Гексаграмма 5 толкование в любви. Необходимость ждать. Повешенный

  • Дата: 24.10.2023

Китайскую гексаграмму №5 «Необходимость ждать» из книги Книги Перемен «И-Цзин» я бы сравнила с картой Старшего Аркана таро - Повешенный.

В одной своей старой статье «Дракон нетерпеливости» я писала о том, с чем борются и эта гексаграмма и эта карта - а именно я писала о нашем неумении ждать, нашим неумении жить в согласии с природными ритмами - и о психологических причинах этого неумения.

Однако, древние китайцы тоже посвятили этой проблеме целую главу великой книги (то есть целую гексаграмму), а это значит, что НЕУМЕНИЕ ЖДАТЬ являлось извечной проблемой человечества, что проблема эта не возникла «в европейском мегаполисе лет эдак сто назад»...

Ну, никто так и не думал... Однако, давайте вернёмся к китайцам и к гексаграмме №5 «Необходимость ждать».

Необходимость ждать. Повешенный

Две стрелы в одну мишень.

Вот как выглядит эта гексаграмма:

Что же пишут древние комментаторы человеку, которому выпала гексаграмма №5 «Необходимость ждать».:

«Будет приход трёх неторопливых гостей. Если отнесёшься к ним с уважением - в конце получишь счастье».

Кто эти загадочные «неторопливые гости»?

По-разному толкуют культурологи и психологи, работающие с гексаграммами «И-цзин», этот текст.

Как Три месяца долгой зимы.

Как Три триместра беременности.

Как Три волшебных задания, которые задают Герою в сказке злодеи и вздорные принцессы, и которые нужно терпеливо выполнить...

«Стойкость - к счастью» продолжает древний китайский комментатор.

Для человека свойственно стремление к ускорению процессов и событий.

Это - его болезнь, извращение правильного порядка вещей.

Есть такая поговорка, которую любят противники тайм-менеджмента и авральных работ:

«Если собрать вместе девять беременных женщин и заставить их «быстро и как следует» потрудиться - Вы всё равно не получите готового младенца. Готового младенца Вы получите, если возьмёте всего одну беременную женщину и спокойно ПОДОЖДЁТЕ девять месяцев, заставив потрудиться - время».

Для того, чтобы человечеству снова войти в единый ритм с Природой, оно должно приучить себя к Спокойному Ожиданию.

Очень точно определил сущность человека в контексте обсуждаемой проблемы психолог и сказкотерапевт Дмитрий Соколов.

Он сказал, что человек (со времён Фауста, а то и раньше)охвачен страстью к мгновенной магии...

«Мгновенная магия» - убивает, она необычайно вредна, потому что исходит из рук Мефистофеля.

В лучшем случае, мгновенная магия - это просто дешёвый балаганный трюк.

Но мы всё равно охвачены страстью к «мгновенной магии», нам всегда нужны быстрые, видимые результаты...

  • Мой ребёнок уже год ходит на танцы - почему у неё не фигура балерины?
  • Я заплатила 1000 рублей за сеанс антицеллюлитного массажа - почему я не вижу результат в зеркале немедленно?
  • Я купила книжку по симорон и снисходительно пролистала её на работе. Почему мне не посыпались на голову денежные чудеса?
  • Я учусь рисовать уже целых три занятия. И до сих пор не могу нарисовать похожий портрет...

Для того, чтобы обрести качество окружающих нас вещей и процессов, здоровье и долголетие, да и в конечном итоге - счастье, человеку нужно научиться ЖДАТЬ.

Как использовать гексаграмму № 5

Если Вам предстоит действительно долгое ожидание или если Вы всё-таки по доброй воле решили научиться ждать - повесьте на видном месте изображение гексаграммы №5. И не забудьте про трёх «неторопливых» гостей...

А ниже Вашей гексаграммы напишите японскую поговорку:

«Быстро» - это «медленно»+«постоянно».


Выжидание

Если то, чего мы очень долго ждем, наконец приходит, оно кажется неожиданностью.
Марк Твен

ГУА ВЕРХНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.
ГУА НИЖНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

Вода соотносится с Севером, Небо - с северо- западом. (О Воде и Небе мы подробно говорили в предыдущих гуа.)

