12 века , в период раздробленности на Руси формируются самостоятельные архитектурные школы.

Владимиро-Суздальская архитектурная школа . Небольшие, стройные, изящные храмы с обилием резьбы и наличием аркатурного пояса .

Новгородская архитектурная школа . Мощные, тяжелые храмы, образ богатыря.

В 15 веке столицей становится Москва .

Успенский собор Московского Кремля . За образец был взят Успенский собор во Владимире.

Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры . Сохраняет в себе черты владимирской архитектуры.

Шатровый тип храма

В 16 веке появляется новый тип храма шатровый «восьмерик на четверике»

Церковь Вознесения в Коломенском . Первый шатровый храм. Построен в честь рождения Ивана Грозного.

Нарышкинский стиль (Московское барокко)

В 17 веке патриарх Никон провел реформу, запретив строительство неканонических шатровых храмов, утвердил традиционное пятиглавие , но они так полюбились людям, что их стали использовать в строительстве звонниц.

Церковь Троицы в Никитниках.

Так к концу 17 века появился новый смешанный архитектурный стиль – Нарышкинское барокко.

Этот стиль стал переходным, на нем заканчивается история древнерусского зодчества и начинается архитектура Нового времени.

5. Закрепление изученного материала (5 мин.)

1. Назовите три части православного храма

2. Что такое храм в понимании христиан?

3. Какие храмы называют базиликами, а какие ротондами?

4. Что находится в алтаре храма?

5. Как называется место в храме, где находятся молящиеся люди?

6. Почему тип храма называется крестово – купольный? Что стало для него основой?

7. Как называют главное богослужение в храме?

8. Какое Таинство совершается во время него и

кем оно было установлено?

9. Что символизирует количество куполов (1, 2, 3, 5, 7, 9, 13)?

10. Объясните термины: благовест, трезвон, перезвон, набат.

11. Назовите основные части православного храма.

12. Расскажите о внутреннем устройстве храма.

14. Расскажите о традиционном устройстве иконостаса.

15. Расскажите о истории древнерусского зодчества.

    Подведение итогов. (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали об основных положениях православия. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?

    Домашнее задание. (9 мин.) В электронном дневнике.

Из Ветхозаветной истории известно, что когда было закончено строительство Иерусалимского храма, Бог сказал царю Соломону: «Я освятил храм сей, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои там во все дни» (3 Цар. 9: 3).

Итак, храм – это дом Божий, место особого таинственного присутствия Господня, место пламенных молитв, творимых теми, кто собирается вместе для прославления Господа. Сам Бог устами пророка Исайи свидетельствует: «… дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 7).

Каково же его истинное символическое значение?

Христианский храм не просто архитектурное сооружение, являющееся предметом эстетического любования, но свого рода модель или лучше сказать – икона всего мироздания, образ "небесного" и "земного". Как бы не были внешне привлекательны его художественно-архитектурные формы, основное их предназначение состоит в том, чтобы возвышать человеческий ум к постижению тайны Бога и сотворённого Им универсума, состоящего из двух миров – духовного, "умопостигаемого" (мир небесной иерархии, по Ареопагиту), и здешнего, чувственного и плотского.

Согласно Дионисию Ареопагиту, человеческий разум способен посредством анагогических символов, образов и знаков постигать стоящую за ними высшую реальность . Если внимательно всматриваться в строение вселенной и человека, в поток явлений природы, то "под грубым покровом вещества" раскрываются вечные прообразы этого мира, которые вещают нам о Самом Создателе. «Для обладающих (духовным) зрением, – по слову преподобного Максима Исповедника, – весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатлённым во всём чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всём умопостигаемом мире, познаваясь (там) благодаря своим логосам». Весь видимый мир, таким образом, является как бы криптограммой духовного ("умопостигаемого") мира, то есть сложным сплетением символов и системой его "материальных" отпечатков. Поэтому через созерцание видимого тварного мира человеческое сознание в определённой мере способно приоткрывать завесу потустороннего бытия.

Благодаря трудам св. Дионисия Ареопагита и преподобного Максима Исповедника в христианском богословии детально разработана теория религиозного символа. Важно заметить, что между современным и святоотеческим пониманием символа существует колоссальная разница. Теперь символ есть изображение или знак чего-то другого , чего при этом в самом знаке реально нет (как нет, например, воды в её химическом символе). Исконное же назначение символа не в том, чтобы изображать (что предполагает отсутствие изображаемого), а в том, чтобы являть другою реальность. В богословском осмыслении символ (от греческого symboleo : соединяю, держу вместе) не равнозначен изображаемому; он может быть лишён внешнего сходства с тем, что он символизирует . Его важнейшая функция заключается в том, чтобы, возводя человека в духовную сферу, приобщать его к божественной реальности настолько, насколько это может вместить тварная человеческая природа.

