Философия: начинаем изучение. Понятие - философия Сообщение что такое философия

  • Дата: 16.12.2023

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие , так и мышление , как постигаемый Космос , так и постигающий его дух . Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида : «мыслить и быть - одно и то же» ). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика , метафизика , онтология , эпистемология , эстетика , этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём» В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления» .

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности» .

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости .

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», - это Гераклит :

Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона .

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Функции философии и формы философской деятельности

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

  1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
  2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
  3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

  1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
  2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
  3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
  4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
  6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
  7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Философия как образ жизни

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

  • Является ли философия наукой?
  • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
  • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия - один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез , роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности . Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго - выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

Нужно также отметить, что история философии - это гуманитарная наука , основной метод которой - толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

  • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм , то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии .

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия: за и против

Смысл и польза философии

Польза философии - формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии - народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков - это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

Критика философии

История философии

Американская философия
Латиноамериканская философия
Африканская философия
Австралийская философия

Философия индуизма
Индийская философия

Современные философские проблемы

Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке , 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H ) - тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

Разделы философии

В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику , эпистемологию , этику , эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию . Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии , а отделение политической теории - к появлению политической философии .

Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

Общефилософские дисциплины

  • Метафилософия - философия философии.

Философия средств и способов познания

Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

  • Логика - философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
  • Эпистемология (гносеология , теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
  • Философия науки , в том числе философии отдельных наук
    • Философия биологии
    • Философия психологии
    • Философия социальных и гуманитарных наук
  • Философия сознания (философия ментальности, философия ума)

Теоретическая философия

Теоретическая философия - философские дисциплины, исследующие сущее.

  • Онтология - наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности . В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
  • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная - наука о началах бытия.
  • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)

Практическая философия

Практическая философия - философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

  • Этика - философия морали . В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки) , «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
    • Этика поступка
    • Социальная этика
      • Профессиональная этика
        • Юридическая этика (этика юриста)
    • Экономическая этика
  • Эстетика - философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
    • Философия искусства
  • Праксеология (прагматика , философия деятельности)
  • Философия образования
  • Политическая философия (философия политики)
  • Философия культуры
  • Философия экологии

Философские дисциплины или философские направления

Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

Философские теории идентичности

К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

  • Этнофилософия
  • Философия расы (философия расизма)
  • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
  • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
    • Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм , деизм , пантеизм).
    • Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
  • Философия традиционализма (философия традиции)

Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

  • Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика , мистицизм).
  • Герменевтика (философия понимания)
  • Семиотика (теория знака)
  • Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
  • Философия существования

Организация философии

  • Философские организации
  • Философское образование
  • Философские сочинения
  • Философские сайты

В результате изучения главы студент должен: знать

  • задачи, которые ставит перед собою философия;
  • промежуточное положение философии между наукой и искусством;
  • связь философии с мудростью;
  • характер влияния культуры на философию и философии па культуру;

уметь

  • анализировать связь философии с другими науками;
  • выявлять основные разделы философии;
  • воспринимать философию как особый раздел знания; владеть
  • умением усваивать абстрактные философские категории;
  • способностью вести дискуссию о значении философии и ее воздействии на культуру своей эпохи;
  • способностью критически усваивать философские рассуждения.

Предмет философии

Философия (от др.-греч. philia - любовь и sophia - мудрость; philosophia - любовь к мудрости) - это особая форма познания мира, стремящаяся выявить фундаментальные основы человеческого бытия и того мира, в котором оно протекает, сформулировать наиболее общие и существенные характеристики отношения человека к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.

Коротко говоря, философия - это паука, изучающая наиболее общие проблемы человека, общества и природы.

Философия является теоретическим ядром мировоззрения - системы взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы и принципы деятельности.

Философия возникла примерно в одно и то же время (в V-IV вв. до н.э.) в Древней Греции, Индии и Китае. Она пришла на смену мифологическому представлению человека о мире. Иногда возникновение философии так и характеризуют - «переход от мифа к логосу», т.е. переход от объяснения человеком окружающего его мира не в форме своего рода сказки, какой являлся миф (его героями являются не только люди, но и вымышленные существа, боги и т.п.), а в форме разумного, логически последовательного рассказа о мире, человеке и обществе.