Ключевые слова

Предвкушение. Ожидание. Необходимость ждать.

Объяснение состава

Путь питья и искушения, дальше - возбуждение. Владыка трудится, как КАНЬ, сражается, как ЦЯНЬ. Земля и Небо задают положение. Перевернутое Небо. Выжидание.

Объяснение структуры

Выжидание - от нужды, но, будучи осторожно-напряженным, не попадешь в засаду, поэтому в выжидании - наличие доверия. Радость вкушения во время пира. Искушения плоти питьем и яствами.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

НАЧАЛЬНЫЙ ЯН.

Длительное отсутствие неприятностей. Скука в предместье. Постоянство долготерпения.

ВТОРОЙ ЯН.

Незначительная новость, случайно дошедшая до ваших ушей, поможет разрешить проблему счастливо. Не противься новостям, пропускай их через себя.

ТРЕТИЙ ЯН.

Рождение негативов в самом себе. Неадекватность поступков от вынужденного бездействия (Онегин, затеявший ссору с Ленским на балу у Лариных).

ГУА ВЕРХНИЙ, КАНЬ. ВОДА. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ.

Настойчивость, упорство как черта характера. Послушание, выход из замкнутого круга бытия на решение проблем.

ПЯТЫЙ ИНЬ.

Удовольствие в веселом времяпрепровождении, наслаждение вином и кушаньями, некоторая разрядка, веселость, снятие напряжения.

ВЕРХНИЙ ИНЬ.

Приход гостей, которые во многом помогут, принять их - обязанность и благо. Хотя место Инь внизу, а не вверху, возможен приход неожиданных гостей, который потом обернется во благо.

Главное в гуа

На ранней стадии развития любого события необходимо подкрепление действием, выжидания - предвкушения. Предвкушение - путь еды и питья, путь контактов с людьми и известиями. Данный путь ведет к тяжбам, но необходим для продолжения.

Основной тезис

Необходимо спокойно воспринимать внешние события, не прогнозируя несчастья и негативные события.

Прорицательный аспект

Доверие к ситуации - необходимо.
Терпение и выдержка будут весьма полезны, они избавят от неприятностей.
Не гнушайся новостей, даже случайно оброненное кем-то слово может помочь разрешить проблемы. Мелочей в жизни не бывает.
Ожидай счастливых перемен в скором будущем.
Не совершай "подвигов" скуки ради, оставайся самим собой и думай о последствиях.
Будь почтительно-щепетилен, гостеприимен с неожиданными гостями - они посланы в твой дом не просто так, а с пользой.
Умей иногда расслабиться, вкушая вкусную еду и питье. Будь радушен и щедр. Соблюдай во всем золотую середину. Трех гостей встречай особенно почтительно. Твое число - три.
Доверяй себе и судьбе. Образом твоего доверия служит янская пятая черта знака СЮЙ, означающая обретение ожидаемого.
Не открывайся полностью, ибо пар только поднялся в небо, жди гармоничного слияния Ян и Инь, скоро прольется дождь, и ты будешь стоять под его живительными струями.

Соответствие с Таро

Здесь есть прежде всего соответствие двум Арканам Таро: Замедление, Выжидание - Девятка Жезлов и Аркан XIV, Умеренность, которая считается одной из четырех (по Аристотелю) добродетелей. Также здесь могут быть приняты во внимание все четыре туза Таро, которые означают: ТМ - Намерения, ТЖ - Свершения, ТК - Чувствование, ТП - Воздаяние.

Рассматриваемый гуа прорицает чисто бытовые аспекты, в том числе и аспект "отдохновения от трудов праведных", поэтому на поле ситуации имеет влияние и 4 М, значение которой - Повелитель отдыха от Борьбы, или Спящий Рыцарь. Кроме того, гармонизация ситуации проходит под невысоким "модулем" - под влиянием Двойки Мечей. Пролитие крови и слез может идти по Пятерке Кубков, что в перевернутой позиции означает родственные связи.

Обуздание идет по Аркану XV, Дьявол, но думаю, что здесь можно обойтись Арканом XIV в негативе, который означает нарушение разумности в пользовании питьем и едой. Причем здесь и в жизни, и в теоретическом осмыслении ситуации вступают в силу вибрации Восьмерки Жезлов, значение которой - Повелитель Скорости.