В церковной письменности существует немало достойных внимания истолкований символики христианского храма. Преподобному Максиму Исповеднику принадлежит, пожалуй, наиболее полное символико-аллегорическое описание всей церкви – Церкви как Тела Христова, объединяющего верующих в Господа Иисуса Христа, и церкви как храма, рассматриваемого «с точки зрения зодчества» . В своей "Мистагогии" ("Тайноводстве") он даёт не меньше пяти богословских толкований символического значения церкви.

Во-первых, Церковь – та, что строится не из камня, а состоит из душ человеческих – есть образ Самого Бога, «поскольку Она, подобно Богу, осуществляет единение среди верующих», не взирая на то, что они «разнятся и сильно отличаются друг от друга … национальностью и языком, образом жизни и возрастом, … знаниями и положением (в обществе), а также судьбами, характерами и душевными свойствами». Церковь посредством Святого Духа дарует всем новое рождение и возможность носить славное имя христианское. В ней сердца и души неисчислимого числа «мужей, жён и детей» сливаются в одно сердце и одну душу (Деян. 4: 32); «все срастаются и соединяются друг с другом одной простой и нераздельной благодатью и силой веры». Подобное единство существует и во всём мироздании. Бог, являясь единственной Причиной и Творцом духовного и материально-чувственного бытия, промыслительно соединяет «одно с другим и с Самим Собою». Он «силой Своей Благости всё заключает в Себе, подобно тому, как центр (круга) соединяет в себе прямые линии»; Он не позволяет сущим «рассыпаться по периферии» и таким образом превращать «само бытие свое, отделяющееся от Бога, в небытие» .

Церковь, но уже рукотворная, та, которая выстроенная из камня, – это образ всего мироздания, который состоит из «сущностей видимых и невидимых» (т.е. из ангелов и всего того, что относится к здешнему видимому миру). «Ведь если рассматривать церковь с точки зрения зодчества, то она, являясь единым зданием», делится на две части: алтарь и храм . «Но с другой стороны, она остаётся единой по ипостаси, не допуская разделения своих частей …». «Подобным образом и весь мир сущих» делится на мир видимый и невидимый. Имея различную природу, эти два мира образуют единый универсум, «как части образовывают единство». И ещё, церковный алтарь, предназначенный для священнослужителей, есть образ невидимого духовного мира, а храм, предназначенный для народа – образ видимого материального мира.

Кроме того, церковь есть также символ одного только материально-чувственного мира, взятого самого по себе. «Ибо божественный алтарь в ней подобен небу, а благолепие храма – земле». И наоборот, мир есть церковь: «небо здесь подобно алтарю», а земля – храму.

Символизирует церковь и самого человека, являясь его образом и подобием; «алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник (престол) – ум, а храм – тело». В свою очередь «человек есть в таинственном смысле Церковь». Ведя добродетельную жизнь, он «телом своим словно храмом, …украшает деятельную способность души»; душой при посредстве разума, как алтарём, он приносит Богу очищенное духом от материи созерцание логосов (идей и смыслов) чувственных вещей; «умом же, словно жертвенником» он в безмолвии проникает в мистические глубины Богопознания.

И, наконец, церковь «может быть образом не только всего человека, но и одной души, рассматриваемой самой в себе». Алтарь представляет собою человеческий ум, который есть ничто иное как чистейшая созерцательная способность души, приближающая человека к познанию истины; храм представляет собою разум, который, будучи деятельной (нравственно-практической) способностью души, через упражнение в добродетельной жизни приводит человека к высшему благу. Совместный же плод созерцательной и деятельной жизни – это достижение обожения человека, то есть единения его с Богом. В итоге вся созерцательная и нравственно-практическая жизнь человека сводится церковью воедино в таинстве Евхаристии, совершаемом на божественном жертвеннике (престоле).

Итак, церковь рукотворная есть символ сошествия Бога к человеку и символ стремления человека к Богу. Она есть икона (образ) всего мироздания, вещей видимых и невидимых; она – икона души человеческой. Пожалуй, ради спасения каждой человеческой души и дарована нам Богом церковь, которая «премудро служит образцом нашего пути к лучшему» .