Первым автором, назвавшим любомудрие философией, а самого себя философом, был, как говорят, Пифагор. Однако после Пифагора не осталось сочинений. Слово «философ» употреблялось Гераклитом, говорившим, что «очень много должны знать философы». Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона. Из Древней Греции термин распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

Особенности философии как науки. Философия настолько не похожа на другие науки, что иногда высказываются сомнения в ее принадлежности к наукам.

Английский философ и логик XX в. Б. Рассел формулирует эту точку зрения осторожнее . Философия является, говорит он, той своеобразной областью знания, которая лежит между наукой и теологией (богословием). Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым. Но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, относятся к теологии. Но между теологией и наукой имеется «Ничейная Земля», открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы богословов уже не кажутся столь убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир па дух и материю, и что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимым существованием? Имеет ли Вселенная какое-либо единство? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется мудростью, - просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с сомнением. Исследовать эти вопросы и искать ответы на них - дело философии. Философия пытается высказаться о тех же вещах, что и теология: существует ли бог, какую роль он играет в жизни созданного им человека, в чем смысл человеческой жизни и предназначение человека, что такое человеческое счастье, как вознаграждаются добрые дела и т.д. Но философия говорит обо всем этом па языке, подобном языку науки, не обращается в ходе аргументации к откровению или прозрению, к чудесам, противоречащим законам природы, и т.п. Философия зачастую высказывается о тех вещах, которые лежат за пределами научного познания, но стремится не отступать при этом от идеалов и требований науки.

При обсуждении научного характера философии нужно учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, современная философия постепенно все более отходит от теологии и сближается с наукой. Современное индустриальное (и тем более постиндустриальное) общество является светским, религия отделена в нем от государства. От науки теперь не требуется согласовывать свои выводы с религией и посвящать свои силы оправданию теологических представлений.

Можно сказать, что философия как особая область знания в нынешнюю эпоху лежит не столько между наукой и теологией, сколько между наукой и (художественной) литературой. Не случайно в XX в. пять выдающихся философов получили Нобелевские премии по литературе (такой премии по философии, как и по математике, нет), в их числе А. Бергсон, Б. Рассел, А. Камю и Ж.-П. Сартр.

Во-вторых, философия, конечно же, весьма своеобразна в сравнении с другими науками. Но тем не менее философию - при всей ее необычности, связанной с промежуточным положением между наукой, литературой и теологией, - принято все-таки считать наукой. Философия стремится в своих рассуждениях не отступать от научного метода. Она старается пользоваться ясными и точными понятиями, избегает по мере возможности образности, без которой пет литературы, и т.д. Важно также отметить, что философия преподается во всех высших учебных заведениях. Ее изучают не только на социальных и гуманитарных факультетах, но и на физических, химических, биологических факультетах, в технических университетах. Теория же литературы и теология преподаются довольно узкому кругу людей.

При обсуждении вопроса о том, является ли философия наукой, нужно также иметь в виду, что существующие науки настолько разнородны, что до сих пор нет сколько-нибудь приемлемого определения общего понятия «наука». Физика совершенно не похожа на никогда не прибегающую к опыту логику. Утонувшая в массе разнородных фактов биология мало чем напоминает химию или астрономию. Этика, формулирующая оценки и нормы, мало чем напоминает нейрофизиологию или физиологию человека. Космология, являющаяся, как принято считать, частью физики, использует, в отличие от всех других ветвей последней, временной ряд «было - есть - будет», имеющий «стрелу времени», тогда как в физике применяется только временной ряд «раньше - позже - одновременно», не задающий направления времени.

Помимо естественных, социальных и гуманитарных наук существуют также формальные науки (математика и логика) и гак называемые нормативные науки (этика, эстетика, искусствознание, теория нрава и др.). Результаты математики и логики лишь косвенно сопоставимы с эмпирическими данными. Эти результаты совершенно отличны от заключений естественных наук. Математика и логика допускают сопоставление с действительностью не сами по себе, а только в рамках тех содержательных теорий, фрагментами которых они являются. Нормативные науки говорят не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, чего избегают делать все другие науки.

Таким образом, разговор об особенностях философии как пауки является только одним из фрагментов сложной темы единства ныне существующего и чрезвычайно разнородного множества наук. Представляется, что своеобразие философии не является непреодолимым препятствием для того, чтобы относить ее к наукам.