В настоящий момент выдержка сослужит вам хорошую службу. Не пренебрегай пустяками. Веди речи о незначительном, узнаешь то, что нужно.

Благоприятное время для взаимоотношений с людьми, соседями. Прими гостя, или трех гостей, хлебом-солью. Будь почтителен и благопристоен. Соблюдай золотую середину в еде и питье. Воздержанность - подарок. Не натвори глупостей со скуки.

Предвкушение - путь искушения, на котором обязательно бывает тяжба, потому переходим далее к знаку шестому, СУН, ТЯЖБА.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Доверие, терпение, выдержка - необходимые критерии успеха. Общение с людьми, переговоры будут во благо. В скором будущем возможны успехи в работе, в политике.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

В бизнесе - временное падение прибыли, но в дальнейшем - рост. Главное - общение с партнерами, любовь к Тельцу как таковому и любовь к делу, которым занимаешься. Будьте требовательны, но в меру.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Богемные отношения, тяга к интеллектуальному общению более, чем к сексу. Театры, презентации, гости, рестораны, ночные бдения наедине с Бахусом не редкость. Но границ не переходите.

4. Межличностные отношения.

Прекрасные межличностные отношения. Человек, которому выпал этот гуа, - душа любой компании. Есть смысл пробовать себя в дипломатии. Роль всемирного "миротворца".

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Профессиональные заболевания и нарушения обменных процессов при неверном образе жизни.

6. Тенденция.

Верная, позиция мудрая, все решит умеренность, время.

АРКАН XIV, УМЕРЕННОСТЬ

Число "четырнадцать" означает перемену и трансформацию, поскольку от новолуния до полнолуния и наоборот - четырнадцать дней. Карта выражает высшее продолжение мира. Суть Аркана такова: если внимание направлено на подсознание, то подсознание раскрывает свое содержимое, обогащая сознание, как поток живой воды. Но если две половинки вашей психической жизни разделены, сознание и подсознание бесплодны.

Еще в соответствие могут быть поставлены и Младшие Арканы, Тузы всех мастей, другие Арканы. Главное - золотая середина, соблюдение всех традиций, в том числе - заповедей. Все придет в свое время, но нужно очень стараться.

Вера Склярова. Карточный канон "И-Цзин"


Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №5

Сюй. Необходимость ждать

В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает необходимость планомерности и выдержки, т.е. "необходимость ждать". И по поводу самовоспитания – одного из видов воспитания вообще – Мэн-цзы приводит следующую притчу: "Необходимо [все время] работать [над собой], но не [рассчитывать на] непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об этом деле, и не "помогает росту". Не надо быть таким, как один человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: "Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не "помогает" так расти". Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма – это "творчество", которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя триграмма – внешний мир – "вода"). Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявится. Поэтому на данной ступени существенным является "обладание правдой", и тогда ее "блеск", ее очевидность будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама "необходимость ждать" приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело – переправляться через великую реку – через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения – и решительно двинуться в нее. Эти мысли в тексте выражены так:

Необходимость ждать.
Обладай правдой. [Тогда] блеск [ее] разовьется, и стойкость будет к счастью.
Благоприятен брод через великую реку.

1. В каждом человеке заложена способность к новым актам познания, и в каждом знании есть зерно для дальнейшего акта познания. Но до сих пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью ритма, в котором он протекает, для успешности и результативности его развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь преддверие, предместье познания. Тем не менее это совершенно необходимая ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс. Наоборот, в этой необходимости ждать – постоянство в деятельности усвоения уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это выражено следующими словами:

В начале сильная черта.
Ожидание в предместье.
Благоприятствует постоянству деятельности.
Хулы не будет.

2. На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в соприкосновение как пассивно – в созерцании, так и активно – в моральной деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке. Поэтому здесь лишь, на берегу, на прибрежном песке познания, Необходимость ждать характеризуется тем, что возникнут небольшие толки, некоторый спор между импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В тексте об этом говорится так:

Сильная черта на втором [месте],
Ожидание на [прибрежном] песке.
Будут небольшие толки.
В конце концов – счастье.

3. Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным, как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть уподоблена ожиданию на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к реке (которая символизирована верхней триграммой: "вода" – "река"). Здесь – ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть, но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое предостережение мы и находим в тексте:

Сильная черта на третьем [месте].
Ожидание в илу.
Надвигается приход разбойников.

4. При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции, дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание, исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь, чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь – ожидание крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы:

Слабая черта на четвертом [месте],
Ожидание в крови.
Выход из пещеры.

5. Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже завоевано, все достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент, когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность. Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте по этому поводу сказано следующее:

Сильная черта на пятом [месте].
Ожидание за вином и яствами.
Стойкость – к счастью.

6. Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено. Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел возможность без ущерба для себя опуститься в мрачные глубины мира. И именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника образности:

Наверху слабая черта.
Войдешь в пещеру.
Будет приход трех неторопливых гостей.
Почтишь их – и, в конце концов, будет счастье...

Гексаграмма Сюй в любовном раскладе И-цзин указывает на то, что события сейчас будут развиваться неспешно, поскольку у вас просто нет сил для того, чтобы совершить новый виток в своей жизни. Даже, если вам кажется, что сейчас в переполнены любовью, ваши чувства накалены, как никогда, но на самом деле это не так. Мало того, гексаграмма Сюй предупреждает, если вы ощущаете нечто подобное, то это уже сигнал о том, что вы переоценили сами себя. Гексаграмма Сюй советует остановиться и сделать паузу в ваших любовных отношениях, иначе, на фоне внутреннего опустошения, вы можете совершить множество ошибок, последствия которых будет сложно исправить.

Появление в любовном раскладе И-цзин гексаграмма Сюй символизирует момент, когда вы достигли некоторого душевного рубежа, за которым лежит территория неизвестного. Ваш любовный партнер сейчас не замечает того, что происходит с вами, а вы слишком остро стали реагировать на все. Понятное дело, что такая ситуация очень быстро приведет к конфликту. Поэтому гексаграмма Сюй говорит – затаитесь, может быть, даже имеет смысл на некоторое время прекратить тесное общение и на день или два отдохнуть друг от друга.

Кроме того, гексаграмма Сюй говорит о том, что как ни странно, но ваши любовные отношения нуждаются в планировании. В зависимости от контекста любовного гадания И-цзин это может означать уже конкретное планирование свадьбы или нюансов совместного проживания, либо в период зарождающихся отношений это может означать, что вам стоит переосмыслить то, как вы друг к другу относитесь, вполне вероятно, вас давно уже что-то не устраивает и это пора изменить. Только поймите, гексаграмма Сюй говорит о том, то сейчас надо распланировать, как вы будете это менять, а не собственно идти напролом в отношения. Так вы сделаете только хуже.

В некоторых любовных гаданиях И-цзин гексаграмма Сюй означает, что вам нужно просто ждать, как бы вам не хотелось, что бы объект ваших сердечных чувств ответил вам взаимностью, но пока, увы, не все так просто, поэтому запаситесь терпением и ждите.

Кроме того, гексаграмма Сюй рекомендует сейчас разобраться в себе, а именно точно решить, чем вы готовы жертвовать ради счастья в любви, а чем нет. Причем речь идет не только о внешних моментах, но и внутренних. То есть гексаграмма Сюй советует пересмотреть свои жизненные принципы и решить, какими из них вы готовы пожертвовать ради любимого человека и любви вообще. Собственно говоря, это самое главное, что нужно сделать в данный период, ради этого в вашей судьбе и наступило затишье. Гексаграмма Сюй напоминает, что любовь – это не только чувства, но и выбор.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ .

Ждать, ожидать; уделять внимание тому, что необходимо; поджидать нужный момент; участвовать в жертвоприношении.

Образный ряд
Обладателю правды - изначальное свершение.
Стойкость - к счастью.
Благоприятен брод через великую реку.

Это время для ожидания и изучения обстановки. Выясните, что требуется в данной ситуации. Ждите подходящего момента для действия. Связь с духами (изначальное свершение) обеспечит успех. Путь открыт (счастье). Вскоре настанет подходящее время, чтобы вступить в реку жизни со своей целью, начать проект или основать предприятие.