  • См.: Рассел Б. История западной философии: в 2 т. М.: МИФ, 1993.Т. 1. С. 7-9.

Сократ – первый философ в полноценном смысле слова. Так считает история, но обязательно ли быть знаменитым, чтобы быть философом? Человек размышляет над этим вопросом всю жизнь. Одни вопросы – глобальные, другие важны только для отдельного человека и носят временный характер. Но философствование формирует личность, даже если человек далек от представлений древнегреческих мыслителей.

Что такое философия

Философия – одна из форм общественного сознания. Она направлена на поиск решений основных вопросов мировоззрения и выработке цельного взгляда на устройство мира и месте человека в нем. Система взглядов, формирующих отношение человека к миру и самому себе.

Философ это профессия или состояние души?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться, кто такой философ. Это понятие имеет ряд определений, но остановимся на более понятном.

Философ – это человек, чей умственный труд направлен на поиски решения вопросов человеческой жизни. Личность, умеющая рассуждать, способна сформировать концепцию нового мировоззрения. Нельзя исключать факт, что человек, занимающийся вопросами мироздания, должен обладать особым складом ума и чувствовать несколько по-другому, чем это принято в обществе. Это состояние ума и восприятие мира, а не профессия. Профессия предполагает материальное вознаграждение, как эквивалент затраченных усилий. На первом месте у философа стоит улучшение человеческой жизни, вклад в развитие общества и государства, а не получение материальных благ.

Зарождение философии и первый философ

Философия, как и многие другие науки, вышла из древней Греции. Термин философии состоит из двух частей. Первая часть от слова «Филия», переводится как любовь «любовь», а другая – «София». Философия – любовь к мудрости. Книги и трактаты начинаются со времени античности. Ясперс ввел понятие осевого времени, сделав попытку разделить мифологическое мировоззрение и рациональное мышление. Датируемое Ясперсом время составляет 800-200 гг до н.э. Все учения того времени отличаются рациональностью и стремлением понять первопричину и основу существования. Вначале, философия представляла собой целостную науку. Но по мере ее развития стали формироваться другие науки. Структура философского знания включает в себя:

  • онтологию – науку о существовании;
  • гносеологию – теорию познания;
  • этику- учение о морали и правилах поведения;
  • эстетику – науку о прекрасном;
  • логику, изучающую законы, принципы и функции мышления;
  • аксиологию – учение о ценностях;
  • философскую антропологию, которая изучает человеческую природу и сущность;
  • – науку об обществе и о месте человека в нем;
  • историю философии – науку, описывающую предмет и суть философии в целом.

Хронологические эпохи философии:

  • древневосточные учения;
  • античная философия;
  • средневековая;
  • возрождения и нового времени;
  • современная.

Самые известные философы

Среди всех философов есть мыслители, чей вклад в науку был наиболее важным:

Философ Достижения
Парменид Он жил еще в досократовский период. Окружающие отмечали его неординарность и склонность к безумию. С момента его учений сохранилась поема: «О природе», в которой Парменид рассуждает над вопросами существования и познания. Он говорил, что вечно и неизменно и отождествляет его с мышлением. Небытия не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Зенон Эллейский –главный ученик Парменида, но его труды оказали влияние и на Платона.
Аристотель Один из главных античных древнегреческих философов, самым прославленным учеником которого стал Александр Македонский. Аристотель вошел в историю как просветитель благодаря своей школе. Это первый ученый, создавший разностороннюю философскую систему. Аристотель – отец формальной логики. Учение о первопричинах стало центральным для философа. Ученый заложил основную концепцию пространства и времени.
Демокрит Атомист, полагавший, что атом есть основа всего существующего.
Анаксимандр О нем мало информации. Это ученик Фалеса Милетского ввел понятие айперона – бесконечной, беспредельной частицы
Марк-Аврелий Римский император отчасти стоик, проповедывающий идеи гуманизма. Разделял философию стоицизма, которая показала ему путь к счастью. Написал 12 книг на греческом, которые назвал: «Рассуждения о себе». Другая его работа «Медитации» посвящается внутреннему миру философов.
Ансельм Кентерберийский Философ, живший во времена Средневековья, внесший вклад в развитие богословия. Некоторые зовут его отцом схоластики. Использовав в своей центральной работе «Proslogion»» онтологические доказательства, привел нерушимые свидетельства существования Бога. Существование бога доказывало само его определение. Бог – нечто совершенное. Он творит вне человека и его мира. Одно из главных высказываний мыслителя «Верю, чтобы понять». Среди учеников и последователей наиболее известен – Фома Аквинский. За вклад в развитие божественного учения Ансельм был канонизирован, а его ученики продолжили развивать учение.
Спиноза Еврейский философ. С юности увлекался лучшими еврейскими мыслителями. За ортодоксальные взгляды и сближение с сектантами был изгнан из еврейской общины. Новаторские идеи Спинозы шли в разрез с общественным консерватизмом. Рационалист бежал в Гаагу, где давал частные уроки и шлифовал линзы. В свободное время писал труды. Одна из его работ «Этика» обрела известность только после смерти Спинозы от туберкулеза. В ней он попытался собрать воедино древнегреческое, средневековое, неоплатоновское учение, схоластику и стоицизм.
Артур Шопенгауер Стал живым доказательством того, что имея некрасивую внешность, пессимистический взгляд на мир, одинокую жизнь с матерью и котом, можно стать выдающимся мыслителем своего времени. Учение Платона и сформировали его яркие иррациональные идеи. Шопенгауер одним из первых мыслителей предпринял попытку соединить западную и восточную культуры. Уделял внимание человеческой воле. Знаменитое высказывание «Воля – вещь в себе». Воля определяет существование и оказывает на него влияние. Шопенгауер определил три способа достойной жизни: следование искусству, моральному аскетизму или философии. Утверждал, что искусство исцеляет душевные страдания.
Фридрих Ницше Некоторые упрекают Ницше в склонности к фашизму, что неверно. Националисткой была его сестра. Сам Фридрих был скептик не заботился о том, что происходит вокруг. Он создал самобытное учение, поставив под сомнения существующие моральные принципы, вероисповедание и нормы. Первая работа «Рождение трагедии», в которой он рассуждает о вопросах морали поставила общественность в ужас. Ввел понятие сверхчеловека, стоявшего в стороне от вопросов морали и этики, добра и зла. Мировоззрение Ницше легло в основу экзистенциализма
Джон Локк Английский философ, оставивший след в религии, теории государства и других науках. Начинал как преподаватель греческого и философии. Знакомство с Эшли Купером сыграло для него важную роль, поскольку после эмиграции в Голландию для него начался плодотворный творческий период. Основная его работа «Опыт о человеческом разумении». «Послание о веротерпимости» отражает взгляды Локка к на устройство церкви, вероисповедание и свободу совести.

Среди отечественных мыслителей можно отметить имена: Циолковского, Вернадского, писателя Льва Толстого, Николая Лосского, Владимира Ленина, Григория Зиновьева.

Философия и философы будут существовать в любой исторической эпохе, формируя новые концепции и дополняя старые. В этом есть ее глобальность и универсальность, как науки.

В этой статье мы попробуем разобраться, что такое философия или чем является философия. Скажем сразу: мы не претендуем на абсолютную объективность и научность, а просто хотим дать представление о философии тем, кто мало или вообще ничего не знает об этом интереснейшем предмете. Начнем, как обычно, с происхождения слова, а потом уже перейдем к научному определению философии и описанию ее разделов и методов исследования.

Что означает философия

Слово "философия", как и многие другие названия предметов и научных дисциплин, пришло к нам из древнегреческого языка. Стоит отметить, что древнегреческих заимствований в русском языке великое множество, причем особенно много их в научном аппарате практически любой дисциплины. Состоит слово "философия" из двух греческих слов: ????? (читается как "филиа") - любовь и????? (читается как "софиа") - мудрость. Таким образом, мы получили непосредственное значение этого предмета. Философия - это любовь к мудрости.

Если же говорить о том, что является предметом философии, то можно охарактеризовать философию как науку, занимающуюся изучением фундаментальных принципов существования (человека и мира) и познания (мира человеком). Иными словами, философия - это та дисциплина, которая пытается ответить на вопрос о том, как устроен мир и каково место человека в нем. Теперь поговорим об этом более подробно.

Что изучает философия - сущность науки

Здесь мы не будем изобретать велосипед и просто расскажем вам о традиционных определениях. Дело в том, что ученые-философы не любят давать никаких определений философии, нередко говоря о том, что таких определений попросту не существует. Однако начинающему изучение этого предмета (по желанию или по необходимости) такие определения все же нужны.

Итак, философия занимается исследованием первопричин, основ сущего, существования. Это те универсальные принципы, по которым существуют и изменяются бытие и мышление, пытающееся познать бытие. С точки зрения традиционной философии бытие - это и мыслимое, и мысль. То есть и предмет, и мысль о нем суть одно и то же. Философы давно поняли, что в своих вариантах и частностях мыслимое необозримо. Поэтому они стали концентрироваться на общих категориях и первопричинах существования. Сложность, однако, заключается в том, что эти категории свои для каждой эпохи и, более того, - для каждого философского направления. О философских направлениях и школах рассказывать мы не будем, а сразу перейдем к разделам философии. Во-первых, школ философии очень много, а во-вторых, каждое направление заслуживает особого внимания и отдельной статьи.

Разделы философии

Философия - весьма сложная наука, поскольку сложен сам предмет ее изучения. Именно поэтому до сих пор не существует четких границ и в определении ее дисциплин или разделов. Потому будем и здесь опираться на традиционное деление. Традиционно философия включает в себя такие разделы, как онтология, метафизика, логика, этика, эстетика и эпистемология. Теперь рассмотрим каждый из них более подробно.

Онтология

Онтология занимается исследованием собственно бытия, основ существования, то есть самых общих вопросов. По сути, онтология - это попытка наиболее общего описания бытия, существования без привязки к какой-либо дисциплине. Эта дисциплина пытается познать бытие как единство и совокупность всех видов реальности: объективной, субъективной, реальной, виртуальной и физической.

Метафизика

Метафизика - это дисциплина, исследующая первоначальную природу реальности, отвечающую на вопрос о том, откуда все пошло. Таким образом, метафизика пытается выяснить истинную природу и причину возникновения бытия и реального мира. Существуют так называемые метафизические вопросы, ответы на которые в каждое время были и, наверное, будут свои. Главные вопросы (сводящиеся, в общем, к одному и тому же) следующие: Каковы начала начал? Каковы истоки истоков? Что есть причина причин? Если онтология занимается изучением самого существования, то метафизика - изучением причины существования.

Логика

Логику также относят к разделам философии, поскольку она изучает мышление: как оно устроено, по каким законам существует, какие формы имеет. По сути, логика - это наука о познавательной интеллектуальной деятельности, а также наука о законах и формах правильного мышления. Также логику нередко называют и наукой о способах рассуждения и способах доказательств и опровержений, так как мышление в языке оформляется в виде рассуждения.

Этика

Этика занимается исследованием нравственности и морали в общем смысле, а также нравственных и моральных норм различных социальных групп и слоев общества. Вот три основные проблемы, которые этика пытается решить уже на протяжении многих веков:

  1. Проблема назначения человека и смысла жизни.
  2. Проблема определения критериев добра и зла.
  3. Проблема справедливости.

Эстетика

Эстетика занимается исследованием чувственного, эстетического восприятия реальности. В общем смысле это отношение к искусству и к природе, проявление высоких чувств в наслаждении чем-либо или в творчестве. Эстетику нередко называют учением о сущности прекрасного и его формах в жизни в природе и в художественном творчестве. Что касается искусства, то оно является одним из основных объектов исследования эстетики, как особая форма общественного сознания.

Эпистемология (гносеология)

И несколько слов об эпистемологии. Существует научный синоним этого слова - гносеология. По сути, эпистемология (или гносеология) изучает возможность познания человеком мира в целом и самого себя в мире. Таким образом, для эпистемологии главной проблемой является проблема познания истины и смысла существования. Здесь опять же не будем вдаваться в подробности, поскольку каждая школа и каждый крупный ученый-философ по-разному отвечают на этот вопрос.

Философские методы исследования

Различают несколько основных методов, с помощью которых философы осуществляют познание бытия и сущего. Это такие методы, как метафизика, диалектика, эклектика, догматизм, герменевтика и софистика. Теперь несколько слов о каждом из них.