Не жалейте времени на оценку событий, тщательно выполняйте все текущие дела. Разделение еды и питья с другими людьми находится в гармонии с духом этого времени. Это не время для выступления вперед, отстаивания принципов или покорения горных вершин.

Ситуация насыщена благотворным отдыхом, душевным спокойствием, довольством и гармонией. Имейте терпение. Ожидание может привести к славе и великим свершениям.

АССОЦИАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ.




  1. Полная луна означает перспективу очень успешной карьеры.
  2. Ворота означают, что небо всегда оставляет дверь открытой.
  3. Человек, держащийся за хвост дракона, означает «стараться достичь успеха, держась за фалды великого мастера».
  4. Монах-регистратор означает, что вами будет руководить заслуженная личность.
  5. Могила означает, что двенадцать - счастливое число.
Ожидание. Если вы искренни, придет великий успех. Стойкость - к счастью. Благоприятное время для пересечения великой реки.
  1. Это гексаграмма августа. Она хороша для весны и зимы.
  2. Вода (верхняя триграмма) испаряется и становится тучами в небе. Крестьянин ждет, чтобы тучи стали дождем. Но для этого необходимо время.

Образ:
небо, затянутое облаками.
Символ: тучи сгущаются, но дождь не идет.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну


Первое яо.

Начальная девятка. Ожидание на лугу. Хорошо продолжать с тем, что у вас есть в настоящий момент. Это - правильный подход.
  1. Подождите немного, поскольку нужное время еще не пришло.
  2. Отложите свой только что задуманный план.
  3. У вашего партнера неприятность, он или она не может дать вам то, что вы просите.
Второе яо.
Девятка вторая. Ожидание на песке у реки. Пущена неприятная сплетня. В конце концов Будет удача.
  1. У вашего друга может быть неприятность; не впутывайтесь в это.
  2. Когда видна чистосердечная самоотверженность, весь мир посторонится, чтобы дать вам пройти.
  3. Успокойтесь. Не вступайте в тяжбу.
Третье яо.
Девятка третья. Ожидание в грязи, враг приближается.
  1. Вы встречаете общее противодействие по причине своей беззаботности.
  2. Если не позаботитесь о себе, встретитесь с бедностью и Ваша подруга нашла новую любовь.
Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Ожидание в крови. Попытайтесь выбраться из ямы.
  1. Не пытайтесь прибегать к насилию.
  2. Ситуация очень опасная. Надо стоять спокойно и позволить судьбе выбрать свой курс.
  3. Пациенту нужна операция.
Пятое яо.
Девятка пятая. Ожидание за едой и питьем. Настойчивый получит удачу.
  1. Спокойно ждите хороших новостей.
  2. Хорошая пища для вас сейчас - не роскошь.
  3. Вы поправитесь от болезни.
Шестое яо.
Верхняя шестерка. Падение в яму. Появляются три нежданных гостя. Развлеки их, и в конце концов будет удача.
  1. Ожидание окончено. Для продвижения вперед в этой ситуации нужно принять меры предосторожности.
  2. Если мы идем втроем, по крайней мере один из остальных двух годится для того, чтобы стать моим учителем в какой-либо сфере.
  3. Три года тяжелой работы увенчаются успехом.

Общее толкование гексаграммы по Ю.Шуцкому.


В процессе развития недоразвитых, именно с особой силой выступает необходимостью планомерности и выдержки, т.е. "необходимость ждать". И по поводу самовоспитания, - одного из видов воспитания вообще - Мын-чзы приводит следующую притчу:

" Необходимо [все время] работать [над собой], но не [рассчитывать на] непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об этом деле, и не "помогает росту". Не надо быть таким, как один человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать.

Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: "Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не "помогает" так расти".

Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма - это "творчество", которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя триграмма - внешний мир - вода).

Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени существенным является "обладание", и тогда ее "блеск", ее очевидность будет развиваться сама собой.

При таком распределении деятельности сама "необходимость ждать" приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело - переправляться через великую реку - через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства.

Этот образ находит себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения - и решительно двинуться в нее.

Эти мысли в тексте выражены так: Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.