  1. Метафизика - такой метод познания, при котором все объекты рассматриваются обособленно, статично и однозначно. То есть все объекты исследуются сами по себе, без взаимосвязи между ними, без учета развития и изменений, а также без учета возможных внутренних противоречий.
  2. Диалектика, в противоположность метафизике, рассматривает объекты с учетом их изменений и развития, а также внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей, причин и следствий.
  3. Эклектический метод познания заключается в произвольном соединении различных разрозненных фактов, концепций, понятий и т.д., которые не имеют единого начала. В результате получаются весьма поверхностные выводы, кажущиеся, однако, весьма правдоподобными и привлекательными. Во все века этот метод был востребован теми, кому было необходимо формировать массовое сознание и общественное мнение.
  4. Догматическое познание мира осуществляется с помощью четко определенных и принятых догм - недоказуемых убеждений, которые носят абсолютный характер. Данный метод сейчас практически не используется и был более характерен для средневековых философов.
  5. Герменевтика - это одновременно и философский, и лингвистический, и литературоведческий термин. Суть герменевтики заключается в правильном истолковании смысла того или иного текста, что приводит к более объективным с точки зрения науки результатам.
  6. Софистика - это метод выведения логически правильных, но по сути ложных посылок, используемый больше для побед в спорах и конфликтах, чем в познании истины, чем должна заниматься философия.

Существует также несколько философских направлений, которые можно назвать и методами философии. Это материализм, идеализм, рационализм и эмпиризм.

  1. Материализм подразумевает под собой реалистичное восприятие материи, при котором действительность воспринимается полностью реальной. Сознание материалисты относят к части материи.
  2. Идеалисты воспринимают материю как производную идею сознания, основополагающую идею, которая породила все вокруг.
  3. Рационалисты твердо убеждены в том, что истина может быть понята только разумом. При этом они отрицают влияние личного опыта и ощущений.
  4. Эмпиризм, наоборот, признает познание только в результате собственного, личного опыта и чувственных ощущений.

Итак, мы рассмотрели основные разделы философии и методы познания, выяснили, в чем состоит философия. Думаем, что вам понятно теперь, что философия - дисциплина очень и очень непростая. Но что дает философия обычному человеку? На самом деле очень многое. На вопрос о том, в чем смысл философии, можно ответить так. Философия в значительной степени формирует мировоззрение человека, заставляя его задумываться о своем месте в мире, об основополагающих категориях бытия, нравственных нормах и о поведении в обществе.

В настоящее время в философской литературе имеется ряд определений философии. Вот некоторые из них:

    Философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания.

    Философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, познания.

    Философия – это наука о всеобщем (Гегель).

    Философия – это учение об отношении человека к миру.

    Философия – это знание о мире, пропущенное через душу человека.

    Философия – это критическое отношение к миру, учение об отношении человека к миру, о его познавательных способностях и возможности творить добро и зло.

Предметом философии является всеобщее, то есть то, что присуще всем областям (частям) действительности, что отражает их сущность и является наиболее устойчивым. Первые философские школы Древней Греции искали то единое, неизменное, из чего, по их мнению, состоит всё многообразие мира. Они назвали это первопричинами, первоначалами (архэ) всего сущего. Так, Фалес, первый из семи мудрецов, провозгласил первоначалом воду (влажное), его последователь Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит -_атом (нечто неделимое, абстрактное, умопостигаемое, чувственно не воспринимаемое начало, подобное бытию Парменида). Это были первые материалистические представления о первоначалах.

У Платона и его последователей, названных впоследствии идеалистами, первоначалом (всеобщей основой) являлись нематериальные сущности. Платон назвал их идеями, эйдосами, парадигмами, Аристотель – формами и т.д. Под всеобщим можно подразумевать не только первоначала и первопричины, но и всеобщие формы мышления: понятия, принципы, законы. У Гераклита таким всеобщим законом, который «правил всем при помощи всего» был Логос.

Философские понятия.

Всеобщие свойства мира выражаются через категории, принципы и законы.

Всеобщие понятия носят название категорий, к которым относятся: бытие, материя, сознание, движение,пространство, время отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность иявление, общее, особенное, единичное, свобода и др.

БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человека.

СОЗНАНИЕ – способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, высшая способность к адаптации в мире и к его преобразованию.

ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мыслительными процессами.

ПРОСТРАНСТВО – форма существования вещей в их координационной связи и субординации, характеризуется трёхмерностью и изотропностью (равноправностью всех направлений).

ВРЕМЯ – форма последовательной смены существования вещей и их состояний, характеризуется длительностью, однонаправленностью и необратимостью существования вещей.

ОТНОШЕНИЕ – опосредованная связь между вещами, явлениями и свойствами объектов.

ПРИЧИНА – это явление (событие), порождающее другое явление (событие).

СЛЕДСТВИЕ – явление, порождённое причиной.

НЕОБХОДИМОСТЬ - это такое отношение между явлениями, которое определяет их существование; сужение этого отношения ведёт к сужению возможностей существования этих явлений.

СЛУЧАЙНОСТЬ – форма проявления и дополнения необходимости.

ЦЕЛОЕ – это когерентность, согласованность (синергийность) поведения элементов системы; единство связей и отношений между элементами, образующее интегративное качество, присущее целому и отсутствующее у отдельных частей.

ЧАСТЬ – элемент целого, который, однако, представляет собой самостоятельное целое, но в данном отношении подчиняется целому.

ЯВЛЕНИЕ – сущее как таковое или внешнее проявление, обнаружение сущности.

СУЩНОСТЬ – это основание явления, а также вся совокупность возможностей проявления и дальнейшего развития этого основания. Основанием можно назвать систему законов, управляющих данным явлением.Явление существенно, сущность является (Гегель).

ОБЩЕЕ – свойство, присущее всему классу рассматриваемых явлений.

ОСОБЕННОЕ – свойство, присущее некоторым явлениям рассматриваемого класса.

ЕДИНИЧНОЕ – свойство, присущее одному конкретному явлению.

СВОБОДА – осознанный непринуждённый выбор субъекта на основе познанной закономерности (необходимости).

Итак, философия имеет свой ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ философии – общие и всеобщие свойства, законы, отношения в мире, включая человека и его сознание.

ПРЕДМЕТ – это выделенная часть объекта. Но поскольку предмет философии – тоже всеобщее, то объект и предмет познания в ней совпадают!

Предмет и объект философии соотносятся по степени общности – они в конечном счёте тождественны, чего мы не находим ни на одном другом уровне познания.

Из сказанного вытекает, что формирование объекта и предмета философии одновременно создаёт и особую специфику философии, особую структуру её знаний и особую роль в обществе.

В Риме, в Ватиканском дворце, находится зал, на одной из стен которого размещается знаменитая фреска Рафаэля «Философия» (1508-1511), получившая в 17 веке название «Афинская школа».

Её содержанием является эмоциональное отношение художника к принципу единства фундаментальных закономерностей мироздания и фундаментальных ценностей человеческой жизни, или, другими словами, к принципу единства философской теории и житейской практики. Это тот самый принцип, который так волновал много лет спустя Иммануила Канта. В тщетных поисках этого принципа он сформулировал в «Критике практического разума» (1788) свою мысль, ставшую его эпитафией: «Две вещи наполняют мой дух новым и всё большим благоговением – звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».

Любая развитая философская система покоится на трёх китах: РЕАЛЬНОСТЬ (будь то атомы Демокрита, идеи и вещи Платона, бытие с его атрибутами и вечным двигателем Аристотеля, божественная сущность и сотворённый ею материальный мир Августина и Фомы Аквинского, субстанция Спинозы, монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля, универсальная воля Шопенгауэра, брахман индийских философов, дао китайских мудрецов и т.д.),ИСТИНА, и ЦЕННОСТЬ. Эти понятия в истории философии могут, разумеется, подвергаться различным модификациям, развиваться и обобщаться, но они не могут «устареть». Это связано с тем, что они учитывают три минимальных требования общечеловеческого здравого смысла – принцип объективности мира, принцип его познаваемости и принцип осмысленности человеческого существования.

В связи с этим обретает особый интерес вопрос об истинности философского знания и о критериях такой истинности. Критерий истинности философского знания лежит за пределами этого знания по той причине, что философское знание есть своеобразная надстройка над теми видами знания, которые связаны непосредственно с практической деятельностью. Таковым, в конечном счёте, является научное знание, как естественное, так и социальное, охватывающее все сферы культуры. Преимущество имеет та философская система, критерий истинности которой совпадает с критерием истинности в науке. Так, многие философские принципы получили научное подтверждение. Рассмотрим некоторые из них.